ПУТЕ-
ШЕСТВИЕ В
ПРОШЛОЕ
108
профликбез
Д
ля
России
особое
место
в
исто
-
рическом
плане
занимал
рубеж
XIX—XX
веков
,
когда
в
обществе
и
правительственных
кругах
со
-
зрело
понимание
необходимости
внедре
-
ния
в
жизнь
современных
достижений
в
области
электричества
и
тогда
еще
только
наметившейся
электроэнергетики
.
Планы
развития
электротехники
и
электроэнерге
-
тики
в
России
стали
формироваться
уже
в
1917
г
.
В
апреле
1918
г
.
В
.
И
.
Лениным
бы
-
ли
разработаны
«
Наброски
плана
научно
-
технических
работ
»,
где
важнейшее
место
занимала
составляющая
электрификации
промышленности
,
транспорта
,
сельского
хозяйства
.
В
декабре
1920
г
.
был
принят
план
ГОЭЛРО
.
Достаточно
точно
значимость
электрификации
для
экономики
России
от
-
разилась
в
словах
Г
.
М
.
Кржижановского
:
«…
электричество
является
великой
силой
для
подъема
производительности
труда
,
ибо
оно
благотворно
влияет
во
всех
трех
решающих
направлениях
:
напряженно
-
сти
,
механизации
и
рационализации
про
-
цессов
труда
.
А
раз
это
так
,
то
становится
ясным
,
почему
электрификация
должна
ле
-
жать
в
основе
всего
плана
народного
хозяй
-
ства
,
должна
быть
теми
лесами
,
с
помощью
которых
должно
быть
возведено
все
зда
-
ние
народного
хозяйства
».
План
ГОЭЛРО
,
несмотря
на
чрезвычайные
условия
,
в
ко
-
торых
жила
страна
и
каждый
ее
гражданин
,
был
успешно
выполнен
.
Успешная
реализация
плана
ГОЭЛРО
не
случайное
событие
,
она
была
пре
-
допределена
,
с
одной
стороны
,
той
исторически
сложившейся
основой
,
которая
шла
от
исследований
выдаю
-
щихся
российских
ученых
,
таких
,
как
В
.
В
.
Петров
(1961—1834),
П
.
Л
.
Шиллинг
(1786—1837),
Э
.
Х
.
Ленц
(1804—1865),
Б
.
С
.
Якоби
(1801—1874),
П
.
Н
.
Яблочков
(1847—1894),
А
.
Н
.
Лодыгин
(1847—1923),
В
.
Н
.
Чиколев
(1845—1898),
Н
.
Н
.
Берна
-
дос
(1842—1905),
Н
.
Г
.
Славянов
(1854—
1897),
М
.
О
.
Доливо
-
Добровольский
(1861—1919),
и
других
известных
электро
-
техников
,
а
с
другой
—
значительными
уси
-
лиями
просветительской
направленности
.
ИЗОБРЕТЕНИЯ
ДЛЯ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Исследования
выдающихся
россий
-
ских
ученых
часто
значительно
опережали
время
.
Чрезвычайно
интересные
и
важ
-
ные
для
электротехники
и
электроэнерге
-
тики
изобретения
сделаны
выдающимся
российским
ученым
П
.
Н
.
Яблочковым
.
Подавляющее
большинство
людей
вос
-
принимает
его
как
изобретателя
дуговых
ламп
,
так
называемых
свечей
Яблочкова
.
Но
этот
выдающийся
ученый
,
экспери
-
ментатор
был
автором
еще
целого
ряда
идей
.
Системы
электроснабжения
,
кото
-
рые
предлагались
в
то
время
,
очень
труд
-
но
было
назвать
электроэнергетическими
системами
в
сегодняшнем
понимании
этого
определения
,
но
первые
шаги
уже
делались
.
П
.
Н
.
Яблочковым
впервые
была
предложена
система
генератор
–
линия
–
нагрузка
,
причем
нагрузка
не
сосредото
-
ченная
,
а
распределенная
.
Он
также
пред
-
ложил
в
качестве
промежуточного
звена
между
питающей
сетью
и
осветительной
нагрузкой
использовать
трансформатор
,
им
впервые
высказана
идея
создания
централизованной
электрической
стан
-
ции
.
Особый
интерес
представляют
разра
-
Все началось с
Владимир ИВАНОВ,
нач. отдела управления делами
ФГАОУ ДПО «Петербургский энергетический
институт повышения квалификации»,
Сергей ПОДКОЛЗИН,
рук. управления по Северо-Западному
федеральному округу Министерства энергетики РФ,
Николай
КОРОВКИН, з
ав. кафедрой «Теоретические основы
электротехники» Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета, д.т.н., профессор
Индустриализация мировой экономики тесно связана с
развитием энергетики, которая была важнейшим движи-
телем в производственной сфере.
109
№ 3, ноябрь-декабрь, 2010
ботки
М
.
О
.
Доливо
-
Добровольского
.
Его
изобретения
в
области
трехфазно
-
го
тока
дали
мощный
толчок
не
толь
-
ко
в
развитии
теории
электротехники
,
но
и
в
практическом
внедрении
по
существу
всей
цепочки
производ
-
ства
,
преобразования
,
передачи
и
потребления
электроэнергии
.
Доливо
-
Добровольский
экспериментально
и
теоретически
доказал
возможность
получения
трехфазного
вращающе
-
гося
магнитного
поля
,
что
позволило
создать
трехфазный
электродвигатель
и
обеспечить
стремительный
шаг
впе
-
ред
.
В
1896
г
.
российский
инженер
Р
.
Э
.
Классон
реализовал
идеи
трех
-
фазного
тока
в
России
.
Им
с
разре
-
шения
Артиллерийского
ведомства
была
создана
система
,
состоящая
из
гидроэлектростанции
,
трехфазной
ли
-
нии
электропередачи
,
которая
через
трехфазные
трансформаторы
запиты
-
вала
двигатели
и
освещение
Охтин
-
ского
порохового
завода
в
Петербур
-
ге
.
Гидроэлектростанция
состояла
из
двух
параллельно
работающих
гидро
-
генераторов
различной
мощности
,
что
в
определенном
смысле
позволя
-
ло
называть
весь
комплекс
электро
-
энергетической
системой
.
Позже
была
реализована
параллельная
ра
-
бота
гидростанции
и
дизельной
стан
-
ции
,
находящихся
в
20
км
друг
от
дру
-
га
недалеко
от
Пятигорска
.
В
конце
XIX
века
в
России
,
даже
в
самых
удаленных
уголках
ее
,
появи
-
лись
люди
,
интересующиеся
электро
-
техникой
,
возможностями
примене
-
ния
ее
идей
для
практических
целей
.
Для
многих
научных
,
общественных
и
государственных
деятелей
стала
оче
-
видной
необходимость
организации
общественного
или
иного
объедине
-
ния
,
поддерживающего
широкое
вне
-
дрение
в
производство
технических
решений
в
области
электричества
.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ
ОТДЕЛ
РТО
В
1879
г
.
П
.
Н
.
Яблочковым
,
А
.
Н
.
Ло
-
дыгиным
,
В
.
Н
.
Чиколевым
,
Д
.
А
.
Ла
-
чиновым
,
Н
.
П
.
Булыгиным
,
В
.
Я
.
Фло
-
ренсовым
,
О
.
Д
.
Хвольсоном
были
предприняты
шаги
по
организации
в
Русском
техническом
обществе
элек
-
тротехнического
отдела
.
Официаль
-
ное
оформление
отдела
состоялось
30
января
1880
г
.,
когда
его
членами
были
56
человек
,
причем
это
были
не
только
ученые
,
но
и
инженеры
,
ра
-
ботники
и
владельцы
промышленных
предприятий
,
военные
инженеры
,
моряки
и
т
.
д
.
Отдел
одной
из
своих
основных
целей
ставил
просветитель
-
ную
деятельность
.
Достаточно
точно
и
исчерпывающе
цели
и
задачи
описал
М
.
А
.
Шателен
в
своей
книге
«
Русские
электротехники
XIX
века
»: «
…
благо
-
даря
личному
авторитету
основате
-
лей
VI
отдела
и
его
членов
,
а
также
умелому
направлению
деятельности
отдела
с
первых
же
шагов
новый
от
-
дел
Технического
общества
быстро
завоевал
авторитет
.
Он
стал
ставить
перед
собой
и
принимать
к
исполне
-
нию
задачи
исключительно
большого
значения
.
Первой
из
них
была
,
ко
-
нечно
,
задача
ознакомления
широ
-
ких
слоев
населения
с
достижениями
электротехники
,
с
изобретениями
и
научными
работами
русских
электро
-
техников
,
с
возможностями
,
которые
электротехника
открывала
и
в
про
-
мышленности
,
и
в
быту
».
При
Русском
техническом
обще
-
стве
организовывается
Электротехни
-
ческая
школа
,
в
которой
подготовка
шла
по
конкретным
задачам
электро
-
техники
с
приложением
к
производ
-
ственным
задачам
. VI (
электротехни
-
ческий
)
отдел
Русского
технического
общества
играл
очень
важную
роль
не
только
в
просветительской
работе
.
Он
стал
базой
для
проведения
экспе
-
риментальных
исследований
,
поддер
-
жанных
ведущими
учеными
.
К
концу
XIX
века
в
России
откры
-
вается
целый
ряд
политехнических
институтов
,
в
которых
подготовка
спе
-
циалистов
для
работы
в
различных
областях
,
связанных
с
электротехни
-
кой
,
осуществлялась
в
недостаточной
мере
.
К
значительным
событиям
того
времени
можно
отнести
издание
в
1909
г
. (
перевод
с
немецкого
)
Руко
-
водства
к
практическим
занятиям
по
электротехнике
.
Анализ
содержания
Руководства
показывает
,
что
большинство
работ
посвящено
экспериментальным
ис
-
следованиям
,
которые
до
сего
дня
культивируются
во
многих
учебных
и
Матвеевских курсов
110
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
научно
-
исследовательских
заведениях
электроэнергетического
профиля
.
Издание
получило
активную
под
-
держку
в
среде
специалистов
и
госу
-
дарственных
деятелей
. 12
декабря
1913
г
.
Е
.
В
.
Галкин
(
автор
перевода
)
передал
один
экземпляр
Руковод
-
ства
в
дар
выдающемуся
деятелю
России
графу
С
.
Ю
.
Витте
.
Экземпляр
Руководства
с
дарственной
надписью
инженера
-
электрика
Е
.
В
.
Галкина
в
настоящий
момент
хранится
в
Санкт
-
Петербургском
государственном
по
-
литехническом
университете
.
Причем
произошла
не
просто
передача
книги
,
а
была
получена
поддержка
в
начина
-
ниях
инженера
-
электрика
Е
.
В
.
Галкина
.
МАТВЕЕВСКИЕ
КУРСЫ
Начинания
были
продолжены
,
а
«
Руководство
к
практическим
заняти
-
ям
по
электротехнике
»
и
имя
Е
.
В
.
Гал
-
кина
не
оказались
случайно
промель
-
кнувшими
в
истории
электротехники
и
электроэнергетики
фактами
.
Идея
о
необходимости
широкого
распро
-
странения
знаний
по
электротехнике
,
продиктованная
жизнью
,
не
замыка
-
лась
в
стенах
академических
учебных
заведений
,
а
описанные
события
под
-
толкнули
к
созданию
Электротехниче
-
ских
курсов
в
1918
году
.
Сначала
они
были
созданы
как
Матвеевские
элек
-
тротехнические
курсы
—
по
названию
улицы
,
на
которой
располагалась
ад
-
министрация
курсов
,
находящихся
в
ведении
Народного
комиссариата
торговли
и
промышленности
.
В
предисловии
к
Ежегоднику
элек
-
тротехнических
курсов
,
опубликован
-
ных
в
1920
г
.,
Е
.
В
.
Галкин
пишет
: «
В
кон
-
це
ноября
17-
года
возникла
мысль
о
создании
учебнаго
заведения
особаго
типа
,
специально
приспособленнаго
для
обучения
взрослых
…
Таким
обра
-
зом
и
было
вызвано
к
жизни
учебное
заведение
,
поставившее
своей
целью
распространение
электротехнических
знаний
и
сведений
и
получившее
наименование
«
Электротехнические
курсы
».
Матвеевские
электротехни
-
ческие
курсы
в
1918
г
.,
по
существу
,
положили
начало
дополнительному
профессиональному
образованию
в
электротехнике
и
электроэнергетике
России
.
В
дальнейшем
Электротехни
-
ческие
курсы
меняли
свою
подчинен
-
ность
,
корректировалось
название
,
но
направленность
в
их
деятельности
со
-
хранялась
.
Успешная
реализация
плана
ГОЭЛРО
поставила
перед
электро
-
энергетикой
следующую
важнейшую
для
экономики
страны
задачу
—
соз
-
дание
Единой
энергетической
систе
-
мы
Советского
Союза
.
Масштабность
целей
и
задач
потребовала
не
только
создания
ряда
НИИ
,
академических
высших
учебных
заведений
,
расши
-
рения
номенклатуры
заводов
энер
-
гомашиностроения
и
электроаппа
-
ратостроения
,
но
и
выхода
на
новый
уровень
дополнительного
профессио
-
нального
образования
.
ВСЕ
НАЧАЛОСЬ
С
ПРИКАЗА
Важнейшей
вехой
в
истории
раз
-
вития
системы
повышения
квалифи
-
кации
стал
приказ
народного
комис
-
сара
тяжелой
промышленности
СССР
С
.
Орджоникидзе
от
4
декабря
1933
года
№
1019: «
Повышение
квалифи
-
кации
в
области
новейших
достиже
-
ний
техники
и
освоения
нового
обо
-
рудования
инженерно
-
технических
работников
предприятий
тяжелой
промышленности
в
условиях
выпол
-
нения
плана
второй
пятилетки
приоб
-
ретает
ныне
важное
значение
.
Проводимая
в
настоящее
время
ГУУЗом
работа
по
повышению
ква
-
лификации
ИТР
характеризуется
не
-
достаточным
охватом
учебой
масте
-
ров
и
дипломированных
инженеров
,
техников
.
А
также
недооценкой
этой
работы
со
стороны
директоров
пред
-
приятий
.
В
целях
улучшения
дела
повы
-
шения
квалификации
инженерно
-
технических
кадров
предприятий
тя
-
желой
промышленности
Приказываю
:
1.
Ввести
обязательное
периоди
-
ческое
прохождение
инженерно
-
техническими
работниками
пред
-
приятий
курсов
по
повышению
квалификации
.
ГУУЗу
совместно
с
сектором
кадров
в
месячный
срок
разработать
план
проведения
обя
-
зательного
повышения
квалифи
-
кации
ИТР
.
2.
Всю
работу
по
повышению
квалификации
ИТР
сосредото
-
чить
в
учебно
-
курсовых
комби
-
натах
ГУУЗа
.
ГУУЗу
в
месячный
срок
наметить
практические
ме
-
роприятия
по
организационно
-
методическому
укреплению
учеб
-
но
-
курсовых
комбинатов
.
3.
Для
обеспечения
эффективно
-
сти
мероприятий
по
повышению
квалификации
ИТР
втузам
,
техни
-
кумам
и
школам
ФЗУ
,
а
равно
и
заводам
и
фабрикам
оказывать
учебно
-
курсовым
комбинатам
ак
-
тивную
помощь
кадрами
и
лабо
-
раториями
.
4.
ГУУЗу
совместно
с
Техпромом
произвести
разграничение
рабо
-
ты
в
области
повышения
квали
-
фикации
инженерно
-
технических
работников
предприятий
.
5.
ГУУЗу
разработать
форму
удосто
-
верения
для
оканчивающих
кур
-
сы
по
повышению
квалификации
.
Директорам
предприятий
предла
-
гаю
прохождение
курсов
по
повы
-
шению
квалификации
заносить
в
послужные
списки
ИТР
.
6.
Возлагаю
персональную
ответ
-
ственность
на
директоров
пред
-
приятий
за
своевременное
вы
-
деление
кандидатов
на
курсы
по
повышению
квалификации
ИТР
,
за
создание
нормальных
условий
для
учебы
курсантами
,
за
обеспе
-
чение
курсов
учебными
помеще
-
ниями
,
оборудованием
и
органи
-
зацию
питания
курсантов
.
7.
Директорам
предприятий
вменяю
в
обязанность
внимательно
следить
за
ходом
учебы
на
курсах
и
о
всех
дефектах
сообщать
нач
.
ГУУЗа
».
По
существу
,
приказ
не
только
обязывал
проходить
периодическое
повышение
квалификации
,
но
и
за
-
ставлял
осуществлять
контроль
за
обу
-
чением
руководителей
предприятий
.
С
одной
стороны
,
необходимость
в
поддержании
уровня
квалификации
инженерно
-
технических
работников
и
специалистов
,
а
с
другой
—
понима
-
ние
этой
необходимости
со
стороны
государственных
деятелей
привели
к
тому
,
что
отдельные
курсы
повышения
квалификации
и
курсовые
комбинаты
были
преобразованы
в
институты
.
В
1934
г
.
Электротехнические
кур
-
сы
,
размещавшиеся
в
то
время
на
10-
й
линии
в
доме
№
3
Васильевско
-
го
острова
,
реорганизовались
в
Ле
-
нинградский
энергетический
институт
повышения
квалификации
ИТР
.
С
началом
Великой
Отечествен
-
ной
войны
деятельность
института
была
приостановлена
и
возобнови
-
лась
только
в
1952
году
.
Сегодня
Петербургский
энергети
-
ческий
институт
повышения
квалифи
-
кации
является
современным
образо
-
вательным
учреждением
,
имеющим
филиалы
в
Новосибирске
,
Челябинске
и
Набережных
Челнах
и
берущим
свое
начало
от
Матвеевских
электротехни
-
ческих
курсов
с
1918
года
.
Оригинал статьи: Все началось с Матвеевских курсов
Индустриализация мировой экономики тесно связана с развитием энергетики, которая была важнейшим движителем в производственной сфере.