Демонстрационный экзамен в Щелковском колледже: опыт практического обучения студентов по стандартам WorldSkills

С 6 по 16 июня в подмосковном Щелковском колледже государственная итоговая аттестация по компетенции «Эксплуатация кабельных линий электропередачи» впервые прошла в формате демонстрационного экзамена. Представители редакции журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» посетили колледж, ознакомились с ходом экзамена и обсудили с педагогами и экспертами перспективы рабочих специальностей и среднего специального образования в России.

Щелковский колледж — государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение в Московской области. В его восьми структурных подразделениях обучаются более трех тысяч студентов. Подготовка ведется по более чем сорока специальностям и профессиям.

В 2012 году Щелковский колледж присоединился к движению WorldSkills — международной некоммерческой ассоциации, целью которой является повышение статуса профессиональной подготовки и популяризация рабочих профессий. С тех пор студенты колледжа участвуют в Национальных чемпионатах WorldSkills, становятся призерами, а преподаватели учебного заведения являются экспертами международного, национального и регионального уровней.

Подготовка студентов по стандартам WorldSkills в Щелковском колледже ведется в рамках нескольких компетенций. Одна из них — «Эксплуатация кабельных линий электропередачи». Михаил Фирсов, преподаватель Структурного подразделения № 4 Щелковского колледжа, главный эксперт по проведению чемпионатной деятельности, рассказал: «В этом году мы подготовили группу из 25 электриков. До недавнего времени они учились 3 года и 10 месяцев, и их подготовка завершалась разработкой проекта на тему электроснабжения и защитой диплома. Но с некоторых пор мы поняли, что, кроме бумажной работы, выпускники должны уметь что-то делать руками. И мы стали дополнительно обучать их конкретным профессиональным навыкам».

В 2022 году было принято решение провести у выпускников специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» демонстрационный экзамен в рамках компетенции «Эксплуатация кабельных линий электропередачи». Проведение экзамена стало возможным благодаря тому, что в Щелковском колледже был накоплен опыт обучения студентов, а главное — проведена большая работа по подготовке квалифицированных экспертов, которые могли бы правильно, квалифицированно, объективно оценивать выпускников. «Готовили кадры среди своих специалистов: экспертов, тренеров, которые могли бы научить студентов и правильно судить, — рассказывает Михаил Фирсов. — Очень важно, чтобы судейство было объективным. На экзамене учитываются качество работы, параметры выполнил/не выполнил. Все должно быть сделано по стандарту. При этом студент может подать апелляцию. Для обеспечения объективности и контроля экзамены проводятся под видеокамерами».

Дмитрий Шаманов, директор по продажам в России и странах СНГ ООО «Энсто Рус», эксперт WorldSkills, рассказал: «Мы как эксперты начали работать достаточно давно. Нам повезло работать вместе с колледжем в Щелково. Всегда в любой работе требуется человек, который является локомотивом. И преподаватели этого колледжа, в частности, Михаил Иванович Фирсов, оказались таким локомотивом для внедрения стандартов WorldSkills, развития молодых специалистов по нашей специальности».

Демонстрационный экзамен по компетенции «Эксплуатация кабельных линий электропередачи» состоит из трех частей. Сначала выпускники сдают теоретический модуль, затем выполняют наряд-допуск для работ в электроустановках и осуществляют реальный монтаж муфты.

Для проведения практической части экзамена в аудитории колледжа была организована мастерская с пятью рабочими местами. На каждом рабочем месте размещен стандартный набор: два десятикиловольтных кабеля с медным экраном и с изоляцией из сшитого полиэтилена; стенды для разделки кабеля, набор инструментов, кабельная термоусаживаемая муфта российского производства с инструкцией, высокотемпературный электрический фен (используется вместо газовой горелки из соображений безопасности), каска, перчатки и т.д.

Задача студента — профессионально соединить два кабеля при помощи муфты. Ситуация моделирует реальные условия, когда, например, необходимо соединить два отрезка, идущих от подстанции к подстанции, либо починить кабель в месте пробоя.

Кабель — это своеобразный «слоеный пирог». Сдающему экзамен крайне важно ровно его отпилить, снять оболочку, не повредив составные части, и, следуя инструкции, соединить кабели между собой при помощи муфты. Михаил Фирсов подчеркнул: «Если работа будет сделана некачественно, например, останется небольшая металлическая соринка, это приведет к порче кабеля. Или, например, хорошая муфта работает 30 и более лет. Если она вышла из строя, проработав всего год-два, то претензии будут к тому, кто ее монтировал. Поэтому студенты должны понимать, что нельзя нарушать технологию. За этим пристально следят и эксперты».

На площадке работу пятерых студентов оценивают три эксперта. В специальных ведомостях они отмечают недочеты в последовательности действий, качестве проводимых операций. Учитываются также такие нюансы, как соблюдение техники безопасности и чистота на рабочем месте. Все это влияет на конечную оценку.

Возникает вопрос: чем обучение по стандартам WorldSkills отличается от производственной практики? «Производственная практика у студентов есть, — уточняет Михаил Фирсов. — Одна учебная, она проходит в стенах колледжа. Студенты проходят начальное обучение на стендах. А на третьем курсе студенты проходят производственную практику, их направляют на разные предприятия. Кто-то трудится на Щелковском водоканале, кто-то в Щелковском филиале «Мособлэнерго», кто-то на химзаводе в качестве электрика. Но к этому времени мы должны студентов обучить, чтобы у них уже была начальная группа электробезопасности, чтобы они могли работать в бригаде».

После прохождения производственной практики студент предоставляет отчет, в котором написано, какое количество дней он работал на предприятии. Но как узнать, какие он получил навыки? Фактически никак. А демонстрационный экзамен действительно показывает, научился студент выполнять конкретные операции или нет.

Студентам данный экзамен дает возможность получить паспорт компетенций — Skills Passport. Это довольно весомое дополнение к диплому о среднем специальном образовании. Практические навыки, полученные в ходе обучения в соответствии со стандартами WorldSkills, помогают молодым специалистам быстрее и успешнее трудоустроиться после окончания колледжа. Как отметил Михаил Фирсов, навык, который в колледже приобретает кабельщик, дает ему возможность сразу прийти и влиться в бригаду. Работодателю не нужно начинать его обучение с нуля. Плюс в колледже выпускнику присваивают II группу по электробезопасности. Постажировавшись месяц, молодой специалист может подтвердить ее и работать полноценно, получая премии к окладу.

Педагоги подчеркивают: для среднего специального образования обучение по стандартам WorldSkills и проведение демонстрационных экзаменов — это шаг вперед. В Щелковском колледже надеются, что эта практика будет внедряться повсеместно, на других специальностях и в других учебных заведениях России. Тем более что система WorldSkills предусматривает, что если у какого-либо колледжа не имеется технических возможностей для проведения экзамена, ему должны помочь коллеги, у которых соответствующая база есть. Финансовые средства на обучение и экзамены выделяются централизованно из бюджета колледжа, для приобретения оборудования проводятся тендеры. Также учебным заведениям помогают компании-производители, обеспечивая тренировочный процесс оборудованием и материалами. Стратегически мыслящие люди понимают, что это важное дело, ведь стране нужны профессиональные, хорошо обученные кадры.

Больше фотографий в галерее Демонстрационный экзамен по компетенции «Эксплуатация кабельных линий электропередачи». 6–16 июня 2022 г.

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»