Ключевые аспекты развития российской электроэнергетики: Минэнерго отчиталось перед Госдумой о текущем состоянии и перспективах отрасли

31 января состоялось расширенное заседание комитета Государственной Думы по энергетике, участники которого обсудили текущее состояние, проблемные вопросы и перспективные направления развития российской электроэнергетики. Основным пунктом повестки стало выступление заместителя Министра энергетики РФ Павла Сниккарса, в котором он представил отчет профильного ведомства о текущем состоянии отрасли, а также дал ответы на наиболее актуальные вопросы, касающиеся декарбонизации, повышения надежности энергоснабжения, консолидации электросетевого комплекса, импортозамещения и цифровизации. Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» следил за ходом заседания и подготовил обзор ключевых моментов.

«Электроэнергетика находится у нас на особом контроле, половина вопросов нашего комитета — это вопросы электроэнергетики», — отметил, открывая заседание, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный. Также он напомнил собравшимся, что около двух недель назад состоялось рассмотрение перспективного плана развития энергетики уже в рамках новой централизованной системы стратегического планирования, по результатам которого профильной правительственной комиссией будет принято решение по эффективному развитию отрасли.

«Электроэнергетика, как и другие отрасли российского ТЭК, в 2023 году испытывала достаточно серьезное давление в части организации работы и возможных изменений в логистике поставки оборудования», — отметил Павел Сниккарс в начале своего доклада. Однако, несмотря на это, прошедший год показал устойчивый рост электропотребления, что является показателем развития экономики, добавил замминистра. Особо Павел Сниккарс отметил, что за 2023 год было введено порядка 800 МВт генерации, причем в основном это объекты ВИЭ — ветровые и гидростанции. Также прогнозируется и увеличение объемов вводимой мощности в текущем году, поскольку в 2022 году сроки ввода ряда проектов, попавших под санкции, сдвинули на два года вперед.

В течение 2023 года также было принято три очень важных для отрасли закона, вносящих изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике», рассказал Павел Сниккарс.

Первый из них — 489-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике”», создающий правовые основы для введения в России системы сертификации источников происхождения электрической энергии, что важно для снижения косвенного уровня углеродного следа, формирования ESG-отчетности, доступа к «зеленому» финансированию. «Мы стремимся к более четкой, более качественной оценке выбросов СО2 и их снижения. Данный закон очень важен не только для отрасли, но и для экономики в целом», — добавил замминистра.

Следующий закон (516-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” и отдельные законодательные акты Российской Федерации») внедряет целевую модель функционирования агрегаторов режима управления потреблением электрической энергии, с помощью услуг которых можно эффективно реализовывать управляемое снижение энергопотребления в качестве системной услуги. Также данный закон вводит нормы, направленные на создание системы регулярного финансового мониторинга деятельности энергосбытовых организаций для укрепления платежной дисциплины.

Третий закон (501-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике”») улучшил условия деятельности для промышленных производителей за счет применения к ним положений о неснижении «дальневосточной надбавки», сохранил сниженные тарифы на более длительный срок, а также создал правовые основы для заключения долгосрочных договоров по принципу «бери или плати» в том числе, в изолированных энергосистемах.

В соответствии с изменениями принят и большой пакет подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе по внедрению стандартов обслуживания потребления гарантирующими поставщиками, рассказал замминистра.

Многое было сделано в минувшем году и в части развития клиентских сервисов, говорит Павел Сниккарс: «С точки зрения политики клиентоцентричности, которую проводит Правительство РФ, и повышения удобства граждан в обслуживании, мы перешли к возможности регистрации ЕСИА на сайтах энергокомпаний. Это обеспечивает повышение удобства и скорости взаимодействия. Реализована и запущена подача заявок на технологическое присоединение через портал Госуслуг. Внесены значимые изменения в правила работы на оптовом рынке, правила работы новых генерирующих объектов».

Велась в минувшем году и работа по ликвидации локальных дефицитов электроэнергии в отдельных регионах Сибири, Дальнего Востока, Юга России, рассказал Павел Сниккарс: «Мы видим необходимость серьезного строительства генерации. Цифры достаточно весомые: Сибирь — порядка 1,2 ГВт, Юг — примерно 1,1 ГВт, Дальний Восток — до 2 ГВт. Это планы до 2029 года. И эти решения нужно принимать уже сейчас, чтобы обеспечить необходимый объем электроэнергии для развития экономики».

Коснулся спикер и централизованной системы перспективного планирования: «Утверждены две схемы программы развития электроэнергетики, подготовлен и представлен в правительство проект долгосрочного прогноза потребления. Идет заочное голосование по его утверждению до 2042 года. Это будет являться основой структуры спроса для формирования более оптимальной структуры генерации и магистральных линий».

Говоря о планах развития отрасли, Павел Сниккарс коснулся вопроса нормативно-правового регулирования в части развития гидроэнергетики, в особенности — гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС): «ГАЭС, напомню, — это на сегодняшний момент единственные в мире работающие накопители, которые имеют стабильные показатели. Здесь очень важно на уровне подзаконных актов урегулировать вопросы водохранилищ, в первую очередь — финансирования и права собственности».

Еще один важный вопрос, требующий нормативно-правового регулирования, — майнинговая деятельность, говорит Павел Сниккарс: «Мы пытаемся продвинуть экономическое стимулирование ряда потребителей на переезд из энергодефицитных регионов. Однако ждем регулирования майнинговой деятельности. Напомню, поручение Президента на этот счет было в 2017 году, и никакого решения до сих пор нет. Наша задача — правильно идентифицировать таких потребителей и принять на уровне государства правильное решение».

В рамках законотворческой деятельности Минэнерго на текущий момент ведет работу по трем проектам, рассказал замминистра.

Первый законопроект касается расширения ценовых зон оптового рынка электроэнергии, в том числе на территории Дальнего Востока. «Для нас это очень важно, потому что Дальний Восток имеет большую перспективу по сравнению с рядом других регионов в части роста энергопотребления», — подчеркнул Павел Сниккарс.

Второй законопроект посвящен усилению ответственности в части подготовки к отопительному периоду в сфере теплоснабжения. Третий — касается систем накопления: «Хотелось бы выйти на какую-то нормализацию и формализацию этого определения в части энергоснабжения потребителей и организации работы», — отметил замминистра.

Комментируя доклад, Павел Завальный особо подчеркнул важность централизации планирования развития отрасли: «Как показала практика, чисто рыночная модель развития не работает. Централизованное планирование позволило выстроить более системную работу с целеполаганием».

В ходе обсуждения доклада заместителем председателя комитета Натальей Назаровой была поднята и одна из наиболее актуальных на текущий момент тем — консолидация ТСО.

Отвечая на ее вопрос, Павел Сниккарс подчеркнул, что в данном процессе во главе угла должно стоять повышение надежности электроснабжения, а вовсе не «объединение ради объединения». Также замминистра напомнил о ключевой роли системообразующих ТСО (СТСО): «Появление единого центра ответственности в регионе позволит более оперативно принимать централизованные решения, направленные именно на повышение надежности. У нас нет тотальной задачи кого-то консолидировать, у нас есть тотальная задача повысить надежность».

Говоря о критериях ТСО, Павел Сниккарс также добавил, что в ближайшей перспективе их ужесточения не планируется: «Есть определенные критерии, они на сегодняшний момент действуют. Есть ряд инициатив по их ужесточению, но мы живем в рамках действующих нормативно-правовых актов, и решений о том, чтобы в ближайшее время внести в них какие-либо изменения, нет».

В завершение Павел Сниккарс добавил, что в процессе консолидации из 1680 ТСО, действовавших на территории страны на начало 2022 года, к текущему моменту осталось только около 900 организаций, а к 2025 году, по оценкам Минэнерго, их число должно сократиться примерно до 500.

Заместителя министра дополнил Павел Завальный, который рассказал собравшимся, что на совещании с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Александра Новака было озвучено, «что специальных тарифных решений, чтобы можно было приобретать консолидируемые активы, не будет».

Еще один вопрос, поднятый Павлом Завальным, — цифровизация учета электроэнергии и импортозамещение в данной части.

По словам Павла Сниккарса, текущая ситуация в этой сфере беспокойства не вызывает: «Мы этот вопрос отрабатываем совместно с Минпромторгом. Были определенные сложности, связанные с поэтапностью введения локализации этих приборов. У нас, возможно из-за неготовности промышленного сектора, некоторые затяжки произошли, но те нормы, которые мы запроектировали в самом начале запуска интеллектуальных систем учета, уже действуют в полную силу».

В завершение выступления Павел Сниккарс также рассказал об отечественном энергомашиностроении, в частности, о газовых турбинах российского производства.

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»