46
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
46
э
н
е
р
г
о
с
б
е
р
е
ж
е
н
и
е
энергосбережение
В
течение
двух
лет
,
про
-
шедших
с
момента
про
-
возглашения
нового
курса
России
на
при
-
менение
энергосберегающих
технологий
и
эффективное
потре
-
бление
,
утекло
много
благих
наме
-
рений
,
часто
так
и
не
вылившихся
в
конкретные
проекты
.
Выясня
-
лось
,
что
говорить
об
энергоэф
-
фективности
и
своей
готовности
к
ней
мало
,
необходимо
внедрять
новые
технологии
и
просто
пере
-
форматировать
саму
культуру
по
-
требления
,
как
собственную
,
так
и
своих
партнёров
.
Путь
к
энер
-
гоэффективному
будущему
,
пусть
и
светлому
,
оказался
тернист
и
сложен
.
Сегодня
в
Российской
Фе
-
дерации
зарегистрировано
более
пяти
тысяч
компаний
,
работаю
-
щих
в
области
энергосбережения
,
однако
лишь
единицы
способны
предлагать
жизнеспособные
энер
-
гоэффективные
решения
и
готовы
делиться
опытом
.
Одна
из
таких
компаний
—
ОАО
«
Тюменьэнерго
».
Может
ли
энергосбережение
быть
выгодно
для
распределитель
-
ных
компаний
?
В
поисках
правиль
-
ного
ответа
многие
пользуются
прямой
логикой
:
нет
трафика
—
нет
выручки
.
Так
зачем
эконо
-
мить
?
В
«
Тюменьэнерго
»
от
такой
логики
отказались
,
поэтому
и
ре
-
зультаты
работы
по
повышению
энергоэффективности
компания
получила
раньше
других
.
Политику
энергосбережения
и
повышения
энергетической
эф
-
фективности
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
проводит
по
двум
основным
на
-
правлениям
.
Первое
—
компания
реализует
программу
энергосбе
-
режения
,
основными
задачами
которой
является
сокращение
по
-
терь
при
передаче
электроэнер
-
гии
,
повышение
надёжности
и
устойчивости
всего
электросетево
-
го
комплекса
Тюменского
регио
-
на
,
а
также
сокращение
издержек
и
затрат
топливно
-
энергетических
ресурсов
на
хозяйственно
-
бы
-
товые
нужды
.
В
течение
несколь
-
ких
лет
«
Тюменьэнерго
»
поддержи
-
вает
практически
уникальный
для
распределительного
сетевого
ком
-
плекса
России
показатель
потерь
электроэнергии
при
транспорти
-
ровке
в
сетях
— 2,5%.
В
2011
году
«
Тюменьэнерго
»
по
праву
стало
лидером
конкурса
«
Лучшая
элек
-
тросетевая
компания
России
»
в
Тернистый путь к
светлому будущему
Михаил ЛАПИН, Оксана ТРИШИНА
47
№ 3 (12), май-июнь, 2012
47
номинации
«
Эффективное
энергос
-
бережение
».
Второе
—
для
реализации
энер
-
госберегающих
проектов
,
проведе
-
ния
энергетических
обследований
и
энергосервисных
контрактов
в
качестве
инструмента
реализации
государственной
политики
создано
специализированное
дочернее
за
-
висимое
общество
ОАО
«
Тюменьэ
-
нерго
» —
ОАО
«
Энергосервисная
компания
Тюменьэнерго
» (
ЭСКО
).
В
январе
2012
года
ЭСКО
исполнил
-
ся
год
.
За
такой
короткий
срок
ком
-
пания
смогла
найти
и
свою
нишу
,
и
своих
клиентов
.
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
и
ОАО
«
ЭСКО
Тюменьэнерго
»
являются
в
настоящее
время
одними
из
самых
крупных
компаний
в
России
,
ока
-
зывающих
услуги
по
проведению
энергетических
обследований
и
реализации
мероприятий
в
области
энергосбережения
.
Обе
—
члены
саморегулируемой
организации
«
Союз
энергоаудиторов
и
энерго
-
сервисных
компаний
»,
созданной
ОАО
«
Холдинг
МРСК
».
Примечатель
-
но
,
что
при
сравнительной
новизне
энергосервисного
бизнеса
в
Рос
-
сии
в
«
ЭСКО
Тюменьэнерго
»
рабо
-
тают
более
ста
профессиональных
энергоаудиторов
,
прошедших
спе
-
циальную
профильную
подготовку
по
проведению
энергетических
обследований
в
соответствии
с
утверждёнными
образовательны
-
ми
программами
,
и
более
тысячи
специалистов
,
имеющих
удостове
-
рения
,
подтверждающие
допуск
к
работам
на
энер
-
гетических
установках
и
энергетическом
оборудо
-
вании
.
Кроме
того
,
экспер
-
ты
компании
первыми
в
России
прошли
сертифика
-
цию
по
проведению
энер
-
гоаудита
инвестиционного
уровня
и
реализации
энер
-
госервисных
контрактов
в
соответствии
с
между
-
народными
стандартами
измерения
и
верифика
-
ции
IPMVP (International
Performance Measurement
and Veri
fi
cation Protocol).
За
год
работы
ЭСКО
было
реализовано
более
600
проектов
по
энергоау
-
диту
,
накоплена
база
энер
-
гоэффективных
решений
для
бюджетного
сектора
и
промышленных
предприятий
.
Крупнейшим
проектом
для
«
ЭСКО
Тюменьэнерго
»
в
2011
году
стал
энергоаудит
зданий
органов
испол
-
нительной
власти
и
государственных
учреждений
Тюменской
области
.
Проведены
энергетические
обсле
-
дования
в
221
государственном
учреждении
,
энергоаудит
2873
объ
-
ектов
на
территории
Тюменской
области
—
администраций
муници
-
пальных
образований
,
школ
,
дет
-
ских
садов
,
больниц
,
спортивных
и
культурных
учреждений
и
т
.
д
.
Общая
площадь
обследуемых
зданий
соста
-
вила
более
1,8
млн
м
2
.
Результатом
стали
276
энергетических
паспор
-
тов
,
оформленных
в
соответствии
с
Приказом
Минэнерго
России
от
19.04.2010
г
.
№
182,
разработка
более
двух
с
половиной
тысяч
кон
-
кретных
мероприятий
и
рекоменда
-
ций
по
повышению
энергетической
эффективности
,
общий
экономиче
-
ский
эффект
от
реализации
которых
составит
свыше
82
млн
руб
.
Для
бюджетных
учреждений
это
серьёз
-
ная
экономия
.
Благодаря
реализа
-
ции
именно
этого
проекта
,
Тюмен
-
ская
область
стала
одним
из
первых
регионов
РФ
,
который
удовлетворя
-
ет
требованиям
федерального
зако
-
нодательства
об
энергосбережении
в
части
проведения
обязательного
энергетического
обследования
.
В
настоящий
момент
ЭСКО
про
-
водит
энергетические
обследова
-
ния
объектов
материнской
ком
-
пании
,
а
также
осуществляет
ряд
контрактов
с
муниципальными
об
-
разованиями
Тюменской
области
и
иных
регионов
Российской
Феде
-
рации
общим
объёмом
работ
более
1,5
млн
м
2
.
Свою
задачу
—
формиро
-
вание
рынка
качественных
услуг
по
проведению
энергоаудита
и
энерго
-
сервисных
контрактов
—
компания
выполняет
.
Но
,
проанализировав
опыт
участия
в
закупочных
проце
-
дурах
,
проводимых
государствен
-
ными
и
муниципальными
заказчи
-
ками
,
специалисты
ЭСКО
выявили
ряд
трудностей
,
с
которыми
сталки
-
ваются
энергосервисные
компании
и
которые
мешают
реализации
в
полном
объёме
проектов
по
энер
-
госбережению
.
Основными
заказчиками
услуг
ЭСКО
являются
организации
,
обя
-
занные
в
соответствии
с
Федераль
-
ным
законом
№
261
провести
у
себя
энергоаудит
.
Согласно
ФЗ
вы
-
деляется
шесть
групп
таких
органи
-
заций
:
государственные
и
муници
-
пальные
учреждения
,
предприятия
с
долей
государственного
участия
,
предприятия
,
осуществляющие
ре
-
гулируемые
виды
деятельности
,
а
также
те
,
кто
потребляет
теплоэнер
-
горесурсы
объёмом
более
чем
на
10
млн
руб
.
в
год
.
Однако
руково
-
дители
забывают
,
что
основной
за
-
дачей
закона
об
энергосбережении
является
не
получение
энергетиче
-
ского
паспорта
,
а
сокращение
по
-
требления
теплоэнергоресурсов
и
повышение
энергоёмкости
при
производстве
продукции
.
Низкая
48
СЕТИ РОССИИ
мотивация
и
недостаточная
компе
-
тенция
заказчиков
в
области
энер
-
госбережения
не
позволяет
сфор
-
мировать
техническое
задание
на
энергетический
аудит
,
по
итогам
которого
можно
было
бы
заключить
энергосервисный
контракт
со
сто
-
ронней
компанией
или
осуществить
энергосберегающие
мероприя
-
тия
собственными
силами
.
Так
,
на
практике
сложилась
ситуация
,
когда
государственный
заказчик
на
осно
-
вании
Федерального
закона
№
94-
ФЗ
допускает
к
работам
подрядчика
наименее
квалифицированного
,
но
предлагающего
более
низкую
цену
на
рынке
.
Поэтому
выходит
,
что
практически
применить
результа
-
ты
проведённого
обследования
не
представляется
возможным
ввиду
низкого
качества
оказанных
услуг
.
Компании
,
решившей
выйти
на
энергосервис
,
приходится
прово
-
дить
более
детальное
энергетиче
-
ское
обследование
,
которое
будет
иметь
необходимую
точность
изме
-
рений
и
верификацию
потенциала
энергосбережения
.
Система
из
-
мерений
и
верификации
является
одним
из
самых
важных
элементов
реализации
энергосберегающих
мероприятий
с
использованием
механизмов
энергосервисных
кон
-
трактов
.
В
рамках
исполнения
тако
-
го
контракта
энергосервисная
ком
-
пания
вкладывает
(
инвестирует
)
собственные
либо
привлечённые
средства
в
инвестиционный
проект
,
направленный
на
реализацию
ме
-
роприятий
по
повышению
эффек
-
тивности
использования
энергии
или
её
сбережение
.
Возврат
инве
-
стиций
и
выручка
энергосервисной
компании
находится
в
прямой
за
-
висимости
от
экономического
эф
-
фекта
сбережения
энергоресурсов
,
который
определяется
расчётным
путём
по
заранее
согласованной
методике
на
основании
измере
-
ний
.
Получается
,
что
подвергать
риску
собственные
инвестиции
не
хочется
никому
,
тогда
встаёт
со
-
вершенно
резонный
вопрос
: «
Для
чего
были
потрачены
средства
на
проведение
обязательного
энерго
-
аудита
?»
На
сегодняшний
день
на
терри
-
тории
РФ
зарегистрировано
114
са
-
морегулируемых
организаций
,
за
-
нимающихся
вопросами
энергоау
-
дита
.
По
идее
у
каждого
из
этих
не
-
коммерческих
партнёрств
должна
быть
разработана
и
стандартизиро
-
вана
своя
методология
проведения
энергетических
обследований
,
так
как
в
законодательстве
и
распоря
-
дительных
документах
Министер
-
ства
энергетики
РФ
даны
общие
положения
процесса
энергоаудита
.
По
факту
получается
,
что
материа
-
лы
,
полученные
в
результате
энер
-
гетических
обследований
,
крайне
проблематично
использовать
в
ин
-
вестиционных
целях
.
Уже
сейчас
можно
констатировать
,
что
у
боль
-
шинства
потребителей
первое
обя
-
зательное
энергетическое
обследо
-
вание
проводилось
исключительно
для
получения
энергетического
па
-
спорта
,
который
бы
удовлетворял
формальным
требованиям
приказа
№
182
Министерства
энергетики
РФ
.
Выход
видится
в
применении
единых
стандартов
к
проведению
энергетических
обследований
.
Так
,
при
осуществлении
обязательно
-
го
энергетического
обследования
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
и
ряда
госу
-
дарственных
и
муниципальных
за
-
казчиков
«
Энергосервисная
ком
-
пания
Тюменьэнерго
»
опиралась
на
международный
стандарт
про
-
ведения
измерений
и
верификации
IPMVP,
который
был
разработан
в
США
компанией
EVO
в
1994
году
.
На
тот
момент
национальный
ры
-
нок
энергосервисных
услуг
был
уже
достаточно
развит
и
готов
к
стандар
-
тизации
процессов
.
В
настоящий
момент
этот
протокол
переведён
на
основные
языки
мира
и
является
базовым
для
большинства
стран
,
развивающих
свой
потенциал
энер
-
госбережения
.
А
вот
на
русский
язык
протокол
был
переведён
только
в
2011
году
силами
«
ЭСКО
Тюмень
-
энерго
».
Теперь
этот
опыт
тиражиру
-
ется
в
НП
СРО
«
Союз
энергоаудито
-
ров
и
энергосервисных
компаний
»,
большинство
членов
которого
явля
-
ются
ЭСКО
и
созданы
в
дочерних
обществах
Холдинга
МРСК
.
Мате
-
риалы
,
полученные
по
результатам
энергетического
обследования
с
использованием
международных
стандартов
,
позволяют
сформиро
-
вать
реальные
энергосберегающие
и
инвестиционные
программы
с
обоснованными
затратами
и
ясны
-
ми
,
достижимыми
показате
-
лями
.
Приведение
процесса
энергоаудита
и
верифика
-
ции
потенциальной
эконо
-
мии
к
передовым
мировым
стандартам
позволит
в
пол
-
ной
мере
реализовать
воз
-
можности
развития
энер
-
госбережения
в
РФ
.
Если
правила
ведения
игры
ста
-
нут
едиными
для
зарождаю
-
щегося
рынка
энергосер
-
висных
услуг
,
то
можно
будет
говорить
о
формировании
энергоэффективной
модели
общества
,
в
котором
энер
-
госбережение
будет
не
от
-
чётом
на
бумаге
,
а
реально
ощутимым
экономическим
показателем
для
всех
обла
-
стей
жизнедеятельности
.
Оригинал статьи: Тернистый путь к светлому будущему
В течение двух лет, прошедших с момента провозглашения нового курса России на применение энергосберегающих технологий и эффективное потребление, утекло много благих намерений, часто так и не вылившихся в конкретные проекты. Выяснилось, что говорить об энергоэффективности и своей готовности к ней мало, необходимо внедрять новые технологии и просто переформатировать саму культуру потребления, как собственную, так и своих партнёров. Путь к энергоэффективному будущему, пусть и светлому, оказался тернист и сложен. Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано более пяти тысяч компаний, работающих в области энергосбережения, однако лишь единицы способны предлагать жизнеспособные энергоэффективные решения и готовы делиться опытом. Одна из таких компаний — ОАО «Тюменьэнерго».