Правовые аспекты технологического присоединения. Обзор семинара

Учебным комплексом «Россети Ленэнерго» 23 и 24 мая 2024 года был проведен ежегодный практический семинар «Изменения законодательства в области технологического присоединения к электрическим сетям, тарифного и антимонопольного регулирования». Мероприятие состоялось на площадке Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты, спикерами выступили представители Федеральной антимонопольной службы, Минэнерго России, Системного оператора. Повестку семинара составили наиболее актуальные вопросы в части технологического присоединения: консолидация ТСО, планируемые в текущем году нормативно-правовые изменения, взаимодействие сетевых организаций с Системным оператором. Мероприятие проводилось при информационной поддержке журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение». Ключевые моменты — в нашем обзоре.

Заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Сергей Дудкин рассказал слушателям семинара о нововведениях в части тарифного регулирования, о том, как реализуется принятая ФАС концепция внедрения механизмов тарифообразования на долгосрочный период, и какие меры принимаются Службой для сокращения перекрестного субсидирования.

Также спикер затронул темы дифференцированных по объемам потребления тарифов на электрическую энергию, регуляторных соглашений, изменений в части сроков принятия тарифных решений и в порядке расчета платы за технологическое присоединение по заявкам, поданным с 1 июля 2024 года.

«Стратегическая цель консолидации территориальных сетевых организаций — гарантировать надежное энергообеспечение. Соответственно, на рынке нужны сильные игроки, а маленькие компании не всегда готовы справляться с теми вызовами, которые в нашей отрасли случаются», — подчеркнул начальник отдела Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Артем Паромов.

По словам спикера, консолидация ТСО сегодня является одним из самых болезненных вопросов в электросетевом комплексе страны. Артем Паромов напомнил, что на момент начала этого процесса количество ТСО превышало 1900, сейчас их количество сократилось до 900, а в 2025 году планируется, что по всей России останется только порядка 400 ТСО.

По сравнению с прошлым годом ужесточились и критерии соответствия ТСО, напомнил спикер. Так, например, суммарная мощность трансформаторных подстанций, находящихся в собственности сетевой организации, желающей сохранить статус ТСО, сегодня должна составлять не менее 30 МВА (в прошлом году этот показатель равнялся 15 МВА). Увеличилась — с 20 км до 50 км — и минимальная протяженность линий электропередачи, необходимых ТСО для сохранения своего статуса. Добавим, в следующем году критерии также будут ужесточены до 150 МВА и 300 км соответственно.

Помимо непосредственно критериев, изменился и порядок определения протяженности сетей, находящихся в пользовании, рассказал Артем Паромов: «Раньше можно было взять сети в аренду, в лизинг, в доверительное или безвозмездное пользование. Сейчас, если объекты находятся в одной из таких форм владения, то они не учитываются в наборе количественных критериев».

По словам Артема Паромова, ужесточение критериев ТСО изменило и ситуацию с сетями садовых товариществ: «Раньше СНТ бегали за сетевыми организациями с просьбой взять их сети в собственность. Сейчас наоборот — ТСО бегают за СНТ, принимают их сети на баланс, чтобы набрать необходимую для сохранения статуса минимальную протяженность ЛЭП».

Далее спикер напомнил, что проект федерального закона № 594962–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый «закон об СТСО») 21 мая обсуждался профильным комитетом Госдумы Российской Федерации со всеми заинтересованными сторонами в формате круглого стола, а уже 22 мая законопроект был принят нижней палатой парламента в первом чтении. «Можно ожидать, что в ближайшие два месяца закон будет принят окончательно, — говорит Артем Паромов. — Кроме того, у нас уже готов блок соответствующих подзаконных актов. По новому закону в каждом регионе будет одна СТСО, за исключением Москвы — здесь их, скорее всего, будет две».

Основная часть правовых вопросов, возникающих в связи с законом об СТСО, касается «подхвата» активов, которые останутся у организаций, утративших статус ТСО, рассказал эксперт: «С 2025 года порядка 400–500 компаний потеряют статус. Но при этом они останутся собственниками большого количества объектов электросетевого хозяйства. И возникает вопрос, что делать с этими активами. Ими займутся СТСО. Они, во-первых, получат преимущественное право выкупа объектов электросетевого хозяйства у организаций, утративших статус ТСО. Во-вторых, если такая организация никому свои активы не передаст, то с 1 января 2025 года в автоматическом режиме все эти объекты будут подхватываться СТСО». Также новый закон упрощает и ситуацию с бесхозяйными сетями, добавил Артем Паромов.

«Еще один важный момент — новая схема взаимоотношений между ФСК, ТСО и СТСО, — рассказал спикер. — По сути СТСО станет единственной в регионе компанией, которая собирает выручку и оказывает услуги потребителям. В свою очередь ФСК и ТСО будут оказывать услуги системообразующей организации. Таким образом, полностью исключается как взаимодействие между ФСК и ТСО, так и между обычными ТСО и потребителями. Новые потребители также будут входить в котел через СТСО».

Также Артем Паромов коснулся таких тем, как развитие интеллектуального учета электрической энергии и эффективное использование электросетевой инфраструктуры, рассказал об особенностях регулирования розничных рынков электрической энергии и планируемых изменениях порядка оплаты услуг по передаче электроэнергии.

Начальник отдела Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Дмитрий Ильин рассказал слушателям семинара о документальном обеспечении процедуры технологического присоединения. По его словам, в этом году количество необходимых документов сократилось, а сама процедура несколько упростилась. Произошли некоторые изменения также в процедуре присоединения крупных потребителей и в части рассмотрения жалоб на нарушение надежности энергоснабжения и качества электроэнергии.

Особый акцент спикер сделал на проекте постановления об интеграции Единого портала технологического присоединения с порталом Госуслуг (ЕПГУ). «Проект постановления по ЕПГУ сейчас находится в Минэкономразвития, остальные министерства его согласовали. Проект предусматривает, что все сетевые компании обязаны вести технологическое присоединение через портал Госуслуг». По словам спикера, компании Группы «Россети» и Группы «РусГидро» уже работают с подключаемыми потребителями таким образом.

Также Дмитрий Ильин рассказал о проектах постановлений, направленных на совершенствование порядка технологического присоединения в различных случаях (присоединение садовых товариществ и энергообъектов в особых экономических зонах, опосредованное присоединение, присоединение домов блокированной застройки и т.д.).

О взаимодействии Системного оператора с территориальными сетевыми организациями при разработке документов перспективного развития электроэнергетики рассказал начальник Службы перспективного развития АО «СО ЕЭС» Дмитрий Яриз.

Спикер напомнил слушателям, что с 1 января 2023 года в функции Системного оператора вошли разработка генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на долгосрочную перспективу и разработка схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на среднесрочную перспективу, включая решения по развитию ЕЭС России и электроэнергетики регионов. Соответственно эти стратегические документы должны стать основой планирования инвестиций для ТСО, подчеркнул Дмитрий Яриз.

Далее спикер привел данные прогнозов развития электрогенерации и электросетевого комплекса России, составленные в рамках работы над СиПР ЭЭС на 2024–2029 годы, а также рассказал об основных проектах по развитию электроэнергетической системы страны и о том, как идет работа над СиПР ЭЭС на период 2025–2030 годов.

Говоря непосредственно о взаимодействии сетевых компаний и Системного оператора в части составления СиПР ЭЭС, Дмитрий Яриз напомнил слушателям семинара, какую информацию и в какие сроки организации должны предоставлять в «СО ЕЭС», а также озвучил ряд замечаний к этой информации. Так, например, из 1033 предложений, поданных энергокомпаниями в 2023 году, принято для включения в СиПР ЭЭС было только 328, рассказал эксперт. Более половины предложений (566) было отклонено просто из-за несоответствия критериям включения в Схему, около 60 предложений не вошли в СиПР как технически или экономически не обоснованные, а порядка 80 предложений не содержали необходимого объема исходных данных. В текущем году ситуация несколько улучшилась, подчеркнул Дмитрий Яриз: «Предварительный анализ статистики подачи в цикле 2024 года показывает снижение количества не соответствующих критериям предложений, а также умеренную тенденцию к повышению качества их проработки».

В завершение выступления Дмитрий Яриз рассказал слушателям о возможностях взаимодействия сетевых организации и Системного оператора через «Портал перспективного развития», который сейчас работает на сайте «СО ЕЭС», а в ближайшей перспективе будет реализован в виде отдельного ресурса, интегрированного в портал Госуслуг.

Добавим, практический семинар «Изменения законодательства в области технологического присоединения к электрическим сетям, тарифного и антимонопольного регулирования» проводился учебным комплексом «Россети Ленэнерго» уже в пятый раз, с обзором мероприятия 2023 года можно ознакомиться по ссылке.

Фото предоставлены пресс-службой «Россети Ленэнерго»

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»