92
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
92
З
авод
«
ТАТКАБЕЛЬ
»
выпу
-
скает
весь
спектр
кабеля
энергетического
назна
-
чения
с
изоляцией
из
сшитого
полиэтилена
напряже
-
нием
до
330
кВ
и
сечением
токо
-
проводящей
жилы
до
2500
мм
2
.
Благодаря
высокой
квали
-
фикации
и
профессионализму
специалистов
развитие
завода
«
Таткабель
»
не
стоит
на
месте
.
Происходит
постоянное
усовер
-
шенствование
технологического
процесса
,
появляются
новые
раз
-
работки
в
области
кабельной
про
-
мышленности
.
Одной
из
них
явля
-
ется
универсальный
кабель
марки
АПвАП
-
Тп
(
аналог
известных
ма
-
рок
Multi-Wiski
и
Торсада
СН
).
КАБЕЛЬ
КЛАССА
«
ЗЕМЛЯ
—
ВОЗДУХ
—
ВОДА
»
На
сегодняшний
день
более
перспективной
и
прогрессивной
альтернативой
неизолирован
-
ным
и
защищённым
проводам
для
воздушных
линий
10—35
кВ
,
проходящих
в
сложных
и
стеснён
-
ных
условиях
,
является
универ
-
сальный
кабель
(
рис
. 1).
Кабель
марки
АПвАП
-
Тп
про
-
изводства
завода
«
Таткабель
»
состоит
из
трёх
однофазных
си
-
ловых
кабелей
и
несущего
троса
,
скрученных
между
собой
.
Это
универсальный
самоне
-
сущий
кабель
на
напряжение
10—35
кВ
,
предназначенный
как
для
монтажа
на
опорах
воздуш
-
ных
линий
,
так
и
для
прокладки
в
земле
,
в
том
числе
в
почве
с
высокой
коррозионной
активно
-
стью
грунтов
,
а
также
по
дну
не
-
судоходных
водных
преград
.
Универсальный
кабель
пред
-
назначен
для
прокладки
в
зем
-
ле
,
воде
и
воздухе
и
даёт
воз
-
можность
перехода
воздушной
кабельной
линии
в
подземную
(
подводную
)
без
использования
соединительных
муфт
,
что
обе
-
спечивает
безопасную
эксплуата
-
цию
и
удовлетворяет
требовани
-
ям
охраны
окружающей
среды
.
С
использованием
данного
кабе
-
ля
трасса
ЛЭП
может
проходить
в
стеснённых
условиях
населённых
пунктов
,
в
лесных
массивах
без
вырубки
просеки
для
охранной
зоны
и
в
затапливаемых
грунтах
(
рис
. 2).
Преимущества
использова
-
ния
универсального
кабеля
с
не
-
сущим
тросом
марки
АПвАП
-
Тп
:
•
меньшая
повреждаемость
и
более
высокая
эксплуа
-
тационная
надёжность
по
сравнению
с
линиями
с
неизолированными
прово
-
дами
,
меньшая
опасность
для
персонала
и
населения
;
•
падение
кабеля
на
землю
практически
исключено
даже
в
случае
падения
на
КВЛ
дерева
высотой
до
15
м
;
•
исключается
хищение
кабе
-
лей
,
так
как
они
не
подлежат
вторичной
переработке
;
•
возможность
подвески
на
одной
опоре
с
другими
линия
-
ми
электропередачи
,
а
также
с
проводами
радиовещания
и
телефонных
линий
;
•
при
строительстве
КВЛ
с
при
-
менением
универсального
к
а
б
е
л
ь
н
ы
е
л
и
н
и
и
кабельные линии
Универсальные кабельные
линии класса «Земля–воздух–
вода» производства завода
«
ТАТКАБЕЛЬ
» и компании Еnsto
Понятия «воздушная» и «кабельная» линии электропередачи в течение мно-
гих лет являлись взаимоисключающими: воздушные линии не могли исполь-
зоваться в качестве кабельных, и наоборот. Разработкой, сломавшей этот сте-
реотип, стала кабельно-воздушная линия (далее — КВЛ), в основе которой
лежит универсальный кабель, производимый на заводе «ТАТКАБЕЛЬ».
Рис
. 1.
Универсальный
кабель
марки
АПвАП
-
Тп
1 —
алюминиевая
круглая
уплотнённая
жила
,
герметизированная
водонабу
-
хающими
нитями
;
2, 4 —
полупроводящий
экран
по
жиле
и
изоляции
из
сшитого
полиэтилена
;
3 —
изоляция
из
сшитого
полиэтилена
;
5 —
экран
из
алюмополимерной
ленты
,
предотвращающий
проникновение
влаги
в
поперечном
направлении
;
6 —
оболочка
из
атмосферостойкого
полиэтилена
высокой
плотности
;
7 —
водонепроницаемый
многопрово
-
лочный
оцинкованный
стальной
трос
;
8 —
оболочка
несущего
троса
из
атмос
-
феростойкого
полиэтилена
высокой
плотности
.
Рис
. 2.
Конструкция
кабеля
марки
АПвАП
-
Тп
93
№ 2 (17), март–апрель, 2013
93
кабеля
нет
необходимости
в
вырубке
просек
,
так
как
кабель
имеет
изоляцию
и
защитную
оболочку
;
•
герметизированные
токопро
-
водящие
жилы
и
несущий
трос
позволяют
исключить
проник
-
новение
влаги
вдоль
кабеля
до
3
м
от
места
повреждения
.
Конструкция
экрана
полностью
ограничивает
попадание
влаги
внутрь
кабеля
и
исключает
воз
-
можность
возникновения
водных
триингов
в
толще
изоляции
и
,
как
следствие
,
пробоя
кабеля
;
•
надёжная
подвеска
за
несущий
трос
.
Для
подвеса
используется
универсальная
арматура
для
всех
сечений
жил
;
•
возможность
использования
для
электроснабжения
стройпло
-
щадок
в
качестве
ремонтного
кабеля
;
•
низкие
эксплуатационные
рас
-
ходы
;
•
возможность
проведения
монта
-
жа
на
морозе
до
-15°C.
МОНТАЖ
И
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ
КАБЕЛЕЙ
В
качестве
опор
КВЛ
могут
быть
использованы
любые
стойки
,
при
-
меняемые
для
воздушных
линий
,
как
железобетонные
типа
СВ
,
так
и
деревянные
.
Ввиду
высокой
проч
-
ности
стального
несущего
троса
универсального
кабеля
наиболее
эффективно
использование
дере
-
вянных
стоек
,
так
как
они
являются
более
прочными
.
Компания
Ensto
работает
на
рынке
электротехнического
обо
-
рудования
более
50
лет
,
предлагая
инновационные
решения
для
линий
электропередач
.
Компания
прини
-
мала
активное
участие
в
развитии
и
применении
универсального
ка
-
беля
,
что
позволило
в
полной
мере
использовать
преимущества
его
подвеса
на
деревянных
стойках
.
Примером
является
эксплуата
-
ция
КВЛ
35
кВ
,
построенной
с
ис
-
пользованием
технологии
Ensto,
для
обеспечения
внешнего
элек
-
троснабжения
острова
Валаам
в
2009
году
(
рис
. 3).
Вся
воздушная
часть
,
состоящая
из
двух
цепей
на
деревянных
стой
-
ках
,
была
построена
только
на
уни
-
версальном
кабеле
.
Сегодня
линия
пережила
уже
четвёртый
тяжёлый
зимний
сезон
без
каких
-
либо
по
-
вреждений
на
линии
.
Рис
. 6.
Концевая
муфта
холодной
усадки
для
универсальных
кабелей
АРМАТУРА
,
ПРИМЕНЯЕМАЯ
ДЛЯ
МОНТАЖА
УНИВЕРСАЛЬНЫХ
КАБЕЛЕЙ
Для
закрепления
несущего
тро
-
са
универсального
кабеля
исполь
-
зуются
автоматические
анкерные
зажимы
(
рис
. 4).
В
связи
с
особой
конструкцией
универсального
кабеля
должное
внимание
необходимо
уделять
муф
-
там
,
как
соединительным
,
так
и
кон
-
цевым
.
Электрическое
соединение
строительных
длин
кабеля
между
собой
производится
параллельно
с
механическим
,
которое
осущест
-
вляется
с
помощью
автоматических
соединителей
(
рис
. 5).
Концевые
и
соединительные
муфты
,
в
свою
очередь
,
должны
быть
стойкими
не
только
к
ультрафи
-
олетовому
излучению
и
солнечной
радиации
,
но
и
к
воздействию
влаги
(
дождь
,
снег
).
Сложность
разделки
и
конструк
-
ции
муфты
определяется
видом
экрана
универсального
кабеля
.
Как
было
отмечено
ранее
,
экран
кабе
-
ля
изготовлен
из
алюмополимерной
ленты
со
сварным
швом
вдоль
ка
-
беля
и
прочно
приварен
к
его
обо
-
лочке
.
Следовательно
,
при
разделке
кабеля
для
вывода
заземления
не
-
обходимо
отделить
экран
от
оболоч
-
ки
и
провести
герметизацию
этого
узла
.
Для
этих
целей
компания
Ensto
разработала
специальную
конструк
-
цию
муфты
холодной
усадки
с
вы
-
водом
и
герметизацией
узла
зазем
-
ления
,
которая
имеет
ряд
важных
преимуществ
(
рис
. 6):
•
быстрый
монтаж
без
примене
-
ния
пламени
для
усадки
;
Рис
. 5.
Соединение
универсального
кабеля
в
пролёте
Рис
. 4.
Анкерное
крепление
универсального
кабеля
на
опоре
Рис
. 3.
Универсальный
кабель
на
КВЛ
35
кВ
о
.
Валаам
•
возможность
монтажа
при
низ
-
ких
температурах
до
-25°
С
;
•
выравнивание
электрического
поля
за
счёт
геометрического
стресс
-
конуса
;
•
стресс
-
конус
интегрирован
в
тело
муфты
;
•
тело
муфты
изготовлено
из
сили
-
коновой
резины
специального
состава
,
сохраняющей
свойства
упругости
в
течение
всего
срока
службы
линии
.
Таким
образом
,
применение
уни
-
версальных
кабелей
ведёт
к
умень
-
шению
затрат
на
монтаж
и
эксплуа
-
тацию
кабельно
-
воздушных
линий
и
является
эффективной
альтернати
-
вой
воздушным
линиям
с
примене
-
нием
неизолированных
проводов
.
А
кабель
марки
АПвАП
-
Тп
,
произ
-
водимый
заводом
«
ТАТКАБЕЛЬ
»
со
-
вместно
с
арматурой
подвеса
и
ка
-
бельными
муфтами
компании
Ensto,
является
достойным
примером
си
-
стемы
КВЛ
,
успешно
применяемой
за
рубежом
и
постепенно
набираю
-
щей
популярность
в
России
.
Оригинал статьи: Универсальные кабельные линии класса «Земля—воздух—вода» производства завода «ТАТКАБЕЛЬ» и компании Еnsto
Понятия «воздушная» и «кабельная» линии электропередачи в течение многих лет являлись взаимоисключающими: воздушные линии не могли использоваться в качестве кабельных, и наоборот. Разработкой, сломавшей этот стереотип, стала кабельно-воздушная линия (далее — КВЛ), в основе которой лежит универсальный кабель, производимый на заводе «ТАТКАБЕЛЬ».