ТЭК России в XXI веке: региональный аспект

Page 1
background image

Page 2
background image

20

СЕТИ

РОССИИ

с

о

б

ы

т

и

я

события

Ф

орум

 

был

 

посвящён

 

на

-

сущным

 

проблемам

 

оте

-

чественного

 

топливно

-

э н е р г е т и ч е с к о г о

 

комплекса

Участники

 

оценивали

 

роль

 

и

 

место

 

России

 

в

 

мировой

 

энергетике

обсуждали

 

перспекти

-

вы

 

развития

 

отраслей

 

ТЭК

 

в

 

усло

-

виях

 

революционных

 

технологиче

-

ских

 

преобразований

предлагали

 

решения

 

по

 

самым

 

острым

 

про

-

блемам

 

энергетики

Отличительной

 

особенностью

 

нынешнего

 

форума

 

стала

 

его

 

соци

-

альная

 

направленность

Участники

 

отмечали

что

 

в

 

центре

 

всех

 

мобили

-

зационных

 

и

 

оптимизационных

 

про

-

цессов

 

должен

 

быть

 

человек

 — 

рядо

-

вой

 

потребитель

 

благ

которые

 

даёт

 

энергетика

В

 

противном

 

случае

 

все

 

усилия

 

по

 

совершенствованию

 

дея

-

тельности

 

ТЭК

 

просто

 

теряют

 

смысл

.

Организатором

 

ММЭФ

-2013 

выступили

 

Минэнерго

 

РФ

МИД

 

России

Министерство

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

экологии

Комитет

 

по

 

энергетике

 

Государственной

 

Думы

 

ФС

 

РФ

 

и

 

Комитет

 

по

 

экономиче

-

ской

 

политике

 

Совета

 

Федерации

 

РФ

Правительство

 

Москвы

Рос

-

сийская

 

академия

 

наук

Торгово

-

промышленная

 

палата

 

РФ

Институт

 

проблем

 

регионального

 

развития

ООО

 «

ТЭК

 

России

 

в

 XXI 

веке

».

Генеральным

 

медиа

-

партнёром

 

являлся

 

медиа

-

холдинг

 «

РусКабель

», 

в

 

состав

 

которого

 

входят

 

журналы

 

«

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

», «

КАБЕЛЬ

-news» 

и

 

интернет

-

портал

 RusCable.Ru.

КРИЗИС

 

ЖАНРА

Любая

 

программа

любой

 

энер

-

гетический

 

проект

 

требуют

 

немалых

 

ТЭК России 

в XXI веке: 

региональный 

аспект

«Слабым звеном» в системе управления энергетикой 
остаётся государственное планирование. Особен-
но это заметно на региональном и муниципальном 
уровнях. То есть именно там, где энергокомпании 
наиболее близко стыкуются с конечными потреби-
телями, знают их потребности, понимают, что нуж-
но для оптимизации энергосистем и по каким кри-
териям следует создавать энергетическую базу для 
социально-экономического развития территорий. 
Почему же складывается такая ситуация и как её из-
менить? На эти вопросы пытались ответить участни-
ки Московского международного энергетического 
форума (ММЭФ-2013) «ТЭК России в XXI веке».

Людмила ЮДИНА


Page 3
background image

21

№ 3 (18), май–июнь, 2013

21

инвестиций

Генеральный

 

директор

  

ЗАО

  «

Агентство

 

по

 

прогнозирова

-

нию

 

балансов

 

в

 

электроэнергетике

» 

Игорь

 

Кожуховский

 

рассказал

 

о

 

том

что

 

собой

 

представляет

 

система

 

го

-

сударственного

 

регулирования

 

ин

-

вестиций

 

в

 

электроэнергетику

Это

 

трёхуровневая

 

система

  (

с

 

подраз

-

делениями

 

на

 

федеральный

регио

-

нальный

муниципальный

 

уровни

), 

включающая

 

Генеральную

 

схему

 

размещения

 

объектов

 

и

 

инвести

-

ционную

 

программу

 

развития

 

элек

-

троэнергетики

 

с

 

участием

 

крупней

-

ших

 

госкомпаний

  (

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

», 

Концерна

  «

Росатом

», 

ОАО

  «

РусГи

-

дро

») 

с

 

планированием

 

на

 20 

лет

 

вперёд

схему

 

и

 

инвестпрограмму

 

развития

 

ЕЭС

 

горизонтом

 

на

 7 

лет

осуществляемую

 

госкомпаниями

 

с

 

участием

 

ФСК

 

ЕЭС

а

 

также

 

пятилет

-

ние

 

схемы

 

и

 

программы

 

развития

 

энергетики

 

субъектов

 

РФ

которые

 

осуществляют

 

региональные

 

элек

-

тросетевые

 

и

 

генерирующие

 

компа

-

нии

плюс

 

муниципальные

 

схемы

 

и

 

программы

 

тепло

и

 

энергоснабже

-

ния

 

с

 

перспективой

 

соответственно

 

на

 15 

и

 5 

лет

Эта

 

инвестиционная

 

линейка

 

вызывает

 

много

 

критики

 

у

 

специ

-

алистов

Её

конечно

необходимо

 

дорабатывать

но

 

она

 

тем

 

не

 

ме

-

нее

 

является

 

образцом

 

связанного

 

цикла

 

периодической

 

разработки

 

планов

 

развития

В

 

соответствии

 

с

 

данной

 

системой

 

разрабатываются

 

инвестиционные

 

документы

 

энерго

-

компаний

устанавливаются

 

долго

-

срочные

 

тарифы

 

и

 

т

.

д

Без

 

всей

 

этой

 

цепочки

 

инвестиции

 

в

 

энергетику

 

либо

 

не

 

приходят

либо

 

носят

 

исклю

-

чительно

 

государственный

 

харак

-

тер

.

К

 

сожалению

система

 

инвести

-

ций

 

чётко

 

работает

 

только

 

на

 

феде

-

ральном

 

уровне

На

 

региональном

 

уже

 

начинаются

 

проблемы

здесь

 

системная

 

цепочка

 

не

 

достроена

фрагментарна

 

и

 

полна

 

противоре

-

чий

.

В

 

большинстве

 

субъектов

 

Фе

-

дерации

 

нет

 

планов

 

комплексного

 

развития

 

территорий

без

 

которых

 

невозможно

 

определить

 

направ

-

ления

 

развития

 

энергетики

Как

 

следствие

в

 

программах

 

инвести

-

рования

 

территориального

 

ТЭК

 

отсутствуют

 

реальные

 

схемы

 

опти

-

мизации

 

энергоснабжения

не

 

про

-

работаны

 

долгосрочные

 

тарифы

.

На

 

муниципальном

 

уровне

 

ситу

-

ация

 

ещё

 

хуже

 — 

энергетика

 

здесь

 

вообще

 

никак

 

не

 

представлена

Му

-

ниципального

 

энергетического

 

жан

-

ра

 

просто

 

не

 

существует

.

А

 

ведь

 

перспективные

 

государ

-

ственные

 

документы

 

муниципаль

-

ного

 

масштаба

 

по

 

схемам

 

электро

-, 

тепло

и

 

газоснабжения

 

нужны

 

как

 

воздух

Более

 

того

на

 

уровне

 

му

-

ниципального

 

образования

 

должен

 

появиться

 

субъект

ответственный

 

за

 

развитие

 

энергетической

 

инфра

-

структуры

.

НЕТ

 

В

 

СХЕМЕ

 — 

НЕТ

 

В

 

ТАРИФЕ

При

 

разработке

 

муниципальных

 

и

 

региональных

 

программ

 

в

 

обла

-

сти

 

энергетики

 

важно

 

делать

 

ставку

 

на

 

долгосрочные

 

перспективы

от

-

мечают

 

эксперты

Краткосрочность

 

усилий

 

компаний

 

и

 

государствен

-

ных

 

органов

 

мешает

 

развитию

 

энергетики

Вместе

 

с

 

тем

нужно

 

считаться

 

с

 

неготовностью

 

населения

 

терпеть

 

длительный

 

переходный

 

период

 

воз

-

врата

 

инвестиций

  (

он

 

занимает

 5, 

7, 10 

лет

). 

Поэтому

 

задача

 

государ

-

ства

 — 

задействовать

 

механизмы

позволяющие

 

срезать

 

инвестици

-

онный

 

тариф

 

через

 

предоставление

 

энергокомпаниям

 

субсидий

суб

-

венций

нужно

 

также

 

задействовать

 

дешёвые

 

деньги

 

государственных

 

институтов

а

 

не

 

переносить

 

всю

 

на

-

грузку

 

на

 

потребителей

.

При

 

реализации

 

инвестицион

-

ных

 

энергопроектов

 

принципиаль

-

но

 

важно

 

показать

 

общественности

 

и

 

государственным

 

органам

 

власти

что

 

схемы

 

модернизации

 

комму

-

нальной

 

местной

 

и

 

региональной

 

инфраструктуры

 

при

 

условии

 

при

-

менения

 

современных

 

технологий

 

когенерации

тригенерации

 

в

 

соче

-

тании

 

с

 

ВИЭ

 

могут

 

привести

 

не

 

толь

-

ко

 

к

 

долгосрочному

 

сдерживанию

но

 

даже

 

к

 

снижению

 

тарифов

 

на

 

тепло

и

 

электроэнергию

— 

Тенденция

 

долгосрочности

 

заложена

 

во

 

всех

 

федеральных

 

за

-

конах

, — 

подчёркивает

 

заместитель

 

комитета

 

по

 

энергетике

 

Совета

 

Фе

-


Page 4
background image

22

СЕТИ РОССИИ

дерации

 

РФ

 

Валентин

 

Межевич

. — 

Сейчас

 

в

 

Государственной

 

Думе

 

рассматривается

 

документ

  «

О

 

дол

-

госрочном

 

стратегическом

 

плани

-

ровании

», 

который

 

поможет

 

гармо

-

низировать

 

развитие

 

территорий

 

с

 

развитием

 

энергетики

Надо

 

ухо

-

дить

 

от

 

практики

когда

 

территория

 

развивается

 

сама

 

по

 

себе

а

 

энер

-

гетика

 — 

сама

 

по

 

себе

Все

 

энер

-

гообъекты

 

должны

 

строиться

 

в

 

со

-

ответствии

 

с

 

принятыми

 

схемами

 

размещения

только

 

в

 

этом

 

случае

 

можно

 

обосновать

 

инвестицион

-

ную

 

составляющую

 

в

 

тарифе

Од

-

нако

 

этот

 

принцип

 

часто

 

нарушает

-

ся

особенно

 

в

 

сетевом

 

комплексе

Нередко

 

строительство

 

больших

 

и

 

сложных

 

сетевых

 

объектов

 

ведётся

 

лишь

 

для

 

того

чтобы

 

удовлетворить

 

амбиции

 

губернатора

Поэтому

 

так

 

остро

 

стоит

 

вопрос

 

пустых

 

подстан

-

ций

 

и

 

незагруженных

 

сетей

Но

 

за

 

них

 

заплатил

 

потребитель

 

высо

-

кими

 

тарифами

электрокомпании

 

несут

 

убытки

обслуживая

 

беспо

-

лезные

 

подстанции

чит

этим

 

должны

 

заниматься

 

либо

 

государство

либо

 

крупные

 

сетевые

 

компании

Власть

 

региона

 

возлагает

 

боль

-

шие

 

надежды

 

на

 

создание

 

компа

-

нии

 

ОАО

 «

Россети

» 

и

 

увеличение

 

по

-

тенциала

 

инвестпрограмм

 

сетевых

 

компаний

Со

 

своей

 

стороны

 

мы

 

тоже

 

предпринимаем

 

шаги

 

по

   

по

-

вышению

 

надёжности

 

распредком

-

плекса

Разработана

 

специальная

 

трёхлетняя

 

программа

на

 

реализа

-

цию

 

которой

 

планируется

 

направить

 

20 

млрд

 

руб

через

 

муниципальные

 

образования

При

 

этом

 

цель

 — 

стро

-

ить

 

сетевые

 

объекты

 

только

 

там

где

 

это

 

действительно

 

необходимо

.

Министр

 

считает

что

 

нужно

 

из

-

менить

 

правила

 

игры

 

и

 

в

 

области

 

техприсоединения

Нередко

 

потре

-

битель

купив

 

мощность

 

по

 

прави

-

лам

 

технологического

 

присоедине

-

ния

использует

 

её

 

на

  20—25%. 

При

 

этом

 

центр

 

питания

 

по

 

документам

 

закрыт

а

 

энергокомпания

 

на

 

все

 

запросы

 

и

 

жалобы

 

новых

 

потенци

-

альных

 

потребителей

 

отвечает

я

 

не

 

могу

 

больше

 

никого

 

присоеди

-

нить

В

 

связи

 

с

 

этим

 

следовало

 

бы

 

подумать

 

о

 

возврате

 

к

 

старым

 

правилам

а

 

именно

 — 

плате

 

за

 

мощность

.

Гендиректор

 

Восточно

-

Сибир

-

ского

 

объединения

 

энергоаудито

-

ров

 

Владимир

 

Головщиков

 

отметил

что

 

в

 

Приангарье

 

основные

 

пробле

-

мы

 

тоже

 

сосредоточены

 

в

 

распре

-

делительном

 

сетевом

 

комплексе

В

 

Иркутской

 

области

 

разработа

-

на

 

качественная

 

программа

 

раз

-

вития

 

региональной

 

энергетики

В

 

ней

 

на

 

период

 2013—2017 

годов

 

был

 

большой

 

раздел

посвящён

-

ный

 

строительству

 

и

 

модернизации

 

сетей

 35 

кВ

 

и

 

ниже

Однако

 

после

 

корректировки

 

программы

 

и

 

схе

-

мы

 

размещения

 

электросетевых

 

объектов

 

на

 2014—2018 

годы

ко

-

торая

 

проводится

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

по

 

настоянию

 

диспетчерского

 

управления

в

 

том

 

числе

 

РДУ

которая

 

вышла

 

из

 

Иркут

-

ской

 

энергосистемы

 

управления

проблему

 

распределительной

 

сети

 

35 

кВ

 

и

 

ниже

 

просто

 

выбросили

.

ИНТЕРЕСНЫЕ

 

ЭНЕРГОМОСТЫ

 

И

 

НЕИНТЕРЕСНЫЕ

 

СЕТИ

— 

Приведу

 

недавний

 

пример

, — 

продолжает

 

В

Головщиков

. — 

На

 

совещание

 

по

 

рассмотрению

 

схе

-

мы

 

размещения

 

энергообъектов

 

в

 

области

 

приходит

 

представитель

 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

на

 

законодатель

-

ном

 

уровне

 

необходимо

 

уточнить

нет

 

энергообъекта

 

в

 

схеме

 — 

нет

 

его

 

и

 

в

 

тарифе

.

ИЗМЕНИТЬ

 

ПРАВИЛА

 

ИГРЫ

Отсутствие

 

комплексных

 

про

-

грамм

 

территориального

 

развития

 

характерно

 

для

 

многих

 

российских

 

регионов

отмечает

 

министр

 

про

-

мышленности

 

и

 

энергетики

 

Крас

-

нодарского

 

края

 

Виталий

 

Брижань

Между

 

тем

 

схемы

 

электро

и

 

тепло

-

снабжения

 

должны

 

быть

 

тесно

 

свя

-

заны

 

друг

 

с

 

другом

только

 

тогда

 

можно

 

вести

 

речь

 

об

 

оптимизации

 

энергосистемы

 

и

 

повышении

 

энер

-

гоэффективности

 

региона

Сейчас

 

это

 

совершенно

 

чётко

 

понимают

 

на

 

Кубани

.

Краснодарский

 

край

 — 

тер

-

ритория

 

высоких

 

энергетических

 

рисков

Энергопотребление

 

здесь

 

растёт

 

на

 5—7% 

в

 

год

а

 

в

 

Новорос

-

сийском

 

и

 

Сочинском

 

районах

 

ещё

 

быстрее

 — 

до

 10% 

в

 

год

Сегодня

 

край

 

вырабатывает

 

40% 

потребляемой

 

энергии

Но

 

если

 

в

 

генерации

 

ситуация

 

ещё

 

бо

-

лее

 

или

 

менее

 

терпимая

 (

есть

 

усло

-

вия

 

для

 

наращивания

 

выработки

 

электроэнергии

), 

то

 

в

 

электросете

-

вом

 

хозяйстве

 

существуют

 

серьёз

-

ные

 

проблемы

Наиболее

 

сложная

 

обстановка

 

в

 

распределительном

 

секторе

Подготовка

 

к

 

Сочинской

 

олимпиаде

 

показала

что

 

без

 

разви

-

тия

 

этого

 

сектора

 

повысить

 

надёж

-

ность

 

энергосистемы

 

невозможно

А

 

на

 

развитие

 

сетей

 

одного

 

лишь

 

Сочинского

 

района

 

требуется

 

при

-

мерно

 15—20 

млрд

 

рублей

.

Между

 

тем

 

добровольных

 

инве

-

сторов

 

на

 

сетевом

 

рынке

 

нет

Зна

-

В

Межевич

В

Межевич


Page 5
background image

23

№ 3 (18), май–июнь, 2013

Восточных

 

железных

 

дорог

  (

РЖД

и

 

говорит

давайте

 

скорее

 

строить

 

линию

 500 

кВ

 

вдоль

 

БАМа

Спра

-

шиваю

зачем

? «

А

 

вот

 

мы

 

планиру

-

ем

 

увеличить

 

перевозки

 

по

 

БАМу

 

до

 2,5 

млн

 

тонн

 

оборота

 

в

 

год

». 

При

 

этом

 

дата

до

 

которой

 

планируется

 

увеличение

 

этих

 

перевозок

замал

-

чивается

Я

 

сам

 

был

 

в

 

этом

 

году

 

на

 

БАМе

 

и

 

посчитал

всего

 

четыре

 

пары

 

гру

-

зовых

 

поездов

 

прошли

 

за

 

сутки

Спрашиваю

: «

Что

 

вы

 

будете

 

возить

 

по

 

БАМу

?» 

Молчок

Непосвящённо

-

му

 

человеку

 

можно

 

любую

 

сказку

 

рассказать

Но

 

я

-

то

 

знаю

что

 

БАМ

 — 

это

 

по

-

прежнему

 

однопутная

 

линия

 

с

 

разъездами

И

 

оборот

 

в

 2,5 

млн

 

т

 

там

 

в

 

принципе

 

невозможен

И

 

всё

 

же

 

в

 

целевую

 

региональную

 

про

-

грамму

 

линию

 500 

кВ

 

включили

Но

 

допустимо

 

ли

 

строить

 

за

 

колоссаль

-

ные

 

деньги

 

мощный

 

энергомост

ко

-

торый

 

не

 

будет

 

работать

когда

 

мно

-

жество

 

населённых

 

пунктов

 

области

 

нуждаются

 

в

 

электросетях

?

Уверен

что

 

вопросы

 

строитель

-

ства

 

энергомостов

в

 

том

 

числе

 

и

 

экспортных

вновь

 

и

 

вновь

 

будут

 

подниматься

а

 

российская

 

глубин

-

ка

 

будет

 

оставаться

 

без

 

внимания

Но

 

не

 

лучше

 

ли

 

поехать

 

в

 

село

там

 

создать

 

нормальную

 

инфраструк

-

туру

Наши

 

люди

 

заслужили

 

право

 

пользоваться

 

благами

 

цивилиза

-

ции

а

 

если

 

их

 

не

 

дают

 — 

они

 

берут

 

их

 

сами

Когда

 

еду

 

по

 

федеральной

 

трассе

 

Иркутск

 — 

Усть

-

Илим

  (

а

 

это

 

тысяча

 

километров

), 

смотрю

 

на

 

прилегающие

 

к

 

дороге

 

посёлки

 — 

редко

 

из

 

какой

 

трубы

 

дым

 

идёт

Зато

 

набросы

 

на

 

линии

 

электропе

-

редачи

 — 

сплошь

 

и

 

рядом

Людям

 

дешевле

 

заплатить

 

штраф

чем

 

жить

 

без

 

централизованного

 

энер

-

госнабжения

Многие

 

эксперты

 

указывают

 

на

 

низкую

 

инвестиционную

 

привлека

-

тельность

 

региональных

   

сетевых

 

компаний

Но

 

в

 

чём

 

именно

 

состоят

 

проблемы

 

снижения

 

этой

 

привле

-

кательности

Начальник

 

департа

-

мента

 

технического

 

развития

 

ОАО

 

«

МРСК

 

Центра

» 

Дмитрий

 

Рыбников

 

перечислил

 

главные

 

из

 

них

это

 

неравномерное

 

и

 

непрогнозируе

-

мое

 

развитие

 

территории

затраты

 

электросетевых

 

компаний

 

на

 

тех

-

присоединение

не

 

покрываемое

 

платой

 

за

 

потребляемую

 

электро

-

энергию

. «

В

 

МРСК

 

Центра

 

четыре

 

подстанции

 

стоят

 

пустые

, — 

говорит

 

представитель

 

МРСК

 

Центра

. — 

Классический

 

пример

 — 

ПС

  «

Уни

-

верситетская

». 

Она

 

три

 

года

 

пустует

хотя

 

все

 

юридические

 

мощности

 

проданы

». 

К

 

такой

 

ситуации

 

привело

 

отсут

-

ствие

 

ответственности

 

потребителя

 

за

 

взятые

 

обязательства

 

по

 

заяв

-

ленным

 

параметрам

 

мощности

В

 

связи

 

с

 

этим

считают

 

энергети

-

ки

необходимо

 

ввести

 

финансовую

 

ответственность

 

для

 

потребителей

 

и

 

администраций

 

региона

 

за

 

заяв

-

ленную

 

мощность

 

и

 

предусмотреть

 

чувствительную

 

неустойку

 

для

 

льгот

-

ного

 

потребителя

 

за

 

просрочку

 

вы

-

полнения

 

обязательств

 

по

 

ТП

.

Если

 

говорить

 

о

 

территориальном

 

планировании

то

 

практически

 

во

 

всех

 

схемах

 

развития

 

муниципаль

-

ных

 

образований

 

отсутствуют

 

планы

 

размещения

 

объектов

 

энергоснаб

-

жения

 

поселений

хотя

 

это

 

преду

-

смотрено

 

ст

. 19 

Градостроительного

 

кодекса

 

РФ

. «

В

 

игнорировании

 

Гра

-

достроительного

 

кодекса

 

мы

 

видим

 

коррупционную

 

составляющую

, — 

подчёркивает

 

Д

Рыбников

. — 

Когда

 

приходит

 

заявка

 

на

 

техприсоедине

-

ние

мы

 

обычно

 

сталкиваемся

 

с

 

тем

что

 

земли

 

вокруг

 

объекта

который

 

надо

 

присоединить

выкуплены

 

и

 

мы

 

их

 

должны

 

перекупать

При

 

такой

 

ситуации

 

техприсоединение

 

стано

-

вится

 

невозможным

Видимо

нужно

 

перенимать

 

зарубежный

 

опыт

что

-

бы

 

в

 

каждом

 

муниципальном

 

обра

-

зовании

 

были

 

выделены

 

земли

 

под

 

трассы

 

размещения

 

ЛЭП

».  

Эксперты

 

подчёркивают

что

 

эф

-

фективное

 

территориальное

 

плани

-

рование

 

позволит

 

снизить

 

затраты

 

на

 

техприсоединение

обеспечит

 

ликвидацию

 

дефицита

 

мощности

 

в

 

крупных

 

узлах

 

нагрузки

 

и

 

позволит

 

комплексно

 

решать

 

задачи

 

разви

-

тия

 

региона

.  


Оригинал статьи: ТЭК России в XXI веке: региональный аспект

Читать онлайн

«Слабым звеном» в системе управления энергетикой остаётся государственное планирование. Особенно это заметно на региональном и муниципальном уровнях. То есть именно там, где энергокомпании наиболее близко стыкуются с конечными потребителями, знают их потребности, понимают, что нужно для оптимизации энергосистем и по каким критериям следует создавать энергетическую базу для социально-экономического развития территорий. Почему же складывается такая ситуация и как её изменить? На эти вопросы пытались ответить участники Московского международного энергетического форума (ММЭФ-2013) «ТЭК России в XXI веке».

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»