QR-коды улучшают взаимодействие с потребителями

Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» продолжает наблюдать за опытом зарубежных электросетевых компаний в области применения современных технологий для повышения эффективности взаимодействия с потребителями. В последние годы все больше компаний для этих целей используют QR-коды, размещаемые на информационных табличках подстанций, ТП, РП, опорах линий электропередачи и щитах учета.

Маркировка электросетевых объектов с использованием QR-кодов применяется многими зарубежными и отечественными компаниями уже длительное время. С их помощью обслуживающий персонал компаний получает доступ к журналам технического обслуживания, паспортам электросетевых объектов и отдельного оборудования, также с их помощью укоряется ввод данных о проведенных операциях. Во взаимодействии с потребителями QR-коды чаще всего используются для ускорения оплаты счетов за электроэнергию.

Однако некоторые зарубежные компании продвинулись несколько дальше и предлагают своим потребителям дополнительные сервисы с использованием QR-маркировки.

Сканируя QR-коды, размещенные на опорах ЛЭП, с помощью специального приложения, потребители таких компаний, как APG (Австрия), Con Edison (США), или Enel (Италия, Испания, Латинская Америка) получают доступ к информации об аварийных отключениях и сроках проведения аварийно-восстановительных работ. С помощью этого же приложения потребитель может отправить информацию об аварии в соответствующую службу компании. Одновременно с сигналом об аварии передаются данные о линии и координаты конкретной опоры для сокращения времени прибытия аварийно-восстановительной бригады на объект.

Помимо сообщений о чрезвычайных ситуациях, QR-коды используются для поиска информации о безопасных расстояниях, которые необходимо соблюдать при работе в охранных зонах электроустановок, находящихся под напряжением.

Специалисты этих компаний отмечают, что благодаря внедрению таких систем время реагирования на аварии сократилось на 30%, количество инцидентов с участием населения снизилось на 18%, а уровень информированности жителей, по данным социологического опроса, вырос на 35%.

Дополнительные сервисы, внедряемые отдельными компаниями с помощью QR-кодов, — это обеспечение потребителям удаленного доступа к данным прибора учета электрической энергии и возможность отправки анонимного сообщения о хищениях электроэнергии. К примеру, по итогам пилотного внедрения такой системы в Enel Distribuição São Paulo в 2024 году было отмечено сокращение случаев самовольного подключения на 15%.

Таким образом QR-коды демонстрируют свою эффективность в качестве простого, недорогого и масштабируемого инструмента цифрового взаимодействия между электросетевыми компаниями и потребителями, а также между персоналом и инфраструктурой. Их применение выходит далеко за пределы оплаты счетов и охватывает ключевые направления современной энергетики: повышение надежности и безопасности, цифровизацию услуг, вовлечение в программы энергосбережения, поддержку устойчивого развития и улучшение клиентского опыта. Они становятся неотъемлемым элементом «умной» и клиентоориентированной энергетической инфраструктуры. Их дальнейшее применение будет способствовать повышению управляемости сетей, устойчивости энергоснабжения и цифровой зрелости отрасли в целом.

Подготовлено с использованием материалов: APG, Con Edison, Enel

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»