Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков могут быть пересмотрены и снижены

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

Одной из составляющих цены (тарифа) на электрическую энергию является сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков, которая по своей сути является вознаграждением гарантирующего поставщика за его услуги.

Гарантирующий поставщик — это статус, который получает энергосбытовая компания в зоне деятельности. Данный статус обязывает заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, расположенным в этой зоне.

Размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, составляющей около 5% от цены на электрическую энергию, также регулируется государством. Окончательный размер на календарный год устанавливает региональное тарифное ведомство.

С июля 2018 года действуют сбытовые надбавки, установленные с применением метода сравнения аналогов (эталонов затрат), рассчитанные исходя из Методических указаний по расчету сбытовых надбавок ФАС России1.

В основе расчета сбытовой надбавки лежит «эталонная выручка» гарантирующего поставщика, определяемая на основе эталонов затрат гарантирующего поставщика умноженных на количество точек поставки, то есть мест исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, значения которых устанавливаются отдельно для определенных групп (категорий) потребителей:

  • население, проживающее в городских населенных пунктах;
  • население, проживающее в сельских населенных пунктах;
  • исполнители коммунальных услуг (определенные пунктом 71(1) Основ ценообразования);
  • иные потребители, приравненные к населению;
  • и др.

Эталоны затрат для разных групп потребителей различны, поэтому важное значение приобретает правильное отнесение потребителя (точки поставки) к той или иной подгруппе.

Так, по итогам рассмотрения ряда судебных споров с АО «ТНС энерго Карелия»2 управляющие компании / ТСЖ, приобретающие электроэнергию только для содержания общего имущества многоквартирных домов, и не приобретающие ее для оказания коммунальных услуг, стали относиться судами не к подгруппе потребителей «исполнители коммунальных услуг», а к подгруппе потребителей «население».

Основанием для такого подхода стала формулировка п. 10 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок ФАС России, согласно которому эталоны затрат гарантирующих поставщиков устанавливаются отдельно, в том числе для исполнителей коммунальных услуг (определенных пунктом 71(1) Основ ценообразования3). Именно п. 71(1) Основ ценообразования определяет «исполнителей коммунальных услуг» как ТСЖ/УК, которые приобретают электрическую энергию для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов.

Судебное толкование свелось к тому, что соединительный союз «и» означает одновременное наличие и того, и другого. То есть отнесение точки поставки к подгруппе «исполнители коммунальных услуг» возможно при одновременном наличии двух условий, предусмотренных п. 71(1) Основ ценообразования: 1) приобретение электрической энергии для предоставления коммунальных услуг собственникам и 2) для содержания общего имущества многоквартирных домов.

Следовательно, точки поставки по договорам с УК/ТСЖ на оказание только одной услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов, не могут относиться к подгруппе «исполнители коммунальных услуг». Такие точки поставки относятся к категории население, так как в конечном итоге электроэнергия на общедомовые нужны приобретается исполнителями коммунальных услуг для граждан и оплачивается ими же.

Адвокат Kulik & Partners Law.Economics, Мария Канунцева, приходит к выводу, что приведенное выше судебное толкование маскирует законодательный пробел в связи с отсутствием четкой нормы об отнесении точки поставки для содержания общего имущества многоквартирных домов к конкретной группе потребителей, а формирующийся подход не позволяет учесть гарантирующим поставщикам все расходы/недополученные доходы, связанные с организацией работы с исполнителями коммунальных услуг.

Татьяна Басова, руководитель направления экономических исследований Kulik & Partners Law.Economics, добавляет, что в такой ситуации для гарантирующих поставщиков существуют высокие риски плановой/внеплановой тарифной проверки со стороны ФАС России, по итогам которой возможна выдача предписания об исключении излишне полученных доходов за прошлые периоды в составе установленной сбытовой надбавки, а также исключение из необходимой валовой выручки затрат, связанных с организацией работы с исполнителями коммунальных услуг, в последующие периоды регулирования. Поскольку предписание ФАС России об устранении выявленных нарушений выдается по результатам проведения плановых и внеплановых проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), для гарантирующих поставщиков такие меры тарифного контроля повлекут снижение необходимой валовой выручки и уровня сбытовой надбавки.


  1. Приказ ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17 “Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов”.
  2. Решение Верховного суда Республики Карелия от 28.10.2020 г. № 3а-94/2020, Решение Верховного суда Республики Карелия от 04.04.2020 г. № 3а-1/2022, Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 04.03.2021 г. № 66а-109/2021, Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2020 г. № 88а-19628/2020, Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2021 г. по делу № 88а-2080/2021.
  3. Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Источник: руководитель направления экономических исследований Kulik & Partners Law.Economics Татьяна Басова, адвокат Kulik & Partners Law.Economics Мария Канунцева

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»