Все началось с Матвеевских курсов

Page 1
background image

Page 2
background image

ПУТЕ-

ШЕСТВИЕ В 

ПРОШЛОЕ

108

профликбез

Д

ля

 

России

 

особое

 

место

 

в

 

исто

-

рическом

 

плане

 

занимал

 

рубеж

 

XIX—XX 

веков

когда

 

в

 

обществе

 

и

 

правительственных

 

кругах

 

со

-

зрело

 

понимание

 

необходимости

 

внедре

-

ния

 

в

 

жизнь

 

современных

 

достижений

 

в

 

области

 

электричества

 

и

 

тогда

 

еще

 

только

 

наметившейся

 

электроэнергетики

Планы

 

развития

 

электротехники

 

и

 

электроэнерге

-

тики

 

в

 

России

 

стали

 

формироваться

 

уже

 

в

 

1917 

г

В

 

апреле

 1918 

г

В

.

И

Лениным

 

бы

-

ли

 

разработаны

  «

Наброски

 

плана

 

научно

-

технических

 

работ

», 

где

 

важнейшее

 

место

 

занимала

 

составляющая

 

электрификации

 

промышленности

транспорта

сельского

 

хозяйства

В

 

декабре

 1920 

г

был

 

принят

 

план

 

ГОЭЛРО

Достаточно

 

точно

 

значимость

 

электрификации

 

для

 

экономики

 

России

 

от

-

разилась

 

в

 

словах

 

Г

.

М

Кржижановского

«…

электричество

 

является

 

великой

 

силой

 

для

 

подъема

 

производительности

 

труда

ибо

 

оно

 

благотворно

 

влияет

 

во

 

всех

 

трех

 

решающих

 

направлениях

напряженно

-

сти

механизации

 

и

 

рационализации

 

про

-

цессов

 

труда

А

 

раз

 

это

 

так

то

 

становится

 

ясным

почему

 

электрификация

 

должна

 

ле

-

жать

 

в

 

основе

 

всего

 

плана

 

народного

 

хозяй

-

ства

должна

 

быть

 

теми

 

лесами

с

 

помощью

 

которых

 

должно

 

быть

 

возведено

 

все

 

зда

-

ние

 

народного

 

хозяйства

».

 

План

 

ГОЭЛРО

несмотря

 

на

 

чрезвычайные

 

условия

в

 

ко

-

торых

 

жила

 

страна

 

и

 

каждый

 

ее

 

гражданин

был

 

успешно

 

выполнен

.

Успешная

 

реализация

 

плана

 

ГОЭЛРО

 

не

 

случайное

 

событие

она

 

была

 

пре

-

допределена

с

 

одной

 

стороны

той

 

исторически

 

сложившейся

 

основой

которая

 

шла

 

от

 

исследований

 

выдаю

-

щихся

 

российских

 

ученых

таких

как

 

В

.

В

Петров

 (1961—1834), 

П

.

Л

Шиллинг

 

(1786—1837), 

Э

.

Х

Ленц

 (1804—1865), 

Б

.

С

Якоби

 (1801—1874), 

П

.

Н

Яблочков

 

(1847—1894), 

А

.

Н

Лодыгин

 (1847—1923), 

В

.

Н

Чиколев

 (1845—1898), 

Н

.

Н

Берна

-

дос

 (1842—1905), 

Н

.

Г

Славянов

 (1854—

1897), 

М

.

О

Доливо

-

Добровольский

 

(1861—1919), 

и

 

других

 

известных

 

электро

-

техников

а

 

с

 

другой

 — 

значительными

 

уси

-

лиями

 

просветительской

 

направленности

ИЗОБРЕТЕНИЯ

 

ДЛЯ

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Исследования

 

выдающихся

 

россий

-

ских

 

ученых

 

часто

 

значительно

 

опережали

 

время

Чрезвычайно

 

интересные

 

и

 

важ

-

ные

 

для

 

электротехники

 

и

 

электроэнерге

-

тики

 

изобретения

 

сделаны

 

выдающимся

 

российским

 

ученым

 

П

.

Н

Яблочковым

Подавляющее

 

большинство

 

людей

 

вос

-

принимает

 

его

 

как

 

изобретателя

 

дуговых

 

ламп

так

 

называемых

 

свечей

 

Яблочкова

Но

 

этот

 

выдающийся

 

ученый

экспери

-

ментатор

 

был

 

автором

 

еще

 

целого

 

ряда

 

идей

Системы

 

электроснабжения

кото

-

рые

 

предлагались

 

в

 

то

 

время

очень

 

труд

-

но

 

было

 

назвать

 

электроэнергетическими

 

системами

 

в

 

сегодняшнем

 

понимании

 

этого

 

определения

но

 

первые

 

шаги

 

уже

 

делались

П

.

Н

Яблочковым

 

впервые

 

была

 

предложена

 

система

 

генератор

линия

нагрузка

причем

 

нагрузка

 

не

 

сосредото

-

ченная

а

 

распределенная

Он

 

также

 

пред

-

ложил

 

в

 

качестве

 

промежуточного

 

звена

 

между

 

питающей

 

сетью

 

и

 

осветительной

 

нагрузкой

 

использовать

 

трансформатор

им

 

впервые

 

высказана

 

идея

 

создания

 

централизованной

 

электрической

 

стан

-

ции

Особый

 

интерес

 

представляют

 

разра

-

Все началось с 

Владимир ИВАНОВ, 

нач. отдела управления делами

 

ФГАОУ ДПО «Петербургский энергетический

 институт повышения квалификации»,

 

Сергей ПОДКОЛЗИН, 

рук. управления по Северо-Западному 

федеральному округу Министерства энергетики РФ, 

Николай

 

КОРОВКИН, з

ав. кафедрой «Теоретические основы 

электротехники» Санкт-Петербургского государственного

 политехнического университета, д.т.н., профессор

Индустриализация мировой экономики тесно связана с 
развитием энергетики, которая была важнейшим движи-
телем в производственной сфере.


Page 3
background image

109

№ 3, ноябрь-декабрь, 2010

ботки

 

М

.

О

Доливо

-

Добровольского

Его

 

изобретения

 

в

 

области

 

трехфазно

-

го

 

тока

 

дали

 

мощный

 

толчок

 

не

 

толь

-

ко

 

в

 

развитии

 

теории

 

электротехники

но

 

и

 

в

 

практическом

 

внедрении

 

по

 

существу

 

всей

 

цепочки

 

производ

-

ства

преобразования

передачи

 

и

 

потребления

 

электроэнергии

Доливо

-

Добровольский

 

экспериментально

 

и

 

теоретически

 

доказал

 

возможность

 

получения

 

трехфазного

 

вращающе

-

гося

 

магнитного

 

поля

что

 

позволило

 

создать

 

трехфазный

 

электродвигатель

 

и

 

обеспечить

 

стремительный

 

шаг

 

впе

-

ред

В

 1896 

г

российский

 

инженер

 

Р

.

Э

Классон

 

реализовал

 

идеи

 

трех

-

фазного

 

тока

 

в

 

России

Им

 

с

 

разре

-

шения

 

Артиллерийского

 

ведомства

 

была

 

создана

 

система

состоящая

 

из

 

гидроэлектростанции

трехфазной

 

ли

-

нии

 

электропередачи

которая

 

через

 

трехфазные

 

трансформаторы

 

запиты

-

вала

 

двигатели

 

и

 

освещение

 

Охтин

-

ского

 

порохового

 

завода

 

в

 

Петербур

-

ге

Гидроэлектростанция

 

состояла

 

из

 

двух

 

параллельно

 

работающих

 

гидро

-

генераторов

 

различной

 

мощности

что

 

в

 

определенном

 

смысле

 

позволя

-

ло

 

называть

 

весь

 

комплекс

 

электро

-

энергетической

 

системой

Позже

 

была

 

реализована

 

параллельная

 

ра

-

бота

 

гидростанции

 

и

 

дизельной

 

стан

-

ции

находящихся

 

в

 20 

км

 

друг

 

от

 

дру

-

га

 

недалеко

 

от

 

Пятигорска

.

В

 

конце

 XIX 

века

 

в

 

России

даже

 

в

 

самых

 

удаленных

 

уголках

 

ее

появи

-

лись

 

люди

интересующиеся

 

электро

-

техникой

возможностями

 

примене

-

ния

 

ее

 

идей

 

для

 

практических

 

целей

Для

 

многих

 

научных

общественных

 

и

 

государственных

 

деятелей

 

стала

 

оче

-

видной

 

необходимость

 

организации

 

общественного

 

или

 

иного

 

объедине

-

ния

поддерживающего

 

широкое

 

вне

-

дрение

 

в

 

производство

 

технических

 

решений

 

в

 

области

 

электричества

.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ

 

ОТДЕЛ

 

РТО

 

В

 1879 

г

П

.

Н

Яблочковым

А

.

Н

Ло

-

дыгиным

В

.

Н

Чиколевым

Д

.

А

Ла

-

чиновым

Н

.

П

Булыгиным

В

.

Я

Фло

-

ренсовым

О

.

Д

Хвольсоном

 

были

 

предприняты

 

шаги

 

по

 

организации

 

в

 

Русском

 

техническом

 

обществе

 

элек

-

тротехнического

 

отдела

Официаль

-

ное

 

оформление

 

отдела

 

состоялось

 

30 

января

 1880 

г

., 

когда

 

его

 

членами

 

были

 56 

человек

причем

 

это

 

были

 

не

 

только

 

ученые

но

 

и

 

инженеры

ра

-

ботники

 

и

 

владельцы

 

промышленных

 

предприятий

военные

 

инженеры

моряки

 

и

 

т

.

д

Отдел

 

одной

 

из

 

своих

 

основных

 

целей

 

ставил

 

просветитель

-

ную

 

деятельность

Достаточно

 

точно

 

и

 

исчерпывающе

 

цели

 

и

 

задачи

 

описал

 

М

.

А

Шателен

 

в

 

своей

 

книге

 «

Русские

 

электротехники

 XIX 

века

»: «

благо

-

даря

 

личному

 

авторитету

 

основате

-

лей

 VI 

отдела

 

и

 

его

 

членов

а

 

также

 

умелому

 

направлению

 

деятельности

 

отдела

 

с

 

первых

 

же

 

шагов

 

новый

 

от

-

дел

 

Технического

 

общества

 

быстро

 

завоевал

 

авторитет

Он

 

стал

 

ставить

 

перед

 

собой

 

и

 

принимать

 

к

 

исполне

-

нию

 

задачи

 

исключительно

 

большого

 

значения

Первой

 

из

 

них

 

была

ко

-

нечно

задача

 

ознакомления

 

широ

-

ких

 

слоев

 

населения

 

с

 

достижениями

 

электротехники

с

 

изобретениями

 

и

 

научными

 

работами

 

русских

 

электро

-

техников

с

 

возможностями

которые

 

электротехника

 

открывала

 

и

 

в

 

про

-

мышленности

и

 

в

 

быту

».

При

 

Русском

 

техническом

 

обще

-

стве

 

организовывается

 

Электротехни

-

ческая

 

школа

в

 

которой

 

подготовка

 

шла

 

по

 

конкретным

 

задачам

 

электро

-

техники

 

с

 

приложением

 

к

 

производ

-

ственным

 

задачам

. VI (

электротехни

-

ческий

отдел

 

Русского

 

технического

 

общества

 

играл

 

очень

 

важную

 

роль

 

не

 

только

 

в

 

просветительской

 

работе

Он

 

стал

 

базой

 

для

 

проведения

 

экспе

-

риментальных

 

исследований

поддер

-

жанных

 

ведущими

 

учеными

.

К

 

концу

 XIX 

века

 

в

 

России

 

откры

-

вается

 

целый

 

ряд

 

политехнических

 

институтов

в

 

которых

 

подготовка

 

спе

-

циалистов

 

для

 

работы

 

в

 

различных

 

областях

связанных

 

с

 

электротехни

-

кой

осуществлялась

 

в

 

недостаточной

 

мере

К

 

значительным

 

событиям

 

того

 

времени

 

можно

 

отнести

 

издание

 

в

 

1909 

г

. (

перевод

 

с

 

немецкого

Руко

-

водства

 

к

 

практическим

 

занятиям

 

по

 

электротехнике

Анализ

 

содержания

 

Руководства

 

показывает

что

 

большинство

 

работ

 

посвящено

 

экспериментальным

 

ис

-

следованиям

которые

 

до

 

сего

 

дня

 

культивируются

 

во

 

многих

 

учебных

 

и

 

Матвеевских курсов 


Page 4
background image

110

ПУТЕШЕСТВИЕ 

В ПРОШЛОЕ

научно

-

исследовательских

 

заведениях

 

электроэнергетического

 

профиля

.

Издание

 

получило

 

активную

 

под

-

держку

 

в

 

среде

 

специалистов

 

и

 

госу

-

дарственных

 

деятелей

. 12 

декабря

 

1913 

г

Е

.

В

Галкин

  (

автор

 

перевода

передал

 

один

 

экземпляр

 

Руковод

-

ства

 

в

 

дар

 

выдающемуся

 

деятелю

 

России

 

графу

 

С

.

Ю

Витте

Экземпляр

 

Руководства

 

с

 

дарственной

 

надписью

 

инженера

-

электрика

 

Е

.

В

Галкина

 

в

 

настоящий

 

момент

 

хранится

 

в

 

Санкт

-

Петербургском

 

государственном

 

по

-

литехническом

 

университете

Причем

 

произошла

 

не

 

просто

 

передача

 

книги

а

 

была

 

получена

 

поддержка

 

в

 

начина

-

ниях

 

инженера

-

электрика

 

Е

.

В

Галкина

МАТВЕЕВСКИЕ

 

КУРСЫ

Начинания

 

были

 

продолжены

а

 

«

Руководство

 

к

 

практическим

 

заняти

-

ям

 

по

 

электротехнике

» 

и

 

имя

 

Е

.

В

Гал

-

кина

 

не

 

оказались

 

случайно

 

промель

-

кнувшими

 

в

 

истории

 

электротехники

 

и

 

электроэнергетики

 

фактами

Идея

 

о

 

необходимости

 

широкого

 

распро

-

странения

 

знаний

 

по

 

электротехнике

продиктованная

 

жизнью

не

 

замыка

-

лась

 

в

 

стенах

 

академических

 

учебных

 

заведений

а

 

описанные

 

события

 

под

-

толкнули

 

к

 

созданию

 

Электротехниче

-

ских

 

курсов

 

в

 1918 

году

Сначала

 

они

 

были

 

созданы

 

как

 

Матвеевские

 

элек

-

тротехнические

 

курсы

 — 

по

 

названию

 

улицы

на

 

которой

 

располагалась

 

ад

-

министрация

 

курсов

находящихся

 

в

 

ведении

 

Народного

 

комиссариата

 

торговли

 

и

 

промышленности

.

В

 

предисловии

 

к

 

Ежегоднику

 

элек

-

тротехнических

 

курсов

опубликован

-

ных

 

в

 1920 

г

., 

Е

.

В

Галкин

 

пишет

: «

В

 

кон

-

це

 

ноября

 17-

года

 

возникла

 

мысль

 

о

 

создании

 

учебнаго

 

заведения

 

особаго

 

типа

специально

 

приспособленнаго

 

для

 

обучения

 

взрослых

… 

Таким

 

обра

-

зом

 

и

 

было

 

вызвано

 

к

 

жизни

 

учебное

 

заведение

поставившее

 

своей

 

целью

 

распространение

 

электротехнических

 

знаний

 

и

 

сведений

 

и

 

получившее

 

наименование

  «

Электротехнические

 

курсы

». 

Матвеевские

 

электротехни

-

ческие

 

курсы

 

в

 1918 

г

., 

по

 

существу

положили

 

начало

 

дополнительному

 

профессиональному

 

образованию

 

в

 

электротехнике

 

и

 

электроэнергетике

 

России

В

 

дальнейшем

 

Электротехни

-

ческие

 

курсы

 

меняли

 

свою

 

подчинен

-

ность

корректировалось

 

название

но

 

направленность

 

в

 

их

 

деятельности

 

со

-

хранялась

.

Успешная

 

реализация

 

плана

 

ГОЭЛРО

 

поставила

 

перед

 

электро

-

энергетикой

 

следующую

 

важнейшую

 

для

 

экономики

 

страны

 

задачу

 — 

соз

-

дание

 

Единой

 

энергетической

 

систе

-

мы

 

Советского

 

Союза

Масштабность

 

целей

 

и

 

задач

 

потребовала

 

не

 

только

 

создания

 

ряда

 

НИИ

академических

 

высших

 

учебных

 

заведений

расши

-

рения

 

номенклатуры

 

заводов

 

энер

-

гомашиностроения

 

и

 

электроаппа

-

ратостроения

но

 

и

 

выхода

 

на

 

новый

 

уровень

 

дополнительного

 

профессио

-

нального

 

образования

.

ВСЕ

 

НАЧАЛОСЬ

 

С

 

ПРИКАЗА

Важнейшей

 

вехой

 

в

 

истории

 

раз

-

вития

 

системы

 

повышения

 

квалифи

-

кации

 

стал

 

приказ

 

народного

 

комис

-

сара

 

тяжелой

 

промышленности

 

СССР

 

С

Орджоникидзе

 

от

 4 

декабря

 1933 

года

 

 1019: «

Повышение

 

квалифи

-

кации

 

в

 

области

 

новейших

 

достиже

-

ний

 

техники

 

и

 

освоения

 

нового

 

обо

-

рудования

 

инженерно

-

технических

 

работников

 

предприятий

 

тяжелой

 

промышленности

 

в

 

условиях

 

выпол

-

нения

 

плана

 

второй

 

пятилетки

 

приоб

-

ретает

 

ныне

 

важное

 

значение

.

Проводимая

 

в

 

настоящее

 

время

 

ГУУЗом

 

работа

 

по

 

повышению

 

ква

-

лификации

 

ИТР

 

характеризуется

 

не

-

достаточным

 

охватом

 

учебой

 

масте

-

ров

 

и

 

дипломированных

 

инженеров

техников

А

 

также

 

недооценкой

 

этой

 

работы

 

со

 

стороны

 

директоров

 

пред

-

приятий

.

В

 

целях

 

улучшения

 

дела

 

повы

-

шения

 

квалификации

 

инженерно

-

технических

 

кадров

 

предприятий

 

тя

-

желой

 

промышленности

 

Приказываю

:

1. 

Ввести

 

обязательное

 

периоди

-

ческое

 

прохождение

 

инженерно

техническими

 

работниками

 

пред

-

приятий

 

курсов

 

по

 

повышению

 

квалификации

ГУУЗу

 

совместно

 

с

 

сектором

 

кадров

 

в

 

месячный

 

срок

 

разработать

 

план

 

проведения

 

обя

-

зательного

 

повышения

 

квалифи

-

кации

 

ИТР

.

2. 

Всю

 

работу

 

по

 

повышению

 

квалификации

 

ИТР

 

сосредото

-

чить

 

в

 

учебно

-

курсовых

 

комби

-

натах

 

ГУУЗа

ГУУЗу

 

в

 

месячный

 

срок

 

наметить

 

практические

 

ме

-

роприятия

 

по

 

организационно

-

методическому

 

укреплению

 

учеб

-

но

-

курсовых

 

комбинатов

.

3. 

Для

 

обеспечения

 

эффективно

-

сти

 

мероприятий

 

по

 

повышению

 

квалификации

 

ИТР

 

втузам

техни

-

кумам

 

и

 

школам

 

ФЗУ

а

 

равно

 

и

 

заводам

 

и

 

фабрикам

 

оказывать

 

учебно

-

курсовым

 

комбинатам

 

ак

-

тивную

 

помощь

 

кадрами

 

и

 

лабо

-

раториями

.

4. 

ГУУЗу

 

совместно

 

с

 

Техпромом

 

произвести

 

разграничение

 

рабо

-

ты

 

в

 

области

 

повышения

 

квали

-

фикации

 

инженерно

-

технических

 

работников

 

предприятий

.

5. 

ГУУЗу

 

разработать

 

форму

 

удосто

-

верения

 

для

 

оканчивающих

 

кур

-

сы

 

по

 

повышению

 

квалификации

Директорам

 

предприятий

 

предла

-

гаю

 

прохождение

 

курсов

 

по

 

повы

-

шению

 

квалификации

 

заносить

 

в

 

послужные

 

списки

 

ИТР

.

6. 

Возлагаю

 

персональную

 

ответ

-

ственность

 

на

 

директоров

 

пред

-

приятий

 

за

 

своевременное

 

вы

-

деление

 

кандидатов

 

на

 

курсы

 

по

 

повышению

 

квалификации

 

ИТР

за

 

создание

 

нормальных

 

условий

 

для

 

учебы

 

курсантами

за

 

обеспе

-

чение

 

курсов

 

учебными

 

помеще

-

ниями

оборудованием

 

и

 

органи

-

зацию

 

питания

 

курсантов

.

7. 

Директорам

 

предприятий

 

вменяю

 

в

 

обязанность

 

внимательно

 

следить

 

за

 

ходом

 

учебы

 

на

 

курсах

 

и

 

о

 

всех

 

дефектах

 

сообщать

 

нач

ГУУЗа

».

По

 

существу

приказ

 

не

 

только

 

обязывал

 

проходить

 

периодическое

 

повышение

 

квалификации

но

 

и

 

за

-

ставлял

 

осуществлять

 

контроль

 

за

 

обу

-

чением

 

руководителей

 

предприятий

С

 

одной

 

стороны

необходимость

 

в

 

поддержании

 

уровня

 

квалификации

 

инженерно

-

технических

 

работников

 

и

 

специалистов

а

 

с

 

другой

 — 

понима

-

ние

 

этой

 

необходимости

 

со

 

стороны

 

государственных

 

деятелей

 

привели

 

к

 

тому

что

 

отдельные

 

курсы

 

повышения

 

квалификации

 

и

 

курсовые

 

комбинаты

 

были

 

преобразованы

 

в

 

институты

.

В

 1934 

г

Электротехнические

 

кур

-

сы

размещавшиеся

 

в

 

то

 

время

 

на

 

10-

й

 

линии

 

в

 

доме

 

 3 

Васильевско

-

го

 

острова

реорганизовались

 

в

 

Ле

-

нинградский

 

энергетический

 

институт

 

повышения

 

квалификации

 

ИТР

С

 

началом

 

Великой

 

Отечествен

-

ной

 

войны

 

деятельность

 

института

 

была

 

приостановлена

 

и

 

возобнови

-

лась

 

только

 

в

 1952 

году

.

Сегодня

 

Петербургский

 

энергети

-

ческий

 

институт

 

повышения

 

квалифи

-

кации

 

является

 

современным

 

образо

-

вательным

 

учреждением

имеющим

 

филиалы

 

в

 

Новосибирске

Челябинске

 

и

 

Набережных

 

Челнах

 

и

 

берущим

 

свое

 

начало

 

от

 

Матвеевских

 

электротехни

-

ческих

 

курсов

 

с

 1918 

года

.


Оригинал статьи: Все началось с Матвеевских курсов

Читать онлайн

Индустриализация мировой экономики тесно связана с развитием энергетики, которая была важнейшим движителем в производственной сфере.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»