84
СеТи РОССии
ЗА
РУбежОм
84
интеграция
Каково сегодня состояние дел в
торговле электроэнергией и как мож-
но оценить динамику (дез)интегра-
ционных процессов 2000-х годов на
этом важнейшем направлении эко-
номического сотрудничества?
Определение эффективных стра-
тегий в области интеграции требует
создания системы комплексного
мониторинга и оценки текущих про-
цессов взаимодействия стран на
экономическом, политическом и
социальном уровнях. Евразийским
банком развития была разработа-
на система количественных и каче-
ственных показателей региональной
интеграции (Система индикаторов
евразийской интеграции — СИЕИ),
призванная стать подобным инстру-
ментом мониторинга и оценки регио-
нальных интеграционных процессов
на постсоветском пространстве
*
.
Интеграция страны и группы
стран позволяет оценить сближение
одного из 12 государств постсовет-
ского пространства с одним из круп-
ных «регионов» в составе СНГ, пред-
ставляющих интерес с точки зрения
практики интеграционного взаимо-
действия и включающих в себя не-
сколько стран. Опыт реализации, как
успешной, так и неуспешной, регио-
нальных проектов на постсоветском
пространстве позволяет выделить
пять таких регионов:
• СНГ-12 — все государства постсо-
ветского пространства;
• ЕврАзЭС-5 — пять стран, вхо-
дящих в состав Евразийского
экономического сообщества, —
Россия, Казахстан, Кыргызстан,
Белоруссия и Таджикистан;
• ЕврАзЭС-3 — «тройка» крупней-
ших государств ЕврАзЭС, пред-
принимающая сегодня попытки
по формированию «интеграцион-
ного ядра» в регионе, — Россия,
Казахстан и Белоруссия;
• ЕЭП-4 — четыре крупнейшие пост-
советские экономики — Россия,
Украина, Белоруссия и Казахстан,
названные так в соответствии с
нереализовавшимся проектом
Единого экономического про-
странства в 2004 г., предполагав-
шим сближение в этом формате;
• ЦА-4 — четыре государства ЦА,
принимающие участие в интегра-
ционных проектах в регионе, —
Казахстан, Кыргызстан, Узбеки-
стан и Таджикистан;
• Туркменистан, находящийся в
стороне от регионального взаи-
модействия на пространстве СНГ
тоРГоВля
постсоветском
*
Отчет по Системе индикаторов евразийской интеграции ЕАБР вышел из печати в
январе 2010 года: ЕАБР (2010) Система индикаторов евразийской интеграции.
ЕАБР: Алматы. http://www.eabr.org/rus/publications/Projects/
Несмотря на существование объединенной энер-
гетической системы (ОЭС) и эффективную рабо-
ту Электроэнергетического совета СНг, объем пе-
ретоков электроэнергии между странами СНг упал
в 3—4 раза по сравнению с уровнем 1980-х годов.
Евгений ВИНОКУРОВ,
заместитель начальника Аналитического управления
Евразийского банка развития, д.э.н.
85
№ 2, сентябрь-октябрь, 2010
и Центральной Азии, не включен
в эту группу.
Частью этой системы индикато-
ров является оценка состояния и
динамики торговли электроэнерги-
ей на постсоветском пространстве.
Трансграничные перетоки электро-
энергии, основанные на функцио-
нировании единой энергосистемы,
представляют один из ярко выражен-
ных случаев интеграционных процес-
сов, а их анализ может дать немало
ценной информации для оценки со-
стояния экономической интеграции.
Трансграничная торговля элек-
троэнергией ограничена небольшим
числом стран. Легко определяется
пара государств, выступающая аб-
солютным лидером в данной об-
ласти Узбекистан — Таджикистан.
Речь идет об экспорте электроэнер-
гии из Таджикистана, являющемся
значимым с точки зрения размера
экономик этих двух стран. Второе
место занимает пара Таджикистан —
Туркменистан, а третье — Таджики-
стан — Кыргызстан. Лишь на четвер-
том месте находится пара Украина —
Молдова. Следовательно, трансгра-
ничные рынки электроэнергии явля-
ются значимыми прежде всего для
региона Центральной Азии (ЦА) и
играют значительно меньшую роль
на постсоветском пространстве в
целом (рис. 1).
С точки зрения интеграции от-
дельных стран и регионов СНГ, мак-
симальным для региона СНГ-12
является показатель Таджикистана.
Второе место (за счет импорта элек-
троэнергии) занимает Молдова, а
третье — Узбекистан. В то же время
участие Таджикистана в энергетиче-
ской интеграции на постсоветском
пространстве почти полностью обу-
словлено его взаимодействием со
странами региона ЦА-4, где Таджи-
кистан также является лидером с точ-
ки зрения интеграции. Для региона
ЕврАзЭС-5 максимальным является
индекс интеграции для Узбекистана;
второе место занимает Кыргызстан.
Для регионов ЕврАзЭС-3 и ЕЭП-4 наи-
больший индекс получен для Кыргыз-
стана (за счет торговли электроэнер-
гией с Казахстаном). Минимальный
уровень энергетической интеграции
для СНГ-12 зафиксирован для Арме-
нии; незначительным является также
показатель для России. Если в случае
Армении ситуация вызвана, очевид-
но, географическим положением и
политической ситуацией, то для Рос-
ЭлЕктРоЭнЕРГиЕй на
пространстве
рис. 1. торговля электроэнергией в странах сНг, 2008 г., млн кВт•ч
Белоруссия
Туркменистан
Узбекистан
Российская Федерация
Казахстан
Кыргызстан
Таджикистан
Азербайджан
Армения
Грузия
> 3 тыс.
< 1 тыс.
> 2 тыс.
> 1 тыс.
Молдова
Украина
1203
559
21
21
74
3829
2214
4127
2379
2958
1121
433
668
336
167
167
объем, млн кВт•ч
2165
92
86
ЗА РУбежОм
сии речь идет о размере националь-
ной экономики: в отношении соб-
ственного ВВП объемы российской
внешней торговли электроэнергией
незначительны.
С точки зрения динамики, тор-
говля электроэнергией на постсо-
ветском пространстве хотя и явля-
ется значительной, но многократно
уступает темпам роста экономик
стран региона СНГ. В подавляющем
большинстве связок стран индекс
интеграции за 2002—2008 гг. сокра-
тился. Единственным исключением
является незначительный прирост в
паре Украина — Россия. Точно так же
уменьшилась и степень интеграции
практически всех государств со всеми
пятью регионами постсоветского про-
странства. Вновь исключением яв-
ляется Украина, для которой уровень
интеграции с группами ЕврАзЭС-5
и ЕврАзЭС-3 несколько вырос, в то
время как с СНГ-12 — уменьшился
(движущей силой опять же является
развитие торговли электроэнергией
с Россией).
Динамика интеграции в регио-
нах постсоветского пространства
также подтверждает отмеченные
тенденции. Во всех пяти регионах за
прошедшие семь лет уровень энер-
гетической интеграции уменьшился
(рис. 2). Особенно сильным было па-
дение для региона ЦА-4, который тем
не менее остается лидером с точки
зрения интеграции рынков электро-
энергетики на постсоветском про-
странстве. Следует отметить, что речь
идет именно об отставании динамики
роста рынков от темпов роста эконо-
мик, а не о сокращении абсолютных
объемов торговли. Отрицательная
динамика индекса объясняется, как
ни парадоксально, быстрым эконо-
мическим ростом стран региона в
течение всего охваченного десятиле-
тия. Страны в приоритетном порядке
использовали произведенную элек-
троэнергию на внутренние нужды,
сокращая, в случае необходимости,
экспортные поставки. Эту тенденцию
может переломить создание общего
электроэнергетического рынка СНГ.
В любом случае представленный
анализ может рассматриваться как
подтверждение значительного потен-
циала энергетического сотрудниче-
ства стран СНГ.
В целом, незначительные объемы
взаимной торговли электроэнергией
и низкий уровень взаимных инвести-
ций, с одной стороны, не соответству-
ют огромному потенциалу сектора, а
с другой — являются объективным
препятствием к созданию общего
электроэнергетического рынка.
от ПостсоВетскоЙ
к еВрАЗиЙскоЙ иНтегрАции
Обсуждение перспектив общего
электроэнергетического рынка, как
правило, сужается границами пост-
советского пространства. Между тем
экономическая логика взаимодей-
ствия электроэнергетических систем
и трансграничной торговли электро-
энергией настойчиво подталкивает к
расширению охватываемого им про-
странства. Электроэнергетика, несо-
мненно, относится к числу наиболее
перспективных интеграционных про-
ектов в масштабах Евразии. Общий
рынок электроэнергии может стать
одной из основ континентальной си-
стемы безопасности.
Примеров выгодности подобной
евразийской интеграции, выходя-
щей за пределы бывшего СССР, мно-
жество. Это и перспективы развития
таджикской и кыргызской гидроэнер-
гетики; и экспорт электроэнергии в
Финляндию; и инициированный ме-
гапроект экспорта электроэнергии в
Китай с угольных ТЭЦ.
Для примера приведем Армению,
заинтересованную в реализации
конкретных проектов, направлен-
ных на интеграцию в региональные
рынки, как в качестве поставщика
базисной электроэнергии, так и в ка-
87
№ 2, сентябрь-октябрь, 2010
честве транзитной страны. Наиболее
перспективными проектами и ини-
циативами являются организация
синхронной работы ЭЭС Армения —
Грузия — СНГ и усиление электриче-
ских сетей реверсивного транзита
Центр — Сюник — Иран. Большой ин-
терес представляет осуществляемый
проект по исследованию возможно-
стей развития трехсторонней связи
Турция — Грузия — Армения на осно-
ве строительства вставки постоян-
ного тока. Таким образом, Армения
заинтересована как в интеграции
на северном направлении (Грузия —
Россия), так и на южном (Иран), что
способно обеспечить динамичное
развитие электроэнергетической от-
расли страны, рост экспорта и устой-
чивость энергосистемы. Параллель-
ная работа ЭЭС с системами со-
предельных стран обеспечит обеим
сторонам повышение уровня надеж-
ности и безопасности функциони-
рования ЭЭС и рост экономических
показателей ее функционирования,
ускорение темпов гармонизации
нормативно-технических правил
с мировыми стандартами, стиму-
лирование развития современ-
ных средств релейной защиты и
противоаварийной автоматики,
телемеханики и измерений.
Перспективным и коммерче-
ски оправданным представля-
ется проект увеличения экспор-
та электроэнергии из России в
Китай, реализуемый Восточной
энергетической компанией в
рамках стратегического сотруд-
ничества двух государств в об-
ласти электроэнергетики. Целью
проекта является поэтапное, в
течение 2009—2020 гг., увели-
чение поставок электроэнер-
гии китайским потребителям
до 60 млрд кВт•ч в год. Проект
предусматривает строительство
новых генерирующих объектов,
преимущественно пылеугольных
ТЭС на базе дальневосточных
угольных месторождений, сум-
марной мощностью до 10,8 ГВт,
а также сетей переменного и посто-
янного тока на территории РФ и КНР
общей протяженностью 3400 км.
В 2009 году Восточная энергети-
ческая компания экспортирова-
ла с существующих мощностей
346 млн кВт•ч, при этом выручка
составила 432 млн рублей. На наш
взгляд, проект позволит эксплуати-
ровать крупнейшее угольное ме-
сторождение в Бурятии и продавать
продукт с большей добавленной сто-
имостью, чем достигается при экс-
порте угля. Лучше экспортировать
электроэнергию, чем уголь. Допол-
нительный плюс проекта заключает-
ся в том, что под него можно будет
привлечь недорогое китайское фи-
нансирование. После строительства
трех новых угольных ТЭС в Бурятии
и Чите ежегодный денежный поток
по этому проекту может составить к
2015—2018 гг. 1,2—1,7 млрд долл.
в зависимости от динамики цен на
электроэнергию.
В заключение следует подчер-
кнуть наличие нераскрытого эко-
номического потенциала по двум
направлениям — качественному уве-
личению взаимной торговли элек-
троэнергией в рамках ОЭС и расши-
рению торговли электроэнергией с
соседними странами евразийского
континента на основе создания соот-
ветствующей инфраструктуры.
рис. 2. Динамика энергетической интеграции в пяти регионах
постсоветского пространства
Источник: Система индикаторов евразийской интеграции ЕАБР
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
СНГ-12
ЕврАзЭС-5
ЕврАзЭС-3
ЕЭП-4
ЦА-4
300
250
200
150
100
50
0
Оригинал статьи: Торговля электроэнергией на постсоветском пространстве
Несмотря на существование объединенной энергетической системы (ОЭС) и эффективную работу Электроэнергетического совета СНГ, объем перетоков электроэнергии между странами СНГ упал в 3—4 раза по сравнению с уровнем 1980-х годов.