120
СЕТИ
РОССИИ
КАДРЫ
120
СТРАНИЦЫ
ИЗ
ИСТОРИИ
В
октябре
1920
года
Совнарко
-
мом
РСФСР
был
принят
декрет
об
учреждении
Уральского
государ
-
ственного
технического
университе
-
та
,
учебного
заведения
европейского
типа
,
состоящего
из
шести
само
-
стоятельных
институтов
:
Горного
,
Политехнического
,
Медицинского
,
Сельскохозяйственного
,
Педагогиче
-
ского
,
Общественных
наук
и
Рабоче
-
го
факультета
.
В
Политехническом
институте
было
пять
факультетов
:
химический
,
инженерно
-
лесной
,
сельскохозяйственный
,
металлурги
-
ческий
и
механический
.
На
механи
-
ческом
факультете
,
среди
других
,
была
создана
электротехническая
лаборатория
.
При
преобразовании
народного
хозяйства
и
,
в
частности
Уральский
энергетический:
опираясь на
достигнутое –
проектируем будущее
Сергей САРАПУЛОВ, директор, профессор, д.т.н.,
Сергей КОКИН, заместитель директора по науке
и инновациям, профессор, д.т.н.,
Уральский энергетический институт
Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина
Учебная
лаборатория
электрических
машин
(1933
г
.)
п
о
д
г
о
т
о
в
к
а
с
п
е
ц
и
а
л
и
с
т
о
в
подготовка специа
листов
УралЭНИН
– 85
лет
!
121
№
6 (33) 2015
121
по
плану
ГОЭЛРО
,
требовалось
ускорить
превраще
-
ние
института
в
центр
технической
мысли
Урала
,
и
в
1930
году
на
базе
Уральского
политехнического
института
было
создано
девять
отраслевых
институ
-
тов
,
один
из
них
—
Энергетический
.
Осенью
1930
года
на
первый
курс
Уральского
энергетического
института
с
энергетических
специ
-
альностей
механического
факультета
было
приня
-
то
50
студентов
-
теплотехников
и
50 —
электриков
.
Большинство
студентов
имели
за
плечами
солид
-
ный
производственный
стаж
.
Это
были
в
основном
так
называемые
парт
-
тысячники
и
проф
-
тысячники
,
среди
которых
были
даже
лица
без
среднего
обра
-
зования
.
Вступительных
экзаменов
не
было
.
Только
шесть
студентов
было
зачислено
после
школы
.
В
1934
году
отраслевые
институты
стали
факуль
-
тетами
Уральского
индустриального
института
.
Во
вновь
построенном
здании
во
втуз
-
городке
обосно
-
вался
Уральский
индустриальный
институт
(
УИИ
),
а
в
левом
корпусе
УИИ
расположился
энергетический
факультет
с
теплотехническими
и
электротехниче
-
скими
кафедрами
.
В
1964
году
Энергетический
институт
был
раз
-
делён
на
два
факультета
(
теплоэнергетический
и
электротехнический
)
в
составе
Уральского
политех
-
нического
института
им
.
С
.
М
.
Кирова
.
В
2011
году
Уральский
энергетический
институт
(
УралЭНИН
)
воссоздан
в
его
сегодняшнем
виде
.
Первым
ди
-
ректором
,
внесшим
неоценимый
вклад
в
формиро
-
вание
команды
единомышленников
,
организацию
,
становление
и
развитие
УралЭНИН
,
в
2011
году
из
-
бран
д
.
т
.
н
.,
Заслуженный
работник
высшей
школы
,
профессор
Юрий
Миронович
Бродов
.
С
сентября
2015
года
институтом
руководит
д
.
т
.
н
.,
Сергей
Фёдо
-
рович
Сарапулов
.
ИНСТИТУТ
СЕГОДНЯ
В
настоящее
время
и
в
перспективе
в
Урало
-
Си
-
бирском
регионе
имеется
объективная
потребность
в
высококвалифицированных
специалистах
-
энерге
-
тиках
.
Уральский
энергетический
институт
даёт
воз
-
можность
на
новом
качественном
уровне
организо
-
вать
научно
-
образовательную
деятельность
.
Стратегическая
цель
развития
Уральского
энергетического
института
—
успешное
развитие
в
Уральском
федеральном
округе
конкурентоспособ
-
ного
,
научно
-
образовательного
,
интеллектуального
и
инновационного
центра
международного
уровня
.
Миссия
Уральского
энергетического
ин
-
ститута
состоит
в
обе
-
спечении
процессов
ин
-
новационного
развития
топливно
-
энергетической
отрасли
экономики
страны
высококвалифицирован
-
ными
интеллектуальными
кадрами
нового
поколе
-
ния
,
а
также
научно
-
обра
-
зовательными
и
иннова
-
ционными
решениями
.
Конкурентными
пре
-
имуществами
Ураль
-
ского
энергетического
института
,
обеспечи
-
вающими
качество
и
вос
-
требованность
его
услуг
,
являются
:
«
После
окончания
Свердлов
-
ской
школы
(
в
семнадцать
лет
)
поступила
в
Энергетический
ин
-
ститут
на
теплотехническую
специальность
в
1930
году
…
Для
студентов
-
производ
-
ственников
с
начальным
образо
-
ванием
были
организованы
заня
-
тия
по
общеобразовательным
предметам
(
математика
,
физи
-
ка
и
др
.),
а
молодёжь
отправили
на
производственную
практику
.
Я
проходила
практику
на
Егор
-
шинской
ГРЭС
(
первенец
плана
ГОЭЛРО
),
так
я
впервые
увиде
-
ла
тепловую
электростанцию
со
всем
её
хозяйством
…
Производственную
практи
-
ку
мы
проходили
через
каждые
3
месяца
теоретических
заня
-
тий
.
Таким
образом
,
студенты
имели
возможность
познако
-
миться
почти
со
всеми
ураль
-
скими
тепловыми
станциями
…
Учились
мы
в
разных
зданиях
.
Первоначально
наш
институт
размещался
в
доме
Пролет
-
студа
на
ул
.
Декабристов
, 83.
До
революции
здесь
было
епар
-
хиальное
училище
;
здание
с
печ
-
ным
отоплением
,
топили
пло
-
хо
—
стены
аудиторий
зимой
промерзали
,
покрывались
инеем
,
а
мы
сидели
на
занятиях
в
паль
-
то
.
Часто
выключали
свет
.
Во
дворе
сохранилась
маленькая
котельная
,
и
студенты
…
смон
-
тировали
на
базе
этой
котель
-
ной
небольшую
энергоустанов
-
ку
. [
Она
]
очень
нас
выручала
,
давая
свет
,
когда
его
выключа
-
ла
энергосистема
».
Из
воспоминаний
инженера
-
тепломеханика
Галины
Дмитриевны
Засухиной
(
окончила
институт
в
1935
г
.,
июньский
выпуск
):
Занятия
со
студентами
-
теплоэнергетиками
проводит
проф
.
Н
.
И
.
Решетин
(1950
г
.)
122
КАДРЫ
•
расположение
в
центре
одной
из
крупнейших
энергетических
систем
страны
,
в
регионе
с
круп
-
ными
и
многочисленными
предприятиями
энер
-
гомашиностроения
и
электротехнической
про
-
мышленности
,
наличие
тесного
взаимодействия
с
предприятиями
энергетики
и
промышленности
;
•
разработка
и
реализация
комплекса
образова
-
тельных
программ
высшего
и
дополнительного
профессионального
образования
,
охватывающих
все
аспекты
энергетики
:
производство
,
передачу
и
распределение
энергии
;
•
создание
энергетических
аппаратов
и
машин
и
электротехнического
оборудования
;
•
акцент
на
эффективности
потребления
всех
ви
-
дов
энергоресурсов
;
•
взаимодействие
с
институтами
УрО
РАН
,
исполь
-
зование
преимуществ
политехнического
вуза
,
обеспечивающих
выполнение
на
высоком
уровне
комплексных
научно
-
исследовательских
работ
;
•
функционирование
на
базе
УрФУ
Уральского
регионального
отделения
УМО
вузов
России
по
образованию
в
области
энергетики
и
электро
-
техники
,
координирующего
деятельность
около
40
вузов
региона
;
•
участие
УрФУ
в
проектах
сетевого
взаимодей
-
ствия
вузов
по
направлению
«
Энергетика
»,
стимулирующее
и
обеспечивающее
развитие
института
в
области
интернационализации
обра
-
зования
;
•
проведение
на
базе
УрФУ
Международных
и
Все
-
российских
научно
-
технических
конференций
по
энергетике
,
энерго
-
и
ресурсосбережению
,
энер
-
гетическому
машиностроению
и
электротехнике
.
Основные
задачи
Уральского
энергетическо
-
го
института
до
2020
года
.
•
Разработка
совместных
образовательных
про
-
грамм
с
вузами
в
рамках
сетевого
взаимодей
-
ствия
.
Расширение
гео
-
графии
взаимодействия
с
зарубежными
вузами
.
•
Разработка
новых
и
мо
-
дернизация
действую
-
щих
технологий
прове
-
дения
учебных
занятий
с
широким
применени
-
ем
мультимедийной
и
компьютерной
техники
.
•
Привлечение
ведущих
специалистов
предпри
-
ятий
и
институтов
РАН
,
приглашение
визит
-
про
-
фессоров
.
•
Распространение
опы
-
та
научно
-
образова
-
тельной
деятельности
в
вузы
Уральского
ре
-
гиона
через
структуры
Уральского
региональ
-
ного
отделения
УМО
по
энергетике
и
электро
-
технике
.
•
Создание
действующего
Центра
прорывных
тех
-
нологий
.
Организация
тесного
взаимодействия
малых
инновационных
предприятий
с
Центром
прорывных
технологий
для
формирования
«
порт
-
феля
заказов
»
на
разработку
научной
продукции
института
.
ОБУЧЕНИЕ
В
УРАЛЬСКОМ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ
ИНСТИТУТЕ
Образовательная
деятельность
является
одним
из
приоритетных
направлений
развития
института
.
Организация
образовательного
процесса
базирует
-
ся
на
современных
подходах
к
профессиональному
образованию
,
реализуемых
совместно
с
предприя
-
тием
-
заказчиком
:
проектное
обучение
,
практико
-
ори
-
ентированная
подготовка
студентов
,
формирование
междисциплинарных
компетенций
,
вовлечение
сту
-
дентов
в
научно
-
инновационную
деятельность
,
ин
-
тегрирование
научных
мероприятий
в
учебный
про
-
цесс
.
Образовательные
программы
института
реали
-
зуются
по
направлениям
«
Теплоэнергетика
и
тепло
-
техника
», «
Электроэнергетика
и
электротехника
»,
«
Энергетическое
машиностроение
», «
Прикладная
математика
»,
а
также
по
специальности
«
Атомные
станции
:
проектирование
,
эксплуатация
и
инжини
-
ринг
».
В
институте
обучаются
более
3000
студентов
(
ба
-
калавры
,
магистры
,
специалисты
),
в
том
числе
по
очной
форме
—
около
1500.
В
настоящее
время
ве
-
дётся
подготовка
бакалавров
,
специалистов
и
маги
-
стров
по
различным
образовательным
программам
.
Среди
преподавателей
УралЭНИН
35
профессоров
,
докторов
технических
наук
, 118
доцентов
,
кандида
-
тов
технических
наук
.
Кадровый
резерв
составляют
три
докторанта
и
71
аспирант
и
соискатель
учёных
степеней
.
Имеется
своя
современная
лабораторная
база
.
Занятия
в
лаборатории
электропривода
проводит
доцент
Ю
.
В
.
Плотников
(2015
г
.)
123
№
6 (33) 2015
В
состав
института
входят
десять
выпускающих
кафедр
.
1.
Атомной
энергетики
и
возоб
-
новляемых
источников
энергии
,
заведующий
кафедрой
профес
-
сор
,
д
.
т
.
н
.
Щеклеин
Сергей
Евге
-
ньевич
.
2.
Теплоэнергетики
и
теплотехники
,
заведующий
кафедрой
профес
-
сор
,
д
.
т
.
н
.
Мунц
Владимир
Алек
-
сандрович
.
3.
Тепловых
электрических
станций
,
заведующий
кафедрой
доцент
,
к
.
т
.
н
.
Богатова
Татьяна
Феокти
-
стовна
.
4.
Турбин
и
двигателей
,
заведую
-
щий
кафедрой
профессор
,
д
.
т
.
н
.
Бродов
Юрий
Миронович
.
5.
Прикладной
математики
,
заведу
-
ющий
кафедрой
профессор
,
д
.
т
.
н
.
Сесекин
Александр
Николаевич
.
6.
Автоматизированных
электриче
-
ских
систем
,
заведующий
кафе
-
дрой
профессор
,
д
.
т
.
н
.
Паздерин
Андрей
Владимирович
.
7.
Техники
высоких
напряжений
,
заведующий
кафе
-
дрой
профессор
,
д
.
т
.
н
.
Черных
Илья
Викторович
.
8.
Электрических
машин
,
заведующий
кафедрой
профессор
,
д
.
т
.
н
.
Пластун
Анатолий
Трофи
-
мович
.
9.
Электропривода
и
автоматизаций
промышлен
-
ных
установок
,
заведующий
кафедрой
доцент
,
к
.
т
.
н
.
Костылев
Алексей
Васильевич
.
10.
Электротехники
и
электротехнологических
си
-
стем
,
заведующий
кафедрой
профессор
,
д
.
т
.
н
.
Сарапулов
Фёдор
Никитич
.
Базовые
кафедры
,
на
правах
структурных
подразделений
УралЭНИН
:
• «
Энергетика
» (
создана
совместно
с
ООО
«
Газ
-
пром
трансгаз
Югорск
»),
заведующий
кафедрой
доцент
,
к
.
т
.
н
.
Комаров
Олег
Вячеславович
;
• «
Электроэнергетика
» (
создана
совместно
с
ОАО
«
МРСК
Урала
»),
заведующий
кафедрой
профес
-
сор
,
д
.
т
.
н
.
Кокин
Сергей
Евгеньевич
.
В
институте
имеются
широкие
возможности
для
академической
мобильности
студентов
и
преподава
-
телей
,
например
,
положительный
опыт
полугодовых
и
годовых
выездных
обучений
по
программам
об
-
мена
с
институтами
Чехии
,
Германии
,
Швеции
,
Гон
-
конга
,
другими
вузами
.
Преподаватели
участвуют
в
тематических
зарубежных
стажировках
длительно
-
стью
до
двух
месяцев
.
Ежегодно
ряд
студентов
и
со
-
трудников
УралЭНИН
очно
участвуют
в
зарубежных
конференциях
и
школах
-
семинарах
.
Например
,
в
период
с
10
по
21
августа
2015
го
-
да
в
Берлине
прошла
германо
-
российская
летняя
школа
«
Энергоэффективность
и
возобновляемые
источники
энергии
в
среде
мегаполисов
» (German-
Russian Summer School on «Energy Ef
fi
ciency and
Use of Renewable Energy in Urban Environments»).
Школа
собрала
свыше
40
участников
,
в
том
числе
—
20
студентов
и
молодых
учёных
Уральского
энерге
-
тического
института
с
кафедр
«
Автоматизированные
электрические
системы
»
и
«
Атомные
станции
и
воз
-
обновляемые
источники
энергии
».
Участники
летней
школы
«
Энергоэффективность
и
возобновляемые
источники
энергии
в
среде
мегаполисов
»
«
Я
училась
по
специальности
«
Газотурбинные
и
паротурбин
-
ные
установки
и
двигатели
»
(
кафедра
«
Турбины
и
двига
-
тели
»).
Тяжело
было
учиться
на
первых
двух
курсах
:
совсем
другие
люди
,
преподаватели
,
предметы
,
атмосфера
.
Но
в
то
же
время
безумно
интересно
и
увлекательно
.
Старалась
хо
-
дить
на
все
лекции
,
практики
,
впитывала
знания
как
«
губка
».
С
первого
курса
получилось
учиться
на
«
отлично
»…
Прак
-
тику
проходила
в
ЗАО
«
УЦСК
Сантехкомплект
Урал
» (
на
3
и
4
курсе
)
как
инженер
-
теплотех
-
ник
и
инженер
-
проектировщик
.
Любая
деятельность
полезна
,
нужно
только
правильно
извле
-
кать
из
неё
уроки
и
применять
в
жизни
…
За
5
лет
учёбы
в
институ
-
те
попробовала
буквально
всё
!
Играла
в
КВН
,
выступала
на
де
-
бютах
,
смотрах
художествен
-
ной
самодеятельности
.
Также
работала
выпускающим
редак
-
тором
и
ведущей
программы
«
Не
пропусти
»
на
студенче
-
ском
телевидении
«
ТВиСТ
»…
В
УралЭНИН
у
меня
всё
полу
-
чилось
.
Техническая
специаль
-
ность
всегда
востребована
и
перспективна
,
благодаря
ей
—
в
голове
всегда
порядок
!
Ин
-
ститут
дал
замечательных
друзей
,
будущего
мужа
,
рассу
-
дительность
,
знания
».
Из
воспоминаний
Алины
Хайруллиной
,
выпускницы
УралЭНИН
2013
года
,
стипендиата
именных
сти
-
пендий
Учёного
совета
,
Правительства
и
Президента
РФ
,
первого
Президента
России
Б
.
Н
.
Ельцина
:
124
КАДРЫ
Программа
летней
школы
была
насыщенной
и
интересной
.
В
течение
12
дней
обучения
35
доклад
-
чиков
,
представителей
науки
и
промышленности
делились
опытом
и
обсуждали
с
участниками
воз
-
можности
и
проблемы
преобразования
энергетиче
-
ской
отрасли
.
Также
была
предусмотрена
культур
-
ная
программа
и
возможность
для
неформального
общения
участников
.
Среди
инициаторов
Olaf Czernomoriez,
бывший
председатель
совета
директоров
GASAG,
Штефан
Колер
,
и
Рейнхард
Мюллер
,
а
также
министр
ино
-
странных
дел
Германии
Франк
-
Вальтер
Штайнмай
-
ер
,
профессор
Виктор
Кокшаров
,
ректор
Ураль
-
ского
федерального
университета
и
профессор
Франк
Берендт
,
Т
U-Campus EUREF gGmbH.
Сре
-
ди
компаний
-
организаторов
ПАО
«
Россети
»,
ОАО
«
МРСК
Урала
», E.ON, GASAG, Schneider Electric,
WILO, Wolf&Muller, EUREF, DENA,
ПАО
«
Газпром
»,
Nord Stream, Stromnetz Berlin, Tilia, Viessmann
и
другие
.
ПОДГОТОВКА
КАДРОВ
ПОД
ЗАПРОСЫ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Важным
направлением
взаимодействия
Ураль
-
ского
энергетического
института
и
отраслевых
партнёров
является
научно
-
образовательный
консалтинг
и
краткосрочное
повышение
квали
-
фикации
инженерно
-
технических
кадров
пред
-
приятий
в
объёме
24—72
академических
часа
по
темам
:
•
Современные
системы
автоматизированного
электропривода
и
автоматики
.
Регулируемый
электропривод
постоянного
тока
;
•
Правовое
регулирование
энергосбережения
и
энергосервиса
.
Энергетический
менеджмент
;
•
Диспетчерское
управление
современными
энер
-
госистемами
.
Релейная
защита
и
автоматика
электроэнергетических
систем
.
Управление
режимами
энергосистемы
;
•
Микропроцессорные
терминалы
защиты
и
автоматики
.
Высокочастотные
каналы
противо
-
аварийной
автоматики
на
аппаратуре
АКА
-
Кедр
.
Высокочастотные
каналы
релейной
защиты
на
постах
ПВЗУ
-
Е
;
•
Автоматизированные
системы
коммерческого
учёта
электроэнергии
;
•
Контроль
,
испытания
и
диагностика
высоковольт
-
ного
оборудования
.
Защита
оборудования
от
перенапряжения
;
•
Эксплуатация
компрессорных
станций
маги
-
стральных
газопроводов
с
газотурбинным
приво
-
дом
.
Газотурбинные
установки
в
составе
парога
-
зовых
энергетических
установок
;
•
Современные
требования
по
обеспечению
без
-
опасности
при
ведении
работ
в
области
исполь
-
зования
атомной
энергии
.
Повышение
квалификации
по
этим
программам
проходят
десятки
специалистов
в
год
.
Разработаны
и
апробированы
программы
объ
-
ёмом
108
академических
часов
для
обеспечения
подготовки
отраслевых
специалистов
в
соответ
-
ствии
с
профессиональными
стандартами
,
утверж
-
дёнными
Министерством
труда
и
социальной
за
-
щиты
РФ
:
1.
Эффективная
и
безопасная
эксплуатация
наруж
-
ных
газопроводов
низкого
давления
.
2.
Эффективная
и
безопасная
эксплуатация
котель
-
ных
на
газообразном
,
жидком
топливе
и
электро
-
нагреве
.
3.
Эффективная
и
безопасная
эксплуатация
котлов
на
твёрдом
топливе
.
4.
Эксплуатация
трансформаторных
подстанций
и
распределительных
пунктов
.
5.
Энергосбережение
при
эксплуатации
трубопро
-
водов
и
оборудования
тепловых
сетей
.
Действуют
две
программы
профессиональной
пе
-
реподготовки
(520
академических
часов
): «
Промыш
-
ленная
теплоэнергетика
»
и
«
Электроэнергетические
системы
и
сети
».
С
2012
года
Уральский
энергетический
институт
участвует
в
реализации
Президентской
Програм
-
мы
повышения
квалификации
инженерных
кадров
(
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
7
мая
2012
г
.
№
594),
а
с
2015
года
—
Ведомственной
це
-
левой
программы
подготовки
инженерно
-
техниче
-
ских
кадров
(
приказ
Министерства
образования
и
на
-
уки
Российской
федерации
от
12
мая
2015
г
.
№
490).
В
рамках
программ
осуществляется
повышение
квалификации
(72
часа
)
и
проведение
стажировок
в
России
и
за
рубежом
инженерных
кадров
предпри
-
ятий
-
заказчиков
по
теме
«
Энергосбережение
,
повы
-
шение
энергетической
эффективности
и
ресурсос
-
бережение
в
промышленности
».
За
годы
реализации
по
данной
теме
обучено
более
120
человек
,
на
стажировки
в
ведущие
науч
-
но
-
исследовательские
и
инжиниринговые
центры
на
территории
России
съездили
более
30
человек
,
в
зарубежные
центры
компетенций
— 15
человек
.
Основными
предприятиями
-
партнёрами
в
рамках
программы
выступили
компании
ОАО
«
Фортум
»
г
.
Челябинск
,
АО
«
Интер
РАО
-
Электрогенерация
»
Верхнетагильская
ГРЭС
,
ОАО
«
ЕВРАЗ
Нижнета
-
гильский
металлургический
комбинат
»,
ФГУП
«
На
-
учно
-
производственное
объединение
автоматики
имени
академика
Н
.
А
.
Семихатова
»,
ОАО
«
Ураль
-
ская
горно
-
металлургическая
компания
».
Российские
стажировки
прошли
по
актуальным
вопросам
энергосбережения
в
электроэнергети
-
ке
и
электротехнологии
,
по
оптимизации
систем
теплоснабжения
, «
закрытию
»
систем
теплоснаб
-
жения
,
по
современному
опыту
оказания
энерго
-
сервисных
услуг
в
промышленном
и
городском
хо
-
зяйствах
.
Местами
стажировок
были
выбраны
:
в
г
.
Санкт
-
Петербурге
—
НОЦ
«
Энергоэффективные
электротехнологии
» [
Санкт
-
Петербургский
государ
-
ственный
электротехнический
университет
«
ЛЭТИ
»
им
.
В
.
И
.
Ульянова
(
Ленина
)]
и
в
ФГАОУ
ДПО
Петер
-
бургский
энергетический
институт
повышения
ква
-
лификации
;
в
г
.
Москве
—
компания
«
ТБН
энерго
-
сервис
».
В
ходе
зарубежных
стажировок
слушатели
рас
-
ширили
свои
знания
по
темам
глобальных
измене
-
ний
климата
и
проблемам
,
возникающим
в
связи
с
человеческой
деятельностью
,
ознакомились
с
со
-
125
№
6 (33) 2015
временными
технологиями
энергопассивного
домо
-
строения
,
разработками
в
части
развития
и
модер
-
низации
промышленного
комплекса
(
использование
ВЭР
промышленных
предприятий
),
решениями
в
сфере
энергоэффективности
и
экологических
вопро
-
сов
утилизации
и
обезвреживания
промышленных
стоков
,
систем
возобновляемой
энергетики
,
интел
-
лектуальных
энергетических
систем
,
элементов
Ин
-
дустрии
4.0.
Среди
зарубежных
партнёров
по
реали
-
зации
стажировок
: A.R.I.E.L. (Association for Research
with Industrial and Educational Links) —
Ассоциация
,
созданная
Конференцией
Высших
инженерных
школ
Франции
(CGE),
Центр
исследования
энергии
Нижней
Саксонии
(Energie-Forschungszentrum Niedersachsen
(EFZN,
г
.
Гослар
,
Германия
),
Ганноверский
техниче
-
ский
университет
им
.
Лейбница
Институт
электро
-
технологий
(Leibniz Universität Hannover,
г
.
Ганновер
,
Германия
).
НАУЧНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования
,
проводимые
в
Уральском
энерге
-
тическом
институте
,
соответствуют
направлениям
исследований
,
входящим
в
Перечень
критических
технологий
Российской
Федерации
,
утверждённый
Указом
Президента
РФ
от
07
июля
2011
года
№
899
«
Об
утверждении
приоритетных
направлений
разви
-
тия
науки
,
технологий
и
техники
в
Российской
Феде
-
рации
и
перечня
критических
технологий
Российской
Федерации
».
Основные
научные
исследования
в
области
те
-
плоэнергетики
и
теплотехники
связаны
с
эксергети
-
ческим
анализом
энергетических
систем
;
модели
-
рованием
процессов
термохимической
конверсии
,
термодинамики
и
тепломассообмена
в
струйных
потоках
и
дисперсных
средах
;
исследованием
ки
-
нетики
реакций
термохимической
конверсии
;
опти
-
мизацией
тепловых
схем
тепловых
электростанций
;
структурным
и
параметрическим
совершенствовани
-
ем
работы
автоматических
систем
регулирования
энер
-
гоисточников
;
разработкой
новых
технологий
топочных
и
газификационных
процес
-
сов
;
энергосбережением
в
теплоэнергетике
и
теплотех
-
нологиях
.
Основные
научные
ис
-
следования
в
области
элек
-
троэнергетики
связаны
с
информационным
и
мате
-
матическим
обеспечением
задач
развития
,
функциони
-
рования
и
надёжности
элек
-
троэнергетических
систем
;
с
проблемами
энергетиче
-
ской
безопасности
регионов
РФ
;
с
вопросами
надёжности
и
диагностики
высоковольт
-
ного
оборудования
систем
;
моделированием
и
разра
-
боткой
специальных
элек
-
трических
машин
,
электро
-
технологических
установок
,
систем
возбуждения
синхронных
машин
;
анализом
и
синтезом
электро
-
приводов
и
электротехнологических
комплексов
с
полупроводниковыми
преобразователями
энергии
;
энергосбережением
в
системах
электроснабжения
и
электропотребления
.
Основные
научные
исследования
в
области
энер
-
гетического
машиностроения
связаны
с
повышени
-
ем
маневренности
паровых
турбин
и
динамической
надёжности
турбоагрегатов
;
повышением
эконо
-
мичности
и
надёжности
газотурбинных
установок
и
газоперекачивающих
агрегатов
;
комплексным
ис
-
следованием
научных
основ
интенсификации
тепло
-
обмена
на
примере
кожухотрубных
теплообменных
аппаратов
;
совершенствованием
технологии
изго
-
товления
и
монтажа
паровых
турбин
.
Основные
научные
исследования
в
области
атомной
и
возобновляемой
энергетики
связаны
с
разработкой
систем
диагностики
состояния
актив
-
ной
зоны
ядерного
реактора
;
созданием
систем
сбора
и
анализа
информации
по
надёжности
обору
-
дования
БН
-600,
разработкой
алгоритмов
и
систем
магнитодинамического
контроля
характеристик
ак
-
тивной
зоны
БН
-600;
разработкой
системы
диагно
-
стики
характеристик
двухфазного
теплоносителя
в
элементах
контуров
атомной
станции
;
разработкой
инновационных
методов
переработки
радиоактив
-
ных
отходов
АЭС
;
разработкой
эксперименталь
-
ной
биореакторной
установки
,
исследованием
и
оптимизацией
работы
источников
возобновляе
-
мой
энергетики
в
различных
климатических
зонах
России
.
Ведущие
научные
школы
УралЭНИН
УрФУ
:
•
Уральская
школа
электроэнергетики
,
руководите
-
ли
:
д
.
т
.
н
.,
профессор
Бартоломей
Пётр
Иванович
,
д
.
т
.
н
.,
профессор
Паздерин
Андрей
Владимиро
-
вич
;
Научные
исследования
в
лаборатории
анализа
качества
тепловой
изоляции
материалов
и
конструкций
126
КАДРЫ
•
Уральская
школа
турбоустановок
,
руководитель
д
.
т
.
н
.,
профессор
Бродов
Юрий
Миронович
;
•
Уральская
школа
промышленной
теплоэнерге
-
тики
,
руководители
:
д
.
т
.
н
.,
профессор
Мунц
Вла
-
димир
Александрович
,
д
.
т
.
н
.,
профессор
Рыжков
Александр
Филиппович
;
•
Энергосберегающие
электромеханические
и
электротехнологические
установки
и
системы
,
руководители
:
д
.
т
.
н
.,
профессор
Сарапулов
Фё
-
дор
Никитич
,
д
.
т
.
н
.,
профессор
Пластун
Анатолий
Трофимович
;
•
Проблемы
безопасности
и
эффективности
атом
-
ных
электрических
станций
,
руководитель
д
.
т
.
н
.,
профессор
Щеклеин
Сергей
Евгеньевич
.
В
последние
несколько
лет
благодаря
участию
предприятий
отрасли
и
целевым
средствам
Про
-
граммы
развития
Уральского
федерального
уни
-
верситета
активно
совершенствуется
материаль
-
ная
база
института
.
Так
,
например
,
в
2013
году
поставлена
аппаратная
модель
цифровой
под
-
станции
—
элемента
«
интеллектуальной
сети
».
На
оборудовании
моделируются
специфические
режимы
работы
Smart Grid,
апробируются
алгорит
-
мы
управления
работой
сетей
в
контуре
реального
времени
.
Институт
является
ведущим
российским
научно
-
исследовательским
центром
в
области
рас
-
пределительных
сетей
и
распределённой
генера
-
ции
,
выступает
базовой
научно
-
исследовательской
площадкой
подкомитета
С
6 «
Системы
распреде
-
ления
электроэнергии
и
распределённая
генера
-
ция
»
РНК
C
ИГРЭ
(CIGRE — Conseil International des
Grands Réseaux Électriques),
крупнейшей
между
-
народной
некоммерческой
организации
в
области
электроэнергетики
на
территории
России
.
Приоб
-
ретённое
оборудование
существенно
расширяет
научно
-
исследовательские
возможности
инсти
-
тута
и
позволяет
предложить
новые
виды
услуг
отрасли
.
ВМЕСТО
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Пройдя
путь
длиной
в
85
лет
,
институт
в
насто
-
ящее
время
обладает
огромным
опытом
и
значи
-
тельным
инновационным
потенциалом
для
осущест
-
вления
исследований
и
разработок
по
ключевым
вопросам
современной
энергетики
и
промышлен
-
ности
,
направленных
на
по
-
вышение
энергетической
и
ресурсной
эффективности
российской
экономики
,
обеспечение
безопасно
-
сти
и
надёжности
инфра
-
структуры
энергоснабже
-
ния
,
повышение
качества
услуг
ЖКХ
.
Современная
лабораторная
база
и
вы
-
сококвалифицированные
кадры
позволяют
решать
широкий
спектр
прикладных
и
научных
задач
,
обе
-
спечивая
полный
цикл
создания
продукта
—
от
за
-
думки
до
внедрения
в
серийное
производство
.
Современная
энергетика
является
неотъемле
-
мым
элементом
инфраструктуры
общества
и
по
пра
-
ву
считается
одним
из
системообразующих
стерж
-
ней
нашей
страны
.
Для
успешного
развития
России
необходимо
применять
такие
меры
модернизации
её
экономики
как
повышение
энергоэффективности
и
ресурсосбережение
,
развитие
ядерных
технологий
и
альтернативных
источников
энергии
,
совершен
-
ствование
способов
передачи
и
преобразования
энергии
,
применение
новых
или
значительно
усо
-
вершенствованных
процессов
,
использующих
раз
-
личные
виды
энергии
.
Приглашаем
к
сотрудничеству
предприятия
и
ор
-
ганизации
для
совместного
решения
актуальных
и
перспективных
задач
,
стоящих
перед
энергетикой
,
промышленностью
и
ЖКХ
!
+7 (343) 375-41-87
E-mail: [email protected], www.enin.urfu.ru
Моделирование
режима
на
аппаратной
модели
цифровой
подстанции
Smart Grid
Оригинал статьи: Уральский энергетический: опираясь на достигнутое – проектируем будущее
В октябре 1920 года Совнаркомом РСФСР был принят декрет об учреждении Уральского государственного технического университета, учебного заведения европейского типа, состоящего из шести самостоятельных институтов: Горного, Политехнического, Медицинского, Сельскохозяйственного, Педагогического, Общественных наук и Рабочего факультета.