КАДРЫ
142
Вузовское
образование для
электроэнергетики
Современное отечественное образование переживает непро-
стые времена. Реформы, проводимые в России в рамках Болон-
ского процесса, в своей концептуальной основе направлены на
то, чтобы построить систему образования, аналогичную систе-
мам образования стран Запада. Однако при этом разрушаются
основы советской высшей школы. В связи с этим в обществе
не утихают дискуссии о принципах и возможных направлени-
ях модернизации отечественного образования. К настоящему
времени российской научно-педагогической общественностью
осознана необходимость и актуальность комплексных измене-
ний в системе высшего профессионального образования, кото-
рые должны соответствовать новым экономическим, органи-
зационным, социальным и культурным реалиям.
Р
азвитие
,
внедрение
и
осво
-
ение
новых
технологий
тре
-
бует
постоянного
роста
как
общего
культурно
-
техниче
-
ского
и
профессионального
уровня
работников
,
так
и
повышения
квали
-
фикации
выпускников
вузов
.
В
таком
повышении
заинтересованы
и
пред
-
приятия
,
и
сами
выпускники
,
поскольку
требования
к
качеству
специалистов
постоянно
растут
.
Особенно
остро
ка
-
дровый
вопрос
стоит
в
электроэнер
-
гетике
—
отрасли
,
являющейся
одной
из
основных
и
стратегически
важных
в
отечественной
экономике
.
По
про
-
гнозам
экспертов
,
нехватка
молодых
специалистов
в
энергетике
более
,
чем
ощутима
,
а
в
будущем
эта
ситуа
-
ция
будет
только
обостряться
,
так
как
происходит
естественное
старение
кадров
.
Электроэнергетика
и
Единая
энергосистема
России
являются
ос
-
новой
энергетической
безопасности
нашей
страны
.
С
этой
точки
зрения
,
подготовка
высококвалифицирован
-
ных
специалистов
,
способных
решать
задачи
научно
-
технического
прогрес
-
са
на
современном
этапе
развития
электроэнергетики
,
является
важней
-
шей
задачей
высшей
школы
России
.
м
н
е
н
и
е
э
к
с
п
е
р
т
о
в
мнение экспертов
Круглый
стол
«
Вузовское
образование
для
электроэнергетики
»
в
КГЭУ
143
Корреспондент
:
Уважаемые
эксперты
,
большое
Вам
спасибо
за
предоставленную
возможность
обсудить
одну
из
наиболее
важ
-
ных
тем
современной
энергетики
.
Дайте
,
пожалуйста
,
свою
оценку
сложившейся
ситуации
с
высшим
профессиональным
техническим
образованием
в
России
.
П
.
И
.
Бартоломей
:
Прежде
всего
хотел
бы
отметить
,
что
об
-
разование
как
процесс
надо
рас
-
сматривать
через
взаимодействие
двух
участников
—
обучаемого
и
обучающего
,
то
есть
,
примени
-
тельно
к
высшей
школе
,
студента
и
преподавателя
.
Однако
в
офици
-
альных
документах
и
выступлени
-
ях
на
уровне
Министерства
образо
-
вания
и
науки
и
Правительства
РФ
много
говорится
о
важности
под
-
готовки
специалистов
,
в
том
числе
и
кадров
для
электроэнергетики
России
,
но
ни
одного
слова
не
про
-
износится
о
преподавателях
,
кото
-
рые
в
настоящее
время
находятся
в
униженном
положении
,
получают
мизерную
зарплату
.
О
каком
ка
-
честве
образования
может
идти
речь
,
когда
все
забыли
,
как
и
за
счет
кого
получается
продукт
под
названием
«
образование
»?
Все
забыли
про
папу
Карло
,
который
из
бревнышка
сделал
чудесного
мальчика
.
Наш
профессор
в
три
раза
больше
работает
(10
студен
-
тов
на
1
преподавателя
),
чем
ев
-
ропейский
профессор
(4
студента
на
1
преподавателя
).
К
тому
же
он
должен
издавать
статьи
на
англий
-
ском
языке
с
высоким
импакт
-
фак
-
тором
,
и
чтобы
показатель
индекса
Хирша
у
него
был
не
меньше
,
чем
у
профессора
из
Европы
.
Тогда
его
будут
больше
цитировать
,
и
это
станет
критерием
эффективности
работы
ученого
и
преподавателя
.
Бесконечные
требования
рейтин
-
гов
цитирования
приводят
к
тому
,
что
,
вместо
того
чтобы
работать
со
студентами
,
преподаватели
начи
-
нают
компилировать
статьи
.
А
при
этом
ведь
надо
еще
успевать
на
-
укой
заниматься
...
Получается
,
что
идеология
взята
западная
,
а
нор
-
мативы
загрузки
и
оплаты
труда
—
отечественные
.
Более
того
,
пре
-
подаватели
либо
уходят
из
вуза
,
либо
,
жертвуя
вниманием
к
учеб
-
ному
процессу
,
подрабатывают
на
«
стороне
».
А
это
,
как
следствие
,
приводит
к
резкому
снижению
ка
-
чества
конечного
продукта
процес
-
са
«
образования
».
Корр
.:
Какие
основные
не
-
достатки
существуют
у
реформы
образовательной
системы
,
прово
-
димой
у
нас
в
рамках
так
называе
-
мого
Болонского
процесса
?
П
.
И
.
Бартоломей
:
Принци
-
пы
болонской
системы
направле
-
ны
на
то
,
чтобы
было
комфортно
в
первую
очередь
студенту
,
ко
-
торый
сам
может
выбирать
себе
дисциплины
для
обучения
.
Воз
-
можно
,
это
и
хорошо
в
гумани
-
тарной
сфере
,
но
мы
забыли
про
технический
прогресс
,
который
в
том
числе
определяется
госу
-
дарственной
политикой
,
но
никак
не
студентами
.
Образование
в
об
-
ласти
электроэнергетики
должно
определяться
не
только
интере
-
сами
студентов
,
но
и
интересами
государства
или
соответствующей
отрасли
с
учетом
мнения
учено
-
го
совета
вуза
.
Игнорируя
значи
-
мость
инженерного
образования
для
научно
-
технического
прогрес
-
са
и
мнение
научно
-
педагогиче
-
ской
общественности
техниче
-
ских
направлений
,
Минобрнауки
России
на
95%
сократило
и
лик
-
видировало
выпуск
инженеров
,
в
том
числе
,
по
направлениям
«
Электроэнергетика
и
электро
-
техника
»
и
«
Энергомашиностро
-
ение
».
Идеология
гуманитарного
образования
«
бакалавр
-
магистр
»
без
какой
-
либо
коррекции
была
Вопросы
реформирования
и
поиск
оптимальных
направлений
развития
и
модернизации
отечествен
-
ного
образования
обсуждались
на
круглом
столе
«
Вузовское
образование
для
электроэнергетики
»
в
первый
день
работы
конференции
«
Электроэнер
-
гетика
глазами
молодежи
— 2016»,
которая
проходи
-
ла
с
19
по
23
сентября
2016
года
в
Казанском
госу
-
дарственном
энергетическом
университете
.
Модератором
круглого
стола
выступил
Петр
Михайлович
ЕРОХИН
,
советник
директора
АО
«
СО
ЕЭС
»,
д
.
т
.
н
.,
Почетный
работник
топливно
-
энер
-
гетического
комплекса
России
,
Заслуженный
работ
-
ник
ЕЭС
России
.
С
центральным
докладом
выступил
профессор
кафедры
«
Автоматизированные
элек
-
трические
системы
»
Уральского
федерального
уни
-
верситета
им
.
Б
.
Н
.
Ельцина
,
д
.
т
.
н
.,
действительный
член
Российской
академии
инженерных
наук
,
член
Международной
ассоциации
инженеров
-
электриков
(IEEE)
Петр
Иванович
БАРТОЛОМЕЙ
.
Корреспондент
журнала
«
ЭЛЕКТРО
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
побеседовал
с
дву
-
мя
главными
действующими
лицами
конференции
о
проблеме
подготовки
кадров
для
электроэнергети
-
ческой
отрасли
нашей
страны
.
Петр
Иванович
БАРТОЛОМЕЙ
№
6 (39) 2016
144
КАДРЫ
переложена
на
техническое
об
-
разование
с
опасным
креном
на
самостоятельное
изучение
дис
-
циплин
(
заочное
,
дистанционное
и
др
.)
и
минимизацией
роли
пре
-
подавателя
.
Я
всегда
подчеркивал
и
буду
подчеркивать
,
что
инженерное
и
магистерское
образование
—
это
разные
образования
.
Хотя
они
и
тесно
переплетаются
,
являясь
двумя
ветвями
научно
-
техниче
-
ского
прогресса
.
Но
выражаясь
простым
языком
,
магистру
больше
нужна
математика
,
а
инженеру
нуж
-
на
физика
.
Одна
ветвь
—
научная
,
вторая
—
техническая
.
Замена
же
инженеров
бакалаврами
—
неком
-
петентными
специалистами
в
об
-
ласти
электроэнергетики
и
элек
-
тротехники
—
катастрофически
снижает
надежность
систем
жиз
-
необеспечения
и
энергетическую
безопасность
России
.
П
.
М
.
Ерохин
:
Действитель
-
но
,
проводимые
реформы
в
рам
-
ках
присоединения
к
Болонской
системе
по
своей
задумке
были
направлены
на
интеграцию
с
Ев
-
ропейским
образовательным
про
-
странством
и
должны
были
рас
-
ширить
возможности
студентов
и
преподавателей
.
Но
при
этом
почему
-
то
забыли
подумать
о
ра
-
ботодателях
.
В
технических
вузах
,
по
сути
,
исчезла
законная
возможность
инженерной
подготовки
,
которая
предусматривает
умение
добы
-
вать
и
давать
новые
знания
,
при
-
обретать
и
развивать
инженер
-
ное
мышление
.
Бакалавриат
был
отождествлен
со
специальным
профессиональным
высшим
об
-
разованием
.
Диплом
бакалавра
является
документом
,
которым
подтверждается
завершение
выс
-
шего
профессионального
образо
-
вания
.
Фактически
,
бакалавриат
был
приравнен
к
урезанному
(
по
объему
образовательных
про
-
грамм
)
профессиональному
выс
-
шему
образованию
.
В
то
время
как
магистратура
,
в
большинстве
случаев
,
выпускает
не
высоко
-
квалифицированных
инженеров
,
а
специалистов
общего
профиля
для
производства
,
бизнеса
,
госу
-
дарства
,
сферы
здравоохранения
и
т
.
д
.,
а
также
ученых
и
вузовских
преподавателей
низшего
звена
.
Корр
.:
В
чем
Вам
видится
вы
-
ход
из
сложившейся
ситуации
?
П
.
М
.
Ерохин
:
Надо
изменить
саму
структуру
образовательно
-
го
процесса
в
технических
вузах
,
создать
условия
для
развития
проектно
-
ориентированного
обра
-
зования
инженеров
,
адаптировать
к
этим
задачам
образовательные
стандарты
.
Корр
.:
Каковы
на
Ваш
взгляд
основные
критерии
качества
под
-
готовки
инженеров
?
Чего
не
хва
-
тает
при
подготовке
специалиста
по
программе
бакалавра
?
П
.
И
.
Бартоломей
:
В
пер
-
вую
очередь
инженер
—
это
творец
.
Он
должен
не
просто
обладать
знаниями
,
а
должен
созидать
,
уметь
совместно
рабо
-
тать
,
конструировать
,
изобретать
и
т
.
д
.
Чтобы
выработать
инже
-
нерное
мышление
,
нужно
сло
-
мать
сложившийся
стереотип
,
в
котором
путают
инженерную
должность
и
инженерную
дея
-
тельность
.
Настоящих
инженеров
нынешние
бакалавры
не
заменят
,
так
как
в
них
,
по
сути
,
не
заложе
-
ны
задатки
творцов
.
В
стратегии
бакалавриата
говорится
,
что
ба
-
калавр
должен
получить
общую
техническую
базу
(
минимум
спе
-
циальных
знаний
).
А
кто
будет
тогда
«
доводить
»
его
до
произ
-
водства
?
Необходимо
создать
двухступенчатую
систему
подго
-
товки
технических
специалистов
:
первая
ступень
—
бакалавриат
,
вторая
—
инженерная
подго
-
товка
(1,5–2
года
)
с
получением
звания
«
инженер
».
Эту
вторую
ступень
,
в
отличие
от
магистра
-
туры
,
можно
было
бы
назвать
как
«
инжиниринг
»,
вкладывая
в
него
смысл
не
менеджерской
и
рыноч
-
но
-
консалтинговой
деятельности
,
а
наукоемкого
компьютерно
-
тех
-
нологического
инженерного
об
-
разования
.
Еще
раз
подчерки
-
ваю
,
что
такой
«
инжиниринг
»
не
тождественен
магистратуре
.
В
научно
-
техническом
прогрессе
(
НТП
)
есть
две
ветви
деятельно
-
сти
—
научная
и
техническая
,
что
и
определяет
соответствующие
задачи
магистратуры
и
инженер
-
ного
образования
.
Корр
.:
Предлагаемая
Вами
система
образования
позволит
выпускать
«
универсальных
инже
-
неров
»
для
электроэнергетики
.
Однако
на
сегодняшний
день
су
-
ществует
множество
различных
компаний
со
своей
спе
цификой
(
сетевые
компании
,
системный
оператор
,
проектные
организа
-
ции
…)
и
в
их
структуре
инженер
-
ный
персонал
решает
разные
задачи
.
Соответственно
и
подго
-
товка
такого
персонала
должна
быть
более
специфичной
и
при
-
ближенной
к
решению
конкретных
задач
,
востребованных
в
данной
организации
.
Может
быть
,
стоит
доучивать
инженеров
по
конкрет
-
ной
программе
подготовки
в
кор
-
поративном
учебном
центре
?
Петр
Михайлович
ЕРОХИН
145
П
.
И
.
Бартоломей
:
Во
-
пер
-
вых
,
универсальных
инженеров
не
может
быть
.
Основная
за
-
дача
выпускающих
кафедр
со
-
стоит
не
в
обеспечении
набора
универсальных
знаний
,
а
в
нара
-
ботке
«
инженерного
мышления
»,
обеспечивающего
специалисту
возможность
в
каждой
новой
за
-
даче
найти
путь
к
ее
решению
.
Во
-
вторых
,
для
этого
необходи
-
ма
индивидуализация
учебного
процесса
,
а
не
«
поточный
»
метод
подготовки
специалистов
,
в
кото
-
ром
всегда
много
студентов
при
-
ходится
на
одного
преподавателя
.
В
нынешних
условиях
глубочай
-
шего
недофинансирования
учеб
-
ного
процесса
(
труд
преподавате
-
ля
адекватно
не
оценивается
и
не
оплачивается
)
качество
выпуска
-
емых
специалистов
не
обеспечи
-
вает
решения
проблем
НТП
.
То
,
о
чем
я
говорю
—
это
мечта
,
это
цель
,
которая
в
настоящих
усло
-
виях
,
по
-
видимому
,
не
достижима
.
С
каждым
годом
нарастает
науч
-
но
-
техническое
отставание
России
от
развитых
стран
,
усиливается
зависимость
от
импорта
оборудо
-
вания
и
машин
.
Это
показатель
того
,
какое
у
нас
образование
.
Но
надо
из
этого
когда
-
то
начинать
выбираться
.
Сейчас
министерство
не
реагирует
на
вызовы
времени
.
Они
себе
построили
некоторый
об
-
раз
на
основании
Болонского
про
-
цесса
и
к
нему
стремятся
.
Хотя
те
же
европейские
технические
вузы
пытаются
обойти
эту
систему
.
За
-
рубежный
опыт
развития
высшего
образования
также
демонстрирует
неудовлетворенность
западного
сообщества
и
работодателей
те
-
кущим
положением
дел
в
образо
-
вании
.
Опыт
Германии
и
Франции
свидетельствует
о
формальном
соблюдении
положений
по
реали
-
зации
Болонской
системы
,
но
при
практическом
сохранении
класси
-
ческой
инженерной
системы
об
-
разования
для
подготовки
специ
-
алистов
-
электроэнергетиков
.
Но
там
финансированием
подготовки
инженеров
и
специалистов
зани
-
маются
,
в
том
числе
и
сами
пред
-
приятия
.
Поэтому
путь
,
обсуждае
-
мый
Петром
Михайловичем
более
реалистичен
.
Корр
.:
Петр
Михайлович
,
в
своем
докладе
Вы
как
раз
го
-
ворили
о
возможности
доучи
-
вать
инженеров
в
корпоративных
образовательных
центрах
.
При
этом
в
качестве
«
заготовок
»
ис
-
пользуются
бакалавры
.
В
чем
,
по
Вашему
мнению
,
может
быть
пре
-
имущество
такой
системы
?
Су
-
ществуют
ли
примеры
успешного
внедрения
такой
системы
обуче
-
ния
,
результаты
?
П
.
М
.
Ерохин
:
В
корпоратив
-
ном
центре
подготовки
инженеров
,
благодаря
финансовым
возмож
-
ностям
корпорации
,
значитель
-
но
повышается
уровень
матери
-
ально
-
технического
обеспечения
учебного
процесса
,
оплаты
труда
преподавателей
,
условий
учебы
и
быта
студентов
.
Обучение
носит
контекстный
характер
и
полностью
соответствует
потребностям
ра
-
ботодателя
,
поскольку
студенты
решают
те
же
задачи
,
которые
ста
-
вятся
в
подразделениях
компании
.
При
этом
существенно
сокращает
-
ся
длительность
подготовки
и
про
-
фессиональной
адаптации
специ
-
алистов
.
Судить
об
успешных
примерах
корпоративного
обучения
специ
-
алистов
мы
пока
можем
в
основ
-
ном
по
результатам
зарубежных
коллег
.
Например
,
в
Германии
основная
нагрузка
в
области
об
-
разования
лежит
на
предприяти
-
ях
,
которые
тратят
на
повышение
профессиональной
квалификации
своих
сотрудников
около
50
млрд
евро
ежегодно
.
Эта
сумма
суще
-
ственно
превышает
затраты
госу
-
дарства
на
содержание
высших
учебных
заведений
.
В
России
фактически
нет
таких
центров
подготовки
инженеров
.
Есть
названия
,
но
в
действитель
-
ности
они
являются
центрами
повышения
квалификации
.
Вот
,
скажем
,
Технический
университет
Уральского
горно
-
металлургиче
-
ского
комбината
(
УГМК
).
На
самом
деле
это
учебный
центр
по
повы
-
шению
квалификации
своих
со
-
трудников
.
Они
открыли
магистра
-
туру
на
основе
кадрового
резерва
своих
молодых
специалистов
,
на
которых
рассчитывают
в
будущем
и
обещают
мотивировать
их
при
ус
-
ловии
,
что
те
останутся
работать
.
Отобранным
кандидатам
оплачи
-
вают
обучение
в
магистратурах
вузов
,
с
которыми
сотрудничает
компания
.
Там
работники
гаран
-
тированно
получают
повышение
квалификации
,
а
в
дальнейшем
и
повышение
по
должности
.
Тех
-
нический
университет
УГМК
сам
,
по
сути
,
ничему
не
учит
,
но
в
какой
-
то
мере
контролирует
результаты
этой
учебы
.
Корр
.:
Как
тогда
должна
быть
выстроена
система
подготовки
инженеров
в
корпоративных
цен
-
трах
?
П
.
М
.
Ерохин
:
Я
бы
выделил
пять
основных
принципов
:
1.
Обучение
необходимо
осу
-
ществлять
в
корпоративных
цен
-
трах
(
корпоративных
университе
-
тах
),
создаваемых
как
дочерние
организации
крупных
компаний
,
которые
обеспечивают
необхо
-
димый
уровень
финансирования
,
организации
деятельности
,
кон
-
троля
качества
подготовки
специ
-
алистов
для
кадрового
резерва
компании
.
2.
На
инженерную
подготовку
в
корпоративный
центр
на
кон
-
курсной
основе
принимаются
вы
-
пускники
бакалавриата
техниче
-
ских
университетов
.
Длительность
подготовки
— 2
года
,
каждый
год
разбит
на
два
семестра
.
В
тече
-
ние
каждого
семестра
студентами
выполняется
конкретный
,
привя
-
занный
к
реальным
условиям
про
-
ект
под
руководством
опытного
руководителя
.
3.
В
основу
подготовки
поло
-
жен
проектный
подход
,
когда
весь
цикл
планирования
,
проектирова
-
ния
,
создания
и
управления
элек
-
троэнергетической
системой
реа
-
лизован
в
проектах
,
выполняемых
в
течение
семестра
.
Проекты
согласуются
с
корпорацией
,
что
определяет
контекстный
характер
обучения
,
поскольку
студенты
ре
-
шают
те
же
задачи
,
которые
рас
-
сматриваются
в
подразделениях
компании
.
4.
Выполнение
каждой
задачи
проекта
сопровождается
лекция
-
ми
и
практическими
занятиями
,
на
которых
изучаются
теоретические
вопросы
решаемой
задачи
.
Это
позволяет
обучаемому
«
добы
-
вать
»
знания
,
необходимые
для
выполнения
конкретной
задачи
проекта
,
лучше
понять
приклад
-
ное
значение
теории
,
применить
свежие
знания
на
практике
и
за
-
крепить
их
на
долгое
время
.
5.
Подготовка
к
учебному
про
-
цессу
в
корпоративном
центре
осуществляет
небольшая
адми
-
нистративная
группа
из
штатных
сотрудников
центра
.
Обучение
№
6 (39) 2016
146
КАДРЫ
осуществляется
привлеченными
на
конкурсной
основе
препода
-
вателями
,
значительную
часть
которых
должны
составлять
ра
-
ботники
компании
.
Это
повысит
практическую
ориентацию
про
-
цесса
обучения
.
Учебный
процесс
сопровождается
жестким
контро
-
лем
результатов
выполнения
про
-
екта
,
самостоятельной
работы
и
результатов
производственной
практики
.
Практической
реализации
предложенного
подхода
подго
-
товки
инженеров
должна
предше
-
ствовать
сложная
и
трудоемкая
фаза
разработки
бизнес
-
плана
образовательного
корпоративного
центра
,
включающего
концепцию
этого
центра
,
нормативно
-
право
-
вые
документы
,
рабочие
про
-
граммы
,
содержание
проектов
,
регламенты
конкурсного
отбора
преподавателей
,
принципы
взаи
-
модействия
с
подразделениями
компании
,
согласование
всех
раз
-
работанных
документов
и
бюджет
образовательной
деятельности
.
К
сожалению
,
это
долгий
,
дорого
-
стоящий
и
зачастую
мучительный
и
неподъёмный
процесс
для
пред
-
приятий
и
компаний
.
Корр
.:
Давайте
вернемся
к
сложившейся
системе
вузовско
-
го
образования
.
В
процессе
разго
-
вора
мы
как
-
то
совсем
забыли
про
магистров
…
П
.
И
.
Бартоломей
:
В
ма
-
гистратуру
сейчас
поступают
единицы
(
заочники
практически
исключаются
из
этой
системы
)
и
,
по
сути
,
основными
кадрами
для
производства
становятся
ба
-
калавры
.
При
этом
для
создания
системы
качественной
подготов
-
ки
магистров
необходимо
учесть
определенные
особенности
.
Вто
-
рая
ступень
высшего
образова
-
ния
—
магистратура
не
должна
быть
заочной
,
дистанционной
или
коммерческой
.
Прием
на
нее
должен
осуществляется
только
на
конкурсной
основе
.
В
основу
об
-
разования
второй
ступени
должен
быть
положен
системный
подход
.
Необходимо
вернуть
утрачен
-
ную
высокую
роль
преподавате
-
ля
в
образовательном
процессе
и
наполнить
ее
новым
содержа
-
нием
.
Образование
должно
быть
направлено
на
опережение
,
так
как
многие
технологии
быстро
устаревают
. «
Период
полураспа
-
да
знаний
»,
например
,
в
компью
-
терных
технологиях
составляет
всего
1,5–2
года
.
Обучать
студен
-
тов
нужно
не
только
технологиям
на
современном
производстве
,
но
и
будущим
технологиям
,
которые
ожидает
и
прогнозирует
наука
(
это
накладывает
новые
требования
к
выпускающей
кафедре
).
Корр
.:
Вы
говорите
,
что
в
иде
-
але
,
для
достижения
необходимо
-
го
качества
подготовки
инженеров
необходимо
усилить
роль
препо
-
давателя
в
процессе
обучения
,
сделать
это
обучение
более
инди
-
видуальным
.
По
какой
программе
должно
проходить
это
обучение
?
Какие
вопросы
крайне
важно
из
-
учать
(
разбирать
)
совместно
с
преподавателем
,
а
какие
сту
-
денту
достаточно
изучить
само
-
стоятельно
?
П
.
И
.
Бартоломей
:
Инди
-
видуализация
обучения
на
уров
-
не
взаимодействия
«
преподава
-
тель
-
студент
» —
это
основное
средство
,
направленное
на
до
-
стижение
требуемого
качества
образования
.
К
сожалению
,
сей
-
час
это
требование
не
заложено
в
действующую
вторую
ступень
(
то
есть
в
магистратуру
)
ни
по
времени
,
ни
по
заработной
плате
преподавателей
.
Индивидуаль
-
ное
обучение
с
преподавателем
обеспечивает
самостоятельную
работу
студентов
в
освоении
но
-
вого
учебного
материала
и
раз
-
витие
инженерного
мышления
,
творческое
участие
в
совместной
работе
с
научным
руководите
-
лем
.
Сейчас
при
поточном
спо
-
собе
подготовки
специалистов
торжествуют
списывание
и
ша
-
блон
—
подставляй
свои
исход
-
ные
данные
и
только
!
Необходи
-
мо
помнить
,
что
преподавание
на
второй
ступени
—
это
не
ремесло
,
это
творческое
сочетание
педаго
-
гической
и
научной
деятельности
высочайшей
квалификации
.
Мож
-
но
снизить
идеологическую
со
-
ставляющую
в
образовательном
процессе
,
то
есть
снизить
количе
-
ство
и
объем
общественных
наук
и
увеличить
нагрузку
по
изучению
иностранного
языка
и
защиты
на
нем
выпускной
работы
.
Базовые
гуманитарные
предметы
хороший
студент
сможет
изучать
самосто
-
ятельно
.
После
закладки
техниче
-
ской
базы
это
действительно
не
составит
больших
проблем
.
П
.
М
.
Ерохин
:
Хочу
при
-
соединиться
к
Петру
Иванови
-
чу
.
Дополнительно
считаю
не
-
обходимым
вернуть
систему
обязательных
производственных
практик
.
Сами
образовательные
программы
должны
разрабаты
-
ваться
с
учетом
требований
рабо
-
тодателей
.
При
этом
к
обучению
будущих
инженеров
можно
и
нуж
-
но
привлекать
не
только
препода
-
вателей
и
ученых
,
но
и
практиков
,
тем
самым
устранив
барьеры
,
ко
-
торые
не
позволяют
вузам
задей
-
ствовать
специалистов
,
работаю
-
щих
на
конкретных
предприятиях
.
Также
необходимо
создавать
кор
-
поративные
профессиональные
стандарты
,
стандарты
качества
образования
.
Корр
.:
Какие
меры
необходи
-
мы
для
возрождения
инженерной
школы
в
России
?
П
.
М
.
Ерохин
:
В
первую
оче
-
редь
,
необходимо
повысить
пре
-
стиж
инженерного
труда
.
Попу
-
ляризацию
профессии
инженера
нужно
начинать
со
школы
,
уде
-
лять
больше
внимания
раннему
профессиональному
ориенти
-
рованию
.
Отслеживать
и
воспи
-
тывать
технарей
надо
с
детства
,
вести
энергетические
классы
.
Также
необходимо
повышать
ма
-
териальный
и
социальный
статус
преподавателя
технического
уни
-
верситета
,
поднимать
престиж
профессии
в
обществе
.
В
заключение
скажу
,
что
пока
государство
не
озабочено
улуч
-
шением
материально
-
экономи
-
ческой
поддержки
электроэнер
-
гетического
образования
,
научно
-
педагогическая
общественность
вузов
должна
добиваться
от
Мин
-
обрнауки
РФ
решения
следующих
вопросов
:
во
-
первых
,
узаконить
статус
второй
ступени
«
Инженер
-
ное
образование
»
параллельно
с
магистратурой
(
это
сделать
хо
-
тя
бы
в
порядке
эксперимента
в
одном
из
ведущих
вузов
,
напри
-
мер
,
в
Уральском
федеральном
университете
);
во
-
вторых
,
узако
-
нить
отраслевое
,
региональное
и
другие
способы
корпоративного
взаимодействия
с
соответству
-
ющими
выпускающими
кафед
-
рами
.
Корр
.:
Большое
Вам
спасибо
за
интервью
.
Беседовал
Илья
СЕМЕНОВ
Оригинал статьи: Вузовское образование для электроэнергетики
Современное отечественное образование переживает непростые времена. Реформы, проводимые в России в рамках Болонского процесса, в своей концептуальной основе направлены на то, чтобы построить систему образования, аналогичную системам образования стран Запада. Однако при этом разрушаются основы советской высшей школы. В связи с этим в обществе не утихают дискуссии о принципах и возможных направлениях модернизации отечественного образования. К настоящему времени российской научно-педагогической общественностью осознана необходимость и актуальность комплексных изменений в системе высшего профессионального образования, которые должны соответствовать новым экономическим, организационным, социальным и культурным реалиям.