140
КАДРЫ
К
Э
У
КЭУ
П
рактика
показыва
-
ет
,
что
Закон
«
Об
энергосбережении
и
повышении
энер
-
гоэффективности
...»
не
только
вступает
в
противоречие
с
дру
-
гими
нормативно
-
правовыми
актами
,
но
и
сам
нуждается
в
серьёзной
коррекции
.
На
какие
моменты
зако
-
нодатели
должны
обратить
внимание
и
какие
поправки
принять
,
постарались
выяснить
участники
Все
-
российской
конференции
«
Энергоэффектив
-
ность
:
опыт
и
перспективы
»,
прошедшей
на
базе
Корпоративного
энергетического
университета
(
КЭУ
).
Организаторами
конференции
выступили
Совет
Федерации
Федерального
Собрания
РФ
,
Министерство
энергетики
РФ
и
Корпоративный
энергетический
университет
(
КЭУ
).
Генеральным
информационным
партнёром
мероприятия
стал
журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распре
-
деление
»,
генеральным
интернет
-
партнёром
—
портал
RusCable.Ru.
Генеральный
директор
НП
«
Корпоративный
и
образовательный
центр
Единой
энергетической
системы
»
Сергей
Мищеряков
отметил
,
что
со
-
вершенствование
законодательства
в
области
энергосбережения
должно
идти
в
соответствии
с
реальными
потребностями
участников
процес
-
са
.
Вопрос
энергосбережения
касается
всех
и
каждого
.
Поэтому
реализация
поставленных
за
-
дач
должна
идти
предельно
взвешенно
и
грамот
-
но
.
Между
тем
двухлетний
опыт
показывает
,
что
этого
как
раз
-
таки
и
не
хватает
.
Ответственный
секретарь
научно
-
эксперт
-
ного
совета
при
рабочей
группе
Совета
Феде
-
рации
по
мониторингу
практики
применения
№
261-
ФЗ
,
председатель
правления
«
Национально
-
го
союза
энергосбережения
»
Андрей
Романчук
напомнил
,
что
,
несмотря
на
все
попытки
перело
-
мить
ситуацию
,
энергоёмкость
российской
экономики
вдвое
превышает
энергоёмкость
развитых
государств
.
Такая
ситуация
опасна
тем
,
что
по
-
сле
вступлении
России
в
ВТО
и
без
того
невысокая
конкурен
-
тоспособность
вообще
может
сойти
к
нулю
.
Чтобы
этого
не
случилось
,
необходимо
сосре
-
доточиться
на
приоритетных
направлениях
реализации
программных
задач
в
области
энергосбереже
-
ния
и
энергоэффективности
.
Одним
из
самых
болезненных
вопросов
ны
-
нешнего
этапа
остаётся
проведение
энергоау
-
дита
зданий
и
сооружений
.
С
одной
стороны
,
в
качестве
проведения
энергоаудита
не
заинте
-
ресованы
заказчики
—
главным
ориентиром
для
них
на
тендерах
по
выбору
аудиторской
компании
становится
цена
.
Чем
дешевле
—
тем
лучше
.
С
другой
стороны
,
качество
подготовки
энергоаудиторов
оставляет
желать
лучшего
.
Все
-
го
20%
от
общего
числа
аудиторов
имеют
опыт
проведения
обследований
.
Часто
у
аудиторских
компаний
нет
лабораторной
базы
,
нет
методиче
-
ских
рекомендаций
по
проведению
аудита
,
нет
представления
,
что
нужно
делать
.
—
Для
того
,
чтобы
подготовить
высококласс
-
ного
энергоаудитора
,
требуется
не
один
год
, —
подчеркнул
член
президиума
НЭС
,
гене
-
ральный
директор
ЗАО
ПФК
«
СКАФ
»
Сергей
Шимко
. —
Но
даже
после
этого
не
каждый
может
стать
настоящим
профессионалом
в
силу
лич
-
ностных
качеств
.
У
нас
же
на
обучение
энерго
-
аудитора
отводится
72
часа
.
Хорошо
,
что
сейчас
ситуация
меняется
—
подготовка
специалистов
по
энергоаудиту
будет
занимать
105
часов
,
а
за
-
тем
500.
Основной
базой
подготовки
энергоаудиторов
должен
стать
Корпоративный
энергетический
В кругу противоречий
Со времени принятия Федерального Закона № 261 «Об энергосбере-
жении и повышении энергетической эффективности и о внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
прошло два года. Всё это время законодатели, эксперты, руководители
промышленных предприятий и бюджетных организаций, представите-
ли региональной и муниципальной власти пытаются разобраться, как
его правильно реализовать?
Марина МУХТАРОВА
141
№ 1 (10), январь-февраль, 2012
университет
,
считает
председа
-
тель
научно
-
экспертного
совета
при
рабочей
группе
СФ
РФ
Лео
-
нид
Рокецкий
.
Но
бизнес
должен
оказать
поддержку
университету
на
данном
этапе
. 2012
год
для
КЭУ
обещает
быть
очень
нелёг
-
ким
в
материально
-
техническом
плане
.
Нужно
помочь
выстоять
.
Нельзя
потерять
такую
уникаль
-
ную
образовательную
площад
-
ку
для
специалистов
в
области
энергетики
.
Участники
конференции
коснулись
многих
острых
во
-
просов
—
необходимости
объ
-
единения
энергоаудиторских
и
сервисных
компаний
,
увеличе
-
ния
сроков
проведения
проце
-
дур
по
экспертизе
результатов
обследования
и
финансирова
-
—
На
рынке
не
так
много
компаний
,
которые
могут
начать
с
нуля
и
довести
до
логического
завершения
энергосберегающие
мероприятия
.
Наша
компания
ком
-
плексно
занимается
вопросами
энергосбережения
,
про
-
ведением
энергоаудита
и
мониторингом
энергосбере
-
жения
.
Мы
работаем
с
очень
серьёзными
партнёрами
.
Один
из
них
—
ЗАО
«H
2
O-
технология
»,
которое
решает
во
-
просы
,
связанные
с
водопотреблением
в
бытовом
сек
-
торе
.
Это
малобюджетные
мероприятия
.
ЗАО
оборудует
регуляторами
учёта
воды
бюджетные
учреждения
(
шко
-
лы
,
детские
сады
и
пр
.),
стоимость
которых
не
превыша
-
ет
20—25
тысяч
рублей
.
При
этом
возврат
средств
осу
-
ществляется
за
3—4
месяца
.
Суть
технологии
«
регулятор
воды
»
состоит
в
том
,
что
она
не
позволяет
расходовать
воды
в
определённый
период
времени
больше
,
чем
по
-
ложено
по
нормативу
.
Например
,
мы
моем
руки
.
Подста
-
вили
ладонь
—
вода
течёт
,
убрали
—
перестала
.
В
итоге
получается
экономия
—
на
мытьё
тратится
уже
не
12—
14
литров
воды
в
минуту
,
а
6—8.
В
рамках
взаимодей
-
ствия
с
социальным
департаментом
г
.
Москвы
мы
обору
-
довали
регуляторами
воды
305
бюджетных
учреждений
столицы
.
Также
работаем
в
Нижегородской
,
Костром
-
ской
,
Орловской
,
Калининградской
областях
.
Работая
с
учреждениями
,
мы
сразу
объясняем
:
не
нужно
нам
платить
сейчас
эти
25
тысяч
рублей
за
уста
-
новку
оборудования
.
Оплатите
потом
—
из
достигнутой
экономии
.
Причём
не
сразу
,
а
с
рассрочкой
на
15—
16
месяцев
.
ГОВОРЯТ
УЧАСТНИКИ
КОНФЕРЕНЦИИ
:
—
В
нашем
законодательстве
заложено
слишком
много
противоречий
,
которые
мешают
развитию
энер
-
госбережения
в
стране
.
Налоговый
кодекс
«
не
заточен
»
на
энергосбережение
,
а
Закон
№
94
от
21
июля
2005
г
.
«
О
размещении
заказов
на
поставки
товаров
,
выпол
-
нение
работ
,
оказание
услуг
для
государственных
и
му
-
ниципальных
нужд
»
никак
не
сочетается
с
«
Бюджетным
кодексом
».
При
оказании
услуг
в
области
энергосбережения
энергосервисная
компания
сталкивается
с
множе
-
ством
проблем
.
Например
, 94-
ФЗ
запрещает
энерго
-
сервисной
компании
проводить
аудит
.
А
она
вынуждена
это
делать
,
потому
что
качество
аудита
,
проведённого
другой
структурой
,
может
вызывать
большие
сомнения
у
подрядчика
.
К
тому
же
энергоаудиторы
не
просчиты
-
вают
экономику
будущего
проекта
,
а
компания
,
выпол
-
няющая
проект
, —
просчитывает
.
Энергосервис
в
области
энергосбережения
пришёл
к
нам
с
Запада
.
Но
там
предметом
энергоконтракта
яв
-
ляется
установка
энергооборудования
.
У
нас
предмет
контракта
—
достижение
экономии
и
её
распределение
между
заказчиком
и
исполнителем
.
Это
неправильно
.
Кроме
того
,
при
заключении
контракта
между
заказчи
-
ком
и
исполнителем
СНиП
к
договору
не
прилагается
,
не
оговаривается
смета
,
что
вызывает
большие
вопросы
.
При
этом
при
проведении
конкурсов
на
оказание
услуг
не
устанавливаются
сроки
контракта
,
что
тоже
странно
.
Ведь
чем
короче
срок
контракта
,
тем
больше
в
нём
заинтересованы
как
заказчик
,
так
и
исполнитель
.
Серьёзные
претензии
у
энергосервисных
компаний
к
Постановлению
правительства
№
636 «
Об
энергосер
-
висных
контрактах
в
бюджетной
сфере
»,
разработанно
-
му
Минэкономразвития
.
Оно
составлено
таким
обра
-
зом
,
что
по
нему
просто
невозможно
работать
.
Владимир
МИРОШНИКОВ
,
генеральный
директор
ООО
«
Энергосберегай
»,
к
.
э
.
н
.,
доцент
:
Игорь
ДЬЯЧЕНКО
,
заместитель
директора
регионального
центра
энергоэффективности
Калужской
области
:
142
КАДРЫ
ние
работ
,
что
затягивает
начало
энергосберегающих
мероприя
-
тий
.
Качество
паспортов
энергоэф
-
фетивности
такое
,
что
в
этом
году
экспертизу
в
Минэнерго
прошли
всего
шесть
паспортов
из
тысячи
поступивших
.
Выступающие
отмечали
,
что
нужны
программные
комплексы
,
позволяющие
формализовать
ра
-
боту
аудиторских
компаний
.
Нуж
-
но
разработать
стандарты
резуль
-
татов
аудиторской
работы
.
Цены
на
аудит
должны
быть
норми
-
рованы
и
учитывать
результаты
работ
.
А
заказчик
должен
понимать
,
сколько
стоит
аудит
и
когда
он
получит
реальные
результаты
от
прове
-
дения
мероприятий
.
Много
критики
про
-
звучало
в
адрес
СРО
,
готовящих
некомпе
-
тентных
аудиторов
.
Вице
-
президент
,
руководитель
аппа
-
рата
Национального
объединения
СРО
в
области
энергетиче
-
ского
обследования
Леонид
Питерский
,
со
своей
стороны
,
отметил
,
что
заказ
-
чик
,
нанимая
энер
-
гоаудитора
,
зачастую
даже
не
удосуживается
посмотреть
,
имеет
ли
он
право
проводить
энер
-
гоаудит
.
Бюджетные
организации
стараются
экономить
и
нанимают
кого
попало
.
Некоторые
заказчи
-
ки
настаивают
,
чтобы
у
них
про
-
вели
аудит
дистанционно
.
Большая
проблема
ещё
и
в
том
,
что
единых
требований
к
аудиторским
компа
-
ниям
до
сих
пор
не
выработано
.
По
законодательству
СРО
не
может
не
принять
компанию
в
свои
ряды
,
если
она
формально
соответству
-
ет
нормам
закона
о
СРО
.
Кроме
того
,
по
закону
один
и
тот
же
аудитор
может
проводить
энергооб
-
следование
как
коров
-
ника
,
так
и
крупного
предприятия
. «
Мы
проводим
опрос
сре
-
ди
специалистов
,
не
-
обходимо
ли
введение
требований
к
энергоа
-
удитору
в
зависимости
от
того
,
какие
объекты
он
обследует
, —
сказал
Л
.
Питерский
. —
Очень
важно
знать
,
какой
технической
базой
располагает
аудитор
-
ская
компания
».
В
рамках
конфе
-
ренции
работала
вы
-
ставка
технических
средств
,
без
которых
аудитор
просто
не
имеет
права
приходить
на
обследо
-
вание
объекта
.
Весь
этот
арсенал
представила
компания
«
ТЕХНО
-
АС
»
из
Коломны
,
которая
занимает
-
ся
разработкой
и
производством
контрольно
-
измерительных
прибо
-
ров
.
По
итогам
конференции
участ
-
ники
приняли
резолюцию
,
в
ко
-
торой
изложили
свои
предло
-
жения
по
совершенствованию
законодательно
-
правовых
актов
в
области
энергосбережения
и
повы
-
шения
энергоэффективности
.
Оригинал статьи: В кругу противоречий
Со времени принятия Федерального Закона № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прошло два года. Всё это время законодатели, эксперты, руководители промышленных предприятий и бюджетных организаций, представители региональной и муниципальной власти пытаются разобраться, как его правильно реализовать?