Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике, экс-министр энергетики России Николай Шульгинов 17 января провел пресс-конференцию, в ходе которой осветил наиболее острые вопросы, существующие сегодня в отечественном топливно-энергетическом комплексе. Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» следил за ходом пресс-конференции и подготовил обзор ключевых вопросов и тезисов.
В первую очередь Николай Шульгинов ответил на вопросы, касающиеся главных законодательных нововведений ушедшего года — так называемого «закона об СТСО» (федеральный закон № 185-ФЗ) и поправок в закон «О теплоснабжении».
Напомним, «закон об СТСО» вступил в силу в сентябре 2024 года и определил в каждом регионе системообразующие территориальные сетевые организации (СТСО), а также лишил ряд компаний статуса ТСО. СТСО в свою очередь «подхватили» сетевые активы, оставшиеся от организаций, утративших свой статус. В большинстве регионов статус системообразующих ТСО получили дочерние общества ПАО «Россети».

Николай Шульгинов также напомнил, что создание и обсуждение «закона об СТСО» было очень активным и непростым. По словам депутата, до сих пор существует точка зрения, согласно которой консолидация электросетевого комплекса представляется ограничением свободы рынка и мерой, направленной против независимых ТСО. Однако, как подчеркнул экс-министр, цель у данного процесса одна — повышение надежности электроснабжения потребителей: «СТСО — это единая техническая политика, это возможность участия в устранении аварий не только на своей территории, возможность при необходимости консолидировать усилия, оказывая помощь другим регионам».
Одной из главных предпосылок к ускорению консолидации, по словам Николая Шульгинова, послужили события 2020 года в Приморском крае: «Когда была большая авария, связанная с ледяным дождем и гололедообразованием, в Приморье действовало 35 ТСО, но работали тогда только ДРСК и филиал МЭС Востока. Эти две компании вытянули аварию. Остальные оказались неспособны: у них не было людей, техники и т.д. И таких примеров много, этот самый показательный, но не единственный».
Консолидация должна продолжаться, уверен Николай Шульгинов: «Нужно продолжать до тех пор, пока мы не найдем оптимальное количество ТСО — наверное, 3–5 в регионе. Мы продолжим эту тему обсуждать и анализировать. И по итогам зимы 2025 года поймем, какие еще изменения нужно внести для оптимизации решения по СТСО».
Николай Шульгинов также добавил, что в текущем году ужесточения критериев ТСО не ожидается, однако оно запланировано на 2026 год. Кроме того, опыт, наработанный в ходе консолидации электросетевого комплекса, может быть спроецирован и на теплоснабжение, считает депутат. Сейчас данный вопрос прорабатывается комитетом Госдумы по ЖКХ.
Коснулся депутат и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Он отметил, что генсхема помогла «проявить контуры» ЕЭС России, как технической системы. Это позволит объектам генерации наиболее эффективно реализовать собственные инвестпрограммы. Однако документ оставляет открытым вопрос финансирования строительства новых объектов, подчеркнул Николай Шульгинов: «Все отдать на федеральный бюджет не получится. На потребителя тоже все возложить не удастся — государство всегда очень внимательно смотрит на цену электроэнергии, чтобы не иметь потом каких-то социальных последствий».
Закрыть данный вопрос, по мнению экс-министра, мог бы единый национальный проект, посвященный общему развитию энергетики: «Есть разные национальные проекты, которые предполагают развитие энергетической инфраструктуры — и генерации, и сетей. Но именно по развитию энергетики такого проекта нет. А учитывая, что строительство объектов электроэнергетики всегда финансируется с трудом, над таким проектом надо работать. Мы нарисовали полуидеальную картинку мира, а как ее реализовать, пока не ясно».
При этом сократить существующий сегодня дефицит электрической мощности можно не только за счет строительства новой генерации, подчеркнул депутат: «Нужно использовать все возможности. Можно, например, снизить дефицит, приняв при расчетах отказ от маловероятных событий, связанных с аварийными отключениями. Это может дать до 10% снижения. Нужно искать и другие подобные технические способы. Но необходимо и снижать аварийность. Локальные дефициты можно закрывать, привлекая к совместному строительству крупных потребителей».
Еще одной важной проблемой, затронутой в ходе пресс-конференции, стали вопросы майнинга. Принятый в 2024 году закон о майнинге (федеральный закон № 221-ФЗ) экс-министр назвал «косметическим». Дело в том, что закон лишь вводит ограничения, но не дает никаких инструментов по администрированию майнинга и борьбе с нарушениями этих ограничений.
Еще одна сложность, по мнению Николая Шульгинова, заключается в том, что на настоящий момент недостаточно правоприменительной практики в отношении недобросовестных майнеров, кроме того энергетики не всегда могут отличить нарушителя от добросовестного потребителя, особенно — в периоды пиковых нагрузок.
Остается открытым и вопрос налогообложения майнинга. На текущий момент майнеры обязаны подавать в Федеральную налоговую службу заявления, в которых указываются необходимые показатели потребления. Однако эта информация так и остается в ФНС, а не передается энергетикам, которым необходимо разрабатывать графики подачи энергии для ограничения нагрузок на сети.
Говоря о существующих проблемах распределительного электросетевого комплекса, Николай Шульгинов подчеркнул, что основная их часть связана с недофинансированием: «Государство контролирует плату граждан за электроэнергию. Бесконечно поднимать тарифы мы не можем, но распредсетевой комплекс требует больших вложений. Сейчас приняты решения о выделении финансирования проблемным регионам и предусмотрены ресурсы в бюджете на эти деньги. Учитывая, что это многолетняя история, мы будем ее продолжать и добиваться того, чтобы все решения по выделению средств на программы повышения надежности были профинансированы полным рублем».
Еще одна болезненная тема — технологический суверенитет, особенно в области энергетического машиностроения, рассказал Николай Шульгинов: «Здесь идет отставание. Это приводит к тому, что объекты не вводятся, а мы не можем своевременно ликвидировать нарастающие объемы дефицита и небаланса. Может быть, степень локализации в какой-то момент придется и снижать».
Несколько лучше, по словам депутата, ситуация в электротехнической промышленности: «Мы многое умеем и можем производить, хорошие заводы есть: по трансформаторам, по выключателям, по релейной защите. Но кое-что мы не производим. А иногда, учитывая ситуацию с новыми территориями, мы просто не успеваем производить необходимое в нужном количестве».
Также в ходе пресс-конференции Николай Шульгинов коснулся тем межотраслевого взаимодействия (в частности отметил существующую проблему стыковки электроэнергетической и транспортной инфраструктур), безопасности объектов ТЭК, развития атомной энергетики, социальной газификации.
Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»
Подписаться