122
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
122
управление активами и рисками
управление активами и рисками
Т
ри
-
Майл
Айленд
,
Чернобыль
,
Фукусима
,
Саяно
-
Шушенская
ГЭС
,
Чагино
—
эти
на
-
звания
на
слуху
.
Аварии
на
этих
объектах
электроэнергетики
привели
к
катастрофам
,
имеющим
очень
серьёзные
,
масштабные
,
а
в
не
-
которых
случаях
глобальные
последствия
.
Такие
со
-
бытия
вызывают
неизменный
интерес
,
поражают
масштабом
и
непоправимостью
.
Развитие
циви
-
лизации
привело
к
тому
,
что
всё
чаще
и
чаще
мы
сталкиваемся
не
просто
с
авариями
,
а
с
катастрофа
-
ми
.
Итоги
каждой
крупной
аварии
меняют
не
только
общественное
сознание
,
но
и
условия
жизни
и
даль
-
нейшие
варианты
развития
общества
.
Исследова
-
ние
немецкого
социолога
Ульриха
Бека
,
посвящён
-
ное
влиянию
на
общество
техногенных
и
природных
катастроф
,
появилось
после
Чернобыльской
аварии
.
По
его
оценке
,
оно
настолько
велико
,
что
сам
соци
-
ум
кардинально
меняется
,
приобретая
новые
харак
-
теристики
,
становится
обществом
риска
[1].
Новые
серьёзные
угрозы
для
общества
связаны
с
энергетическими
тех
-
нологиями
.
Они
требуют
иннова
-
ционных
подходов
к
управлению
.
Всё
в
большей
мере
устойчивость
и
безопасность
стран
,
регионов
,
отдельных
людей
начинает
опре
-
деляться
различными
рисками
,
в
первую
очередь
техногенными
,
и
возможностью
управлять
ими
.
Электроэнергетика
как
си
-
стема
производства
и
передачи
электроэнергии
и
управления
этим
процессом
является
одной
из
наиболее
опасных
отраслей
с
точки
зрения
аварий
и
ката
-
строф
.
Цена
управленческих
ошибок
сегодня
неизмеримо
выросла
.
Сама
реальность
оказывается
настолько
сложной
,
что
лицо
,
принимающее
решение
,
должно
было
бы
принимать
во
внимание
десятки
и
сотни
параметров
.
В
то
же
время
исследования
психо
-
логов
показали
,
что
человек
в
состоянии
работать
с
5—7
медленно
меняющимися
параметрами
и
учесть
5—7
основных
факторов
,
принимая
реше
-
ние
.
Поэтому
возможность
принятия
не
только
не
оптимального
,
но
и
просто
неправильного
решения
резко
повышается
.
Там
,
где
опасностей
и
угроз
избежать
нельзя
в
принципе
,
в
развитых
странах
создаются
специ
-
альные
системы
контроля
,
мониторинга
,
прогноза
и
управления
рисками
,
которые
помогают
ориен
-
тироваться
в
сложном
информационном
потоке
.
Такие
системы
должны
прогнозировать
аварии
,
бедствия
и
катастрофы
,
для
того
чтобы
помочь
либо
парировать
,
либо
уменьшать
их
разрушитель
-
ное
действие
.
Управленческие решения
при возникновении
чрезвычайных ситуаций
в электроэнергетике
Ольга КАПЕЛЬКО,
доцент кафедры Антикризисного управления социально-
экономическими системами МИГСУ, РАНХиГС при президенте РФ,
к.ф.н.,
Георгий МАЛИНЕЦКИЙ
,
профессор,
заместитель директора Института
прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, д.ф.-м.н.
Авария
на
АЭС
Фукусима
-1
Авария
на
АЭС
Фукусима
-1
123
№ 6 (15), ноябрь-декабрь, 2012
123
Например
,
в
Японии
,
в
отличие
от
России
,
в
которой
так
и
не
была
соз
-
дана
Национальная
система
науч
-
ного
мониторинга
опасных
явлений
и
процессов
в
природной
техноген
-
ной
и
социальной
сферах
(
создание
которой
было
предложено
Инсти
-
тутом
прикладной
математики
им
.
М
.
В
.
Келдыша
РАН
в
2002
г
.,
поддер
-
жано
президиумом
РАН
,
но
заблоки
-
ровано
на
уровне
Правительства
РФ
в
2003
году
) [2],
подобная
система
—
Система
прогнозирования
ката
-
строф
окружающей
среды
(System
for Prediction of Environment Emer-
gency Dose Information, SPEEDI) —
была
введена
в
эксплуатацию
ещё
в
1986
году
.
Она
обошлась
в
140
мил
-
лионов
долларов
.
Россия
тут
является
единствен
-
ным
исключением
:
у
нас
имеются
технологические
риски
высокораз
-
витой
страны
и
финансирование
этих
рисков
как
у
слаборазвитых
стран
.
В
нашем
случае
роль
управ
-
ления
повышается
во
много
раз
,
так
как
сегодня
Россия
способна
выдержать
катастрофу
не
более
1/80
Чернобыля
[3].
Фукусима
уже
превышает
этот
предел
.
Катастро
-
фа
энергетического
объекта
уровня
Чернобыля
была
под
силу
сверхдер
-
жаве
уровня
СССР
,
но
не
под
силу
современной
России
.
Одной
из
составных
частей
Япон
-
ской
системы
SPEEDI
являются
пункты
замеров
радиации
по
всей
стране
.
Данные
мониторинга
и
про
-
гноза
постоянно
предоставляются
правительству
Японии
,
но
они
не
были
использованы
в
период
ава
-
рии
и
ликвидации
её
последствий
на
атомной
электростанции
в
Фукуси
-
ме
.
Создания
системы
мониторинга
без
того
,
чтобы
получаемые
данные
учитывались
в
контуре
управления
,
недостаточно
.
Для
этого
должна
быть
создана
необходимая
право
-
вая
база
,
а
управляющий
персонал
нужно
специально
готовить
.
Понима
-
ние
этого
связано
с
анализом
круп
-
нейших
катастроф
и
управленческих
ошибок
,
которые
к
ним
,
собственно
,
и
привели
.
Так
,
в
Японии
после
аварии
на
Фу
-
кусиме
премьер
-
министр
Наото
Кан
и
его
главные
советники
не
запраши
-
вали
сведений
системы
SPEEDI
и
не
пользовались
ими
.
По
словам
Кана
,
он
не
понимал
,
как
работает
систе
-
ма
и
насколько
ценной
может
быть
предоставляемая
ей
информация
.
В
итоге
жителям
города
Намиэ
(Namie),
расположенного
около
АЭС
,
не
сообщили
о
том
,
в
какую
сторону
будет
распространяться
радиация
,
хотя
такие
данные
имелись
.
Их
эва
-
куировали
в
район
,
расположенный
севернее
станции
,
именно
туда
,
куда
стал
дуть
ветер
.
В
результате
эвакуи
-
рованные
жители
получили
макси
-
мальную
дозу
радиации
в
данном
районе
,
а
премьер
министр
Японии
был
вынужден
по
-
дать
в
отставку
.
В
современной
ситуации
скупой
платит
уже
не
дваж
-
ды
,
а
во
много
раз
больше
.
Цена
ошибок
в
управлении
возросла
многократно
.
Для
техногенных
систем
имеет
место
риск
выхода
их
из
строя
,
то
есть
возможность
поломок
и
аварий
,
которые
могут
стать
причиной
по
-
следующих
неисправностей
и
чрезвычайных
ситуаций
.
Возникает
эффект
домино
или
синергетическое
усиление
не
-
благоприятных
факторов
.
Риск
—
это
термин
,
обозначаю
-
щий
в
различном
контексте
и
в
раз
-
ных
государственных
документах
три
следующих
понятия
.
1.
Вероятность
наступления
не
-
благоприятного
события
—
p
;
в
данном
случае
риск
—
величина
статистическая
,
его
можно
опре
-
делить
на
основе
статистики
бла
-
гоприятных
и
неблагоприятных
случаев
:
p=n/N
,
где
n
—
количе
-
ство
неблагоприятных
событий
,
в
нашем
случае
выхода
системы
из
строя
,
а
N
—
общее
количество
имевших
место
случаев
.
Вероят
-
ность
становится
объективной
величиной
,
если
имеется
доста
-
точно
информации
для
того
,
что
-
бы
прогноз
стал
статистически
достоверным
.
2.
Объём
потерь
в
случае
наступле
-
ния
этого
события
—
x
.
3.
Комбинация
этих
двух
величин
,
отражающая
средний
ожидае
-
мый
объём
возможного
ущерба
:
S=p
·
x
В
1950-
х
годах
в
управлении
была
принята
Теория
абсолютной
надёжности
.
В
соответствии
с
ней
при
надлежащем
исполнении
норм
и
правил
,
квалифицированных
кадрах
и
исправном
оборудовании
техно
-
генных
и
социальных
катастроф
быть
не
может
.
Этот
подход
до
сих
пор
при
-
нят
в
ряде
государственных
докумен
-
тов
РФ
,
в
соответствии
с
ним
каждая
катастрофа
имеет
фамилию
,
имя
и
отчество
.
Оказалось
,
что
аварии
всё
равно
происходят
,
несмотря
на
все
прило
-
женные
усилия
по
устранению
воз
-
никающих
рисков
.
Дело
в
том
,
что
современные
технические
системы
состоят
из
огромного
количества
элементов
(
например
,
в
автомобиле
их
более
10000,
в
самолёте
—
бо
-
Авария
на
АЭС
Фукусима
-1
Авария
на
АЭС
Фукусима
-1
Авария
на
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
Авария
на
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
124
СЕТИ РОССИИ
лее
100000).
Поэтому
даже
зная
,
в
каком
состоянии
находится
каждый
элемент
,
мы
не
можем
просчитать
всех
возможных
комбинаций
,
неко
-
торые
из
которых
чреваты
авариями
.
С
другой
стороны
,
не
всегда
удаётся
осуществить
мониторинг
и
выяснить
,
что
,
собственно
,
происходит
даже
с
наиболее
существенными
элемента
-
ми
системы
.
С
80-
х
годов
на
Западе
в
качестве
основы
обеспечения
безопасности
рассматривается
предложенная
Ч
.
Перроу
теория
нормальных
ава
-
рий
.
В
соответствии
с
ней
небольшие
аварии
часты
и
неизбежны
,
средние
аварии
более
редки
,
но
тоже
неиз
-
бежны
,
гигантские
катастрофы
очень
редки
,
но
тоже
неизбежны
.
и
их
также
надо
иметь
в
виду
.
То
есть
мы
имеем
дело
с
вероятностями
неблагоприят
-
ных
событий
разного
масштаба
.
Если
есть
N
возможных
сцена
-
риев
развития
событий
,
p
i
—
вероят
-
ность
реализации
каждого
сценария
,
x
i
—
соответственно
величина
потерь
или
предполагаемого
дохода
,
ожида
-
емая
полезность
S
1
рассчитывается
по
формуле
:
S
1
=
N
∑
i
=1
p
i
x
i
.
Гигантские
последствия
возмож
-
ных
техногенных
и
социальных
ка
-
тастроф
,
в
результате
которых
могут
погибнуть
или
пострадать
сотни
ты
-
сяч
и
даже
миллионы
людей
—
Три
-
Майл
Айленд
,
Чернобыль
,
Фукусима
,
Саяно
-
Шушенская
ГЭС
,
Чагино
—
приводят
к
поиску
новых
методов
механизмов
расчёта
прогнозирова
-
ния
и
управления
.
Несмотря
на
наличие
ликвида
-
ционной
деятельности
,
полностью
устранить
все
последствия
техноген
-
ных
катастроф
не
удаётся
.
Загряз
-
нение
окружающей
среды
и
гибель
людей
рождают
совершенно
новую
социальную
реальность
.
Результаты
подобных
событий
приводят
к
необ
-
ходимости
исключить
возможность
ряда
событий
,
и
рассматривать
их
надо
не
с
позиций
теории
вероят
-
ности
,
а
с
позиций
математической
теории
возможности
.
В
этих
случаях
управление
риском
связано
с
отка
-
зом
от
ряда
технологий
и
проектов
или
с
кардинальным
изменением
си
-
стем
управления
обществом
.
Иными
словами
,
мы
исключаем
при
таком
подходе
ряд
сценариев
,
уменьшая
N,
и
тем
самым
увеличиваем
ожи
-
даемую
полезность
.
Аварийные
ситуации
связаны
с
рисками
эксплуатации
опасного
объ
-
екта
.
Неприемлемые
риски
,
приво
-
дящие
к
катастрофическим
послед
-
ствиям
,
в
принципе
должны
быть
исключены
ещё
на
стадии
проектиро
-
вания
,
а
при
их
наличии
необходимы
чёткие
мобилизационные
действия
в
соответствии
с
ранее
разработан
-
ными
планами
.
Такие
действия
не
-
обходимо
регулярно
отрабатывать
посредством
проведения
учений
,
в
которых
имитируется
возникновение
опасной
ситуации
.
В
этом
случае
мы
уменьшаем
вероятности
p
i
тех
сце
-
нариев
,
которые
ведут
к
аварийным
и
катастрофическим
последствиям
.
Устранение
угроз
—
естествен
-
ный
способ
управления
рисками
,
особенно
связанными
с
техниче
-
скими
объектами
,
но
слишком
часто
все
опасности
устранить
либо
не
уда
-
ётся
,
либо
это
оказывается
слишком
дорого
.
Наглядный
пример
—
созданы
проекты
безопасных
атомных
стан
-
ций
.
Что
бы
ни
делал
оператор
на
таких
станциях
,
ни
ядерного
взрыва
,
ни
взрыва
водорода
его
действия
не
вызовут
,
максимум
к
чему
они
могут
привести
—
только
экономи
-
ческие
потери
.
Но
один
энергоблок
безопасной
станции
стоит
около
20
млрд
долларов
.
В
то
время
как
обыч
-
ный
энергоблок
«
опасной
»
станции
—
1
миллиард
.
В
этом
случае
речь
идёт
об
изменении
величины
x
i
.
Техниче
-
ские
,
организационные
управлен
-
ческие
меры
,
как
показал
анализ
,
могли
бы
многократно
уменьшить
,
например
,
последствия
Чернобыль
-
ской
аварии
и
не
допустить
выброса
радиоактивных
веществ
в
атмосферу
.
В
случае
крупных
аварий
соотно
-
шение
затрат
на
ликвидацию
и
цены
превентивных
мер
становится
10—
100
и
более
.
Еще
в
1994
году
,
после
Всемирной
конференции
по
умень
-
шению
опасных
стихийных
бедствий
в
Йокогаме
,
мировым
сообществом
был
взят
курс
от
ликвидации
и
смяг
-
чения
последствий
чрезвычайных
ситуаций
на
их
прогноз
и
предупре
-
ждение
[4].
Это
особенно
важно
для
электроэнергетики
.
Чрезвычайные
ситуации
на
особо
опасных
объектах
не
только
сравнимы
со
стихийными
бедствиями
,
но
могут
даже
превос
-
ходить
их
по
разрушительной
силе
.
По
оценкам
экспертов
,
мате
-
риальные
потери
в
результате
сти
-
хийных
бедствий
и
техногенных
катастроф
достигли
в
2011
году
ре
-
кордного
значения
в
истории
чело
-
вечества
,
превысив
370
миллиар
-
дов
долларов
.
Большая
часть
из
них
опять
связана
с
электроэнергетикой
.
Авария
на
электростанции
Фукуси
-
ма
-1
уже
обошлась
в
75
миллиардов
долларов
,
а
общие
затраты
по
лик
-
видации
и
смягчению
последствий
этой
катастрофы
в
течение
ряда
лет
должны
превысить
250
миллиардов
долларов
[3].
Государственный
подход
к
элек
-
троэнергетике
сформулирован
в
федеральном
законодательстве
.
Со
-
гласно
ФЗ
,
электроэнергетика
—
это
в
первую
очередь
отрасль
экономи
-
ки
Российской
Федерации
и
эконо
-
мические
отношения
,
возникающие
в
процессе
производства
и
пере
-
дачи
электроэнергии
,
оперативно
-
диспетчерского
управления
в
элек
-
троэнергетике
,
сбыта
и
потребления
электрической
энергии
с
использо
-
ванием
производственных
и
иных
имущественных
объектов
,
при
этом
Авария
на
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
Авария
на
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
125
№ 6 (15), ноябрь-декабрь, 2012
оговаривается
,
что
электроэнерге
-
тика
является
основой
функциони
-
рования
экономики
и
жизнеобеспе
-
чения
(
ФЗ
«
Об
электроэнергетике
»).
«
Электроэнергетика
—
это
отрасль
,
включающая
в
себя
комплекс
эко
-
номических
отношений
,
возникаю
-
щих
в
процессе
производства
(
в
том
числе
производства
в
режиме
ком
-
бинированной
выработки
электриче
-
ской
и
тепловой
энергии
,
в
том
числе
входящих
в
Единую
энергетическую
систему
России
),
принадлежащих
на
праве
собственности
или
на
ином
предусмотренном
федеральными
за
-
конами
основании
субъектам
элек
-
троэнергетики
или
иным
лицам
» [5].
Но
при
таком
подходе
не
учитывают
-
ся
риски
,
с
которыми
имеет
дело
от
-
расль
,
в
результате
возникают
поте
-
ри
,
которые
никак
не
планировались
заранее
.
По
данным
Ростехнадзора
,
рос
-
сийская
техносфера
находится
сегод
-
ня
в
аварийном
состоянии
:
средний
уровень
износа
оборудования
рос
-
сийских
АЭС
— 60—80% (
в
среднем
на
них
происходит
более
40
аварий
в
год
),
химических
заводов
— 60—
100%,
нефтеперерабатывающих
предприятий
— 80%,
в
электро
-
и
те
-
плоэнергетике
— 48%,
на
предприя
-
тиях
угольной
и
горнодобывающей
промышленности
— 80—95%.
Недо
-
финансирование
народного
хозяй
-
ства
в
течение
последних
20
лет
при
-
вело
к
старению
основных
фондов
,
что
резко
повысило
вероятность
тех
-
ногенных
катастроф
.
В
2000
году
было
выполнено
исследование
рядом
ведущих
рос
-
сийских
учёных
при
участии
руко
-
водителей
МЧС
России
[6].
В
нём
предлагался
ряд
мер
по
повыше
-
нию
устойчивости
техносферы
и
предсказывался
вал
техногенных
катастроф
уже
с
2005
года
.
Меры
,
в
частности
связанные
с
координа
-
цией
усилий
в
сфере
управления
ри
-
сками
,
так
и
не
были
приняты
.
Пе
-
чальный
прогноз
оправдался
,
хотя
и
несколько
позже
,
чем
предполагали
авторы
.
Особую
тревогу
вызывают
гидроэлектростанции
России
.
На
территории
страны
расположено
около
65
тысяч
гидросооружений
.
Около
6000
работают
более
100
лет
,
около
6000
требуют
капиталь
-
ного
ремонта
,
примерно
400
нахо
-
дятся
в
аварийном
состоянии
.
Проблема
гидростанций
заклю
-
чается
в
гигантских
масштабах
воз
-
можных
катастроф
.
В
зоне
риска
(
то
есть
в
зоне
возможного
затопления
)
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
проживает
более
300
тысяч
человек
,
Волжской
ГЭС
— 1,1
млн
,
Красноярской
ГЭС
—
1,1
млн
,
Саратовской
ГЭС
— 1,2
млн
,
Чебоксарской
ГЭС
— 1,4
млн
,
Жигу
-
левской
ГЭС
— 1,6
млн
.
В
зоне
риска
некоторых
из
них
находятся
ядер
-
ные
объекты
.
В
случае
катастрофы
и
огромной
волны
,
которая
прокатится
по
пологому
берегу
реки
,
аналогия
с
Фукусимой
может
быть
полной
…
И
вновь
ключевую
роль
игра
-
ют
профессионализм
и
морально
-
этические
основы
тех
людей
,
которые
имеют
дело
с
опасными
объектами
,
начиная
от
руководителей
и
кончая
сотрудниками
,
находящимися
на
са
-
мом
объекте
.
По
мировой
статистике
80%
всех
чрезвычайных
ситуаций
в
воздухе
и
70% —
на
море
связаны
с
«
человеческим
фактором
».
Наибольшую
тревогу
вызыва
-
ет
отсутствие
обратной
связи
с
ли
-
цами
,
принимающими
решения
в
этой
сфере
.
С
2000-
х
годов
в
Московском
государственном
тех
-
ническом
университете
им
.
Н
.
Э
.
Баумана
(
МГТУ
)
создаются
сверх
-
точные
системы
диагностики
.
Они
с
огромной
точностью
измеряют
неравномерность
вращения
валов
ответственных
агрегатов
.
Установ
-
ка
подобных
систем
при
их
надле
-
жащем
использовании
на
атомных
,
тепловых
,
гидравлических
станциях
исключила
бы
аварии
,
подобные
Саяно
-
Шушенской
.
В
последнем
случае
,
вложив
менее
40
миллионов
рублей
,
можно
было
бы
сэкономить
более
40
миллиардов
.
Иными
сло
-
вами
,
авария
на
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
—
это
также
пример
управленче
-
ской
катастрофы
.
Подводя
итог
,
можно
сказать
,
что
сейчас
нужно
срочно
восстанавливать
обратные
связи
между
управленче
-
ской
структурой
России
и
её
техносфе
-
рой
,
а
также
готовить
специалистов
,
способных
решать
подобные
пробле
-
мы
.
И
научная
,
и
образовательные
сферы
страны
к
этому
готовы
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ульрих
Бек
.
Общество
риска
.
На
пути
к
другому
модерну
—
М
.:
Прогресс
-
Традиция
, 2000. —
384
с
.
2.
М
.
Залиханов
,
В
.
Маевский
,
Д
.
Львов
,
В
.
Осипов
,
К
.
Фролов
и
др
.
Кризисы
современной
Рос
-
сии
и
система
научного
мони
-
торинга
. //
Российская
Федера
-
ция
сегодня
,
№
1, 2003
г
.
3.
Малинецкий
Г
.
Г
.,
Капелько
О
.
Н
.
Отходы
,
аварии
и
уроки
Фукуси
-
мы
//
Рециклинг
отходов
, 2011,
№
5(35),
с
. 14—21.
4.
Малинецкий
Г
.
Г
.,
Подлазов
А
.
В
.,
Кузнецов
И
.
В
.
О
национальной
системе
научного
мониторинга
/
Будущее
и
настоящее
России
в
зеркале
синергетики
.
Изд
. 2-
е
—
М
.:
Книжный
дом
«
Либроком
»,
2011
г
., (
Синергетика
:
от
про
-
шлого
к
будущему
.
Будущая
Рос
-
сия
).
с
. 133—165.
5.
Федеральный
закон
Россий
-
ской
Федерации
от
26
марта
2003
г
.,
№
35-
ФЗ
«
Об
электро
-
энергетике
».
6.
Владимиров
В
.
А
.,
Воробьев
Ю
.
Л
.,
Малинецкий
Г
.
Г
.
и
др
.
Управле
-
ние
риском
:
Риск
.
Устойчивое
развитие
.
Синергетика
—
М
.:
На
-
ука
, 2000
г
., 431
с
.
Авария
на
ПС
«
Чагино
»
Авария
на
ПС
«
Чагино
»
Оригинал статьи: Управленческие решения при возникновении чрезвычайных ситуаций в электроэнергетике
Электроэнергетика как система производства и передачи электроэнергии и управления этим процессом является одной из наиболее опасных отраслей с точки зрения аварий и катастроф.