Круглый стол «О совершенствовании нормативно-правового регулирования электросетевого комплекса России» (24 июня 2015 года, Государственная Дума)

Глава думского комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что, по данным Министерства энергетики РФ, на электросетевом поле действует порядка 3,5 тыс. ТСО, при этом далеко не каждая из них имеет достаточную техническую и ремонтную базу и квалифицированный персонал. В результате репутация у ТСО в целом довольно плохая, хотя на рынке сетевых услуг работает немало добросовестных организаций.

«В этом году вступают в силу критерии определения территориальных сетевых организаций, которые имеют право на получение тарифа, — подчеркнул Павел Завальный. — С нашей точки зрения, в данном случае они достаточно либеральны. Их нужно усиливать, углублять. Сейчас даже нет такого критерия, как «наличие квалифицированного персонала» для обеспечения надлежащей эксплуатации. Первый год покажет, как эти критерии работают. Наше предложение — по результатам работы в этом году вернуться к этому вопросу и посмотреть на эти критерии с точки зрения их ужесточения».

Местные сетевые компании есть в каждом регионе, сказал заместитель председателя Курской областной Думы Дмитрий Гурин. Многие из них создавались при поддержке местных властей, и местное руководство заинтересовано в том, чтобы они работали эффективно. Но практика показывает, что наблюдается отток персонала из сетевых компаний. Причина — сложное экономическое положение ТСО. Подразделения «Россетей», расположенные в регионах, благодаря политике федеральных служб, находятся в гораздо более выгодном положении, чем местные. «Нужно корректировать законодательство, давая право участвовать в этом вопросе сетевым компаниям, — добавил Дмитрий Гурин. — Мы сэкономим солидные деньги, тем более исходя из негативного опыта».

Повышению внутренней эффективности электросетевых компаний и совершенствованию управления электросетевого комплекса посвятил свое выступление председатель НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. Электросетевой комплекс проинвестирован лучше других сфер экономики, сказал он. Однако, по мнению докладчика, много денег, прежде всего, в крупные сетевые компании вкладывается совершенно неоправданно, и как они расходуются — большой вопрос. Один из таких примеров — провал программы по ликвидации «последней мили», при том, что средства на это были задействованы очень большие и предлагается вложить еще.

Кроме этого, нередко компании вкладывают громадные деньги в совершенно ненужные проекты, а платит за это потребитель. «В ситуации, когда внутренняя эффективность компании непонятна ни потребителям, ни рынку, ни сообществу, заниматься пополнением этого сосуда новыми денежками, новыми источниками, по меньшей мере, выглядит не очень умно, — резюмировал докладчик. — Мы бы хотели, чтобы в первую очередь и регуляторы, и сама компания продемонстрировали серьезный рост внутренней эффективности и результат этой внутренней эффективности. Подчеркиваю, в первую очередь он виден в снижении по последней миле, потому что прямо режет НВВ регионам. ОАО «Россети» бодро отчитываются о сокращении OPEX, KAPEX по 15% и так далее. А какое это находит отражение в экономической эффективности? Непонятно».

Директор департамента Счетной палаты РФ Олег Чернявский обратил внимание на то, что для усовершенствования регулирования электросетевого комплекса страны Министерство энергетики РФ выпускает довольно много документов. Ежегодно на свет появляется не менее двух-трех актов. Однако количество проблем от этого в сетевой сфере не уменьшается. Дело в том, что решать данный вопрос нужно комплексно, иначе перекосов не избежать: «Например, приняли ряд нормативно-правовых документов по техприсоединению и повышению доступности электросетевой инфраструктуры. И что в результате? С одной стороны, вроде облегчили участь среднего бизнеса, с другой — ухудшили ситуацию в электросетевом комплексе».

Предложение Счетной палаты состоит в том, чтобы при подготовке соответствующих законопроектов и обоснований учитывались последствия принятия соответствующих решений на финансовое состояние в данном случае сетевых компаний.

Если говорить о принимаемых правительством РФ решениях и постановлениях, то здесь важно обратить внимание, как они выполняются на уровне субъектов РФ. Многие сетевые компании загнаны в угол, потому что устанавливаемые в регионах тарифы не соответствуют экономически обоснованным затратам.

Вопрос обоснованности строительства новых энергобъектов затронул Министр энергетики Московской области Леонид Неганов. Он отметил, что в прошлом году в сетевые организации от потребителей поступило 6,3 тыс. МВт заявок на ТП, которые на деле превратились меньше чем в 1,5 тыс. МВт. Это говорит о том, что объем строительства новых мощностей на деле оказался в четыре раза меньше, чем ожидалось. Практика показывает, что появление новых потребителей в большинстве случаев не позволяют нарастить полезный отпуск электроэнергии, оставаясь тем, что на языке электросетевиков называется «дополнительными условными единицами». Но эти «условные единицы» для электросетевых компаний выливаются в лишние расходы на содержание персонала, строительство и эксплуатацию ненужных энергообъектов.

Анализом ситуации и предложениями поделились первый заместитель генерального директора ОАО «Россети» Андрей Демин, директор департамента правового оеспечения ОАО «ФСК ЕЭС» Дмитрий Устюгов, начальник Управления Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев, председатель правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, член комитета ГД по энергетике Сергей Есяков и другие.

Разрешение сложных вопросов в области регулирования в электросетевом комплексе во многом зависит от эффективности взаимодействия правительства РФ и Государственной Думы РФ. А тут не все гладко, заявил первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов. Нужно постараться решать вопросы слаженно и оперативно, поскольку ситуация в отрасли складывается критическая.

В настоящее время на рассмотрении в Комитете по энергетике находится три правительственных законопроекта, вносящих изменения в 35-ФЗ.

Это законопроект в части установления стандартизированных ставок оплаты за техническое присоединение к электрическим сетям, который ждут во всех субъектах федерации. Госдума и Правительство РФ сошлись в том, что на территории каждой области и края цена за подключение в каждом отдельно взятом районе должна быть одинаковая. Закон внесли. «Мы рассмотрели его в первом чтении, — пояснил Юрий Липатов. — Собрались принимать во втором. Выясняется, что правительство не может дать реальную оценку и объяснить депутатам, почему не нужно было делать оценку регулирующего воздействия по данному законопроекту. В результате законопроект ушел за подписью председателя комитета на имя председателя правительства в апреле. И когда он вернется назад неизвестно. Такой привет от правительства и Госдумы нашему населению. Другой законопроект касается определения порядка оплаты техприсоединения объектов электросетевого хозяйства к распределительным устройствам производителей электроэнергии. Он тоже оказался «веселый». По сути, комитет по энергетике ГД не возражал против того, чтобы подключение было и через сети, как предлагали федеральные ведомства. Однако вскоре выяснилось, что часть федеральных органов исполнительной власти перед тем, как вносить закон в правительство, подписывали другой текст. Закон подвис. Третий законопроект в части укрепления платежной дисциплины. Правительство данный законопроект в отношении именно электроэнергетики внесло в Госдуму в сентябре 2013 года. В декабре 2013 года законопроект был принят в первом чтении, и мы готовы были быстренько после зимних каникул эту тему решить. Но кому-то пришла идея в закон «Об электроэнергетике» воткнуть и газ, и тепло, и воду, что вообще не касается нашего комитета. Год рожали документ. В конечном итоге, после тех дебатов, которые проходили с учетом политической ситуации в стране, предстоящих выборов, снесли эту тему на осень. Мы потеряли практически полтора, а наверное, потеряем два года, если бы этот закон был принят в начале 2014-го, думаю, не было бы такого большого увеличения неплатежей, которое мы имеем сегодня. Это опять вопрос к нам».

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко сказал, что со многими замечаниями и предложениями, прозвучавшими в рамках «круглого стола», он полностью согласен. Считает обоснованными большинство предложений компании «Российские сети», представителей других сетевых организаций. Вместе с тем, отметил, что следует акцентировать внимание на некоторых моментах. Прежде всего, необходимо до конца решить вопрос перекрестного субсидирования. Эта проблема сильно политизирована. И в результате сегодняшней дискуссии стало очевидным, что некоторые решения, принятые ранее под влиянием неких идеологем или идеалистических рассуждений, на самом деле оказались ложными. При этом они имели тяжелые последствия для электросетевого комплекса. Поэтому данный блок вопросов нуждается в переосмыслении.

Что касается правил техприсоединения, то их также необходимо менять. При этом определенные преференции, отсрочки, сокращение сроков, которые сейчас действуют, целесообразно оставить. Что касается цены, то за все надо платить полновесным рублем. И платить должен тот, кто присоединяется. «В противном случае за это присоединение будет платить мы все», — подчеркнул замминистра. Он привел в пример крупнейшие инвестиционные проекты, реализуемые на Дальнем Востоке, стоимостью в миллиарды рублей и сроками окупаемости буквально в несколько лет. «Нам рассказывают, насколько выгодны эти проекты для государства. Начинаем знакомиться глубже, оказывается, в проект вообще не закладываются расходы на техприсоединение, а потом федеральные компании ставятся на уши с тем, чтобы найти деньги на ТП, — возмутился докладчик. — Главное, инвесторов эта ситуация не пугает, ведь за все заплатят оставшиеся потребители. Доходит до того, что крупные потребители в свои бизнес-планы просто не закладывают эти расчеты. На мой взгляд, это иждивенчество, возведенное в высшую степень. Мы его взрастили сами, давайте быть честными. Правительство, Федеральное Собрание РФ, которое принимало соответствующие законы. Это все уже стало нормой, от этого теперь трудно отказаться».

Говоря о тарификации, замминистра отметил, что здесь необходим жесткий контроль не с точки зрения методологии как таковой, а с точки зрения применимости этой методологии: «Не секрет, что у нас сетевые компании, в первую очередь федерального значения, такие как ОАО «Россети» становятся дискриминируемыми со стороны местных властей. В этой части, нужно обращать внимание и законодателей, чтобы следили за этим, и ФАС. На мой взгляд, это безусловно нужно делать. Чтобы полностью исключать соблазны таких поведенческих моделей местных властей, необходимо вводить запрет на владение регионами сетевыми компаниями. Просто вводить тотальный запрет. Регион не должен иметь своей сетевой компании. В противном случае неизбежен конфликт интересов и дискриминация других компаний».

Необходимо вводить плату за резерв, либо сформировать конструкцию, которая позволит сетям нормально содержать свои объекты. В частности, потребитель обязан платить не по факту, а за заявленную мощность. «Если ты присоединен к сети, извините, эта сеть строилась когда-то для тебя. Ты ее обязан содержать. Вопросов быть н может никаких. Не хочешь — отсоединяйся, не проблема», — подчеркнул Вячеслав Кравченко.

Довольно жесткую оценку дал замминистра энергетики инвестиционным программам, утверждаемых субъектами РФ, и программам регионального развития энергетики, которые принимаются на их основании. В большинстве случаев региональные инвестпрограммы являются просто фикцией. Программы регионального развития электроэнергетики, которые есть, по большому счету просто некий набор листов бумаги, в которых описаны хотелки, не имеющие ничего общего с действительностью. Нормального анализа и серьезных подходов к разработке подобного рода документов нет. Поэтому этот инструмент надо серьезно модифицировать.

«И последнее. В ходе сегодняшней дискуссии выступления свидетельствуют, что в время популистских движений в определенной степени проходит, — завершил замминистра энергетики РФ. — В нынешней ситуации даже если очень дорого и неприятно принимать те или иные решения, нужно набираться сил и принимать их. Это касается как правительства, так и Госдумы. В противном случае мы будем в бюджете искать деньги на то, чтобы вновь исправлять ситуацию. Банальный пример последней мили. Все радостно за это голосовали, потребители получили, что хотели, а сетевые компании (в первую очередь «Россети») остались один на один с проблемой падающего объема полезного отпуска, который никто не планировал. Нежелание или невозможность регионов в силу различных причин применять непопулярные решения, например, по отмене коэффициентов, нежелание урезать собственные карманы ТСО, нежелание и невозможность пробивать тариф выше планочки, которую установили, осложняют ситуацию в электросетевом комплексе. А ведь она и так сложнее, чем представляется».

Подводя итоги круглого стола, Павел Завальный подчеркнул, что дискуссия показала, что есть понимание проблем и, самое главное, путей их решения. «Мы в течение двух ближайших недель разработаем рекомендации круглого стола, в которых постараемся отразить все проблемы, которые сегодня обозначены. Если получится, наметим пути решения, которые будут носить комплексный характер». Одна из рекомендаций будет создание профильной рабочей группы, в которую войдут, в том числе участники нынешней дискуссии.

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»