Поколение Z: головная боль или драйвер развития?

background image

background image

38

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3(26), 

сентябрь

 2022

Сегодняшние

 

выпускники

 

образовательных

 

организаций

 

высшего

 

и

 

среднего

 

профессионального

 

образования

 

в

 

об

-

ласти

 

энергетики

согласно

 

популярной

 

сегодня

 

теории

 

по

-

колений

*, 

являются

 

так

 

называемыми

 

представителями

 

по

-

коления

 Z (

зеты

зумеры

и

 

сейчас

 

они

 

активно

 

приходят

 

в

 

организации

 

отрасли

 

для

 

трудоустройства

Согласно

 

тео

-

рии

 

и

 

нашим

 

личным

 

наблюдениям

они

 

заметно

 

отличаются

 

от

 

предыдущих

 

поколений

В

 

этой

 

статье

 

постараемся

 

разо

-

браться

в

 

чем

 

их

 

основные

 

отличия

 

и

 

как

 

с

 

ними

 

работать

 

нам

чтобы

 

избежать

 «

острых

 

углов

», 

сопровождающих

 

сме

-

ну

 

поколений

.

Поколение

 Z:

головная

 

боль

или

 

драйвер

 

развития

?

Работа

 

с

 

молодежью

Борис

 

РЫБИН

заместитель

 

генерального

 

директора

 

по

 

работе

 

с

 

персоналом

 

и

 

административным

 

вопросам

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

»

Теория

 

поколений

 — 

теория

выдвинутая

 

Карлом

 

Мангеймом

 

в

 

его

 

эссе

 1928 

года

 «Das Problem der Generationen» 

и

 

переведенная

 

на

 

английский

 

язык

 

в

 1952 

году

 

как

 «

Проблема

 

поколений

». 

Это

 

эссе

 

было

 

описано

 

как

 «

наиболее

 

систематическое

 

и

 

всесторонне

 

разработанное

» 

и

 

даже

 «

основополагаю

-

щая

 

теоретическая

 

трактовка

 

поколений

 

как

 

социологического

 

феномена

».

БЭБИ

-

БУМЕРЫ

Годы

 

рождения

1940–1959

ПОКОЛЕНИЕ

 X

Годы

 

рождения

1960–1979

ПОКОЛЕНИЕ

 Y /

МИЛЛЕНИАЛЫ

Годы

 

рождения

1980–1994

ПОКОЛЕНИЕ

 Z

Годы

 

рождения

1995–2010

Что

 

повлияло

Победа

 

в

 

Великой

 

Отечественной

 

войне

послевоенная

 

обстанов

-

ка

тотальная

 

диктатура

долженствования

вос

-

становление

 

страны

«

Холодная

 

война

», 

покорение

 

космоса

«

оттепель

 60-

х

», 

политическая

 

транс

-

формация

Падение

 «

железного

 

зана

-

веса

», 

распад

 

СССР

пере

-

стройка

экономическая

 

глобализация

появление

 

интернета

Стабильность

 

и

 

благополучие

множество

 

источников

 

инфор

-

мации

социальные

 

сети

Особенности

Законопослушны

верят

 

в

 

идеалы

ценят

 

кол

-

лективизм

патриотизм

оптимистичны

работают

 

на

 

благо

 

страны

запас

-

ливы

долго

 

сохраняют

 

активность

надеются

 

только

 

на

 

себя

Ответственны

хорошо

 

образованы

 (

имеют

 

широкий

 

кругозор

), 

практичны

склонны

 

к

 

конкуренции

демон

-

стрируют

 

уважение

 

к

 

должности

 

и

 

статусу

Более

 

мобильны

ценят

 

путешествия

 

и

 

материаль

-

ные

 

блага

независимы

 

от

 

суждений

 

других

имеют

 

критическое

 

мышление

 

(

скептики

), 

сосредоточены

 

на

 

себе

стремятся

 

к

 

лич

-

ному

 

комфорту

Уникальны

 

в

 

стремлении

 

к

 

сво

-

боде

многозадачны

технически

 

и

 

информационно

 

грамотны

меньше

 

общаются

 

вживую

 

(

цифровые

 

аборигены

), 

но

 

при

 

этом

 

нуждаются

 

в

 

диалоге

стремятся

 

к

 

самоидентифика

-

ции

 

и

 

балансу

 

работы

 

и

 

отдыха

B

X

Y

Z


background image

39

Б

умеры

характеризующиеся

 

в

 

работе

 

коллекти

-

визмом

высоким

 

чувством

 

долга

 

и

 

энтузиазмом

встречают

 

поколение

 

зумеров

 

со

 

скепсисом

ха

-

рактеризуя

 

их

 

как

 

инфантильных

 

эгоистов

.

Идущие

 

за

 

бумерами

 

поколения

 

Х

 

и

 Y (

миллениалы

отличаются

 

готовностью

 

к

 

изменениям

они

 

технически

 

более

 

грамотные

как

 

правило

ответственны

но

 

праг

-

матичны

за

 

хорошую

 

работу

 

рассчитывают

 

на

 

возна

-

граждения

.

Трудности

 

вызывает

 

выстраивание

 

руководителями

 

более

 

старшего

 

возраста

 

отношений

 

с

 

новичками

 

поко

-

ления

 Z. 

Поэтому

 

и

 

необходимо

 

готовить

 

руководителей

 

к

 

коммуникации

 

с

 

молодыми

 

специалистами

 

и

 

управле

-

нию

 

ими

.

Автор

 

книги

  «

Поколение

 Z 

на

 

рынке

 

труда

» 

Дэвид

 

Стиллман

 

старшим

 

и

 

опытным

 

советует

 

тщательно

 

гото

-

виться

 

к

 

приходу

 Z 

в

 

организацию

но

 

не

 

занимать

 

обо

-

ронительную

 

позицию

отстаивая

 

устоявшиеся

 

подходы

 

к

 

организации

 

деятельности

а

 

наилучшим

 

образом

 

ис

-

пользовать

 

все

 

те

 

особенности

которые

 

зумеры

 

могут

 

привнести

 

в

 

любую

 

компанию

Так

 

что

 

же

 

это

 

за

 

особен

-

ности

 

и

 

чего

 

в

 

них

 

больше

плюсов

 

или

 

минусов

?

Одним

 

из

 

основных

 

преимуществ

 

поколения

 Z 

яв

-

ляется

 

отсутствие

 

технологических

 

барьеров

Это

 

мо

-

лодежь

которая

 

выросла

 

с

 

гаджетами

 

в

 

руках

и

 

они

 

на

 

«

ты

» 

с

 

интернетом

. «

Цифровые

 

люди

» 

лишены

 

устано

-

вок

 

предыдущих

 

поколений

старые

 

моральные

 

и

 

идео

-

логические

 

принципы

 

на

 

них

 

уже

 

не

 

действуют

Но

 

это

 

вовсе

 

не

 

означает

что

 

зумеры

 

безнравствен

-

ны

напротив

это

 «

домашнее

» 

поколение

выросшее

 

под

 

гиперопекой

 

родителей

/

бабушек

/

дедушек

/

нянь

хорошо

 

понимает

 

доброту

Они

 

не

 

застали

 

постсоветскую

 «

дворо

-

вую

 

культуру

» 

и

 

настороженно

 

относятся

 

к

 

миру

 

за

 

преде

-

лами

 

семейного

 

круга

воспринимая

 

внешнюю

 

среду

 

как

 

недоброжелательную

Но

 

они

 

менее

 

агрессивны

поэтому

 

борьбу

навязываемую

 

им

 

бумерами

и

 

призывы

 «

А

 

сла

-

бо

?», 

исходящие

 

от

 

миллениалов

они

 

могут

 

игнорировать

 

или

 

уходить

 

в

 

поисках

 

эмоционального

 

комфорта

.

Может

 

быть

поэтому

 

привычные

 

для

 

предыдущих

 

поколений

 

методы

 

мотивации

 

зумерам

 

не

 

подходят

Ис

-

ключением

 

является

 

прямое

 

денежное

 

вознаграждение

но

как

 

известно

оно

 

со

 

всеми

 

работает

 

до

 

определенного

 

предела

а

 

в

 

случае

 

с

 

представителями

 

поколения

 Z — 

со

-

всем

 

недолго

Они

 

не

 

гонятся

 

за

 

сверхзарплатами

хотят

 

работать

 

в

 

удовольствие

Не

 

любят

 

жесткие

 

правила

 

и

 

пренебрегают

 

дресс

-

кодом

Их

 

не

 

напугать

 

выговорами

штрафами

 

или

 

увольнениями

Они

 

ценят

 

свободу

 

и

 

мо

-

бильность

стремятся

 

к

 

самореализации

 

и

 

выбирают

 

ра

-

боту

 

по

 

интересам

.

Западные

 

авторы

 

для

 

мотивации

 

молодых

 

сотрудни

-

ков

 

советуют

 

организациям

 

использовать

 

геймификацию

отмечать

 

этапы

 

выполнения

 

проектных

 

задач

начислять

 

бонусы

оформлять

 

офисы

 

в

 

стиле

 

компьютерных

 

игр

Но

 

на

 

самом

 

деле

следуя

 

таким

 

рекомендациям

можно

 

создать

 

искусственные

 

условия

тем

 

самым

 

поощрив

 

как

 

раз

 

проблемные

 

черты

 

зумеров

 — 

инфантилизм

 

и

 

склон

-

Поколение

 Z — 

молодежь

которая

 

выросла

 

с

 

гаджетами

 

в

 

руках


background image

40

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3(26), 

сентябрь

 2022

ность

 

к

 

немедленному

 

вознаграждению

Это

 

совершенно

 

не

 

значит

что

 

геймификацию

 

нельзя

 

использовать

Но

 

эту

 

технологию

 

нужно

 

внедрять

 

с

 

умом

создавая

 

такую

 

систему

 

мотивации

где

 

элементы

 

геймификации

 

могут

 

использоваться

 

в

 

обучении

 

и

 

последовательном

 

прохож

-

дении

 

этапов

 

адаптации

 

молодых

 

в

 

организации

Для

 

зетов

 

работа

 

только

 

ради

 

денег

 

не

 

является

 

при

-

оритетом

для

 

них

 

важно

 

быть

 

вовлеченными

 

в

 

ценност

-

ный

 

процесс

Им

 

важно

чтобы

 

компания

выполняя

 

не

-

кую

 

миссию

разделяла

 

и

 

их

 

ценности

 

тоже

Вот

 

почему

 

с

 

представителями

 

поколения

 Z 

так

 

важно

 

выстраивать

 

качественное

 

взаимодействие

Чтобы

 

не

 

столкнуться

 

с

 

не

-

хваткой

 

кадров

лучше

 

брать

 

зумеров

 

еще

 

во

 

время

 

обуче

-

ния

 

в

 

вузе

 

или

 

сразу

 

после

 — 

и

 «

выращивать

» 

их

 

внутри

 

компании

Их

 

немного

почти

 

в

 

два

 

раза

 

меньше

чем

 

мил

-

лениалов

Это

 

во

 

многом

 

связано

 

с

 

кризисом

 

рождаемости

 

в

 

постперестроечный

 

период

.

Для

 Z 

не

 

имеет

 

значения

насколько

 

популярен

 

бренд

 

работодателя

им

 

важно

 

участвовать

 

в

 

интересном

 

процес

-

се

 

и

 

при

 

этом

 

профессионально

 

развиваться

Но

 

их

 

жизнь

 

не

 

ограничена

 

только

 

лишь

 

работой

Для

 

них

 

важен

 

баланс

 

труда

 

и

 

личной

 

жизни

они

 

стремятся

 

оставлять

 

время

 

и

 

ре

-

сурсы

 

на

 

семью

 

и

 

увлечения

путешествия

активный

 

спорт

творчество

саморазвитие

.

Еще

 

одной

 

особенностью

 

современной

 

молодежи

 

яв

-

ляется

 

клиповое

 

мышление

 — 

фокус

 

внимания

 

удержи

-

вается

 

на

 

источнике

 

информации

 

в

 

среднем

 

около

 8 

се

-

кунд

Это

 

важно

 

при

 

внедрении

 

новых

 

стратегий

 

обучения

 

и

 

перестройки

 

подходов

 

к

 

адаптации

 

сотрудников

потоки

 

информации

 

и

 

обучающие

 

программы

 

надо

 

разбивать

 

на

 

небольшие

 

этапы

 

и

 

назначать

 

наставников

которые

 

будут

 

помогать

 

в

 

периоды

 

вхождения

 

в

 

организацию

.

Многозадачность

которая

 

в

 

некоторых

 

профессио

-

нальных

 

сферах

 

может

 

быть

 

плюсом

для

 

энергетики

 

может

 

стать

 

большой

 

проблемой

Молодой

 

специалист

который

 

одновременно

 

читает

слушает

смотрит

 

обучающий

 

ролик

 

и

 

пытается

 

отвечать

 

на

 

сообщение

 

в

 

мессенджере

 — 

ходя

-

чая

 

опасность

 

на

 

производственном

 

объекте

В

 

итоге

 

все

 

перечисленные

 

задачи

 

могут

 

быть

 

сделаны

 

плохо

поэто

-

му

 

важно

 

молодых

 

работников

 

обучать

 

умению

 

концентри

-

роваться

 

на

 

задаче

правильно

 

расставлять

 

приоритеты

соблюдать

 

технологические

 

алгоритмы

 

и

 

нормы

 

охраны

 

труда

Иначе

 

клиповое

 

мышление

 

в

 

сочетании

 

с

 

многоза

-

дачностью

 

может

 

стать

 

серьезной

 

проблемой

особенно

 

для

 

сотрудника

работа

 

которого

 

требует

 

внимания

 

и

 

уме

-

ния

 

работать

 

с

 

большими

 

массивами

 

информации

Но

 

не

 

стоит

 

отчаиваться

благо

 

зумеры

 

прекрасно

 

по

-

нимают

ЧТО

 

и

 

КАК

 

надо

 

делать

если

 

им

 

подробно

 

объяс

-

нить

 

ЗАЧЕМ

 

и

 

ПОЧЕМУ

 

надо

 

делать

 

именно

 

ТАК

Поэтому

 

необходимо

 

целенаправленно

 

учить

 

поколение

 Z 

навыкам

 

сосредоточенности

методикам

 

концентрации

умению

 

от

-

секать

 

ненужную

 

информацию

 

и

 

раздражающие

 

факторы

И

 

вот

 

тут

 

уместно

 

использовать

 

элементы

 

геймификации

 

для

 

тренировки

 

качеств

необходимых

 

любому

 

квалифи

-

цированному

 

энергетику

Так

например

в

 

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

используются

 

курсы

 

дистанционного

 

обучения

где

 

каждый

 

следующий

 

уровень

 

участнику

 

прой

-

ти

 

сложнее

 

чем

 

предыдущий

 

и

 

где

 

за

 

прохождение

 

каждого

 

курса

 

начисляются

 

баллы

влияющие

 

на

 

общий

 

рейтинг

 

специалиста

 

в

 

подразделении

В

 

отличие

 

от

 

предыдущих

 

поколений

 

зумеры

 

запросто

 

могут

 

не

 

признавать

 

формального

 

лидера

Для

 

них

 

мало

 

быть

 

просто

 

старше

 

по

 

возрасту

 

или

 

по

 

должности

 — 

важ

-

но

 

завоевать

 

авторитет

делиться

 

экспертным

 

опытом

гра

-

мотно

 

ставить

 

рабочие

 

задачи

пояснять

 

их

 

смысл

подроб

-

но

 

описывать

 

требования

обозначать

 

сроки

предлагать

 

помощь

 

в

 

случае

 

необходимости

осуществлять

 

промежу

-

точный

 

контроль

давать

 

обратную

 

связь

 

по

 

результатам

 

работы

 

и

конечно

 

же

поощрять

.

С

 

представителями

 

поколения

 Z 

особенно

 

важно

 

ак

-

тивно

 

использовать

 

систему

 

наставничества

Некоторым

 

руководителям

 

кажется

что

 

проще

 

установить

 

возрастной

 

ценз

 

и

 

брать

 

на

 

работу

 

людей

 

постарше

поопытнее

ну

 

и

 

которые

 

просто

 

понятнее

Но

 

в

 

современных

 

условиях

 

рынка

 

труда

 — 

это

 

путь

 

в

 

никуда

Важно

 

использовать

 

опыт

 

старшего

 

поколения

но

 

не

 

закрывать

 

дорогу

 

молодым

Иначе

 

в

 

ближайшие

 

годы

 

организация

 

рискует

 

оказаться

 

в

 «

кадровой

 

яме

».

Важно

 

поощрять

 

тягу

 

поколения

 Z 

к

 

новому

 

в

 

освое

-

нии

 

тонкостей

 

профессии

 

и

 

смежных

 

областей

грамотно

 

используя

 

их

 

самостоятельность

 

и

 

инициативу

постепен

-

но

 

расширяя

 

рамки

 

должностных

 

полномочий

Стимулом

 

к

 

развитию

 

и

 

закреплению

 

интереса

 

также

 

является

 

рабо

-

та

 

неформальных

 

команд

 

над

 

инновационными

 

проекта

-

ми

Каждое

 

достижение

 

учитывается

 

в

 

реальной

 

карьере

 

и

 

влияет

 

на

 

нее

Современная

 

молодежь

 

умеет

 

много

 

работать

это

 

по

-

коление

желающее

 

найти

 

себя

проявить

 

свою

 

индивиду

-

альность

Поэтому

 

очень

 

важно

 

осознавать

какие

 

бы

 

об

-

щие

 

черты

 

не

 

считались

 

определяющими

 

для

 

поколения

 Z, 

любой

 

человек

 — 

индивидуальность

носитель

 

собствен

-

ного

 

жизненного

 

опыта

 

и

 

усвоенных

 

норм

.

Так

 

в

 

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

через

 

циф

-

ровую

 

систему

 

коммуникаций

привычную

 

для

 

молоде

-

жи

  (

корпоративные

 

сайты

мобильные

 

личные

 

кабинеты

 

и

 

другие

 

каналы

), 

анонсируются

 

доступные

 

для

 

работников

 

корпоративные

 

мероприятия

развлекательные

 

активности

 

и

 

конкурсы

запрашивается

 

обратная

 

связь

в

 

актуальных

 

новостях

 

компании

 

отмечаются

 

достижения

 

молодых

 

со

-

трудников

Компания

 

дает

 

молодым

 

возможность

 

реализо

-

вать

 

их

 

гуманные

 

стремления

 

внутри

 

организации

в

 

том

 

числе

 

через

 

участие

 

в

 

различных

 

экологических

 

акциях

 

и

 

в

 

формировании

 

здоровых

 

привычек

.

Зумеров

 

можно

 

и

 

нужно

 

хвалить

публично

 

рассказы

-

вая

 

об

 

их

 

сильных

 

качествах

 

и

 

успешных

 

проектах

ведь

 

это

 

поколение

которое

 

привыкло

 

жить

 

открыто

порой

 

на

-

Работа

 

с

 

молодежью


background image

41

показ

не

 

считая

 

постоянное

 

присутствие

 

в

 

эфире

 

чем

-

то

 

неудобным

 

или

 

особенным

Если

 

на

 

работе

 

молодой

 

со

-

трудник

 

будет

 

иметь

 

возможность

 

для

 

самовыражения

скорее

 

всего

 

он

 

в

 

такой

 

компании

 

останется

 

надолго

.

В

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

существует

 

также

 

положительный

 

опыт

 «

воспитания

» 

зумеров

 

и

 

применения

 

вышеперечисленных

 

рекомендаций

 

во

 

взаимодействии

 

с

 

молодым

 

поколением

.

В

 2011 

году

 

с

 

целью

 

комплексной

 

подготовки

 

студентов

 

для

 

работы

 

в

 

компании

 

было

 

подписано

 

соглашение

 

о

 

со

-

трудничестве

 

с

 

ФГБОУ

 

ВО

 «

НИУ

 «

МЭИ

». 

В

 

рамках

 

сотруд

-

ничества

 

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

совместно

 

с

 

НИУ

 «

МЭИ

» 

разработали

 

и

 

внедрили

 

уникальную

 

в

 

своем

 

роде

 

учебную

 

программу

 

высшего

 

образования

 

практи

-

ко

-

ориентированного

 

бакалавриата

которая

 

стартовала

 

в

 2014 

году

 

и

 

реализуется

 

теперь

 

каждый

 

год

В

 

концепцию

 

данной

 

программы

 

было

 

заложено

 

три

 

ба

-

зовых

 

принципа

:

1. 

Отбор

 

способных

 

и

 

мотивированных

 

для

 

работы

 

в

 

элек

-

тросетевом

 

комплексе

 

абитуриентов

готовых

 

к

 

решению

 

новых

 

технологических

 

задач

 

и

 

развитию

 

в

  

отрасли

.

2. 

Выделение

 

в

 

учебном

 

плане

 

большего

 

количества

 

ча

-

сов

 

для

 

возможности

 

прохождения

 

производственной

 

практики

 

в

 

структурных

 

подразделениях

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

».

3. 

Использование

 

в

 

подготовке

 

студентов

 

цифровых

 

плат

-

форм

 

и

 

технологий

которые

 

обеспечат

 

формирование

 

и

 

развитие

 

необходимых

 

компетенций

представляю

-

щих

 

ценность

 

для

 

работодателя

 

в

 

рамках

 

утвержденной

 

ПАО

  «

Россети

» 

концепции

  «

Цифровая

 

трансформация

 

2030».

Студентами

 

программы

 

практико

-

ориентированного

 

бакалавриата

 

преимущественно

 

становятся

 

ученики

 

ин

-

женерных

 

классов

победители

 

и

 

призеры

 

Всероссийской

 

олимпиады

 

школьников

 

ГК

  «

Россети

», 

дети

 

сотрудников

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

», 

выпускники

 

образова

-

тельных

 

организаций

 

профессионального

 

образования

 — 

партнеров

 

компании

показавшие

 

лучшие

 

результаты

 

и

 

рекомендованные

 

образовательной

 

организацией

 

для

 

поступления

С

 

потенциальными

 

участниками

 

программы

 

ведется

 

активная

 

профориентационная

 

работа

Сотруд

-

ники

 

учебного

 

центра

 

компании

 

проводят

 

дни

 

открытых

 

дверей

читают

 

профориентационные

 

лекции

 

в

 

образо

-

вательных

 

организациях

организуют

 

школу

 

инженерно

-

го

 

творчества

  «

Юный

 

энергетик

». 

На

 

базе

 

всех

 

учебных

 

заведений

-

партнеров

 

построены

 

фирменные

 

аудитории

 

Студенты

 

НИУ

 «

Московский

 

энергетический

 

институт

» 

на

 

экскурсии

 

в

 

Центре

 

управления

 

сетями

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

в

 

г

Одинцово


background image

42

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3(26), 

сентябрь

 2022

и

 

полигоны

 

для

 

отработки

 

практических

 

навыков

 

при

 

со

-

действии

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

». 

Еще

 

одним

 

шагом

 

отбора

 

является

 

компьютерное

 

психофизиологическое

 

обследование

 

абитуриентов

за

-

ключивших

 

с

 

компанией

 

целевой

 

договор

 

в

 

учебном

 

цен

-

тре

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

». 

Дополнительный

 

отбор

 

абитуриентов

 

по

 

уровню

 

технического

 

мышления

 

проводится

чтобы

 

определить

 

соответствие

 

професси

-

онально

 

важных

 

качеств

 

требованиям

 

к

 

предполагаемой

 

должности

а

 

также

 

чтобы

 

произвести

 

отсев

 

кандидатов

заведомо

 

неуспешных

 

по

 

психофизиологическим

 

пара

-

метрам

.

Важной

 

отличительной

 

особенностью

 

практико

-

ориентированной

 

программы

 

бакалавриата

 

является

 

наличие

 45 

недель

 

оплачиваемой

 

производственной

 

практики

которая

 

проходит

 

на

 

производственных

 

объ

-

ектах

 

компании

где

 

студенты

 

выполняют

 

работу

макси

-

мально

 

приближенную

 

к

 

реальным

 

условиям

Это

 

стало

 

возможно

 

благодаря

 

оптимизации

 

учебного

 

плана

пу

-

тем

 

перевода

 

ряда

 

дисциплин

 

в

 

дистанционный

 

формат

объединение

 

дисциплин

 

со

 

схожей

 

тематикой

 

в

 

одну

 

и

 

перераспределение

 

числа

 

учебных

 

часов

 

по

 

непро

-

фильным

 

дисциплинам

.

На

 

этом

 

этапе

 

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

предлагает

 

студентам

 

нечто

 

большее

чем

 

зарплату

 

и

 

запись

 

в

 

трудовой

 

книжке

У

 

студентов

 

начинает

 

на

-

капливаться

 

стаж

 

и

 

опыт

 

работы

а

 

в

 

случае

 

добросо

-

вестной

 

и

 

ответственной

 

работы

 

они

 

получают

 

премии

Система

 

поощрений

 

разнообразная

это

 

может

 

быть

 

направление

 

на

 

обучение

 

и

 

тренинги

назначение

 

стар

-

шим

 

группы

участие

 

в

 

корпоративных

 

мероприятиях

 

для

 

молодежи

включение

 

в

 

рабочие

 

группы

 

по

 

об

-

суждению

 

стратегически

 

важных

 

задач

 

для

 

компании

 

и

 

многое

 

другое

что

 

будет

 

питать

 

их

 

потребность

 

в

 

са

-

мореализации

.

На

 

первом

 

этапе

 

практики

 

студенты

будучи

 

офици

-

ально

 

трудоустроенными

 

в

 

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

», 

проходят

 

обучение

 

и

 

подготовку

 

к

 

сдаче

 

на

 

2-

ю

 

группу

 

по

 

электробезопасности

 

в

 

учебном

 

центре

 

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

», 

а

 

затем

 

сдают

 

эк

-

замен

 

в

 

том

 

филиале

 

и

 

подразделении

куда

 

они

 

при

-

креплены

На

 

сегодняшний

 

день

 

в

 

программе

 

принимают

 

участие

 

два

 

столичных

 

филиала

 — «

Московские

 

кабель

-

ные

 

сети

» 

и

 «

Московские

 

высоковольтные

 

сети

».

Далее

 

в

 

рамках

 

более

 

детального

 

знакомства

 

с

 

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

производится

 

ро

-

тация

 

в

 

различные

 

структурные

 

подразделения

 (

службы

 

релейной

 

защиты

 

и

 

автоматики

высоковольтных

 

линий

кабельных

 

линий

оперативно

-

технологического

 

и

 

ситуа

-

ционного

 

управления

 

и

 

т

.

д

.).

В

 

заключение

 

происходит

 

защита

 

практики

где

 

студенты

 

отчитываются

 

о

 

том

в

 

каких

 

подразделени

-

ях

 

были

что

 

узнали

 

нового

какие

 

работы

 

выполняли

а

 

главное

 

в

 

какой

 

службе

 

они

 

хотели

 

бы

 

проходить

 

прак

-

тику

 

на

 

втором

 

этапе

.

На

 

второй

 

этап

 

практики

 

студенты

 

приходят

 

в

 

то

 

структурное

 

подразделение

которое

 

они

 

выбрали

 

как

 

наиболее

 

предпочтительное

 

по

 

итогам

 

первого

 

этапа

где

 

более

 

подробно

 

знакомятся

 

с

 

особенностями

 

ра

-

боты

выполняют

 

функциональные

 

задачи

 

конкретного

 

подразделения

взаимодействуя

 

со

 

старшими

 

колле

-

гами

Вместе

 

с

 

тем

 

обучаются

 

и

 

готовятся

 

к

 

сдаче

 

на

 

3-

ю

 

группу

 

по

 

электробезопасности

 

на

 

предприятии

Параллельно

 

студент

 

согласует

 

специальный

 

вопрос

 

выпускной

 

квалификационной

 

работы

 

со

 

своим

 

на

-

ставником

 — 

научным

 

руководителем

 

от

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

», 

который

 

впоследствии

 

отрабаты

-

вается

 

на

 

третьем

 

этапе

 

практики

Окончание

 

второго

 

этапа

 

практики

 

считается

 

завершенным

 

после

 

защиты

 

квалификационной

 

работы

 

с

 

участием

 

представителей

 

компании

.

Так

 

как

 

студенты

 

на

 

время

 

практики

 

являются

 

пол

-

ноценными

 

сотрудниками

то

 

им

 

организуется

 

рабочее

 

место

 

с

 

доступом

 

к

 

корпоративной

 

электронной

 

библио

-

теке

 

и

 

учебному

 

порталу

они

 

получают

 

возможность

 

по

-

знакомиться

 

с

 

актуальной

 

технической

 

документацией

 

и

 

корпоративной

 

информацией

.

На

 

третьем

 

этапе

 

практики

 

студенты

 

отрабатыва

-

ют

 

спецвопросы

 

по

 

дипломной

 

работе

которые

в

 

том

 

числе

связаны

 

с

 

новыми

 

направлениями

 

цифровой

 

энергетики

На

 

защитах

 

практик

 

и

 

выпускных

 

квалифи

-

кационных

 

работ

 

студентов

 

практико

-

ориентированного

 

бакалавриата

 

присутствуют

 

сотрудники

 

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

».

После

 

защиты

 

квалификационных

 

работ

 

выпускники

 

имеют

 

право

 

трудоустроиться

 

в

 

компанию

 — 

в

 

тот

 

фи

-

лиал

в

 

котором

 

они

 

проходили

 

практику

 

или

 

в

 

другой

 

по

 

их

 

выбору

при

 

этом

 

место

 

работы

 

подбирается

 

с

 

учетом

 

места

 

проживания

 

претендента

По

 

ходатайству

 

дирек

-

ции

 

института

в

 

случае

 

успешной

 

сдачи

 

вступительных

 

экзаменов

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

может

 

разрешить

 

студенту

 

продолжить

 

обучение

 

в

 

магистрату

-

ре

 

и

 

после

 

нее

 

прийти

 

на

 

работу

 

в

 

компанию

.

Данная

 

программа

 

запущена

 

и

 

успешно

 

функциони

-

рует

 

благодаря

 

пониманию

 

руководством

 

и

 

акционерами

 

ПАО

  «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

того

что

 

организа

-

ция

которая

 

не

 

разделит

 

с

 

зумерами

 

этот

 

мир

рискует

 

превратиться

 

в

 «

кузницу

 

кадров

», 

из

 

которой

 

будет

 

уте

-

кать

 

профессионально

 

прокачанная

 

молодежь

Вопреки

 

стереотипам

 

о

 

том

что

 

современная

 

молодежь

 

не

 

стре

-

мится

 

к

 

успешной

 

карьере

на

 

самом

 

деле

у

 

большин

-

ства

 

из

 

них

 

есть

 

карьерный

 

план

 

и

 

понимание

 

того

куда

 

они

 

идут

 

и

 

как

 

туда

 

попадут

Готовность

 

нашей

 

компании

 

обучать

 

молодежь

 

и

 

предлагать

 

им

 

интересующие

 

их

 

активности

 — 

ее

 

сегодняшнее

 

преимущество

 

на

 

конку

-

рентном

 

рынке

 

работодателей

.  

Работа

 

с

 

молодежью


Оригинал статьи: Поколение Z: головная боль или драйвер развития?

Читать онлайн

Сегодняшние выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования в области энергетики, согласно популярной сегодня теории поколений, являются так называемыми представителями поколения Z (зеты, зумеры) и сейчас они активно приходят в организации отрасли для трудоустройства. Согласно теории и нашим личным наблюдениям, они заметно отличаются от предыдущих поколений. В этой статье постараемся разобраться, в чем их основные отличия и как с ними работать нам, чтобы избежать «острых углов», сопровождающих смену поколений.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Кадровая политика компании «Россети» — инвестиции в будущий успех

Интервью Подготовка кадров
Интервью с заместителем Генерального директора — руководителем Аппарата ПАО «Россети» Владимиром Харитоновым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»