10
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
КОЗЛОВ
МИХАИЛ
СТАНИСЛАВОВИЧ
Заместитель
директора
Департамента
жилищно
-
коммунального
комплекса
и
энергетики
Ханты
-
Мансийского
автономного
округа
—
Югра
УНИФИКАЦИЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
УСЛУГ
ПОТРЕБИТЕЛЮ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Н
а
сегодняшний
день
специфика
дей
-
ствующего
законодательства
в
области
электроэнергетики
состоит
в
том
чис
-
ле
в
возможности
любого
юридического
лица
стать
территориальной
сетевой
организацией
(
ТСО
)
с
момента
получения
в
собственность
электросетевого
имущества
.
При
этом
ком
-
пании
могут
обладать
незначительными
объ
-
ёмами
сетевого
имущества
.
Подобные
ТСО
не
имеют
действенных
стимулов
ни
для
развития
сети
,
ни
для
повышения
энергоэффективности
имеющегося
у
них
сетевого
комплекса
,
ни
для
повышения
качества
своих
услуг
.
В
свою
оче
-
редь
потребитель
на
электроэнергетическом
рынке
в
любой
части
Российской
Федерации
имеет
право
на
получение
качественных
услуг
по
технологическому
присоединению
и
каче
-
ству
электроснабжения
независимо
от
формы
собственности
и
размера
сетевой
компании
,
оказывающей
услуги
.
По
вышеизложенным
причинам
происходит
непрекращающийся
конфликт
интересов
между
мелкими
ТСО
и
по
-
требителями
,
причём
у
последних
нет
никаких
способов
влиять
на
ситуацию
.
Эта
ситуация
в
полном
объёме
оказывает
негативный
эффект
как
на
качество
работы
компаний
на
энергети
-
ческом
рынке
,
так
и
на
общую
социальную
на
-
пряжённость
в
обществе
,
вызванную
«
резуль
-
татами
»
этой
работы
.
Данный
конфликт
интересов
существует
в
каждом
регионе
страны
,
где
функционируют
ТСО
,
поэтому
во
многом
от
региональных
орга
-
нов
власти
и
отраслевых
департаментов
зави
-
сит
тот
порядок
взаимодействия
ТСО
и
потре
-
бителей
,
который
реализуется
на
конкретных
территориях
.
Сложившаяся
практика
демонстрирует
два
основных
подхода
.
1.
В
ряде
регионов
органы
муниципальной
и
региональной
власти
активно
принимают
участие
в
реформировании
структуры
соб
-
ственности
и
порядке
взаимодействия
ТСО
,
прилагая
необходимые
усилия
в
направле
-
нии
консолидации
ТСО
в
жизнеспособные
крупные
региональные
компании
,
имеющие
ресурсы
для
надлежащего
исполнения
сво
-
их
задач
.
2.
В
некоторых
регионах
органы
власти
про
-
должают
политику
приватизации
распре
-
делительного
электросетевого
комплекса
,
11
25–26 марта 2015 г.
надеясь
на
то
,
что
незримая
«
рука
рынка
»
сама
внесёт
коррективы
в
деятельность
ТСО
,
вычленив
качественно
функционирую
-
щие
компании
и
приведя
к
прекращению
де
-
ятельности
неэффективных
собственников
.
Там
,
где
региональные
власти
сумели
кон
-
солидировать
сетевой
комплекс
под
регион
,
ситуация
осталась
управляемой
и
наиболее
эффективной
.
Такие
укрупнённые
и
поддер
-
живаемые
региональными
властями
ТСО
про
-
демонстрировали
более
высокие
темпы
реаги
-
рования
на
потребности
территорий
.
Они
,
как
правило
,
имеют
согласованные
с
территори
-
ями
инвестиционные
программы
,
реализация
которых
проходит
быстро
и
эффективно
как
в
силу
гибкости
и
отсутствия
бюрократических
проволочек
,
так
и
в
силу
поддержки
админи
-
страций
,
в
том
числе
по
вопросам
разного
рода
согласований
,
наличия
точной
и
актуальной
информации
по
перспективам
развития
тер
-
риторий
,
взаимодействия
с
владельцами
иных
инженерных
сетей
,
координации
со
смежными
компаниями
.
Как
правило
,
поток
критики
со
сто
-
роны
потребителей
деятельности
электросете
-
вых
компаний
в
таких
регионах
минимален
.
Однако
,
как
показывает
практика
последне
-
го
десятилетия
,
надежды
на
свободный
рынок
эффективных
собственников
не
оправдывают
-
ся
.
Отсутствие
в
заинтересованности
целевого
финансирования
коммунальной
электроэнер
-
гетики
привело
к
прогрессирующему
износу
имеющихся
фондов
и
быстрому
падению
на
-
дёжности
электроснабжения
потребителей
.
Во
многом
это
обусловлено
отсутствием
рычагов
эффективного
финансового
влияния
на
результаты
работы
ТСО
,
в
том
числе
со
стороны
потребителей
.
Пора
вернуть
потре
-
бителям
возможность
регулирования
качества
работы
участников
рынка
с
помощью
экономи
-
ческих
механизмов
,
что
было
заложено
одним
из
ключевых
принципов
проведения
реформы
энергетики
.
И
начать
следует
с
первого
звена
поставки
электроэнергии
—
территориальных
сетевых
компаний
,
которые
сосредоточились
на
максимизации
прибыли
в
ущерб
интересам
развития
территорий
и
решению
социально
важных
народнохозяйственных
задач
.
Решение
вопросов
энергетической
эффек
-
тивности
распределительного
электросетевого
комплекса
не
представляется
возможным
в
ус
-
ловиях
отсутствия
управляемости
комплексом
со
стороны
местных
и
региональных
органов
власти
,
а
также
действенных
механизмов
вне
-
дрения
обязательных
для
исполнения
стандар
-
тов
деятельности
ТСО
,
включая
техническую
политику
и
порядок
оказания
услуг
по
электро
-
снабжению
потребителей
.
На
примере
Ханты
-
Мансийского
автоном
-
ного
округа
могу
констатировать
,
что
регио
-
нальные
власти
четыре
года
назад
приняли
решение
о
консолидации
муниципальных
се
-
тевых
активов
в
рамках
единой
окружной
элек
-
тросетевой
компании
,
и
время
продемонстри
-
ровало
верность
выбранного
решения
.
Из
двух
десятков
существовавших
небольших
муници
-
пальных
компаний
ни
одна
не
имела
должных
ресурсов
для
выполнения
полного
функцио
-
нала
сетевого
предприятия
,
средства
на
экс
-
плуатацию
сетей
были
минимальны
,
ни
одна
компания
не
имела
диспетчеризации
сети
,
оперативного
управления
или
хотя
бы
наблю
-
дения
за
собственным
сетевым
хозяйством
,
собственных
аварийно
-
выездных
бригад
,
спе
-
циализированого
транспорта
,
материалов
и
инструментов
.
Функции
управления
сетями
были
переданы
в
смежные
сетевые
компании
.
Уведомления
о
нештатных
ситуациях
и
их
лик
-
видация
проводились
по
телефонному
звонку
,
без
организации
рабочих
мест
на
выведенных
в
ремонт
линиях
и
объектах
,
действующие
нормативы
и
правила
организации
работ
на
электроустановках
не
соблюдались
.
Решить
эту
ситуацию
стало
возможно
после
создания
полноценной
диспетчерской
службы
в
рамках
консолидированной
окружной
компании
.
Важно
отметить
,
что
консолидация
сетевых
активов
позволила
новой
окружной
компании
сформировать
сводную
инвестиционную
про
-
грамму
,
в
результате
чего
появился
источник
финансирования
для
строительства
и
рекон
-
струкции
сетей
,
что
не
проводилось
ранее
фактически
с
момента
распада
Советского
Союза
.
За
прошедший
период
были
обновле
-
ны
сети
во
всех
крупных
населённых
пунктах
,
находящихся
в
ведении
новой
окружной
ком
-
пании
.
Профильный
Департамент
Правитель
-
ства
ХМАО
-
Югра
принимает
непосредствен
-
ное
участие
в
формировании
фронта
работ
,
12
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
утверждая
инвестиционную
программу
компа
-
нии
на
долгосрочный
период
в
соответствии
с
реальными
потребностями
округа
по
развитию
конкретных
территорий
.
Это
новое
жилищное
строительство
,
социально
важные
объекты
,
больницы
,
спорткомплексы
,
детские
сады
.
На
сегодняшний
день
удалось
выйти
на
опережа
-
ющее
строительство
распределительных
сетей
под
прогнозное
строительство
указанных
объ
-
ектов
в
противоположность
имевшим
ранее
место
срокам
ввода
объектов
из
-
за
неготовно
-
сти
инженерных
сетей
.
Считаю
,
что
подобная
командная
работа
продемонстрировала
свою
эффективность
.
Таким
образом
,
консолидация
территори
-
альных
сетевых
активов
в
единые
крупные
и
управляемые
сетевые
предприятия
позволяет
сформировать
инвестиционные
программы
и
дать
возможность
новым
компаниям
финанси
-
ровать
работы
по
развитию
и
реновации
соб
-
ственных
сетей
.
Отчасти
это
связано
и
с
тем
обстоятель
-
ством
,
что
Правительство
округа
непосред
-
ственно
участвует
в
управлении
подведом
-
ственной
окружной
электросетевой
компанией
.
И
это
участие
заключается
не
только
в
утверж
-
дении
инвестиционных
планов
,
но
и
назначе
-
нии
руководящего
менеджмента
компании
,
осуществлении
контроля
за
расходованием
средств
в
рамках
ремонтных
программ
,
закуп
-
ками
,
расстановкой
приоритетов
и
контролем
при
подготовке
к
осенне
-
зимним
периодам
,
установлением
местных
тарифов
и
др
.
По
-
добная
повседневная
работа
даёт
результаты
в
части
нормализации
взаимодействия
между
органами
власти
и
сетевой
компанией
,
равно
как
и
в
работе
с
потребителями
.
Необходимо
признать
,
что
сетевое
имуще
-
ство
ТСО
является
для
потребителей
и
локаль
-
ной
инфраструктуры
ключевым
механизмом
жизнеобеспечения
территорий
.
В
этой
связи
считаю
необходимым
прекратить
практику
продажи
муниципальных
сетей
в
частную
соб
-
ственность
,
поскольку
жизнь
показала
неготов
-
ность
инвесторов
вкладываться
в
развитие
се
-
тевых
активов
.
И
пока
нет
никаких
механизмов
,
способных
повлиять
или
изменить
их
позицию
,
обязав
содержать
и
развивать
сети
взамен
проводящегося
«
снятия
сливок
»
с
приобретён
-
ных
активов
в
ущерб
их
работоспособности
и
надёжности
.
Сети
—
стратегический
объект
обеспечения
безопасной
жизнедеятельности
территорий
и
населения
,
распродажа
сетей
наносит
непоправимый
урон
и
территориям
,
и
потребителям
.
Отдельно
хочу
остановиться
на
вопросе
со
-
блюдения
технических
норм
и
правил
работы
ТСО
.
На
данный
момент
большинство
мелких
ТСО
не
имеют
собственной
технической
поли
-
тики
,
не
соблюдают
имеющиеся
нормативные
документы
Минэнерго
России
,
ОАО
«
Россети
»,
технические
правила
и
нормы
организации
коммунальной
электроэнергетики
,
сохранив
-
шие
своё
действие
из
дореформенного
пери
-
ода
.
Отсутствие
единых
стандартов
деятель
-
ности
приводит
к
неприемлемым
результатам
в
части
строительства
и
эксплуатации
сетевого
имущества
,
используются
технически
несовме
-
стимые
элементы
сетей
,
поставляются
наибо
-
лее
дешёвые
комплектующие
,
не
обеспечива
-
ется
элементарная
безопасность
.
Необходимо
формирование
отраслевых
норм
в
области
технических
регламентов
и
технической
поли
-
тики
,
унифицированных
для
всех
распредели
-
тельных
сетевых
компаний
в
стране
.
Во
многом
помощь
здесь
могли
бы
оказать
профильные
структуры
ОАО
«
Россети
»,
ведущие
последо
-
вательную
техническую
политику
в
своих
под
-
ведомственных
компаниях
,
или
отраслевые
научные
центры
,
способные
сформировать
по
-
добные
унифицированные
требования
.
К
сожалению
,
отсутствие
единых
техниче
-
ских
требований
—
не
единственное
проявле
-
ние
«
анархии
»
в
работе
мелких
частных
ТСО
.
Приходится
констатировать
,
что
и
в
области
технологического
присоединения
и
оказания
услуг
населению
также
необходимо
срочное
принятие
единых
правил
работы
распредели
-
тельных
компаний
.
Считаю
,
что
необходим
свод
общефеде
-
ральных
законов
,
обязывающих
всех
участни
-
ков
рынка
распределительной
электроэнерге
-
тики
жить
по
единым
стандартам
в
стране
и
оказывать
услуги
заданного
уровня
качества
независимо
от
формы
собственности
или
со
-
става
электросетевого
имущества
.
Появление
такого
документа
станет
важным
шагом
на
пути
к
необходимым
и
ожидаемым
переменам
в
от
-
13
25–26 марта 2015 г.
расли
,
обусловленным
консолидацией
компа
-
ний
в
крупные
управляемые
эффективные
структуры
и
исчезновению
с
рынка
компаний
,
не
желающих
или
не
способных
соответство
-
вать
необходимым
критериям
.
Основными
путями
повышения
эффектив
-
ности
деятельности
ТСО
является
следующее
.
1.
С
целью
прекращения
роста
количества
ТСО
,
а
также
бесконтрольного
дробления
взаимосвязанного
сетевого
распредели
-
тельного
комплекса
необходимо
законо
-
дательно
минимизировать
возможности
для
создания
и
функционирования
мелких
ТСО
.
2.
Проработать
механизмы
объединения
су
-
ществующих
муниципальных
ТСО
и
карди
-
нального
сокращения
их
количества
путём
консолидации
электросетевых
активов
в
пределах
субъектов
Федерации
.
Механизм
консолидации
территориальных
сетевых
организаций
и
принципы
их
укрупнения
должны
быть
разработаны
уполномочен
-
ным
государственным
органом
,
который
стал
бы
центром
,
на
который
будет
воз
-
ложена
ответственность
за
функциониро
-
вание
коммунальной
распределительной
электроэнергетики
.
3.
Разработать
и
внедрить
единые
стандар
-
ты
деятельности
всех
участников
электро
-
энергетического
рынка
,
оказывающих
ус
-
луги
потребителям
.
Законодательно
ввести
саморегулирование
в
деятельность
ТСО
с
введением
единых
отраслевых
стандартов
.
Разработать
и
внедрить
действенные
ме
-
ханизмы
«
обратной
связи
»
и
контроля
за
деятельностью
территориальных
сетевых
компаний
со
стороны
профильных
само
-
регулируемых
организаций
и
отраслевых
государственных
органов
власти
.
Достижение
указанных
результатов
имеет
несколько
возможных
путей
реализации
.
С
це
-
лью
выбора
ключевых
направлений
развития
необходимо
использовать
как
накопившийся
опыт
реформы
отрасли
в
стране
,
так
и
резуль
-
таты
реформирования
энергетики
в
ведущих
экономических
странах
(
с
учётом
российской
специфики
).
Требуется
широкое
участие
отрас
-
левых
специалистов
в
вопросах
выбора
путей
и
механизмов
преобразования
коммунальной
энергетики
,
привлечение
профильных
мини
-
стерств
и
ведомств
,
научно
-
исследовательских
организаций
.
Необходимо
творчески
адапти
-
ровать
сложившийся
в
ряде
регионов
поло
-
жительный
опыт
организации
работы
крупных
территориальных
сетевых
компаний
,
находя
-
щихся
в
ведении
администраций
областей
или
субъектов
Федерации
,
там
,
где
профильные
органы
власти
сумели
внедрить
механизмы
управляемого
и
опережающего
развития
ком
-
мунального
электросетевого
комплекса
,
равно
как
и
надлежащую
эксплуатацию
своих
сетей
.
На
сегодняшний
день
ситуация
требует
при
-
нятия
качественно
нового
решения
в
части
повышения
уровня
ответственности
за
функ
-
ционирование
и
дальнейшее
развитие
распре
-
делительного
сетевого
комплекса
в
стране
.
Оригинал статьи: Унификация представления услуг потребителю электроэнергии
На сегодняшний день специфика действующего законодательства в области электроэнергетики состоит в том числе в возможности любого юридического лица стать территориальной сетевой организацией (ТСО) с момента получения в собственность электросетевого имущества. При этом компании могут обладать незначительными объёмами сетевого имущества. Подобные ТСО не имеют действенных стимулов ни для развития сети, ни для повышения энергоэффективности имеющегося у них сетевого комплекса, ни для повышения качества своих услуг. В свою очередь потребитель на электроэнергетическом рынке в любой части Российской Федерации имеет право на получение качественных услуг по технологическому присоединению и качеству электроснабжения независимо от формы собственности и размера сетевой компании, оказывающей услуги. По вышеизложенным причинам происходит непрекращающийся конфликт интересов между мелкими ТСО и потребителями, причём у последних нет никаких способов влиять на ситуацию. Эта ситуация в полном объёме оказывает негативный эффект как на качество работы компаний на энергетическом рынке, так и на общую социальную напряжённость в обществе, вызванную «результатами» этой работы.