ОБРАЗО-
ВАНИЕ
112
Учеба
ИЗ
РУК
В
РУКИ
Финалом
десятидневных
профес
-
сиональных
курсов
для
студентов
двух
главных
энергетических
вузов
страны
стали
соревнования
,
которые
можно
расценить
как
своеобразный
экзамен
на
профессиональную
пригодность
.
Москви
-
чи
и
ивановцы
прошли
его
достойно
.
Каждый
из
них
получил
свидетельство
о
прохождении
школы
молодого
инженера
,
Время собирать
специалистов
Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» — Магистральные электри-
ческие сети Центра и Московский энергетический
институт (Технический университет — МЭИ (ТУ)
провели учебно-практические занятия для студентов
выпускных курсов МЭИ и Ивановского государствен-
ного энергетического университета (ИГЭУ). Обучение
проводились в рамках проекта «Школа молодого инже-
нера на базе Учебного центра «Белый Раст», располо-
женного в Дмитровском рай-оне Московской области.
которое
,
кстати
,
дает
преимущество
при
устройстве
на
работу
.
Но
еще
важнее
то
,
что
сегодняшние
четверокурсники
на
целых
две
недели
смогли
погрузиться
в
реальную
жизнь
ведущей
энергетической
компании
страны
—
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
».
«
Школа
молодого
инженера
» —
совмест
-
ный
проект
МЭИ
и
МЭС
Центра
.
Его
цель
—
ознакомить
старшекурсников
с
новым
для
них
направлением
инженерной
дея
-
тельности
—
эксплуатацией
электроэнер
-
гетических
систем
. «
Так
сложилось
,
что
в
наших
вузах
не
учили
и
не
учат
основам
эксплуатации
первичного
оборудования
,
оперативному
обслуживанию
первичного
и
вторичного
оборудования
,
РЗА
(
ремонт
и
защита
автоматики
), —
рассказал
начальник
Учебного
центра
Александр
Васильев
. —
Поэтому
,
выходя
из
института
с
дипломом
энергетика
,
выпускник
не
знает
,
что
такое
эксплуатация
.
А
ведь
это
невероятно
интересная
и
необходимая
сфера
инженерной
деятельности
.
К
тому
же
она
требует
наибольшего
количества
кадров
.
Но
именно
здесь
и
ощущается
наибольший
кадровый
дефицит
».
Серьезная
кадровая
брешь
расползлась
по
всей
энергетической
отрасли
.
Однако
среди
эксплуатационников
ее
труднее
вос
-
полнить
.
Специфика
подготовки
эксплуата
-
ционных
кадров
состоит
в
том
,
что
научить
дипломированного
новичка
работать
Людмила ЮДИНА
113
№ 1, июль-август, 2010
может
только
эксплуатационник
.
Не
профессор
,
не
доктор
наук
,
при
всем
уважении
к
ученым
,
а
именно
прак
-
тик
,
имеющий
на
порядок
больше
опыта
и
знаний
,
чем
обучаемый
.
Вуз
дает
базовые
знания
,
которые
позво
-
ляют
выпускнику
успешно
применять
их
на
протяжении
многих
лет
трудо
-
вой
деятельности
.
Но
эксплуатация
имеет
массу
тонкостей
,
которых
не
получишь
в
вузе
.
Эксплуатационники
утверждают
:
даже
самого
лучшего
выпускника
с
дипломом
инженера
надо
лет
8—10
вести
по
«
эксплуатаци
-
онной
дорожке
»,
чтобы
он
стал
хоро
-
шим
специалистом
.
Навыки
здесь
передаются
«
из
рук
в
руки
».
Их
невоз
-
можно
задокументировать
,
отправить
до
поры
до
времени
в
архив
,
чтобы
при
необходимости
снова
вынуть
.
В
результате
в
стране
,
где
почти
20
лет
ничего
не
проектировали
,
не
нала
-
живали
,
не
строили
,
не
монтировали
,
образовался
разрыв
:
старые
кадры
стали
уходить
на
пенсию
,
а
молодые
не
пришли
.
Сейчас
электроэнергетики
пыта
-
ются
решить
проблему
привлечения
кадров
,
и
прежде
всего
за
счет
макси
-
мально
тесного
знакомства
студентов
с
будущей
профессией
.
ПО
СВЯТЫМ
ЗАКОНАМ
ФАРАДЕЯ
Как
рассказала
начальник
службы
управления
персоналом
МЭС
Центра
Галина
Шевченко
,
Учебный
центр
«
Белый
Раст
»
является
центральной
базой
не
только
для
повышения
уровня
квалификации
работающих
студентам
об
оборудовании
,
которое
они
будут
обслуживать
,
с
другой
—
посмотреть
,
как
они
смогут
приме
-
нить
полученные
знания
в
работе
.
Во
время
практики
мы
знакомимся
со
студентами
,
рассказываем
им
об
оборудовании
и
уже
на
данном
этапе
видим
,
кто
именно
придет
на
наши
предприятия
.
Особенность
состоит
еще
и
в
том
,
что
в
нашем
учебном
центре
есть
как
старое
,
так
и
новое
оборудование
.
Мы
показываем
буду
-
щим
специалистам
,
на
чем
работают
наши
предприятия
.
Студенты
видят
,
что
в
отечественной
энергетике
не
все
ладно
,
понимают
,
с
чем
им
придется
иметь
дело
,
и
уже
сейчас
могут
размышлять
о
том
,
как
можно
применить
полученные
знания
для
повышения
эффективности
и
модер
-
низации
энергетики
».
Соревнования
в
«
Белом
Расте
»
проходили
в
пять
этапов
:
опера
-
тивные
переключения
на
элек
-
тронном
тренажере
«
МОДУС
»;
освобождение
пострадавшего
от
действия
электрического
тока
в
ОРУ
-0,4
кВ
и
оказание
первой
медицинской
помощи
на
манеке
-
не
;
релейная
защита
и
автомати
-
ка
;
пожаротушение
в
ЗРУ
-10
кВ
;
контроль
и
анализ
качества
энер
-
гии
.
Первые
четыре
этапа
формиро
-
вались
исходя
из
реалий
работы
специалистов
,
но
и
для
обучения
студентов
профильных
вузов
.
Здесь
студенты
получают
возможность
пройти
практическое
обучение
,
что
-
бы
иметь
представление
о
будущей
работе
.
В
этом
году
в
рамках
согла
-
шения
,
заключенного
между
ФСК
и
МЭИ
,
определены
направления
совместной
работы
сторон
.
Одним
из
них
стала
организация
произ
-
водственной
практики
. «
У
нас
уже
был
опыт
организации
практики
, —
заметила
Г
.
Шевченко
. —
Но
раньше
мы
проводили
ее
традиционно
:
за
студентом
закрепляли
наставника
на
объекте
,
на
базе
этого
объекта
студент
писал
дипломную
работу
.
В
этом
же
году
решили
применить
новую
форму
:
с
одной
стороны
,
дать
практическое
представление
114
ОБРАЗОВАНИЕ
эксплуатационников
.
Пятый
был
включен
по
инициативе
МЭИ
.
Судьи
были
строги
.
Они
объяснили
это
тем
,
что
эксплуатационники
долж
-
ны
иметь
ряд
навыков
,
без
которых
просто
их
не
допустят
к
работе
.
В
частности
,
они
обязаны
уметь
не
только
безупречно
выполнять
свою
основную
работу
,
но
и
не
растеряться
в
нештатной
ситуации
:
при
необходи
-
мости
оказать
первую
медицинскую
помощь
,
в
том
числе
и
реанимаци
-
онную
,
квалифицированно
потушить
пожар
,
вовремя
отреагировать
на
аварию
и
прочее
.
Соревнования
дали
студентам
возможность
задуматься
:
ту
ли
компаний
,
российских
,
и
не
только
.
Оба
вуза
обучают
специалистов
и
для
других
государств
».
Между
тем
,
как
показывает
опыт
,
молодому
специалисту
,
пришедшему
после
вуза
в
компанию
,
всегда
нужно
достаточно
много
времени
,
чтобы
освоиться
.
Сразу
приступить
к
обязан
-
ностям
оперативного
работника
,
или
специалиста
релейной
,
либо
линейной
службы
не
получится
.
А
такие
проек
-
ты
,
как
«
Школа
молодого
инженера
»
позволяют
погрузить
студентов
в
дело
-
вую
среду
электроэнергетического
предприятия
,
дать
им
возможность
прикоснуться
к
профессии
,
посмо
-
треть
,
какие
технологии
применяются
в
стране
.
«
В
рамках
«
Школы
молодого
инже
-
нера
»
мы
постарались
показать
ребя
-
там
все
:
как
работают
наши
старые
и
новейшие
московские
подстанции
,
которые
мы
построили
за
последние
два
-
три
года
, —
продолжил
Д
.
Киков
. —
Мы
возили
ребят
на
подстанцию
«
Бескудниково
»,
показали
,
какие
технологии
применены
там
.
И
когда
нынешние
студенты
придут
к
нам
после
окончания
вузов
,
они
уже
будут
понимать
,
где
им
предстоит
работать
,
с
какими
технологиями
иметь
дело
».
Д
.
Киков
подчеркнул
,
что
проблема
кадров
для
энергетики
по
-
прежнему
остается
актуальной
.
С
развитием
кризиса
она
несколько
приглушилась
(
люди
стали
держаться
за
работу
),
но
никуда
не
ушла
.
Потребуется
еще
немало
времени
,
чтобы
ее
преодолеть
.
А
если
учесть
,
что
мы
скатываемся
в
демографическую
яму
,
то
становится
особенно
ясно
,
что
специалистов
,
в
том
числе
и
энергетиков
,
в
стране
станет
еще
меньше
.
Однако
отрадно
отметить
,
что
в
последнее
время
растет
престиж
технических
специ
-
альностей
.
И
нынешняя
студенческая
практика
—
еще
одно
тому
подтверж
-
дение
. «
В
ней
принимали
участие
лучшие
студенты
вузов
, —
добавил
руководитель
учебного
комбината
Александр
Васильев
. —
Ребята
учились
с
большим
интересом
.
Мы
надеемся
на
позитивный
результат
.
Для
нас
ведь
важен
не
сам
процесс
образования
в
учебном
центре
,
а
чтобы
после
окон
-
чания
вуза
эти
ребята
пришли
в
энер
-
гетику
.
Если
они
придут
—
значит
наши
усилия
не
прошли
даром
.
Если
не
при
-
дут
,
то
усилия
тоже
не
пропали
даром
:
значит
,
человек
не
на
своем
месте
.
А
в
энергетике
случайных
людей
быть
не
должно
».
профессию
они
выбрали
?
Работа
не
из
легких
,
к
тому
же
опасная
.
Все
30
участников
заявили
,
что
теперь
они
,
как
никогда
,
уверены
,
что
электро
-
энергетика
—
их
призвание
.
«
Мы
заразились
энтузиазмом
профессии
и
теперь
знаем
,
что
точно
останемся
в
энергетике
и
точно
будем
с
вами
», —
отметили
ивановцы
.
«
Мы
благодарны
ФСК
за
то
,
что
компания
предоставила
нам
воз
-
можность
побывать
на
различных
энергетических
объектах
,
понаблю
-
дать
за
работой
бригад
по
ремонту
оборудования
подстанций
и
линий
электропередачи
,
выполнить
вир
-
туальную
сборку
-
разборку
дугога
-
сительной
камеры
,
ознакомиться
с
работой
современного
оборудова
-
ния
релейной
защиты
и
связи
.
Десять
дней
пролетели
,
как
один
», —
сказали
студенты
МЭИ
.
Все
свои
эмоции
студенты
выра
-
зили
в
песне
,
в
которой
обещали
и
дальше
жить
«
по
святым
законам
Фарадея
»
«
Надеюсь
,
что
вернувшись
в
вузы
,
вы
с
таким
же
энтузиазмом
завер
-
шите
обучение
и
выйдете
каждый
на
свою
работу
, —
заметил
,
в
свою
очередь
,
заместитель
заведующего
кафедрой
энергетических
систем
МЭИ
Владимир
Тульский
. —
А
если
кто
наду
-
мает
продолжить
учебу
в
аспирантуре
,
то
мы
будем
рады
.
Мир
развивается
,
технологии
идут
вперед
,
уровень
зна
-
ний
в
электроэнергетической
отрасли
постоянно
повышается
,
и
вы
должны
соответствовать
вызовам
времени
».
МЕСТО
ПОГРУЖЕНИЯ
Подводя
итоги
учебным
курсам
в
«
Белом
Расте
»,
заместитель
гене
-
рального
директора
МЭС
Центра
по
персоналу
Денис
Киков
рассказал
обозревателю
журнала
«
ЭЛЕКТРО
-
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределе
-
ние
»: «
Основных
специалистов
для
сетевых
компаний
готовят
Москов
-
ский
энергетический
институт
и
Ивановский
государственный
энерге
-
тический
университет
.
Возьмем
даже
наш
МЭС
Центра
.
Наш
гендиректор
Мисрихан
Шапиевич
Мисриханов
—
выпускник
МЭИ
,
а
его
первый
зам
—
главный
инженер
Валерий
Николае
-
вич
Седунов
—
выпускник
ИГЭУ
.
Так
что
в
этом
плане
у
нас
паритет
.
И
так
по
всему
персоналу
компании
.
Поэтому
я
ответственно
заявляю
:
самые
лучшие
специалисты
—
мэиш
-
ники
и
ивановцы
.
А
МЭИ
и
ИГЭУ
—
главная
надежда
энергетических
Оригинал статьи: Время собирать специалистов
Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» — Магистральные электрические сети Центра и Московский энергетический институт (Технический университет — МЭИ (ТУ) провели учебно-практические занятия для студентов выпускных курсов МЭИ и Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ). Обучение проводились в рамках проекта «Школа молодого инженера на базе Учебного центра «Белый Раст», расположенного в Дмитровском районе Московской области.