ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ
6
т
а
р
и
ф
ы
т
арифы
—
Юрий
Николаевич
,
на
какой
стадии
в
настоящее
время
находит
-
ся
процесс
перехода
на
RAB?
Все
ли
компании
холдинга
перешли
?
—
Сегодня
мы
уже
можем
гово
-
рить
,
что
переход
Холдинга
МРСК
на
метод
тарифного
регулирования
RAB
состоялся
.
На
RAB
уже
перешли
85%
наших
дочерних
компаний
.
Осталось
только
10
субъектов
Федерации
,
в
ко
-
торых
данный
метод
пока
не
внедрён
.
Позади
довольно
большой
путь
,
начи
-
ная
от
подготовки
предложений
по
из
-
менению
законодательства
,
которые
мы
разработали
по
поручению
Пра
-
вительства
РФ
,
обкатка
новой
мето
-
дики
в
8
субъектах
РФ
,
выбранных
в
качестве
«
пилотных
площадок
»,
и
да
-
лее
поэтапное
внедрение
RAB
в
дру
-
гих
регионах
.
—
Когда
ожидается
полная
«RAB
отизация
»
компаний
распреде
-
лительного
сетевого
комплекса
?
—
Как
я
уже
сказал
, 10
субъектов
ещё
не
перешли
на
RAB
и
прогнози
-
ровать
,
когда
состоится
их
переход
,
пока
затруднительно
.
Дело
в
том
,
что
мы
являемся
естественной
монопо
-
лией
,
действие
которой
жёстко
регу
-
лируется
действующим
законодатель
-
ством
.
А
в
постановлении
Правитель
-
ства
РФ
чётко
прописано
,
что
выбор
метода
регулирования
остаётся
за
ре
-
гиональным
регулирующим
органом
,
который
является
органом
исполни
-
тельной
власти
субъекта
РФ
.
Вместе
с
тем
Законом
«
Об
электроэнергети
-
ке
»
определено
,
что
все
сетевые
ком
-
пании
с
2011
года
должны
регулиро
-
ваться
исключительно
на
долгосроч
-
ной
основе
.
Если
регулятор
по
каким
-
то
при
-
чинам
пока
не
желает
связываться
с
методикой
RAB,
он
может
восполь
-
зоваться
методом
индексации
,
прин
-
цип
которого
также
заключается
в
долгосрочности
,
но
в
нём
есть
огра
-
ничения
по
инвестициям
—
не
более
12%
от
выручки
.
Таким
образом
,
дан
-
ный
метод
больше
применим
в
ком
-
ЗаRABотала!
В июне 2008 года Влади-
мир Путин подписал по-
становление Правитель-
ства РФ об основах цено-
образования в отноше-
нии электрической и те-
пловой энергии. Это по-
ложило начало внедре-
нию в российских элек-
тросетевых компаниях
нового метода долгосроч-
ного тарифного регули-
рования RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая
база инвестированного капитала), основной целью
которого является привлечение инвестиций в расши-
рение и модернизацию инфраструктуры. О том, как
приживается новая система в ОАО «Холдинг МРСК»,
рассказал начальник Департамента тарифообразова-
ния компании Юрий ПАНКСТЬЯНОВ.
7
№ 3 (6), май-июнь, 2011
паниях
с
небольшим
объёмом
инве
-
стиций
.
В
настоящий
момент
все
ком
-
пании
,
которые
применяют
этот
ме
-
тод
,
перешли
на
трёхлетнее
регулиро
-
вание
тарифов
.
Мы
считаем
,
что
все
субъекты
,
ко
-
торые
могли
,
хотели
и
до
которых
мы
смогли
донести
преимущества
данно
-
го
метода
,
уже
перешли
на
RAB.
Оста
-
лись
только
регионы
,
которые
либо
не
видят
веских
причин
,
либо
не
понима
-
ют
,
либо
по
каким
-
то
причинам
про
-
сто
не
хотят
этого
.
Холдинг
предоста
-
вит
им
благоприятную
законодатель
-
ную
базу
для
внедрения
нового
ме
-
тода
и
будет
вести
дальнейшую
разъ
-
яснительную
работу
.
Возможно
,
когда
регионы
на
примере
соседей
увидят
преимущества
новой
методики
,
они
пересмотрят
свои
взгляды
в
пользу
более
прогрессивной
модели
регули
-
рования
тарифов
,
какой
несомненно
является
RAB.
—
В
чём
заключаются
основные
преимущества
RAB
перед
традици
-
онными
методами
регулирования
тарифов
?
—
Пожалуй
,
одним
из
главных
пре
-
имуществ
RAB-
регулирования
явля
-
ется
возможность
растянуть
возврат
инвестированных
средств
на
долгое
время
.
Это
позволяет
уже
сегодня
вложить
в
развитие
сетей
значитель
-
ные
инвестиционные
средства
и
при
этом
удержать
рост
тарифов
на
при
-
емлемом
уровне
.
В
этом
смысле
в
методике
RAB
есть
некое
сходство
с
ипотекой
.
К
примеру
,
я
могу
сразу
купить
хоро
-
шую
квартиру
,
не
имея
полной
сум
-
мы
на
её
приобретение
.
Для
этого
мне
достаточно
взять
кредит
,
жить
в
нормальной
квартире
и
выплачи
-
вать
за
неё
относительно
неболь
-
шими
и
,
главное
,
посильными
для
меня
частями
в
течение
длительно
-
го
времени
.
Да
,
в
итоге
квартира
обойдётся
мне
дороже
,
но
ведь
ина
-
че
я
не
смог
бы
купить
её
.
Также
и
в
этом
случае
—
потребителю
не
нуж
-
но
оплачивать
всю
инвестпрограм
-
му
сразу
,
ему
даётся
возможность
делать
это
в
течение
многих
лет
не
-
большими
частями
,
пользуясь
при
этом
электроэнергией
на
протяже
-
нии
всего
времени
.
То
есть
мы
осу
-
ществляем
строительство
в
кредит
,
предоставляя
потребителю
инвести
-
ционные
объёмы
сразу
.
Что
касается
преимуществ
в
но
-
вой
системе
тарифного
регулирова
-
ния
для
Холдинга
МРСК
,
то
это
в
пер
-
вую
очередь
гарантированный
го
-
сударством
процент
доходности
(11—12%)
на
инвестированный
капи
-
тал
.
Мы
понимаем
,
что
вложенные
в
инвестиционную
программу
средства
нам
вернутся
.
Соответственно
,
при
-
влекаются
кредиты
,
строятся
объек
-
ты
и
в
тарифе
формируется
источник
на
покрытие
этого
кредита
и
процен
-
тов
за
него
.
Доход
же
мы
можем
на
-
править
на
дальнейшее
развитие
се
-
тей
.
А
учитывая
то
,
что
тариф
устанав
-
ливается
на
5
лет
,
имеется
возмож
-
ность
прогнозировать
свои
расходы
и
доходы
на
весь
этот
период
.
Если
сравнивать
механизм
RAB-
регулирования
с
системой
тарифо
-
образования
«
Затраты
+»,
действо
-
вавшей
ранее
,
положительные
сто
-
роны
новой
методики
становятся
до
-
статочно
очевидны
.
В
затратной
схе
-
ме
источником
финансирования
ин
-
вестпрограмм
является
тариф
,
в
кото
-
ром
содержатся
инвестиционная
со
-
ставляющая
и
учитываются
затраты
на
амортизацию
.
То
есть
ту
сумму
,
ко
-
торую
мы
получаем
по
тарифу
,
в
пол
-
ном
объёме
инвестируем
в
течение
года
в
развитие
своих
сетей
.
При
RAB-
регулировании
источником
финанси
-
рования
инвестпрограмм
являются
уже
в
большей
мере
заёмные
сред
-
ства
.
Деньги
же
,
полученные
в
тари
-
фе
на
передачу
электрической
энер
-
гии
,
не
направляются
прямо
на
инве
-
стиции
,
а
идут
на
обслуживание
этих
заёмных
средств
.
Например
,
получи
-
ли
мы
за
год
через
та
-
риф
100
рублей
на
ин
-
вестиционные
цели
.
Но
нам
необходимо
в
те
-
кущем
году
300
рублей
на
инвестиции
.
Мы
бе
-
рём
кредит
на
300
ру
-
блей
,
а
полученные
100
рублей
используем
для
того
,
чтобы
гасить
этот
и
ранее
взятые
креди
-
ты
в
течение
года
.
Кре
-
дит
в
300
рублей
сразу
позволяет
осуществить
масштабное
строитель
-
ство
.
Ещё
одним
несо
-
мненным
плюсом
в
но
-
вом
методе
регулиро
-
вания
является
стиму
-
лирование
компании
к
снижению
операцион
-
ных
расходов
.
Сэконом
-
ленные
средства
оста
-
ются
в
компании
в
ка
-
честве
прибыли
на
весь
период
регулирования
— 5
лет
,
и
мо
-
гут
быть
направлены
на
дополнитель
-
ные
инвестиции
.
При
старой
системе
тарифного
регулирования
этого
бо
-
нуса
не
существовало
.
Снижение
из
-
держек
было
больше
неким
номен
-
клатурным
действием
,
которое
в
ито
-
ге
не
приносило
компании
никакой
пользы
.
—
В
своё
время
было
выбрано
несколько
регионов
в
качестве
«
пи
-
лотных
площадок
»
для
апробирова
-
ния
RAB-
методики
.
Какой
опыт
тог
-
да
был
получен
холдингом
,
и
ка
-
кие
поправки
внесены
в
методику
при
переходе
к
процессу
массового
внедрения
?
—
Действительно
,
для
апробиро
-
вания
новой
методики
было
выбрано
8
регионов
России
.
Однако
время
оказалось
не
совсем
удачным
.
Это
был
2009
год
,
и
первая
неожидан
-
ность
,
которая
застала
нас
врасплох
—
мировой
финансовый
кризис
.
На
тот
момент
уже
были
предварительные
договорённости
с
рядом
крупнейших
банков
,
которые
согласились
креди
-
товать
ДЗО
Холдинга
необходимыми
для
нашей
инвестпрограммы
сред
-
ствами
под
вполне
приемлемые
про
-
центы
.
Все
финансовые
модели
по
-
казывали
,
что
все
хорошо
.
Но
потом
проценты
по
кредитам
с
6—8
подско
-
чили
до
20!
Естественно
,
пришлось
от
-
казаться
от
этих
кредитов
,
потому
что
мы
прекрасно
понимали
,
что
просто
не
сможем
их
отдать
.
8
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
К
тому
же
на
этапе
согласования
инвестиционных
программ
регио
-
ны
намеревались
строить
достаточ
-
но
энергоёмкие
объекты
,
для
присо
-
единения
которых
сетевыми
компа
-
ниями
были
предусмотрены
значи
-
тельные
средства
.
В
кризис
все
про
-
екты
были
заморожены
,
а
инвесто
-
ры
выводили
деньги
из
России
.
Инве
-
стиционная
деятельность
на
какой
-
то
период
была
снижена
,
и
не
было
чёт
-
кого
понимания
,
когда
все
норма
-
лизуется
.
Ведь
не
будем
же
мы
стро
-
ить
сети
в
пустом
поле
,
это
нецеле
-
сообразно
и
неэффективно
.
Поэтому
со
всеми
регионами
были
проведе
-
ны
работы
по
сокращению
этих
ин
-
вестиционных
программ
.
Однако
при
формировании
нормативной
базы
RAB-
регулирования
данная
ситуация
не
была
предусмотрена
,
в
результате
чего
первый
эффект
,
который
мы
по
-
лучили
от
введения
пилотных
проек
-
тов
,
это
изменение
законодательства
,
направленное
на
ужесточение
ответ
-
ственности
компаний
за
неисполне
-
ние
инвестиционных
обязательств
без
соответствующих
причин
.
То
есть
,
если
мы
что
-
то
не
построили
,
сред
-
ства
изымаются
у
нас
в
следующем
расчётном
периоде
регулирования
.
И
ряд
регионов
этим
уже
воспользо
-
вался
.
Это
был
,
скажем
так
,
негатив
-
ный
опыт
.
Положительный
момент
—
это
то
,
что
мы
,
обкатав
методику
,
смогли
вы
-
явить
погрешности
в
ней
и
устранить
их
.
Изменения
в
методику
вносились
и
в
прошлом
,
и
в
этом
году
.
Также
несомненным
плюсом
я
считаю
,
что
компании
,
которые
пе
-
решли
на
RAB,
автоматически
стали
более
открытыми
.
Нашим
инвесто
-
рам
мы
более
подробно
рассказы
-
ваем
о
результатах
деятельности
ДЗО
Холдинга
,
показываем
нашу
факти
-
ческую
доходность
,
публикуем
её
в
открытом
доступе
.
И
на
вопросы
на
-
ших
миноритарных
акционеров
мо
-
жем
дать
конкретные
чёткие
ответы
,
что
с
нами
произошло
в
кризис
.
—
Модель
возврата
заёмных
средств
в
системе
RAB
часто
срав
-
нивают
с
ипотекой
.
Вы
уже
тоже
это
упоминали
.
Но
в
случае
с
ипо
-
текой
есть
риск
потери
имущества
или
его
части
,
если
заёмщик
не
в
состоянии
рассчитаться
по
креди
-
ту
.
Существуют
ли
подобные
риски
в
RAB-
методике
?
—
Я
повторюсь
—
сходство
с
ипо
-
текой
тут
действительно
есть
.
Но
за
-
ключается
оно
прежде
всего
в
дли
-
тельности
срока
кредитования
.
На
самом
деле
механизм
тут
немного
другой
.
Возвратная
часть
в
соответ
-
ствии
с
законодательством
уже
зало
-
жена
в
тариф
,
поэтому
риска
невоз
-
можности
рассчитаться
по
кредиту
не
существует
.
Инвестиционная
и
финан
-
совая
стратегии
компа
-
нии
контролируются
ме
-
неджментом
и
сформиро
-
ваны
таким
образом
,
что
-
бы
минимизировать
раз
-
личные
факторы
риска
.
В
конечном
итоге
,
если
ин
-
вестиции
потрачены
на
целевые
нужды
,
они
вер
-
нутся
,
что
позволит
пога
-
сить
кредит
.
В
противном
случае
компания
понесёт
убытки
,
что
,
разумеется
,
недопустимо
.
—
Последние
измене
-
ния
в
нормативных
ак
-
тах
по
организации
про
-
цесса
технологическо
-
го
присоединения
пред
-
усматривают
уменьше
-
ние
тарифных
ставок
за
счёт
исключения
из
рас
-
чётов
работ
по
рекон
-
струкции
существую
-
щих
объектов
сети
.
Свя
-
зано
ли
это
с
переходом
на
систе
-
му
RAB-
регулирования
?
—
Когда
мы
начали
понимать
,
как
будут
окупаться
наши
инвестицион
-
ные
программы
в
системе
тарифно
-
го
регулирования
RAB,
их
увеличение
стало
возможно
.
Они
вырастут
в
2—
3
раза
.
И
это
действительно
делается
для
того
,
чтобы
организовать
электро
-
сетевой
комплекс
на
территории
ре
-
гиона
таким
образом
,
чтобы
каждый
потребитель
мог
подключиться
к
на
-
шим
уже
функционирующим
сетям
,
достроив
свою
платную
часть
,
кото
-
рая
сейчас
осталась
у
него
.
Я
не
могу
сказать
,
что
это
произойдёт
за
месяц
,
полгода
,
год
.
В
каких
-
то
регионах
для
этого
придётся
провести
длительную
работу
,
где
-
то
это
станет
возможным
уже
в
ближайшее
время
.
Если
гово
-
рить
о
«
пилотных
»
регионах
,
то
,
на
-
пример
,
в
Астраханской
и
Белгород
-
ской
областях
при
введении
мето
-
да
RAB
тариф
на
присоединение
для
всех
потребителей
— 1000
руб
./
кВА
.
То
есть
он
существенно
снизился
.
И
это
стало
возможно
именно
благода
-
ря
переходу
на
RAB.
—
Юрий
Николаевич
,
как
,
по
Ва
-
шему
мнению
,
должна
изменить
-
ся
система
инвестиционного
и
бизнес
-
планирования
для
того
,
что
-
бы
соответствовать
новым
прави
-
лам
тарифообразования
?
—
Она
уже
меняется
.
Хотя
бы
в
том
,
что
мы
теперь
формируем
наши
инвестиционные
программы
на
5
лет
.
Это
позволяет
довольно
точ
-
но
понимать
перспективу
.
При
ме
-
тоде
регулирования
«
Затраты
+»,
ког
-
да
мы
совершенно
не
знали
,
какая
инвестиционная
программа
у
нас
будет
в
следующем
году
,
мы
не
мог
-
ли
себе
этого
позволить
.
Пятилетняя
же
программа
даёт
гораздо
больше
возможностей
.
Теперь
можно
заяв
-
лять
о
наших
инвестиционных
пла
-
нах
публично
,
говорить
,
например
,
о
том
,
что
нам
нужно
будет
1000
транс
-
форматоров
.
И
уже
завод
,
выпускаю
-
щий
трансформаторы
,
знает
,
что
ему
не
надо
будет
сокращать
штат
,
пото
-
му
что
на
его
продукцию
будет
гаран
-
тированный
спрос
.
И
он
может
вво
-
дить
дополнительные
мощности
для
производства
большего
количества
трансформаторов
.
В
своё
время
,
ещё
перед
кри
-
зисом
,
мы
говорили
о
том
,
что
каж
-
дый
рубль
вложенных
инвестиций
бу
-
дет
приносить
порядка
двух
рублей
дополнительного
валового
продукта
9
№ 3 (6), май-июнь, 2011
в
стране
.
Потому
что
активное
стро
-
ительство
объектов
электроэнерге
-
тики
требует
адекватной
работы
по
-
ставщиков
энергооборудования
,
производителей
металла
и
т
.
д
.
Полу
-
чается
такая
длинная
цепочка
потре
-
бления
продукции
.
И
чем
более
дли
-
тельный
прогноз
спроса
на
эту
про
-
дукцию
,
тем
активнее
инвестицион
-
ная
деятельность
в
целом
по
стра
-
не
.
Это
что
касается
инвестицион
-
ного
планирования
.
То
же
самое
и
с
бизнес
-
планированием
.
Мы
раз
-
рабатываем
планы
снижения
соб
-
ственных
издержек
для
достижения
того
результата
,
о
котором
я
уже
гово
-
рил
в
начале
.
Более
того
,
мы
надеем
-
ся
сэкономить
гораздо
больше
2%,
установленных
государством
,
чтобы
повысить
эффективность
деятельно
-
сти
компании
.
—
В
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
раз
-
работана
программа
реновации
основных
производственных
фон
-
дов
общим
объёмом
более
2,5
трлн
руб
.
Позволит
ли
RAB-
методика
привлечь
такой
большой
объём
ин
-
вестиционных
средств
для
её
реа
-
лизации
?
—
Только
за
счёт
методики
RAB
2,5
трлн
рублей
,
конечно
,
привлечь
не
сможем
.
Это
слишком
большой
объём
средств
.
Программа
ренова
-
ции
основных
фондов
направлена
на
модернизацию
изношенных
се
-
тей
,
процент
которых
в
большинстве
компаний
холдинга
выше
60.
Инве
-
стиционная
же
программа
сегодня
больше
направлена
на
то
,
чтобы
со
-
хранить
надёжность
электроснабже
-
ния
существующих
потребителей
и
осуществить
подключение
новых
.
И
нужно
понимать
,
что
тариф
на
основе
RAB
является
лишь
од
-
ним
из
источников
финансирова
-
ния
,
которого
недостаточно
для
ре
-
шения
всех
проблем
.
Но
его
значи
-
мость
сегодня
тем
более
высока
по
сравнению
,
например
,
с
прошлым
годом
по
той
причине
,
что
техно
-
логическое
присоединение
как
ис
-
точник
финансирования
практиче
-
ски
прекратил
своё
существова
-
ние
.
Утверждённая
плата
за
техно
-
логическое
присоединение
полно
-
стью
не
покрывает
затраты
на
при
-
соединение
потребителя
.
Я
не
гово
-
рю
,
что
мы
работаем
себе
в
убыток
,
просто
эти
средства
собираются
со
всех
остальных
потребителей
.
Поэтому
,
что
касается
финансиро
-
вания
программы
реновации
,
то
тут
мы
рассчитываем
на
помощь
госу
-
дарства
.
—
Как
долго
,
по
Вашим
оцен
-
кам
,
может
продолжаться
рост
объ
-
ёмов
инвестиционных
программ
?
Когда
наступит
переломный
пери
-
од
и
МРСК
будут
вынуждены
сни
-
жать
объёмы
инвестиционных
программ
для
обеспечения
усло
-
вий
возврата
кредитов
?
—
Сегодня
трудно
определённо
от
-
ветить
на
этот
вопрос
по
той
простой
причине
,
что
сейчас
делаются
про
-
гнозы
на
2016
год
и
пока
снижение
не
планируется
.
В
стратегии
разви
-
тия
электроэнергетики
до
2020
года
прогнозируется
большой
рост
стро
-
ительства
объектов
генерации
.
До
этих
новых
объектов
тоже
нужно
бу
-
дет
тянуть
сети
,
что
,
вероятнее
все
-
го
,
также
будет
выполнять
холдинг
.
То
есть
высокий
объём
будет
до
того
мо
-
мента
,
пока
он
нужен
.
—
Методика
RAB
предполага
-
ет
возврат
заёмных
средств
в
те
-
чение
30—40
лет
.
Это
очень
боль
-
шой
срок
.
Имеется
ли
уже
практи
-
ка
привлечения
долгосрочных
кре
-
дитов
под
RAB-
методику
?
На
какой
срок
сейчас
реально
получить
ин
-
вестиционный
кредит
?
—
Действительно
,
идеально
срок
кредита
при
методике
RAB-
регулирования
должен
составлять
35
лет
.
Пока
же
рекордный
срок
—
кредит
на
15
лет
в
МРСК
Центра
,
что
сейчас
,
в
посткризисный
пери
-
од
,
является
хорошим
показателем
.
Разумеется
,
мы
работаем
над
тем
,
чтобы
кредиты
увеличили
свой
срок
,
и
я
уверен
,
что
скоро
к
этому
при
-
дём
,
потому
что
в
принципе
для
Ев
-
ропы
30-
летние
кредиты
—
это
нор
-
мально
.
Кстати
,
в
той
же
Европе
существу
-
ет
интересная
практика
,
когда
свои
средства
в
сети
вкладывают
пенси
-
онные
фонды
.
Им
это
интересно
тем
,
что
хотя
доход
и
небольшой
,
но
ста
-
бильный
,
гарантированный
государ
-
ством
.
Если
государство
пообеща
-
ло
,
что
за
35
лет
все
средства
будут
возвращены
с
прибылью
,
пенсион
-
ному
фонду
уже
интересно
вложить
туда
средства
,
потому
что
он
заинте
-
ресован
не
в
быстрых
заработках
,
а
именно
в
стабильности
,
а
35
лет
—
это
хороший
срок
—
И
последний
,
но
самый
живо
-
трепещущий
вопрос
—
ожидается
ли
в
обозримом
будущем
сниже
-
ние
тарифов
на
передачу
электри
-
ческой
энергии
?
Подтолкнёт
ли
к
этому
внедрение
новой
методики
тарифообразования
?
—
Снижение
тарифа
при
увеличе
-
нии
инвестиций
в
отрасль
является
одним
из
основных
принципов
ме
-
тодики
RAB-
регулирования
.
Конеч
-
но
,
не
стоит
ожидать
,
что
тарифы
сразу
станут
копеечными
.
Напротив
,
вначале
они
вырастут
.
Но
если
смо
-
треть
на
перспективу
,
то
через
не
-
сколько
лет
тарифы
будут
расти
ниже
инфляции
,
а
во
втором
-
третьем
дол
-
госрочном
периоде
должны
начать
снижаться
.
Именно
так
произошло
в
других
странах
,
которые
достигли
этого
благодаря
введению
методи
-
ки
RAB.
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
Оригинал статьи: ЗаRABотала! Новый метод долгосрочного тарифного регулирования — RAB
В июне 2008 года Владимир Путин подписал постановление Правительства РФ об основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии. Это положило начало внедрению в российских электросетевых компаниях нового метода долгосрочного тарифного регулирования RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала), основной целью которого является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. О том, как приживается новая система в ОАО «Холдинг МРСК», рассказал начальник Департамента тарифообразования компании Юрий ПАНКСТЬЯНОВ.