Теория электрической передачи энергии на большие расстояния

Page 1
background image

125

№ 3 (6), май-июнь, 2011

К

стати

ранее

 

мы

 

С

.

Г

Егоро

-

ва

 

назвали

 

электротехни

-

ком

Этого

 

учёного

 

совет

-

ские

 

историографы

 

элек

-

тротехники

 

попросту

 

не

 

заметили

поэтому

к

 

сожалению

практически

 

нечего

 

сказать

 

о

 

нём

 

кроме

 

того

что

например

, 16 

января

 1898 

г

С

.

Г

Егоров

 

на

 

заседании

 

Метеороло

-

гического

 

комитета

 

Императорского

 

Русского

 

Географического

 

общества

 

прочитал

 

доклад

 «

Несколько

 

замеча

-

ний

 

о

 

современных

 

задачах

 

метео

-

рологии

 

и

 

земного

 

магнетизма

». 

Вы

-

ходит

что

 

этот

 

учёный

 

был

 

не

 

только

 

электротехником

но

 

и

 

естествоиспы

-

тателем

.

Теория электрической 

передачи энергии 

на большие расстояния

В этом очерке мы коснёмся, как и было ранее обещано, теоретического развития 
основ электрической передачи энергии на большие расстояния в 1880-х годах. И опи-
раться будем на две большие работы, опубликованные в журнале «Электричество»: 
уже упоминавшуюся статью Д.А. Лачинова «Электромеханическая работа» (1880 г.) и 
публикацию С.Г. Егорова «Передача работы электрическим током» (1884 г.)

Михаил КЛАССОН

Для

 

начала

 

попытаемся

 

найти

 

ис

-

токи

 

возникшей

 

потребности

 — 

пере

-

давать

 

электроэнергию

 

на

 

большие

 

расстояния

И

 

поможет

 

нам

 

в

 

этом

 

книга

 

забытого

 

сейчас

 

популяриза

-

тора

 

электротехники

 

Марка

 

Оскаро

-

вича

 

Каменецкого

  «

Первые

 

русские

 

электростанции

» (

Госэнергоиздат

М

.-

Л

., 1951).

Вот

 

как

 

последний

 

обрисовывал

 

технические

 

основы

 

централизации

 

производства

 

электроэнергии

  (

отку

-

да

 

закономерно

 

следовала

 

необхо

-

димость

 

её

 

передачи

).

На

 

рубеже

 

восьмидесятых

 

годов

 

были

 

созданы

 

технические

 

предпо

-

сылки

 

для

 

распределения

 

электриче

-

ской

 

энергии

Такими

 

предпосылка

-

ми

 

явились

: 1) 

отделение

 

производ

-

ства

 

электрической

 

энергии

 

от

 

её

 

по

-

требления

что

 

практически

 

открыва

-

ло

 

широкие

 

возможности

 

устройства

 

электрического

 

освещения

и

 2) 

раз

-

работка

 

теоретических

 

основ

 

элек

-

тротехники

 

и

в

 

частности

теории

 

пе

-

редачи

 

электрической

 

энергии

.

В

 

создании

 

обеих

 

этих

 

предпосы

-

лок

 

исходные

 

позиции

 

принадлежат

 

русской

 

электротехнической

 

мысли

Разделение

 

производства

 

и

 

потре

-

бления

 

электрической

 

энергии

 

было

 

осуществлено

 

русскими

 

техниками

-

новаторами

 

Александром

 

Николае

-

вичем

 

Лодыгиным

 

и

 

Павлом

 

Нико

-

лаевичем

 

Яблочковым

По

 

истори

-

ческим

 

условиям

 

оно

 

относилось

 

к

 

электрическому

 

освещению

 

и

 

по

-

лучило

 

название

  «

разделения

» 

или

 

«

дробления

» 

электрического

 

света

<…> 

Что

 

же

 

понималось

 

в

 

то

 

вре

-

мя

 

под

 «

дроблением

 

электрического

 

света

», 

в

 

каком

 

состоянии

 

была

 

те

-

ория

 

электропередачи

 

и

 

что

 

сдела

-

ли

 

для

 

развития

 

этих

 

вопросов

 

наши

 

соотечественники

?

Задача

 

дробления

 

электрическо

-

го

 

света

 

заключалась

 

в

 

осуществле

-

нии

 

возможности

 

одновременного

 

приключения

 

многих

 

мелких

 

источ

-

ников

 

света

 

к

 

одному

 

относительно

 

мощному

 

источнику

 

энергии

  (

элек

-

трической

 

машине

). 

Для

 

обоих

 

воз

-

можных

 

методов

 

получения

 

св

ета

 

при

 

помощи

 

электрического

 

тока

 — 

метода

 

использования

 

теплового

 

из

-

лучения

 

твёрдого

 

тела

 

накала

 

и

 

ме

-

тода

 

использования

 

свечения

 

в

 

га

-

зовой

 

среде

 — 

решение

 

задачи

 

дро

-

бления

 

света

 

долго

 

не

 

удавалось

До

 

разделения

 

электрического

 

света

 

применение

 

электрической

 

энергии

 

не

 

имело

 

сколько

-

нибудь

 

широкого

 

распространения

.

Подлинно

 

техническое

 

исполь

-

зование

 

электричества

 

было

 

невоз

-

можно

 

из

-

за

 

отсутствия

 

способов

 

рас

-

пределения

 

токов

Задача

 

дробления

 

электрического

 

света

 

в

 

узком

 

её

 

по

-

нимании

 

была

 

решена

 

применитель

-

но

 

к

 

обоим

 

методам

 

электрическо

-

го

 

освещения

 

почти

 

одновременно

 

А

.

Н

Лодыгиным

 

и

 

П

.

Н

Яблочковым

.


Page 2
background image

126

ПУТЕШЕСТВИЕ 

В ПРОШЛОЕ

Решение

 

А

.

Н

Лодыгина

 

заключа

-

лось

 

в

 

том

что

 

ему

 

удалось

 

в

 1873 

г

построить

 

достаточно

 

долговечное

по

 

понятиям

 

того

 

времени

тело

 

на

-

кала

 

в

 

виде

 

двух

 

угольных

 

стержень

-

ков

помещённых

 

в

 

стеклянный

 

бал

-

лон

из

 

которого

 

выкачивался

 

воздух

Это

 

решение

 

обеспечивало

 

простое

 

решение

 «

дробления

 

света

» — 

парал

-

лельное

 

включение

 

ламп

 

различной

 

мощности

рассчитанных

 

на

 

одну

 

и

 

ту

 

же

 

разность

 

потенциалов

созда

-

ваемую

 

генератором

 

электрической

 

энергии

.

Впервые

 

Лодыгин

 

демонстриро

-

вал

 

изобретённую

 

им

 

систему

 

осве

-

щения

 

в

 

Петербурге

 

в

 

Технологиче

-

ском

 

институте

 

в

 

августе

 1873 

г

и

 

несколько

 

позже

 

в

 

установках

 

элек

-

трического

 

освещения

 

в

 

Галерной

 

Гавани

 

и

 

на

 

Песках

.

В

 

своем

 

заявлении

 

Петербург

-

ской

 

Академии

 

наук

послужившем

 

основанием

 

для

 

присуждения

 

ею

 

в

 

декабре

 1874 

г

А

.

Н

Лодыгину

 

ломо

-

носовской

 

премии

 

в

 

размере

 1 000 

руб

., 

академик

 

Г

.

И

Вильд

 

писал

что

 

со

 

времени

 

появления

 

динамома

-

шины

  «

получили

 

особое

 

значение

 

старания

 

придать

 

электрическому

 

свету

 

большую

 

ровность

 

и

 

достигать

 

возможности

 

разделить

 

его

 

по

 

про

-

изволу

 

на

 

несколько

 

менее

 

ярких

 

точек

В

 

этом

 

направлении

 

сделано

 

уже

 

немало

 

попыток

но

 

они

 

были

 

до

 

сих

 

пор

 

безрезультатными

. <…> 

Ло

-

дыгину

 

удалось

… <…> …

открыть

 

путь

 

к

 

такому

 

общему

 

применению

 

элек

-

трического

 

света

которое

по

 

всей

 

вероятности

приведёт

 

к

 

совершен

-

ному

 

перевороту

 

в

 

системе

 

освеще

-

ния

». 

Вильд

 

рекомендовал

 

Академии

 

наук

 

признать

, «

что

 

Лодыгин

 

своим

 

открытием

 

решил

 

возможно

 

про

-

стейшим

 

способом

 

важную

 

задачу

 

разделения

 

электрического

 

света

».

Решение

 

задачи

 

дробления

 

све

-

та

 

П

.

Н

Яблочковым

 

носило

 

гораздо

 

более

 

развёрнутый

чем

 

в

 

решении

 

А

.

Н

Лодыгина

характер

 

и

 

заключа

-

ло

 

в

 

себе

 

три

 

различных

 

способа

.

Разделение

 

электрического

 

све

-

та

 

П

.

Н

Яблочков

 

осуществил

 

в

 

следу

-

ющих

 

вариантах

: 1) 

последователь

-

ное

 

включение

 

нескольких

 

свечей

 

в

 

цепь

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

источника

 

тока

ставшее

 

возможным

 

после

 

того

как

 

Яблочков

 

сумел

 

удалить

 

механизм

 

(

регулятор

из

 

дуговой

 

лампы

Это

 

ре

-

шение

 

имело

 

ограниченный

 

харак

-

тер

 

и

подобно

 

системе

 

Лодыгина

не

 

выходило

 

за

 

пределы

 

узко

 

осветитель

-

ной

 

задачи

; 2) 

присоединение

 

отдель

-

ных

 

свечей

 

или

 

групп

 

свечей

 

через

 

конденсатор

 (

лейденскую

 

банку

). 

Это

 

решение

 

представляло

 

собой

 

разра

-

ботку

 

схемы

 

цепи

 

переменного

 

тока

 

с

 

емкостным

 

сопротивлением

; 3) 

пи

-

тание

 

отдельных

 

свечей

 

или

 

групп

 

свечей

 

от

 

индуктивных

 

катушек

Этот

 

вариант

 

представлял

 

наиболее

 

пол

-

ноценное

 

решение

 

задачи

посколь

-

ку

 

разделение

 

генерации

 

и

 

потребле

-

ния

 

электрической

 

энергии

 

осущест

-

влялось

 

в

 

нём

 

в

 

наиболее

 

перспек

-

тивном

 

виде

.

Уже

 

в

 

первых

 

экспериментах

 

Яблочкову

 

удалось

 

добиться

 

разделе

-

ния

 

электрической

 

энергии

 

от

 

одной

 

машины

 

на

 

очень

 

значительное

 

число

 

осветительных

 

точек

В

 

сво

-

ём

 

сообщении

 

физическому

 

обще

-

ству

 

при

 

Петербургском

 

университе

-

те

 

Яблочков

 

в

 

начале

 1877 

г

писал

«

Посылаю

 

вам

 4 

моих

 

свечи

 

для

 

ра

-

боты

 

с

 

машиной

 

Альянс

одну

 

с

 

угля

-

ми

 

в

 8 

мм

 

диаметром

одну

 — 

в

 7 

мм

 

и

 

две

 — 

в

 6 

мм

последние

 

можно

 

по

-

ставить

 

обе

 

сразу

 

в

 

цепи

если

 

ма

-

шина

 

имеет

 

довольно

 

напряжения

Делая

 

свечи

 

меньшего

 

диаметра

 

и

 

ставя

 

машину

 

всю

 

в

 

напряжение

я

 

жгу

 

по

 6 

свечей

Для

 

всех

 

моих

 

опы

-

тов

 

я

 

предпочитаю

 

машины

 

с

 

пере

-

менным

 

током

с

 

машинами

 

этой

 

си

-

стемы

 

при

 

особом

 

приспособлении

 

я

 

имею

 

возможность

 

получить

 

прак

-

тически

 

до

 

восьмидесяти

 

светящих

-

ся

 

точек

 

с

 

одной

 

машины

».

Решение

 

задачи

 

разделения

 

электрического

 

света

 

в

 

его

 

расши

-

ренном

 

понимании

как

 

разделе

-

ния

 

источника

 (

генератора

и

 

потре

-

бителя

 

электроэнергии

обусловило

 

появление

 

связывающего

 

их

 

ново

-

го

 

технического

 

агента

 — 

электриче

-

ской

 

сети

 —  

и

 

ввело

 

новый

 

процесс

 

в

 

применении

 

электрической

 

энер

-

гии

 — 

её

 

передачу

.

Наиболее

 

всеобщий

 

характер

 

имело

как

 

выше

 

отмечено

, «

раз

-

деление

 

света

» 

посредством

 

индук

-

тивных

 

катушек

запатентованных

 

П

.

Н

Яблочковым

 30 

ноября

 1876 

г

<…> 

В

 

свою

 

новую

 

систему

 

распре

-

деления

 

Яблочков

 

внёс

 

новое

 

ка

-

чество

в

 

оснащённой

 

индуктивны

-

ми

 

катушками

 — 

трансформатора

-

ми

 — 

сети

 

происходил

 

не

 

только

 

про

-

цесс

 

транспортирования

 

энергии

но

 

и

 

процесс

 

её

 

трансформации

Реше

-

ние

 

задачи

 

дробления

 

электроэнер

-

гии

 

посредством

 

индуктивных

 

кату

-

шек

осуществлявших

 

возможность

 

её

 

трансформации

выходило

 

из

 

узких

 

рамок

 

области

 

электрического

 

освещения

Его

 

историческое

 

значе

-

ние

 

было

 

очень

 

велико

С

 

этого

 

вре

-

мени

 

начинается

 

самостоятельное

 

развитие

 

электрического

 

генерато

-

ра

не

 

ограничиваемое

 

параметра

-

ми

 

электрического

 

источника

 

света

Система

 

распределения

 

переменных

 

токов

 

при

 

посредстве

 

трансформа

-

торов

 (

индуктивных

 

катушек

П

.

Н

Яблочкова

.


Page 3
background image

127

№ 3 (6), май-июнь, 2011

С

 

этого

 

времени

 

электрический

 

гене

-

ратор

 

перестал

 

быть

 

исключительно

 

«

световой

 

машиной

».

<…> 

Таким

 

образом

в

 

конце

 

1870-

х

 

годов

 

русские

 

новаторы

 

су

-

мели

 

разделить

 

процесс

 

применения

 

электрической

 

энергии

 

на

 

три

 

зве

-

на

производство

передача

 

и

 

приме

-

нение

Вследствие

 

этого

 

разделения

 

была

 

создана

 

необходимая

 

предпо

-

сылка

 

разрешения

 

проблемы

 

пере

-

дачи

 

и

 

распределения

 

электрической

 

энергии

получившей

 

своё

 

реальное

 

очертание

.

Итак

каковы

 

же

 

были

 

теорети

-

ческие

 

наработки

 

Д

.

А

Лачинова

 

и

 

С

.

Г

Егорова

  (

вызванные

 

практиче

-

ской

 

потребностью

 

в

 

передаче

 

элек

-

троэнергии

 

на

 

расстояние

)? 

В

 

нача

-

ле

 

своей

 

фундаментальной

 

статьи

 

«

Электромеханическая

 

работа

», 

пу

-

бликовавшейся

 

почти

 

в

 

течение

 

все

-

го

 1880 

года

Д

.

А

Лачинов

 

подводил

 

такую

 

базу

 

под

 

перспективы

 

электри

-

ческой

 

передачи

:

Прилагая

 

паровую

  (

или

 

всякую

 

другую

силу

 

к

 

динамо

-

электрической

 

машине

мы

 

получим

 

её

 

почти

 

всю

в

 

форме

 

гальванического

 

тока

кото

-

рый

 

будет

 

обходиться

таким

 

обра

-

зом

с

 

лишком

 

в

 

двадцать

 

раз

 

дешев

-

ле

 

обыкновенного

  (

гидроэлектриче

-

ского

2

). 

Ничем

 

не

 

отличаясь

 

по

 

каче

-

ствам

 

от

 

этого

 

последнего

он

 

может

 

с

 

огромною

 

выгодою

 

заменить

 

его

 

во

 

всех

 

технических

 

применениях

как

 

то

в

 

электрическом

 

освещении

галь

-

ванопластике

телеграфии

 

и

нако

-

нец

в

 

электродвижении

.

В

 

этом

 

последнем

наиболее

 

инте

-

ресном

 

случае

вопрос

 

приобретает

 

особую

довольно

 

оригинальную

 

фор

-

му

в

 

одном

 

пункте

 

мы

 

пользуемся

 

паровой

 (

или

 

какой

-

либо

 

иной

силой

 

для

 

вращения

 

динамо

-

электрической

 

машины

и

 

полученный

 

таким

 

обра

-

зом

 

ток

 

проводим

 

посредством

 

про

-

волок

 

в

 

другой

более

 

или

 

менее

 

уда

-

лённый

 

пункт

где

 

заставляем

 

его

 

дей

-

ствовать

 

на

 

машину

 

Сименса

 

или

 

Грамма

которая

наконец

и

 

произво

-

дит

 

требуемую

 

механическую

 

рабо

-

ту

Электродвижение

 

является

 

здесь

следовательно

в

 

форме

 

передачи

 

механической

 

работы

 

посредством

 

электричества

Предполагая

что

 

обе

 

машины

 

поставлены

 

в

 

весьма

 

выгод

-

ные

 

условия

3

мы

 

приходим

 

к

 

заклю

-

чению

что

 

таким

 

способом

 

будет

 

пе

-

редаваться

 

до

 80% 

первоначальной

 

работы

 

двигателя

При

 

обыкновен

-

ных

 

условиях

когда

 

мы

 

не

 

стараемся

 

о

 

наилучшем

 

устройстве

 

и

 

о

 

наивы

-

годнейшей

 

скорости

 

машин

можно

 

всё

-

таки

 

допустить

что

 

посредством

 

электричества

 

мы

 

передадим

 

на

 

зна

-

чительное

 

расстояние

по

 

крайней

 

мере

половину

 

работы

 

двигателя

.

С

 

первого

 

взгляда

 

такой

 

резуль

-

тат

 

не

 

представляется

 

особенно

 

вы

-

годным

но

при

 

ближайшем

 

рассмо

-

трении

электрическая

 

передача

 

ока

-

зывается

во

 

многих

 

случаях

весьма

 

удобной

 

и

 

экономной

и

 

ей

 

предстоит

по

-

видимому

играть

 

весьма

 

важную

 

роль

 

в

 

промышленности

в

 

особенно

-

сти

 

на

 

больших

 

фабриках

 

и

 

на

 

желез

-

ных

 

дорогах

для

 

движения

 

поездов

.

Чтобы

 

передавать

 

механическую

 

силу

 

разнообразным

 

механизмам

 

обширной

 

фабрики

существует

 

два

 

способа

Можно

 

или

 

установить

 

мно

-

го

 

маленьких

 

паровых

 

машин

при

-

водящих

 

в

 

движение

 

отдельные

 

стан

-

ки

 (

или

 

небольшие

 

отделения

 

фабри

-

ки

), 

или

 

построить

 

одну

 

центральную

 

паровую

 

машину

от

 

которой

 

переда

-

вать

 

работу

 

во

 

все

 

стороны

 

посред

-

ством

 

валов

бесконечных

 

ремней

 

и

 

канатов

4

Первый

 

способ

 

невыго

-

ден

потому

 

что

 

содержание

 

малень

-

ких

 

двигателей

 

обходится

 

приблизи

-

тельно

 

вчетверо

 

дороже

чем

 

боль

-

ших

второй

 

же

 

способ

 — 

потому

 

что

 

самые

 

органы

 

передачи

  (

ремни

зубчатые

 

зацепления

 

и

 

канат

погло

-

щают

 

громадное

 

количество

 

работы

Электрическая

 

передача

 

будет

 

не

 

только

 

проще

 

и

 

экономнее

но

 

ещё

 

значительно

 

сбережёт

 

пространство

так

 

как

 

металлические

 

проводы

 

мо

-

гут

 

быть

 

изогнуты

 

как

 

угодно

В

 

слу

-

чае

 

надобности

 

их

 

можно

 

провести

 

под

 

полом

или

 

по

 

стенам

на

 

манер

 

газовых

 

труб

.

Перед

 

тем

как

 

перейти

 

непосред

-

ственно

 

к

 

теории

 

передачи

 

электро

-

энергии

Д

.

А

Лачинов

 

вынужден

 

был

 

обрисовать

 

те

 

электрические

 

маши

-

ны

которые

 

были

 

наиболее

 

перспек

-

тивны

 

для

 

этого

:

Прежде

 

чем

 

приступим

 

к

 

теоре

-

тическим

 

выводам

изложим

 

те

 

усло

-

вия

которым

 

должны

 

удовлетворять

 

электродвигатели

для

 

того

 

чтобы

 

они

 

могли

 

давать

 

хорошие

 

результаты

 

и

 

чтобы

 

теория

 

могла

 

быть

 

применена

 

к

 

ним

 

в

 

наиболее

 

простой

 

её

 

форме

.

Для

 

этого

 

необходимо

чтобы

 

дей

-

ствие

 

тока

 

на

 

подвижную

 

часть

 

ма

-

шины

 

не

 

изменялось

 

во

 

время

 

пол

-

ного

 

оборота

т

.

е

чтобы

 

во

 

всяком

 

положении

 

момент

 

вращения

 

был

 

по

-

стоянен

Машины

 

старых

 

систем

 (

до

 

Грамма

не

 

выполняли

 

этого

 

важного

 

условия

 — 

они

в

 

известных

 

положени

-

ях

сильно

 

рвались

 

вперед

в

 

других

 — 

почти

 

совсем

 

не

 

шли

Подобные

 

ма

-

шины

вообще

 

говоря

неэкономич

-

ны

потому

 

что

 

если

 

мы

 

удовлетворим

 

условия

 

наивыгоднейшей

 

работы

 

для

 

известного

 

положения

 

машины

то

 

для

 

остальных

 

положений

 

эти

 

условия

 

не

 

будут

 

выполнены

Поэтому

 

мы

 

бу

-

дем

 

рассматривать

 

только

 

машины

 

граммова

 

типа

5

которые

 

одни

 

могут

 

рассчитывать

 

на

 

практический

 

успех

между

 

тем

 

как

 

все

 

прежние

 

электро

-

двигатели

 

представляют

 

в

 

настоящее

 

время

 

лишь

 

исторический

 

интерес

.

Мы

 

будем

 

предполагать

что

 

рас

-

сматриваемая

 

машина

 

состоит

 

из

 

неподвижной

 

части

 (

магнитов

и

 

под

-

вижной

 (

катушки

). 

На

 

этой

 

последней

 

должно

 

находиться

 

не

 

менее

 

пятиде

-

сяти

 

или

 

ста

 

обводов

 

проволоки

для

 

того

 

чтобы

 

она

 

могла

 

выполнить

 

по

-

ставленное

 

выше

 

условие

 

постоян

-

ства

 

вращательного

 

момента

6

.

Далее

 

Д

.

А

Лачинов

 

напоминал

 

«

теоретические

 

принципы

на

 

кото

-

рых

 

основана

 

теория

 

электродвига

-

телей

» (

опираясь

 

при

 

этом

 

на

 

зако

-

ны

 

Ома

 

и

 

Джоуля

-

Ленца

). 

Но

 

мы

 

про

-

пустим

 

их

 

изложение

 

и

 

в

 

продолже

-

нии

 

этого

 

очерка

 

сразу

 

перейдём

 

к

 

теории

 

электрической

 

передачи

раз

-

работанной

 

Д

.

А

Лачиновым

 

и

 

чуть

 

позднее

 — 

С

.

Г

Егоровым

  (

с

 

мини

-

мальными

 

пояснениями

 

в

 

отноше

-

нии

 «

теории

 

электродвигателей

»).

(

Продолжение

 

следует

)

1

 

За

 

исключением

 

той

 

части

которая

 

пойдёт

 

на

 

преодоление

 

вредных

 

сопротивлений

. (

Прим

Д

.

А

Лачинова

).

2

 

Т

.

е

получаемого

 

из

 «

жидкого

» 

гальванического

 

элемента

. (

Прим

М

.

И

Классона

).

3

 

Ниже

в

 

теоретической

 

части

 

этой

 

статьи

будут

 

выведены

 

наивыгоднейшие

 

условия

. (

Прим

Д

.

А

Лачинова

).

4

 

Здесь

 

речь

 

идет

 

о

 

механических

 

передачах

 

с

 «

бесконечным

» 

элементом

 

передачи

 

силы

. (

Прим

М

.

И

Классона

).

Сюда

 

относятся

 

машины

 

Грамма

Сименса

Эдисона

Шуккерта

 

и

 

подобные

 

им

. (

Прим

Д

.

А

Лачинова

).

6

 

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

динамо

-

электрических

 

машинах

 

устраивают

 

обыкновенно

 

около

 60 

секций

из

 

которых

 

каждая

 

состоит

 

из

 

многих

 

обводов

 

изолированной

 

проволоки

. (

Прим

Д

.

А

Лачинова

).


Оригинал статьи: Теория электрической передачи энергии на большие расстояния

Читать онлайн

В этом очерке мы коснёмся, как и было ранее обещано, теоретического развития основ электрической передачи энергии на большие расстояния в 1880-х годах. И опираться будем на две большие работы, опубликованные в журнале «Электричество»: уже упоминавшуюся статью Д.А. Лачинова «Электромеханическая работа» (1880 г.) и публикацию С.Г. Егорова «Передача работы электрическим током» (1884 г.)

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»