Что делать с кадровой проблемой в энергетике — мнения экспертов

Кадровый вопрос сегодня является одной из главных проблем энергетической отрасли. 18 июля в Москве состоялась дискуссия «Какого инженера ждет энергетическая отрасль в 2024 году?», посвященная данному вопросу. В обсуждении приняли участие представители НИУ «МЭИ», энергетических и промышленных компаний. Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» следил за ходом дискуссии и публикует обзор ключевых моментов.

«Энергетическая отрасль — это не только инфраструктура, которая строилась на протяжений многих десятилетий, но и уникальные компетенции, которые были накоплены за эти десятилетия, и которые нужно сохранять, преумножать и передавать новым поколениям», — отметил, открывая мероприятие, модератор дискуссии журналист радио «Комсомольская правда» Алексей Иванов.

Ректор НИУ «МЭИ» Николай Рогалев, отметил, что подготовка высококлассного специалиста складывается из двух ключевых факторов. Первый из них — это взаимодействие с работодателем. «От того, как выстроен диалог вуза и работодателя, напрямую зависит, каким образом будет сформирована компетенция, необходимая отрасли», — подчеркнул ректор ведущего энергетического вуза страны.

«Наше взаимодействие с работодателями достаточно активное — более 700 организаций являются нашими партнерами. Есть и так называемые учебно-методические объединения, куда входят и работодатели. Это дает нам возможность получать обратную связь, а работодателю — влиять на учебный процесс и образовательные программы», — добавил Николай Рогалев, отметив также, что показатель трудоустройства выпускников МЭИ на сегодня составляет внушительные 99,8%.

Второй фактор — качество самого обучения, говорит ректор МЭИ: «Энергетика — очень наукоемкая отрасль. Поэтому все тренды, которые сегодня на слуху, у нас используются. Но самое главное — это фундаментальное разностороннее образование, которое позволяет нашим выпускникам, стартовав после окончания института, реализовать себя во множестве профессий». Особое значение имеет и практикоориентированный подход в подготовке студентов. Этот подход позволяют реализовать натурные учебные объекты, созданные силами университета и его индустриальных партнеров. Среди таких объектов: учебно-экспериментальная ТЭЦ, полигон возобновляемой энергетики, киберполигон и многие другие.

Одним из ключевых партнеров МЭИ в части подготовки кадров является Группа РусГидро. Как рассказал директор департамента инноваций РусГидро Денис Малков, в МЭИ — получили образование более 40 представителей руководящего звена компании, в том числе 18 менеджеров исполнительного аппарата.

Всего же РусГидро взаимодействует с 22 вузами как в сфере подготовки кадров, так и в области повышения квалификации сотрудников. Ведется работа с кадрами и самой компанией: ежегодно проводится ряд образовательных мероприятий для студентов, молодых специалистов и ученых, формируется молодежный кадровый резерв. Особо Денис Малков отметил значение профессиональных чемпионатов, проводимых во всех компаниях Группы: «Поскольку компания у нас распределена по территориям, горизонтального общения не хватает, этот дефицит как раз и закрывают профессиональные чемпионаты».

«Энергетика должна привлекать молодых людей не только достойной заработной платой, но и возможностью карьерного роста, социальными льготами, иными бонусами», — считает заместитель генерального директора ПАО «Россети Московский регион» Геннадий Сиденко.

Говоря о ситуации с кадрами в компании, спикер также отметил, что в ПАО «Россети Московский регион» в последние годы повысился средний возраст персонала. Однако доля молодых специалистов все же остается значительной — порядка 30%.

«Базовым, опорным вузом для нашей компании также остается МЭИ, как в части подготовки новых кадров, так и в части повышения квалификации действующих сотрудников», — добавил Геннадий Сиденко.

«Современные тенденции развития промышленности и городской среды направлены на то, чтобы мощность постоянно увеличивалась. Соответственно, потребность в кадрах, острая уже сейчас, продолжит расти и далее, вслед за потребностью развития экономики и промышленности», — говорит начальник корпоративного университета АО «ОЭК» Мария Богаткина.

По словам эксперта, сегодня основным инструментом привлечения новых кадров в АО «ОЭК» является дуальное обучение: «Сама идея не новая, многие компании проводят целевое обучение. Но мы взяли ориентир на полное сопровождение своего целевого студента. Изначально с первого курса мы погружаем его в традиции и миссию компании, обеспечиваем допусковые направления, которые будут ему необходимы для выполнения будущей трудовой функции. Тем самым мы сокращаем время его допуска и подготовки как специалиста по окончании вуза».

«На данный момент на рынке просто нет количества инженеров, необходимого для того, чтобы не просто закрыть потребности отрасли, но и обеспечить технологическую независимость», — подчеркнул директор по персоналу и организационному развитию АО «НПО «КИС» (Росатом) Павел Козлов.

При этом кадровая проблема возникла не внезапно и не моментально, сделал акцент спикер: «Кадровая потребность прогнозируется на годы вперед. Одна из очень важных инициатив, которая сейчас сквозным образом реализуется в Росатоме, — это стратегическое планирование численности и источников ее восполнения». По мнению эксперта, для решения кадровой проблемы необходимо не просто проводить работу с вузами, но тщательно планировать ее на перспективу. «При этом от трети до половины прогноза потребности должны составлять молодые специалисты и выпускники», — добавил Павел Козлов.

О том, какими качествами должен обладать современный выпускник для того, чтобы успешно реализоваться в отрасли, рассказал заместитель директора по научной работе, кадрам и молодежной политике АО «Российские космические системы» (Роскосмос) Николай Рябогин.

«Выпускник сегодня должен понимать, что с окончанием вуза обучение не заканчивается. Мир развивается настолько быстро, что получаемая специальность может устареть еще до выпуска. Соответственно выпускник не должен бояться того, что он чего-то не знает, и быть готовым к постоянному обучению и повышению квалификации» — подчекркнул спикер.

Еще одно важное качество — самостоятельность, говорит Николай Рябогин: «Выпускник должен уметь задавать правильные вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Тогда он реализуется как инженер-исследователь, как тот, кто формирует новые точки зрения, течения и идеи». Смена поколений в таком случае будет проходить гладко и безболезненно, сделал акцент эксперт.

«И наконец, выпускник должен быть открыт к коммуникации и гибко взаимодействовать с окружающей средой и командой», — добавил спикер в завершение.

В свою очередь работодателям также нужно перестраиваться под новые реалии, считает менеджер по работе с ключевыми клиентами, советник директора по развитию интернет-сервиса «Авито Работа» Надежда Сацкив.

По данным, приведенным спикером, незанятых соискателей на рынке сегодня становится все меньше. Особенно велик дефицит высококвалифицированных сотрудников — инженеров. На это указывает и заметный рост средних зарплатных предложений, фиксируемых рекрутинговыми агентствами в первой половине текущего года. В сравнении с первыми шестью месяцами 2023 года заработная плата, предлагаемая инженерам, увеличилась на 24%, рассказала Надежда Сацкив.

Еще один важный фактор, подчеркивающий потребность отечественной промышленности в инженерах, — тренд на расширение границ найма. Работодатели все лояльнее относятся к соискателям без опыта работы — число вакансий для таких соискателей только за 6 месяцев текущего года выросло в 3,7 раза.

В завершение мероприятия начальник учебного управления НИУ «МЭИ» Роман Поляк рассказал о том, как проходит приемная кампания 2024 года в ведущем энергетическом вузе страны.

Фото предоставлены управлением общественных связей НИУ «МЭИ»

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
Выставки, семинары, конференции За рубежом
Британский опыт, электробезопасность КЛ и расчет сечения токопроводящих жил. Обзор докладов первой секции Международной онлайн-конференции «Высоковольтные воздушные и кабельные линии электропередачи: актуальные вопросы и тенденции»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»