Унификация представления услуг потребителю электроэнергии

Page 1
background image

Page 2
background image

10

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

КОЗЛОВ

 

МИХАИЛ

 

СТАНИСЛАВОВИЧ

Заместитель

 

директора

 

Департамента

 

жилищно

-

коммунального

 

комплекса

 

и

 

энергетики

 

Ханты

-

Мансийского

 

автономного

 

округа

 — 

Югра

УНИФИКАЦИЯ

 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

 

УСЛУГ

 

ПОТРЕБИТЕЛЮ

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Н

а

 

сегодняшний

 

день

 

специфика

 

дей

-

ствующего

 

законодательства

 

в

 

области

 

электроэнергетики

 

состоит

 

в

 

том

 

чис

-

ле

 

в

 

возможности

 

любого

 

юридического

 

лица

 

стать

 

территориальной

 

сетевой

 

организацией

 

(

ТСО

с

 

момента

 

получения

 

в

 

собственность

 

электросетевого

 

имущества

При

 

этом

 

ком

-

пании

 

могут

 

обладать

 

незначительными

 

объ

-

ёмами

 

сетевого

 

имущества

Подобные

 

ТСО

 

не

 

имеют

 

действенных

 

стимулов

 

ни

 

для

 

развития

 

сети

ни

 

для

 

повышения

 

энергоэффективности

 

имеющегося

 

у

 

них

 

сетевого

 

комплекса

ни

 

для

 

повышения

 

качества

 

своих

 

услуг

В

 

свою

 

оче

-

редь

 

потребитель

 

на

 

электроэнергетическом

 

рынке

 

в

 

любой

 

части

 

Российской

 

Федерации

 

имеет

 

право

 

на

 

получение

 

качественных

 

услуг

 

по

 

технологическому

 

присоединению

 

и

 

каче

-

ству

 

электроснабжения

 

независимо

 

от

 

формы

 

собственности

 

и

 

размера

 

сетевой

 

компании

оказывающей

 

услуги

По

 

вышеизложенным

 

причинам

 

происходит

 

непрекращающийся

 

конфликт

 

интересов

 

между

 

мелкими

 

ТСО

 

и

 

по

-

требителями

причём

 

у

 

последних

 

нет

 

никаких

 

способов

 

влиять

 

на

 

ситуацию

Эта

 

ситуация

 

в

 

полном

 

объёме

 

оказывает

 

негативный

 

эффект

 

как

 

на

 

качество

 

работы

 

компаний

 

на

 

энергети

-

ческом

 

рынке

так

 

и

 

на

 

общую

 

социальную

 

на

-

пряжённость

 

в

 

обществе

вызванную

 «

резуль

-

татами

» 

этой

 

работы

Данный

 

конфликт

 

интересов

 

существует

 

в

 

каждом

 

регионе

 

страны

где

 

функционируют

 

ТСО

поэтому

 

во

 

многом

 

от

 

региональных

 

орга

-

нов

 

власти

 

и

 

отраслевых

 

департаментов

 

зави

-

сит

 

тот

 

порядок

 

взаимодействия

 

ТСО

 

и

 

потре

-

бителей

который

 

реализуется

 

на

 

конкретных

 

территориях

.

Сложившаяся

 

практика

 

демонстрирует

 

два

 

основных

 

подхода

.

1. 

В

 

ряде

 

регионов

 

органы

 

муниципальной

 

и

 

региональной

 

власти

 

активно

 

принимают

 

участие

 

в

 

реформировании

 

структуры

 

соб

-

ственности

 

и

 

порядке

 

взаимодействия

 

ТСО

прилагая

 

необходимые

 

усилия

 

в

 

направле

-

нии

 

консолидации

 

ТСО

 

в

 

жизнеспособные

 

крупные

 

региональные

 

компании

имеющие

 

ресурсы

 

для

 

надлежащего

 

исполнения

 

сво

-

их

 

задач

.

2. 

В

 

некоторых

 

регионах

 

органы

 

власти

 

про

-

должают

 

политику

 

приватизации

 

распре

-

делительного

 

электросетевого

 

комплекса


Page 3
background image

11

25–26 марта 2015 г.

надеясь

 

на

 

то

что

 

незримая

  «

рука

 

рынка

» 

сама

 

внесёт

 

коррективы

 

в

 

деятельность

 

ТСО

вычленив

 

качественно

 

функционирую

-

щие

 

компании

 

и

 

приведя

 

к

 

прекращению

 

де

-

ятельности

 

неэффективных

 

собственников

.

Там

где

 

региональные

 

власти

 

сумели

 

кон

-

солидировать

 

сетевой

 

комплекс

 

под

 

регион

ситуация

 

осталась

 

управляемой

 

и

 

наиболее

 

эффективной

Такие

 

укрупнённые

 

и

 

поддер

-

живаемые

 

региональными

 

властями

 

ТСО

 

про

-

демонстрировали

 

более

 

высокие

 

темпы

 

реаги

-

рования

 

на

 

потребности

 

территорий

Они

как

 

правило

имеют

 

согласованные

 

с

 

территори

-

ями

 

инвестиционные

 

программы

реализация

 

которых

 

проходит

 

быстро

 

и

 

эффективно

 

как

 

в

 

силу

 

гибкости

 

и

 

отсутствия

 

бюрократических

 

проволочек

так

 

и

 

в

 

силу

 

поддержки

 

админи

-

страций

в

 

том

 

числе

 

по

 

вопросам

 

разного

 

рода

 

согласований

наличия

 

точной

 

и

 

актуальной

 

информации

 

по

 

перспективам

 

развития

 

тер

-

риторий

взаимодействия

 

с

 

владельцами

 

иных

 

инженерных

 

сетей

координации

 

со

 

смежными

 

компаниями

Как

 

правило

поток

 

критики

 

со

 

сто

-

роны

 

потребителей

 

деятельности

 

электросете

-

вых

 

компаний

 

в

 

таких

 

регионах

 

минимален

.

Однако

как

 

показывает

 

практика

 

последне

-

го

 

десятилетия

надежды

 

на

 

свободный

 

рынок

 

эффективных

 

собственников

 

не

 

оправдывают

-

ся

Отсутствие

 

в

 

заинтересованности

 

целевого

 

финансирования

 

коммунальной

 

электроэнер

-

гетики

 

привело

 

к

 

прогрессирующему

 

износу

 

имеющихся

 

фондов

 

и

 

быстрому

 

падению

 

на

-

дёжности

 

электроснабжения

 

потребителей

.

Во

 

многом

 

это

 

обусловлено

 

отсутствием

 

рычагов

 

эффективного

 

финансового

 

влияния

 

на

 

результаты

 

работы

 

ТСО

в

 

том

 

числе

 

со

 

стороны

 

потребителей

Пора

 

вернуть

 

потре

-

бителям

 

возможность

 

регулирования

 

качества

 

работы

 

участников

 

рынка

 

с

 

помощью

 

экономи

-

ческих

 

механизмов

что

 

было

 

заложено

 

одним

 

из

 

ключевых

 

принципов

 

проведения

 

реформы

 

энергетики

И

 

начать

 

следует

 

с

 

первого

 

звена

 

поставки

 

электроэнергии

 — 

территориальных

 

сетевых

 

компаний

которые

 

сосредоточились

 

на

 

максимизации

 

прибыли

 

в

 

ущерб

 

интересам

 

развития

 

территорий

 

и

 

решению

 

социально

 

важных

 

народнохозяйственных

 

задач

.

Решение

 

вопросов

 

энергетической

 

эффек

-

тивности

 

распределительного

 

электросетевого

 

комплекса

 

не

 

представляется

 

возможным

 

в

 

ус

-

ловиях

 

отсутствия

 

управляемости

 

комплексом

 

со

 

стороны

 

местных

 

и

 

региональных

 

органов

 

власти

а

 

также

 

действенных

 

механизмов

 

вне

-

дрения

 

обязательных

 

для

 

исполнения

 

стандар

-

тов

 

деятельности

 

ТСО

включая

 

техническую

 

политику

 

и

 

порядок

 

оказания

 

услуг

 

по

 

электро

-

снабжению

 

потребителей

.

На

 

примере

 

Ханты

-

Мансийского

 

автоном

-

ного

 

округа

 

могу

 

констатировать

что

 

регио

-

нальные

 

власти

 

четыре

 

года

 

назад

 

приняли

 

решение

 

о

 

консолидации

 

муниципальных

 

се

-

тевых

 

активов

 

в

 

рамках

 

единой

 

окружной

 

элек

-

тросетевой

 

компании

и

 

время

 

продемонстри

-

ровало

 

верность

 

выбранного

 

решения

Из

 

двух

 

десятков

 

существовавших

 

небольших

 

муници

-

пальных

 

компаний

 

ни

 

одна

 

не

 

имела

 

должных

 

ресурсов

 

для

 

выполнения

 

полного

 

функцио

-

нала

 

сетевого

 

предприятия

средства

 

на

 

экс

-

плуатацию

 

сетей

 

были

 

минимальны

ни

 

одна

 

компания

 

не

 

имела

 

диспетчеризации

 

сети

оперативного

 

управления

 

или

 

хотя

 

бы

 

наблю

-

дения

 

за

 

собственным

 

сетевым

 

хозяйством

собственных

 

аварийно

-

выездных

 

бригад

спе

-

циализированого

 

транспорта

материалов

 

и

 

инструментов

Функции

 

управления

 

сетями

 

были

 

переданы

 

в

 

смежные

 

сетевые

 

компании

Уведомления

 

о

 

нештатных

 

ситуациях

 

и

 

их

 

лик

-

видация

 

проводились

 

по

 

телефонному

 

звонку

без

 

организации

 

рабочих

 

мест

 

на

 

выведенных

 

в

 

ремонт

 

линиях

 

и

 

объектах

действующие

 

нормативы

 

и

 

правила

 

организации

 

работ

 

на

 

электроустановках

 

не

 

соблюдались

Решить

 

эту

 

ситуацию

 

стало

 

возможно

 

после

 

создания

 

полноценной

 

диспетчерской

 

службы

 

в

 

рамках

 

консолидированной

 

окружной

 

компании

.

Важно

 

отметить

что

 

консолидация

 

сетевых

 

активов

 

позволила

 

новой

 

окружной

 

компании

 

сформировать

 

сводную

 

инвестиционную

 

про

-

грамму

в

 

результате

 

чего

 

появился

 

источник

 

финансирования

 

для

 

строительства

 

и

 

рекон

-

струкции

 

сетей

что

 

не

 

проводилось

 

ранее

 

фактически

 

с

 

момента

 

распада

 

Советского

 

Союза

За

 

прошедший

 

период

 

были

 

обновле

-

ны

 

сети

 

во

 

всех

 

крупных

 

населённых

 

пунктах

находящихся

 

в

 

ведении

 

новой

 

окружной

 

ком

-

пании

Профильный

 

Департамент

 

Правитель

-

ства

 

ХМАО

-

Югра

 

принимает

 

непосредствен

-

ное

 

участие

 

в

 

формировании

 

фронта

 

работ


Page 4
background image

12

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

утверждая

 

инвестиционную

 

программу

 

компа

-

нии

 

на

 

долгосрочный

 

период

 

в

 

соответствии

 

с

 

реальными

 

потребностями

 

округа

 

по

 

развитию

 

конкретных

 

территорий

Это

 

новое

 

жилищное

 

строительство

социально

 

важные

 

объекты

больницы

спорткомплексы

детские

 

сады

На

 

сегодняшний

 

день

 

удалось

 

выйти

 

на

 

опережа

-

ющее

 

строительство

 

распределительных

 

сетей

 

под

 

прогнозное

 

строительство

 

указанных

 

объ

-

ектов

 

в

 

противоположность

 

имевшим

 

ранее

 

место

 

срокам

 

ввода

 

объектов

 

из

-

за

 

неготовно

-

сти

 

инженерных

 

сетей

Считаю

что

 

подобная

 

командная

 

работа

 

продемонстрировала

 

свою

 

эффективность

.

Таким

 

образом

консолидация

 

территори

-

альных

 

сетевых

 

активов

 

в

 

единые

 

крупные

 

и

 

управляемые

 

сетевые

 

предприятия

 

позволяет

 

сформировать

 

инвестиционные

 

программы

 

и

 

дать

 

возможность

 

новым

 

компаниям

 

финанси

-

ровать

 

работы

 

по

 

развитию

 

и

 

реновации

 

соб

-

ственных

 

сетей

.

Отчасти

 

это

 

связано

 

и

 

с

 

тем

 

обстоятель

-

ством

что

 

Правительство

 

округа

 

непосред

-

ственно

 

участвует

 

в

 

управлении

 

подведом

-

ственной

 

окружной

 

электросетевой

 

компанией

И

 

это

 

участие

 

заключается

 

не

 

только

 

в

 

утверж

-

дении

 

инвестиционных

 

планов

но

 

и

 

назначе

-

нии

 

руководящего

 

менеджмента

 

компании

осуществлении

 

контроля

 

за

 

расходованием

 

средств

 

в

 

рамках

 

ремонтных

 

программ

закуп

-

ками

расстановкой

 

приоритетов

 

и

 

контролем

 

при

 

подготовке

 

к

 

осенне

-

зимним

 

периодам

установлением

 

местных

 

тарифов

 

и

 

др

По

-

добная

 

повседневная

 

работа

 

даёт

 

результаты

 

в

 

части

 

нормализации

 

взаимодействия

 

между

 

органами

 

власти

 

и

 

сетевой

 

компанией

равно

 

как

 

и

 

в

 

работе

 

с

 

потребителями

.

Необходимо

 

признать

что

 

сетевое

 

имуще

-

ство

 

ТСО

 

является

 

для

 

потребителей

 

и

 

локаль

-

ной

 

инфраструктуры

 

ключевым

 

механизмом

 

жизнеобеспечения

 

территорий

В

 

этой

 

связи

 

считаю

 

необходимым

 

прекратить

 

практику

 

продажи

 

муниципальных

 

сетей

 

в

 

частную

 

соб

-

ственность

поскольку

 

жизнь

 

показала

 

неготов

-

ность

 

инвесторов

 

вкладываться

 

в

 

развитие

 

се

-

тевых

 

активов

И

 

пока

 

нет

 

никаких

 

механизмов

способных

 

повлиять

 

или

 

изменить

 

их

 

позицию

обязав

 

содержать

 

и

 

развивать

 

сети

 

взамен

 

проводящегося

 «

снятия

 

сливок

» 

с

 

приобретён

-

ных

 

активов

 

в

 

ущерб

 

их

 

работоспособности

 

и

 

надёжности

Сети

 — 

стратегический

 

объект

 

обеспечения

 

безопасной

 

жизнедеятельности

 

территорий

 

и

 

населения

распродажа

 

сетей

 

наносит

 

непоправимый

 

урон

 

и

 

территориям

и

 

потребителям

.

Отдельно

 

хочу

 

остановиться

 

на

 

вопросе

 

со

-

блюдения

 

технических

 

норм

 

и

 

правил

 

работы

 

ТСО

На

 

данный

 

момент

 

большинство

 

мелких

 

ТСО

 

не

 

имеют

 

собственной

 

технической

 

поли

-

тики

не

 

соблюдают

 

имеющиеся

 

нормативные

 

документы

 

Минэнерго

 

России

ОАО

 «

Россети

», 

технические

 

правила

 

и

 

нормы

 

организации

 

коммунальной

 

электроэнергетики

сохранив

-

шие

 

своё

 

действие

 

из

 

дореформенного

 

пери

-

ода

Отсутствие

 

единых

 

стандартов

 

деятель

-

ности

 

приводит

 

к

 

неприемлемым

 

результатам

 

в

 

части

 

строительства

 

и

 

эксплуатации

 

сетевого

 

имущества

используются

 

технически

 

несовме

-

стимые

 

элементы

 

сетей

поставляются

 

наибо

-

лее

 

дешёвые

 

комплектующие

не

 

обеспечива

-

ется

 

элементарная

 

безопасность

Необходимо

 

формирование

 

отраслевых

 

норм

 

в

 

области

 

технических

 

регламентов

 

и

 

технической

 

поли

-

тики

унифицированных

 

для

 

всех

 

распредели

-

тельных

 

сетевых

 

компаний

 

в

 

стране

Во

 

многом

 

помощь

 

здесь

 

могли

 

бы

 

оказать

 

профильные

 

структуры

 

ОАО

  «

Россети

», 

ведущие

 

последо

-

вательную

 

техническую

 

политику

 

в

 

своих

 

под

-

ведомственных

 

компаниях

или

 

отраслевые

 

научные

 

центры

способные

 

сформировать

 

по

-

добные

 

унифицированные

 

требования

.

К

 

сожалению

отсутствие

 

единых

 

техниче

-

ских

 

требований

 — 

не

 

единственное

 

проявле

-

ние

 «

анархии

» 

в

 

работе

 

мелких

 

частных

 

ТСО

Приходится

 

констатировать

что

 

и

 

в

 

области

 

технологического

 

присоединения

 

и

 

оказания

 

услуг

 

населению

 

также

 

необходимо

 

срочное

 

принятие

 

единых

 

правил

 

работы

 

распредели

-

тельных

 

компаний

.

Считаю

что

 

необходим

 

свод

 

общефеде

-

ральных

 

законов

обязывающих

 

всех

 

участни

-

ков

 

рынка

 

распределительной

 

электроэнерге

-

тики

 

жить

 

по

 

единым

 

стандартам

 

в

 

стране

 

и

 

оказывать

 

услуги

 

заданного

 

уровня

 

качества

 

независимо

 

от

 

формы

 

собственности

 

или

 

со

-

става

 

электросетевого

 

имущества

Появление

 

такого

 

документа

 

станет

 

важным

 

шагом

 

на

 

пути

 

к

 

необходимым

 

и

 

ожидаемым

 

переменам

 

в

 

от

-


Page 5
background image

13

25–26 марта 2015 г.

расли

обусловленным

 

консолидацией

 

компа

-

ний

 

в

 

крупные

 

управляемые

 

эффективные

 

структуры

 

и

 

исчезновению

 

с

 

рынка

 

компаний

не

 

желающих

 

или

 

не

 

способных

 

соответство

-

вать

 

необходимым

 

критериям

.

Основными

 

путями

 

повышения

 

эффектив

-

ности

 

деятельности

 

ТСО

 

является

 

следующее

.

1. 

С

 

целью

 

прекращения

 

роста

 

количества

 

ТСО

а

 

также

 

бесконтрольного

 

дробления

 

взаимосвязанного

 

сетевого

 

распредели

-

тельного

 

комплекса

 

необходимо

 

законо

-

дательно

 

минимизировать

 

возможности

 

для

 

создания

 

и

 

функционирования

 

мелких

 

ТСО

.

2. 

Проработать

 

механизмы

 

объединения

 

су

-

ществующих

 

муниципальных

 

ТСО

 

и

 

карди

-

нального

 

сокращения

 

их

 

количества

 

путём

 

консолидации

 

электросетевых

 

активов

 

в

 

пределах

 

субъектов

 

Федерации

Механизм

 

консолидации

 

территориальных

 

сетевых

 

организаций

 

и

 

принципы

 

их

 

укрупнения

 

должны

 

быть

 

разработаны

 

уполномочен

-

ным

 

государственным

 

органом

который

 

стал

 

бы

 

центром

на

 

который

 

будет

 

воз

-

ложена

 

ответственность

 

за

 

функциониро

-

вание

 

коммунальной

 

распределительной

 

электроэнергетики

.

3. 

Разработать

 

и

 

внедрить

 

единые

 

стандар

-

ты

 

деятельности

 

всех

 

участников

 

электро

-

энергетического

 

рынка

оказывающих

 

ус

-

луги

 

потребителям

Законодательно

 

ввести

 

саморегулирование

 

в

 

деятельность

 

ТСО

 

с

 

введением

 

единых

 

отраслевых

 

стандартов

Разработать

 

и

 

внедрить

 

действенные

 

ме

-

ханизмы

  «

обратной

 

связи

» 

и

 

контроля

 

за

 

деятельностью

 

территориальных

 

сетевых

 

компаний

 

со

 

стороны

 

профильных

 

само

-

регулируемых

 

организаций

 

и

 

отраслевых

 

государственных

 

органов

 

власти

Достижение

 

указанных

 

результатов

 

имеет

 

несколько

 

возможных

 

путей

 

реализации

С

 

це

-

лью

 

выбора

 

ключевых

 

направлений

 

развития

 

необходимо

 

использовать

 

как

 

накопившийся

 

опыт

 

реформы

 

отрасли

 

в

 

стране

так

 

и

 

резуль

-

таты

 

реформирования

 

энергетики

 

в

 

ведущих

 

экономических

 

странах

  (

с

 

учётом

 

российской

 

специфики

). 

Требуется

 

широкое

 

участие

 

отрас

-

левых

 

специалистов

 

в

 

вопросах

 

выбора

 

путей

 

и

 

механизмов

 

преобразования

 

коммунальной

 

энергетики

привлечение

 

профильных

 

мини

-

стерств

 

и

 

ведомств

научно

-

исследовательских

 

организаций

Необходимо

 

творчески

 

адапти

-

ровать

 

сложившийся

 

в

 

ряде

 

регионов

 

поло

-

жительный

 

опыт

 

организации

 

работы

 

крупных

 

территориальных

 

сетевых

 

компаний

находя

-

щихся

 

в

 

ведении

 

администраций

 

областей

 

или

 

субъектов

 

Федерации

там

где

 

профильные

 

органы

 

власти

 

сумели

 

внедрить

 

механизмы

 

управляемого

 

и

 

опережающего

 

развития

 

ком

-

мунального

 

электросетевого

 

комплекса

равно

 

как

 

и

 

надлежащую

 

эксплуатацию

 

своих

 

сетей

На

 

сегодняшний

 

день

 

ситуация

 

требует

 

при

-

нятия

 

качественно

 

нового

 

решения

 

в

 

части

 

повышения

 

уровня

 

ответственности

 

за

 

функ

-

ционирование

 

и

 

дальнейшее

 

развитие

 

распре

-

делительного

 

сетевого

 

комплекса

 

в

 

стране

.


Читать онлайн

На сегодняшний день специфика действующего законодательства в области электроэнергетики состоит в том числе в возможности любого юридического лица стать территориальной сетевой организацией (ТСО) с момента получения в собственность электросетевого имущества. При этом компании могут обладать незначительными объёмами сетевого имущества. Подобные ТСО не имеют действенных стимулов ни для развития сети, ни для повышения энергоэффективности имеющегося у них сетевого комплекса, ни для повышения качества своих услуг. В свою очередь потребитель на электроэнергетическом рынке в любой части Российской Федерации имеет право на получение качественных услуг по технологическому присоединению и качеству электроснабжения независимо от формы собственности и размера сетевой компании, оказывающей услуги. По вышеизложенным причинам происходит непрекращающийся конфликт интересов между мелкими ТСО и потребителями, причём у последних нет никаких способов влиять на ситуацию. Эта ситуация в полном объёме оказывает негативный эффект как на качество работы компаний на энергетическом рынке, так и на общую социальную напряжённость в обществе, вызванную «результатами» этой работы.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Основные задачи развития и повышения надежности распределительных электрических сетей в современных условиях

Управление сетями / Развитие сетей
Майоров А.В., первый заместитель Генерального директора — главный инженер ПАО «Россети»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Анализ особенностей расчета потокораспределения и потерь мощности реальной распределительной сети низкого напряжения по измерениям интеллектуальных счетчиков

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Стенников В.А. Голуб И.И. Болоев Е.В. Анфиногенов А.Ю. Бучинский А.Л. Масленников А.Н.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Автоматизация сетей среднего напряжения — ключевое направление развития электросетевого комплекса

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность
ООО «Центр энергетических технологий»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Сравнительный анализ мероприятий по повышению надежности передачи электрической энергии в распределительных сетях

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность Воздушные линии
Гвоздев Д.Б. Иванов Р.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»