Интеллектуальный учет электроэнергии — текущая ситуация и перспективы

Интеллектуальные системы учета электроэнергии, проще называемые «умными счетчиками» все дальше отходят от статуса экзотической новинки и становятся привычной повседневностью. Однако внедрение любой новой «умной» технологии требует и ряда сопутствующих изменений, не в последнюю очередь, в части нормативно-правовой базы. Именно этой теме был посвящен практический вебинар «Организация коммерческого учета электрической энергии. Актуальные принятые и планируемые изменения нормативных правовых актов, оказывающих существенное влияние на деятельность электросетевых компаний, гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии», организованный РЭА Минэнерго России 23 августа. За ходом мероприятия следил обозреватель журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение». Ключевые моменты — в нашем материале.

Главнымдокументом в части интеллектуального учета электроэнергии является Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации». Практически все ключевые подзаконные акты в рамках его реализации приняты, и какие-либо нормативные ограничения в настоящее время отсутствуют. С рассказа о том, как реализуется данный ФЗ, начал свое выступление спикер вебинара — начальник отдела электросетевой деятельности Департамента развития электроэнергетики и теплоэнергетики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации Владислав Эргюев.

Спикер напомнил слушателям, что с июля 2020 года обязанность по обеспечению коммерческого учета возложена на гарантирующих поставщиков (многоквартирные дома) и сетевые организации (малый и средний бизнес, производства, частные домовладения), что с января 2022 г. устанавливаются только интеллектуальные приборы учета, а также о том, что МКД, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 года, должны быть оснащены застройщиком приборами учета и иным оборудованием ИСУ.

«С момента введения закона до начала текущего года в стране было установлено около 7 миллионов интеллектуальных приборов учета», — рассказал Владислав Эргюев.

Далее спикер в обзорной форме рассказал о и подзаконных актах, действующих в части интеллектуального учета электроэнергии.

«Что касается производства интеллектуальных приборов учета, то сейчас им занимаются около 50 отечественных компаний. По данным государственного реестра средств измерений ФГИС «АРШИН» в 2022 году произведено и поверено около 7,5 миллиона «умных» приборов учета», — рассказал специалист.

Отдельно Владислав Эргюев отметил, что устанавливаемые приборы учета должны быть отечественными, т.е. соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Уровень локализации оценивается по специальной балльной системе. Проще говоря, за каждый основной элемент отечественного производства прибору учета начисляется определенное количество баллов (28 — за центральный микроконтроллер, 12 — за энергонезависимую микросхему и т.д.), по сумме которых и оценивается степень локализации. При этом сумма баллов, необходимая для признания устройства отечественным, постоянно повышается. Так, например, еще в прошлом году отечественными признавались устройства, набравшие 60 баллов, а уже в 2023-м «проходной балл» составляет 75. В следующем году планируется повышение до 90 баллов, а в 2025-м — до 113. Правительством РФ также приняты меры по приоритетности товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, при осуществлении закупок (ППРФ от 16.09.2016 № 925).

В следующей части выступления Владислав Эргюев остановился на штрафных санкциях, грозящих компаниям в случае невыполнения обязательств по установке приборов учета электроэнергии, а также в случае непредоставления (ненадлежащего предоставления) доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета (ИСУ).

С 2024 г. вступают в силу положения КОАП, в соответствии с которыми в случае нарушения обязанностей по установке (замене) приборов учета в отношении сетевых организаций и гарантирующих поставщиков применяются штрафные санкции от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, а также гражданско-правовая ответственность в виде снижения стоимости услуг по передаче электрической энергии и коммунальной услуги по электроснабжению. Что касается штрафов за непредоставление доступа к минимальному набору функций ИСУ, то буквально недавно принят Федеральный закон от 04.08.2023 № 489-ФЗ, который внес изменения в Закон об электроэнергетике. Данные изменения исключают срок, с которого пользователь «умного счетчика» вправе потребовать уплаты штрафа за непредоставление (ненадлежащее предоставление) минимального набора функций ИСУ, и одновременно предоставляют Правительству Российской Федерации полномочия определять данный срок в составе Правил № 890.

Далее Владислав Эргюев рассказал о принятых в этом году нормативных правовых актах, предусматривающих поэтапное исключение «малых» точек поставки из коммерческих расчетов на ОРЭМ (ППРФ от 08.06.23 № 948), а также установление новых межпроверочных интервалов (МПИ) для измерительных трансформаторов тока до 1 кВ (ППРФ от 10.06.2023 № 968). Новый МПИ увеличен с 4 до 8 лет, рассказал эксперт.

Затем спикер остановился на тех законодательных нововведениях, которые планируется реализовать в части учета электроэнергии в краткосрочной перспективе.

Один из проектов Постановлений Правительства РФ касается регулирования предельных объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий по организации коммерческого учета. До 2025 года включительно сохранится существующая система определения с использованием укрупненных нормативов цены (УНЦ) типовых технологических решений. А с 2026 года в части учета затрат на интеллектуальные приборы учета, установка которых началась с 1 января 2022 года, предполагается перейти на использование (как для сетевых организаций, так и для гарантирующих поставщиков) стандартизированных тарифных ставок С8, рассказал спикер.

Еще один инициативный проект касается регулирования взаимодействия сетевых организаций и гарантирующих поставщиков с управляющими компаниями, застройщиками и садовыми некоммерческими товариществами.

Также спикером были озвучены инициативы в части продления возможности поверки приборов учета при истечении межповерочного интервала до конца 2025 г. и требований к местам и способам опломбировки приборов учета.

В завершение Владислав Эргюев ответил на вопросы слушателей вебинара.

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
Выставки, семинары, конференции За рубежом
Британский опыт, электробезопасность КЛ и расчет сечения токопроводящих жил. Обзор докладов первой секции Международной онлайн-конференции «Высоковольтные воздушные и кабельные линии электропередачи: актуальные вопросы и тенденции»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»