Утвержден национальный стандарт паспорта ВЛ 35 кВ и выше

Page 1
background image

Page 2
background image

68

С

 1 

декабря

 2018 

года

 

вводится

 

в

 

действие

 

национальный

 

стандарт

 

Российской

 

Федерации

 

ГОСТ

 

Р

 58087-2018

«

Единая

 

энергетическая

 

система

 

и

 

изолированно

работающие

 

энергосистемы

Электрические

 

сети

.

Паспорт

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 

напряжением

35 

кВ

 

и

 

выше

», 

утвержденный

 

приказом

 

Росстандарта

 

от

 20 

марта

 2018 

года

 

 141-

ст

Стандарт

 

раз

-

работан

 

АО

 «

Техническая

 

инспекция

 

ЕЭС

» 

по

 

Про

-

грамме

 

национальной

 

стандартизации

 

в

 

рамках

 

деятельности

 

техническо

-

го

 

комитета

 

по

 

стандар

-

тизации

 

ТК

 016 «

Электро

-

энергетика

». 

О

 

том

как

 

этот

 

документ

 

повлияет

 

на

 

деятельность

 

электро

-

сетевых

 

предприятий

нашему

 

корреспонденту

 

рассказал

 

Генеральный

 

директор

 

АО

 «

Техниче

-

ская

 

инспекция

 

ЕЭС

» 

Павел

 

ГОЛУБЕВ

.

в

о

з

д

у

ш

н

ы

е

 л

и

н

и

и

воздушные линии

Утвержден 
национальный 
стандарт паспорта 
ВЛ 35 кВ и выше

— 

Павел

 

Владиленович

какие

 

документы

 

в

 

настоящее

 

время

 

определяют

 

форму

 

и

 

содержание

 

паспорта

 

ВЛ

?

— 

Традиционная

 

форма

 

паспорта

 

ВЛ

 

закреплена

  «

Типовой

 

ин

-

струкцией

 

по

 

эксплуатации

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 

напряжением

 35–800 

кВ

  (

РД

 34.20.504-94)». 

Документ

 

утвержден

 

в

 1994 

году

частично

 

морально

 

устарел

 

и

 

не

 

учитывает

 

современ

-

ных

 

подходов

 

к

 

сбору

 

и

 

документированию

 

информации

Поэтому

 

ряд

 

электросетевых

 

предприятий

 

разработали

 

и

 

руководствуются

 

в

 

работе

 

собственными

 

формами

 

паспорта

 

ВЛ

утвержденными

 

вну

-

тренними

 

локальными

 

актами

.

— 

В

 

какой

 

части

 

традиционная

 

форма

 

паспорта

 

ВЛ

 

устарела

?

— 

Существующая

 

форма

 

паспорта

 

ВЛ

 

предусматривает

 

набор

 

па

-

раметров

явно

 

недостаточный

 

для

 

принятия

 

оптимальных

 

решений

 

при

 

экс

 

плуа

 

та

 

ции

 

и

 

оценке

 

фактического

 

технического

 

состояния

 

линий

 

электропередачи

.

Во

-

первых

данная

 

форма

 

паспорта

 

ВЛ

 

не

 

предполагает

 

наличие

 

информации

 

о

 

местах

 

нарушения

 

габаритных

 

расстояний

 

при

 

наи

-

большей

 

стреле

 

провеса

являющейся

 

расчетной

 

величиной

до

 

пере

-

секаемых

 

объектов

 

и

 

инженерных

 

коммуникаций

расстояний

 

между

 


Page 3
background image

69

Для

 

Стандарта

 

ГОСТ

 

Р

 58087-2018 

разработаны

 

различные

 

табличные

 

формы

 

представления

 

фактических

 

параметров

 

ВЛ

которые

 

содержат

 

сведения

 

в

 

соответствии

 

с

 

требованиями

 

ПУЭ

 

и

 

Типовой

 

инструкции

Та

-

бличные

 

формы

обеспечивая

 

требуемую

 

полноту

 

и

 

точность

 

информа

-

ции

достаточно

 

просты

 

и

 

могут

 

широко

 

использоваться

 

в

 

анализе

 

со

-

стояния

 

ВЛ

.

фазными

 

проводами

 

и

 

тросами

 

ВЛ

 

при

 

усло

-

виях

пред

 

у

 

смот

 

ренных

 

ПУЭ

Отсутствие

 

этих

 

и

 

других

 

данных

 

может

 

привести

 

к

 

неправиль

-

ной

 

оценке

 

состояния

 

ВЛ

неверному

 

опре

-

делению

 

мест

 

и

 

по

-

следствий

 

вероятных

 

отказов

 

и

 

повреждений

 

на

 

ВЛ

в

 

том

 

числе

 

свя

-

занных

 

с

 

поражением

 

людей

 

и

 

перекрытия

 

на

 

технику

.

Во

-

вторых

отсутству

-

ет

 

так

 

необходи

 

мая

 

для

 

планирования

 

работ

 

по

рас

 

чист

 

ке

 

в

 

охранных

 

зо

-

нах

 

ВЛ

 

реальная

 

оцен

-

ка

 

занимаемой

 

площа

-

ди

 

и

 

высоты

 

ДКР

при

-

ближающейся

 

к

 

про

-

водам

 

на

 

расстояния

при

 

которых

 

может

 

возникнуть

 

перекры

-

тие

  «

провод

 — 

растительность

», 

а

 

также

 

нали

-

чия

  «

опасных

» 

деревьев

растущих

 

вне

 

просеки

 

и

 

угрожающих

 

падением

 

на

 

провода

 

ВЛ

.

В

-

третьих

существующая

 

форма

 

паспорта

 

ВЛ

 

не

 

предусматривает

 

внесение

 

информации

 

о

 

су

-

ществующих

 

или

 

развивающихся

 

дефектах

 

раз

-

личных

 

элементов

 

ВЛ

 

и

 

их

 

устранении

.

Дефицит

 

всех

 

этих

 

сведений

 

не

 

позволяет

 

экс

-

плуатационным

 

службам

 

максимально

 

рацио

-

нально

 

распределять

 

затраты

 

на

 

поддержание

 

ВЛ

 

в

 

работоспособном

 

состоянии

 

при

 

планировании

 

работ

.

— 

Разработанный

 

Технической

 

инспекцией

 

ЕЭС

 

Стандарт

 

ГОСТ

 

Р

 58087-2018 

имеет

 

револю

-

ционный

 

характер

?

— 

Нет

Скорее

это

 

улучшенная

 

версия

 

суще

-

ствующего

 

документа

.

За

 

основу

 

взята

 

все

 

та

 

же

 

форма

 

паспорта

 

ВЛ

утверж

 

денная

 

Типовой

 

инструкцией

 

по

 

эксплуатации

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 

напряжением

 35–

800 

кВ

 (

РД

 34.20.504-94), 

в

 

которую

 

внесены

 

измене

-

ния

 

и

 

дополнения

позволяющие

 

устранить

 

недостат

-

ки

 

и

 

восполнить

 «

пробелы

», 

которые

 

я

 

перечислил

.

Все

 

характеристики

 

ВЛ

подлежащие

 

докумен

-

тированию

 

в

 

паспорте

 

ВЛ

нормируются

 

в

 

соответствии

 

с

 

действующими

 

нормативно

-

техническими

 

документами

 

(

ПУЭ

ПТЭ

РД

 34.20.504-94, 

СТО

).

При

 

разработке

 

новой

 

формы

 

паспорта

 

ВЛ

 

Техниче

-

ская

 

инспекция

 

ЕЭС

 

активно

 

сотрудничала

 

с

 

субъектами

 

электроэнергетики

Учтены

 

предложения

 

электросетевых

 

компаний

их

 

опыт

 

обслужи

-

вания

 

линий

 

электропереда

-

чи

По

 

рекомендации

 

коллег

 

из

 

эксплуатирующих

 

предпри

-

ятий

 

в

 

паспорт

 

ВЛ

 

дополни

-

тельно

 

внесены

 

данные

не

-

обходимые

 

для

 

организации

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

в

 

частности

схе

-

мы

 

заездов

 

и

 

карта

 

послеава

-

рийного

 

осмотра

 

ВЛ

.

Пример

 

заполнения

 

ведомости

 

измерения

 

расстояния

 

от

 

проводов

 

ВЛ

 

до

 

поверх

-

ности

 

земли

 

по

 

результатам

 

обследования

Пример

 

заполнения

 

ведомости

 

измерения

 

расстояния

 

между

 

проводами

 

или

 

про

-

водами

 

и

 

тросами

 

пересекающихся

 

ВЛ

 

по

 

результатам

 

обследования

 3 (48) 2018


Page 4
background image

70

— 

Это

 

плавный

 

переход

 

к

 

электронному

 

пас

-

порту

 

ВЛ

?

— 

Безусловно

это

 

следующий

 

шаг

Внедрение

 

и

 

активное

 

использование

 

паспорта

 

ВЛ

 

в

 

электрон

-

ном

 

виде

 

на

 

основе

 

методов

 

обследования

 

ВЛ

даю

-

щих

 

достоверные

 

значения

 

геометрических

механи

-

ческих

 

и

 

габаритных

 

параметров

 

ВЛ

геодезические

 

координаты

 

опор

 

ВЛ

границы

 

охранной

 

зоны

план

 

местности

 

по

 

трассе

 

ВЛ

 

позволяют

 

формировать

 

цифровую

 

электронную

 

модель

 

ВЛ

которая

в

 

свою

 

очередь

обеспечит

 

необходимой

 

информаций

 

соб

-

ственника

 

на

 

протяжении

 

всего

 

жизненного

 

цикла

 

ВЛ

Например

позволит

 

моделировать

 

состояния

 

ВЛ

 

в

 

различных

 

режимах

 

работы

 — 

при

 

гололедной

ветровой

 

или

 

токовой

 

нагрузке

.

Полученная

 

по

 

данным

 

современных

 

методов

 

об

-

следования

 

электронная

 

модель

 

ВЛ

рельефа

 

и

 

объ

-

ектов

 

вследствие

 

ее

 

полноты

 

и

 

точности

 

является

 

основой

на

 

которую

 

могут

 

быть

 

наложены

 

результа

-

ты

 

периодических

 

осмотров

проверок

 

и

 

измерений

выполнения

 

отдельных

 

видов

 

работ

 

по

 

устранению

 

повреждений

 

и

 

неисправностей

.

Электронная

 3D-

модель

 

ВЛ

Пример

 

отклонений

 

опор

 

от

 

вертикальной

 

оси

 

вдоль

 

и

 

поперек

 

ВЛ

 

по

 

результа

-

там

 

обследования

Разработанный

 

Стан

-

дарт

 

устанавливает

 

еди

-

ную

 

форму

 

паспорта

 

ВЛ

 

для

 

всех

 

организаций

владеющих

 

или

 

эксплуа

-

тирующих

 

ВЛ

 

электропе

-

редачи

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

выше

в

 

том

 

числе

 

воз

-

душные

 

участки

 

кабельно

-

воздушных

 

линий

 

электро

-

передачи

.

Новый

 

формат

 

паспор

-

та

 

ВЛ

 

допускает

 

фиксацию

 

данных

 

о

 

состоянии

 

ВЛ

 

как

 

в

 

бумажном

 

виде

так

 

и

 

в

 

автоматизированных

 

системах

существующих

 

сегодня

 

во

 

многих

 

компа

-

ниях

Причем

 

эти

 

данные

 

могут

 

быть

 

получены

 

как

 

в

 

ходе

 

традиционных

 

осмотров

так

 

и

 

по

 

результа

-

там

 

применения

 

современных

 

методов

 

обследо

-

вания

 

технического

 

состояния

 

ВЛ

.

— 

Все

 

ли

 

данные

заданные

 

новым

 

форма

-

том

 

паспорта

 

ВЛ

можно

 

получить

 

в

 

результате

 

традиционных

 

методов

 

обследования

 — 

осмо

-

тров

проверок

измерений

?

— 

Можно

конечно

Но

 

это

 

будет

 

сопряжено

 

с

 

неоправданно

 

высокими

 

затратами

 

человече

-

ских

 

и

 

временных

 

ресурсов

 

как

 

на

 

получение

так

 

и

 

на

 

обработку

 

полученных

 

данных

.

Целесообразнее

 

использовать

 

дистанционные

 

технологии

 

обследования

 

ВЛ

 — 

аэрофотосъемку

стереофотограмметрию

воздушное

 

и

 

наземное

 

лазерное

 

сканирование

спутниковый

 

монито

-

ринг

Данные

 

методы

 

обладают

 

высокой

 

произво

-

дительностью

 

сбора

 

информации

представляют

 

точные

 

пространственные

 

данные

 

о

 

фактических

 

параметрах

 

и

 

незаменимы

 

при

 

обследовании

 

ВЛ

 

в

 

условиях

 

лесистой

 

и

 

болотистой

 

местности

на

 

участках

 

с

 

особой

 

сложностью

 

рельефа

.

ВОЗДУШНЫЕ

ЛИНИИ


Page 5
background image

71

СОСТАВ

 

ПАСПОРТА

 

ВЛ

 

СОГЛАСНО

ГОСТ

 

Р

 58087-2018

1. 

Общая

 

информация

 

о

 

воздушной

 

линии

 

электропе

-

редачи

.

2. 

Схема

 

линии

 

электропередачи

.

3. 

Характеристика

 

элементов

 

ВЛ

.

4. 

Сведения

 

о

 

дате

 

и

 

объеме

 

проведения

 

ремонтов

 

и

 

замены

 

основных

 

элементов

 

ВЛ

.

5. 

Сведения

 

о

 

технических

 

освидетельствованиях

 

ВЛ

.

6. 

Внесение

 

изменений

 

в

 

паспорт

 

ВЛ

.

7. 

Схемы

 

заездов

 

на

 

ВЛ

Карта

 

проведения

 

послеава

-

рийного

 

осмотра

 

ВЛ

.

8. 

Данные

 

о

 

фактических

 

параметрах

 

ВЛ

 

и

 

ее

 

элемен

-

тов

 

в

 

составе

 

следующих

 

приложений

:

 

поопорная

 

ведомость

;

 

ведомость

 

измерения

 

расстояния

 

от

 

проводов

 

воз

-

душной

 

линии

 

электропередачи

 

до

 

поверхности

 

земли

;

 

ведомость

 

измерения

 

расстояния

 

между

 

проводами

 

или

 

проводами

 

и

 

тросами

 

пересекающихся

 

воздуш

-

ных

 

линий

 

электропередачи

;

 

ведомость

 

измерения

 

расстояния

 

от

 

проводов

 

воз

-

душной

 

линии

 

электропередачи

 

до

 

пересекаемых

 

объ

-

ектов

;

 

отклонения

 

опор

 

от

 

вертикальной

 

оси

 

вдоль

 

и

 

попе

-

рек

 

воздушной

 

линии

 

электропередачи

;

 

отклонения

 (

уклон

 

и

 

разворот

траверс

 

опор

 

относи

-

тельно

 

стоек

 

опор

;

 

отклонения

 

опор

 

поперек

 

оси

 

воздушной

 

линии

 

электропередачи

 (

выход

 

из

 

створа

);

 

состояние

 

опор

 

воздушной

 

линии

 

электропередачи

;

 

состояние

 

фундаментов

 

опор

 

воздушной

 

линии

 

электропередачи

;

 

состояние

 

заземляющих

 

устройств

;

 

состояние

 

проводов

 

и

 

тросов

 

в

 

пролете

;

 

разрегулировка

 

проводов

 

фаз

 

цепи

 

в

 

пролете

 

воз

-

душной

 

линии

 

электропередачи

;

 

состояние

 

линейной

 

изоляции

;

 

состояние

 

линейной

 

арматуры

 

и

 

подвесок

 

проводов

 

и

 

тросов

;

 

отклонения

 

поддерживающих

 

гирлянд

 

изоляторов

 

относительно

 

вертикальной

 

оси

;

 

состояние

 

защиты

 

воздушной

 

линии

 

электропере

-

дачи

 

от

 

грозовых

 

перенапряжений

  (

ограничителями

 

перенапряжения

);

 

состояние

 

защиты

 

цепи

 

воздушной

 

линии

 

электро

-

передачи

 

от

 

грозовых

 

перенапряжений

 (

тросами

);

 

наличие

 

зданий

 

и

 

сооружений

 

в

 

охранной

 

зоне

 

воз

-

душной

 

линии

 

электропередачи

;

 

наличие

 

древесно

-

кустарниковой

 

растительности

 

в

 

охранной

 

зоне

 

воздушной

 

линии

 

электропередачи

;

 

данные

 

о

 

наличии

 

угрожающих

 

деревьев

 

за

 

пределами

 

охранной

 

зоны

 

воздушной

 

линии

 

электропередачи

.

— 

Как

 

я

 

поняла

в

 

конечном

 

сче

-

те

 

электросетевые

 

компании

 

смо

-

гут

 

повысить

 

эффективность

 

экс

-

плуатации

 

ВЛ

оптимизировать

 

затраты

 

на

 

ремонтно

-

эксплуатаци

-

онные

 

работы

управление

 

земель

-

но

-

имущественным

 

комплексом

 

и

 

т

.

д

Получается

сетевые

 

органи

-

зации

 — 

это

 

единственная

 

заинте

-

ресованная

 

сторона

 

во

 

внедрении

 

нового

 

документа

?

— 

Безусловно

предприятия

не

-

посредственно

 

эксплуатирующие

 

се

-

тевую

 

инфраструктуру

в

 

первую

 

оче

-

редь

 

заинтересованы

 

в

 

достоверных

 

и

 

исчерпывающих

 

сведениях

 

о

 

факти

-

ческом

 

состоянии

 

ВЛ

а

 

значит

 

во

 

вне

-

дрении

 

нового

 

формата

 

паспорта

 

ВЛ

Но

конечно

не

 

единственные

.

Во

 

внедрении

 

нового

 

Стандарта

 

заинтересованы

 

управляющие

 

орга

-

ны

 

этих

 

организаций

которые

 

впредь

 

будут

 

получать

 

дополнительные

 

объ

-

ективные

 

сведения

 

о

 

состоянии

 

ВЛ

позволяющие

 

принимать

 

квалифици

-

рованные

 

управленческие

 

решения

 

на

 

основе

 

комплексной

 

информации

и

 

дающие

 

возможность

 

повысить

 

устойчивость

 

и

 

капитализацию

 

биз

-

неса

.

Одновременно

 

государственные

 

контролирующие

 

и

 

надзорные

 

органы

 

получат

 

возможность

 

осуществлять

 

государственный

 

отраслевой

 

контроль

 

технического

 

состояния

 

ВЛ

в

 

том

 

чис

-

ле

 

на

 

основе

 

полученных

 

объективных

 

данных

.

— 

Павел

 

Владиленович

давайте

 

подведем

 

итог

 

нашей

 

беседы

Что

 

даст

 

внедрение

 

Стандарта

 

ГОСТ

 

Р

58087-2018 

в

 

целом

 

для

 

отрасли

?

— 

В

 

результате

 

унификации

 

под

-

хода

 

к

 

сбору

обработке

 

и

 

представ

-

лению

 

данных

 

о

 

техническом

 

состо

-

янии

 

ВЛ

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

выше

 

будет

 

сформирована

 

база

 

данных

 

с

 

актуальной

 

технической

 

информа

-

цией

  (

документирование

  «

истории

» 

технического

 

состояния

 

ВЛ

по

 

еди

-

ному

 

формату

 

и

 

обеспечены

 

пред

-

посылки

 

для

 

автоматизации

 

анализа

 

технического

 

состояния

 

ВЛ

 

по

 

задан

-

ным

 

критериям

 

для

 

принятия

 

реше

-

ний

 

о

 

техническом

 

перевооружении

реконструкции

модернизации

 

или

 

ремонту

.

— 

Большое

 

спасибо

 

за

 

интер

-

вью

  

Беседовала

 

Екатерина

 

Гусева

 3 (48) 2018


Читать онлайн

С 1 декабря 2018 года вводится в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58087-2018 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электрические сети. Паспорт воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше», утвержденный приказом Росстандарта от 20 марта 2018 года № 141-ст. Стандарт разработан АО «Техническая инспекция ЕЭС» по Программе национальной стандартизации в рамках деятельности технического комитета по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика». О том, как этот документ повлияет на деятельность электросетевых предприятий, нашему корреспонденту рассказал Генеральный директор АО «Техническая инспекция ЕЭС» Павел ГОЛУБЕВ.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(74), сентябрь-октябрь 2022

Оценка технического состояния и остаточного ресурса проводов и грозотросов воздушных линий электропередачи

Воздушные линии Диагностика и мониторинг
Кульков В.Г. Курьянов В.Н. Султанов М.М. Тышкевич В.Н. Норов Дж.Ш. Соколов Р.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»