Заряжаем аккумуляторы правильно

Page 1
background image

Page 2
background image

116

СЕТИ  РОССИИ

ПРЕЗЕНТ

АЦИЯ

О

снова

 

правильного

 

функционирования

 

СОПТ

 — 

это

 

обеспечение

 

надежного

 

электро

-

снабжения

 

защит

 

и

 

систем

 

противоаварий

-

ной

 

автоматики

А

 

что

 

же

 

внутри

 

самой

 

си

-

стемы

Как

 

ее

 

элементы

 

взаимодействуют

 

друг

 

с

 

дру

-

гом

Комфортно

 

ли

 

чувствует

 

себя

 

аккумуляторная

 

ба

-

тарея

 (

АБ

в

 

составе

 

СОПТ

 

в

 

режимах

 

заряда

Попро

-

буем

 

разобраться

Существует

 

несколько

 

способов

 

заряда

 

свинцово

-

кислотных

 

аккумуляторных

 

батарей

 

со

 

свободным

 

электролитом

которые

 

рекомендованы

 

к

 

примене

-

нию

 

производителями

 

АБ

.

МЕТОД

 

ЗАРЯДА

 IU 

(

постоянный

 

ток

/

постоянное

 

напряжение

)

Метод

 

включает

 

два

 

этапа

 

заряда

 (

рис

. 1): 

• 

заряд

 

постоянным

 

током

Напряжение

 

возрастает

При

 

достижении

 

величины

 

напряжения

 

непрерыв

-

ного

 

подзаряда

 

следует

 

перейти

 

ко

 

второй

 

ступени

 

заряда

• 

заряд

 

постоянным

 

напряжением

Ток

 

заряда

 

при

 

этом

 

уменьшается

.

Заряжаем аккумуляторы 

правильно

Сегодня схемы построения систем оперативного постоянного тока (СОПТ) на 
электрических подстанциях 110—750 кВ имеют более или менее типовую струк-
туру, которая определяется отраслевым стандартом ОАО «ФСК ЕЭС». Это зна-
чит, что появился стандарт, который можно критиковать, но надо выполнять.

Борис КИРСАНОВ, технический директор ПК «ЭлектроКонцепт»

Алексей ЖМАКИН, ведущий инженер ПК «ЭлектроКонцепт»

напряжении

 

должно

 

быть

 

ограничено

Далее

 

сле

-

дует

 

переключение

 

в

 

режим

 

непрерывного

 

под

-

заряда

;

• 

заряд

 

постоянным

 

напряжением

МЕТОД

 

ЗАРЯДА

 I (

постоянный

 

ток

)

В

 

режиме

 I 

заряд

 

производится

 

постоянным

 

то

-

ком

Напряжение

 

увеличивается

 

до

 

рекомендуемого

 

значения

Затем

 

следует

 

переход

 

в

 

режим

 

заряда

 

при

 

постоянном

 

напряжении

 (

рис

. 3).

Многие

 

производители

 

зарядно

-

подзарядных

 

устройств

  (

ЗПУ

заявляют

 

требуемую

 

производителя

-

ми

 

АБ

 

характеристику

 

заряда

 IU 

и

 IU

о

как

 

стандарт

-

ную

но

 

при

 

одном

 

условии

 — 

аккумуляторная

 

батарея

 

подключена

 

непосредственно

 

к

 

ЗПУ

  (

рис

. 4). 

В

 

этом

 

случае

 

контроль

 

тока

 

аккумуляторной

 

батареи

 

осу

-

ществляется

 

посредством

 

встроенного

 

в

 

ЗПУ

 

токово

-

го

 

шунта

.

Рис

. 3

Рис

. 2

Рис

. 1

МЕТОД

 

ЗАРЯДА

 IU

O

U (

постоянный

 

ток

/

постоянное

 

напряжение

 

с

 

переключением

)

Метод

 

включает

 

ступень

 

ускоренного

 

заряда

 

при

 

напряжении

 

выше

 

непрерывного

 

подзаряда

 (

рис

. 2):

• 

заряд

 

постоянным

 

током

Напряжение

 

возрастает

При

 

достижении

 

величины

 

напряжения

 

ускорен

-

ного

 

заряда

 

следует

 

перейти

 

ко

 

второй

 

ступени

;

• 

заряд

 

при

 

повышенном

 

напряжении

Ток

 

заря

-

да

 

уменьшается

Время

 

заряда

 

при

 

повышенном

 


Page 3
background image

117

№ 1 (4), январь-февраль, 2011

Микропроцессорная

 

система

 

управления

 DaRCi 

позволяет

 

про

-

изводить

 

измерения

 

тока

 

заряда

 

аккумуляторной

 

батареи

 

бескон

-

тактным

 

датчиком

 

тока

 

с

 

переда

-

чей

 

измеренного

 

сигнала

 

на

 

зна

-

чительные

 

расстояния

 (

рис

. 5).

Удаленное

 

бесконтактное

 

из

-

мерение

 

тока

 

заряда

 

аккумуля

-

торной

 

батареи

 

позволяет

 

встра

-

ивать

 

датчик

 

тока

 

в

 

ЩПТ

В

 

этом

 

случае

 

ЗПУ

 

серии

 

ВТЗП

 

обеспе

-

чивает

 

рекомендованные

 

произ

-

водителями

 

АБ

 

режимы

 

заряда

 

с

 

характеристиками

 IU 

и

 IU

o

U, 

обе

-

спечивая

 

оптимальный

 

по

 

време

-

ни

 

режим

 

заряда

 

АБ

 

до

 

номиналь

-

ной

 

емкости

.

Основные

 

преимущества

 

ВТЗП

 DaRCi:

• 

низкий

 

уровень

 

пульсаций

 <0,5% 

за

 

счет

 

применения

 

микропроцессорной

 

системы

 

управления

 

классической

 

схемы

 

полностью

 

управляемого

 

тиристорного

 

преобра

-

зования

 

и

 

эффективного

 

выходного

 LC-

фильтра

;

• 

высокий

 

входной

 

коэффициент

 

мощности

 

за

 

счет

 

при

-

менения

 

силового

 

трансформатора

 

со

 

схемой

 

соедине

-

ния

 

обмоток

 

треугольник

/

звезда

;

• 

сенсорный

 

дисплей

 

позволяет

 

настраивать

 

параметры

 

зарядного

 

устройства

 

без

 

применения

 

специальных

 

устройств

-

программаторов

 

с

 

экрана

 

монитора

;

• 

активная

 

логическая

 

защита

 

не

 

позволяет

 

устройству

 

входить

 

в

 

режим

 

длительного

 

ограничения

 

выходного

 

тока

 

при

 

коротких

 

замыканиях

 

на

 

выходе

 

устройства

;

• 

бесконтактные

 

датчики

 

измерения

 

тока

 

заряда

 

АБ

 

и

 

тока

 

нагрузки

;

• 

интегрированная

 

система

 

мониторинга

 

через

 

интер

-

фейс

 RS485 

по

 

протоколу

 

MODBUS.

В

 

заключение

 

следует

 

от

-

метить

что

 

очень

 

часто

 

те

 

или

 

иные

 

устройства

 

обладают

 

раз

-

личными

 

инновационными

 

разработками

Однако

 

необхо

-

димо

 

обратить

 

внимание

 

на

 

ис

-

пользование

 

этих

 

инноваций

 

в

 

составе

 

системы

 

в

 

целом

 

и

 

их

 

адаптацию

 

для

 

оптимального

 

функционирования

 

всего

 

ком

-

плекса

 

СОПТ

а

 

не

 

отдельных

 

его

 

элементов

В

 

этом

 

случае

 

мы

 

получим

 

надежное

 

функциони

-

рование

 

систем

 

защит

 

и

 

проти

-

воаварийной

 

автоматики

а

 

зна

-

чит

и

 

бесперебойное

 

электро

-

снабжение

 

потребителей

Однако

 

подключение

 

аккумуляторной

 

батареи

 

к

 

щиту

 

постоянного

 

тока

 «

транзитом

» 

через

 

ЗПУ

 

противоречит

 

при

-

нятой

 

идеологии

 

построения

 

СОПТ

 — 

необходимости

 

непо

-

средственной

 

связи

 

АБ

 

со

 

щитом

 

постоянного

 

тока

.

А

 

могут

 

ли

 

зарядно

-

подзарядные

 

устройства

 

контроли

-

ровать

 

ток

 

заряда

 

аккумуляторной

 

батареи

 

и

 

обеспечи

-

вать

 

рекомендованные

 

режимы

 

заряда

 

с

 

характеристика

-

ми

 IU 

и

 IU

о

при

 

раздельном

 

подключении

 

ЗПУ

 

и

 

АБ

 

к

 

ши

-

нам

 

ЩПТ

 

в

 

принятой

 

стандартом

 

топологии

 

СОПТ

Могут

но

 

не

 

все

Во

-

первых

измерение

 

тока

 

заряда

 

аккумуляторной

 

ба

-

тареи

 

с

 

помощью

 

токового

 

шунта

установленного

 

в

 

ЩПТ

и

 

передачи

 

измеренного

 

значения

 

в

 

ЗПУ

 

не

 

представляет

-

ся

 

возможным

 

ввиду

 

сложности

 

передачи

 

на

 

расстояния

 

более

 

нескольких

 

метров

 

низковольтного

 (75 

мВ

сигнала

 

с

 

измерительного

 

шунта

Помимо

 

этого

применение

 

изме

-

рительных

 

шунтов

 

не

 

позволяет

 

обеспечить

 

гальванически

 

развязанные

 

цепи

 

измерения

Во

-

вторых

из

 

всего

 

многообразия

 

предлагаемых

 

на

 

рынке

 

ЗПУ

 

большая

 

часть

 

имеет

 

аналоговые

 

схемы

 

управ

-

ления

 

выпрямительным

 

мостом

Более

 

того

некоторые

 

ЗПУ

 

имеют

 

не

 

полноуправляемую

 

тиристорную

 

схему

 

выпрями

-

тельного

 

моста

а

 

полууправляемую

 

диодно

-

тиристорную

что

 

приводит

 

к

 

значительным

 

пульсациям

 

напряжения

 

на

 

аккумуляторах

 

и

 

преждевременному

 

старению

 

конденса

-

торов

 

в

 

выходных

 

фильтрах

Такие

 

зарядные

 

устройства

 

не

 

способны

 

обеспечить

 

оптимальный

 

режим

 

заряда

 

аккуму

-

ляторов

 

в

 

составе

 

СОПТ

В

 

связи

 

с

 

этим

 

энергетики

проектировщики

 

и

 

произво

-

дители

 

привыкли

 

строить

 

схемы

 

питания

 

нагрузки

 

и

 

заряда

 

батареи

рассчитывая

 

на

 

режим

 

заряда

 

постоянным

 

напря

-

жением

 

с

 

ограничением

 

тока

 

заряда

 (UI), 

так

 

как

 

при

 

раз

-

дельном

 

подключении

 

ЗПУ

 

и

 

АБ

 

к

 

шинам

 

ЩПТ

 

ЗПУ

 

не

 

мо

-

жет

 

контролировать

 

ток

 

заряда

 

АБ

поскольку

 

измеритель

-

ный

 

шунт

 

тока

 

АБ

 

встроен

 

в

 

ЗПУ

В

 

результате

 

данный

 

ре

-

жим

 

заряда

 

АБ

 

напряжением

 

имеет

 

длительное

 

время

 

и

 

не

 

может

 

обеспечить

 

заряд

 

аккумуляторной

 

батареи

 

до

 

номи

-

нальной

 

емкости

 

за

 

требуемое

 

по

 

нормативам

 

время

 

не

 

бо

-

лее

 8 

часов

.

Для

 

создания

 

идеальных

 

режимов

 

заряда

 

аккумуля

-

торных

 

батарей

 

компания

  «

ЭлектроКонцепт

» 

разработала

 

зарядно

-

выпрямительное

 

устройство

 

серии

 

ВТЗП

 

с

 

моду

-

лем

 DaRCi, 

имеющее

 

полноуправляемый

 

тиристорный

 

мост

 

в

 

сочетании

 

с

 

цифровой

 

системой

 

управления

.

Рис

. 4

Рис

. 5

630015, 

Россия

г

Новосибирск

ул

Шишкина

д

. 3

Тел

/

факс

: +7 (383) 362-1225


Оригинал статьи: Заряжаем аккумуляторы правильно

Читать онлайн

Сегодня схемы построения систем оперативного постоянного тока (СОПТ) на электрических подстанциях 110—750 кВ имеют более или менее типовую структуру, которая определяется отраслевым стандартом ОАО «ФСК ЕЭС». Это значит, что появился стандарт, который можно критиковать, но надо выполнять.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»