Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», являясь членом Организации по развитию и сотрудничеству в области глобального объединения энергосистем GEIDCO, внимательно наблюдает за реализацией крупнейших проектов, направленных интеграцию новых энергомощностей и оптимизацию распределения энергоресурсов.
В 2024 году Китай достиг знаменательного рубежа, добавив в свою энергосистему в общей сложности 429 ГВт новых мощностей, причем 83% этого прироста пришлось на ветровую и солнечную энергетику. В годовом исчислении был продемонстрирован рост на 21%, что подчеркивает лидерство Китая в области использования возобновляемых источников энергии. Для поддержки этого роста страна инвестировала около 608 млрд юаней (около 84,7 млрд долларов) в проекты по расширению и модернизации электросетей, что на 15% больше, чем в предыдущем году. Уровень потерь на национальных линиях электропередачи составил всего 4,37%.
В 2025 году Государственная электросетевая корпорация Китая объявила о планах инвестировать в электросетевой комплекс страны рекордные 650 млрд юаней (около 88,7 млрд долларов). Эти инвестиции будут иметь решающее значение для улучшения инфраструктуры в условиях быстрого увеличения мощностей по возобновляемым источникам энергии и обеспечения эффективной передачи электроэнергии между регионами.
Планируемые инвестиции будут направлены на расширение пропускной способности электрических сетей, в частности, за счет строительства линий электропередачи сверхвысокого напряжения (UHV), которые необходимы для транспортировки электроэнергии от удаленных объектов возобновляемой энергетики к городским центрам. В 2024 году было завершено строительство трех новых линий сверхвысокого напряжения и сегодня их общее количество в Китае составляет 38. Это расширение имеет решающее значение, поскольку перебои в производстве электроэнергии из возобновляемых источников создают дополнительную нагрузку на существующую инфраструктуру.
В дополнение к развитию энергетической инфраструктуры, к июню 2025 года Китай намерен перейти от механизма фиксированного ценообразования на возобновляемые источники энергии к рыночной системе ценообразования. Это существенное изменение политики направлено на приведение цен на электроэнергию в соответствие с рыночным спросом и предложением, что отражает растущую мощность возобновляемых источников энергии, таких как энергия ветра и солнца.
Ключевые аспекты новой системы ценообразования включают:
Рыночное ценообразование: Энергия, получаемая от новых ветряных и солнечных проектов больше не будет гарантированно продаваться по фиксированным ценам, привязанным к ценам на уголь. Вместо этого цены будут определяться на конкурентных аукционах, аналогично механизму «контракта на разницу цен» (CfD), используемому в Великобритании. Ожидается, что со временем такой подход сделает возобновляемые источники энергии более рентабельными по сравнению с углем.
Дифференцированный подход к существующим проектам: Существующие проекты в области возобновляемой энергетики будут по-прежнему действовать в рамках прежней системы фиксированных цен, что обеспечит некоторую стабильность для более старых инвестиций. Новые проекты, начинающиеся после 1 июня 2025 года, будут регулироваться новыми рыночными тарифами.
Реализация осуществляется местными органами власти: Эта политика позволит местным органам власти определять конкретные детали механизма ценообразования, что создаст потенциальные различия в его применении в разных регионах. Этот децентрализованный подход направлен на обеспечение более плавного перехода, одновременно поощряя адаптацию к местным условиям.
Влияние на инвестиции и эффективность: Ожидается, что реформа повысит эффективность распределения электроэнергии и будет стимулировать инвестиции во вспомогательные услуги, такие как хранение энергии и регулирование пиковой нагрузки. Аналитики полагают, что этот сдвиг может ускорить развитие экологически чистой энергетики, сделав ее более привлекательной для покупателей и сетевых операторов.
Этот переход отражает широкую стратегию Китая по повышению конкурентоспособности своего сектора возобновляемой энергетики при одновременном обеспечении того, чтобы механизмы ценообразования точно отражали рыночные условия.
Подготовлено с использованием материалов: The State Council Information Office of China (SCIO), ClimateEnergyFinance, Mining Investment Shanghai Co, CarbonBrief, GlobalTimes
Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»
Подписаться