Проблемы «выхода из котла» и малой генерации. Обзор расширенного заседания Комитета Госдумы по энергетике

21 февраля состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике, посвященное обсуждению инициатив ПАО «Россети» в части изменения принципов оплаты услуг по передаче электроэнергии, а также по ужесточению условий развития локальной генерации электроэнергии на промышленных площадках потребителей. В заседании приняли участие представители Минэнерго и ФАС России, ПАО «Россети», НП «Совет рынка», крупных потребителей электроэнергии, отраслевых ассоциаций. Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» следил за ходом заседания. Ключевые моменты — в нашем обзоре.

Открывая заседание, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике Павел Завальный напомнил собравшимся, что ПАО «Россети» направило в адрес Президента Российской Федерации ряд предложений. Суть первого из них заключается в ограничении перехода потребителей на собственные объекты производства электрической энергии (так называемый «выход из котла»). Другое предложение ПАО «Россети» связано с переводом промышленных потребителей на оплату услуг по передаче электроэнергии по принципу «бери или плати».

Инициативы энергетиков были поддержаны главой государства, подчеркнул Павел Завальный: «Мы дождались решения — есть поручение Президента по этому вопросу, и соответственно мы просто обязаны его выполнить. Задача нашего Комитета — обсудить эти вопросы, зафиксировать проблемы, предложить конкретные меры для системного решения проблемы. Существующая экономическая модель по оплате услуг по передаче электроэнергии, приводит к росту нагрузки на тех потребителей, которые остаются в «котле». А на фоне проблем перекрестного субсидирования это приводит к непрозрачности затрат и к неэффективности развития самого электросетевого комплекса».

Вопрос пересмотра данной экономической модели очень непростой и требует деликатного подхода, считает Павел Завальный, однако в перспективе «это приведет к более справедливому распределению затрат на содержание электросетевого комплекса, к более правильным экономическим сигналам его инвестиционного развития».

«Переход на новую модель позволит наконец-то создать интегрированный оптово-розничный рынок электроэнергии, — говорит Павел Завальный. — А это в свою очередь позволит нам достичь правильных экономических целей и для сетевого комплекса, и для потребителей».

Более подробно об инициативах ПАО «Россети» рассказала заместитель генерального директора компании по реализации услуг и транспорту электроэнергии Елена Андреева.

Прежде всего, речь идет о переводе промышленных потребителей на оплату услуг по передаче электроэнергии по заявленной максимальной мощности. Сегодня объем неиспользуемой максимальной мощности по отдельным группам потребителей составляет до 60–70% от объема, заявленного при технологическом присоединении. Среднее значение загрузки центров питания напряжением 35 кВт и выше не превышает и 60%. Растут объемы строительства объектов электросетевого хозяйства для энергоснабжения новых потребителей вместо использования незагруженных сетевых мощностей. В итоге происходит рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии для всех потребителей, а поскольку он ограничен в пределах не выше инфляции, это приводит к недофинансированию инвестиционных программ сетевых организаций и снижает надежность энергоснабжения.

По данным ПАО «Россети», в 2011–2021 годах прирост заявленной потребителями мощности согласно выданным актам о технологическом присоединении составил 122 ГВт, а прирост фактической потребляемой мощности за счет указанных потребителей составил только 9,5 ГВт. При этом вне зависимости от включения экономически обоснованных затрат на подключение новых потребителей в плату за технологическое присоединение, при длительном неиспользовании потребителем зарезервированных под него сетевых мощностей затраты на их содержание перекладываются на всех остальных потребителей в регионе.

Потребитель же не несет ответственность за корректность заявленной при технологическом присоединении мощности и не заинтересован в повышении эффективности использования сетевых ресурсов. А сетевые компании обязаны поддерживать мощности в работоспособном состоянии независимо от фактической загрузки для всех потребителей, что становится дополнительным фактором роста сетевых тарифов для всех потребителей.

Для повышения эффективности работы ТСО, обеспечения справедливого и равного распределения финансовой нагрузки между потребителями и их стимулирования к разумному поведению при «заказе» максимальной мощности при осуществлении технологического присоединения, ПАО «Россети» и предлагает перейти на принцип «бери или плати» при оплате услуг по передаче электрической энергии новыми потребителями с максимальной мощностью энергопринимающих устройств свыше 670 кВт. Расчет стоимости оказанных услуг по передаче электроэнергии предлагается производить по тарифу, состоящему из ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии. При этом объем услуг предлагается определять исходя из максимальной заявленной мощности энергопринимающих устройств потребителя.

Другое предложение ПАО «Россети» касается введения мер по ограничению перехода потребителей на собственные объекты производства электрической энергии («выхода из котла»). За счет выхода крупных потребителей из «котла» на прямые договоры с магистральными сетями или на собственную генерацию изменяется экономический баланс в электроэнергетике, что отрицательно сказывается на тарифах для других потребителей, на развитии малого и среднего бизнеса, поскольку происходит дополнительное увеличение затрат на содержание распределительной региональной сетевой инфраструктуры, оплату перекрестного субсидирования населения и различных социальных механизмов поддержки отдельных групп потребителей.

Эффект от ухода 1 ГВт генерации с оптового в розничный рынок приводит к росту стоимостной нагрузки для потребителей оптового рынка на величину порядка 7,2 миллиарда рублей в год, к этому добавляется неоплата такими потребителями услуг по передаче электрической энергии на величину порядка 15 миллиардов рублей в год.

Директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов подчеркнул, что проблема «ухода из котла» во многом произрастает из того, что государство решает часть важнейших социально-экономических задач, связанных, в частности, с развитием Крыма, Калининграда, новых территорий, поддержкой ВИЭ и т.д., через увеличение платежей за электроэнергию для всех участников экономики, за исключением льготных категорий. При этом собственная генерация, на которую переходят крупные потребители, уходя «из котла», сама по себе не является эффективной. Но становится таковой просто за счет неоплаты потребителями решений, о которых говорилось выше.

Минэнерго зачастую не в полной мере поддерживает решения, увеличивающие платежи и перекрестное субсидирование, но они и приняты, а потому должны быть исполнены. Точно также будут прорабатываться поручения Президента, связанные с изменением экономической модели в электросетевом комплексе. Они уже получены ведомством по итогам рассмотрения обращения ПАО «Россети».

Дополнительно на первом этапе реализации выдвинутых инициатив Минэнерго России предложено установить требование об обязательности поставки всей произведенной электроэнергии (мощности) генерирующим оборудованием установленной мощностью свыше 5 МВт на оптовый рынок. Данный вопрос обсуждался в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации Владимира Путина по результатам проверки исполнения и включен в разработанный Минэнерго России проект «дорожной карты» по вопросам функционирования электроэнергетики и гарантированного обеспечения доступной электрической энергией населения.

Обязательный вывод на оптовый рынок генерирующего оборудования установленной мощностью свыше 5 МВт предполагает необходимость оплаты всеми потребителями электроэнергии услуг по ее передаче с учетом перекрестного субсидирования и обязательных платежей на ОРЭМ, а также позволит обеспечить контроль за объемами производства электроэнергии таким оборудованием через применение единых правил оптового рынка.

С точки зрения Федеральной антимонопольной службы ситуацию рассмотрел начальник отдела тарифного регулирования электросетевого комплекса и формирования балансов ФАС России Максим Пальянов.

«Мы как служба сегодня видим активный выход из котлов не только крупных, но и средних потребителей. Особенно это заметно при формировании ежегодного сводного прогнозного баланса, в котором мы учитываем перетоки сетей. И каждый год к нам обращается какой-либо субъект РФ, который говорит о том, что потребитель ушел, и последствия всем понятны — рост тарифов на услугу по передаче. Только в этом году мы согласовали превышение в отношении 26 субъектов РФ», — рассказал спикер.

По словам Максима Пальянова, ФАС также получила ряд поручений Президента РФ по итогам рассмотрения обращения ПАО «Россети» и будет работать с ними. Возможно, целесообразным будет внедрение предлагаемых решений для начала в ряде пилотных регионов, для которых вопросы перекрестного субсидирования стоят особенно остро, подчеркнул спикер.

Свои возражения озвучили представители потребителей электроэнергии — Ассоциация «Сообщество потребителей энергии», Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская Сталь», ПАО «НК «Роснефть». Критические замечания, высказанные в ходе дискуссии, будут отражены в Решении Комитета.  

Подводя итоги заседания, Павел Завальный отметил, что Комитет будет рекомендовать Правительству РФ рассмотреть целесообразность создания межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования технологической и экономической основ интегрированного оптового рынка электрической энергии (мощности) и развития электросетевого комплекса. Вторая рекомендация, озвученная председателем Комитета, — ускорить рассмотрение и утвердить Концепцию и проект «дорожной карты» по вопросам функционирования электроэнергетики и гарантированного обеспечения доступной электрической энергией населения.

Министерству энергетики Российской Федерации Комитет рекомендует совместно с уполномоченными ФОИВ и заинтересованными организациями продолжить проработку вопроса перевода потребителей на оплату услуг по передаче электроэнергии исходя из максимальной мощности, заявляемой при осуществлении технологического присоединения, с учетом позиций участников расширенного заседания.

Также в решение внесена рекомендация проработать вопрос снятия установленных действующим законодательством ограничений на перераспределение мощности и на опосредованное технологическое присоединение, а также упрощения процедуры отказа потребителей от неиспользуемого сетевого резерва, с обеспечением публичного доступа к информации о доступной для перераспределения и опосредованного присоединения мощности.

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»