«Зелёная» перспектива столичного дорожного трафика: взгляд энергетиков

Page 1
background image

33

№ 3 (18), май–июнь, 2013

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

3

(1

(1

(1

(

(1

(1

(1

(1

(1

(

(

(

(

(

(1

(

(

(1

(

(

8),

8

8

8),

),

,

),

8

8)

)

8

)

)

)

)

)

)

8

)

)

8

)

ма

ма

ма

ма

ма

ма

ма

ма

м

ма

м

ма

ма

ма

м

а

й–и

й–и

й–и

й–и

й–и

й и

й–и

й–и

и

и

й

и

и

и

и

и

юнь

юнь

юнь

юнь

юнь

юнь

юнь

юнь

юн

юнь

юнь

юнь

юнь

н

юнь

юн

, 2

, 2

, 2

, 2

, 2

, 2

, 2

2

, 2

, 2

, 2

, 2

, 2

, 2

013

013

013

013

3

013

013

013

013

013

13

1

3

013

013

0

0

13

01

13

01

13

СКЕПТИКИ

 

И

 

ОПТИМИСТЫ

Ряд

 

экспертов

 

довольно

 

скеп

-

тически

 

относится

 

к

 

перспективам

 

развития

 

электромобильной

 

инфра

-

структуры

 

в

 

России

В

 

этом

 

направ

-

лении

 

сегодня

 

мы

 

явно

 

отстаём

 

от

 

Запада

Китая

 

и

 

играем

 

роль

 

скорее

 

догоняющих

чем

 

законодателей

 

тренда

Вопросы

 

развития

 

электро

-

мобильного

 

транспорта

 

как

 

части

 

«

умной

 

энергетики

» (Smart Grid) 

так

-

же

 

находятся

 

на

 

стадии

 

проработки

Присовокупим

 

сюда

 

же

 

российский

 

менталитет

 — 

отношение

 

ко

 

все

-

му

 

новому

 — 

и

 

отсутствие

 

должной

 

гибкости

 

в

 

принятии

 

решений

 

на

 

уровне

 

высших

 

эшелонов

 

власти

Ждать

 

электромобильного

 

бума

 

в

 

этой

 

ситуации

увы

не

 

приходится

 — 

с

 

одной

 

стороны

а

 

с

 

другой

 — 

это

 

возможность

 

учесть

 

опыт

 

и

 

ошибки

 

зарубежных

 

коллег

.

Несмотря

 

на

 

все

 

эти

 

условности

по

 

данным

 

опроса

 5 

тысяч

 

респон

-

дентов

проведённого

 

подкомите

-

том

 

ТПП

 

по

 

стратегическим

 

иннова

-

циям

 

в

 

автомобилестроении

, 90% 

российских

 

автолюбителей

 

под

-

держивают

 

идею

 

пересесть

 

за

 

руль

 

электромобиля

Правда

для

 

этого

 

необходимы

 

два

 

условия

доступная

 

цена

 

авто

 

и

 

развитая

 

зарядная

 

ин

-

фраструктура

.  

Учитывая

что

 

эти

 

очередные

 «

две

 

беды

» 

сами

 

по

 

себе

 

не

 

разрешатся

уповать

 

приходится

 

на

 

смельчаков

-

энтузиастов

Среди

 

энергетиков

 

нашлись

 

те

кто

 

решил

 

рискнуть

 

и

 

всё

-

таки

 

доказать

 

электромобиль

-

ную

 

состоятельность

 

с

 

учётом

 

той

 

самой

 

российской

 

специфики

Итог

 

дня

 

сегодняшнего

 — 

разработа

-

на

 

и

 

принята

 

к

 

исполнению

 

Все

-

российская

 

программа

 

развития

 

электромобильной

 

инфраструктуры

 

до

 2020 

года

  (

координатор

 — 

ОАО

 

«

ФСК

 

ЕЭС

»). 

Основой

 

программно

-

го

 

документа

 

стал

 

опыт

 

реализации

 

пилотного

 

проекта

 

«

МОЭСК

-EV», 

инициатором

 

которого

 

в

 2011 

году

 

выступила

    «

Московская

 

объеди

-

нённая

 

электросетевая

 

компания

». 

В

 

партнёрстве

 

с

 

компаниями

 

«

РОЛЬФ

 

Импорт

», «

Револьта

» 

и

 

«

Энсто

» 

по

 

состоянию

 

на

 

начало

 

те

-

кущего

 

года

 

был

 

завершён

 

первый

 

этап

 

проекта

в

 

Москве

 

установлены

 

и

 

запущены

 28 

зарядных

 

станций

в

 

том

 

числе

 

на

 

территории

 

дилерских

 

центров

 Mitsubishi, 

корпоративных

 

парков

  «

МОЭСК

». 

Для

 

широкого

 

до

-

ступа

 

открыты

 26 

электрозаправок

включая

 

станции

 

экспресс

-

зарядки

 

постоянного

 

тока

 

стандарта

 

CHAdeMO. 

Все

 

станции

 

объедине

-

ны

 

в

 

единую

 

сеть

 

с

 

возможностью

 

удалённого

 

управления

Создана

 

специальная

 

служба

 

технической

 

поддержки

 

пользователей

Всего

 

в

 

России

 

на

 

сегодняшний

 

день

поми

-

мо

 28 

станций

 «

МОЭСК

», 

действуют

 

около

 50 

зарядных

 

станций

в

 

том

 

числе

 

на

 

территории

 

Московской

 

области

Белгорода

 

и

 

Казани

.

Как

 

рассказали

 

в

 

энерго

-

компании

первый

 

этап

 

проекта

 

«

МОЭСК

-EV» 

позволил

 

получить

 

экс

-

периментальные

 

данные

 

о

 

работе

 

«Зелёная» перспектива 

столичного дорожного 

трафика: взгляд 

энергетиков

«

МОЭСК

» 

делает

 

ставку

 

на

 

корпоративный

 

и

 

общественный

 

электротранспорт

Вопрос о том, быть электромобилям в России или нет, сегодня уже не стоит. От-
вет однозначный — быть. Другое дело — масштабность этого явления и темпы 
его распространения на просторах нашей страны в ближайшие годы. Мировые 
тенденции свидетельствуют об уверенном росте электромобильного рынка. По 
разным оценкам, к 2020 году доля продаж электромобилей и гибридов может до-
стичь 10% от общего объёма всех продаваемых авто. В Московском регионе этот 
показатель оценивается на уровне 3—5%, что эквивалентно примерно 110 тыся-
чам единиц электротранспорта.

Елена МАЛАЯ

33

№ 3 (18), май–июнь, 2013


Page 2
background image

34

СЕТИ РОССИИ

электромобилей

 

и

 

электрозаправок

 

различных

 

типов

 

с

 

учётом

 

климати

-

ческих

 

и

 

дорожных

 

условий

а

 

также

 

данные

 

о

 

выравнивании

 

пиковых

 

нагрузок

 

как

 

элемента

 

реализации

 

стратегии

 

внедрения

 Smart Grid 

в

 

России

Немаловажным

 

моментом

 

стала

 

разработка

 

единых

 

подходов

 

к

 

стандартизации

 

зарядных

 

станций

 

и

 

устройств

.

«

Кроме

 

этого

 

была

 

разработана

 

бизнес

-

модель

 

участия

 

сетевой

 

рас

-

пределительной

 

компании

 

в

 

рынке

 

зарядной

 

инфраструктуры

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

которой

 

в

 

течение

 

следующих

 

шести

 

лет

 

планируется

 

развернуть

 

на

 

территории

 

Москвы

 

и

 

области

 

сеть

 

из

 2260 

зарядных

 

станций

в

 

том

 

числе

 310 

комплексов

 

экспресс

-

зарядки

», — 

рассказал

 

директор

 

по

 

ИТ

стратегии

 

и

 

бизнес

-

процессам

 

«

МОЭСК

» 

Андрей

 

Сницкий

ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОМУ

 

БИЗНЕСУ

 

В

 

РОССИИ

 

БЫТЬ

?

Планы

 

энергетиков

 

по

 

развёрты

-

ванию

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

и

 

популяризации

 

электромобильного

 

транспорта

 

так

 

и

 

могли

 

бы

 

остаться

 

планами

если

 

бы

 

не

 

был

 

учтён

 

име

-

ющийся

 

зарубежный

 

опыт

а

 

также

 

отсутствовало

 

бы

 

чёткое

 

понимание

 

российских

 

реалий

«

После

 

анализа

 

пер

-

спективы

 

развития

 

рын

-

ка

 

электромобилей

 

в

 

Рос

-

сии

 

на

 

ближайшие

 5—7 

лет

 

стало

 

очевидно

что

 

делать

 

ставку

 

на

 

повсе

-

местное

 

внедрение

 

элек

-

тротранспорта

 

бессмыс

-

ленно

, — 

говорит

 

Андрей

 

Сницкий

. — 

Заявленные

 

«

МОЭСК

» 

показатели

 

в

 

первую

 

очередь

 

ориен

-

тированы

 

на

 

развитие

 

общественных

 

перево

-

зок

 

и

 

корпоративных

 

ав

-

топарков

На

 

сегодняш

-

ний

 

день

 

это

 

приоритет

 

номер

 

один

в

 

том

 

числе

 

и

 

для

 

нашей

 

компании

И

 

только

 

потом

я

 

думаю

мы

 

сможем

 

позволить

 

себе

 

массовое

 

внедре

-

ние

 

электромобилей

».

Корпоративный

 

ав

-

топарк

 

электромобилей

 

«

МОЭСК

» 

насчитывает

 

се

-

годня

 6 

единиц

Процент

 

от

 

общего

 

количества

 

На

 

сегодняшний

 

день

 

объём

 

продаваемых

 

электромобилей

 

и

 

подключаемых

 

гибридов

 

в

 

мире

 

имеет

 

стойкую

 

тенденцию

 

к

 

уве

-

личению

отмечают

 

эксперты

За

 

последний

 

год

 

он

 

удвоился

а

 

экс

-

плуатационный

 

режим

 

зарядных

 

станций

 

достиг

 30%. 

К

 2020 

году

по

 

разным

 

оценкам

доля

 

продаж

 

электромобилей

 

и

 

гибридов

 

соста

-

вит

 

от

 3 

до

 10% 

от

 

общего

 

объёма

 

всех

 

продаваемых

 

авто

.

К

 

слову

во

 

Франции

 

популяр

-

ность

 

набирает

 

такое

 

направление

как

 

каршеринг

 (carsharing). 

Основ

-

ная

 

идея

 

заключается

 

в

 

краткос

-

рочной

 

аренде

 

авто

 

с

 

поминутной

 

или

 

почасовой

 

оплатой

Парижане

 

используют

 

каршеринг

 

преимуще

-

ственно

 

для

 

переездов

 

по

 

городу

В

 

начале

 

апреля

 

этого

 

года

 

о

 

готов

-

ности

 

помочь

 

в

 

создании

 

подобной

 

сети

 

заявили

 

и

 

в

 

Департаменте

 

транспорта

 

Москвы

По

 

словам

 

гла

-

вы

 

ведомства

 

Максима

 

Ликсутова

столичные

 

власти

 

ждут

 

соответству

-

ющих

 

предложений

 

со

 

стороны

 

биз

-

неса

Город

 

готов

 

помочь

 

организа

-

ционно

например

 

выделить

 

места

 

под

 

парковки

.

УЛЬТРАБЫСТРО

ЗАРЯДНАЯ

 

ИНФРАСТРУКТУРА

 — 

РЕГИОНАМ

 

В

 2013 

году

 «

МОЭСК

» 

продолжила

 

реализа

-

цию

 

проекта

 

по

 

развёр

-

тыванию

 

первой

 

в

 

Рос

-

сии

 

инфраструктуры

 

для

 

электромобилей

.

Вторым

 

этапом

 

про

-

екта

 «

МОЭСК

-EV» 

преду

-

смотрены

 

разработка

 

и

 

внедрение

 

технологии

 

ультрабыстрой

 

подза

-

рядки

 

для

 

современ

-

ного

 

общественного

 

электротранспорта

 — 

электробусов

Транс

-

портная

 

система

 

с

 

ис

-

пользованием

 

станций

 

ультрабыстрой

 

подза

-

рядки

 

позволит

 

исполь

-

зовать

 

электробусы

 

в

 

таких

 

же

 

режимах

как

 

и

 

дизельные

 

автобусы

 

или

 

троллейбусы

прак

-

тически

 

снимая

 

огра

-

ничения

 

по

 

суточному

 

пробегу

 

и

 

времени

 

ночной

 

стоянки

расска

-

имеющегося

 

в

 

компании

 

транс

-

порта

 

пока

 

невелик

в

 

планах

 

этого

 

года

 — 

расширение

 

электропарка

 

для

 

нужд

 

филиалов

 

ещё

 

на

 30 

ма

-

шин

в

 

основном

 

это

 

фургоны

 

и

 

ми

-

кроавтобусы

При

 

условии

 

покупки

 

такого

 

количества

 

электромобилей

 

предварительно

 

потребуется

 

уста

-

новка

 

ещё

 

порядка

 70 

зарядных

 

станций

Сегодня

 

авто

 

на

 

электриче

-

ской

 

тяге

 

в

 «

МОЭСК

» 

используются

 

в

 

качестве

 

оперативного

 

транспорта

 

в

 

повседневной

 

работе

 

ремонтных

 

бригад

Как

 

показала

 

практика

одной

 

подзарядки

 

электромобиля

 

хватает

 

на

 

рабочую

 

смену

Энер

-

гетики

 

отмечают

 

также

что

 

расход

 

заряда

 

во

 

многом

 

зависит

 

от

 

опыта

 

водителя

 

и

 

манеры

 

вождения

Если

 

брать

 

усреднённые

 

по

-

казатели

 

длины

 

пробега

 

электро

-

мобилей

то

 

сегодня

 

это

 

порядка

 

150—250 

км

По

 

сути

это

 

один

 

из

 

основных

 

отрицательных

 

моментов

над

 

решением

 

которого

 

бьются

 

со

-

временные

 

разработчики

Инжене

-

ры

 

увеличивают

 

ёмкость

 

и

 

снижают

 

стоимость

 

аккумуляторных

 

батарей

сокращают

 

расход

 

электричества

а

 

также

 

развивают

 

электромобиль

-

ную

 

инфраструктуру

Спонсор

 

рубрики

 

ООО

 «

РОЛЬФ

 

Импорт

»


Page 3
background image

35

№ 3 (18), май–июнь, 2013

зали

 

в

 

компании

Все

 

работы

 

по

 

научно

-

исследовательскому

 

про

-

екту

 «

МОЭСК

-EV» 

компания

 

финан

-

сирует

 

из

 

собственных

 

средств

выделенных

 

на

 

НИОКР

Отметим

 

также

что

 

в

 

рамках

 

пилотного

 

про

-

екта

 

создания

 

инфраструктуры

 

в

 

«

МОЭСК

» 

разработан

 

программ

-

ный

 

комплекс

 

по

 

управлению

 

се

-

тью

 

зарядных

 

станций

а

 

также

 

опытные

 

образцы

 

интеллектуаль

-

ных

 

электрозаправок

Получе

-

ние

 

патента

 

на

 

полезную

 

модель

 

«

умной

» 

зарядной

 

станции

соглас

-

но

 

поданной

 

заявке

 

в

 

Роспатент

ожидается

 

уже

 

в

 

этом

 

году

.

Энергетики

 

особенно

 

подчёр

-

кивают

 

социальную

 

значимость

 

развития

 

электромобильной

 

ин

-

фраструктуры

 

для

 

общественных

 

перевозок

 

в

 

мегаполисах

где

 

ве

-

лика

 

доля

 

загрязнения

 

от

 

автомо

-

бильного

 

транспорта

Замена

 

пар

-

ка

 

дизельных

 

автобусов

каждый

 

из

 

которых

 

равноценен

 

в

 

части

 

вред

-

ных

 

выбросов

 

в

 

атмосферу

 

при

-

мерно

 350 

автомобилям

является

 

очень

 

актуальной

 

задачей

отме

-

чают

 

в

  «

МОЭСК

». 

Особенно

 

в

 

кон

-

тексте

 

улучшения

 

экологической

 

обстановки

 

крупных

 

городов

где

 

более

 90% 

загрязнения

 

воздуха

 — 

это

 

транспорт

Кроме

 

того

по

 

мне

-

нию

 

экспертов

контактный

  (

не

-

автономный

электротранспорт

 

является

 

причиной

 

образования

 

гии

 

для

 

зарядки

 

электромобилей

установление

 

упро

-

щённого

 

порядка

 

техприсоединения

 

к

 

электросетям

 

объектов

 

зарядной

 

инфраструкт уры

Предлагается

 

также

 

снижение

 

налого

-

обложения

 

на

 

им

-

порт

 

транспортных

 

средств

 

с

 

электро

-

двигателями

узлов

агрегатов

 

и

 

деталей

 

к

 

ним

.

Приступив

 

к

 

разворачиванию

 

зарядной

 

инфра

-

структуры

Россия

 

движется

 

в

 

контек

-

сте

 

мировых

 

тен

-

денций

 

развития

 

электротранспорта

отмечают

 

энерге

-

тики

В

 

нашей

 

стра

-

не

по

 

оптимистичным

 

прогнозам

к

 2020 

году

 

может

 

использоваться

 

около

 200 

тысяч

 

машин

 

с

 

электро

-

двигателями

По

 

оценке

  «

МОЭСК

», 

парк

 

электротранспорта

 

в

 

Москов

-

ском

 

регионе

 

к

 

этому

 

времени

 

со

-

ставит

 

от

 50 

до

 110 

тысяч

 

машин

 

различного

 

типа

.   

пробок

 

в

 

мегаполисах

 

ввиду

 

мед

-

лительности

 

традиционных

 

трам

-

ваев

 

и

 

троллейбусов

Они

 

также

 

неэффективны

 

с

 

точки

 

зрения

 

по

-

требления

 

электричества

.

Проект

  «

МОЭСК

-EV» 

направлен

 

и

 

на

 

продвижение

 

зарядной

 

инфра

-

структуры

 

в

 

регионы

Уже

 

сейчас

 

в

 

рамках

 

федерального

 

пилотного

 

проекта

  «

Элек

-

тротранспорт

» 

готовятся

 

первые

 

комплексные

 

про

-

екты

 

по

 

массовому

 

при

-

менению

 

электробусов

 

в

 

Московской

 

области

Казани

Новосибирске

 

и

 

Ставропольском

 

крае

Расширение

 

проекта

 

«

МОЭСК

-EV» 

и

 

озвученная

 

«

ФСК

 

ЕЭС

» 

Всероссий

-

ская

 

программа

 

позволят

 

подготовить

 

российскую

 

энергетическую

 

инфра

-

структуру

 

к

 

ожидаемому

 

росту

 

спроса

 

на

 

электро

-

транспорт

 

в

 

потребитель

-

ском

 

и

 

производственном

 

сегментах

 

экономики

Также

 

это

 

решит

 

пробле

-

му

 

энергетических

 

пиков

 

за

 

счёт

 

системы

 Smart 

Grid.

Среди

 

требуемых

 

зако

-

нодательных

 

инициатив

 — 

снятие

 

ограничений

 

на

 

реализацию

 

электроэнер

-


Оригинал статьи: «Зелёная» перспектива столичного дорожного трафика: взгляд энергетиков

Читать онлайн

Вопрос о том, быть электромобилям в России или нет, сегодня уже не стоит. Ответ однозначный — быть. Другое дело — масштабность этого явления и темпы его распространения на просторах нашей страны в ближайшие годы. Мировые тенденции свидетельствуют об уверенном росте электромобильного рынка. По разным оценкам, к 2020 году доля продаж электромобилей и гибридов может достичь 10% от общего объёма всех продаваемых авто. В Московском регионе этот показатель оценивается на уровне 3—5%, что эквивалентно примерно 110 тысячам единиц электротранспорта.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»