Выбор метода ОМП для разработки устройства АПВ с функцией контроля состояния ЛЭП

Page 1
background image

Page 2
background image

88

АНАЛИТИКА

СЕТИ  РОССИИ

88

р

е

л

е

й

н

а

я

 з

а

щ

и

т

а

 и

 а

в

т

о

м

а

т

и

к

а

релейная защит

а и автома

тика

О

дной

 

из

 

основных

 

задач

 

любой

 

электросетевой

 

компании

 

является

 

обе

-

спечение

 

надёжного

 

и

 

бесперебойного

 

электроснабже

-

ния

 

потребителей

Значительная

 

роль

 

в

 

выполнении

 

этих

 

требо

-

ваний

 

возлагается

 

на

 

устройства

 

релейной

 

защиты

 

и

 

автоматики

в

 

частности

 

на

 

устройства

 

авто

-

матического

 

повторного

 

вклю

-

чения

Опыт

 

эксплуатации

 

элек

-

трических

 

сетей

 

показывает

что

 

ЛЭП

 

являются

 

одним

 

из

 

наибо

-

лее

 

повреждаемых

 

элементов

 

электрической

 

сети

Исходя

 

из

 

статистики

для

 

воздушных

 

линий

 

60—70% 

случаев

 

КЗ

вызван

-

ных

 

нарушением

 

изоляционных

 

свойств

 

воздушных

 

промежут

-

ков

успешно

 

самоустраняются

 

после

 

снятия

 

напряжения

Это

 

объясняется

 

устранением

 

причи

-

ны

 

КЗ

 (

наброс

 

посторонних

 

пред

-

метов

 

на

 

провода

схлёстывание

 

проводов

 

и

 

т

.

п

.) 

и

 

способностью

 

воздуха

 

восстанавливать

 

свои

 

изоляционные

 

свойства

 

после

 

погашения

 

электрической

 

дуги

 

в

 

месте

 

пробоя

.

Повышение

 

надёжности

 

электроснабжения

 

потребителей

 

путём

 

применения

 

устройств

 

АПВ

 

на

 

ВЛ

 

для

 

электросетевых

 

компаний

 

является

 

аксиомой

не

 

требующей

 

доказательств

В

 

то

 

же

 

время

 

в

 

связи

 

с

 

расширени

-

ем

 

мегаполисов

 

и

 

потребностью

 

в

 

свободных

 

площадях

которые

 

могут

 

быть

 

использованы

 

под

 

жилищное

 

строительство

школы

детские

 

сады

 

и

 

пр

., 

строитель

-

ство

 

ВЛ

занимающих

 

колоссаль

-

ные

 

площади

 

с

 

учётом

 

зон

 

отчуж

-

дения

теряет

 

свою

 

актуальность

Всё

 

чаще

 

принимаются

 

решения

 

по

 

строительству

 

КЛ

 

и

 

переводу

 

участков

 

ВЛ

 

в

 

кабель

таким

 

об

-

разом

увеличивается

 

число

 

КЛ

 

и

 

КВЛ

В

 

связи

 

с

 

тем

 

что

 

примене

-

ние

 

устройств

 

АПВ

 

на

 

КЛ

 

и

 

КВЛ

 

связано

 

с

 

риском

 

повреждения

 

кабельного

 

участка

  (

рис

. 1), 

а

 

также

 

ввиду

 

высокой

 

стоимости

большинство

 

сетевых

 

компаний

 

как

 

в

 

РФ

так

 

и

 

за

 

рубежом

 

не

 

применяют

 

АПВ

 

на

 

КЛ

 

и

 

КВЛ

 

на

-

пряжением

 110 

кВ

 

и

 

выше

В

 

соответствии

 

с

 

требова

-

ниями

 

ПУЭ

 

все

 

КВЛ

 110 

кВ

 

и

 

выше

 

должны

 

быть

 

оснащены

 

устройствами

 

АПВ

отказ

 

от

 

при

-

менения

 

устройств

 

АПВ

 

должен

 

быть

 

в

 

каждом

 

случае

 

обосно

-

ван

В

 

целях

 

выполнения

 

требо

-

ваний

 

ПУЭ

 

в

 

ОАО

 «

МОЭСК

» 

было

 

принято

 

решение

 

о

 

примене

-

нии

 

АПВ

 

на

 

КВЛ

 110 

кВ

 

и

 

выше

 

с

 

условием

 

запрета

 

АПВ

 

одной

 

специальной

 

ступенью

 

дистан

-

ционной

 

защиты

 

от

 

всех

 

видов

 

КЗ

выявленных

 

на

 

кабельном

 

участке

Однако

 

данный

 

способ

 

имеет

 

ряд

 

ограничений

в

 

част

-

ности

 

при

 

допущении

 

ошибки

 

в

 

выборе

 

уставки

 

защиты

 

про

-

исходит

 

повторное

 

включение

 

линии

 

на

 

короткое

 

замыкание

приводящее

 

к

 

развитию

 

ава

-

рии

увеличению

 

термических

 

и

 

механических

 

повреждений

 

оборудования

например

 

в

 

слу

-

чае

 

для

 

кабельных

 

участков

выполненных

 

с

 

изоляцией

 

из

 

сшитого

 

полиэтилена

пробой

 

одной

 

из

 

фаз

 

при

 

действии

 

АПВ

 

приводит

 

к

 

повреждению

 

со

-

седних

 

фаз

для

 

маслонапол

-

ненных

 

кабелей

 

увеличивается

 

объём

 

испорченного

 

масла

Выбор метода ОМП для 

разработки устройства 

АПВ с функцией 

контроля состояния ЛЭП

Денис ДОГАДКИН, директор,

 Роман МАРИН, главный эксперт,

Алексей РЕТТЛИНГ, главный специалист,

 Департамент электрических режимов ОАО «МОЭСК»,

 Михаил ЛИНТ, директор по стратегическому развитию

 ООО «ИЦ» Бреслер», к.т.н.


Page 3
background image

89

 6 (27), 

ноябрь

декабрь

, 2014

89

при

 

повреждении

 

на

 

переходном

 

пункте

 

возможно

 

повреждение

 

со

-

седних

 

присоединений

 

и

как

 

след

-

ствие

это

 

приводит

 

к

 

увеличению

 

стоимости

 

и

 

продолжительности

 

ремонтов

а

 

также

 

угрозе

 

жизни

 

и

 

здоровью

 

обслуживающего

 

персо

-

нала

Данная

 

проблема

 

подтолкнула

 

ОАО

  «

МОЭСК

» 

к

 

проведению

 

на

-

учно

-

исследовательской

 

и

 

опытно

-

конструкторской

 

работы

 

с

 

целью

 

создания

 

устройства

 

автоматиче

-

ского

 

повторного

 

включения

 

линии

 

с

 

функцией

 

контроля

 

состояния

 

ли

-

нии

 

электропередачи

Основной

 

за

-

дачей

 

данного

 

устройства

 

должно

 

быть

 

проведение

 

диагностики

 

отсут

-

ствия

 

повреждения

 

путём

 

приёма

 

и

 

анализа

 

по

 

каждой

 

фазе

 

ЛЭП

 

специ

-

ально

 

сформированных

 

сигналов

содержащих

 

хотя

 

бы

 

один

 

признак

 

наличия

 

или

 

отсутствия

 

поврежде

-

ния

.

Следует

 

отметить

что

 

данная

 

диагностика

 

должна

 

происходить

 

в

 

течение

 

времени

соответствующе

-

го

 

длительности

 

бестоковой

 

паузы

В

 

целях

 

повышения

 

эффективности

 

указанной

 

диагностики

 

желательно

 

определять

 

место

 

КЗ

 

ещё

 

до

 

отклю

-

чения

 

повреждённой

 

ЛЭП

для

 

чего

 

в

 

НИОКР

 

был

 

проведён

 

анализ

 

из

-

вестных

 

методов

 

ОМП

 

и

 

выбран

 

са

-

мый

 

эффективный

Основная

 

задача

 

ОМП

 — 

бы

-

стрый

 

и

 

точный

 

расчёт

 

расстояния

 

до

 

места

 

повреждения

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

значительно

 

снижает

 

воз

-

можный

 

ущерб

 

от

 

недоотпуска

 

элек

-

трической

 

энергии

 

потребителям

 

за

 

счёт

 

уменьшения

 

времени

 

поиска

 

повреждённого

 

участка

Все

 

мето

-

ды

 

ОМП

 

можно

 

разбить

 

на

 2 

груп

-

пы

дистанционные

 (

относительные

и

 

топографические

  (

абсолютные

). 

Классификация

 

методов

 

ОМП

 

пред

-

ставлена

 

на

 

рис

. 2. 

Рассмотрим

 

Рис

. 1. 

Пробой

 

кабеля

 

соседней

 

фазы

 

в

 

результате

 

работы

 

АПВ

Рис

. 2. 

Классификация

 

методов

 

ОМП

возможность

 

использования

 

каж

-

дого

 

из

 

методов

 

для

 

определения

 

мест

 

повреждения

 

на

 

ВЛ

КЛ

 

и

 

КВЛ

 

110—220 

кВ

.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ

 

МЕТОДЫ

Акустический

 

метод

 

основан

 

на

 

улавливании

 

на

 

трассе

 

акусти

-

ческих

  (

механических

колебаний

возникающих

 

на

 

поверхности

 

грун

-

та

 

при

 

искровом

 

разряде

 

в

 

изоля

-

ции

 

кабельной

 

линии

Оператор

 

с

 

акустическим

 

датчиком

 

и

 

усилите

-

лем

 

перемещается

 

в

 

зоне

 40 

ме

-

тров

найденной

 

каким

-

либо

 

дру

-

гим

 

методом

и

 

определяет

 

место

 

максимального

 

уровня

 

приёма

 

по

 

индикатору

Искровой

 

разряд

 

соз

-

даётся

 

посредством

 

специальных

 

устройств

подключаемых

 

на

 

конце

 

линии

 

после

 

её

 

отключения

При

-

менение

 

этого

 

метода

 

на

 

открыто

 

проложенных

 

кабелях

кабелях

 

в

 

каналах

 

и

 

туннелях

 

не

 

рекомендует

-

ся

так

 

как

 

из

-

за

 

хорошего

 

распро

-

странения

 

звука

 

по

 

металлической

 

оболочке

 

кабеля

 

можно

 

допустить

 

большую

 

ошибку

 

в

 

определении

 

места

 

повреждения

Ограничени

-

ем

 

по

 

применению

 

данного

 

метода

 

является

 

неприменимость

 

его

 

при

 

металлическом

 

соединении

 

жилы

 

с

 

оболочкой

 

и

 

отсутствии

 

искровых

 

разрядов

 

в

 

месте

 

повреждения

а

 

также

 

ограничение

 

применения

 

данного

 

метода

 

при

 

значительном

 

уровне

 

уличных

 

и

 

промышленных

 

шумов

.

Индукционный

 

метод

 

основан

 

на

 

том

что

 

поисковая

 

бригада

Топографические

 

методы

Петлевые

Индукционные

Ёмкостные

По

 

параметрам

 

аварийного

 

режима

Электромеханические

Акустические

Потенциальные

Импульсные

Локационные

Волновые

Односторонние

Двухсторонние

Двухсторонние

Односторонние

Стоячих

 

волн

Низкочастотные

Высокочастотные

Дистанционные

 

методы


Page 4
background image

90

СЕТИ РОССИИ

двигаясь

 

вдоль

 

трассы

 

кабельной

 

линии

улавливает

 

специальными

 

приборами

 

характер

 

изменения

 

магнитного

 

и

 

электрического

 

по

-

лей

создаваемых

 

протекающим

 

по

 

линии

 

током

Ток

 

вырабатывается

 

специальным

 

генератором

под

-

ключаемым

 

на

 

подстанции

 

к

 

уже

 

от

-

ключённой

 

линии

Ограничениями

 

по

 

применению

 

данного

 

метода

 

яв

-

ляется

 

невозможность

 

применения

 

его

 

при

 

залегании

 

кабеля

 

на

 

глу

-

бине

 

более

 1,5—2 

м

а

 

также

 

огра

-

ничение

 

по

 

применению

 

данного

 

метода

 

при

 

значениях

 

переходного

 

сопротивления

 

в

 

месте

 

поврежде

-

ния

 

не

 

более

 20—25 

Ом

Потенциальный

 

метод

 

основан

 

на

 

фиксации

 

вдоль

 

трассы

 

электри

-

ческих

 

потенциалов

создаваемых

 

протекающим

 

по

 

оболочке

 

кабель

-

ной

 

линии

  (

или

 

закрытого

 

токопро

-

вода

током

В

 

месте

 

повреждения

 

указанный

 

потенциал

 

имеет

 

наи

-

большее

 

значение

.

Электромеханический

 

метод

 

основан

 

на

 

фиксации

 

механических

 

усилий

создаваемых

 

за

 

счёт

 

тока

 

КЗ

Электромеханические

 

указатели

 

устанавливаются

 

стационарно

 

на

 

опорах

 

воздушных

 

линий

При

 

про

-

текании

 

тока

 

КЗ

 

у

 

указателя

 

выпада

-

ет

 

блинкер

состояние

 

которого

 

про

-

веряют

 

после

 

аварии

 

при

 

обходе

 

линии

Данный

 

метод

 

получил

 

наи

-

более

 

широкое

 

распространение

 

в

 

разветвлённых

 

сетях

 6—35 

кВ

.

В

 

связи

 

с

 

тем

 

что

 

диагностика

 

от

-

сутствия

 

повреждения

 

в

 

разрабаты

-

ваемом

 

устройстве

 

должна

 

произ

-

водится

 

в

 

период

 

бестоковой

 

паузы

применение

 

акустического

индук

-

ционного

 

и

 

потенциального

 

методов

 

в

 

качестве

 

решения

 

данной

 

задачи

 

рассматриваться

 

не

 

может

 

по

 

при

-

чине

 

необходимости

 

выполнения

 

обхода

 

ремонтной

 

бригадой

 

трассы

 

повреждённой

 

линии

 

электропере

-

дачи

Реализация

 

электромеханиче

-

ского

 

метода

 

возможна

 

с

 

помо

-

щью

 

системы

 

датчиков

располага

-

емых

 

либо

 

на

 

опорах

 

ВЛ

либо

 

на

 

конструкциях

 

кабельных

 

участков

 

вдоль

 

трассы

 

ЛЭП

измеряющих

 

направление

 

тока

 

в

 

ЛЭП

 

и

 

в

 

пери

-

од

 

бестоковой

 

паузы

 

передающих

 

аварийную

 

информацию

 

в

 

разра

-

батываемое

 

устройство

 

АПВ

 

ЛЭП

но

 

в

 

связи

 

с

 

тем

что

 

реализация

 

данного

 

метода

 

потребует

 

доосна

-

щения

 

электрических

 

сетей

 

раз

-

личными

 

указателями

мониторинг

 

работоспособности

 

и

 

обслуживание

 

которых

 

должны

 

постоянно

 

осущест

-

вляться

 

специалистами

 

электро

-

сетевой

 

компании

рассмотрение

 

возможности

 

применения

 

данного

 

метода

 

в

 

целях

 

решения

 

поставлен

-

ной

 

задачи

 

нецелесообразно

.

НИЗКОЧАСТОТНЫЕ

 

МЕТОДЫ

ДИСТАНЦИОННЫЕ

 

МЕТОДЫ

Петлевой

 

мето

д

 

основан

 

на

 

том

что

 

повреждённая

 

и

 

здоровая

 

жилы

 

кабеля

 

соединяются

 

накоротко

 

с

 

одной

 

стороны

  (

образуется

 

петля

). 

С

 

другой

 

стороны

 

к

 

концам

 

жил

 

подсоединяются

 

дополнительные

 

регулируемые

 

резисторы

 — 

созда

-

ётся

 

схема

 

моста

Для

 

линии

состо

-

ящей

 

из

 

кабелей

 

разных

 

сечений

длина

 

линии

 

приводится

 

к

 

одно

-

му

 

эквивалентному

 

сечению

Для

 

устранения

 

погрешностей

 

следует

 

обеспечить

 

надёжность

 

контактов

 

в

 

месте

 

установки

 

перемычки

 

и

 

под

-

соединения

 

измерительного

 

моста

 

и

 

устранить

 

влияние

 

на

 

точность

 

измерений

 

соединительных

 

прово

-

дников

Измерения

 

по

 

определению

 

места

 

повреждения

 

следует

 

произ

-

водить

 

с

 

обоих

 

концов

 

кабельной

 

линии

Ограничением

 

по

 

примене

-

нию

 

данного

 

метода

 

является

 

то

что

 

при

 

определении

 

трёхфазных

 

замы

-

каний

 

измерение

 

выполняется

 

при

 

наличии

 

дополнительного

 

провода

то

 

есть

 

обычно

 

используется

 

парал

-

лельно

 

проложенный

 

кабель

Ёмкостной

 

метод

 

основан

 

на

 

определении

 

ёмкости

 

жилы

 

от

 

места

 

измерения

 

до

 

места

 

обрыва

При

 

обрыве

 

одной

 

жилы

 

измеряют

 

её

 

ёмкость

 

С

1

 

сначала

 

с

 

одного

 

конца

а

 

затем

 

ёмкость

 

С

2

 

этой

 

же

 

жилы

 

с

 

дру

-

гого

 

конца

после

 

чего

 

делят

 

длину

 

ка

-

беля

 

пропорционально

 

полученным

 

ёмкостям

 

и

 

определяют

 

расстояние

 

до

 

места

 

повреждения

 

l

x

пользуясь

 

формулой

 

l

=   (l

C

1

)/(C

1

 +C

2

)

При

 

глухом

 

заземлении

 

повреждённой

 

жилы

 

с

 

одного

 

конца

 

измеряют

 

ём

-

кость

 

одного

 

участка

 

и

 

целой

 

жилы

а

 

затем

 

определяют

 

расстояние

 

до

 

места

 

повреждения

 

по

 

формуле

 

l

= (l

C

1

)/(C

1

 +C

2

)

Если

 

ёмкость

 

C

1

 

оборванной

 

жилы

 

можно

 

за

-

мерить

 

только

 

с

 

одного

 

конца

а

 

остальные

 

жилы

 

имеют

 

глухое

 

за

-

земление

то

 

расстояние

 

до

 

места

 

повреждения

 

можно

 

определить

 

по

 

формуле

 

l

x

=(

1000

C

1

)/C

0

где

 

C

0

 — 

удельная

 

ёмкость

 

жилы

 

для

 

данного

 

кабеля

Метод

 

определения

 

места

 

КЗ

 

по

 

параметрам

 

аварийного

 

ре

-

жима

  (

односторонний

 

и

 

двухсто

-

ронний

)

 

основан

 

на

 

измерении

 

фиксированных

 

во

 

время

 

КЗ

 

токов

 

и

 

напряжений

 

отдельных

 

фаз

 

или

 

последовательностей

измеряемых

 

и

 

запоминаемых

 

в

 

установившем

-

ся

 

режиме

 

короткого

 

замыкания

 

ВЛ

 

до

 

её

 

отключения

 

от

 

устройства

 

релейной

 

защиты

 

контролируемого

 

участка

 

сети

и

 

дальнейшего

 

расчё

-

та

 

расстояния

 

от

 

шин

 

подстанции

 

до

 

места

 

КЗ

.

Данный

 

метод

 

широко

 

исполь

-

зуется

 

в

 

устройствах

 

ОМП

устанав

-

ливаемых

 

на

 

воздушных

 

линиях

 

электропередачи

для

 

обеспечения

 

автоматического

 

расчёта

 

места

 

по

-

вреждения

 

и

 

обеспечения

 

достаточ

-

ной

 

для

 

поиска

 

места

 

повреждения

 

точности

ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ

 

МЕТОДЫ

ДИСТАНЦИОННЫЕ

 

МЕТОДЫ

Метод

 

стоячих

 

волн

 

основан

 

на

 

измерении

 

полного

 

входного

 

со

-

противления

 

повреждённой

 

линии

 

в

 

широком

 

диапазоне

 

частот

 

и

 

бази

-

руется

 

на

 

измерении

 

полного

 

вход

-

ного

 

сопротивления

 

повреждённой

 

линии

 

в

 

широком

 

диапазоне

 

частот

так

 

как

 

расстояние

 

между

 

резо

-

нансными

 

частотами

  (

максимума

-

ми

 

и

 

минимумами

 

входного

 

сопро

-

тивления

зависит

 

от

 

расстояния

 

до

 

места

 

КЗ

 

или

 

обрыва

.

Импульсный

 

локационный

 

ме

-

тод

 

основан

 

на

 

измерении

 

времени

 

t

x

 

распространения

 

по

 

линии

 

специ

-

ального

 

импульса

подаваемого

 

в

 

её

 

начало

 

от

 

высокочастотного

 

генера

-

тора

до

 

места

 

повреждения

 

и

 

обрат

-

но

При

 

скорости

 

ν

 

распространения

 

этого

 

импульса

 

расстояние

 

до

 

места

 

повреждения

 

L

x

 

определяется

 

по

 

вы

-

ражению

 

L

x

 = 

ν

t

x

.

ИМПУЛЬСНЫЙ

 

ВОЛНОВОЙ

 

МЕТОД

 

Волновые

 

методы

 

определяют

 

моменты

 

прихода

 

на

 

подстанцию

 

возникающих

 

в

 

месте

 

повреждения

 

линии

 

электромагнитных

 

волн

В

 

ка

-

бельной

 

линии

 

скорость

 

распростра

-

нения

 

волны

 

значительно

 

ниже

 — 

160 

м

/

мкс

 

и

 

примерно

 

одинакова

 

для

 

любой

 

петли

Волновой

 

метод

 

односторон

-

них

 

измерений

 

использует

 

изме

-


Page 5
background image

91

 6 (27), 

ноябрь

декабрь

, 2014

рение

 

времени

 

между

 

приходами

 

волн

 

первого

 

и

 

второго

 

отражений

 

от

 

места

 

повреждения

Волновой

 

метод

 

односторонних

 

измерений

 

использует

 

либо

 

измерение

 

време

-

ни

 

между

 

приходами

 

волн

 

перво

-

го

 

и

 

второго

 

отражений

 

от

 

места

 

повреждения

либо

 

разновремен

-

ность

 

прихода

 

волн

 

по

 

каналу

 

фаза

-

фаза

 

и

 

по

 

каналу

 

фаза

-

земля

Волновой

 

метод

 

двусторонних

 

измерений

 

основан

 

на

 

измерении

 

времени

 

между

 

моментами

 

дости

-

жения

 

двух

 

концов

 

линии

 

фронтами

 

электромагнитных

 

волн

возника

-

ющих

 

в

 

месте

 

повреждения

  (

волн

 

разряда

 

замкнувшейся

 

на

 

землю

 

фазы

). 

Необходимым

 

условием

 

ре

-

ализации

 

метода

 

является

 

синхрон

-

ный

 

счёт

 

времени

 

на

 

двух

 

концах

 

с

 

точностью

 

до

 

микросекунд

Для

 

этого

 

с

 

одного

 

конца

 

на

 

другой

 

по

-

сылаются

 

хронирующие

 

сигналы

что

 

само

 

по

 

себе

 

является

 

сложной

 

технической

 

задачей

.

Высокочастотный

 

дистанци

-

онный

 

метод

 

стоячих

 

волн

 

не

 

мо

-

жет

 

быть

 

использован

 

для

 

ОМП

 

и

 

ОМКЗ

 

при

 

АПВ

 

ЛЭП

 

вследствие

 

не

-

обходимости

 

определения

 

набора

 

резонансных

 

частот

 

напряжения

подаваемого

 

от

 

специального

 

гене

-

ратора

и

 

определения

 

интервала

 

между

 

соседними

 

резонансными

 

частотами

  (

т

.

е

частотами

соответ

-

ствующими

 

нулевому

 

значению

 

сопротивления

 

в

 

месте

 

КЗ

). 

Кроме

 

того

расчётные

 

выражения

 

метода

 

не

 

учитывают

 

КЗ

 

через

 

переходные

 

сопротивления

  (

отличия

 R 

от

 

нуля

). 

Это

 

характеризует

 

приемлемость

 

использования

 

метода

 

только

 

при

 

прожигании

 

изоляции

 

в

 

месте

 

по

-

вреждения

что

 

практически

 

не

 

мо

-

жет

 

быть

 

достигнуто

 

для

 

целей

 

АПВ

Низкочастотные

 

дистанционные

 

ме

-

тоды

 — 

петлевой

 

и

 

ёмкостный

 — 

не

 

могут

 

быть

 

использованы

 

для

 

АПВ

 

с

 

функциями

 

контроля

 

состояния

 

ЛЭП

 

из

-

за

 

необходимости

 

полного

 

выво

-

да

 

ЛЭП

 

из

 

работы

.

Проанализировав

 

информацию

 

по

 

топографическим

а

 

также

 

вы

-

сокочастотным

 

и

 

низкочастотным

 

дистанционным

 

методам

можно

 

установить

что

 

наиболее

 

перспек

-

тивными

 

методами

 

для

 

решаемой

 

задачи

 

являются

 

импульсный

 

лока

-

ционный

 

метод

дистанционный

 

им

-

пульсный

 

волновой

 

метод

 

и

 

метод

 

по

 

параметрам

 

аварийного

 

режима

С

 

целью

 

определения

 

наиболее

 

оптимального

 

метода

 

для

 

исполь

-

зования

 

его

 

в

 

разрабатываемом

 

устройстве

 

для

 

методов

 

по

 

парамет

-

рам

 

аварийного

 

режима

 

были

 

про

-

ведены

 

испытания

 

с

 

применением

 

специализированного

 

моделирую

-

щего

 

комплекса

 

реального

 

време

-

ни

 RTDS (Real Time Digital Simula-

tor), 

для

 

импульсного

 

волнового

 

и

 

импульсного

 

локационного

 

метода

 

были

 

проведены

 

лабораторные

 

ис

-

пытания

 

на

 

базе

 

программно

-

ап

-

паратных

 

средств

 

активного

 

зонди

-

рования

Модель

 

энергосистемы

использовавшаяся

 

для

 

проведения

 

испытаний

представлена

 

на

 

рис

. 3.

Разработанная

 

модель

 

позволи

-

ла

 

провести

 

исследования

 

для

 

ка

-

бельно

-

воздушных

 

линий

 

электро

-

передачи

 

с

 

одно

и

 

двухсторонним

 

питанием

 

с

 

возможностью

 

варьи

-

рования

 

соотношения

 

воздушной

 

и

 

Рис

. 3. 

Схема

 

моделируемой

 

сети

кабельной

 

частей

 

с

 

учётом

 

наличия

 

параллельных

 

линий

 

и

 

участков

 

ли

-

ний

а

 

также

 

отпаек

 

на

 

кабельных

 

и

 

воздушных

 

участках

В

 

качестве

 

возмущений

 

были

 

рассмотрены

 

од

-

нофазные

двухфазные

трёхфазные

 

и

 

двухфазные

 

КЗ

 

на

 

землю

 

на

 

раз

-

личном

 

расстоянии

 

от

 

шин

 

ПС

.

Проведённые

 

испытания

 

позво

-

ляют

 

сделать

 

следующие

 

выводы

:

•  

наибольшая

 

погрешность

 

наблюдается

 

при

 

однофазных

 

коротких

 

замыканиях

 

через

 

переходное

 

сопротивление

;

• 

длина

 

и

 

расположение

 

кабель

-

ных

 

участков

 

не

 

оказывают

 

заметного

 

влияния

 

на

 

точность

 

ОМП

 (

при

 

достоверно

 

известных

 

параметрах

 

кабельной

 

части

);

• 

наличие

 

параллельной

 

линии

 

приводит

 

к

 

увеличению

 

погреш

-

ностей

 

при

 

коротких

 

замыкани

-

ях

 

на

 

землю

;

• 

наличие

 

отпаек

 

на

 

линии

 

в

 

ряде

 

режимов

 

приводит

 

к

 

неодно

-

значности

 

определения

 

повреж

-

дённого

 

участка

 — 

на

 

линии

 

или

 

на

 

отпайке

;

• 

целесообразность

 

задания

 

нескольких

 

групп

 

уставок

 

для

 

обеспечения

 

необходимой

 

точ

-

ности

 

работы

 

устройства

 

ОМП

 

при

 

изменении

 

конфигурации

 

прилегающей

 

электрической

 

сети

связанном

 

с

 

проведением

 

ремонтов

.

На

 

основании

 

статистических

 

данных

полученных

 

по

 

результатам

 

проведения

 

испытаний

проведено

 

сравнение

 

эффективности

 

предло

-

женных

 

методов

 

ОМП

 (

табл

).

Результаты

 

проведённых

 

иссле

-

дований

 

позволили

 

на

 

данном

 

эта

-

пе

 

сделать

 

следующие

 

выводы

.

1. 

С

 

целью

 

получения

 

максималь

-

но

 

точных

 

и

 

достоверных

 

ре

-

зультатов

 

в

 

разрабатываемом

 

устройстве

 

целесообразно

 

со

-

четать

 

волновой

 

и

 

локационный

 

методы

2. 

Метод

 

по

 

параметрам

 

аварий

-

ного

 

режима

 

может

 

быть

 

исполь

-

зован

 

в

 

качестве

 

вспомогатель

-

ного

 

метода

.

Высокочастотный

 

дистанционный

 

импульсный

 

волновой

 

метод

точ

-

ность

 

в

 %, (

м

)

Высокочастотный

 

дистанционный

 

импульсный

 

локационный

 

метод

точность

 

в

 %, (

м

)

Низкочастотный

 

дистанционный

 

метод

 

по

 

параметрам

 

аварийного

 

режима

точность

 

в

 %, (

м

)

0—3%, 60—150 

м

 0—3%, 

60—150 

м

0—8%,  300—1000 

м

 

Табл

Сравнение

 

эффективности

 

методов


Оригинал статьи: Выбор метода ОМП для разработки устройства АПВ с функцией контроля состояния ЛЭП

Читать онлайн

Одной из основных задач любой электросетевой компании является обеспечение надёжного и бесперебойного электроснабжения потребителей. Значительная роль в выполнении этих требований возлагается на устройства релейной защиты и автоматики, в частности на устройства автоматического повторного включения.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Использование цифровых двойников как перспективное направление развития технологий дистанционного управления силовым оборудованием и устройствами релейной защиты и автоматики

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Релейная защита и автоматика
Гвоздев Д.Б. Грибков М.А. Шубин Н.Г.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»