33
№ 3 (18), май–июнь, 2013
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№ 3
№
№
3
№
(1
(1
(1
(
(1
(1
(1
(1
(1
(
(
(
(
(
(1
(
(
(1
(
(
8),
8
8
8),
),
,
),
8
8)
)
8
)
)
)
)
)
)
8
)
)
8
)
ма
ма
ма
ма
ма
ма
ма
ма
м
ма
м
ма
ма
ма
м
а
й–и
й–и
й–и
й–и
й–и
й и
й–и
й–и
и
и
й
и
и
–
и
и
и
юнь
юнь
юнь
юнь
юнь
юнь
юнь
юнь
юн
юнь
юнь
юнь
юнь
н
юнь
юн
, 2
,
, 2
, 2
, 2
, 2
, 2
, 2
2
, 2
, 2
, 2
, 2
, 2
, 2
013
013
013
013
3
013
013
013
013
013
13
1
3
013
013
0
0
13
01
13
01
13
СКЕПТИКИ
И
ОПТИМИСТЫ
Ряд
экспертов
довольно
скеп
-
тически
относится
к
перспективам
развития
электромобильной
инфра
-
структуры
в
России
.
В
этом
направ
-
лении
сегодня
мы
явно
отстаём
от
Запада
,
Китая
и
играем
роль
скорее
догоняющих
,
чем
законодателей
тренда
.
Вопросы
развития
электро
-
мобильного
транспорта
как
части
«
умной
энергетики
» (Smart Grid)
так
-
же
находятся
на
стадии
проработки
.
Присовокупим
сюда
же
российский
менталитет
—
отношение
ко
все
-
му
новому
—
и
отсутствие
должной
гибкости
в
принятии
решений
на
уровне
высших
эшелонов
власти
.
Ждать
электромобильного
бума
в
этой
ситуации
,
увы
,
не
приходится
—
с
одной
стороны
,
а
с
другой
—
это
возможность
учесть
опыт
и
ошибки
зарубежных
коллег
.
Несмотря
на
все
эти
условности
,
по
данным
опроса
5
тысяч
респон
-
дентов
,
проведённого
подкомите
-
том
ТПП
по
стратегическим
иннова
-
циям
в
автомобилестроении
, 90%
российских
автолюбителей
под
-
держивают
идею
пересесть
за
руль
электромобиля
.
Правда
,
для
этого
необходимы
два
условия
:
доступная
цена
авто
и
развитая
зарядная
ин
-
фраструктура
.
Учитывая
,
что
эти
очередные
«
две
беды
»
сами
по
себе
не
разрешатся
,
уповать
приходится
на
смельчаков
-
энтузиастов
.
Среди
энергетиков
нашлись
те
,
кто
решил
рискнуть
и
всё
-
таки
доказать
электромобиль
-
ную
состоятельность
с
учётом
той
самой
российской
специфики
.
Итог
дня
сегодняшнего
—
разработа
-
на
и
принята
к
исполнению
Все
-
российская
программа
развития
электромобильной
инфраструктуры
до
2020
года
(
координатор
—
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»).
Основой
программно
-
го
документа
стал
опыт
реализации
пилотного
проекта
«
МОЭСК
-EV»,
инициатором
которого
в
2011
году
выступила
«
Московская
объеди
-
нённая
электросетевая
компания
».
В
партнёрстве
с
компаниями
«
РОЛЬФ
Импорт
», «
Револьта
»
и
«
Энсто
»
по
состоянию
на
начало
те
-
кущего
года
был
завершён
первый
этап
проекта
:
в
Москве
установлены
и
запущены
28
зарядных
станций
,
в
том
числе
на
территории
дилерских
центров
Mitsubishi,
корпоративных
парков
«
МОЭСК
».
Для
широкого
до
-
ступа
открыты
26
электрозаправок
,
включая
станции
экспресс
-
зарядки
постоянного
тока
стандарта
CHAdeMO.
Все
станции
объедине
-
ны
в
единую
сеть
с
возможностью
удалённого
управления
.
Создана
специальная
служба
технической
поддержки
пользователей
.
Всего
в
России
на
сегодняшний
день
,
поми
-
мо
28
станций
«
МОЭСК
»,
действуют
около
50
зарядных
станций
,
в
том
числе
на
территории
Московской
области
,
Белгорода
и
Казани
.
Как
рассказали
в
энерго
-
компании
,
первый
этап
проекта
«
МОЭСК
-EV»
позволил
получить
экс
-
периментальные
данные
о
работе
«Зелёная» перспектива
столичного дорожного
трафика: взгляд
энергетиков
«
МОЭСК
»
делает
ставку
на
корпоративный
и
общественный
электротранспорт
Вопрос о том, быть электромобилям в России или нет, сегодня уже не стоит. От-
вет однозначный — быть. Другое дело — масштабность этого явления и темпы
его распространения на просторах нашей страны в ближайшие годы. Мировые
тенденции свидетельствуют об уверенном росте электромобильного рынка. По
разным оценкам, к 2020 году доля продаж электромобилей и гибридов может до-
стичь 10% от общего объёма всех продаваемых авто. В Московском регионе этот
показатель оценивается на уровне 3—5%, что эквивалентно примерно 110 тыся-
чам единиц электротранспорта.
Елена МАЛАЯ
33
№ 3 (18), май–июнь, 2013
34
СЕТИ РОССИИ
электромобилей
и
электрозаправок
различных
типов
с
учётом
климати
-
ческих
и
дорожных
условий
,
а
также
данные
о
выравнивании
пиковых
нагрузок
как
элемента
реализации
стратегии
внедрения
Smart Grid
в
России
.
Немаловажным
моментом
стала
разработка
единых
подходов
к
стандартизации
зарядных
станций
и
устройств
.
«
Кроме
этого
была
разработана
бизнес
-
модель
участия
сетевой
рас
-
пределительной
компании
в
рынке
зарядной
инфраструктуры
,
в
соответ
-
ствии
с
которой
в
течение
следующих
шести
лет
планируется
развернуть
на
территории
Москвы
и
области
сеть
из
2260
зарядных
станций
,
в
том
числе
310
комплексов
экспресс
-
зарядки
», —
рассказал
директор
по
ИТ
,
стратегии
и
бизнес
-
процессам
«
МОЭСК
»
Андрей
Сницкий
.
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОМУ
БИЗНЕСУ
В
РОССИИ
БЫТЬ
?
Планы
энергетиков
по
развёрты
-
ванию
зарядной
инфраструктуры
и
популяризации
электромобильного
транспорта
так
и
могли
бы
остаться
планами
,
если
бы
не
был
учтён
име
-
ющийся
зарубежный
опыт
,
а
также
отсутствовало
бы
чёткое
понимание
российских
реалий
.
«
После
анализа
пер
-
спективы
развития
рын
-
ка
электромобилей
в
Рос
-
сии
на
ближайшие
5—7
лет
стало
очевидно
,
что
делать
ставку
на
повсе
-
местное
внедрение
элек
-
тротранспорта
бессмыс
-
ленно
, —
говорит
Андрей
Сницкий
. —
Заявленные
«
МОЭСК
»
показатели
в
первую
очередь
ориен
-
тированы
на
развитие
общественных
перево
-
зок
и
корпоративных
ав
-
топарков
.
На
сегодняш
-
ний
день
это
приоритет
номер
один
,
в
том
числе
и
для
нашей
компании
.
И
только
потом
,
я
думаю
,
мы
сможем
позволить
себе
массовое
внедре
-
ние
электромобилей
».
Корпоративный
ав
-
топарк
электромобилей
«
МОЭСК
»
насчитывает
се
-
годня
6
единиц
.
Процент
от
общего
количества
На
сегодняшний
день
объём
продаваемых
электромобилей
и
подключаемых
гибридов
в
мире
имеет
стойкую
тенденцию
к
уве
-
личению
,
отмечают
эксперты
.
За
последний
год
он
удвоился
,
а
экс
-
плуатационный
режим
зарядных
станций
достиг
30%.
К
2020
году
,
по
разным
оценкам
,
доля
продаж
электромобилей
и
гибридов
соста
-
вит
от
3
до
10%
от
общего
объёма
всех
продаваемых
авто
.
К
слову
,
во
Франции
популяр
-
ность
набирает
такое
направление
,
как
каршеринг
(carsharing).
Основ
-
ная
идея
заключается
в
краткос
-
рочной
аренде
авто
с
поминутной
или
почасовой
оплатой
.
Парижане
используют
каршеринг
преимуще
-
ственно
для
переездов
по
городу
.
В
начале
апреля
этого
года
о
готов
-
ности
помочь
в
создании
подобной
сети
заявили
и
в
Департаменте
транспорта
Москвы
.
По
словам
гла
-
вы
ведомства
Максима
Ликсутова
,
столичные
власти
ждут
соответству
-
ющих
предложений
со
стороны
биз
-
неса
.
Город
готов
помочь
организа
-
ционно
,
например
выделить
места
под
парковки
.
УЛЬТРАБЫСТРО
!
ЗАРЯДНАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
—
РЕГИОНАМ
В
2013
году
«
МОЭСК
»
продолжила
реализа
-
цию
проекта
по
развёр
-
тыванию
первой
в
Рос
-
сии
инфраструктуры
для
электромобилей
.
Вторым
этапом
про
-
екта
«
МОЭСК
-EV»
преду
-
смотрены
разработка
и
внедрение
технологии
ультрабыстрой
подза
-
рядки
для
современ
-
ного
общественного
электротранспорта
—
электробусов
.
Транс
-
портная
система
с
ис
-
пользованием
станций
ультрабыстрой
подза
-
рядки
позволит
исполь
-
зовать
электробусы
в
таких
же
режимах
,
как
и
дизельные
автобусы
или
троллейбусы
,
прак
-
тически
снимая
огра
-
ничения
по
суточному
пробегу
и
времени
ночной
стоянки
,
расска
-
имеющегося
в
компании
транс
-
порта
пока
невелик
,
в
планах
этого
года
—
расширение
электропарка
для
нужд
филиалов
ещё
на
30
ма
-
шин
,
в
основном
это
фургоны
и
ми
-
кроавтобусы
.
При
условии
покупки
такого
количества
электромобилей
предварительно
потребуется
уста
-
новка
ещё
порядка
70
зарядных
станций
.
Сегодня
авто
на
электриче
-
ской
тяге
в
«
МОЭСК
»
используются
в
качестве
оперативного
транспорта
в
повседневной
работе
ремонтных
бригад
.
Как
показала
практика
,
одной
подзарядки
электромобиля
хватает
на
рабочую
смену
.
Энер
-
гетики
отмечают
также
,
что
расход
заряда
во
многом
зависит
от
опыта
водителя
и
манеры
вождения
.
Если
брать
усреднённые
по
-
казатели
длины
пробега
электро
-
мобилей
,
то
сегодня
это
порядка
150—250
км
.
По
сути
,
это
один
из
основных
отрицательных
моментов
,
над
решением
которого
бьются
со
-
временные
разработчики
.
Инжене
-
ры
увеличивают
ёмкость
и
снижают
стоимость
аккумуляторных
батарей
,
сокращают
расход
электричества
,
а
также
развивают
электромобиль
-
ную
инфраструктуру
.
Спонсор
рубрики
ООО
«
РОЛЬФ
Импорт
»
35
№ 3 (18), май–июнь, 2013
зали
в
компании
.
Все
работы
по
научно
-
исследовательскому
про
-
екту
«
МОЭСК
-EV»
компания
финан
-
сирует
из
собственных
средств
,
выделенных
на
НИОКР
.
Отметим
также
,
что
в
рамках
пилотного
про
-
екта
создания
инфраструктуры
в
«
МОЭСК
»
разработан
программ
-
ный
комплекс
по
управлению
се
-
тью
зарядных
станций
,
а
также
опытные
образцы
интеллектуаль
-
ных
электрозаправок
.
Получе
-
ние
патента
на
полезную
модель
«
умной
»
зарядной
станции
,
соглас
-
но
поданной
заявке
в
Роспатент
,
ожидается
уже
в
этом
году
.
Энергетики
особенно
подчёр
-
кивают
социальную
значимость
развития
электромобильной
ин
-
фраструктуры
для
общественных
перевозок
в
мегаполисах
,
где
ве
-
лика
доля
загрязнения
от
автомо
-
бильного
транспорта
.
Замена
пар
-
ка
дизельных
автобусов
,
каждый
из
которых
равноценен
в
части
вред
-
ных
выбросов
в
атмосферу
при
-
мерно
350
автомобилям
,
является
очень
актуальной
задачей
,
отме
-
чают
в
«
МОЭСК
».
Особенно
в
кон
-
тексте
улучшения
экологической
обстановки
крупных
городов
,
где
более
90%
загрязнения
воздуха
—
это
транспорт
.
Кроме
того
,
по
мне
-
нию
экспертов
,
контактный
(
не
-
автономный
)
электротранспорт
является
причиной
образования
гии
для
зарядки
электромобилей
,
установление
упро
-
щённого
порядка
техприсоединения
к
электросетям
объектов
зарядной
инфраструкт уры
.
Предлагается
также
снижение
налого
-
обложения
на
им
-
порт
транспортных
средств
с
электро
-
двигателями
,
узлов
,
агрегатов
и
деталей
к
ним
.
Приступив
к
разворачиванию
зарядной
инфра
-
структуры
,
Россия
движется
в
контек
-
сте
мировых
тен
-
денций
развития
электротранспорта
,
отмечают
энерге
-
тики
.
В
нашей
стра
-
не
,
по
оптимистичным
прогнозам
,
к
2020
году
может
использоваться
около
200
тысяч
машин
с
электро
-
двигателями
.
По
оценке
«
МОЭСК
»,
парк
электротранспорта
в
Москов
-
ском
регионе
к
этому
времени
со
-
ставит
от
50
до
110
тысяч
машин
различного
типа
.
пробок
в
мегаполисах
ввиду
мед
-
лительности
традиционных
трам
-
ваев
и
троллейбусов
.
Они
также
неэффективны
с
точки
зрения
по
-
требления
электричества
.
Проект
«
МОЭСК
-EV»
направлен
и
на
продвижение
зарядной
инфра
-
структуры
в
регионы
.
Уже
сейчас
в
рамках
федерального
пилотного
проекта
«
Элек
-
тротранспорт
»
готовятся
первые
комплексные
про
-
екты
по
массовому
при
-
менению
электробусов
в
Московской
области
,
Казани
,
Новосибирске
и
Ставропольском
крае
.
Расширение
проекта
«
МОЭСК
-EV»
и
озвученная
«
ФСК
ЕЭС
»
Всероссий
-
ская
программа
позволят
подготовить
российскую
энергетическую
инфра
-
структуру
к
ожидаемому
росту
спроса
на
электро
-
транспорт
в
потребитель
-
ском
и
производственном
сегментах
экономики
.
Также
это
решит
пробле
-
му
энергетических
пиков
за
счёт
системы
Smart
Grid.
Среди
требуемых
зако
-
нодательных
инициатив
—
снятие
ограничений
на
реализацию
электроэнер
-
Оригинал статьи: «Зелёная» перспектива столичного дорожного трафика: взгляд энергетиков
Вопрос о том, быть электромобилям в России или нет, сегодня уже не стоит. Ответ однозначный — быть. Другое дело — масштабность этого явления и темпы его распространения на просторах нашей страны в ближайшие годы. Мировые тенденции свидетельствуют об уверенном росте электромобильного рынка. По разным оценкам, к 2020 году доля продаж электромобилей и гибридов может достичь 10% от общего объёма всех продаваемых авто. В Московском регионе этот показатель оценивается на уровне 3—5%, что эквивалентно примерно 110 тысячам единиц электротранспорта.