Уральский энергетический: опираясь на достигнутое – проектируем будущее

Page 1
background image

Page 2
background image

120

СЕТИ

РОССИИ

КАДРЫ

120

СТРАНИЦЫ

 

ИЗ

 

ИСТОРИИ

В

 

октябре

 1920 

года

 

Совнарко

-

мом

 

РСФСР

 

был

 

принят

 

декрет

 

об

 

учреждении

 

Уральского

 

государ

-

ственного

 

технического

 

университе

-

та

учебного

 

заведения

 

европейского

 

типа

состоящего

 

из

 

шести

 

само

-

стоятельных

 

институтов

Горного

Политехнического

Медицинского

Сельскохозяйственного

Педагогиче

-

ского

Общественных

 

наук

 

и

 

Рабоче

-

го

 

факультета

В

 

Политехническом

 

институте

 

было

 

пять

 

факультетов

химический

инженерно

-

лесной

сельскохозяйственный

металлурги

-

ческий

 

и

 

механический

На

 

механи

-

ческом

 

факультете

среди

 

других

была

 

создана

 

электротехническая

 

лаборатория

При

 

преобразовании

 

народного

 

хозяйства

 

и

в

 

частности

 

Уральский 

энергетический: 

опираясь на 

достигнутое – 

проектируем будущее

Сергей САРАПУЛОВ, директор, профессор, д.т.н., 

Сергей КОКИН, заместитель директора по науке

 и инновациям, профессор, д.т.н.,

Уральский энергетический институт

 Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина

Учебная

 

лаборатория

 

электрических

 

машин

 (1933 

г

.)

п

о

д

г

о

т

о

в

к

а

 с

п

е

ц

и

а

л

и

с

т

о

в

подготовка специа

листов

УралЭНИН

 – 85 

лет

!


Page 3
background image

121

 6 (33) 2015

121

по

 

плану

 

ГОЭЛРО

требовалось

 

ускорить

 

превраще

-

ние

 

института

 

в

 

центр

 

технической

 

мысли

 

Урала

и

 

в

 1930 

году

 

на

 

базе

 

Уральского

 

политехнического

 

института

 

было

 

создано

 

девять

 

отраслевых

 

институ

-

тов

один

 

из

 

них

 — 

Энергетический

.

Осенью

 1930 

года

 

на

 

первый

 

курс

 

Уральского

 

энергетического

 

института

 

с

 

энергетических

 

специ

-

альностей

 

механического

 

факультета

 

было

 

приня

-

то

 50 

студентов

-

теплотехников

 

и

 50 — 

электриков

Большинство

 

студентов

 

имели

 

за

 

плечами

 

солид

-

ный

 

производственный

 

стаж

Это

 

были

 

в

 

основном

 

так

 

называемые

 

парт

-

тысячники

 

и

 

проф

-

тысячники

среди

 

которых

 

были

 

даже

 

лица

 

без

 

среднего

 

обра

-

зования

Вступительных

 

экзаменов

 

не

 

было

Только

 

шесть

 

студентов

 

было

 

зачислено

 

после

 

школы

.

В

 1934 

году

 

отраслевые

 

институты

 

стали

 

факуль

-

тетами

 

Уральского

 

индустриального

 

института

Во

 

вновь

 

построенном

 

здании

 

во

 

втуз

-

городке

 

обосно

-

вался

 

Уральский

 

индустриальный

 

институт

 (

УИИ

), 

а

 

в

 

левом

 

корпусе

 

УИИ

 

расположился

 

энергетический

 

факультет

 

с

 

теплотехническими

 

и

 

электротехниче

-

скими

 

кафедрами

В

 1964 

году

 

Энергетический

 

институт

 

был

 

раз

-

делён

 

на

 

два

 

факультета

  (

теплоэнергетический

 

и

 

электротехнический

в

 

составе

 

Уральского

 

политех

-

нического

 

института

 

им

С

.

М

Кирова

В

 2011 

году

 

Уральский

 

энергетический

 

институт

  (

УралЭНИН

воссоздан

 

в

 

его

 

сегодняшнем

 

виде

Первым

 

ди

-

ректором

внесшим

 

неоценимый

 

вклад

 

в

 

формиро

-

вание

 

команды

 

единомышленников

организацию

становление

 

и

 

развитие

 

УралЭНИН

в

 2011 

году

 

из

-

бран

 

д

.

т

.

н

., 

Заслуженный

 

работник

 

высшей

 

школы

профессор

 

Юрий

 

Миронович

 

Бродов

С

 

сентября

 

2015 

года

 

институтом

 

руководит

 

д

.

т

.

н

., 

Сергей

 

Фёдо

-

рович

 

Сарапулов

.

ИНСТИТУТ

 

СЕГОДНЯ

В

 

настоящее

 

время

 

и

 

в

 

перспективе

 

в

 

Урало

-

Си

-

бирском

 

регионе

 

имеется

 

объективная

 

потребность

 

в

 

высококвалифицированных

 

специалистах

-

энерге

-

тиках

Уральский

 

энергетический

 

институт

 

даёт

 

воз

-

можность

 

на

 

новом

 

качественном

 

уровне

 

организо

-

вать

 

научно

-

образовательную

 

деятельность

.

Стратегическая

 

цель

 

развития

 

Уральского

 

энергетического

 

института

 — 

успешное

 

развитие

 

в

 

Уральском

 

федеральном

 

округе

 

конкурентоспособ

-

ного

научно

-

образовательного

интеллектуального

 

и

 

инновационного

 

центра

 

международного

 

уровня

Миссия

 

Уральского

 

энергетического

 

ин

-

ститута

 

состоит

 

в

 

обе

-

спечении

 

процессов

 

ин

-

новационного

 

развития

 

топливно

-

энергетической

 

отрасли

 

экономики

 

страны

 

высококвалифицирован

-

ными

 

интеллектуальными

 

кадрами

 

нового

 

поколе

-

ния

а

 

также

 

научно

-

обра

-

зовательными

 

и

 

иннова

-

ционными

 

решениями

.

Конкурентными

 

пре

-

имуществами

 

Ураль

-

ского

 

энергетического

 

института

обеспечи

-

вающими

 

качество

 

и

 

вос

-

требованность

 

его

 

услуг

являются

:

«

После

 

окончания

 

Свердлов

-

ской

 

школы

 (

в

 

семнадцать

 

лет

поступила

 

в

 

Энергетический

 

ин

-

ститут

 

на

 

теплотехническую

 

специальность

 

в

 1930 

году

Для

 

студентов

-

производ

-

ственников

 

с

 

начальным

 

образо

-

ванием

 

были

 

организованы

 

заня

-

тия

 

по

 

общеобразовательным

 

предметам

 (

математика

физи

-

ка

 

и

 

др

.), 

а

 

молодёжь

 

отправили

 

на

 

производственную

 

практику

Я

 

проходила

 

практику

 

на

 

Егор

-

шинской

 

ГРЭС

  (

первенец

 

плана

 

ГОЭЛРО

), 

так

 

я

 

впервые

 

увиде

-

ла

 

тепловую

 

электростанцию

 

со

 

всем

 

её

 

хозяйством

Производственную

 

практи

-

ку

 

мы

 

проходили

 

через

 

каждые

 

месяца

 

теоретических

 

заня

-

тий

Таким

 

образом

студенты

 

имели

 

возможность

 

познако

-

миться

 

почти

 

со

 

всеми

 

ураль

-

скими

 

тепловыми

 

станциями

… 

Учились

 

мы

 

в

 

разных

 

зданиях

Первоначально

 

наш

 

институт

 

размещался

 

в

 

доме

 

Пролет

-

студа

 

на

 

ул

Декабристов

, 83. 

До

 

революции

 

здесь

 

было

 

епар

-

хиальное

 

училище

здание

 

с

 

печ

-

ным

 

отоплением

топили

 

пло

-

хо

 — 

стены

 

аудиторий

 

зимой

 

промерзали

покрывались

 

инеем

а

 

мы

 

сидели

 

на

 

занятиях

 

в

 

паль

-

то

Часто

 

выключали

 

свет

Во

 

дворе

 

сохранилась

 

маленькая

 

котельная

и

 

студенты

… 

смон

-

тировали

 

на

 

базе

 

этой

 

котель

-

ной

 

небольшую

 

энергоустанов

-

ку

. [

Она

очень

 

нас

 

выручала

давая

 

свет

когда

 

его

 

выключа

-

ла

 

энергосистема

».

Из

 

воспоминаний

 

инженера

-

тепломеханика

 

Галины

 

Дмитриевны

 

Засухиной

 (

окончила

 

институт

 

в

 1935 

г

., 

июньский

 

выпуск

):

Занятия

 

со

 

студентами

-

теплоэнергетиками

 

проводит

 

проф

Н

.

И

Решетин

 (1950 

г

.)


Page 4
background image

122

КАДРЫ

• 

расположение

 

в

 

центре

 

одной

 

из

 

крупнейших

 

энергетических

 

систем

 

страны

в

 

регионе

 

с

 

круп

-

ными

 

и

 

многочисленными

 

предприятиями

 

энер

-

гомашиностроения

 

и

 

электротехнической

 

про

-

мышленности

наличие

 

тесного

 

взаимодействия

 

с

 

предприятиями

 

энергетики

 

и

 

промышленности

;

• 

разработка

 

и

 

реализация

 

комплекса

 

образова

-

тельных

 

программ

 

высшего

 

и

 

дополнительного

 

профессионального

 

образования

охватывающих

 

все

 

аспекты

 

энергетики

производство

передачу

 

и

 

распределение

 

энергии

;

• 

создание

 

энергетических

 

аппаратов

 

и

 

машин

 

и

 

электротехнического

 

оборудования

;

• 

акцент

 

на

 

эффективности

 

потребления

 

всех

 

ви

-

дов

 

энергоресурсов

;

• 

взаимодействие

 

с

 

институтами

 

УрО

 

РАН

исполь

-

зование

 

преимуществ

 

политехнического

 

вуза

обеспечивающих

 

выполнение

 

на

 

высоком

 

уровне

 

комплексных

 

научно

-

исследовательских

 

работ

;

• 

функционирование

 

на

 

базе

 

УрФУ

 

Уральского

 

регионального

 

отделения

 

УМО

 

вузов

 

России

 

по

 

образованию

 

в

 

области

 

энергетики

 

и

 

электро

-

техники

координирующего

 

деятельность

 

около

 

40 

вузов

 

региона

;

• 

участие

 

УрФУ

 

в

 

проектах

 

сетевого

 

взаимодей

-

ствия

 

вузов

 

по

 

направлению

  «

Энергетика

», 

стимулирующее

 

и

 

обеспечивающее

 

развитие

 

института

 

в

 

области

 

интернационализации

 

обра

-

зования

;

• 

проведение

 

на

 

базе

 

УрФУ

 

Международных

 

и

 

Все

-

российских

 

научно

-

технических

 

конференций

 

по

 

энергетике

энерго

и

 

ресурсосбережению

энер

-

гетическому

 

машиностроению

 

и

 

электротехнике

.

Основные

 

задачи

 

Уральского

 

энергетическо

-

го

 

института

 

до

 2020 

года

.

• 

Разработка

 

совместных

 

образовательных

 

про

-

грамм

 

с

 

вузами

 

в

 

рамках

 

сетевого

 

взаимодей

-

ствия

Расширение

 

гео

-

графии

 

взаимодействия

 

с

 

зарубежными

 

вузами

.

• 

Разработка

 

новых

 

и

 

мо

-

дернизация

 

действую

-

щих

 

технологий

 

прове

-

дения

 

учебных

 

занятий

 

с

 

широким

 

применени

-

ем

 

мультимедийной

 

и

 

компьютерной

 

техники

.

• 

Привлечение

 

ведущих

 

специалистов

 

предпри

-

ятий

 

и

 

институтов

 

РАН

приглашение

 

визит

-

про

-

фессоров

.

• 

Распространение

 

опы

-

та

 

научно

-

образова

-

тельной

 

деятельности

 

в

 

вузы

 

Уральского

 

ре

-

гиона

 

через

 

структуры

 

Уральского

 

региональ

-

ного

 

отделения

 

УМО

 

по

 

энергетике

 

и

 

электро

-

технике

.

• 

Создание

 

действующего

 

Центра

 

прорывных

 

тех

-

нологий

Организация

 

тесного

 

взаимодействия

 

малых

 

инновационных

 

предприятий

 

с

 

Центром

 

прорывных

 

технологий

 

для

 

формирования

 «

порт

-

феля

 

заказов

» 

на

 

разработку

 

научной

 

продукции

 

института

.

ОБУЧЕНИЕ

 

В

 

УРАЛЬСКОМ

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ

 

ИНСТИТУТЕ

Образовательная

 

деятельность

 

является

 

одним

 

из

 

приоритетных

 

направлений

 

развития

 

института

Организация

 

образовательного

 

процесса

 

базирует

-

ся

 

на

 

современных

 

подходах

 

к

 

профессиональному

 

образованию

реализуемых

 

совместно

 

с

 

предприя

-

тием

-

заказчиком

проектное

 

обучение

практико

-

ори

-

ентированная

 

подготовка

 

студентов

формирование

 

междисциплинарных

 

компетенций

вовлечение

 

сту

-

дентов

 

в

 

научно

-

инновационную

 

деятельность

ин

-

тегрирование

 

научных

 

мероприятий

 

в

 

учебный

 

про

-

цесс

.

Образовательные

 

программы

 

института

 

реали

-

зуются

 

по

 

направлениям

 «

Теплоэнергетика

 

и

 

тепло

-

техника

», «

Электроэнергетика

 

и

 

электротехника

», 

«

Энергетическое

 

машиностроение

», «

Прикладная

 

математика

», 

а

 

также

 

по

 

специальности

  «

Атомные

 

станции

проектирование

эксплуатация

 

и

 

инжини

-

ринг

». 

В

 

институте

 

обучаются

 

более

 3000 

студентов

 (

ба

-

калавры

магистры

специалисты

), 

в

 

том

 

числе

 

по

 

очной

 

форме

 — 

около

 1500. 

В

 

настоящее

 

время

 

ве

-

дётся

 

подготовка

 

бакалавров

специалистов

 

и

 

маги

-

стров

 

по

 

различным

 

образовательным

 

программам

Среди

 

преподавателей

 

УралЭНИН

 35 

профессоров

докторов

 

технических

 

наук

, 118 

доцентов

кандида

-

тов

 

технических

 

наук

Кадровый

 

резерв

 

составляют

 

три

 

докторанта

 

и

 71 

аспирант

 

и

 

соискатель

 

учёных

 

степеней

Имеется

 

своя

 

современная

 

лабораторная

 

база

Занятия

 

в

 

лаборатории

 

электропривода

 

проводит

 

доцент

 

Ю

.

В

Плотников

 (2015 

г

.)


Page 5
background image

123

 6 (33) 2015

В

 

состав

 

института

 

входят

 

десять

 

выпускающих

 

кафедр

.

1. 

Атомной

 

энергетики

 

и

 

возоб

-

новляемых

 

источников

 

энергии

заведующий

 

кафедрой

 

профес

-

сор

д

.

т

.

н

Щеклеин

 

Сергей

 

Евге

-

ньевич

.

2. 

Теплоэнергетики

 

и

 

теплотехники

заведующий

 

кафедрой

 

профес

-

сор

д

.

т

.

н

Мунц

 

Владимир

 

Алек

-

сандрович

.

3. 

Тепловых

 

электрических

 

станций

заведующий

 

кафедрой

 

доцент

к

.

т

.

н

Богатова

 

Татьяна

 

Феокти

-

стовна

.

4. 

Турбин

 

и

 

двигателей

заведую

-

щий

 

кафедрой

 

профессор

д

.

т

.

н

Бродов

 

Юрий

 

Миронович

.

5. 

Прикладной

 

математики

заведу

-

ющий

 

кафедрой

 

профессор

д

.

т

.

н

Сесекин

 

Александр

 

Николаевич

.

6. 

Автоматизированных

 

электриче

-

ских

 

систем

заведующий

 

кафе

-

дрой

 

профессор

д

.

т

.

н

Паздерин

 

Андрей

 

Владимирович

.

7. 

Техники

 

высоких

 

напряжений

заведующий

 

кафе

-

дрой

 

профессор

д

.

т

.

н

Черных

 

Илья

 

Викторович

.

8. 

Электрических

 

машин

заведующий

 

кафедрой

 

профессор

д

.

т

.

н

Пластун

 

Анатолий

 

Трофи

-

мович

.

9. 

Электропривода

 

и

 

автоматизаций

 

промышлен

-

ных

 

установок

заведующий

 

кафедрой

 

доцент

к

.

т

.

н

Костылев

 

Алексей

 

Васильевич

.

10. 

Электротехники

 

и

 

электротехнологических

 

си

-

стем

заведующий

 

кафедрой

 

профессор

д

.

т

.

н

Сарапулов

 

Фёдор

 

Никитич

.

Базовые

 

кафедры

на

 

правах

 

структурных

 

подразделений

 

УралЭНИН

:

• «

Энергетика

» (

создана

 

совместно

 

с

 

ООО

  «

Газ

-

пром

 

трансгаз

 

Югорск

»), 

заведующий

 

кафедрой

 

доцент

к

.

т

.

н

Комаров

 

Олег

 

Вячеславович

;

• «

Электроэнергетика

» (

создана

 

совместно

 

с

 

ОАО

 

«

МРСК

 

Урала

»), 

заведующий

 

кафедрой

 

профес

-

сор

д

.

т

.

н

Кокин

 

Сергей

 

Евгеньевич

.

В

 

институте

 

имеются

 

широкие

 

возможности

 

для

 

академической

 

мобильности

 

студентов

 

и

 

преподава

-

телей

например

положительный

 

опыт

 

полугодовых

 

и

 

годовых

 

выездных

 

обучений

 

по

 

программам

 

об

-

мена

 

с

 

институтами

 

Чехии

Германии

Швеции

Гон

-

конга

другими

 

вузами

Преподаватели

 

участвуют

 

в

 

тематических

 

зарубежных

 

стажировках

 

длительно

-

стью

 

до

 

двух

 

месяцев

Ежегодно

 

ряд

 

студентов

 

и

 

со

-

трудников

 

УралЭНИН

 

очно

 

участвуют

 

в

 

зарубежных

 

конференциях

 

и

 

школах

-

семинарах

Например

в

 

период

 

с

 10 

по

 21 

августа

 2015 

го

-

да

 

в

 

Берлине

 

прошла

 

германо

-

российская

 

летняя

 

школа

  «

Энергоэффективность

 

и

 

возобновляемые

 

источники

 

энергии

 

в

 

среде

 

мегаполисов

» (German-

Russian Summer School on «Energy Ef

 ciency  and 

Use of Renewable Energy in Urban Environments»). 

Школа

 

собрала

 

свыше

 40 

участников

в

 

том

 

числе

 — 

20 

студентов

 

и

 

молодых

 

учёных

 

Уральского

 

энерге

-

тического

 

института

 

с

 

кафедр

 «

Автоматизированные

 

электрические

 

системы

» 

и

 «

Атомные

 

станции

 

и

 

воз

-

обновляемые

 

источники

 

энергии

».

Участники

 

летней

 

школы

 «

Энергоэффективность

 

и

 

возобновляемые

 

источники

 

энергии

 

в

 

среде

 

мегаполисов

»

«

Я

 

училась

 

по

 

специальности

 

«

Газотурбинные

 

и

 

паротурбин

-

ные

 

установки

 

и

 

двигатели

» 

(

кафедра

  «

Турбины

 

и

 

двига

-

тели

»). 

Тяжело

 

было

 

учиться

 

на

 

первых

 

двух

 

курсах

совсем

 

другие

 

люди

преподаватели

предметы

атмосфера

Но

 

в

 

то

 

же

 

время

 

безумно

 

интересно

 

и

 

увлекательно

Старалась

 

хо

-

дить

 

на

 

все

 

лекции

практики

впитывала

 

знания

 

как

  «

губка

». 

С

 

первого

 

курса

 

получилось

 

учиться

 

на

  «

отлично

»… 

Прак

-

тику

 

проходила

 

в

 

ЗАО

  «

УЦСК

 

Сантехкомплект

 

Урал

» (

на

 3 

и

 

курсе

как

 

инженер

-

теплотех

-

ник

 

и

 

инженер

-

проектировщик

Любая

 

деятельность

 

полезна

нужно

 

только

 

правильно

 

извле

-

кать

 

из

 

неё

 

уроки

 

и

 

применять

 

в

 

жизни

За

 5 

лет

 

учёбы

 

в

 

институ

-

те

 

попробовала

 

буквально

 

всё

Играла

 

в

 

КВН

выступала

 

на

 

де

-

бютах

смотрах

 

художествен

-

ной

 

самодеятельности

Также

 

работала

 

выпускающим

 

редак

-

тором

 

и

 

ведущей

 

программы

 

«

Не

 

пропусти

» 

на

 

студенче

-

ском

 

телевидении

  «

ТВиСТ

»… 

В

 

УралЭНИН

 

у

 

меня

 

всё

 

полу

-

чилось

Техническая

 

специаль

-

ность

 

всегда

 

востребована

 

и

 

перспективна

благодаря

 

ей

 — 

в

 

голове

 

всегда

 

порядок

Ин

-

ститут

 

дал

 

замечательных

 

друзей

будущего

 

мужа

рассу

-

дительность

знания

».

Из

 

воспоминаний

 

Алины

 

Хайруллиной

выпускницы

 

УралЭНИН

 2013 

года

стипендиата

 

именных

 

сти

-

пендий

 

Учёного

 

совета

Правительства

 

и

 

Президента

 

РФ

первого

 

Президента

 

России

 

Б

.

Н

Ельцина


Page 6
background image

124

КАДРЫ

Программа

 

летней

 

школы

 

была

 

насыщенной

 

и

 

интересной

В

 

течение

 12 

дней

 

обучения

 35 

доклад

-

чиков

представителей

 

науки

 

и

 

промышленности

 

делились

 

опытом

 

и

 

обсуждали

 

с

 

участниками

 

воз

-

можности

 

и

 

проблемы

 

преобразования

 

энергетиче

-

ской

 

отрасли

Также

 

была

 

предусмотрена

 

культур

-

ная

 

программа

 

и

 

возможность

 

для

 

неформального

 

общения

 

участников

.

Среди

 

инициаторов

 Olaf Czernomoriez, 

бывший

 

председатель

 

совета

 

директоров

 GASAG, 

Штефан

 

Колер

и

 

Рейнхард

 

Мюллер

а

 

также

 

министр

 

ино

-

странных

 

дел

 

Германии

 

Франк

-

Вальтер

 

Штайнмай

-

ер

профессор

 

Виктор

 

Кокшаров

ректор

 

Ураль

-

ского

 

федерального

 

университета

 

и

 

профессор

 

Франк

 

Берендт

Т

U-Campus EUREF gGmbH. 

Сре

-

ди

 

компаний

-

организаторов

 

ПАО

  «

Россети

», 

ОАО

 

«

МРСК

 

Урала

», E.ON, GASAG, Schneider Electric, 

WILO, Wolf&Muller, EUREF, DENA, 

ПАО

 «

Газпром

», 

Nord Stream, Stromnetz Berlin, Tilia, Viessmann 

и

 

другие

.

ПОДГОТОВКА

 

КАДРОВ

 

ПОД

 

ЗАПРОСЫ

 

ПРЕДПРИЯТИЙ

Важным

 

направлением

 

взаимодействия

 

Ураль

-

ского

 

энергетического

 

института

 

и

 

отраслевых

 

партнёров

 

является

 

научно

-

образовательный

 

консалтинг

 

и

 

краткосрочное

 

повышение

 

квали

-

фикации

 

инженерно

-

технических

 

кадров

 

пред

-

приятий

 

в

 

объёме

 24—72 

академических

 

часа

 

по

 

темам

:

• 

Современные

 

системы

 

автоматизированного

 

электропривода

 

и

 

автоматики

Регулируемый

 

электропривод

 

постоянного

 

тока

;

• 

Правовое

 

регулирование

 

энергосбережения

 

и

 

энергосервиса

Энергетический

 

менеджмент

;

• 

Диспетчерское

 

управление

 

современными

 

энер

-

госистемами

Релейная

 

защита

 

и

 

автоматика

 

электроэнергетических

 

систем

Управление

 

режимами

 

энергосистемы

;

• 

Микропроцессорные

 

терминалы

 

защиты

 

и

 

автоматики

Высокочастотные

 

каналы

 

противо

-

аварийной

 

автоматики

 

на

 

аппаратуре

 

АКА

-

Кедр

Высокочастотные

 

каналы

 

релейной

 

защиты

 

на

 

постах

 

ПВЗУ

-

Е

;

• 

Автоматизированные

 

системы

 

коммерческого

 

учёта

 

электроэнергии

;

• 

Контроль

испытания

 

и

 

диагностика

 

высоковольт

-

ного

 

оборудования

Защита

 

оборудования

 

от

 

перенапряжения

;

• 

Эксплуатация

 

компрессорных

 

станций

 

маги

-

стральных

 

газопроводов

 

с

 

газотурбинным

 

приво

-

дом

Газотурбинные

 

установки

 

в

 

составе

 

парога

-

зовых

 

энергетических

 

установок

;

• 

Современные

 

требования

 

по

 

обеспечению

 

без

-

опасности

 

при

 

ведении

 

работ

 

в

 

области

 

исполь

-

зования

 

атомной

 

энергии

.

Повышение

 

квалификации

 

по

 

этим

 

программам

 

проходят

 

десятки

 

специалистов

 

в

 

год

.

Разработаны

 

и

 

апробированы

 

программы

 

объ

-

ёмом

 108 

академических

 

часов

 

для

 

обеспечения

 

подготовки

 

отраслевых

 

специалистов

 

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

профессиональными

 

стандартами

утверж

-

дёнными

 

Министерством

 

труда

 

и

 

социальной

 

за

-

щиты

 

РФ

:

1. 

Эффективная

 

и

 

безопасная

 

эксплуатация

 

наруж

-

ных

 

газопроводов

 

низкого

 

давления

.

2. 

Эффективная

 

и

 

безопасная

 

эксплуатация

 

котель

-

ных

 

на

 

газообразном

жидком

 

топливе

 

и

 

электро

-

нагреве

.

3. 

Эффективная

 

и

 

безопасная

 

эксплуатация

 

котлов

 

на

 

твёрдом

 

топливе

.

4. 

Эксплуатация

 

трансформаторных

 

подстанций

 

и

 

распределительных

 

пунктов

.

5. 

Энергосбережение

 

при

 

эксплуатации

 

трубопро

-

водов

 

и

 

оборудования

 

тепловых

 

сетей

.

Действуют

 

две

 

программы

 

профессиональной

 

пе

-

реподготовки

 (520 

академических

 

часов

): «

Промыш

-

ленная

 

теплоэнергетика

» 

и

 «

Электроэнергетические

 

системы

 

и

 

сети

».

С

 2012 

года

 

Уральский

 

энергетический

 

институт

 

участвует

 

в

 

реализации

 

Президентской

 

Програм

-

мы

 

повышения

 

квалификации

 

инженерных

 

кадров

 

(

Указ

 

Президента

 

Российской

 

Федерации

 

от

 7 

мая

 

2012 

г

 594), 

а

 

с

 2015 

года

 — 

Ведомственной

 

це

-

левой

 

программы

 

подготовки

 

инженерно

-

техниче

-

ских

 

кадров

 (

приказ

 

Министерства

 

образования

 

и

 

на

-

уки

 

Российской

 

федерации

 

от

 12 

мая

 2015 

г

 490). 

В

 

рамках

 

программ

 

осуществляется

 

повышение

 

квалификации

 (72 

часа

и

 

проведение

 

стажировок

 

в

 

России

 

и

 

за

 

рубежом

 

инженерных

 

кадров

 

предпри

-

ятий

-

заказчиков

 

по

 

теме

 «

Энергосбережение

повы

-

шение

 

энергетической

 

эффективности

 

и

 

ресурсос

-

бережение

 

в

 

промышленности

».

За

 

годы

 

реализации

 

по

 

данной

 

теме

 

обучено

 

более

 120 

человек

на

 

стажировки

 

в

 

ведущие

 

науч

-

но

-

исследовательские

 

и

 

инжиниринговые

 

центры

 

на

 

территории

 

России

 

съездили

 

более

 30 

человек

в

 

зарубежные

 

центры

 

компетенций

 — 15 

человек

Основными

 

предприятиями

-

партнёрами

 

в

 

рамках

 

программы

 

выступили

 

компании

 

ОАО

  «

Фортум

» 

г

Челябинск

АО

 «

Интер

 

РАО

-

Электрогенерация

» 

Верхнетагильская

 

ГРЭС

ОАО

  «

ЕВРАЗ

 

Нижнета

-

гильский

 

металлургический

 

комбинат

», 

ФГУП

 «

На

-

учно

-

производственное

 

объединение

 

автоматики

 

имени

 

академика

 

Н

.

А

Семихатова

», 

ОАО

 «

Ураль

-

ская

 

горно

-

металлургическая

 

компания

».

Российские

 

стажировки

 

прошли

 

по

 

актуальным

 

вопросам

 

энергосбережения

 

в

 

электроэнергети

-

ке

 

и

 

электротехнологии

по

 

оптимизации

 

систем

 

теплоснабжения

, «

закрытию

» 

систем

 

теплоснаб

-

жения

по

 

современному

 

опыту

 

оказания

 

энерго

-

сервисных

 

услуг

 

в

 

промышленном

 

и

 

городском

 

хо

-

зяйствах

Местами

 

стажировок

 

были

 

выбраны

в

 

г

Санкт

-

Петербурге

 — 

НОЦ

  «

Энергоэффективные

 

электротехнологии

» [

Санкт

-

Петербургский

 

государ

-

ственный

 

электротехнический

 

университет

  «

ЛЭТИ

» 

им

В

.

И

Ульянова

 (

Ленина

)] 

и

 

в

 

ФГАОУ

 

ДПО

 

Петер

-

бургский

 

энергетический

 

институт

 

повышения

 

ква

-

лификации

в

 

г

Москве

 — 

компания

  «

ТБН

 

энерго

-

сервис

».

В

 

ходе

 

зарубежных

 

стажировок

 

слушатели

 

рас

-

ширили

 

свои

 

знания

 

по

 

темам

 

глобальных

 

измене

-

ний

 

климата

 

и

 

проблемам

возникающим

 

в

 

связи

 

с

 

человеческой

 

деятельностью

ознакомились

 

с

 

со

-


Page 7
background image

125

 6 (33) 2015

временными

 

технологиями

 

энергопассивного

 

домо

-

строения

разработками

 

в

 

части

 

развития

 

и

 

модер

-

низации

 

промышленного

 

комплекса

 (

использование

 

ВЭР

 

промышленных

 

предприятий

), 

решениями

 

в

 

сфере

 

энергоэффективности

 

и

 

экологических

 

вопро

-

сов

 

утилизации

 

и

 

обезвреживания

 

промышленных

 

стоков

систем

 

возобновляемой

 

энергетики

интел

-

лектуальных

 

энергетических

 

систем

элементов

 

Ин

-

дустрии

 4.0. 

Среди

 

зарубежных

 

партнёров

 

по

 

реали

-

зации

 

стажировок

: A.R.I.E.L. (Association for Research 

with Industrial and Educational Links) — 

Ассоциация

созданная

 

Конференцией

 

Высших

 

инженерных

 

школ

 

Франции

 (CGE), 

Центр

 

исследования

 

энергии

 

Нижней

 

Саксонии

 (Energie-Forschungszentrum Niedersachsen 

(EFZN, 

г

Гослар

Германия

), 

Ганноверский

 

техниче

-

ский

 

университет

 

им

Лейбница

 

Институт

 

электро

-

технологий

 (Leibniz Universität Hannover, 

г

Ганновер

Германия

).

НАУЧНЫЕ

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования

проводимые

 

в

 

Уральском

 

энерге

-

тическом

 

институте

соответствуют

 

направлениям

 

исследований

входящим

 

в

 

Перечень

 

критических

 

технологий

 

Российской

 

Федерации

утверждённый

 

Указом

 

Президента

 

РФ

 

от

 07 

июля

 2011 

года

 

 899 

«

Об

 

утверждении

 

приоритетных

 

направлений

 

разви

-

тия

 

науки

технологий

 

и

 

техники

 

в

 

Российской

 

Феде

-

рации

 

и

 

перечня

 

критических

 

технологий

 

Российской

 

Федерации

».

Основные

 

научные

 

исследования

 

в

 

области

 

те

-

плоэнергетики

 

и

 

теплотехники

 

связаны

 

с

 

эксергети

-

ческим

 

анализом

 

энергетических

 

систем

модели

-

рованием

 

процессов

 

термохимической

 

конверсии

термодинамики

 

и

 

тепломассообмена

 

в

 

струйных

 

потоках

 

и

 

дисперсных

 

средах

исследованием

 

ки

-

нетики

 

реакций

 

термохимической

 

конверсии

опти

-

мизацией

 

тепловых

 

схем

 

тепловых

 

электростанций

структурным

 

и

 

параметрическим

 

совершенствовани

-

ем

 

работы

 

автоматических

 

систем

 

регулирования

 

энер

-

гоисточников

разработкой

 

новых

 

технологий

 

топочных

 

и

 

газификационных

 

процес

-

сов

энергосбережением

 

в

 

теплоэнергетике

 

и

 

теплотех

-

нологиях

.

Основные

 

научные

 

ис

-

следования

 

в

 

области

 

элек

-

троэнергетики

 

связаны

 

с

 

информационным

 

и

 

мате

-

матическим

 

обеспечением

 

задач

 

развития

функциони

-

рования

 

и

 

надёжности

 

элек

-

троэнергетических

 

систем

с

 

проблемами

 

энергетиче

-

ской

 

безопасности

 

регионов

 

РФ

с

 

вопросами

 

надёжности

 

и

 

диагностики

 

высоковольт

-

ного

 

оборудования

 

систем

моделированием

 

и

 

разра

-

боткой

 

специальных

 

элек

-

трических

 

машин

электро

-

технологических

 

установок

систем

 

возбуждения

 

синхронных

 

машин

анализом

 

и

 

синтезом

 

электро

-

приводов

 

и

 

электротехнологических

 

комплексов

 

с

 

полупроводниковыми

 

преобразователями

 

энергии

энергосбережением

 

в

 

системах

 

электроснабжения

 

и

 

электропотребления

.

Основные

 

научные

 

исследования

 

в

 

области

 

энер

-

гетического

 

машиностроения

 

связаны

 

с

 

повышени

-

ем

 

маневренности

 

паровых

 

турбин

 

и

 

динамической

 

надёжности

 

турбоагрегатов

повышением

 

эконо

-

мичности

 

и

 

надёжности

 

газотурбинных

 

установок

 

и

 

газоперекачивающих

 

агрегатов

комплексным

 

ис

-

следованием

 

научных

 

основ

 

интенсификации

 

тепло

-

обмена

 

на

 

примере

 

кожухотрубных

 

теплообменных

 

аппаратов

совершенствованием

 

технологии

 

изго

-

товления

 

и

 

монтажа

 

паровых

 

турбин

.

Основные

 

научные

 

исследования

 

в

 

области

 

атомной

 

и

 

возобновляемой

 

энергетики

 

связаны

 

с

 

разработкой

 

систем

 

диагностики

 

состояния

 

актив

-

ной

 

зоны

 

ядерного

 

реактора

созданием

 

систем

 

сбора

 

и

 

анализа

 

информации

 

по

 

надёжности