Перспективы создания общероссийской сетевой программы подготовки кадров для цифровой электроэнергетики обсудили участники конференции «Energynet.CON 2020»

Вопросы подготовки кадров для цифровой электроэнергетики стали главной темой обсуждения круглого стола, состоявшегося 20 ноября в рамках инженерно-технологической конференции «Energynet.CON 2020». Она стала логическим завершением прошедшей в день открытия конференции дискуссии о роли и перспективах профессии инженера в эпоху цифровой электроэнергетики. Участники круглого стола обсудили новую инициативу Рабочей группы «Энерджинет» по созданию сетевой формы подготовки студентов и преподавателей на принципах «Университета 20.35» — результат нескольких дней работы конференции и обобщения имеющегося инновационного опыта в области цифровой электроэнергетики. Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» представляет прозвучавшие в ходе дискуссии мнения.

Директор Департамента развития и внешних связей Казанского государственного энергетического университета Эмиль Шамсутдинов В поддержку предложенных инициатив высказались все участники круглого стола. Директор Департамента развития и внешних связей Казанского государственного энергетического университета Эмиль Шамсутдинов внес предложения о необходимости налаживания постоянного межвузовского взаимодействия в части обмена наиболее успешными практиками работы, в частности, в организации кросс-студенческого формата взаимодействия. «Нам нужно чаще встречаться», — обратился он к коллегам в завершение своего выступления.

Начальник Департамента взаимодействия с клиентами и рынком «Россети ФСК ЕЭС» Рустем Айметов Начальник Департамента взаимодействия с клиентами и рынком «Россети ФСК ЕЭС» Рустем Айметов отметил, что современная инженерная мысль предполагает опережающие темпы развития, при которых предложения должны исходить от инженерной среды, а не появляться только по запросу компаний. Он обозначил наиболее актуальные проблемы, которые необходимо решить в рамках обсуждаемой образовательной инициативы — это создание универсальных инструментов, которые бы позволили адаптировать наиболее успешные отраслевые кейсы к различным решениям. Также было отмечено, что вновь создаваемая образовательная среда может оказаться эффективной для мониторинга потребностей и выявлении запроса на конкретную задачу для конкретного решения со стороны участников межотраслевого взаимодействия. Главным инструментарием такого мониторинга спикер назвал нейронные сети. «Думаю, развитие новой инициативы сетевой формы обучения будет зависит не только и не столько от организаторов, сколько от самих участников: какими проектами и программами они будут наполнять эту платформу», — резюмировал Рустем Айметов.

Заведующий кафедрой АУЭС Ивановского государственного энергетического университета, генеральный директор ООО НПО «Цифровые измерительные трансформаторы» Владимир Лебедев Заведующий кафедрой АУЭС Ивановского государственного энергетического университета, генеральный директор ООО НПО «Цифровые измерительные трансформаторы» Владимир Лебедев полностью поддержал предложенные инициативы и от лица своего университета выразил готовность принять участие в новом проекте. Среди проблем, с которыми университет столкнулся в свете последних событий, спикер назвал отсутствие возможности организации практических занятий.

заведующий лабораторией «Автоматика энергосистем» Новосибирского государственного технического университета Юрий Казанцев В дополнение к прозвучавшим предложениям заведующий лабораторией «Автоматика энергосистем» Новосибирского государственного технического университета Юрий Казанцев отметил необходимость актуализации на первоочередном этапе профессиональных навыков как основную проблему при подготовке кадров для электроэнергетической отрасли. Спикер предложил определить способы актуализации навыков, и прежде всего в той части, которая имеет отношение к наиболее стремительно меняющейся части электроэнергетики.

лидер Рабочей группы «Энерджинет» Олег Гринько О необходимости формирования критериев и современных текущих требований к результатам деятельности отраслевого инженера говорил лидер Рабочей группы «Энерджинет» Олег Гринько. Сквозная модель компетенций призвана создать поле для взаимодействия, в котором индустриальный партнер, преподаватель и инженер будут говорить на одном языке. Задача, пояснил он далее, состоит в поиске максимально быстрых решений при формировании матрицы требований к результатам деятельности инженера по отдельным компетенциям отраслевой электроэнергетики. «На сегодняшний день ситуация такова, что преподаватели из разных вузов читают один и тот же предмет, называя его разными именами», — пояснил спикер.

заведующий кафедрой РЗиАЭ НИУ «МЭИ» Александр Волошин С этими доводами отчасти не согласен директор Центра компетенций НТИ «Технологии транспортировки электроэнергии и распределенных интеллектуальных энергосистем», заведующий кафедрой РЗиАЭ НИУ «МЭИ» Александр Волошин. Прежде всего он отметил, что нынешние магистерские программы профилирующих вузов вполне соответствуют необходимым требованиям подготовки инженеров для электроэнергетики, и вводя новые разновидности этой профессии, мы рискуем задавить вузы бумажной отчетностью. По мнению спикера, более важными в этой связи являются мероприятия, направленные на повышение востребованности профессии инженера, особенно в области эксплуатации, где инженеры получают невысокие зарплаты. Относительно различий в программах профильных вузов Александр Волошин дополнил, что не только программы, но и сами профессиональные стандарты в области инженерии сильно различаются в зависимости от компании. В этой связи он счел необходимым усилить эффективность межвузовского взаимодействия, например, посредством научно-практических конференций с привлечением большего числа энергетических компаний.

В своем выступлении Александр Волошин также затронул проблему научных изысканий и опытно-конструкторских работ для отрасли. Важнейшими проблемами, на которые следует обратить внимание профессионального сообщества, если речь идет о развитии НИОКР в рамках обсуждения новых технологических решений, Александр Волошин назвал: отсутствие мотивации к проведению НИОКР в компаниях, абсолютное преимущество корпоративных центров над вузами в плане преференций на проведение НИОКР, а также высочайшую нагрузку на преподавателей профильных вузов. На каждой из этих проблем спикер остановился подробно. Сегодня преподаватели, подчеркнул спикер, вынуждены одновременно вести по 2–4 дисциплины, и было бы целесообразно, если бы эта нагрузка распределялась между вузами равномерно. Для этого Александр Волошин предложил коллегам делиться уже готовыми дисциплинарными образовательными программами и, благодаря этому, высвободить часть ресурсов и времени для осуществления исследовательской деятельности. Спикер обратил внимание и на тот факт, что в рамках предстоящей реализации сетевого университета может сложиться ситуация, когда один и тот же курс будет востребован разными университетами, что вызовет еще большую занятость преподавателей, вынужденных читать курс в нескольких вузах одновременно. В качестве решения данной проблемы Александр Волошин предложил переход на модульную систему обучения, при которой преподаватель получает возможность осуществлять образовательную деятельность в течение определенного промежутка времени и с отрывом от производства. Что касается развития НИОКР, то здесь Александр Волошин отметил, что в настоящее время специалисты в компаниях в большинстве своем не заинтересованы в участии в НИОКР, поскольку эта работа накладывает на них дополнительную нагрузку помимо основной: «Им проще убить НИОКР, завалить и не принять работу, чем довести до нужного состояния. Внутренняя мотивация у них отсутствует, и даже при условии успешной реализации НИОКР не продвигается дальше единоразового события, не поддерживается внутри самих компаний, и следовательно, не происходит масштабирования». По мнению спикера, развитию НИОКР может способствовать система стимулирующих материальных надбавок, а в отношении вузов — еще и наличие преференций на ведение НИОКР. Речь идет о такой известной проблеме как неравные конкурентные условия при ведении НИОКР, в которые изначально поставлены вузы в своей попытке конкурировать с корпоративными научно-техническими центрами, обладающими административным преимуществом в части финансирования НИОКР и использующими для этого потенциал вузов. В качестве поддержки последних Александр Волошин предложил двадцать процентов объема НИОКР планировать под вузы, и тем самым развивать конкуренцию среди образовательных научных центров.

лидер Рабочей группы «Энерджинет» Олег Гринько руководитель Департамента продвижения цифровой трансформации ПАО «Интер РАО» Анжелика КорнееваС этим крайне не согласна руководитель Департамента продвижения цифровой трансформации ПАО «Интер РАО» Анжелика Корнеева, считающая предложенную Александром Волошиным систему нормирования и выделения квот неправомерной с точки зрения интенсификации исследовательских усилий: «Проблема не в том, что кто-то не хочет, а в том, что очень часто инновации не соответствуют потребностям функционального заказчика». В этом плане, считает спикер, целесообразным было бы налаживание связей между представителями бизнеса в плане обмена опытом и возможности поиска совместных инновационных решений.

В завершение круглого стола лидер Рабочей группы «Энерджинет» Олег Гринько отметил, что в ходе обсуждений в очередной раз была подтверждена базисная и вместе с тем пока не артикулированная проблема формирования требований к профессиональным компетенциям. Он также отметил, что в результате будущего сетевого образовательного взаимодействия университеты берут на себя роль основного регулятора. В завершение он пообещал коллегам, что в течение предстоящего года, который потребуется на реализацию всех намеченных планов, они будут действовать в условиях отсутствия ограничений.



Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»