2 июня в г. Порту (Португалия) был дан официальный старт очередному Семинару CIRED-2022 на тему «Электромобили и распределительные электрические сети». После двух лет онлайн-общения из-за ограничений, вызванных COVID-19, технические эксперты со всего мира вновь получили возможность собраться вместе и в очных дискуссиях и личных встречах обсудить актуальные вопросы планирования, развития и эксплуатации систем распределения электроэнергии, обеспечивающих зарядную инфраструктуру, оборудование и компоненты для интеграции электромобилей в системы распределения электроэнергии, а также проблемы регулирования и бизнес-модели, связанные с развитием электротранспорта. Для участников, которые в силу различных причин не смогли присутствовать на мероприятии лично, обеспечен онлайн-формат участия.
Благодаря такому гибридному формату мероприятие объединило более 440 участников. По сравнению с предыдущим семинаром, состоявшимся в Берлине в 2020 году, рост числа зарегистрированных участников составил порядка 30%. Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», являясь официальным информационным партнером мероприятия, принимает участие во всех мероприятиях насыщенной программы Семинара.
Открыл мероприятие Председатель организационного комитета CIRED-2022, Рикардо Прата (Ricardo Prata). Председатель сердечно поприветствовал всех экспертов, собравшихся в зале конференц-центра Alfandega dô Porto и у экранов своих компьютеров и мобильных устройств, а также подчеркнул роль развития электротранспорта в концепции перехода к зеленой энергетике и энергоэффективным технологиям. В контексте данного развития ключевой инфраструктурой является распределительный электросетевой комплекс и в этой связи Семинар CIRED-2022 объединил лучших специалистов для обсуждения наиболее важных вопросов развития распределительных сетей, поиска оптимальных технических решений, выбора направлений перспективных научных изысканий.
На пленарной части Семинара выступили три ключевых спикера, своими докладами представившие аудитории различные точки зрения на тенденции развития электротранспорта и проблемы интеграции электромобилей в экосреду и электросетевую инфраструктуру.
О развитии электротранспорта с точки зрения муниципальных властей рассказал вице-президент и член городского совета департаментов окружающей среды и изменения климата, инноваций и цифрового перехода Филиппе Араухо (Filipe Araujo).
В настоящее время муниципалитетом Порту реализуется комплексная схема развития городской среды и городской инфраструктуры, предусматривающая существенное улучшение экологической обстановки и уровня жизни населения. Среди мероприятий — масштабное озеленение (более 65 000 деревьев), активное использование солнечной энергии (на крышах установлено более 1,5 МВт солнечных панелей для электроснабжения и нагрева воды), светодиодное уличное освещение и др. Важную роль в этом процессе играет и электрический транспорт. Уже сегодня порядка 70% муниципального транспорта — электромобили. В ближайшем будущем планируется довести этот показатель до 75%. На территории муниципалитета установлено порядка 300 зарядных станций.
Принимая во внимание проводимые администрацией мероприятия по улучшению городской среды, муниципальные власти заинтересованы в быстром и адекватном развитии децентрализованной электросетевой инфраструктуры, а также в усилении разъяснительной работы с гражданами на тему преимуществ, которые им предоставляет реализация такой концепции.
О мероприятиях и пилотных проектах, реализуемых электросетевыми компаниями, рассказал доктор наук в области электротехники в Университете Цинхуа (Китай) Лили Ли (Lili Li).
В первую очередь докладчик напомнил собравшимся преимущества интеграционных проектов Vehicle-to-Grid (V2G), которые могут обеспечить дополнительную гибкость для распределительных электрических сетей с децентрализованной архитектурой, в том числе в часы пиковых нагрузок, а также повышают экономическую эффективность владения электрическим транспортным средством.
Ориентируясь на соответствующие эффекты и при соответствующей поддержке рынок электромобилей Китая стремительно растет: в 2021 году в стране было продано 3,1 млн электромобилей, что составляет 12,4% от всего объема. Рост продаж по сравнению с предыдущим годом составил 150%. Ожидается, что доля продаж электромобилей по итогам 2022 года увеличится до 15,3%.
Далее Лили Ли рассказал о множестве стимулирующих мер, разработанных и внедренных как на уровне Правительства КНР, так и на местных и корпоративных уровнях. Электросетевой корпорацией Китая было инициировано и реализовано множество пилотных проектов, в рамках которых были отработаны все основные технические решения и тарифная политика.
В настоящее время соответствующие интеграционные проекты уже реализуются во многих провинциях Поднебесной, разработана соответствующая дорожная карта. С ростом числа электромобилей в стране будет расширяться и сеть зарядных станций. Ожидается, что к 2035 году общая установленная мощность зарядной инфраструктуры для обслуживания 240 млн электромобилей составит 1518 ГВт.
Об усилиях, прикладываемых компаниями, занимающимися развитием зарядной инфраструктуры, рассказал представитель Норвегии, руководитель отдела Северной и Западной Европы в компании IONITY, ответственный руководитель по развитию и созданию сети зарядных станций высокой мощности IONITY в странах Северной Европы, Балтии, Великобритании, Ирландии, Франции, Португалии и Испании Ян Хауген Иле (Jan Haugen Ihle).
На сегодняшний день компанией установлено и обслуживается более 1600 зарядных станций на 400 объектах вдоль автомагистралей стран Европы. Устанавливаются и станции большой мощности (до 350 кВт). Территория присутствия IONITY охватывает 24 страны.
С точки зрения поддержки развития электротранспорта, Ян Хауген Иле пояснил, что соответствующие компании готовы наращивать объемы производства, чтобы обеспечить растущий спрос на обеспечение зарядной инфраструктурой. При этом компании готовы предложить ряд решений, обеспечивающих возможность размещения мощных зарядных станций в зонах с недостаточно развитой электросетевой инфраструктурой. На примере отдельных стран была дана укрупненная оценка потребностей в электросетевой инфраструктуре. Так перспективные потребности Норвегии оцениваются в 5000 зарядных станций, а Испании — в 58 000 станций быстрой зарядки. Общая мощность зарядных станций при этом оценивается в 75 и 870 ГВт соответственно.
После окончания пленарной части для обсуждения вопросов развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и распределительных электрических сетей участники Семинара распределились по соответствующим тематическим направлениям и круглым столам.
Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» будет продолжать информировать своих читателей обо всех событиях CIRED-2022.
Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»
Подписаться