Электроэнергетике нужны инженеры!

     20 января 2015 года в рамках Экспертной секции «Электрические сети» Консультативного совета при председателе комитета Государственной Думы РФ по энергетике состоялась встреча главы комитета ГД по энергетике Ивана Грачёва с известным учёным, чьи научные разработки широко используются в АСДУ энергосистем России, СНГ и стран Восточной Европы, профессором Уральского политехнического университета, действительным членом Российской академии инженерных наук РФ, действительным членом Международной ассоциации инженеров-электриков (США), заслуженным работником высшей школы России Петром Бартоломеем. Встреча была организована главным редактором журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» Екатериной Гусевой.

     В рамках встречи обсуждались проблемы технического образования, уровень и перспективы которого вызывают серьёзную озабоченность у профессионалов.

     Пётр Бартоломей рассказал главе профильного комитета о тревожной ситуации, сложившейся в области подготовки инженеров и специалистов для электроэнергетики. Переход на Болонскую систему образования привёл к разрушению принципов подготовки инженерных кадров, которыми всегда славилась наша страна. Сейчас технические вузы готовят бакалавров и магистров, полностью упустив из виду инженерный уровень. Но бакалавры не способны решать серьёзные технические задачи. Магистры – это научно-технические кадры, задача которых – создавать новые разработки и программы. А работать с этим программами, грамотно применять новые разработки, обеспечивать надёжную работу энергосистем и принимать в сложных ситуациях оптимальные и правильные решения должны инженеры. Для этого требуется специальная подготовка. В связи с этим, предлагается провести серьёзную корректировку в вузовской подготовке технических специалистов. В частности, после четырёх лет бакалавриата наиболее способные студенты на конкурсной основе должны отбираться на инженерные факультеты (по тому же принципу, как отбираются студенты в магистратуру). После чего будущие специалисты-электроэнергетики в течение полутора лет будут нарабатывать инженерные знания.

     «Если мы сегодня не решим этот вопрос, то поставим под угрозу будущее отечественной энергетики», – подчеркнул П. Бартоломей. Коснулся учёный и вопросов, связанных с преподавательской деятельностью. Он считает, что делать упор на самостоятельное обучение студента в техническом вузе неправильно. Здесь, как ни в какой другой области требуется постоянный контакт с преподавателем. Однако новая система выстроена так, что с одной стороны, студент не имеет возможности общаться с куратором в полной мере, с другой, – у преподавателя не хватает времени на учащегося, потому что низкий уровень вузовских зарплат вынуждает его искать подработку на стороне.

     – Многие проблемы мне известны, – отметил И. Грачёв.– Но их решение требует системного, методического подхода. К инициативе вузов по реформации технического образования нужно подключать Министерство энергетики РФ и энергетическое сообщество. Важно рассмотреть данный вопрос на Консультативном совете в Государственной Думе и уже с конкретными предложениями обращаться в Министерство высшего образования РФ и другие инстанции.

     Собеседники обсудили алгоритм дальнейших действий.

     О проблеме возрождения инженерного образования в России читайте в ближайшем номере журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» в статье Петра Бартоломея – «Размышления о проблеме подготовки инженерных кадров в области электроэнергетики.

 

Проблема подготовки инженерных кадров для электроэнергетики России, протокол заседания №7 от 20.01.2015

Все протоколы и документы экспертной секции «Электрические сети»



Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»