138
ПУТЕ-
ШЕСТВИЕ В
ПРОШЛОЕ
с
т
р
о
и
т
е
л
ь
с
т
в
о
Л
Э
П
строительство ЛЭП
С
ооружение
ЛЭП
500
кВ
в
Кир
-
гизской
энергосистеме
было
связано
с
необходимостью
выдачи
мощности
строящих
-
ся
мощных
гидроэлектростанций
Ниж
-
не
-
Нарынского
каскада
ГЭС
(
особенно
от
самой
крупной
Токтогульской
ГЭС
1200
тыс
.
кВт
)
в
объединённую
энерго
-
систему
(
ОЭС
)
Средней
Азии
.
Изыскатели
территориального
про
-
ектного
Среднеазиатского
отделения
(
САО
) «
Энергосетьпроект
»
столкнулись
со
значительными
проблемами
при
вы
-
боре
трасс
ЛЭП
500
кВ
от
Токтогульской
ГЭС
в
связи
с
тем
,
что
вся
территория
Киргизии
по
рельефу
местности
явля
-
ется
горной
страной
.
Более
половины
её
территории
находится
на
высоте
от
1000
до
3000
м
,
примерно
одна
треть
—
на
высотах
от
3000
до
4000
м
.
Горные
хребты
(
количеством
до
88)
занимают
более
четверти
территории
,
простираются
с
востока
на
запад
в
ши
-
ротном
направлении
.
Это
самая
длин
-
ная
горная
система
Азии
.
На
востоке
главные
хребты
Тянь
-
Шаня
(
в
переводе
с
киргизского
языка
—
Небесные
горы
)
протяжённостью
2800
км
и
шириной
от
10
до
40
км
.
Большинство
горных
вершин
расположено
на
высо
-
тах
5000—6000
м
.
На
границе
с
Китайской
Народной
республикой
и
с
Казахстаном
располо
-
жены
пики
Победы
(7439
м
)
и
Хан
-
Тегри
(6995
м
).
На
Юге
Киргизии
—
хребты
Пами
-
ро
-
Алтайской
системы
—
расположен
Туркестанский
хребет
,
северная
часть
Памира
и
пик
Ленина
(7134
м
).
В
горах
Ала
-
Тоо
(
в
переводе
с
кир
-
гизского
—
Пёстрые
горы
)
снежный
,
многолетний
покров
начинается
с
от
-
метки
3600
м
и
выше
.
Естественно
,
что
когда
изыскатели
проектного
института
«
Энергосеть
-
проект
»
начали
проработку
проблемы
выдачи
мощности
от
строящихся
мощ
-
ных
гидроэлектростанций
Нижне
-
На
-
рынского
каскада
,
необходимо
было
(
в
отличие
от
равнинных
ЛЭП
)
учи
-
тывать
факторы
высокогорья
,
сильно
пересечённой
местности
и
труднодо
-
ступных
отдельных
горных
участков
,
перевалов
,
хребтов
,
ущелий
.
Так
же
при
выборе
трасс
:
частые
изменения
рельефа
,
большие
уклоны
и
спуски
,
разряжённость
воздуха
,
места
схода
лавин
и
селей
.
Изыскатели
передвигались
по
бездо
-
рожью
пешком
,
по
ущельям
,
горным
реч
-
кам
,
приходилось
нанимать
выносливых
лошадей
местной
породы
(
по
воспоми
-
наниям
опытного
изыскателя
Э
.
А
.
Бел
-
кина
),
а
также
производить
облёты
на
вертолётах
Фрунзенского
отряда
.
Конкретное
проектирование
пер
-
вых
ЛЭП
500
кВ
от
Токтогульской
ГЭС
до
ПС
500
кВ
«
Андижан
»
в
Ферганской
долине
и
до
ПС
«
Фрунзенская
»
на
се
-
вере
Киргизии
выполняли
специалисты
Среднеазиатского
отделения
института
«
Энергосетьпроект
»
при
техническом
руководстве
доктора
технических
наук
Л
.
И
.
Кисельмана
.
В
ходе
проектирова
-
ния
использовались
рекомендации
из
-
вестных
специалистов
по
специфике
дальних
электропередач
:
профессора
,
д
.
т
.
н
.
В
.
В
.
Бургсдорфа
,
д
.
т
.
н
.
С
.
С
.
Роко
-
тяна
и
академика
,
д
.
т
.
н
.
Н
.
Н
.
Тиходеева
.
Министерство
энергетики
и
элек
-
трификации
СССР
(
точнее
«
Главэлек
-
тросетьстрой
»),
учитывая
сложность
Уникальные горные
ЛЭП 500 кВ Киргизской
энергосистемы
Известно что развитие энергетической отрасли в Киргизии
до определённого времени существенно отставало от уров-
ня и темпов развития энергетики в других регионах СССР.
Первые ЛЭП 110 кВ были сооружены в 1953—1961 гг., а ЛЭП
220 кВ — лишь в 1966 г. Поэтому сооружение ЛЭП 500 кВ яви-
лось новым техническим уровнем, стимулом и мотивацией для
развития Киргизской энергосистемы.
Владимир СОЛОЩАНСКИЙ
139
и
индивидуальность
строительства
этих
горных
ЛЭП
500
кВ
,
определили
исполнителя
—
трест
«
Спецсеть
-
строй
»,
который
имел
объекты
повышенной
трудности
.
Строительство
ЛЭП
500
кВ
«
Токтогульская
ГЭС
—
«
Андижан
»
протяжённостью
174
км
было
начато
в
1974
году
.
Строители
из
мехколонны
треста
«
Спец
-
сетьстрой
»
завершили
объект
в
феврале
1975
года
.
Эта
высокогорная
ЛЭП
имела
горный
участок
65
км
,
пересекала
пять
горных
перевалов
высотой
до
3200
м
.
Особенно
трудным
был
участок
40
км
трёх
недоступ
-
ных
перевалов
:
Айры
-
Таша
,
Даван
,
Чычар
-
Бель
.
Так
,
например
,
пролёт
линии
через
одну
пропасть
от
пере
-
вала
Айры
-
Таш
составлял
около
2
км
.
Строительство
второй
ЛЭП
500
кВ
«
Токтогульская
ГЭС
—
ПС
«
Фрунзенская
»
было
начато
в
1975
году
.
Ее
протяжённость
208,9
км
,
из
них
181
км
проходит
в
горных
условиях
.
Эта
линия
преодолевает
четыре
горных
перевала
:
Кумбель
-1 (3200
м
)
и
Кумбель
-2
(3470
м
),
Джаргарт
(3400
м
)
и
Кочкор
-
Тюбе
(2300
м
).
На
трассе
установлены
682
оцинкованные
метал
-
лические
опоры
,
из
них
219
анкерных
,
высотой
до
50
м
и
весом
до
25
тонн
каждая
.
ЛЭП
проходит
по
Тянь
-
Шаню
через
35
климатических
участков
,
на
от
-
резке
в
207
км
делает
173
поворота
,
проходит
через
десятки
горных
рек
и
пропастей
.
На
опорах
линии
на
-
тянут
специальный
провод
типа
АСУС
-500,
вес
одного
километра
которого
составляет
13,5
тонн
.
Окончено
строительство
ЛЭП
было
в
декабре
1978
года
,
под
на
-
пряжение
она
поставлена
в
январе
1979
года
.
Одновременно
с
завершением
строительства
этой
линии
на
перевале
Тюз
-
Ашуу
специалисты
36-
й
мех
-
колонны
прямо
на
гребне
возвели
первый
в
стране
ис
-
пытательный
полигон
для
высокогорных
ЛЭП
500
кВ
.
Из
опыта
работы
по
сооружению
двух
горных
ЛЭП
500
кВ
известно
,
что
к
каждой
металлической
опоре
сооружались
подъездные
дороги
,
использовались
мощные
бульдозеры
и
скреперы
фирмы
«
Катерпил
-
лер
»,
а
также
,
как
тягачи
,
списанные
из
армии
танки
.
В
особо
труднодоступных
местах
применялись
вер
-
толёты
,
которые
доставляли
элементы
опор
наверх
,
и
там
уже
монтажники
собирали
их
и
устанавливали
на
фундаменты
.
Сверление
скальных
пород
для
фун
-
даментов
производилось
специальными
буровыми
установками
.
Необходимо
отметить
,
что
при
проекти
-
ровании
этих
двух
ЛЭП
500
кВ
,
имевших
специфику
высокогорных
условий
,
значительных
пролётов
,
рас
-
становку
индивидуальных
опор
со
значительными
перепадами
по
высоте
,
потребовалось
применить
усовершенствованную
линейную
арматуру
.
Конструкцию
линейной
арматуры
разработали
спе
-
циалисты
специального
конструкторско
-
технологиче
-
ского
бюро
по
изоляторам
и
арматуре
—
СКТБ
(
руко
-
водитель
В
.
Р
.
Шеленберг
),
а
сама
линейная
арматура
была
изготовлена
на
предприятиях
треста
«
Электро
-
сетьизоляция
» (
руководитель
И
.
В
.
Дубов
).
Уместно
привести
оценку
и
мнение
строителей
и
специалистов
мехколон
«
Спецсетьстроя
»
по
сложно
-
сти
строительства
ЛЭП
500
кВ
в
горных
регионах
.
От
-
мечая
этапы
сооружения
их
в
Киргизии
,
была
инфор
-
мация
,
что
трудности
и
проблемы
были
ещё
в
одном
регионе
страны
—
это
строительство
ЛЭП
на
Кавказе
.
Высота
горных
участков
Главного
Кавказского
хреб
-
та
на
уровне
4026—4639
м
,
а
Армянское
нагорье
—
5105
м
.
Горные
хребты
были
поперечными
,
глубокие
ущелья
,
тесные
,
крутые
склоны
не
позволяли
устано
-
вить
металлические
опоры
ЛЭП
500
кВ
.
Применялась
технология
монтажа
изоляторов
на
трассах
,
которые
вантовым
методом
крепились
анкер
-
ными
болтами
на
скалах
ущелья
.
Следующей
ЛЭП
500
кВ
была
«
Джамбул
» —
ПС
«
Фрунзенская
»,
протяжённостью
215
км
,
строи
-
тельство
которой
началось
в
1988
году
.
Строила
ЛЭП
мехколонна
№
36
треста
«
Спецсетьстрой
».
ЛЭП
была
поставлена
под
напряжение
в
конце
1991
года
.
Эта
линия
является
уникальным
сооружением
не
только
в
техническом
отношении
,
но
и
в
экологическом
.
Она
проходит
большей
частью
по
неугодьям
,
и
только
11
км
—
по
пахотной
земле
.
Опоры
ЛЭП
высотой
25–
30
метров
значительно
снижают
влияние
электриче
-
ского
поля
на
землю
.
По
конструктивным
параметрам
с
ней
можно
сравнить
ЛЭП
500
кВ
«
Токтогульская
ГЭС
—
ПС
«
Фрунзенская
».
В
период
эксплуатации
ЛЭП
500
кВ
были
опреде
-
лённые
трудности
,
связанные
с
высокогорьем
,
кли
-
матическими
особенностями
,
сходом
горных
лавин
.
Из
-
за
отсутствия
дорог
,
недоступности
горных
пере
-
валов
плановые
осмотры
линий
производились
путём
полётов
вдоль
трассы
на
вертолётах
МИ
-8,
которые
на
договорных
условиях
предоставляла
энергосисте
-
ме
местная
киргизская
авиакомпания
,
а
пилоты
были
проинструктированы
о
том
,
как
выполнять
такие
спе
-
цифические
облёты
вблизи
проводов
ЛЭП
500
кВ
,
на
-
ходившихся
под
напряжением
.
В
процессе
эксплуатации
высокогорных
ЛЭП
500
кВ
были
аварийные
ситуации
.
Опыт
их
ликвидации
мо
-
жет
быть
полезен
.
В
январе
1979
года
отключилась
от
защиты
ЛЭП
500
кВ
«
Токтогульская
ГЭС
—
Фрунзе
»,
попытки
включить
её
снова
под
напряжение
оказались
без
-
успешны
.
Жёстокие
зимние
метели
в
горах
не
по
-
зволили
обнаружить
место
повреждения
,
не
летали
вертолёты
.
Только
группа
альпинистов
на
лыжах
смогла
пробиться
к
месту
аварии
и
обнаружить
на
горном
перевале
с
отметкой
3470
м
опору
500
кВ
и
спуск
проводов
в
ущелье
,
полностью
занесённые
снегом
.
Так
эта
ЛЭП
500
кВ
простояла
без
напряжения
до
летнего
периода
1979
года
,
а
летом
пришлось
сде
-
лать
перенос
опоры
на
70
м
и
перемонтировать
про
-
вода
в
пролётах
.
На
эту
же
ЛЭП
500
кВ
в
марте
1985
года
в
уще
-
лье
Чичкан
сошла
снежная
лавина
,
которая
скрутила
и
смяла
три
опоры
,
оборвала
провода
в
пролётах
на
участке
между
86–88
опорами
.
Далее
,
на
перевале
Кочкор
-
Тебе
(2800
м
)
этой
линии
были
обнаружены
дефекты
монтажа
проводов
:
они
истирались
(
алюми
-
ниевые
повивы
)
до
стального
троса
от
ветровых
на
-
грузок
и
неправильного
крепления
гасителей
вибра
-
ции
.
Тресту
«
Спецсетьстрой
»
пришлось
устранить
эти
дефекты
,
перемонтировав
пролёты
.
Серьёзные
повреждения
произошли
в
мае
1990
года
на
ЛЭП
500
кВ
«
Токтогульская
ГЭС
—
Андижан
»:
лавина
объёмом
около
4
млн
м
3
смяла
,
деформировала
две
угловые
анкерные
опоры
.
На
восстановление
пролё
-
тов
этой
линии
монтажникам
потребовалось
два
ме
-
сяца
(
июнь
-
июль
1990
года
).
Ввод
в
работу
указанных
ЛЭП
500
кВ
был
знако
-
вым
фактором
создания
кольца
500
кВ
Объединённой
энергетической
системы
ОЭС
Средней
Азии
,
в
кото
-
рую
были
присоединены
генерирующие
источники
Уз
-
бекистана
,
Таджикистана
,
Киргизии
,
Туркмении
,
Юга
Казахстана
и
Алма
-
Атинской
энергосистемы
.
№
1 (34) 2016
Оригинал статьи: Уникальные горные ЛЭП 500 кВ Киргизской энергосистемы
Известно что развитие энергетической отрасли в Киргизии до определённого времени существенно отставало от уровня и темпов развития энергетики в других регионах СССР. Первые ЛЭП 110 кВ были сооружены в 1953—1961 гг., а ЛЭП 220 кВ — лишь в 1966 г. Поэтому сооружение ЛЭП 500 кВ явилось новым техническим уровнем, стимулом и мотивацией для развития Киргизской энергосистемы.