20
СЕТИ
РОССИИ
с
о
б
ы
т
и
я
события
Ф
орум
был
посвящён
на
-
сущным
проблемам
оте
-
чественного
топливно
-
э н е р г е т и ч е с к о г о
комплекса
.
Участники
оценивали
роль
и
место
России
в
мировой
энергетике
,
обсуждали
перспекти
-
вы
развития
отраслей
ТЭК
в
усло
-
виях
революционных
технологиче
-
ских
преобразований
,
предлагали
решения
по
самым
острым
про
-
блемам
энергетики
.
Отличительной
особенностью
нынешнего
форума
стала
его
соци
-
альная
направленность
.
Участники
отмечали
,
что
в
центре
всех
мобили
-
зационных
и
оптимизационных
про
-
цессов
должен
быть
человек
—
рядо
-
вой
потребитель
благ
,
которые
даёт
энергетика
.
В
противном
случае
все
усилия
по
совершенствованию
дея
-
тельности
ТЭК
просто
теряют
смысл
.
Организатором
ММЭФ
-2013
выступили
Минэнерго
РФ
,
МИД
России
,
Министерство
природных
ресурсов
и
экологии
,
Комитет
по
энергетике
Государственной
Думы
ФС
РФ
и
Комитет
по
экономиче
-
ской
политике
Совета
Федерации
РФ
,
Правительство
Москвы
,
Рос
-
сийская
академия
наук
,
Торгово
-
промышленная
палата
РФ
,
Институт
проблем
регионального
развития
,
ООО
«
ТЭК
России
в
XXI
веке
».
Генеральным
медиа
-
партнёром
являлся
медиа
-
холдинг
«
РусКабель
»,
в
состав
которого
входят
журналы
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
», «
КАБЕЛЬ
-news»
и
интернет
-
портал
RusCable.Ru.
КРИЗИС
ЖАНРА
Любая
программа
,
любой
энер
-
гетический
проект
требуют
немалых
ТЭК России
в XXI веке:
региональный
аспект
«Слабым звеном» в системе управления энергетикой
остаётся государственное планирование. Особен-
но это заметно на региональном и муниципальном
уровнях. То есть именно там, где энергокомпании
наиболее близко стыкуются с конечными потреби-
телями, знают их потребности, понимают, что нуж-
но для оптимизации энергосистем и по каким кри-
териям следует создавать энергетическую базу для
социально-экономического развития территорий.
Почему же складывается такая ситуация и как её из-
менить? На эти вопросы пытались ответить участни-
ки Московского международного энергетического
форума (ММЭФ-2013) «ТЭК России в XXI веке».
Людмила ЮДИНА
21
№ 3 (18), май–июнь, 2013
21
инвестиций
.
Генеральный
директор
ЗАО
«
Агентство
по
прогнозирова
-
нию
балансов
в
электроэнергетике
»
Игорь
Кожуховский
рассказал
о
том
,
что
собой
представляет
система
го
-
сударственного
регулирования
ин
-
вестиций
в
электроэнергетику
.
Это
трёхуровневая
система
(
с
подраз
-
делениями
на
федеральный
,
регио
-
нальный
,
муниципальный
уровни
),
включающая
Генеральную
схему
размещения
объектов
и
инвести
-
ционную
программу
развития
элек
-
троэнергетики
с
участием
крупней
-
ших
госкомпаний
(
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
Концерна
«
Росатом
»,
ОАО
«
РусГи
-
дро
»)
с
планированием
на
20
лет
вперёд
,
схему
и
инвестпрограмму
развития
ЕЭС
горизонтом
на
7
лет
,
осуществляемую
госкомпаниями
с
участием
ФСК
ЕЭС
,
а
также
пятилет
-
ние
схемы
и
программы
развития
энергетики
субъектов
РФ
,
которые
осуществляют
региональные
элек
-
тросетевые
и
генерирующие
компа
-
нии
,
плюс
муниципальные
схемы
и
программы
тепло
-
и
энергоснабже
-
ния
с
перспективой
соответственно
на
15
и
5
лет
.
Эта
инвестиционная
линейка
вызывает
много
критики
у
специ
-
алистов
.
Её
,
конечно
,
необходимо
дорабатывать
,
но
она
тем
не
ме
-
нее
является
образцом
связанного
цикла
периодической
разработки
планов
развития
.
В
соответствии
с
данной
системой
разрабатываются
инвестиционные
документы
энерго
-
компаний
,
устанавливаются
долго
-
срочные
тарифы
и
т
.
д
.
Без
всей
этой
цепочки
инвестиции
в
энергетику
либо
не
приходят
,
либо
носят
исклю
-
чительно
государственный
харак
-
тер
.
К
сожалению
,
система
инвести
-
ций
чётко
работает
только
на
феде
-
ральном
уровне
.
На
региональном
уже
начинаются
проблемы
:
здесь
системная
цепочка
не
достроена
,
фрагментарна
и
полна
противоре
-
чий
.
В
большинстве
субъектов
Фе
-
дерации
нет
планов
комплексного
развития
территорий
,
без
которых
невозможно
определить
направ
-
ления
развития
энергетики
.
Как
следствие
,
в
программах
инвести
-
рования
территориального
ТЭК
отсутствуют
реальные
схемы
опти
-
мизации
энергоснабжения
,
не
про
-
работаны
долгосрочные
тарифы
.
На
муниципальном
уровне
ситу
-
ация
ещё
хуже
—
энергетика
здесь
вообще
никак
не
представлена
.
Му
-
ниципального
энергетического
жан
-
ра
просто
не
существует
.
А
ведь
перспективные
государ
-
ственные
документы
муниципаль
-
ного
масштаба
по
схемам
электро
-,
тепло
-
и
газоснабжения
нужны
как
воздух
.
Более
того
,
на
уровне
му
-
ниципального
образования
должен
появиться
субъект
,
ответственный
за
развитие
энергетической
инфра
-
структуры
.
НЕТ
В
СХЕМЕ
—
НЕТ
В
ТАРИФЕ
При
разработке
муниципальных
и
региональных
программ
в
обла
-
сти
энергетики
важно
делать
ставку
на
долгосрочные
перспективы
,
от
-
мечают
эксперты
.
Краткосрочность
усилий
компаний
и
государствен
-
ных
органов
мешает
развитию
энергетики
.
Вместе
с
тем
,
нужно
считаться
с
неготовностью
населения
терпеть
длительный
переходный
период
воз
-
врата
инвестиций
(
он
занимает
5,
7, 10
лет
).
Поэтому
задача
государ
-
ства
—
задействовать
механизмы
,
позволяющие
срезать
инвестици
-
онный
тариф
через
предоставление
энергокомпаниям
субсидий
,
суб
-
венций
,
нужно
также
задействовать
дешёвые
деньги
государственных
институтов
,
а
не
переносить
всю
на
-
грузку
на
потребителей
.
При
реализации
инвестицион
-
ных
энергопроектов
принципиаль
-
но
важно
показать
общественности
и
государственным
органам
власти
,
что
схемы
модернизации
комму
-
нальной
местной
и
региональной
инфраструктуры
при
условии
при
-
менения
современных
технологий
когенерации
,
тригенерации
в
соче
-
тании
с
ВИЭ
могут
привести
не
толь
-
ко
к
долгосрочному
сдерживанию
,
но
даже
к
снижению
тарифов
на
тепло
-
и
электроэнергию
.
—
Тенденция
долгосрочности
заложена
во
всех
федеральных
за
-
конах
, —
подчёркивает
заместитель
комитета
по
энергетике
Совета
Фе
-
22
СЕТИ РОССИИ
дерации
РФ
Валентин
Межевич
. —
Сейчас
в
Государственной
Думе
рассматривается
документ
«
О
дол
-
госрочном
стратегическом
плани
-
ровании
»,
который
поможет
гармо
-
низировать
развитие
территорий
с
развитием
энергетики
.
Надо
ухо
-
дить
от
практики
,
когда
территория
развивается
сама
по
себе
,
а
энер
-
гетика
—
сама
по
себе
.
Все
энер
-
гообъекты
должны
строиться
в
со
-
ответствии
с
принятыми
схемами
размещения
,
только
в
этом
случае
можно
обосновать
инвестицион
-
ную
составляющую
в
тарифе
.
Од
-
нако
этот
принцип
часто
нарушает
-
ся
,
особенно
в
сетевом
комплексе
.
Нередко
строительство
больших
и
сложных
сетевых
объектов
ведётся
лишь
для
того
,
чтобы
удовлетворить
амбиции
губернатора
.
Поэтому
так
остро
стоит
вопрос
пустых
подстан
-
ций
и
незагруженных
сетей
.
Но
за
них
заплатил
потребитель
высо
-
кими
тарифами
,
электрокомпании
несут
убытки
,
обслуживая
беспо
-
лезные
подстанции
.
чит
,
этим
должны
заниматься
либо
государство
,
либо
крупные
сетевые
компании
.
Власть
региона
возлагает
боль
-
шие
надежды
на
создание
компа
-
нии
ОАО
«
Россети
»
и
увеличение
по
-
тенциала
инвестпрограмм
сетевых
компаний
.
Со
своей
стороны
мы
тоже
предпринимаем
шаги
по
по
-
вышению
надёжности
распредком
-
плекса
.
Разработана
специальная
трёхлетняя
программа
,
на
реализа
-
цию
которой
планируется
направить
20
млрд
руб
.
через
муниципальные
образования
.
При
этом
цель
—
стро
-
ить
сетевые
объекты
только
там
,
где
это
действительно
необходимо
.
Министр
считает
,
что
нужно
из
-
менить
правила
игры
и
в
области
техприсоединения
.
Нередко
потре
-
битель
,
купив
мощность
по
прави
-
лам
технологического
присоедине
-
ния
,
использует
её
на
20—25%.
При
этом
центр
питания
по
документам
закрыт
,
а
энергокомпания
на
все
запросы
и
жалобы
новых
потенци
-
альных
потребителей
отвечает
:
я
не
могу
больше
никого
присоеди
-
нить
.
В
связи
с
этим
следовало
бы
подумать
о
возврате
к
старым
правилам
,
а
именно
—
плате
за
мощность
.
Гендиректор
Восточно
-
Сибир
-
ского
объединения
энергоаудито
-
ров
Владимир
Головщиков
отметил
,
что
в
Приангарье
основные
пробле
-
мы
тоже
сосредоточены
в
распре
-
делительном
сетевом
комплексе
.
В
Иркутской
области
разработа
-
на
качественная
программа
раз
-
вития
региональной
энергетики
.
В
ней
на
период
2013—2017
годов
был
большой
раздел
,
посвящён
-
ный
строительству
и
модернизации
сетей
35
кВ
и
ниже
.
Однако
после
корректировки
программы
и
схе
-
мы
размещения
электросетевых
объектов
на
2014—2018
годы
,
ко
-
торая
проводится
в
соответствии
с
законодательством
,
по
настоянию
диспетчерского
управления
,
в
том
числе
РДУ
,
которая
вышла
из
Иркут
-
ской
энергосистемы
управления
,
проблему
распределительной
сети
35
кВ
и
ниже
просто
выбросили
.
ИНТЕРЕСНЫЕ
ЭНЕРГОМОСТЫ
И
НЕИНТЕРЕСНЫЕ
СЕТИ
—
Приведу
недавний
пример
, —
продолжает
В
.
Головщиков
. —
На
совещание
по
рассмотрению
схе
-
мы
размещения
энергообъектов
в
области
приходит
представитель
В
связи
с
этим
на
законодатель
-
ном
уровне
необходимо
уточнить
:
нет
энергообъекта
в
схеме
—
нет
его
и
в
тарифе
.
ИЗМЕНИТЬ
ПРАВИЛА
ИГРЫ
Отсутствие
комплексных
про
-
грамм
территориального
развития
характерно
для
многих
российских
регионов
,
отмечает
министр
про
-
мышленности
и
энергетики
Крас
-
нодарского
края
Виталий
Брижань
.
Между
тем
схемы
электро
-
и
тепло
-
снабжения
должны
быть
тесно
свя
-
заны
друг
с
другом
,
только
тогда
можно
вести
речь
об
оптимизации
энергосистемы
и
повышении
энер
-
гоэффективности
региона
.
Сейчас
это
совершенно
чётко
понимают
на
Кубани
.
Краснодарский
край
—
тер
-
ритория
высоких
энергетических
рисков
.
Энергопотребление
здесь
растёт
на
5—7%
в
год
,
а
в
Новорос
-
сийском
и
Сочинском
районах
ещё
быстрее
—
до
10%
в
год
.
Сегодня
край
вырабатывает
40%
потребляемой
энергии
.
Но
если
в
генерации
ситуация
ещё
бо
-
лее
или
менее
терпимая
(
есть
усло
-
вия
для
наращивания
выработки
электроэнергии
),
то
в
электросете
-
вом
хозяйстве
существуют
серьёз
-
ные
проблемы
.
Наиболее
сложная
обстановка
в
распределительном
секторе
.
Подготовка
к
Сочинской
олимпиаде
показала
,
что
без
разви
-
тия
этого
сектора
повысить
надёж
-
ность
энергосистемы
невозможно
.
А
на
развитие
сетей
одного
лишь
Сочинского
района
требуется
при
-
мерно
15—20
млрд
рублей
.
Между
тем
добровольных
инве
-
сторов
на
сетевом
рынке
нет
.
Зна
-
В
.
Межевич
В
.
Межевич
23
№ 3 (18), май–июнь, 2013
Восточных
железных
дорог
(
РЖД
)
и
говорит
:
давайте
скорее
строить
линию
500
кВ
вдоль
БАМа
.
Спра
-
шиваю
:
зачем
? «
А
вот
мы
планиру
-
ем
увеличить
перевозки
по
БАМу
до
2,5
млн
тонн
оборота
в
год
».
При
этом
дата
,
до
которой
планируется
увеличение
этих
перевозок
,
замал
-
чивается
.
Я
сам
был
в
этом
году
на
БАМе
и
посчитал
:
всего
четыре
пары
гру
-
зовых
поездов
прошли
за
сутки
.
Спрашиваю
: «
Что
вы
будете
возить
по
БАМу
?»
Молчок
.
Непосвящённо
-
му
человеку
можно
любую
сказку
рассказать
.
Но
я
-
то
знаю
,
что
БАМ
—
это
по
-
прежнему
однопутная
линия
с
разъездами
.
И
оборот
в
2,5
млн
т
там
в
принципе
невозможен
.
И
всё
же
в
целевую
региональную
про
-
грамму
линию
500
кВ
включили
.
Но
допустимо
ли
строить
за
колоссаль
-
ные
деньги
мощный
энергомост
,
ко
-
торый
не
будет
работать
,
когда
мно
-
жество
населённых
пунктов
области
нуждаются
в
электросетях
?
Уверен
,
что
вопросы
строитель
-
ства
энергомостов
,
в
том
числе
и
экспортных
,
вновь
и
вновь
будут
подниматься
,
а
российская
глубин
-
ка
будет
оставаться
без
внимания
.
Но
не
лучше
ли
поехать
в
село
,
там
создать
нормальную
инфраструк
-
туру
?
Наши
люди
заслужили
право
пользоваться
благами
цивилиза
-
ции
,
а
если
их
не
дают
—
они
берут
их
сами
.
Когда
еду
по
федеральной
трассе
Иркутск
—
Усть
-
Илим
(
а
это
тысяча
километров
),
смотрю
на
прилегающие
к
дороге
посёлки
—
редко
из
какой
трубы
дым
идёт
.
Зато
набросы
на
линии
электропе
-
редачи
—
сплошь
и
рядом
.
Людям
дешевле
заплатить
штраф
,
чем
жить
без
централизованного
энер
-
госнабжения
.
Многие
эксперты
указывают
на
низкую
инвестиционную
привлека
-
тельность
региональных
сетевых
компаний
.
Но
в
чём
именно
состоят
проблемы
снижения
этой
привле
-
кательности
?
Начальник
департа
-
мента
технического
развития
ОАО
«
МРСК
Центра
»
Дмитрий
Рыбников
перечислил
главные
из
них
:
это
неравномерное
и
непрогнозируе
-
мое
развитие
территории
;
затраты
электросетевых
компаний
на
тех
-
присоединение
,
не
покрываемое
платой
за
потребляемую
электро
-
энергию
. «
В
МРСК
Центра
четыре
подстанции
стоят
пустые
, —
говорит
представитель
МРСК
Центра
. —
Классический
пример
—
ПС
«
Уни
-
верситетская
».
Она
три
года
пустует
,
хотя
все
юридические
мощности
проданы
».
К
такой
ситуации
привело
отсут
-
ствие
ответственности
потребителя
за
взятые
обязательства
по
заяв
-
ленным
параметрам
мощности
.
В
связи
с
этим
,
считают
энергети
-
ки
,
необходимо
ввести
финансовую
ответственность
для
потребителей
и
администраций
региона
за
заяв
-
ленную
мощность
и
предусмотреть
чувствительную
неустойку
для
льгот
-
ного
потребителя
за
просрочку
вы
-
полнения
обязательств
по
ТП
.
Если
говорить
о
территориальном
планировании
,
то
практически
во
всех
схемах
развития
муниципаль
-
ных
образований
отсутствуют
планы
размещения
объектов
энергоснаб
-
жения
поселений
,
хотя
это
преду
-
смотрено
ст
. 19
Градостроительного
кодекса
РФ
. «
В
игнорировании
Гра
-
достроительного
кодекса
мы
видим
коррупционную
составляющую
, —
подчёркивает
Д
.
Рыбников
. —
Когда
приходит
заявка
на
техприсоедине
-
ние
,
мы
обычно
сталкиваемся
с
тем
,
что
земли
вокруг
объекта
,
который
надо
присоединить
,
выкуплены
и
мы
их
должны
перекупать
.
При
такой
ситуации
техприсоединение
стано
-
вится
невозможным
.
Видимо
,
нужно
перенимать
зарубежный
опыт
,
что
-
бы
в
каждом
муниципальном
обра
-
зовании
были
выделены
земли
под
трассы
размещения
ЛЭП
».
Эксперты
подчёркивают
,
что
эф
-
фективное
территориальное
плани
-
рование
позволит
снизить
затраты
на
техприсоединение
,
обеспечит
ликвидацию
дефицита
мощности
в
крупных
узлах
нагрузки
и
позволит
комплексно
решать
задачи
разви
-
тия
региона
.
Оригинал статьи: ТЭК России в XXI веке: региональный аспект
«Слабым звеном» в системе управления энергетикой остаётся государственное планирование. Особенно это заметно на региональном и муниципальном уровнях. То есть именно там, где энергокомпании наиболее близко стыкуются с конечными потребителями, знают их потребности, понимают, что нужно для оптимизации энергосистем и по каким критериям следует создавать энергетическую базу для социально-экономического развития территорий. Почему же складывается такая ситуация и как её изменить? На эти вопросы пытались ответить участники Московского международного энергетического форума (ММЭФ-2013) «ТЭК России в XXI веке».