Вопросы гармонизации старых и новых стандартов транспортной инфраструктуры

Page 1
background image

Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2014, www.kabel-news.ru

34

Актуально

ÑÒÀÍÄÀÐÒÛ

— Эдуард Николаевич, в сетях железных дорог 

класс номинального напряжения контактной сети 
27,5 кВ, а класс напряжения электроподвижного 
состава — 25 кВ. Почему бы не внести поправки в 
документы и не заменить 25 на 27,5 кВ?

— С точки зрения технического нормирования но-

минальное напряжение на источнике электроэнер-

Вопросы гармонизации 
старых и новых стандартов 
транспортной 
инфраструктуры

гии и номинальное напряжение на её приёмнике — 
это разные величины. Физика процесса такова, что 
в сети, связывающей источник с приёмником, неиз-
бежны потери. Именно по этой причине ГОСТ 6962-
75 «Транспорт, электрифицированный с питанием 
от контактной сети. Ряд напряжений» устанавливает 
для шин тяговой подстанции номинальное напряже-
ние 27 500 В, а для токоприёмника подвижного со-
става — 25 000 В. 

— Приведите, пожалуйста, некоторые приме-

ры похожих ситуаций?

— Аналогичный подход имеет место и в промыш-

ленной электроэнергетике, например, ГОСТ 21128—
83 «Системы электроснабжения, сети, источни-
ки, преобразователи и приёмники электрической 
энергии. Номинальные напряжения до 1000 В» и 
ГОСТ 721—77 «Системы электроснабжения, сети, 
источники, преобразователи и приёмники электри-
ческой энергии. Номинальные напряжения свыше 
1000 В». Даже для бытовой электрической сети 
жилого дома номинальное фазное напряжение на 
шинах ближайшей подстанции будет 230 В, а номи-
нальное напряжение в квартирной розетке — 220 В. 
Так что никакие поправки вносить никуда не надо.

— В ряде случаев новые стандарты вступают в 

противоречие со старыми, которые никто не от-
менял. Ведётся ли работа по гармонизации ста-

Технические или регламентные работы — 

одна из важных составляющих процесса органи-
зации производства. О том, как они решаются на 
практике, рассказал главный инженер Управле-
ния электрификации и электроснабжения Цен-
тральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» 
Эдуард ШОРНИКОВ. 

 


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2014, www.kabel-news.ru

35

Актуально

ÑÒÀÍÄÀÐÒÛ

рых и новых документов? Есть ли служба, куда 
можно было бы направлять предложения по кор-
ректировке документов и насколько реально их 
скорректировать?

— Недопустимость возникновения противоречий 

вновь разрабатываемого стандарта с действующим 
(или действующими) составляет один из аспектов от-
ветственности разработчика стандарта. Соответствие 
технического регулирования уровню развития нацио-
нальной экономики, материально-технической базы, 
а также уровню научно-технического развития — 
это один из основополагающих принципов техниче-
ского регулирования, установленных ст. 3 Федераль-
ного закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О тех-
ническом регулировании». Если разработчик видит, 
что какое-либо из положений действующего стандар-
та устарело или требует корректировки по каким-то 
иным объективным причинам, то одновременно с 
разрабатываемым стандартом он должен подгото-
вить либо изменение к действующему, либо решение 
о его замене (либо отмене, либо прекращении дей-
ствия на территории Российской Федерации).

— Каким образом это можно сделать и сколь-

ко времени может занять такая процедура?

— Предложения по корректировке стандартов це-

лесообразно направлять в тот технический комитет по 
стандартизации, которым этот стандарт был внесён.

Процедура подготовки изменения к стандарту по 

продолжительности и числу этапов сопоставима с 
процедурой подготовки нового стандарта. Для из-

менения также обязательны публичное обсуждение, 
анализ отзывов участников публичного обсуждения, 
экспертиза технического комитета по стандартиза-
ции и внесение на утверждение Росстандарта.

— Тяговые подстанции 27,5 кВ, как правило, 

получают питание от сетей 110 кВ. Известны слу-
чаи, когда при отключении питания по стороне 
110 кВ происходит обратная трансформация на-
пряжения из контактной сети 27,5 кВ в сеть 110 кВ, 
сопровождаемая повреждениями ОПН 110 кВ. 
Ведётся ли работа по оснащению тяговых под-
станций 27,5 кВ современными защитами, кото-
рые позволяли бы не допускать обратной транс-
формации?

— Взаимосвязь между массовыми повреждени-

ями ОПН и физическим явлением обратной транс-
формации представляется доказанной не в полной 
мере. По тем данным, которыми располагаем мы, 
основная часть повреждений ОПН вызвана низким 
качеством этой продукции.

Что же касается защиты от обратной трансфор-

мации, то никакие сверхсовременные технические 
средства для этого не нужны — все тяговые под-
станции по первоначальным проектам оснащались в 
том числе и данной функцией защиты, реализуемой 
на электромеханических реле. Если на подстанции 
какое-то из этих реле один раз отказало, то это ещё 
не повод заменять все реле на всех подстанциях. 

Беседовал Валерий ОСИПОВ


Оригинал статьи: Вопросы гармонизации старых и новых стандартов транспортной инфраструктуры

Читать онлайн

Технические или регламентные работы — одна из важных составляющих процесса организации производства. О том, как они решаются на практике, можно узнать из интервью главного инженера Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Эдуарда Шорникова.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Системные решения для безопасности работы каждого сотрудника

Интервью Охрана труда / Производственный травматизм
Интервью с генеральным директором филиала ПАО «Россети» — Центр технического надзора Андреем КОЛЬЦОВЫМ
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»