Технологическое присоединение сегодня — нормы, законы, правила

Законодательные нововведения в части технологического присоединения к электрическим сетям были рассмотрены в ходе практического семинара 25 и 26 мая 2023 года в Санкт-Петербурге. Спикерами практического семинара «Изменения законодательства в области технологического присоединения к электрическим сетям, тарифного и антимонопольного регулирования», организованного учебным комплексом «Россети Ленэнерго», выступили представители Федеральной антимонопольной службы, Минэнерго России, ПАО «Россети». В программу вошел ряд вопросов, посвященных тарифному регулированию, реформам по технологическому присоединению, консолидации объектов электросетевого хозяйства и многому другому. Мероприятие проводилось при информационной поддержке журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение». Ключевые моменты — в нашем обзоре.

О развитии тарифного регулирования слушателям семинара рассказал заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Сергей Дудкин.

Свое выступление спикер начал с укрупненных нормативов цены типовых технологических решений объектов капитального строительства в электроэнергетике. По словам Сергея Дудкина, предоставление полномочий Правительству РФ в части приостановки действия таких нормативов (постановление Правительства РФ № 912) стало одной из главных мер по преодолению кризиса в 2022–23 годах. «Минэнерго совместно с Россетями проводит работу по формированию новых значений укрупненных нормативов цены, — рассказал спикер. — Такой проект уже есть, но сами значения должны быть сформированы только к концу текущего года».

Далее Сергей Дудкин рассказал, о проекте федерального закона № 265464-8 «О внесении изменения в статьи 23.2 и 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», отметив, что нововведения позволят учесть понесенные расходы сетевых организаций, связанные с технологическим присоединением: «Поскольку стоимость строительства изменилась в 2022 году, а стандартизированные ставки, установленные годом ранее, этого не учитывали, сетевые организации зачастую несли расходов больше, чем покрывалось стандартизированной тарифной ставкой».

Еще одно грядущее нововведение, отмеченное спикером, — это проект по «регуляторным соглашениям». По словам Сергея Дудкина, проект уже вносился в Правительство, однако был возвращен ФАС для прохождения всех процедур регуляторной гильотины. «Предлагается принять ряд решений, направленных на совершенствование тарифного регулирования в электроэнергетике: ввести «эталонный» принцип формирования тарифов, установить долгосрочные тарифы (5–10 лет); перейти на «регуляторные соглашения», ограничить возможности региональных органов регулирования принимать решения об установлении тарифов для граждан на коммунальные услуги выше предельных уровней без согласования с ФАС России», — рассказал спикер.

Сами «регуляторные соглашения» Сергей Дудкин назвал инструментом, позволяющим на долгосрочный период зафиксировать ставки тарифов или определить формулу и порядок их определения. Такие соглашения заключаются между ТСО и регулятором публично по инициативе ТСО, на срок не менее 5 лет.

Затем спикер обозначил основные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок ценообразования при технологическом присоединении к электрическим сетям и регулирующие вопросы льготного ТП, а также остановился на законодательных нововведениях в части учета электроэнергии выдаваемой потребителям, порядка учета экономии расходов на оплату потерь, новой методики расчета тарифов для населения.

Особый акцент Сергей Дудкин сделал на интеллектуальных приборах учета: «Фактически интеллектуализация учета электроэнергии приведет к тому, что с 2025 года желающим выйти на оптовый рынок электроэнергии не нужно будет проектировать и строить АСКУЭ, получать свидетельство Росстандарта о классе их точности, производить весь этот комплекс дорогостоящих работ. По сути, происходит снятие административного барьера и облегчение доступа к операциям на оптовом рынке электроэнергии».

Все рассмотренные вопросы спикер подкрепил практическими примерами, а также представил обзор судебной практики по разрешению тарифных споров и ответил на многочисленные вопросы слушателей семинара.

Продолжило практический семинар выступление начальника отдела Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Дмитрия Ильина.

Главной темой выступления стал Федеральный закон от 06.02.2023 № 12-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

«Главная заслуга Минэнерго в том, что № 12-ФЗ вообще принят и до настоящего времени не отменен. По сути, он произвел перенастройку всего механизма льготного ТП», — констатировал Дмитрий Ильин.

По словам специалиста Минэнерго, действовавшее в течение многих лет льготное технологическое присоединение стало причиной ряда серьезных проблем:

  • была выстроена избыточная и не обеспеченная спросом инфраструктура;
  • происходили многочисленные случаи злоупотребления со стороны недобросовестных заявителей;
  • отсутствовал адресный подход к льготам;
  • в силу всего вышеперечисленного, у ТСО не было источника финансирования для проведения программ модернизации электросетевого хозяйства.

Для решения данных проблем были приняты следующие меры:

  • перечень льготных категорий заявителей был закреплен законодательно;
  • плата за ТП была доведена до экономически обоснованной;
  • субъекты РФ получили расширенные полномочия по поддержке отдельных отраслей экономики.

При этом новые условия ТП не распространяются на уже реализуемые инвестиционные проекты, сделал акцент Дмитрий Ильин.

Кроме № 12-ФЗ, спикер рассмотрел и другие НПА, в том числе постановления Правительства РФ № 1178, 2566, 639, 360, 1711 и иные. Данными НПА вводится ряд новшеств, ключевыми из которых спикер назвал:

  • создание Единого портала технологического присоединения;
  • сокращение количества документов, оформляемых в ходе процедуры ТП;
  • закрепление категорий заявителей, в отношении которых ТП осуществляется в течение 30 рабочих дней;
  • интеграцию ТП с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА);
  • изменения в части технологического присоединения участков СНТ;
  • присоединение застройщиков при комплексном освоение территории.

В завершение спикер рассказал также о том, какие еще проекты нормативно-правовых актов в части регулирования процедуры ТП разрабатываются на текущий момент. Среди них Дмитрий Ильин выделил проекты, посвященные совершенствованию процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе сокращения количества документов, прилагаемых к заявке на ТП); порядка заключения договоров энергоснабжения гражданами, осуществляющими ведение садоводства или огородничества; технологического присоединения резидентов особых экономических зон.

Концепция эталонного регулирования стала главной темой выступления начальника отдела регулирования электросетевого комплекса и формирования балансов Управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Максима Пальянова.

При действующей методологии расчета OPEX территориальных сетевых организаций темп роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии ограничивается предельными уровнями, определяемыми прогнозом Минэкономразвития, рассказал Максим Пальянов. «Эти индексы, спустя десять лет, уже не приводят к эффективности, а просто снижают операционные расходы сетевых организаций. То есть, не обеспечивают достижения той главной цели, ради которой они и были приняты», — резюмировал спикер. Ответом на данный вызов и стало создание нового подхода — концепции эталонного регулирования, рассказал Максим Пальянов. «Эталонное регулирование затронет только операционные (подконтрольные) расходы, — сделал акцент спикер. — У нас будет соответствующее определение, которое будет звучать так: экономически обоснованная величина операционных (подконтрольных) расходов, связанная с осуществление регулируемой деятельности по передаче электрической энергии, определяемая методом эталона».

Значения эталонов будут утверждаться Правительством РФ и ежегодно индексироваться на уровень инфляции, при этом пересмотр эталонов планируется производить не чаще, чем один раз в три года. Эталоны будут устанавливаться для каждого субъекта РФ, для каждого вида оборудования и группы масштабов ТСО.

Масштабы ТСО в свою очередь будут определяться на основании данных 2020 года о фактическом составе оборудования, а для ТСО, созданных позднее 2020 года, — по аналогичным данным за последний отчетный период текущего года. Группа масштаба может быть пересмотрена, но только в случае изменения значений эталонов затрат, рассказал Максим Пальянов.

Предполагается, что введение эталонного метода затрат повысит эффективность тарифного регулирования электросетевого комплекса и окажет положительные эффекты на всех участников рынка. Так, например, для потребителя процесс формирования тарифов станет более прозрачным, а за счет достаточности средств на содержание и модернизацию сетей повысятся качество и надежность энергоснабжения. Положительными эффектами для сетевых организаций станут отсутствие субъективных критериев при утверждении базового уровня операционных расходов и ежегодная их индексация на экономически обоснованном уровне.

Вторая часть выступления Максима Пальянова была посвящена конкретным нововведениям 2023–2024 годов в части индексации тарифов. Среди таких нововведений: переход на электронную подачу тарифных заявок, цифровой проект ФАС России «Тарифный светофор», сводный прогнозный баланс электрической энергии и мощности, а также многое другое. Кроме того, спикер коснулся порядка рассмотрения разногласий и досудебных споров в ФАС России.

В завершение выступления Максим Пальянов уделил внимание консолидации ТСО. Ключевым моментом в данном процессе стало введение новых критериев сетевых организаций, утвержденных в апреле 2022 года, таким образом, сегодня, спустя уже более года, можно говорить о конкретных эффектах, считает спикер.

Среди таких эффектов специалист ФАС назвал:

  • укрупнение ТСО;
  • уход с рынка неквалифицированных участников;
  • ускорение консолидации объектов электросетевого хозяйства;
  • снижение нагрузки на регулирующие органы.

Говоря о динамике данного процесса, Максим Пальянов также отметил, что фактические показатели консолидации оказались ниже плановых. Так, например, планировалось снизить количество ТСО в стране в период 2022–2023 годов с 1658 до 933. Фактически же на сегодня в стране действует 1291 сетевая организация. «Это связано с тем, что многие мелкие ТСО решили «укрупниться», чтобы соответствовать критериям», — пояснил спикер. К 2025 году по прогнозам регуляторов количество ТСО в России снится до 393, добавил Максим Пальянов.

Завершился семинар круглым столом, в ходе которого участники обсудили рассмотренные в рамках мероприятия вопросы.

Фото предоставлены пресс-службой ПАО «Россети Ленэнерго»

Больше фотографий в галерее Практический семинар «Изменения законодательства в области технологического присоединения к электрическим сетям, тарифного и антимонопольного регулирования»

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
Выставки, семинары, конференции За рубежом
Британский опыт, электробезопасность КЛ и расчет сечения токопроводящих жил. Обзор докладов первой секции Международной онлайн-конференции «Высоковольтные воздушные и кабельные линии электропередачи: актуальные вопросы и тенденции»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»