Вузовское образование для электроэнергетики

Page 1
background image

Page 2
background image

КАДРЫ

142

Вузовское 
образование для 
электроэнергетики

Современное отечественное образование переживает непро-
стые времена. Реформы, проводимые в России в рамках Болон-
ского процесса, в своей концептуальной основе направлены на 
то, чтобы построить систему образования, аналогичную систе-
мам образования стран Запада. Однако при этом разрушаются 
основы советской высшей школы. В связи с этим в обществе 
не утихают дискуссии о принципах и возможных направлени-
ях модернизации отечественного образования. К настоящему 
времени российской научно-педагогической общественностью 
осознана необходимость и актуальность комплексных измене-
ний в системе высшего профессионального образования, кото-
рые должны соответствовать новым экономическим, органи-
зационным, социальным и культурным реалиям.

Р

азвитие

внедрение

 

и

 

осво

-

ение

 

новых

 

технологий

 

тре

-

бует

 

постоянного

 

роста

 

как

 

общего

 

культурно

-

техниче

-

ского

 

и

 

профессионального

 

уровня

 

работников

так

 

и

 

повышения

 

квали

-

фикации

 

выпускников

 

вузов

В

 

таком

 

повышении

 

заинтересованы

 

и

 

пред

-

приятия

и

 

сами

 

выпускники

поскольку

 

требования

 

к

 

качеству

 

специалистов

 

постоянно

 

растут

Особенно

 

остро

 

ка

-

дровый

 

вопрос

 

стоит

 

в

 

электроэнер

-

гетике

 — 

отрасли

являющейся

 

одной

 

из

 

основных

 

и

 

стратегически

 

важных

 

в

 

отечественной

 

экономике

По

 

про

-

гнозам

 

экспертов

нехватка

 

молодых

 

специалистов

 

в

 

энергетике

 

более

чем

 

ощутима

а

 

в

 

будущем

 

эта

 

ситуа

-

ция

 

будет

 

только

 

обостряться

так

 

как

 

происходит

 

естественное

 

старение

 

кадров

Электроэнергетика

 

и

 

Единая

 

энергосистема

 

России

 

являются

 

ос

-

новой

 

энергетической

 

безопасности

 

нашей

 

страны

С

 

этой

 

точки

 

зрения

подготовка

 

высококвалифицирован

-

ных

 

специалистов

способных

 

решать

 

задачи

 

научно

-

технического

 

прогрес

-

са

 

на

 

современном

 

этапе

 

развития

 

электроэнергетики

является

 

важней

-

шей

 

задачей

 

высшей

 

школы

 

России

.

м

н

е

н

и

е

 э

к

с

п

е

р

т

о

в

мнение экспертов

Круглый

 

стол

 «

Вузовское

 

образование

 

для

 

электроэнергетики

» 

в

 

КГЭУ


Page 3
background image

143

Корреспондент

Уважаемые

 

эксперты

большое

 

Вам

 

спасибо

 

за

 

предоставленную

 

возможность

 

обсудить

 

одну

 

из

 

наиболее

 

важ

-

ных

 

тем

 

современной

 

энергетики

Дайте

пожалуйста

свою

 

оценку

 

сложившейся

 

ситуации

 

с

 

высшим

 

профессиональным

 

техническим

 

образованием

 

в

 

России

П

И

Бартоломей

:

 

Прежде

 

всего

 

хотел

 

бы

 

отметить

что

 

об

-

разование

 

как

 

процесс

 

надо

 

рас

-

сматривать

 

через

 

взаимодействие

 

двух

 

участников

 — 

обучаемого

 

и

 

обучающего

то

 

есть

примени

-

тельно

 

к

 

высшей

 

школе

студента

 

и

 

преподавателя

Однако

 

в

 

офици

-

альных

 

документах

 

и

 

выступлени

-

ях

 

на

 

уровне

 

Министерства

 

образо

-

вания

 

и

 

науки

 

и

 

Правительства

 

РФ

 

много

 

говорится

 

о

 

важности

 

под

-

готовки

 

специалистов

в

 

том

 

числе

 

и

 

кадров

 

для

 

электроэнергетики

 

России

но

 

ни

 

одного

 

слова

 

не

 

про

-

износится

 

о

 

преподавателях

кото

-

рые

 

в

 

настоящее

 

время

 

находятся

 

в

 

униженном

 

положении

получают

 

мизерную

 

зарплату

О

 

каком

 

ка

-

честве

 

образования

 

может

 

идти

 

речь

когда

 

все

 

забыли

как

 

и

 

за

 

счет

 

кого

 

получается

 

продукт

 

под

 

названием

  «

образование

»? 

Все

 

забыли

 

про

 

папу

 

Карло

который

 

из

 

бревнышка

 

сделал

 

чудесного

 

мальчика

Наш

 

профессор

 

в

 

три

 

раза

 

больше

 

работает

 (10 

студен

-

тов

 

на

 1 

преподавателя

), 

чем

 

ев

-

ропейский

 

профессор

 (4 

студента

 

на

 1 

преподавателя

). 

К

 

тому

 

же

 

он

 

должен

 

издавать

 

статьи

 

на

 

англий

-

ском

 

языке

 

с

 

высоким

 

импакт

-

фак

-

тором

и

 

чтобы

 

показатель

 

индекса

 

Хирша

 

у

 

него

 

был

 

не

 

меньше

чем

 

у

 

профессора

 

из

 

Европы

Тогда

 

его

 

будут

 

больше

 

цитировать

и

 

это

 

станет

 

критерием

 

эффективности

 

работы

 

ученого

 

и

 

преподавателя

Бесконечные

 

требования

 

рейтин

-

гов

 

цитирования

 

приводят

 

к

 

тому

что

вместо

 

того

 

чтобы

 

работать

 

со

 

студентами

преподаватели

 

начи

-

нают

 

компилировать

 

статьи

А

 

при

 

этом

 

ведь

 

надо

 

еще

 

успевать

 

на

-

укой

 

заниматься

... 

Получается

что

 

идеология

 

взята

 

западная

а

 

нор

-

мативы

 

загрузки

 

и

 

оплаты

 

труда

 — 

отечественные

Более

 

того

пре

-

подаватели

 

либо

 

уходят

 

из

 

вуза

либо

жертвуя

 

вниманием

 

к

 

учеб

-

ному

 

процессу

подрабатывают

 

на

 

«

стороне

». 

А

 

это

как

 

следствие

приводит

 

к

 

резкому

 

снижению

 

ка

-

чества

 

конечного

 

продукта

 

процес

-

са

 «

образования

». 

Корр

.:

 

Какие

 

основные

 

не

-

достатки

 

существуют

 

у

 

реформы

 

образовательной

 

системы

прово

-

димой

 

у

 

нас

 

в

 

рамках

 

так

 

называе

-

мого

 

Болонского

 

процесса

?

П

И

Бартоломей

:

 

Принци

-

пы

 

болонской

 

системы

 

направле

-

ны

 

на

 

то

чтобы

 

было

 

комфортно

 

в

 

первую

 

очередь

 

студенту

ко

-

торый

 

сам

 

может

 

выбирать

 

себе

 

дисциплины

 

для

 

обучения

Воз

-

можно

это

 

и

 

хорошо

 

в

 

гумани

-

тарной

 

сфере

но

 

мы

 

забыли

 

про

 

технический

 

прогресс

который

 

в

 

том

 

числе

 

определяется

 

госу

-

дарственной

 

политикой

но

 

никак

 

не

 

студентами

Образование

 

в

 

об

-

ласти

 

электроэнергетики

 

должно

 

определяться

 

не

 

только

 

интере

-

сами

 

студентов

но

 

и

 

интересами

 

государства

 

или

 

соответствующей

 

отрасли

 

с

 

учетом

 

мнения

 

учено

-

го

 

совета

 

вуза

Игнорируя

 

значи

-

мость

 

инженерного

 

образования

 

для

 

научно

-

технического

 

прогрес

-

са

 

и

 

мнение

 

научно

-

педагогиче

-

ской

 

общественности

 

техниче

-

ских

 

направлений

Минобрнауки

 

России

 

на

 95% 

сократило

 

и

 

лик

-

видировало

 

выпуск

 

инженеров

в

 

том

 

числе

по

 

направлениям

 

«

Электроэнергетика

 

и

 

электро

-

техника

» 

и

  «

Энергомашиностро

-

ение

». 

Идеология

 

гуманитарного

 

образования

  «

бакалавр

-

магистр

» 

без

 

какой

-

либо

 

коррекции

 

была

 

Вопросы

 

реформирования

 

и

 

поиск

 

оптимальных

 

направлений

 

развития

 

и

 

модернизации

 

отечествен

-

ного

 

образования

 

обсуждались

 

на

 

круглом

 

столе

 

«

Вузовское

 

образование

 

для

 

электроэнергетики

» 

в

 

первый

 

день

 

работы

 

конференции

  «

Электроэнер

-

гетика

 

глазами

 

молодежи

 — 2016», 

которая

 

проходи

-

ла

 

с

 19 

по

 23 

сентября

 2016 

года

 

в

 

Казанском

 

госу

-

дарственном

 

энергетическом

 

университете

.

Модератором

 

круглого

 

стола

 

выступил

 

Петр

Михайлович

 

ЕРОХИН

советник

 

директора

 

АО

 

«

СО

 

ЕЭС

», 

д

.

т

.

н

., 

Почетный

 

работник

 

топливно

-

энер

-

гетического

 

комплекса

 

России

Заслуженный

 

работ

-

ник

 

ЕЭС

 

России

С

 

центральным

 

докладом

 

выступил

 

профессор

 

кафедры

  «

Автоматизированные

 

элек

-

трические

 

системы

» 

Уральского

 

федерального

 

уни

-

верситета

 

им

Б

.

Н

Ельцина

д

.

т

.

н

., 

действительный

 

член

 

Российской

 

академии

 

инженерных

 

наук

член

 

Международной

 

ассоциации

 

инженеров

-

электриков

 

(IEEE) 

Петр

 

Иванович

 

БАРТОЛОМЕЙ

.

Корреспондент

 

журнала

  «

ЭЛЕКТРО

 

ЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

» 

побеседовал

 

с

 

дву

-

мя

 

главными

 

действующими

 

лицами

 

конференции

 

о

 

проблеме

 

подготовки

 

кадров

 

для

 

электроэнергети

-

ческой

 

отрасли

 

нашей

 

страны

.

Петр

 

Иванович

 

БАРТОЛОМЕЙ

 6 (39) 2016


Page 4
background image

144

КАДРЫ

переложена

 

на

 

техническое

 

об

-

разование

 

с

 

опасным

 

креном

 

на

 

самостоятельное

 

изучение

 

дис

-

циплин

  (

заочное

дистанционное

 

и

 

др

.) 

и

 

минимизацией

 

роли

 

пре

-

подавателя

.

Я

 

всегда

 

подчеркивал

 

и

 

буду

 

подчеркивать

что

 

инженерное

 

и

 

магистерское

 

образование

 — 

это

 

разные

 

образования

Хотя

 

они

 

и

 

тесно

 

переплетаются

являясь

 

двумя

 

ветвями

 

научно

-

техниче

-

ского

 

прогресса

Но

 

выражаясь

 

простым

 

языком

магистру

 

больше

 

нужна

 

математика

а

 

инженеру

 

нуж

-

на

 

физика

Одна

 

ветвь

 — 

научная

вторая

 — 

техническая

Замена

 

же

 

инженеров

 

бакалаврами

 — 

неком

-

петентными

 

специалистами

 

в

 

об

-

ласти

 

электроэнергетики

 

и

 

элек

-

тротехники

 — 

катастрофически

 

снижает

 

надежность

 

систем

 

жиз

-

необеспечения

 

и

 

энергетическую

 

безопасность

 

России

.

П

М

Ерохин

:

 

Действитель

-

но

проводимые

 

реформы

 

в

 

рам

-

ках

 

присоединения

 

к

 

Болонской

 

системе

 

по

 

своей

 

задумке

 

были

 

направлены

 

на

 

интеграцию

 

с

 

Ев

-

ропейским

 

образовательным

 

про

-

странством

 

и

 

должны

 

были

 

рас

-

ширить

 

возможности

 

студентов

 

и

 

преподавателей

Но

 

при

 

этом

 

почему

-

то

 

забыли

 

подумать

 

о

 

ра

-

ботодателях

.

В

 

технических

 

вузах

по

 

сути

исчезла

 

законная

 

возможность

 

инженерной

 

подготовки

которая

 

предусматривает

 

умение

 

добы

-

вать

 

и

 

давать

 

новые

 

знания

при

-

обретать

 

и

 

развивать

 

инженер

-

ное

 

мышление

Бакалавриат

 

был

 

отождествлен

 

со

 

специальным

 

профессиональным

 

высшим

 

об

-

разованием

Диплом

 

бакалавра

 

является

 

документом

которым

 

подтверждается

 

завершение

 

выс

-

шего

 

профессионального

 

образо

-

вания

Фактически

бакалавриат

 

был

 

приравнен

 

к

 

урезанному

  (

по

 

объему

 

образовательных

 

про

-

грамм

профессиональному

 

выс

-

шему

 

образованию

В

 

то

 

время

 

как

 

магистратура

в

 

большинстве

 

случаев

выпускает

 

не

 

высоко

-

квалифицированных

 

инженеров

а

 

специалистов

 

общего

 

профиля

 

для

 

производства

бизнеса

госу

-

дарства

сферы

 

здравоохранения

 

и

 

т

.

д

., 

а

 

также

 

ученых

 

и

 

вузовских

 

преподавателей

 

низшего

 

звена

.

Корр

.:

 

В

 

чем

 

Вам

 

видится

 

вы

-

ход

 

из

 

сложившейся

 

ситуации

?

П

М

Ерохин

:

 

Надо

 

изменить

 

саму

 

структуру

 

образовательно

-

го

 

процесса

 

в

 

технических

 

вузах

создать

 

условия

 

для

 

развития

 

проектно

-

ориентированного

 

обра

-

зования

 

инженеров

адаптировать

 

к

 

этим

 

задачам

 

образовательные

 

стандарты

.

Корр

.:

 

Каковы

 

на

 

Ваш

 

взгляд

 

основные

 

критерии

 

качества

 

под

-

готовки

 

инженеров

Чего

 

не

 

хва

-

тает

 

при

 

подготовке

 

специалиста

 

по

 

программе

 

бакалавра

?

П

И

Бартоломей

:

 

В

 

пер

-

вую

 

очередь

 

инженер

 — 

это

 

творец

Он

 

должен

 

не

 

просто

 

обладать

 

знаниями

а

 

должен

 

созидать

уметь

 

совместно

 

рабо

-

тать

конструировать

изобретать

 

и

 

т

.

д

Чтобы

 

выработать

 

инже

-

нерное

 

мышление

нужно

 

сло

-

мать

 

сложившийся

 

стереотип

в

 

котором

 

путают

 

инженерную

 

должность

 

и

 

инженерную

 

дея

-

тельность

Настоящих

 

инженеров

 

нынешние

 

бакалавры

 

не

 

заменят

так

 

как

 

в

 

них

по

 

сути

не

 

заложе

-

ны

 

задатки

 

творцов

В

 

стратегии

 

бакалавриата

 

говорится

что

 

ба

-

калавр

 

должен

 

получить

 

общую

 

техническую

 

базу

  (

минимум

 

спе

-

циальных

 

знаний

). 

А

 

кто

 

будет

 

тогда

  «

доводить

» 

его

 

до

 

произ

-

водства

Необходимо

 

создать

 

двухступенчатую

 

систему

 

подго

-

товки

 

технических

 

специалистов

первая

 

ступень

 — 

бакалавриат

вторая

 — 

инженерная

 

подго

-

товка

 (1,5–2 

года

с

 

получением

 

звания

  «

инженер

». 

Эту

 

вторую

 

ступень

в

 

отличие

 

от

 

магистра

-

туры

можно

 

было

 

бы

 

назвать

 

как

 

«

инжиниринг

», 

вкладывая

 

в

 

него

 

смысл

 

не

 

менеджерской

 

и

 

рыноч

-

но

-

консалтинговой

 

деятельности

а

 

наукоемкого

 

компьютерно

-

тех

-

нологического

 

инженерного

 

об

-

разования

Еще

 

раз

 

подчерки

-

ваю

что

 

такой

  «

инжиниринг

» 

не

 

тождественен

 

магистратуре

В

 

научно

-

техническом

 

прогрессе

 

(

НТП

есть

 

две

 

ветви

 

деятельно

-

сти

 — 

научная

 

и

 

техническая

что

 

и

 

определяет

 

соответствующие

 

задачи

 

магистратуры

 

и

 

инженер

-

ного

 

образования

Корр

.:

 

Предлагаемая

 

Вами

 

система

 

образования

 

позволит

 

выпускать

  «

универсальных

 

инже

-

неров

» 

для

 

электроэнергетики

Однако

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

су

-

ществует

 

множество

 

различных

 

компаний

 

со

 

своей

 

спе

 

цификой

 

(

сетевые

 

компании

системный

 

оператор

проектные

 

организа

-

ции

…) 

и

 

в

 

их

 

структуре

 

инженер

-

ный

 

персонал

 

решает

 

разные

 

задачи

Соответственно

 

и

 

подго

-

товка

 

такого

 

персонала

 

должна

 

быть

 

более

 

специфичной

 

и

 

при

-

ближенной

 

к

 

решению

 

конкретных

 

задач

востребованных

 

в

 

данной

 

организации

Может

 

быть

стоит

 

доучивать

 

инженеров

 

по

 

конкрет

-

ной

 

программе

 

подготовки

 

в

 

кор

-

поративном

 

учебном

 

центре

?

Петр

 

Михайлович

 

ЕРОХИН


Page 5
background image

145

П

И

Бартоломей

:

 

Во

-

пер

-

вых

универсальных

 

инженеров

 

не

 

может

 

быть

Основная

 

за

-

дача

 

выпускающих

 

кафедр

 

со

-

стоит

 

не

 

в

 

обеспечении

 

набора

 

универсальных

 

знаний

а

 

в

 

нара

-

ботке

  «

инженерного

 

мышления

», 

обеспечивающего

 

специалисту

 

возможность

 

в

 

каждой

 

новой

 

за

-

даче

 

найти

 

путь

 

к

 

ее

 

решению

Во

-

вторых

для

 

этого

 

необходи

-

ма

 

индивидуализация

 

учебного

 

процесса

а

 

не

  «

поточный

» 

метод

 

подготовки

 

специалистов

в

 

кото

-

ром

 

всегда

 

много

 

студентов

 

при

-

ходится

 

на

 

одного

 

преподавателя

В

 

нынешних

 

условиях

 

глубочай

-

шего

 

недофинансирования

 

учеб

-

ного

 

процесса

  (

труд

 

преподавате

-

ля

 

адекватно

 

не

 

оценивается

 

и

 

не

 

оплачивается

качество

 

выпуска

-

емых

 

специалистов

 

не

 

обеспечи

-

вает

 

решения

 

проблем

 

НТП

То

о

 

чем

 

я

 

говорю

 — 

это

 

мечта

это

 

цель

которая

 

в

 

настоящих

 

усло

-

виях

по

-

видимому

не

 

достижима

С

 

каждым

 

годом

 

нарастает

 

науч

-

но

-

техническое

 

отставание

 

России

 

от

 

развитых

 

стран

усиливается

 

зависимость

 

от

 

импорта

 

оборудо

-

вания

 

и

 

машин

Это

 

показатель

 

того

какое

 

у

 

нас

 

образование

Но

 

надо

 

из

 

этого

 

когда

-

то

 

начинать

 

выбираться

Сейчас

 

министерство

 

не

 

реагирует

 

на

 

вызовы

 

времени

Они

 

себе

 

построили

 

некоторый

 

об

-

раз

 

на

 

основании

 

Болонского

 

про

-

цесса

 

и

 

к

 

нему

 

стремятся

Хотя

 

те

 

же

 

европейские

 

технические

 

вузы

 

пытаются

 

обойти

 

эту

 

систему

За

-

рубежный

 

опыт

 

развития

 

высшего

 

образования

 

также

 

демонстрирует

 

неудовлетворенность

 

западного

 

сообщества

 

и

 

работодателей

 

те

-

кущим

 

положением

 

дел

 

в

 

образо

-

вании

Опыт

 

Германии

 

и

 

Франции

 

свидетельствует

 

о

 

формальном

 

соблюдении

 

положений

 

по

 

реали

-

зации

 

Болонской

 

системы

но

 

при

 

практическом

 

сохранении

 

класси

-

ческой

 

инженерной

 

системы

 

об

-

разования

 

для

 

подготовки

 

специ

-

алистов

-

электроэнергетиков

Но

 

там

 

финансированием

 

подготовки

 

инженеров

 

и

 

специалистов

 

зани

-

маются

в

 

том

 

числе

 

и

 

сами

 

пред

-

приятия

Поэтому

 

путь

обсуждае

-

мый

 

Петром

 

Михайловичем

 

более

 

реалистичен

.

Корр

.:

 

Петр

 

Михайлович

в

 

своем

 

докладе

 

Вы

 

как

 

раз

 

го

-

ворили

 

о

 

возможности

 

доучи

-

вать

 

инженеров

 

в

 

корпоративных

 

образовательных

 

центрах

При

 

этом

 

в

 

качестве

  «

заготовок

» 

ис

-

пользуются

 

бакалавры

В

 

чем

по

 

Вашему

 

мнению

может

 

быть

 

пре

-

имущество

 

такой

 

системы

Су

-

ществуют

 

ли

 

примеры

 

успешного

 

внедрения

 

такой

 

системы

 

обуче

-

ния

результаты

?

П

М

Ерохин

:

 

В

 

корпоратив

-

ном

 

центре

 

подготовки

 

инженеров

благодаря

 

финансовым

 

возмож

-

ностям

 

корпорации

значитель

-

но

 

повышается

 

уровень

 

матери

-

ально

-

технического

 

обеспечения

 

учебного

 

процесса

оплаты

 

труда

 

преподавателей

условий

 

учебы

 

и

 

быта

 

студентов

Обучение

 

носит

 

контекстный

 

характер

 

и

 

полностью

 

соответствует

 

потребностям

 

ра

-

ботодателя

поскольку

 

студенты

 

решают

 

те

 

же

 

задачи

которые

 

ста

-

вятся

 

в

 

подразделениях

 

компании

При

 

этом

 

существенно

 

сокращает

-

ся

 

длительность

 

подготовки

 

и

 

про

-

фессиональной

 

адаптации

 

специ

-

алистов

.

Судить

 

об

 

успешных

 

примерах

 

корпоративного

 

обучения

 

специ

-

алистов

 

мы

 

пока

 

можем

 

в

 

основ

-

ном

 

по

 

результатам

 

зарубежных

 

коллег

Например

в

 

Германии

 

основная

 

нагрузка

 

в

 

области

 

об

-

разования

 

лежит

 

на

 

предприяти

-

ях

которые

 

тратят

 

на

 

повышение

 

профессиональной

 

квалификации

 

своих

 

сотрудников

 

около

 50 

млрд

 

евро

 

ежегодно

Эта

 

сумма

 

суще

-

ственно

 

превышает

 

затраты

 

госу

-

дарства

 

на

 

содержание

 

высших

 

учебных

 

заведений

В

 

России

 

фактически

 

нет

 

таких

 

центров

 

подготовки

 

инженеров

Есть

 

названия

но

 

в

 

действитель

-

ности

 

они

 

являются

 

центрами

 

повышения

 

квалификации

Вот

скажем

Технический

 

университет

 

Уральского

 

горно

-

металлургиче

-

ского

 

комбината

 (

УГМК

). 

На

 

самом

 

деле

 

это

 

учебный

 

центр

 

по

 

повы

-

шению

 

квалификации

 

своих

 

со

-

трудников

Они

 

открыли

 

магистра

-

туру

 

на

 

основе

 

кадрового

 

резерва

 

своих

 

молодых

 

специалистов

на

 

которых

 

рассчитывают

 

в

 

будущем

 

и

 

обещают

 

мотивировать

 

их

 

при

 

ус

-

ловии

что

 

те

 

останутся

 

работать

Отобранным

 

кандидатам

 

оплачи

-

вают

 

обучение

 

в

 

магистратурах

 

вузов

с

 

которыми

 

сотрудничает

 

компания

Там

 

работники

 

гаран

-

тированно

 

получают

 

повышение

 

квалификации

а

 

в

 

дальнейшем

 

и

 

повышение

 

по

 

должности

Тех

-

нический

 

университет

 

УГМК

 

сам

по

 

сути

ничему

 

не

 

учит

но

 

в

 

какой

-

то

 

мере

 

контролирует

 

результаты

 

этой

 

учебы

.

Корр

.:

 

Как

 

тогда

 

должна

 

быть

 

выстроена

 

система

 

подготовки

 

инженеров

 

в

 

корпоративных

 

цен

-

трах

?

П

М

Ерохин

:

 

Я

 

бы

 

выделил

 

пять

 

основных

 

принципов

1. 

Обучение

 

необходимо

 

осу

-

ществлять

 

в

 

корпоративных

 

цен

-

трах

  (

корпоративных

 

университе

-

тах

), 

создаваемых

 

как

 

дочерние

 

организации

 

крупных

 

компаний

которые

 

обеспечивают

 

необхо

-

димый

 

уровень

 

финансирования

организации

 

деятельности

кон

-

троля

 

качества

 

подготовки

 

специ

-

алистов

 

для

 

кадрового

 

резерва

 

компании

2. 

На

 

инженерную

 

подготовку

 

в

 

корпоративный

 

центр

 

на

 

кон

-

курсной

 

основе

 

принимаются

 

вы

-

пускники

 

бакалавриата

 

техниче

-

ских

 

университетов

Длительность

 

подготовки

 — 2 

года

каждый

 

год

 

разбит

 

на

 

два

 

семестра

В

 

тече

-

ние

 

каждого

 

семестра

 

студентами

 

выполняется

 

конкретный

привя

-

занный

 

к

 

реальным

 

условиям

 

про

-

ект

 

под

 

руководством

 

опытного

 

руководителя

3. 

В

 

основу

 

подготовки

 

поло

-

жен

 

проектный

 

подход

когда

 

весь

 

цикл

 

планирования

проектирова

-

ния

создания

 

и

 

управления

 

элек

-

троэнергетической

 

системой

 

реа

-

лизован

 

в

 

проектах

выполняемых

 

в

 

течение

 

семестра

Проекты

 

согласуются

 

с

 

корпорацией

что

 

определяет

 

контекстный

 

характер

 

обучения

поскольку

 

студенты

 

ре

-

шают

 

те

 

же

 

задачи

которые

 

рас

-

сматриваются

 

в

 

подразделениях

 

компании

4. 

Выполнение

 

каждой

 

задачи

 

проекта

 

сопровождается

 

лекция

-

ми

 

и

 

практическими

 

занятиями

на

 

которых

 

изучаются

 

теоретические

 

вопросы

 

решаемой

 

задачи

Это

 

позволяет

 

обучаемому

  «

добы

-

вать

» 

знания

необходимые

 

для

 

выполнения

 

конкретной

 

задачи

 

проекта

лучше

 

понять

 

приклад

-

ное

 

значение

 

теории

применить

 

свежие

 

знания

 

на

 

практике

 

и

 

за

-

крепить

 

их

 

на

 

долгое

 

время

5. 

Подготовка

 

к

 

учебному

 

про

-

цессу

 

в

 

корпоративном

 

центре

 

осуществляет

 

небольшая

 

адми

-

нистративная

 

группа

 

из

 

штатных

 

сотрудников

 

центра

Обучение

 

 6 (39) 2016


Page 6
background image

146

КАДРЫ

осуществляется

 

привлеченными

 

на

 

конкурсной

 

основе

 

препода

-

вателями

значительную

 

часть

 

которых

 

должны

 

составлять

 

ра

-

ботники

 

компании

Это

 

повысит

 

практическую

 

ориентацию

 

про

-

цесса

 

обучения

Учебный

 

процесс

 

сопровождается

 

жестким

 

контро

-

лем

 

результатов

 

выполнения

 

про

-

екта

самостоятельной

 

работы

 

и

 

результатов

 

производственной

 

практики

.

Практической

 

реализации

 

предложенного

 

подхода

 

подго

-

товки

 

инженеров

 

должна

 

предше

-

ствовать

 

сложная

 

и

 

трудоемкая

 

фаза

 

разработки

 

бизнес

-

плана

 

образовательного

 

корпоративного

 

центра

включающего

 

концепцию

 

этого

 

центра

нормативно

-

право

-

вые

 

документы

рабочие

 

про

-

граммы

содержание

 

проектов

регламенты

 

конкурсного

 

отбора

 

преподавателей

принципы

 

взаи

-

модействия

 

с

 

подразделениями

 

компании

согласование

 

всех

 

раз

-

работанных

 

документов

 

и

 

бюджет

 

образовательной

 

деятельности

К

 

сожалению

это

 

долгий

дорого

-

стоящий

 

и

 

зачастую

 

мучительный

 

и

 

неподъёмный

 

процесс

 

для

 

пред

-

приятий

 

и

 

компаний

.

Корр

.:

 

Давайте

 

вернемся

 

к

 

сложившейся

 

системе

 

вузовско

-

го

 

образования

В

 

процессе

 

разго

-

вора

 

мы

 

как

-

то

 

совсем

 

забыли

 

про

 

магистров

П

И

Бартоломей

:

 

В

 

ма

-

гистратуру

 

сейчас

 

поступают

 

единицы

  (

заочники

 

практически

 

исключаются

 

из

 

этой

 

системы

и

по

 

сути

основными

 

кадрами

 

для

 

производства

 

становятся

 

ба

-

калавры

При

 

этом

 

для

 

создания

 

системы

 

качественной

 

подготов

-

ки

 

магистров

 

необходимо

 

учесть

 

определенные

 

особенности

Вто

-

рая

 

ступень

 

высшего

 

образова

-

ния

 — 

магистратура

 

не

 

должна

 

быть

 

заочной

дистанционной

 

или

 

коммерческой

Прием

 

на

 

нее

 

должен

 

осуществляется

 

только

 

на

 

конкурсной

 

основе

В

 

основу

 

об

-

разования

 

второй

 

ступени

 

должен

 

быть

 

положен

 

системный

 

подход

Необходимо

 

вернуть

 

утрачен

-

ную

 

высокую

 

роль

 

преподавате

-

ля

 

в

 

образовательном

 

процессе

 

и

 

наполнить

 

ее

 

новым

 

содержа

-

нием

Образование

 

должно

 

быть

 

направлено

 

на

 

опережение

так

 

как

 

многие

 

технологии

 

быстро

 

устаревают

. «

Период

 

полураспа

-

да

 

знаний

», 

например

в

 

компью

-

терных

 

технологиях

 

составляет

 

всего

 1,5–2 

года

Обучать

 

студен

-

тов

 

нужно

 

не

 

только

 

технологиям

 

на

 

современном

 

производстве

но

 

и

 

будущим

 

технологиям

которые

 

ожидает

 

и

 

прогнозирует

 

наука

 (

это

 

накладывает

 

новые

 

требования

 

к

 

выпускающей

 

кафедре

).

Корр

.:

 

Вы

 

говорите

что

 

в

 

иде

-

але

для

 

достижения

 

необходимо

-

го

 

качества

 

подготовки

 

инженеров

 

необходимо

 

усилить

 

роль

 

препо

-

давателя

 

в

 

процессе

 

обучения

сделать

 

это

 

обучение

 

более

 

инди

-

видуальным

По

 

какой

 

программе

 

должно

 

проходить

 

это

 

обучение

Какие

 

вопросы

 

крайне

 

важно

 

из

-

учать

 

(

разбирать

совместно

 

с

 

преподавателем

а

 

какие

 

сту

-

денту

 

достаточно

 

изучить

 

само

-

стоятельно

?

П

И

Бартоломей

:

 

Инди

-

видуализация

 

обучения

 

на

 

уров

-

не

 

взаимодействия

  «

преподава

-

тель

-

студент

» — 

это

 

основное

 

средство

направленное

 

на

 

до

-

стижение

 

требуемого

 

качества

 

образования

К

 

сожалению

сей

-

час

 

это

 

требование

 

не

 

заложено

 

в

 

действующую

 

вторую

 

ступень

 

(

то

 

есть

 

в

 

магистратуру

ни

 

по

 

времени

ни

 

по

 

заработной

 

плате

 

преподавателей

Индивидуаль

-

ное

 

обучение

 

с

 

преподавателем

 

обеспечивает

 

самостоятельную

 

работу

 

студентов

 

в

 

освоении

 

но

-

вого

 

учебного

 

материала

 

и

 

раз

-

витие

 

инженерного

 

мышления

творческое

 

участие

 

в

 

совместной

 

работе

 

с

 

научным

 

руководите

-

лем

Сейчас

 

при

 

поточном

 

спо

-

собе

 

подготовки

 

специалистов

 

торжествуют

 

списывание

 

и

 

ша

-

блон

 — 

подставляй

 

свои

 

исход

-

ные

 

данные

 

и

 

только

Необходи

-

мо

 

помнить

что

 

преподавание

 

на

 

второй

 

ступени

 — 

это

 

не

 

ремесло

это

 

творческое

 

сочетание

 

педаго

-

гической

 

и

 

научной

 

деятельности

 

высочайшей

 

квалификации

Мож

-

но

 

снизить

 

идеологическую

 

со

<