68
С
1
декабря
2018
года
вводится
в
действие
национальный
стандарт
Российской
Федерации
ГОСТ
Р
58087-2018
«
Единая
энергетическая
система
и
изолированно
работающие
энергосистемы
.
Электрические
сети
.
Паспорт
воздушных
линий
электропередачи
напряжением
35
кВ
и
выше
»,
утвержденный
приказом
Росстандарта
от
20
марта
2018
года
№
141-
ст
.
Стандарт
раз
-
работан
АО
«
Техническая
инспекция
ЕЭС
»
по
Про
-
грамме
национальной
стандартизации
в
рамках
деятельности
техническо
-
го
комитета
по
стандар
-
тизации
ТК
016 «
Электро
-
энергетика
».
О
том
,
как
этот
документ
повлияет
на
деятельность
электро
-
сетевых
предприятий
,
нашему
корреспонденту
рассказал
Генеральный
директор
АО
«
Техниче
-
ская
инспекция
ЕЭС
»
Павел
ГОЛУБЕВ
.
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
л
и
н
и
и
воздушные линии
Утвержден
национальный
стандарт паспорта
ВЛ 35 кВ и выше
—
Павел
Владиленович
,
какие
документы
в
настоящее
время
определяют
форму
и
содержание
паспорта
ВЛ
?
—
Традиционная
форма
паспорта
ВЛ
закреплена
«
Типовой
ин
-
струкцией
по
эксплуатации
воздушных
линий
электропередачи
напряжением
35–800
кВ
(
РД
34.20.504-94)».
Документ
утвержден
в
1994
году
,
частично
морально
устарел
и
не
учитывает
современ
-
ных
подходов
к
сбору
и
документированию
информации
.
Поэтому
ряд
электросетевых
предприятий
разработали
и
руководствуются
в
работе
собственными
формами
паспорта
ВЛ
,
утвержденными
вну
-
тренними
локальными
актами
.
—
В
какой
части
традиционная
форма
паспорта
ВЛ
устарела
?
—
Существующая
форма
паспорта
ВЛ
предусматривает
набор
па
-
раметров
,
явно
недостаточный
для
принятия
оптимальных
решений
при
экс
плуа
та
ции
и
оценке
фактического
технического
состояния
линий
электропередачи
.
Во
-
первых
,
данная
форма
паспорта
ВЛ
не
предполагает
наличие
информации
о
местах
нарушения
габаритных
расстояний
при
наи
-
большей
стреле
провеса
,
являющейся
расчетной
величиной
,
до
пере
-
секаемых
объектов
и
инженерных
коммуникаций
,
расстояний
между
69
Для
Стандарта
ГОСТ
Р
58087-2018
разработаны
различные
табличные
формы
представления
фактических
параметров
ВЛ
,
которые
содержат
сведения
в
соответствии
с
требованиями
ПУЭ
и
Типовой
инструкции
.
Та
-
бличные
формы
,
обеспечивая
требуемую
полноту
и
точность
информа
-
ции
,
достаточно
просты
и
могут
широко
использоваться
в
анализе
со
-
стояния
ВЛ
.
фазными
проводами
и
тросами
ВЛ
при
усло
-
виях
,
пред
у
смот
ренных
ПУЭ
.
Отсутствие
этих
и
других
данных
может
привести
к
неправиль
-
ной
оценке
состояния
ВЛ
,
неверному
опре
-
делению
мест
и
по
-
следствий
вероятных
отказов
и
повреждений
на
ВЛ
,
в
том
числе
свя
-
занных
с
поражением
людей
и
перекрытия
на
технику
.
Во
-
вторых
,
отсутству
-
ет
так
необходи
мая
для
планирования
работ
по
рас
чист
ке
в
охранных
зо
-
нах
ВЛ
реальная
оцен
-
ка
занимаемой
площа
-
ди
и
высоты
ДКР
,
при
-
ближающейся
к
про
-
водам
на
расстояния
,
при
которых
может
возникнуть
перекры
-
тие
«
провод
—
растительность
»,
а
также
нали
-
чия
«
опасных
»
деревьев
,
растущих
вне
просеки
и
угрожающих
падением
на
провода
ВЛ
.
В
-
третьих
,
существующая
форма
паспорта
ВЛ
не
предусматривает
внесение
информации
о
су
-
ществующих
или
развивающихся
дефектах
раз
-
личных
элементов
ВЛ
и
их
устранении
.
Дефицит
всех
этих
сведений
не
позволяет
экс
-
плуатационным
службам
максимально
рацио
-
нально
распределять
затраты
на
поддержание
ВЛ
в
работоспособном
состоянии
при
планировании
работ
.
—
Разработанный
Технической
инспекцией
ЕЭС
Стандарт
ГОСТ
Р
58087-2018
имеет
револю
-
ционный
характер
?
—
Нет
.
Скорее
,
это
улучшенная
версия
суще
-
ствующего
документа
.
За
основу
взята
все
та
же
форма
паспорта
ВЛ
,
утверж
денная
Типовой
инструкцией
по
эксплуатации
воздушных
линий
электропередачи
напряжением
35–
800
кВ
(
РД
34.20.504-94),
в
которую
внесены
измене
-
ния
и
дополнения
,
позволяющие
устранить
недостат
-
ки
и
восполнить
«
пробелы
»,
которые
я
перечислил
.
Все
характеристики
ВЛ
,
подлежащие
докумен
-
тированию
в
паспорте
ВЛ
,
нормируются
в
соответствии
с
действующими
нормативно
-
техническими
документами
(
ПУЭ
,
ПТЭ
,
РД
34.20.504-94,
СТО
).
При
разработке
новой
формы
паспорта
ВЛ
Техниче
-
ская
инспекция
ЕЭС
активно
сотрудничала
с
субъектами
электроэнергетики
.
Учтены
предложения
электросетевых
компаний
,
их
опыт
обслужи
-
вания
линий
электропереда
-
чи
.
По
рекомендации
коллег
из
эксплуатирующих
предпри
-
ятий
в
паспорт
ВЛ
дополни
-
тельно
внесены
данные
,
не
-
обходимые
для
организации
аварийно
-
восстановительных
работ
на
ВЛ
,
в
частности
,
схе
-
мы
заездов
и
карта
послеава
-
рийного
осмотра
ВЛ
.
Пример
заполнения
ведомости
измерения
расстояния
от
проводов
ВЛ
до
поверх
-
ности
земли
по
результатам
обследования
Пример
заполнения
ведомости
измерения
расстояния
между
проводами
или
про
-
водами
и
тросами
пересекающихся
ВЛ
по
результатам
обследования
№
3 (48) 2018
70
—
Это
плавный
переход
к
электронному
пас
-
порту
ВЛ
?
—
Безусловно
,
это
следующий
шаг
.
Внедрение
и
активное
использование
паспорта
ВЛ
в
электрон
-
ном
виде
на
основе
методов
обследования
ВЛ
,
даю
-
щих
достоверные
значения
геометрических
,
механи
-
ческих
и
габаритных
параметров
ВЛ
,
геодезические
координаты
опор
ВЛ
,
границы
охранной
зоны
,
план
местности
по
трассе
ВЛ
позволяют
формировать
цифровую
электронную
модель
ВЛ
,
которая
,
в
свою
очередь
,
обеспечит
необходимой
информаций
соб
-
ственника
на
протяжении
всего
жизненного
цикла
ВЛ
.
Например
,
позволит
моделировать
состояния
ВЛ
в
различных
режимах
работы
—
при
гололедной
,
ветровой
или
токовой
нагрузке
.
Полученная
по
данным
современных
методов
об
-
следования
электронная
модель
ВЛ
,
рельефа
и
объ
-
ектов
вследствие
ее
полноты
и
точности
является
основой
,
на
которую
могут
быть
наложены
результа
-
ты
периодических
осмотров
,
проверок
и
измерений
,
выполнения
отдельных
видов
работ
по
устранению
повреждений
и
неисправностей
.
Электронная
3D-
модель
ВЛ
Пример
отклонений
опор
от
вертикальной
оси
вдоль
и
поперек
ВЛ
по
результа
-
там
обследования
Разработанный
Стан
-
дарт
устанавливает
еди
-
ную
форму
паспорта
ВЛ
для
всех
организаций
,
владеющих
или
эксплуа
-
тирующих
ВЛ
электропе
-
редачи
напряжением
35
кВ
и
выше
,
в
том
числе
воз
-
душные
участки
кабельно
-
воздушных
линий
электро
-
передачи
.
Новый
формат
паспор
-
та
ВЛ
допускает
фиксацию
данных
о
состоянии
ВЛ
как
в
бумажном
виде
,
так
и
в
автоматизированных
системах
,
существующих
сегодня
во
многих
компа
-
ниях
.
Причем
эти
данные
могут
быть
получены
как
в
ходе
традиционных
осмотров
,
так
и
по
результа
-
там
применения
современных
методов
обследо
-
вания
технического
состояния
ВЛ
.
—
Все
ли
данные
,
заданные
новым
форма
-
том
паспорта
ВЛ
,
можно
получить
в
результате
традиционных
методов
обследования
—
осмо
-
тров
,
проверок
,
измерений
?
—
Можно
,
конечно
.
Но
это
будет
сопряжено
с
неоправданно
высокими
затратами
человече
-
ских
и
временных
ресурсов
как
на
получение
,
так
и
на
обработку
полученных
данных
.
Целесообразнее
использовать
дистанционные
технологии
обследования
ВЛ
—
аэрофотосъемку
,
стереофотограмметрию
,
воздушное
и
наземное
лазерное
сканирование
,
спутниковый
монито
-
ринг
.
Данные
методы
обладают
высокой
произво
-
дительностью
сбора
информации
,
представляют
точные
пространственные
данные
о
фактических
параметрах
и
незаменимы
при
обследовании
ВЛ
в
условиях
лесистой
и
болотистой
местности
,
на
участках
с
особой
сложностью
рельефа
.
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
71
СОСТАВ
ПАСПОРТА
ВЛ
СОГЛАСНО
ГОСТ
Р
58087-2018
1.
Общая
информация
о
воздушной
линии
электропе
-
редачи
.
2.
Схема
линии
электропередачи
.
3.
Характеристика
элементов
ВЛ
.
4.
Сведения
о
дате
и
объеме
проведения
ремонтов
и
замены
основных
элементов
ВЛ
.
5.
Сведения
о
технических
освидетельствованиях
ВЛ
.
6.
Внесение
изменений
в
паспорт
ВЛ
.
7.
Схемы
заездов
на
ВЛ
.
Карта
проведения
послеава
-
рийного
осмотра
ВЛ
.
8.
Данные
о
фактических
параметрах
ВЛ
и
ее
элемен
-
тов
в
составе
следующих
приложений
:
–
поопорная
ведомость
;
–
ведомость
измерения
расстояния
от
проводов
воз
-
душной
линии
электропередачи
до
поверхности
земли
;
–
ведомость
измерения
расстояния
между
проводами
или
проводами
и
тросами
пересекающихся
воздуш
-
ных
линий
электропередачи
;
–
ведомость
измерения
расстояния
от
проводов
воз
-
душной
линии
электропередачи
до
пересекаемых
объ
-
ектов
;
–
отклонения
опор
от
вертикальной
оси
вдоль
и
попе
-
рек
воздушной
линии
электропередачи
;
–
отклонения
(
уклон
и
разворот
)
траверс
опор
относи
-
тельно
стоек
опор
;
–
отклонения
опор
поперек
оси
воздушной
линии
электропередачи
(
выход
из
створа
);
–
состояние
опор
воздушной
линии
электропередачи
;
–
состояние
фундаментов
опор
воздушной
линии
электропередачи
;
–
состояние
заземляющих
устройств
;
–
состояние
проводов
и
тросов
в
пролете
;
–
разрегулировка
проводов
фаз
цепи
в
пролете
воз
-
душной
линии
электропередачи
;
–
состояние
линейной
изоляции
;
–
состояние
линейной
арматуры
и
подвесок
проводов
и
тросов
;
–
отклонения
поддерживающих
гирлянд
изоляторов
относительно
вертикальной
оси
;
–
состояние
защиты
воздушной
линии
электропере
-
дачи
от
грозовых
перенапряжений
(
ограничителями
перенапряжения
);
–
состояние
защиты
цепи
воздушной
линии
электро
-
передачи
от
грозовых
перенапряжений
(
тросами
);
–
наличие
зданий
и
сооружений
в
охранной
зоне
воз
-
душной
линии
электропередачи
;
–
наличие
древесно
-
кустарниковой
растительности
в
охранной
зоне
воздушной
линии
электропередачи
;
–
данные
о
наличии
угрожающих
деревьев
за
пределами
охранной
зоны
воздушной
линии
электропередачи
.
—
Как
я
поняла
,
в
конечном
сче
-
те
электросетевые
компании
смо
-
гут
повысить
эффективность
экс
-
плуатации
ВЛ
,
оптимизировать
затраты
на
ремонтно
-
эксплуатаци
-
онные
работы
,
управление
земель
-
но
-
имущественным
комплексом
и
т
.
д
.
Получается
,
сетевые
органи
-
зации
—
это
единственная
заинте
-
ресованная
сторона
во
внедрении
нового
документа
?
—
Безусловно
,
предприятия
,
не
-
посредственно
эксплуатирующие
се
-
тевую
инфраструктуру
,
в
первую
оче
-
редь
заинтересованы
в
достоверных
и
исчерпывающих
сведениях
о
факти
-
ческом
состоянии
ВЛ
,
а
значит
во
вне
-
дрении
нового
формата
паспорта
ВЛ
.
Но
,
конечно
,
не
единственные
.
Во
внедрении
нового
Стандарта
заинтересованы
управляющие
орга
-
ны
этих
организаций
,
которые
впредь
будут
получать
дополнительные
объ
-
ективные
сведения
о
состоянии
ВЛ
,
позволяющие
принимать
квалифици
-
рованные
управленческие
решения
на
основе
комплексной
информации
,
и
дающие
возможность
повысить
устойчивость
и
капитализацию
биз
-
неса
.
Одновременно
государственные
контролирующие
и
надзорные
органы
получат
возможность
осуществлять
государственный
отраслевой
контроль
технического
состояния
ВЛ
,
в
том
чис
-
ле
на
основе
полученных
объективных
данных
.
—
Павел
Владиленович
,
давайте
подведем
итог
нашей
беседы
.
Что
даст
внедрение
Стандарта
ГОСТ
Р
58087-2018
в
целом
для
отрасли
?
—
В
результате
унификации
под
-
хода
к
сбору
,
обработке
и
представ
-
лению
данных
о
техническом
состо
-
янии
ВЛ
напряжением
35
кВ
и
выше
будет
сформирована
база
данных
с
актуальной
технической
информа
-
цией
(
документирование
«
истории
»
технического
состояния
ВЛ
)
по
еди
-
ному
формату
и
обеспечены
пред
-
посылки
для
автоматизации
анализа
технического
состояния
ВЛ
по
задан
-
ным
критериям
для
принятия
реше
-
ний
о
техническом
перевооружении
,
реконструкции
,
модернизации
или
ремонту
.
—
Большое
спасибо
за
интер
-
вью
!
Беседовала
Екатерина
Гусева
№
3 (48) 2018
Оригинал статьи: Утвержден национальный стандарт паспорта ВЛ 35 кВ и выше
С 1 декабря 2018 года вводится в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58087-2018 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электрические сети. Паспорт воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше», утвержденный приказом Росстандарта от 20 марта 2018 года № 141-ст. Стандарт разработан АО «Техническая инспекция ЕЭС» по Программе национальной стандартизации в рамках деятельности технического комитета по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика». О том, как этот документ повлияет на деятельность электросетевых предприятий, нашему корреспонденту рассказал Генеральный директор АО «Техническая инспекция ЕЭС» Павел ГОЛУБЕВ.