Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике Иван Грачёв: Итоги года

   Сфера, охватываемая  деятельностью Комитета Госдумы по энергетике очень широка, ведь ТЭК – это почти 80 процентов экономики России. Завершающийся 2014 год для парламентариев был нелегким. Кроме законотворческой работы, возникло множество неожиданных задач. Санкции, искусственное снижение цен на нефть, резко возросшая активность страны на восточном направлении – все заставляло действовать оперативно, но при этом точно и взвешенно. О том, что было сделано и предстоит осуществить комитету Госдумы по энергетике в ближайшей перспективе в интервью с председателем комитета Иваном Дмитриевичем Грачёвым:

– Иван Дмитриевич, с чего мы начнем – с международной деятельности комитета, вследствие всех чрезвычайных обстоятельств, или с плановой работы, связанной с законодательством по энергетике внутри страны?

И.Д.  Грачёв: Начнем с проблем, о которых президент страны упомянул в своем ежегодном Послании Федеральному собранию. Отчасти их мы упреждаем – и по взаимоотношению с партнерами на Западе и Востоке, и в том, что относится к нашей плановой законодательной работе. Президент говорит о создании условий для развития бизнеса. Думаю, не последнюю роль  тут играет повышение доступности энергетической инфраструктуры для предприятий, в том числе средних и малых. Именно для улучшения  условий ведения предпринимательской деятельности Госдумой был принят  федеральный закон «О внесении изменения в статью 232 Федерального закона «Об электроэнергетике». Закон направлен  на снижение административных барьеров, включая подключение к сетям. Предусматривается существенное сокращение сроков и стоимости прохождения процедур в сферах государственного регулирования. В общем, создаются те предсказуемые правила, о которых предприниматели действительно часто и справедливо рассуждают. Считаю это позитивным шагом, в какой-то мере облегчающим существование бизнеса. В тех же целях был вынесен на рассмотрение законопроект о разрешении генерирующим сетям продавать самим электроэнергию. Этого мы тоже будем добиваться.

– Часто вами ставится вопрос об усовершенствовании модели теплоснабжения, вы даже называли не раз этот вопрос приоритетным.  Известно, что приняты поправки к закону  «О теплоснабжении».

И.Д.  Грачёв:  По-прежнему я придерживаюсь мнения, что теплофикация, как отрасль, должна войти в состав Минэнерго. Однако у идеи этой есть серьезные противники. Вообще, реформа энергетической отрасли была неверна в своей основе. Сама базовая идея – осуществить либерализацию рынка и сделать доминирующими рыночные принципы – является утопической. В теплоэнергетике это ещё более очевидно. Вопросы теплоснабжения в большинстве городов реально всё равно контролируют муниципалитеты. Нигде по теплу нет работающих рыночных моделей, даже в самых северных странах. Следовательно, должны быть нормативы и централизованное управление ценами. А нормативы, как известно, в большинстве случаев закрепляются законодательно.
В части нормативов постепенное наступление на хаос мы ведем.  С этой точки зрения, даже «альтернативную котельную» я считаю позитивной мерой, хотя не очень верится в ее эффективность, как инструмента нормирования.
Повторяю, пока многое не удается, однако позитивные шаги по установлению контроля за отраслью уже сделаны. В 2014 году приняты  поправки, определяющие полномочия правительства и федеральных органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения в случае аварийных ситуаций. Исполнительная власть наделяется  функциями по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. И полномочиями по расследованию причин аварийных ситуаций, возникающих при теплоснабжении. А когда практики в этом начнут разбираться, то обязательно подойдут к истокам.  И выступят с трезвыми законодательными инициативами по этой проблеме. Я в этом уверен. О восстановлении единых теплоснабжающих организаций и возврате муниципального контроля за теплоснабжением для населения. Модернизировать теплоэнергетику без государственных вложений не получится. Одни либеральные заклинания тут не помогут. 

– Кстати, в 2014-м отложили введение социальных норм, и не в малой мере благодаря вашей позиции…

И.Д.  Грачёв:  Я был резко против социальных норм  на потребление электроэнергии, воды и тепловой энергии для населения. На той же позиции и остаюсь. Социальная норма выгодна тем, кто хочет повышения тарифов. Для некоторых регионов это могло стать катастрофой.  Иркутская область, к примеру, газифицирована всего на 11 процентов, угольное потребление практически ликвидировано. Введение социальных норм там бы вызвало плохую реакцию. Да, нужно укреплять платежную дисциплину, я с этим согласен – но без драконовских мер. Потому что население в подавляющем большинстве у нас и без того платит аккуратно. И потребляет мало. А соцнормы, если бы их ввели, породили хаос. Потому что все там было непродуманно. Доходило до того, что сторонники этой меры дачникам предлагали регистрироваться по месту, где расположен их участок с домиком…  Могли эти нормы коснуться и многодетных семей. Потому и провели мы в Госдуме целый перечень мероприятий на эту тему. Приглашали представителей регионов, самих разработчиков упомянутых норм, представителей Минэнерго. Пригласили и советника Президента РФ по местному самоуправлению. Итог считаю позитивным.

– А вот по  законопроектам  о перекрестном субсидировании и «последней миле» позиция Ваша с министерской совпала…

И.Д.  Грачёв: Предложение о полной отмене перекрестного субсидирования было абсурдным. У нас множество дотационных регионов, они к этому не готовы… 

–  А что Вы скажете об энергообеспечении Крыма?

И.Д.  Грачёв:  Как только появилась возможность, в Крым были направлены эксперты, чтобы привести в соответствие нормы, связанные с энергетикой и для срочного изучения состояния энергетических объектов. Ясно было, что Украина введет ограничения. В Госдуме, по моей инициативе, состоялось крупное рабочее совещание на тему «Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Крым и города федерального значения Севастополя как основа для социально-экономического развития региона». Обменялись мнениями по созданию оптимальной модели энергосистемы Крыма. 

– И каково Ваше мнение?

И.Д.  Грачёв: Я больше склоняюсь к предложению, которое мне высказал глава Законодательного Собрания  Севастополя Алексей Чалый. Надо разработать проект федерального закона, предусматривающего объединенную вертикально-интегрированную энергокомпанию в Крыму. Если мы не допустим в Крыму ошибок, которых понаделали в России, быстрей добьемся бесперебойного обеспечения  производственных мощностей и населения электроэнергией и теплом. 

– Что можно рассказать о международной деятельности комитета в 2014 году?

И.Д.  Грачёв: Я согласен с В.В. Путиным –  наша цель, действительно, в том, чтобы приобрести равноправных партнёров  как на Западе, так и на Востоке. В январе,  на встрече с депутатами Бундестага у нас в Москве, в Госдуме, был подписан Итоговый протокол по созданию Межпарламентской рабочей группы Россия – ФРГ по энергетике. Проведен был ряд встреч с немецкими парламентариями.  В марте я встречался с председателем Комитета по экономике и энергетике Бундестага г-ном Петером Рамзауэром. И мы с ним обсуждали вопросы поставки российского газа и возможного создания трехстороннего консорциума по украинской ГТС. Причем, на встрече с немецкой стороны присутствовали депутаты Бундестага, крупные предприниматели и представители банковского сообщества. В общем, все приобретало  зримые очертания, представители бизнеса уже  заявляли мне в частных беседах, что Вальтер Штайнмайер – министр иностранных дел ФРГ –  сделает отдельное заявление, касающееся украинских труб. Но вмешались знакомые всем события. Однако я и сейчас считаю, что надо встречаться и продолжать диалог. Невзирая на санкции, мы продолжаем работу в Межпарламентской рабочей группе по энергетике Россия-ЕС.  И с особой активностью усиливаем сегодня действия по налаживанию контактов с  депутатами национальных парламентов различных  европейских стран.
Но на планете не одна сторона света, есть и Восток, и в том числе – Дальний. Мы давно работаем на китайском направлении. Еще задолго до подписания последних договоров, старались не упустить ни одной возможности для диалога с китайскими партнерами. Теперь настало время во всем договариваться о конкретном. И в октябре я своим вступительным словом открыл Первый Российско-китайский форум по инвестициям в сфере энергетики. Согласитесь, когда  речь предметно заходит об инвестициях, то это свидетельствует о качественном углублении в экономическом сотрудничестве. Россия должна, на мой взгляд, продолжать диверсифицировать поставки нефти и газа на мировые рынки. Например, Япония может стать нашим партнером. Потребности в газе там, после аварии на Фукусиме, примерно 70 млрд кубометров в год. Японцы  готовы платить порядка 500–600 долларов за 1000 м3 газа. Их парламентарии, с которыми также я встречался,  обратились к своему правительству с предложением о прокладке газопровода из Сахалина. Выражает готовность закупать наш газ и Южная Корея. Один из самых перспективных рынков для России – это Индия. По всем этим направлениям мы ведем сейчас активную парламентскую работу. 

 

Источник: журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

 

 

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»