«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2014, www.kabel-news.ru
34
Актуально
ÑÒÀÍÄÀÐÒÛ
— Эдуард Николаевич, в сетях железных дорог
класс номинального напряжения контактной сети
27,5 кВ, а класс напряжения электроподвижного
состава — 25 кВ. Почему бы не внести поправки в
документы и не заменить 25 на 27,5 кВ?
— С точки зрения технического нормирования но-
минальное напряжение на источнике электроэнер-
Вопросы гармонизации
старых и новых стандартов
транспортной
инфраструктуры
гии и номинальное напряжение на её приёмнике —
это разные величины. Физика процесса такова, что
в сети, связывающей источник с приёмником, неиз-
бежны потери. Именно по этой причине ГОСТ 6962-
75 «Транспорт, электрифицированный с питанием
от контактной сети. Ряд напряжений» устанавливает
для шин тяговой подстанции номинальное напряже-
ние 27 500 В, а для токоприёмника подвижного со-
става — 25 000 В.
— Приведите, пожалуйста, некоторые приме-
ры похожих ситуаций?
— Аналогичный подход имеет место и в промыш-
ленной электроэнергетике, например, ГОСТ 21128—
83 «Системы электроснабжения, сети, источни-
ки, преобразователи и приёмники электрической
энергии. Номинальные напряжения до 1000 В» и
ГОСТ 721—77 «Системы электроснабжения, сети,
источники, преобразователи и приёмники электри-
ческой энергии. Номинальные напряжения свыше
1000 В». Даже для бытовой электрической сети
жилого дома номинальное фазное напряжение на
шинах ближайшей подстанции будет 230 В, а номи-
нальное напряжение в квартирной розетке — 220 В.
Так что никакие поправки вносить никуда не надо.
— В ряде случаев новые стандарты вступают в
противоречие со старыми, которые никто не от-
менял. Ведётся ли работа по гармонизации ста-
Технические или регламентные работы —
одна из важных составляющих процесса органи-
зации производства. О том, как они решаются на
практике, рассказал главный инженер Управле-
ния электрификации и электроснабжения Цен-
тральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»
Эдуард ШОРНИКОВ.
«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2014, www.kabel-news.ru
35
Актуально
ÑÒÀÍÄÀÐÒÛ
рых и новых документов? Есть ли служба, куда
можно было бы направлять предложения по кор-
ректировке документов и насколько реально их
скорректировать?
— Недопустимость возникновения противоречий
вновь разрабатываемого стандарта с действующим
(или действующими) составляет один из аспектов от-
ветственности разработчика стандарта. Соответствие
технического регулирования уровню развития нацио-
нальной экономики, материально-технической базы,
а также уровню научно-технического развития —
это один из основополагающих принципов техниче-
ского регулирования, установленных ст. 3 Федераль-
ного закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О тех-
ническом регулировании». Если разработчик видит,
что какое-либо из положений действующего стандар-
та устарело или требует корректировки по каким-то
иным объективным причинам, то одновременно с
разрабатываемым стандартом он должен подгото-
вить либо изменение к действующему, либо решение
о его замене (либо отмене, либо прекращении дей-
ствия на территории Российской Федерации).
— Каким образом это можно сделать и сколь-
ко времени может занять такая процедура?
— Предложения по корректировке стандартов це-
лесообразно направлять в тот технический комитет по
стандартизации, которым этот стандарт был внесён.
Процедура подготовки изменения к стандарту по
продолжительности и числу этапов сопоставима с
процедурой подготовки нового стандарта. Для из-
менения также обязательны публичное обсуждение,
анализ отзывов участников публичного обсуждения,
экспертиза технического комитета по стандартиза-
ции и внесение на утверждение Росстандарта.
— Тяговые подстанции 27,5 кВ, как правило,
получают питание от сетей 110 кВ. Известны слу-
чаи, когда при отключении питания по стороне
110 кВ происходит обратная трансформация на-
пряжения из контактной сети 27,5 кВ в сеть 110 кВ,
сопровождаемая повреждениями ОПН 110 кВ.
Ведётся ли работа по оснащению тяговых под-
станций 27,5 кВ современными защитами, кото-
рые позволяли бы не допускать обратной транс-
формации?
— Взаимосвязь между массовыми повреждени-
ями ОПН и физическим явлением обратной транс-
формации представляется доказанной не в полной
мере. По тем данным, которыми располагаем мы,
основная часть повреждений ОПН вызвана низким
качеством этой продукции.
Что же касается защиты от обратной трансфор-
мации, то никакие сверхсовременные технические
средства для этого не нужны — все тяговые под-
станции по первоначальным проектам оснащались в
том числе и данной функцией защиты, реализуемой
на электромеханических реле. Если на подстанции
какое-то из этих реле один раз отказало, то это ещё
не повод заменять все реле на всех подстанциях.
Беседовал Валерий ОСИПОВ
Оригинал статьи: Вопросы гармонизации старых и новых стандартов транспортной инфраструктуры
Технические или регламентные работы — одна из важных составляющих процесса организации производства. О том, как они решаются на практике, можно узнать из интервью главного инженера Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Эдуарда Шорникова.