Вектор развития сетей

Page 1
background image

Page 2
background image

6

а

к

ц

е

н

т

акцент

Вектор развития сетей

В

 

конце

 

сентября

 2020 

года

 

на

 

официальном

 

сайте

 

Ми

-

нистерства

 

энергетики

 

РФ

 

был

 

размещен

 

для

 

всеобщего

 

обсуждения

 

проект

 

Стратегии

 

развития

 

электросетевого

 

комплекса

 

РФ

 

на

 

период

 

до

 2035 

года

Документ

 

вызвал

 

достаточно

 

большое

 

количество

 

вопросов

 

со

 

стороны

 

экспертного

 

сообщества

С

 

целью

 

комплексного

 

представ

-

ления

 

заинтересованным

 

сторонам

 

ответов

 

на

 

наиболее

 

часто

 

задаваемые

 

вопросы

 

журнал

 «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

» 

обратился

 

к

 

профильному

 

департаменту

 

Министерства

 

энергетики

 

РФ

 

за

 

разъясне

-

ниями

.

Предыдущая  редакция  Страте-

гии  развития  электросетевого 

комплекса  Российской  Феде-

рации  на  период  до  2030  года 

утверждена 

Распоряжением 

Правительства  РФ  №  511-р  от 

3 апреля 2013 года. Каковы ос-

новные  причины  корректиро-

вок (уточнений) существующего 

документа? По каким основным 

стратегическим  направлениям 

предполагается внесение изме-

нений и в каком ключе?

Главной  задачей  любого  до-

кумента  стратегического  плани-

рования  является  формирование 

целевых  ориентиров,  на  дости-

жение которых будут направлены 

усилия всех основных участников 

отрасли:  Правительства  Россий-

ской  Федерации,  федеральных 

органов  исполнительной  власти, 

крупных  компаний  и  экспертного 

сообщества.

По  нашему  мнению,  Страте-

гия  развития  электросетевого 

комплекса, принятая в 2013 году, 

к настоящему времени уже, в ос-

новном,  реализована.  Те  целе-

вые количественные показатели, 

которые были запланированы по 

основным  курсам  деятельности 

отрасли  и  направлены  на  повы-

шение  надежности  и  качества 

энергоснабжения 

(например, 

снижение количества этапов, не-

обходимых для технологического 

присоединения  к  электрическим 

сетям), повышение эффективно-

сти работы электросетевого ком-

плекса  (например,  сокращение 

удельных  операционных  и  инве-

стиционных  затрат)  или  общего 

сокращения количества террито-

риальных  сетевых  организаций 

в стране, были достигнуты.

Кроме того, последние 2–3 го-

да показали, что электросетевой 

комплекс  начал  активно  вовле-

каться  в  процесс  глубокой  циф-

ровой трансформации, что позво-

лит,  с  одной  стороны,  наиболее 

оптимальным  образом  подстро-

иться  под  изменения  в  энерге-

тической  политике  государства 

(движение в сторону экологично-

сти и энергоэффективности обо-

рудования, технологических про-

цессов,  управления),  а  с  другой, 

будет  способствовать  развитию 

целого  комплекса  технологиче-

ских инноваций, внедряемых как 

на  стороне  производства  элек-

троэнергии,  так  и  на  стороне  ее 

потребления.

Таким  образом,  учитывая

опыт  реализации  Стратегии-

2013,  а  также  приоритеты  госу-

дарственной  энергетической  по-

литики,  заложенные  в  Энерге-

тической  стратегии  Российской

Федерации на период до 2035 го-

да  (распоряжение  Правитель-

ства  Российской  Федерации  от 

9 июня 2020 года № 1523-р), но-

вая Стратегия до 2035 года ста-

вит перед собой решение следу-

ющих задач:

 

– повышение  надежности  и  ка-

чества  электроснабжения  по-

требителей  до  уровня,  сопо-

ставимого  с  лучшими  зару-

бежными  аналогами,  с  обес-

печением  экономической  эф-

фективности таких услуг;

 

– повышение 

эффективности 

электросетевого комплекса, ос-

нованное  на  цифровой  транс-

формации;

 

– совершенствование  государ-

ственного управления электро-

сетевым комплексом.


Page 3
background image

7

При  описании  вклада  электро-

сетевого  комплекса  в  достиже-

ние  национальных  целей  и  ре-

шение стратегических задач раз-

вития  Российской  Федерации 

упомянут комплексный план мо-

дернизации и расширения маги-

стральной  инфраструктуры  на

период  до  2024  года,  утверж-

денный распоряжением Прави-

тельства  Российской  Феде-

рации  от  30.09.2018  №  2101-р, 

упомянуты отдельные крупные 

проекты. При этом в документе 

отсутствует  полная  картина  на 

период до 2035 года. Можете ли 

Вы  сейчас  дополнить  эту  кар-

тину на период до 2035 года?

Согласно проекту новой Стра-

тегии,  деятельность  электросете-

вого  комплекса  будет  направле-

на,  в  том  числе,  на  достижение 

следующих национальных целей, 

определенных  в  Указах  Прези-

дента  Российской  Федерации  от 

07.05.2018 № 204 и от 21.07.2020 

№ 474: 

 

– обеспечение  ускоренного  вне-

дрения  цифровых  технологий 

в  экономике  и  социальной 

сфере; 

 

– формирование системы управ-

ления,  координации  и  мони-

торинга  цифровой  трансфор-

мации  электросетевого  ком-

плекса,  внедрение  интеллек-

туальных  систем  управления 

электросетевого комплекса; 

 

– преобразование приоритетных 

отраслей экономики и социаль-

ной  сферы,  включая  здраво-

охранение,  образование,  про-

мышленность,  сельское  хо-

зяйство, строительство, город-

ское  хозяйство,  транспортную 

и  энергетическую  инфраструк-

туру,  финансовые  услуги,  по-

средством  внедрения  цифро-

вых технологий и платформен-

ных решений;

 

– внедрение  интеллектуальных 

систем  управления  электро-

сетевым  хозяйством  на  базе 

цифровых технологий.

Кроме  того,  проектом  но-

вой  Стратегии  предусмотрено, 

что  в  рамках  исполнения  ком-

плексного  плана  модернизации 

и  расширения  магистральной 

инфраструктуры  на  период  до 

2024  года,  утвержденного  распо-

ряжением Правительства Россий-

ской  Федерации  от  30  сентября 

2018  года  №  2101-р,  развитие 

электросетевого  комплекса  будет 

осуществляться  также  в  рамках 

реализации  федеральных  проек-

тов  «Гарантированное  обеспече-

ние  доступной  электроэнергией» 

и  «Железнодорожный  транспорт 

и  транзит»,  предусматривающих 

строительство  линий  электро-

передачи  и  трансформаторной 

мощности, в том числе для реали-

зации  договоров  на  технологиче-

ское  присоединение  крупных  по-

требителей, а также обеспечение 

электрификации  первого  этапа 

расширения  Байкало-Амурской 

и Транссибирской железнодорож-

ных магистралей.

Задача новой Стратегии — за-

дать вектор развития для всех от-

раслей экономики. 

Глобальные  мировые  тренды 

развития  электрических  сетей 

ориентируются,  в  том  числе, 

на  реализацию  Парижского 

соглашения  по  климату,  раз-

витие  малой  распределенной 

энергетики, электротранспорта, 

растущую  активную  роль  по-

требителей  в  вопросах  управ-

ления  спросом  и  энергосбере-

жения. В предыдущей редакции 

Стратегии  это  в  определенной 

степени  было  представлено. 

В новой редакции ни на один из 

этих моментов нет развернутых 

акцентов и решений. С чем это 

связано?  Подобные  тенденции 

не  актуальны  для  России  до 

2035 года?

В проекте новой Стратегии от-

мечено, что предрасположенность 

экономики  страны  к  появлению 

и  развитию  цифровых  платформ 

как  ключевого  инструмента  циф-

ровой трансформации традицион-

ных отраслей и рынков становится 

конкурентным  преимуществом  не 

только  для  конкретных  отраслей, 

адаптирующих  такой  подход,  но 

и для государства в целом. 

Цифровая  трансформация 

электросетевого комплекса созда-

ет условия для масштабного раз-

вития  промышленности  и  роста 

научно-технического  потенциала 

отрасли,  привлечения  как  рос-

сийских,  так  и  иностранных  ин-

вестиций в отрасль, а также дает 

возможность дополнительной ло-

кализации  производства  продук-

ции,  непосредственно  использу-

емой  для  внедрения  цифровых 

технологий.  Будет  расширяться 

спрос  на  наукоемкие  решения, 

включая  создание  математиче-

ских  моделей  и  цифровых  двой-

ников.

В данном процессе Минэнерго 

России выделяет следующие тен-

денции:

 

– цифровизация электросетево го 

комплекса,  включающая  в  се-

бя  внедрение  на  всех  уровнях 

управления цифровых техноло-

гий и платформенных решений;

 

– широкое использование интел-

лектуальных  систем  управ-

ления,  на  основе  цифровых 

моделей и технологий анализа 

данных;

 

– создание и использование циф-

ровой  модели  электрических 

сетей до уровня 0,4 кВ и выше;

 

– внедрение  риск-ори ен ти ро ван-

ных моделей управления, бази-

рующихся  на  использовании 

цифровых и математических мо-

делей прогнозирования рисков;

 

– нарастание  темпов  электри-

фикации  крупных  секторов 

экономики, таких как транспорт 

и теплоснабжение;

 

– развитие  распределенной  ге-

нерации,  в  том  числе  на  базе 

возобновляемых  источников 

энергии, для энергоснабжения 

 6 (63) 2020


Page 4
background image

8

удаленных  и  изолированных 

энергорайонов;

 

– трансформация  самих  по тре-

бителей из пассивных в актив-

ных  пользователей  услуг,  ко-

торые будут управлять энерго-

потреблением в режиме реаль-

ного времени.

При  этом  также  необходимо 

учитывать,  что  темпы  этих  изме-

нений  и  скорость  перехода  име-

ют  высокую  неопределенность. 

В  этой  связи  в  проекте  новой 

Стратегии не делается акцент на 

реализации конкретных решений, 

которые  обязательно  произойдут. 

Никто  не  знает,  какие  техноло-

гии  «выстрелят»  к  2030  году.  На-

пример,  первые  электродвигате-

ли  для  автомобилей  появились 

в  XIX  веке  одновременно  с  дви-

гателями  внутреннего  сгорания, 

однако широкое повсеместное их 

применение мы начинаем наблю-

дать только сейчас. 

Мы  пока  можем  только  осто-

рожно  сказать,  что  цифровая 

трансформация  непосредственно 

затронет  все  основные  внутрен-

ние  и  внешние  технико-эконо-

мические  процессы  управления 

сетевых  организаций  и  позволит 

создать  дополнительные  систем-

ные  эффекты  за  счет  преобра-

зования  и  оптимизации  моделей 

управления  на  основе  анализа 

информации о производственных 

и бизнес-процессах.

Это  такие  эффекты,  как  по-

вышение  надежности  и  качества 

энергоснабжения  потребителей, 

улучшение  процесса  технологи-

ческого  присоединения  потре-

бителей  к  электрическим  сетям, 

снижение  недоотпуска  электри-

ческой  энергии,  повышение  за-

грузки трансформаторных мощно-

стей и производительности труда. 

И вот здесь мы как раз и задаем 

тот  вектор  развития,  к  которому 

будет  стремиться  вся  отрасль, 

в  том  числе  за  счет  внедрения 

цифровых технологий.

Ряд важных направлений, таких 

как  ликвидация  перекрестного 

субсидирования,  снижение  из-

носа основных фондов, загруз-

ка  электросетевых  мощностей 

и другие были обозначены еще 

в  Стратегии  2013.  При  этом  на 

период до 2020 года предпола-

галось  достижение  существен-

ного  прогресса  по  решению 

этих  вопросов.  Сейчас,  анали-

зируя прошедшие 7 лет, мы ви-

дим, что это не удалось (объем 

перекрестного субсидирования 

в 2012 году составил 220 млрд 

рублей, в 2019 — 239 млрд руб-

лей).  Что  помешало  полноцен-

ной  реализации?  Существует 

ли  уверенность,  что  все  полу-

чится в этот раз? За счет каких 

механизмов?

Вопрос  сложный.  Действи-

тельно, с одной стороны, в Стра-

тегии-2013  была  поставлена 

целевая  задача  снизить  объем 

перекрестного  субсидирования

с  220  млрд  рублей  (в  ценах 

2012 года) до 45–50 млрд рублей 

к  2022  году  (величина  субсиди-

рования на тот момент наименее 

обеспеченных 

домохозяйств), 

и Минэнерго России предлагало 

различные варианты по ее реше-

нию.  Однако,  с  другой  стороны, 

решение данной проблемы — это 

всегда попытка ответить на один 

вопрос:  как  быстро  население 

начнет  платить  за  электроэнер-

гию по экономически обоснован-

ным тарифам. И в текущих соци-

ально-экономических  условиях 

ответа на данный вопрос, к сожа-

лению, нет. 

В настоящее время мы предла-

гаем (и в проекте новой Стратегии 

это  отражено)  решать  проблему 

перекрестного  субсидирования 

поэтапно, в том числе за счет: 

 

– обеспечения  прозрачности 

и справедливости распределе-

ния нагрузки по перекрестному 

субсидированию  между  всеми 

категориями бизнеса, включая 

потребителей,  присоединен-

ных  к  единой  национальной 

(общероссийской)  электриче-

ской сети;

 

– постепенного  снижения  объ-

ема перекрестного субсидиро-

вания;

 

– изменения  его  структуры 

с  целью  обеспечения  более 

эффективной  адресной  под-

держки  малоимущих  и  соци-

ально  защищаемых  категорий 

потребителей.

При  этом  именно  с  целью 

снижения  негативных  экономи-

ческих  последствий  от  наличия 

перекрестного  субсидирования 

Минэнерго России как раз и пред-

лагает  распределить  величину 

перекрестного  субсидирования 

на  всех  «прочих»  потребителей 

электрической  энергии,  осущест-

вляющих  свою  деятельность  на 

территории  субъекта  Российской 

Федерации.

Распределение  перекрестного 

субсидирования  будет  осущест-

влено  за  счет  введения  диффе-

ренциации  тарифа  на  услуги  по 

передаче  электрической  энергии 

по  единой  национальной  (обще-

российской)  электрической  сети 

со снижением тарифа для распре-

делительных сетей и повышением 

тарифа  для  конечных  потреби-

телей. 

Средства  от  снижения  платы 

территориальных  сетевых  орга-

низаций  за  услуги  по  передаче 

электрической энергии по единой 

национальной  (общероссийской) 

электрической сети будут направ-

ляться на снижение перекрестно-

го  субсидирования  в  тарифах  на 

услуги  по  передаче  электроэнер-

гии в распределительном сетевом 

комплексе. 

Отмечаются  серьезные  до-

стижения  отрасли  в  части  ре-

ализации  Стратегии  2013  года, 

в  том  числе  в  направлении 

технологического 

присоеди-

нения  к  электрическим  сетям. 

Это  действительно  так.  Но  на 

сегодняшний  день  введенные 

льготы  и  послабления  в  части 

формирования стоимости услу-

ги  по  технологическому  присо-

единению для самых многочис-

ленных  категорий  заявителей 

фактически  делают  этот  вид 

деятельности  убыточным  для 

распределительных  электро-

сетевых  компаний.  Ситуация 

дополнительно 

обострилась 

после  вступления  в  силу  Фе-

дерального  Закона  №  522-ФЗ, 

когда сетевые организации при 

новом  технологическом  присо-

единении  обязаны  устанавли-

вать  узел  учета  электрической 

энергии.  Каков  дальнейший 

стратегический вектор услуг по 

технологическому  присоедине-

нию в части технических реше-

ний и методов тарифообразова-

ния и формирования стоимости 

услуги? Согласно проекту Стра-

АКЦЕНТ


Page 5
background image

9

тегии, какие-то изменения долж-

ны произойти к 2025 году. Какой 

объем  выпадающих  доходов 

электросетевых копаний сфор-

мируется к этому моменту?

За период реализации Страте-

гии-2013  Российская  Федерация 

поднялась с 188 на 7 место в рей-

тинге  Группы  Всемирного  банка 

Doing  Business  по  показателю 

«Подключение к системе электро-

снабжения». Количество процедур, 

необходимых  для  подключения 

к  электрическим  сетям  в  грани-

цах  мониторинга,  определяемых 

Всемирным  банком,  сократилось 

с 10 до 2, а срок подключения —

с  281  до  41  дня.  При  этом  стои-

мость  технологического  присо-

единения снизилась в 164 раза —

с  5,6  млн  рублей  в  2012  году  до 

34 тыс. рублей в 2019 году, или до 

5% от дохода на душу населения.

Сформирован новый механизм 

получения  потребителями  досту-

па  к  энергетической  инфраструк-

туре, который позволил сократить 

сроки  получения  такого  доступа 

и  обеспечить  выполнение  потре-

бителями всех необходимых дей-

ствий в режиме «одного окна».

Вместе  с  тем  в  проекте  но-

вой  Стратегии  отмечается  необ-

ходимость 

совершенствования 

процесса  ценообразования  в  су-

ществующем  порядке  льготного 

технологического присоединения. 

В  настоящее  время  более  по-

ловины  объема  финансирования, 

требуемого на реализацию техно-

логического  присоединения,  ком-

пенсируется  за  счет  собственных 

средств  сетевых  организаций, 

включая  амортизацию,  которая 

должна, в первую очередь, направ-

ляться  на  модернизацию  и  рено-

вацию существующих сетей.

При этом, учитывая, что боль-

шая  часть  заявителей  использу-

ют  присоединенную  мощность 

менее  чем  наполовину,  сетевые 

организации  по  факту  осущест-

вляют большие вложения средств 

в  присоединение  новых  потреби-

телей в условиях отсутствия соот-

ветствующего  роста  потребления 

электрической энергии.

Указанный  фактор  раскручи-

вает  спираль  неэффективности 

расходов  сетевых  организаций, 

порождает  дисбаланс  между  дей-

ствительными потребностями раз-

вития экономики, необходимостью 

обеспечить  доступность  энергети-

ческой инфраструктуры для новых 

абонентов и поддержать надежное 

электроснабжение.

В  этой  связи  в  проекте  новой 

Стратегии  предлагается  пере-

смотреть  существующий  подход 

оплаты  услуг  по  технологическо-

му  присоединению,  при  котором 

затраты  сетевых  организаций  на 

присоединение  новых  потреби-

телей  фактически  оплачиваются 

ранее  присоединенными  потре-

бителями  в  составе  цен  на  элек-

трическую  энергию,  на  принцип 

оплаты  новыми  заявителями 

экономически  обоснованных  рас-

ходов  сетевых  организаций,  свя-

занных с технологическим присо-

единением  энергопринимающих 

устройств.

В качестве ключевой меры для 

решения задачи совершенство-

вания  системы  технологиче-

ского  присоединения,  наряду 

с  тарифным  регулированием, 

проектом  Стратегии  предла-

гается  создание  Единого  пор-

тала  технологического  при-

соединения.  В  принципе,  на 

сегодняшний  день  сайты  всех 

электросетевых  организаций 

предлагают  подобные  серви-

сы. Документообороту тоже все 

уже  научились,  и  простая  его 

концентрация  на  одном  ресур-

се  в  принципе  ничего  не  даст, 

кроме дополнительного услож-

нения  взаимодействия  между 

сотрудниками  сетевых  орга-

низаций  и  заявителями.  Какой 

эффект в части улучшения по-

казателей  процесса  ожидается 

от внедрения портала?

Хотелось  бы  обратить  Ваше 

внимание,  что  в  настоящее  вре-

мя  большинство  сайтов  сетевых 

организаций,  представленных 

в  информационно-телекоммуни-

кационной  сети  Интернет,  имеют 

разрозненную  структуру,  содер-

жат разное наполнение информа-

цией,  по-разному  воспринимают-

ся потребителями с точки зрения 

удобства поиска информации, ра-

боты  с  сайтом,  включая  вопросы 

технологического присоединения.

В этой связи в вопросах совер-

шенствования  системы  техноло-

гического присоединения считаем 

также необходимым создать Еди-

ный портал технологического при-

соединения, который позволит:

 

– обеспечить  возможность  по-

требителю  через  свой  личный 

кабинет  подать  заявку  на  тех-

нологическое  присоединение, 

заключить  договор,  получить 

итоговые  документы  об  осу-

ществлении  технологического 

присоединения,  отслеживать 

информацию о статусе рассмо-

трения  заявок  и  исполнении 

договоров,  а  также  подписать 

все  необходимые  документы 

с использованием электронной 

цифровой подписи;

 

– обеспечить  различные  про-

фильные  интерактивные  сер-

висы,  в  том  числе  по  расчету 

стоимости  технологического 

присоединения,  калькулятор 

необходимой  запрашиваемой 

мощности, интерактивные кар-

ты  с  информацией  о  загрузке 

центров питания сетевых орга-

низаций с классом напряжения 

35 кВ и выше, сервис проведе-

ния целевых опросов и анкети-

рования  для  оценки  качества 

оказания услуг;

 

– иметь возможность интеграции 

с  федеральной  государствен-

ной информационной системой 

«Единый портал государствен-

ных  и  муниципальных  услуг 

 6 (63) 2020


Page 6
background image

10

(функций)»  и  аналогичными 

региональными  системами  по

средствам  использования  Фе-

деральной государственной ин-

формационной  системы  «Еди-

ная  система  идентификации 

и  аутентификации  в  инфра-

структуре, обеспечивающей ин-

формационно-технологичес-

кое взаимодействие информа-

ционных систем, используемых 

для  предоставления  государ-

ственных  и  муниципальных 

услуг  в  электронной  форме» 

(ЕСИА).

Естественно,  решение  данной 

задачи  потребует  обеспечения 

единства  подходов  к  ведению 

процесса технологического присо-

единения  всеми  без  исключения 

сетевыми организациями и жела-

тельно на базе лучших практик.

Один из целевых показателей —

ежегодное  снижение  удель-

ных  операционных  расходов 

не  менее  чем  на  3%.  Какие  ме-

ханизмы  здесь  основные?  Как 

достигнуть  этого  показателя 

в  условиях  постоянного  роста 

цен на оборудование, материа-

лы, ГСМ?

В данном случае мы планиру-

ем  идти  по  пути,  который  ранее 

уже  был  определен  Правитель-

ством  Российской  Федерации 

для  государственных  компаний 

и предусматривает снижение опе-

рационных  расходов  (затрат)  не 

менее  чем  на  2–3  процента  еже-

годно,  и  расширить  его  на  весь 

электросетевой комплекс. 

Повышение общей операцион-

ной  эффективности  сетевой  ор-

ганизации в основном зависит от 

выстраивания работы по следую-

щим направлениям:

 

– снижение  потерь  электричес-

кой  энергии  в  сетях  (за  счет

внедрения  и  развития  интел-

лектуальной  системы  учета 

электроэнергии  и  повышения 

наблюдаемости  сети,  автома-

тизации и оптимизации бизнес-

процессов формирования объ-

емов услуг, потерь и балансов 

электроэнергии  по  участкам 

сети),  что  позволит  увеличить 

объем  оказываемых  услуг 

по  передаче  электрической 

энергии,  оперативно  реагиро-

вать и исключать очаги потерь 

электроэнергии,  минимизиро-

вать  безучетное  и  бездого-

ворное  потребление  электро-

энергии, 

снизить 

объемы 

разногласий по объемам услуг 

и  потерь  с  энергосбытовыми 

компаниями,  получать  инфор-

мацию о режимах потребления 

своих  потребителей  в  целях 

предложения им дополнитель-

ных сервисов и услуг;

 

– повышение  платежной  дис-

циплины в части оплаты услуг 

по  передаче  электрической 

энергии  за  счет  автоматиза-

ции системы учета и контроля 

дебиторской  задолженности 

за  услуги  по  передаче  элек-

троэнергии  (сбор  и  анализ 

информации  о  начислении, 

оплате  и  наличии  задолжен-

ности,  штрафных  санкциях), 

что позволит создать сквозной 

процесс анализа, мониторинга 

и взыскания задолженности за 

оказанные услуги по передаче 

электрической  энергии,  уско-

рить  и  оптимизировать  проце-

дуры по взысканию задолжен-

ности, оперативно реагировать 

на  очаги  ее  возникновения, 

прогнозировать возникновение 

финансовых  проблем  участ-

ников  рынка  электроэнергии 

и  оперативно  реагировать  на 

их возникновение;

 

– оптимизация  существующей 

сети и ее развития, изменение 

подходов  к  работе  с  произво-

дителями,  подрядчик ами 

и клиентами (за счет вывода из 

эксплуатации  неиспользуемых 

сетевых  активов,  элементов 

и  повторного  их  применения 

в  строительстве  или  рекон-

струкции,  оптимизации  цены, 

сокращения  сроков  поставок 

материалов  и  оборудования 

путем внедрения лучших прак-

тик  закупочной  деятельности, 

организации  взаимодействия 

с  поставщиками,  централи-

зации  закупочной  деятельно-

сти),  что  позволит  сократить 

затраты  на  строительство 

и содержание сетевых мощно-

стей и линий электропередачи, 

обеспечить  высокое  каче-

ство  проектного  управления, 

с  точки  зрения  соблюдения 

сроков  и  бюджетов  проектов, 

развивать  дополнительные 

потребительские  сервисы  для 

своих абонентов;

 

– обеспечение  дальнейшего 

повышения  эффективности 

управления  деятельностью 

своих  филиалов  и  производ-

ственных  подразделений  (за 

счет изменения подхода к фор-

мированию  системы  ключевых 

показателей 

эффективности 

(КПЭ),  включая  формирование 

индивидуальных  КПЭ,  направ-

ленных на решение локальных 

проблем,  увязки  КПЭ  со  стра-

тегическими  целями  сетевой 

организации,  применения 

бенчмаркинга,  нивелирования 

единовременных 

факторов, 

влияющих на КПЭ в отдельном 

отчетном  периоде  и  задание 

вектора  на  улучшение  показа-

телей  деятельности  сетевой 

организации  в  среднесрочной 

перспективе),  что  позволит 

менеджменту  компании  более 

точно  учитывать  текущее  со-

стояние  и  при  необходимости 

сместить приоритеты на ликви-

дацию  проблемных  зон  в  дея-

тельности  филиалов  и  произ-

водственных подразделений.  

Предполагается двукратное со-

кращение  доли  оборудования 

с  индексом  технического  со-

стояния менее 50%. Каковы ме-

ханизмы  и  в  каком  объеме 

оцениваются  предполагаемые 

инвестиционные  вложения? 

Какие  схемы  финансирования 

(возврата  инвестиционных 

средств)  считаются  наиболее 

перспективными?

Центральной  задачей  техни-

ческой  политики  электросетевого 

комплекса  в  долгосрочной  пер-

спективе  является  эффектив-

ное  распределение  финансовых 

средств на эксплуатацию, а также 

на модернизацию основных фон-

дов,  находящихся  в  критическом 

и неудовлетворительном техниче-

ском состоянии.

Снижение  доли  электросете-

вого оборудования, находящегося 

в  критическом  и  неудовлетвори-

тельном  техническом  состоянии, 

требует  привлечения  значитель-

ного  объема  инвестиций.  Про-

блему с преодолением тенденции 

старения  основных  производ-

ственных  фондов  распредели-

АКЦЕНТ


Page 7
background image

11

тельного  электросетевого  ком-

плекса необходимо решать.

Кроме  того,  стоит  отметить, 

что  поскольку  данный  вопрос 

является  комплексным,  то  при 

определении  объема  инвести-

ций  необходимо  также  учитывать 

экономические  эффекты  от  по-

вышения  эффективности  опера-

ционной  и  инвестиционной  дея-

тельности  сетевых  организаций, 

совершенствования процесса пер-

спективного  планирования,  а  так-

же создания условий для обеспе-

чения  окупаемости  инвестиций 

в электросетевой комплекс.

Также внедрение системы при-

нятия решений о приоритетности 

воздействия на оборудование, ос-

нованной  на  данных  о  техничес-

ком состоянии и рисках (с учетом 

вероятности отказа функциональ-

ного  узла  и  единицы  основного 

технологического  оборудования 

и последствий такого отказа), ис-

ходя  из  требований  надежности, 

позволит  сконцентрировать  огра-

ниченные  операционные  и  инве-

стиционные ресурсы в точке мак-

симальной отдачи. 

Перед  электросетевым  ком-

плексом  ставится  много  раз-

носторонних  целей  и  задач, 

отдельные  из  которых  при 

одновременном  выполнении 

вступают  в  противоречие  меж-

ду собой. Как таковых приори-

тетов  реализации  проект  Стра-

тегии  не  устанавливает.  Какие 

цели  и  задачи  считаются  при-

оритетными?

При разработке проекта новой 

Стратегии мы старались гармони-

зировать ее цели и задачи таким 

образом, чтобы не возникало при 

их  реализации  каких-либо  проти-

воречий. 

В  настоящее  время  проект 

новой  Стратегии  проходит  ши-

рокое  обсуждение  на  уровне 

федеральных  органов  исполни-

тельной власти и экспертного со-

общества.  Кроме  того,  документ 

размещен  для  общественного 

обсуждения  на  официальном 

сайте  Минэнерго  России  и  в  ин-

формационно-телекоммуника-

ционной сети Интернет на сайте 

государственной  автоматизиро-

ванной  информационной  систе-

мы  «Управление»  (https://gasu.

gov.ru). 

По итогам обсуждения со все-

ми  заинтересованными  сторона-

ми все нестыковки, если таковые 

будут  обнаружены,  обязательно 

будут устранены.

В  целом  динамика  всех  целе-

вых  ориентиров  выглядит  как 

«закручивание гаек» по всем на-

правлениям.  Требования  о  со-

кращении  расходов  и  повыше-

нии  эффективности  производ-

ства  большинством  сотрудни-

ков  электросетевых  компаний 

воспринимаются  негативно. 

С  точки  зрения  работника  это 

равносильно  требованию  ра-

ботать  больше  за  те  же  или 

меньшие деньги. При этом про-

ектом  Стратегии  никак  не  опи-

сано  отношение  к  повышению 

качества  и  безопасности  труда 

персонала электросетевых ком-

паний.  Каким  образом  должны 

быть  изменены  условия  труда 

персонала  за  период  преобра-

зований,  описанных  проектом 

Стратегии?

Обеспечить  создание  условий 

для развития и удержания квали-

фицированных  специалистов  — 

это  первостепеннейшая  задача 

любой  организации  вне  зависи-

мости от принадлежности к какой-

либо отрасли. Целью повышения 

производительности труда, с уче-

том  новых  технологий  и  бизнес-

процессов, является создание та-

ких условий работы, при которых 

работники  смогут  повысить  свою 

квалификацию  и  расширить  свой 

функционал.

После  утверждения  Cтратегии 

потребуется  подготовка  (пере-

смотр)  большого  числа  зако-

нодательных  и  нормативных 

актов  для  реализации  постав-

ленных  целей  и  задач.  Каким 

образом  Министерство  энер-

гетики  РФ  планирует  дальней-

шую  законотворческую  и  нор-

мотворческую 

деятельность 

в этом направлении?

После  утверждения  Прави-

тельством Российской Федерации 

проекта  новой  Стратегии  Мин-

энерго России во взаимодействии 

с федеральными органами испол-

нительной  власти  и  экспертным 

сообществом  подготовит  план 

мероприятий  по  ее  реализации, 

который  будет  предусматривать 

также и разработку проектов нор-

мативных правовых актов.

Проект Стратегии опубликован

на сайте Министерства энерге-

тики РФ www.minenergo.gov.ru.

Отзывы по проекту можно

направлять по адресу: 

BalagurovSA@minenergo.gov.ru 

(Балагуров Сергей Аркадьевич)

 6 (63) 2020


Читать онлайн

В конце сентября 2020 года на официальном сайте Министерства энергетики РФ был размещен для всеобщего обсуждения проект Стратегии развития электросетевого комплекса РФ на период до 2035 года. Документ вызвал достаточно большое количество вопросов со стороны экспертного сообщества. С целью комплексного представления заинтересованным сторонам ответов на наиболее часто задаваемые вопросы журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» обратился к профильному департаменту Министерства энергетики РФ за разъяснениями.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(71), март-апрель 2022

Повышение эффективности производственной деятельности в Группе «Россети»

Интервью Управление сетями / Развитие сетей Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП Охрана труда / Производственный травматизм
Интервью с Первым заместителем Генерального директора — Главным инженером ПАО «Россети» А.В. Майоровым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(71), март-апрель 2022

Совершенствование процесса технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей в границах СНТ. Опыт ПАО «Россети Московский регион»

Управление сетями / Развитие сетей
ПАО «Россети Московский регион»
Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Передовые технологии группы компаний «Россети»

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
Григорий Гладковский, Дмитрий Капустин (ПАО «Россети»), Эльдар Магадеев (НТС «Россети» / «Россети ФСК ЕЭС»)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Повышение эффективности почасового прогнозирования электропотребления с помощью моделей машинного обучения на примере Иркутской энергосистемы. Часть 2

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
Томин Н.В. Корнилов В.Н. Курбацкий В.Г.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»