Точное определение места короткого замыкания на транзитных ВЛ 110 кВ по двум регистраторам аварийных событий

Page 1
background image

Page 2
background image

98

Точное определение места 
короткого замыкания 
на транзитных ВЛ 110 кВ 
по двум регистраторам 
аварийных событий

Пчела

 

А

.

В

., 

заместитель

 

начальника

 

СРЗА

 

Западного

 

ПО

филиала

 

ПАО

 

«

МРСК

 

Волги

» — 

«

Оренбургэнерго

»

На

 

данный

 

момент

 

существует

 

множество

 

методов

 

определения

 

места

 

повреж

-

дения

 

на

 

воздушных

 

линиях

В

 

настоящей

 

статье

 

кратко

 

описываются

 

наиболее

 

используемые

 

методы

 

и

 

более

 

подробно

 

рассматривается

 

определение

 

места

 

короткого

 

замыкания

 

на

 

транзитных

 

ВЛ

 110 

кВ

 

по

 

двум

 

регистраторам

 

аварий

-

ных

 

событий

.

ВВЕДЕНИЕ

Существующие

 

методы

 

определе

-

ния

 

места

 

повреждения

 (

ОМП

на

 

воздушных

 

линиях

  (

ВЛ

), 

их

 

поло

-

жительные

 

и

 

отрицательные

 

сто

-

роны

 

представлены

 

на

 

рисунке

 1. 

Наиболее

 

распространенные

 

из

 

них

топографический

импульс

-

ный

двусторонний

 

по

 

регистра

-

тору

 

аварийных

 

событий

  (

РАС

и

  

односторонний

 

по

 

РАС

Топографическое

 

определе

-

ние

 

места

 

повреждения

 

являет

-

ся

 

достаточно

 

точным

точность

 

напрямую

 

зависит

 

от

 

количества

 

первичных

 

датчиков

 

тока

Для

 

построения

 

полноценного

 

ком

-

плекса

 

ОМП

 

необходимы

 

значи

-

тельные

 

первоначальные

 

финан

-

совые

 

вложения

а

 

также

 

затраты

 

на

 

последующую

 

эксплуатацию

замена

 

аккумуляторных

 

бата

-

р

е

л

е

й

н

а

я

 з

а

щ

и

та

 и

 а

в

т

о

м

а

т

и

к

а

релейная защит

а и автома

тика

Дистанционные

Топографические

Стоячих

 

волн

Высокочастотные

Низкочастотные

Петлевые

Емкостные

По

 

параметрам

 

аварийного

 

режима

Индукционные

Электро

-

механические

Акустические

Потенциальные

Импульсные

Односторонние

Односторонние

Двухсторонние

Двухсторонние

Локационные

Волновые

Рис

. 1. 

Существующие

 

методы

 

ОМП

 

на

 

ЛЭП


Page 3
background image

99

рей

  (

АБ

), 

обслуживание

 

каналов

 

связи

Кроме

 

того

для

 

определе

-

ния

 

сработавших

 

датчиков

  (

если

 

они

 

не

 

имеют

 

каналов

 

связи

не

-

обходимо

 

потратить

 

значительное

 

время

 

для

 

объезда

 

ВЛ

 

и

 

жела

-

тельно

 

определить

 

место

 

повреж

-

дения

 

дистанционным

 

методом

.

Импульсное

 

определение

 

ме

-

ста

 

повреждения

 

дает

 

более

 

точ

-

ные

 

результаты

 

по

 

сравнению

 

с

 

методами

 

определения

 

мест

 

по

-

вреждения

 

ВЛ

 

по

 

ПАР

однако

 

тре

-

бует

 

значительно

 

больших

 

капи

-

тальных

 

вложений

 

и

 

экономически

 

менее

 

выгоден

А

 

также

 

импульс

-

ный

 

метод

 

ОМП

 

малоэффективен

 

на

 

неоднородных

 

ВЛ

так

 

как

 

име

-

ют

 

место

 «

паразитные

» 

отражения

 

импульсов

.

Двухстороннее

 

определение

 

места

 

повреждения

 

по

 

регистра

-

тору

 

аварийных

 

событий

  (

РАС

обладает

 

высокой

 

точностью

но

 

требует

 

значительных

 

капиталь

-

ных

 

вложений

в

 

том

 

числе

 

и

 

вло

-

жений

 

в

 

технические

 

мероприятия

 

по

 

синхронизации

 

сигналов

На

 

транзитных

 

ВЛ

 

с

 

длинными

 

от

-

пайками

 

расчетное

 

место

 

опреде

-

ляется

 

до

 

отпайки

Точность

 

огра

-

ничена

 

суммарной

 

погрешностью

 

измерительных

 

трансформаторов

 

тока

  (

ТТ

и

 

трансформаторов

 

на

-

пряжения

 (

ТН

).

Одностороннее

 

определение

 

места

 

поврежедения

 

по

 

РАС

 

об

-

ладает

 

повышенной

 

методической

 

погрешностью

обусловленной

 

на

-

личием

 

неизвестной

 

информации

к

 

которой

 

относятся

 

значение

 

пе

-

реходного

 

сопротивления

 

в

 

месте

 

повреждения

 

и

 

данные

 

о

 

параме

-

трах

 

режима

 

на

 

противоположном

 

конце

 

линии

Точность

 

ограничена

 

суммарной

 

погрешностью

 

измери

-

тельных

 

ТТ

 

и

 

ТН

 [1].

ДИСТАНЦИОННЫЙ

 

МЕТОД

 

Дистанционный

 

метод

 

определе

-

ния

 

места

 

повреждения

 

использу

-

ет

 

модель

 

линии

 

электропередачи

Место

 

повреждения

 

определяется

 

путем

 

подстановки

 

в

 

формульные

 

выражения

 

величин

 

токов

 

и

 

напря

-

жений

 

аварийного

 

режима

 

и

 

пара

-

метров

 

ЛЭП

При

 

использовании

 

одностороннего

 

замера

 

каждому

 

виду

 

замыкания

 

соответствует

 

свое

 

расчетное

 

выражение

.

Основные

 

факторы

определя

-

ющие

 

точность

 

ОМП

:

 

использование

 

односторонне

-

го

 (2–3 %) 

или

 

двухстороннего

 

(0,3–1 %) 

замеров

;

 

инструментальная

 

погрешность

 

измерительного

 

оборудования

 

может

 

быть

 

частично

 

устране

-

на

 

программными

 

средствами

 

обработки

 

сигнала

;

 

адекватность

 

модели

 

реаль

-

ному

 

объекту

 

достигается

 

со

 -

вместной

 

работой

 

заказчика

 

и

 

разработчика

 

и

 

уточняет

-

ся

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

 

ОМП

.

ОДНОСТОРОННИЕ

МЕТОДЫ

 

ОМП

 

Односторонние

 

методы

 

ОМП

 

по

-

зволяют

 

определять

 

расстояние

 

до

 

места

 

повреждения

 

без

 

пере

-

дачи

 

информации

 

с

 

другого

 

кон

-

ца

 

линии

что

 

является

 

их

 

суще

-

ственным

 

преимуществом

 

перед

 

двусторонними

 

методами

К

 

достоинствам

 

односторонних

 

методов

 

также

 

относится

 

возмож

-

ность

 

определения

 

места

 

КЗ

 

при

 

всех

 

его

 

видах

 

и

 

достаточность

 

установки

 

фиксирующего

 

прибора

 

только

 

на

 

одном

 

из

 

концов

 

ВЛ

Общим

 

недостатком

 

этих

 

ме

-

тодов

 

является

 

повышенная

 

по

-

грешность

 

ОМП

 

по

 

сравнению

 

с

 

двусторонними

 

методами

кото

-

рая

 

обусловлена

 

необходимостью

 

моделирова

-

ния

 

переходного

 

сопротивле

-

ния

 

в

 

месте

 

повреждения

 

приближенным

 

учетом

 

пара

-

метров

 

источника

 

питания

 

на

 

ненаблюдаемом

 

конце

 

линии

 

осложнениями

 

ОМП

 

на

 

линиях

 

с

 

ответвлениями

Необходимо

 

сказать

что

 

точ

-

ность

 

одностороннего

 

ОМП

 

ниже

чем

 

двухстороннего

Кроме

 

того

одностороннее

 

ОМП

 

требует

 

значительно

 

более

 

детального

 

задания

 

параметров

 

ВЛ

учета

 

параллельных

 

линий

 

и

 

режима

 

за

-

земления

 

грозозащитного

 

троса

задания

 

эквивалентных

 

сопротив

-

лений

 

систем

 

и

 

эквивалентной

 

глу

-

бины

 

возврата

 

тока

 

в

 

земле

 

и

 

т

.

д

.

ДВУХСТОРОННИЙ

МЕТОД

 

ОМП

Для

 

организации

 

ОМП

 

методом

 

двухстороннего

 

замера

 

требуется

 

два

 

устройства

установленные

 

по

 

концам

 

линии

на

 

которые

 

за

-

ведены

 

соответствующие

 

токи

 

и

 

напряжения

 

и

 

канал

 

связи

 (

рису

-

нок

 2). 

В

 

качестве

 

последнего

 

мо

-

жет

 

быть

 

использован

 

любой

 

вид

 

передачи

 

цифровой

 

информации

обеспечивающий

 

скорость

 

пере

-

дачи

 

от

 50 

до

 230 400 

бит

/

с

на

-

пример

связь

 

через

 GSM-

модемы

 

(

рисунок

 3) 

или

 

через

 

современ

-

Рис

. 2. 

Общая

 

схема

 

организации

 

двухстороннего

 

ОМП

U

U

Терминал

 ОМП

Терминал

 ОМП

I

ведомый

ведущий

I

ПС1

ПС2

ТТ

ТТ

ТН

ТН

Адаптер

RS-232

GSM-

модем

RS-485/RS-232

Канал связи

GSM-

модем

RS-232

Адаптер

RS-485/RS-232

Терминал

 ОМП

Терминал

 ОМП

ведомый

ведущий

I

 

Л2

U

ПС1

ПС2

ТТ2

ТН

ТТ2

ТТ1

ТТ1

U

ТН

I

 

Л2

I

 

Л1

I

 

Л1

Рис

. 3. 

Организация

 

двухстороннего

 

ОМП

 

с

 

помощью

 GSM-

модема

 3 (42) 2017


Page 4
background image

100

ные

 

приемопередатчики

 

ВЧ

-

связи

 

с

 

функцией

  «

прозрачного

 

бит

-

канала

». 

При

 

возникновении

 

аварии

 

на

контролируемой

 

линии

 

происхо

-

дит

 

пуск

 

обоих

 

устройств

 (

терми

-

налов

): 

ведущего

 

и

 

ведомого

 (

ри

-

сунок

 4). 

После

 

фильтрации

об

-

работки

 

и

 

сжатия

 

информации

 

о

 

параметрах

 

предаварийного

 

и

 

аварийного

 

режимов

 

в

 

каждом

 

терминале

 

формируется

 

ком

-

пактный

 

информационный

 

файл

 

(

около

 1 

Кб

). 

Далее

 

ведущий

 

терминал

 

запрашивает

 

данный

 

файл

 

у

 

ведомого

 

и

соответствен

-

но

пересылает

 

ему

 

свой

На

 

ос

-

новании

 

полученной

 

с

 

противо

-

положного

 

конца

 

инфор

 

мации

 

каждый

 

терминал

 

определяет

 

место

 

повреждения

 

от

  «

сво

-

ей

» 

ПС

Если

 

связь

 

между

 

терми

-

налами

 

ОМП

 

оказалась

 

повреж

-

дена

 

или

 

недоступна

то

 

терми

-

налы

 

автоматически

 

переходят

 

в

 

режим

 

расчета

 

одностороннего

 

ОМП

В

 

зависимости

 

от

 

реализован

-

ной

 

в

 

терминале

 

функции

 

ОМП

 

время

необходимое

 

для

 

опреде

-

ления

 

места

 

повреждения

может

 

варьироваться

При

 

односторон

-

нем

 

замере

 

оно

 

не

 

превышает

 

одной

 

секунды

а

 

при

 

двухсто

-

роннем

 

определяется

 

скоростью

 

передачи

 

данных

 

по

 

каналу

 

связи

 

и

 

не

 

превышает

 120 

секунд

Алгоритм

 

должен

 

учитывать

 

не

 

однородность

 

линии

ответвле

-

ния

 

и

 

не

 

требовать

 

расчета

 

эк

-

вивалентных

 

сопротивлений

 

си

-

стем

учета

 

параллельных

 

линий

режима

 

заземления

 

грозозащит

-

ного

 

троса

 

и

 

т

.

д

.

1. 

Разбиение

 

ЛЭП

 

на

 

участки

 

од

-

нородности

 — 

основная

 

проце

-

дура

 

формирования

 

модели

от

 

которой

 

зависит

 

точность

ОМП

  (

под

 

участком

 

однород

-

ности

 

понимается

 

отрезок

 

ли

-

нии

на

 

протяжении

 

которого

 

параметры

 

ЛЭП

 

остаются

 

не

-

изменными

). 

Разбиение

 

про

-

водится

 

по

 

следующим

 

при

-

знакам

:

 

тип

 

проводов

;

 

тип

 

опор

;

 

тип

 

и

 

режим

 

заземления

 

грозозащитных

 

тросов

;

 

наличие

 

ответвительных

 

подстанций

;

Рис

. 4. 

Пересчет

 

в

 

место

 

предполагаемого

 

повреждения

U

S

I

S

Терминал

 ОМП

U

r

I

r

Û

f

1

Û

f

2

Z

л

 · 

x

f

 

0

Z

л

 · (

L

 – 

x

f

0

 

наличие

 

параллельных

 

ли

-

ний

.

2. 

Эквивалентные

 

системы

 

по

 

концам

 

ЛЭП

:

 

сопротивления

 

прямой

 

и

 

ну

-

левой

 

последовательности

.

3. 

Ответвительные

 

подстанции

:

 

параметры

 

линии

 

до

 

под

-

станции

;

 

тип

 

трансформаторов

;

 

мощность

 

нагрузки

.

4. 

Обходная

 

связь

:

 

сопротивления

 

прямой

 

и

 

ну

-

левой

 

последовательнос

-

ти

 [3].

ИМПУЛЬСНЫЕ

 

МЕТОДЫ

ЛОКАЦИОННЫЙ

 

И

 

ВОЛНОВОЙ

 

Локационный

 

метод

 

основан

 

на

 

подаче

 

зондирующего

 

импульса

 

в

 

линию

где

 

после

 

получения

 

отраженного

 

сигнала

 

от

 

любой

 

неоднородности

 

в

 

линии

  (

в

 

на

-

шем

 

случае

 

нас

 

интересует

 

за

-

мыкание

 

на

 

землю

 

или

 

соседнюю

 

фазу

мы

 

получаем

 

время

 

прихо

-

да

 

отраженного

 

сигнала

и

 

путем

 

несложных

 

вычислений

 

опреде

-

ляется

 

расстояние

 

до

 

поврежде

-

ния

 

в

 

ней

.

К

 

основным

 

недостаткам

 

можно

 

отнести

 

относительную

 

сложность

 

реализации

 

данного

 

метода

 

для

 

линий

 

высокого

 

на

-

пряжения

:

 

необходимость

 

установки

 

кон

-

денсатора

 

связи

 

или

 

трансфор

-

матора

 

напряжения

фильтра

 

присоединения

электронного

 

ос

 

циллографа

достаточно

 

мощного

 

генератора

 

и

 

блока

 

управления

 

системы

 

с

 

соот

-

ветствующим

 

программным

 

обеспечением

;

 

необходимость

 

постоянной

 

от

-

стройки

 

от

 

множества

 

неодно

-

родностей

 

в

 

линии

  (

перехо

-

ды

расплетения

частичные

 

разряды

муфты

ВЧ

-

переходы

 

и

 

т

.

д

.);

 

зависимость

 

длины

 

воздушной

линии

 

от

 

температуры

 

окру

-

жающей

 

среды

  (

данная

 

зави

-

симость

 

незначительна

но

 

ее

 

также

 

необходимо

 

учитывать

 

при

 

расчете

 

места

 

поврежде

-

ния

);

 

достаточно

 

сильное

 

затухание

зондирующего

 

сигнала

 

в

 

воз

-

душной

 

линии

 

при

 

появлении

 

на

 

поверхности

 

провода

 

голо

-

ледных

 

отложений

  (

в

 

связи

 

с

 

этим

 

данный

 

метод

 

исполь

-

зуется

 

для

 

определения

 

голо

-

ледных

 

отложений

 

на

 

про

-

водах

 

воздушной

 

линии

но

 

и

 

здесь

 

проявляется

 

следую

-

щий

 

недостаток

 — 

невозмож

-

ность

 

точ

 

ного

 

определения

 

места

 

и

 

величины

 

гололедно

-

го

 

отложения

здесь

 

он

 

может

 

использоваться

только

 

как

 

индикатор

 

появления

 

голо

-

ледного

 

отложения

 

на

 

ВЛ

).

К

 

достоинствам

 

можно

 

отне

-

сти

 

только

 

точность

 

определе

-

ния

 

места

 

повреждения

но

 

вкупе

 

с

 

вышеизложенными

 

недостатка

-

ми

 

этот

 

метод

 

не

 

получил

 

широ

-

кого

 

распространения

.

Волновой

 

метод

 

основан

 

на

 

фиксации

 

времени

 

прихода

 

на

 

измерительные

 

приборы

 

при

 

по

-

вреждении

 

ВЛ

 

начала

 

высокоча

-

стотного

 

импульса

 

переходного

 

процесса

  (

фронта

 

волны

), 

и

 

на

 

основе

 

вычисления

 

разницы

 

вре

-

мени

 

по

 

следующей

 

формуле

 

происходит

 

определение

 

места

 

повреждения

:

L

б

 = 

L

общ

 

/2 + 

 · 

t

/2, 

где

 

L

б

 — 

расстояние

 

от

 

ближнего

 

конца

 

линии

L

общ

 — 

длина

 

линии

 — 

скорость

 

распространения

 

волны

 

в

 

линии

 (

чуть

 

меньше

 

ско

-

РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА

И АВТОМАТИКА


Page 5
background image

101

рости

 

света

но

 

снижается

 

при

 

наличии

 

атмосферных

 

отложе

-

ний

 

на

 

линии

); 

t

 — 

разновре

-

менность

 

импульсов

 

по

 

концам

 

линии

.

К

 

основным

 

недостаткам

 

можно

 

отнести

 

относительную

 

сложность

 

реализации

 

данного

 

метода

 

для

 

линий

 

высокого

 

на

-

пряжения

:

 

необходимость

 

установки

 

кон

 -

денсаторов

 

связи

 

или

 

транс

-

форматоров

 

напряжения

или

иных

 

датчиков

подключа

-

емых

 

например

на

 

ПИНы

 

высоковольтных

 

вводов

фильтра

 

присоединения

электронного

 

осциллографа

блоков

 

управления

 

системы

установленных

 

по

 

концам

 

линии

 

с

 

соответствующей

 

связью

 

между

 

собой

 

и

 

соот

-

ветствующим

 

программным

 

обеспечением

;

 

необходимость

 

постоянной

 

от

-

стройки

 

от

 

множества

 

помех

 

окружающей

 

сети

  (

КЗ

 

вблизи

 

идущих

 

линий

 

и

 

удары

 

молнии

 

в

 

непосредственной

 

близости

но

 

не

 

в

 

саму

 

линию

частичные

 

разряды

 

на

 

коротких

 

линиях

 

(

на

 

длинных

 

они

 

затухают

 

и

 

не

 

доходят

 

до

 

концов

 

линии

), 

переходы

расплетения

час

-

тичные

 

разряды

муфты

ВЧ

 

переходы

 

и

 

т

.

д

.);

 

зависимость

 

длины

 

воздуш

-

ной

 

линии

 

от

 

температуры

 

окружающей

 

среды

  (

данная

 

зависимость

 

незначитель

-

на

но

 

ее

 

также

 

необходимо

 

учитывать

 

при

 

расчете

 

места

 

повреждения

);

 

множественные

 

излишние

 

показания

 

системы

 

при

 

ударе

 

молнии

 

в

 

линию

 (

опору

). 

Даже

 

при

 

ударе

 

молнии

 

в

 

опору

вследствие

 

огромной

 

мощ

-

ности

 

заряда

довольно

 

часто

 

происходит

 

мгновенное

 

уве

-

личение

 

потенциала

 

земли

 

вокруг

 

опоры

  (

заземлителя

и

 

разряды

 

с

 

тела

 

опоры

 

про

-

биваются

 

на

 

провода

 

линии

 — 

«

обратное

 

перекрытие

». 

Удар

 

молнии

 

очень

 

скоротечен

но

 

вследствие

  «

обратного

 

пере

-

крытия

» 

включенная

 

линия

 

сама

 

начинает

 

поддерживать

 

дугу

В

 

результате

 

сверхвы

-

сокого

 

напряжения

 

на

 

линии

 

происходят

 

множественные

 

перекрытия

 

изоляции

 

и

  (

или

частичные

 

разряды

 

большой

 

мощности

 

на

 

данном

 

участке

 

линии

а

 

также

 

приборы

 

систе

-

мы

 

фиксируют

 

множествен

-

ные

 

отраженные

 

от

 

концов

 

линии

 

импульсы

 

достаточной

 

мощностии

 

одинаковой

 

фор

-

мы

Системаих

 

идентифи

-

цирует

  (

по

 

формеимпульса

и

 

принимает

 

как

 

достоверные

В

 

результате

 

имеемна

 

малом

 

промежутке

 

временимноже

-

ственные

 

показания

 

повреж

-

дений

 

на

 

различных

 

участках

 

линии

В

 

некоторых

 

случа

 

ях

 

данные

 

эффекты

 

могут

 

воз

-

никать

 

и

 

при

 

обычном

 

дуго

-

вом

 

КЗ

.

К

 

достоинствам

 

можно

 

отне

-

сти

 

только

 

точность

 

определе

-

ния

 

места

 

повреждения

но

 

вкупе

 

с

 

вышеизложенными

 

недостатка

-

ми

 

этот

 

метод

 

не

 

получил

 

широ

-

кого

 

распространения

.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ

 

МЕТОД

Топографический

 

метод

 

разби

-

вается

 

на

 

индукционный

 

и

 

элек

-

тромеханический

Индукционный

 

датчик

 «

чувствует

» 

ток

протека

-

ющий

 

по

 

линии

и

 

соответствен

-

но

 

может

 

использоваться

 

для

 

определения

 

места

 

однофазно

-

го

 

замыкания

 

на

 

землю

 

в

 

сети

 

с

 

изолированной

 

нейтралью

либо

 

при

 

использовании

 

гене

-

ратора

 

тока

 

на

 

полностью

 

выве

-

денной

но

 

заземленной

 

только

 

в

 

одной

 

точке

 

линии

Электроме

-

ханический

 

метод

 

основан

 

на

 

из

-

мерении

 

тока

 

непосредственно

 

на

 

проводах

 

самой

 

линии

Он

 

не

 

получил

 

распространения

 

в

 

свя

-

зи

 

с

 

практически

 

отсутствием

 

оперативности

 

определения

 

ме

-

ста

 

повреждения

Необходимо

 

непосредственно

 

об

 

ходить

 

ли

-

нию

 — 

осматривать

 

и

 

взводить

 

блинкеры

Современным

 

продолжени

-

ем

 

электромеханического

 

ме

-

тода

 

является

 

использование

 

микро

 

электронных

 

датчиков

крепящихся

 

непосредственно

 

на

 

провода

 

линии

Он

 

применим

 

только

 

на

 

линиях

 

с

 

односторон

-

ним

 

питанием

 

и

 

показывает

 

ме

-

сто

 

повреждения

 

от

 

последнего

 

сработавшего

 

датчика

 

линии

соответственно

до

 

следующе

-

го

 

несработавшего

Этот

 

метод

 

наиболее

 

точен

но

 

занимает

 

значительное

 

время

 

при

 

ис

-

пользовании

 

только

 

визуальной

 

связи

  (

мигающие

 

светодиоды

и

 

значительно

 

более

 

затратен

 

при

 

условии

 

передачи

 

информа

-

ции

 

по

 

каналам

 

связи

  (

посред

-

ством

 GSM-

модема

 

в

 

каждом

 

датчике

 

или

 

установки

 

специ

-

ального

 

шкафа

собирающего

 

информацию

 

с

 

ближайших

 

дат

-

чиков

 

по

 

радиоканалам

 

и

 

пере

-

дающего

 

ее

 

по

 

другим

 

каналам

 

связи

 

в

 

диспетчерский

 

центр

). 

В

 

данном

 

случае

появляют

-

ся

 

дополнительные

 

затраты

 

на

 

связь

 

и

 

возникают

 

повышенные

 

требования

 

к

 

источникам

 

пита

-

ния

А

 

при

 

необходимости

 

доста

-

точно

 

точной

 

локализации

 

места

 

повреждения

 

количество

 

датчи

-

ков

 

должно

 

быть

 

значительно

 

большим

 

и

 

данные

 

затраты

 

ста

-

новятся

 

просто

 

недопустимыми

.

ПОВЫШЕНИЕ

ТОЧНОСТИ

 

ОМП

 

Давайте

 

рассмотрим

 

возмож

-

ностьорганизации

 

определения

 

места

 

повреждения

 

на

 

линии

 

с

 

двусторонним

 

питанием

 

с

 

по

-

мощью

 

двух

 

микропроцессорных

 

устройств

 

РЗиА

установленных

 

с

 

обеих

 

сторон

 

линии

Практиче

-

ски

 

все

 

современные

 

защиты

 

ВЛ

 

110–500 

кВ

 

на

 

микропроцессорной

 

базе

 

имеют

 

в

 

своем

 

составе

 

кроме

 

измерительных

 

органов

 

тока

 

из

-

мерительные

 

органы

 

напряжения

орган

 

связи

 

и

 

довольно

 

часто

 

они

 

уже

 

подключены

 

посредством

 

мо

-

демной

 

или

 

проводной

 (

оптоволо

-

конной

линии

 

связи

 

к

 

серверу

 

или

 

какому

-

то

 

конечному

 

автоматизи

-

рованному

 

рабочему

 

месту

име

-

ют

 

достаточный

 

вычислительный

 

ресурс

 (

то

 

есть

другими

 

словами

имеют

 

весь

 

необходимый

 

аппарат

-

ный

 

ресурс

). 

Также

 

данные

 

микро

-

процессорных

 

устройств

  (

МПУ

зачастую

 

уже

 

имеют

 

в

 

своем

 

функ

-

ционале

 

ОМП

действующее

 

по

 

методу

 

одностороннего

 

замера

.

Получается

что

 

для

 

реализа

-

ции

 

нужного

 

нам

 

гораздо

 

более

 

точного

 

двухстороннего

 

ОМП

 

не

-

обходима

 

только

 

доработка

 

про

-

граммного

 

обеспечения

.

 3 (42) 2017


Page 6
background image

102

Разумеется

указанную

 

дора

-

ботку

 

должны

 

делать

 

сами

 

про

-

изводители

  (

разработчики

дан

-

ных

 

МПУ

 

РЗиА

.

В

 

качестве

 

рекомендации

 

мож

-

но

 

предложить

 

следующее

:

 

один

 

из

 

терминалов

 

необходи

-

мо

 

назначить

  «

ведущим

», 

то

 

есть

 

он

 

собирает

 

информацию

 

о

 

КЗ

  (

запрашивает

 

у

  «

ведомо

-

го

» 

терминала

), 

обрабатывает

 

и

 

выдает

 

результат

;

 

для

 

уменьшения

 

потребляе

-

мого

 

трафика

  (

при

 

ис

 

поль

 

зо

-

ва

 

нии

 

модемной

 

линии

 

связи

)

вместо

 

отправки

 

осцилло

 

грам

-

мы

за

 

фиксированной

 

ве

 

до

-

мым

 

устройством

необходимо

 

ведущему

 

устройство

 

запраши

-

вать

 

значения

 

токов

 

и

 

напря

-

жений

 

в

 

определенный

 

момент

 

времени

;

 

обработку

 

информации

 (

связь

получение

 

информации

вычис

-

ление

необходимо

 

произво

-

дить

 

в

 

период

 

бездействия

 

устройства

а

 

именно

после

 

окончания

 

записи

 

осцилло

-

граммы

 

и

 

при

 

отсутствии

 

сра

-

батывания

 

пусковых

 

органов

 

устройства

 

либо

 

с

 

контролем

 

загрузки

 

процессора

  (

как

 

при

-

мер

запускать

 

при

 

загрузке

 

процессора

 

менее

 50 %);

 

для

 

более

 

удобного

 

разбора

 

аварийных

 

случаев

 

оба

 

МПУ

 

должны

 

быть

 

синхронизирова

-

ны

 

по

 

времени

;

 

ведущее

 

устройство

 

для

 

умень

-

шения

 

погрешности

 

показаний

должно

 

уметь

 

выбрать

 

из

 

фай

-

ла

 

аварийного

 

события

 

макси

-

мальный

 

ток

 

КЗ

 

основной

 

гар

-

моники

а

 

в

 

случае

 

отсутствия

 

синхронизации

 

обоих

 

термина

-

лов

 

уметь

 

сравнить

 

форму

 

ос

 -

циллограмм

 

на

 

предмет

 

отно

-

шения

 

их

 

к

 

одному

 

и

 

тому

 

же

 

КЗ

.

ВЫВОДЫ

Необходима

 

доработка

 

существу

-

ющего

 

программного

 

обеспечения

 

для

 

МПУ

 

РЗА

 

либо

 

разработка

 

но

-

вого

 

программного

 

обеспечения

 

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Абрамочкина

 

Л

.

В

Повышение

 

точ

-

ности

 

определения

 

места

 

повреж

-

дения

 

воздушных

 

линий

 

электро

-

передачи

 

по

 

параметрам

 

пред

 

ава

-

рий

 

но

 

го

 

и

 

аварийного

 

режимов

[

Текст

] : 

автореф

дис

. ... 

канд

техн

наук

 : 05.14.02 / 

Л

В

Абрамочкина

Томск

, 2014. 19 

с

. : 

ил

.

2. 

Руководство

 

по

 

эксплуатации

 

терминала

 

определения

 

места

 

повреждения

 

Бреслер

-0107.090. 

БРС

H.656122.090 

РЭ

.

3. 

Программный

 

комплекс

 WinBres 

v.3. 

Руководство

 

пользователя

Научно

-

производственное

 

пред

-

приятие

  «

Бреслер

» / 

Информа

-

ционный

 

материал

 

фирмы

  «

НПП

 

Бреслер

», 2011.

РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА

И АВТОМАТИКА

для

 

АРМ

позволяющего

 

осущест

-

влять

 

связь

 

и

 

синхронизацию

 

по

 

времени

 

между

 

МПУ

 

РЗиА

нахо

-

дящихся

 

на

 

разных

 

концах

 

линий

и

 

производить

 

расчет

 

ОМП

 

по

 

осциллограммам

полученным

 

от

 

МПУ

 

РЗиА

.  


Читать онлайн

На данный момент существует множество методов определения места повреждения на воздушных линиях. В настоящей статье кратко описываются наиболее используемые методы и более подробно рассматривается определение места короткого замыкания на транзитных ВЛ 110 кВ по двум регистраторам аварийных событий.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Превентивное управление нагрузкой в сетях 0,4 кВ в целях предотвращения возникновения аварийных ситуаций

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность Релейная защита и автоматика
Удинцев Д.Н. Милованов П.К. Зуев А.И.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(68), сентябрь-октябрь 2021

Внедрение цифрового дистанционного управления оборудованием и МП устройствами РЗА на подстанциях 110–220 кВ ПАО «Россети Московский регион»

Релейная защита и автоматика
Гвоздев Д.Б. Грибков М.А. Бороздин А.А. Рыбаков А.К.