

«КАБЕЛЬ-news», № 10, 2010
52
На связи с читателем
ÊÀÁÅËÜÍÛÉ ÔÎÐÓÌ
cherry:
В сентябрьском выпу-
ске «КАБЕЛЬ-news» есть статья
Виталия Шабанова, инженера-
энергетика цеха сетей и подстан-
ций Уральского электрохимиче-
ского комбината, «Профилактика
повреждений кабельных линий»
(с. 54—55). И там совершенно
потрясающие фразы. Цитирую:
«...положительные результаты
испытаний кабельных линий
(КЛ) повышенным напряже-
нием отнюдь не гарантируют
последующую безаварийную
работу КЛ. Были случаи, что по-
сле успешных испытаний повы-
шенным напряжением кабель-
ных линий случался выход из
строя в ближайшие после этого
месяцы, и даже дни».
И еще:
«Жила, изображенная
на рис. 1, профилактические
высоковольтные испытания
выдержала, дефект развивался
только под рабочим напряже-
нием (6—10 кВ)».
Òåîðèÿ è ïðàêòèêà -
äâå áîëüøèå ðàçíèöû
Редакция журнала «КАБЕЛЬ-news» предлагает вашему вниманию дискуссию, развернувшуюся
на интернет-страницах портала RusCable.Ru в разделе «Кабельный форум». Цепочка обсуждений
публикуется с минимальной редакторской правкой для сохранения ценности исходного материала.
Также без изменений перенесен НИК каждого участника диалога.
За комментарием к опубликованным сообщениям мы обратились к референту директора по раз-
витию технологий кабельно-проводниковой продукции ЗАО «Завод Москабель» Наталье Геннадьев-
не Голыниной. Комментарий в приведенном тексте выделен и находится под заголовком «Мнение
специалиста».
Затем идет развитие ползу-
щих разрядов, которые охва-
тывают всю внешнюю поверх-
ность фазной изоляции гильзы
(рис. 2). ...Пробой может разви-
ваться несколько месяцев.
А ведь мы, кабельщики, могли бы
кое-что придумать для своевремен-
ной диагностики таких аварий.
vadimTFK:
Уже придумано: не-
разрушающие методы диагности-
ки, измерение уровня частотных
разрядов (ЧР) и т.д.
А бывают случаи, когда ис-
пытывают КЛ после выполнения
«вставки» — и стреляет другая
муфта (или кабель в другом ме-
сте) по линии... потом ищут, дела-
ют новую вставку и так далее.
cherry:
Я имел в виду непре-
рывную диагностику развиваю-
щихся дефектов (ползучих разря-
дов) на работающей КЛ.
vadimTFK:
Ага... ну, умные
«иппонцы» у себя на некоторых
высоковольтных КЛ в корпусах
соединительных муфт специаль-
ные датчики закладывали для
контроля уровня ЧР, так сказать,
онлайн. Но эта штука для линий
6—35 кВ «чуть-чуть» дороговата.
Была статья на эту тему с
описаниями, не поверите — не-
сколько дней назад устанавливал
(рис. 3)...
Рис. 1. Развитие ползущего пробоя фазной изоляции
Рис. 2. Ползущий разряд соединительной муфты
в заключительной стадии

«КАБЕЛЬ-news», № 10, 2010
53
На связи с читателем
ÊÀÁÅËÜÍÛÉ ÔÎÐÓÌ
vadimTFK:
В статье В. Шаба-
нова меня заинтересовала фраза:
«Сначала развиваются частич-
ные разряды на краю наружных
участков соединительной гиль-
зы фазной изоляции». Если пра-
вильно понял — на краях гильзы.
Было бы интересно посмотреть на
«вскрытие».
Zhitel:
Дипломную работу де-
лал по теме «Контроль изоляции
устройств электроснабжения» в
привязке к железным дорогам.
Кабелей не касался, но было ин-
тересно заниматься этой темой...
Основная часть работы — кон-
троль состояния изоляторов кон-
тактной подвески в движении из
вагона-лаборатории.
Эх, правда интересно было.
Работать по специальности, увы,
не сложилось, хотя очень хоте-
лось... Спасибо, что поднимаете
обсуждение таких тем.
Пардон за офф-топ.
vadimTFK:
Пригласить бы Ви-
талия Шабанова на форум на диа-
лог... Позадавали бы вопросов.
Екатерина Гусева:
Ваше же-
лание исполнено! Виталий Ана-
тольевич Шабанов, автор статьи
«Профилактика повреждений ка-
бельных линий» из сентябрьского
выпуска «КАБЕЛЬ-news», в бли-
жайшее время появится на фо-
руме и ответит на интересующие
вас вопросы.
V.Shabanov:
Всегда готов к
общению!
cherry:
Виталий!
1. Нельзя ли показать здесь, на
форуме, покрупнее те картин-
ки, что в журнале? Чтобы уви-
деть те детали и дефекты, о
которых пишете.
2. Из статьи можно сделать вы-
вод, что в распоряжении энер-
гетиков нет средств своевре-
менного (раннего) обнаружения
ползущих разрядов. Это так?
3. Судя по тексту, такие разря-
ды возникают в течение дли-
тельной выдержки кабельных
линий и особенно их соедине-
ний (муфт). Они не возникают,
если просто подать на линию
большое перенапряжение в
процессе (кратковременных)
регламентных работ и перио-
дических испытаний?
4. Есть ли теория возникновения
таких разрядов?
V.Shabanov:
1. Фотографии в ближайшее вре-
мя выложу.
2. Предлагаемые средства не-
разрушающего контроля, ко-
торые разрабатываются в на-
стоящее время: измерение ЧР
(причем после, с возможно-
стью измерения расстояния до
места наиболее интенсивных
разрядов), метод возвратно-
го напряжения и др. Они не
всегда надежны и позволяют
выявить место конкретного де-
фекта лишь в частных случаях
(это подтверждается словами
одного из разработчиков ме-
тода измерения ЧР из Перми).
Большинство разрабатывае-
мых методов вообще произво-
дят оценку состояния изоляции
всего кабеля и не могут диаг-
ностировать конкретное ме-
сто. Видимо, именно поэтому в
нормативные документы кро-
ме высоковольтных испытаний
кабелей не включаются другие
методы.
3.
Такие разряды возникают и
при рабочем напряжении, и
при профилактических испы-
таниях. Только при профилак-
тических испытаниях, так как к
КЛ прикладывается повышен-
ное напряжение (для кабелей
6—10 кВ — шестикратное вы-
прямленное в течение 5 ми-
нут), такой разряд развивается
быстрее, чем при рабочем на-
пряжении, но времени прило-
жения напряжения не всегда
достаточно, чтобы разряд раз-
вился до полного пробоя.
4.
Теория развития ползущих
пробоев изложена в большин-
стве книжек по технике высо-
ких напряжений (ТВН).
vadimTFK:
Есть мнение, что
в странах СНГ данная методика
(ЧР, рис. 4) не развита по про-
стой причине: по «буржуйской»
классификации есть два типа экс-
плуатации: первый тип — EBM
(Event Based Maintenance) — по-
простому, стрельнуло — побе-
жали искать и ремонтировать.
Второй тип CBM (Condition Based
Maintenance) — оценка состояния
линии, если необходимо — пла-
новый ремонт, дабы не довести
линию до аварийных отключений.
В наших сетях, к сожалению,
первый тип: «Пока гром не гря-
нет — мужик не перекрестится».
В сетях западных энергоком-
паний — второй тип. Принято счи-
тать, что он экономически более
выгоден. Поэтому на Западе су-
ществует бОльший опыт в сфере
диагностики кабельных линий.
К примеру, установки фирмы
Seba позволяют с большой точ-
ностью определить проблемные
участки КЛ. Также есть методы
диагностики без отключения КЛ
конкретно кабельных муфт по-
средством специальных щупов
(так понимаю — акустика), напри-
мер LDIC.
К сожалению, отечественным
разработчикам пока нечем похва-
статься.
Рис. 3. Установка датчика
уровня ЧР на высоковольтную
соединительную муфту

«КАБЕЛЬ-news», № 10, 2010
54
На связи с читателем
ÊÀÁÅËÜÍÛÉ ÔÎÐÓÌ
Вот, собственно, «добрый
доктор Айболит» ставит диагноз
«больной» муфте (рис. 5).
Есть много работ по диагно-
стике кабельных линий OWTS-
установками, в т.ч. дефектов
муфт (см. рис. 6), единственное —
все на иностранном языке.
V.Shabanov:
Конечно, такие
методы, как измерение уровня ЧР
с последующим измерением рас-
стояния до проблемного места,
штука хорошая, только пока она
ближайшей возможности, в) нор-
мальное состояние (зеленый уро-
вень) — линия в полном порядке и
не требует ремонта.
Лучшее средство от болезни
— профилактика.
V.Shabanov:
2. В идеале при возникновении
проблемного места необходим
ремонт, а это не всегда возможно
и связано с тем, что на трассе КЛ
необходимо ткнуть пальцем, где
копать, а без применения топогра-
фических методов, которые пред-
полагают создание в таком месте
пробоя изоляции, это невозмож-
но. Либо необходимо иметь очень
не всегда применима на практике
по следующим причинам.
1. При возникновении ЧР не
всегда это место выходит из строя
в ближайшее время, а кабель с
таким местом может простоять
еще год-два.
vadimTFK:
Согласен, здесь
присутствуют определенные
сложности, но никто и не говорит,
что нужно тут же гнать ОВБ на
проблемный участок. При нали-
чии четкой методики можно оце-
нить состояние КЛ как: а) критич-
ное (красный уровень) — требует
неотложного ремонта; б) проблем-
ное (желтый уровень) — взять на
заметку, выполнить ремонт при
Рис. 4. Пример вывода результатов измерения ЧР
точные паспорта КЛ с привязками
к местности, что в наших услови-
ях является утопией.
vadimTFK:
Здесь согласен...
От прожига тяжело избавиться...
А как же быть с КЛ, выполнен-
ных кабелем с изоляцией из СПЭ,
прожиг на которых запрещен?
У буржуев есть методика ОМП
без прожига, единственное, не
уверен, применима ли она к кабе-
лям с бумажно-пропитанной изо-
ляцией.
Кстати, о топопривязках. В
этом плане есть интересная шту-
ка — программируемые автоном-
ные маркеры КЛ (колобки)... Если
мне память не изменяет, в Мо-
Рис. 5
Рис. 6

«КАБЕЛЬ-news», № 10, 2010
55
На связи с читателем
ÊÀÁÅËÜÍÛÉ ÔÎÐÓÌ
скве уже дошло до применения
на ВВ КЛ. Установить по линии с
интервалом 10—20 м (и над каж-
дой муфтой) — в их память может
быть занесена любая информа-
ция — номер КЛ, адрес, кому при-
надлежит и т.д. Но опять же во-
просы финансового характера.
V.Shabanov:
Поэтому самым
достоверным методом контроля
остается подача испытательного
напряжения с разрушением изо-
ляции.
vadimTFK:
По Вашим же сло-
вам, дефектные муфты ВВ ис-
пытания прошли, а периодично
«давить» КЛ испытательным на-
пряжением для выявления разви-
вающихся дефектов — это не очень
хорошо. Испытали сегодня —
не стрельнуло, а по «закону бу-
терброда» стрельнет в самый не-
подходящий момент.
Обязательно до такого дово-
дить? (рис. 7.)
Zhitel:
То, что самый досто-
верный способ, — подача испы-
тательного напряжения, это по-
нятно. Однако в случае наличия
системы мониторинга получае-
мые данные могут быть исполь-
зованы как основание для вне-
плановых профилактических
испытаний КЛ повышенным
напряжением с последующим
ремонтом в конкретном месте
в случае возникновения про-
боя.
Т.е. необходимость периоди-
ческих плановых испытаний фак-
тически отпадает при наличии си-
стемы мониторинга.
Когда мы интересуемся, почему в Европе в отличие от России
низкая дефектность кабельных линий, то должны понимать, что пе-
риодичность проверки кабельных линий в европейских странах по-
зволяет своевременно выявлять дефекты и изменения. Например,
в Германии, Италии установлены нормативы по уровню частичных
разрядов в кабельной линии при профилактическом испытании.
Норматив уровня частичных разрядов, характеризующий рабочее
состояние изоляции, не должен превышать 1 тысячу пикокулон. Если
эта линия не укладывается в норматив, специалисты начинают ана-
лизировать: почему возникает предпробойное состояние? Останав-
ливают линию, изучают ситуацию. Поэтому в Европе такая низкая
дефектность и такое низкое количество отказов кабельных линий.
Нашим кабельным сетям заниматься постоянной профилактикой
кабельных линий пока не под силу. Для этого необходимо соответ-
ствующее оборудование, а оно очень дорогое. Нужны высококва-
лифицированные специалисты, способные следить за состоянием
кабельных линий, — их надо обучать, а это тоже деньги. Компании
на этом экономят. А в итоге тратим гораздо больше при устранении
аварий и дефектов.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Но предполагаю, что экономи-
ка будет не в пользу мониторин-
га...
vadimTFK:
Виталий, спасибо
за то, что делитесь опытом. Как
Вы считаете, чем вызвано разви-
тие дефектов в фазной изоляции
на краях гильз:
• отсутствием слоя манжеты-
регулятора на «остром» краю
гильзы?
• перегревом термоусаживае-
мой трубки (ТУТ)?
• недостаточной толщиной ТУТ
в данном месте (неравномерно
усажена)?
• пустотами между гильзой и
фазной изоляцией (бумагой с
усаженной маслостойкой труб-
кой)?
Версия дефекта материалов,
ну, вроде как, уважаемый произ-
водитель, маловероятна... У Рай-
хэма всегда материалы высокого
качества (если же, конечно, это не
подделка).
V.Shabanov:
После того как
вышел из строя третий кабель с
таким дефектом, производилась
проверка исходных материалов
соединительной муфты на 10 кВ.
Усаживались трубки на куски
соединенных гильз, и приклады-
валось напряжение к образцам.
Напряжение пробоя при этом со-
ставляло от 70 до 120 кВ. Поясная
Рис. 7

«КАБЕЛЬ-news», № 10, 2010
56
На связи с читателем
ÊÀÁÅËÜÍÛÉ ÔÎÐÓÌ
изоляция выдерживала напряже-
ние 50—60 кВ. То есть при испы-
тательном напряжении кабеля в
60 кВ исходные материалы были
более чем в удовлетворительном
состоянии. Поэтому такой вид
развития разряда носит неэлек-
трический характер. По моему
мнению, пробой происходит из-за
ионизационных процессов в изо-
ляции, которые развиваются при
больших выдержках времени.
Почему развитие разряда на-
чинается на краю соединительной
гильзы? Потому что там более не-
равномерное электрическое поле,
следовательно, напряженность
выше. Средством для выравни-
вания поля может служить прово-
дящий материал, расположенный
поверх гильзы.
Но такие предположения могут
быть подтверждены (или опро-
вергнуты) только при испытаниях
с различными материалами.
vadimTFK:
Дабы не возника-
ло подобных проблем, по край-
ней мере в муфтах на 35 кВ, мы
начали использовать специаль-
ные экранированные гильзы. В
принципе, есть и решение для
муфт на 10 кВ (конструкция муф-
ты рассчитана «вокруг гильзы»).
Правда, это только для СПЭ...
(рис. 8, 9).
Скорее всего, проблема со-
стоит в том, что, стыкуя кабели
(монтаж в реальных условиях), не
К сожалению, у изготовителей кабеля нет достоверных данных
по количеству аварий на кабельных линиях. Почему-то эксплуата-
ционники считают, что данная информация должна быть закрытой.
На мой взгляд, это неправильно. Если нет обратной связи, если до
изготовителя не доводится проблематика, решить вопрос совершен-
ствования конструкций невозможно. Если же эксплуатационники бу-
дут нам, изготовителям, регулярно говорить: у нас много отказов по
такой-то причине, у нас возникают проблемы здесь, у нас такие-то
слабые места на линии, — меняйте конструкцию, совершенствуй-
те технологию — это будет более правильно. Мы готовы следовать
требованиям и пожеланиям своих потребителей. Но нужен вполне
определенный и ясный заказ. А его нет.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
всегда удается выполнить (прове-
рено на практике пункт 5 инструк-
ции по монтажу (выделил крас-
ным, рис. 10).
Поэтому между торцом гиль-
зы и срезом фазной изоляции
образовывается пустота со
всеми вытекающими, которую
манжета-регулятор заполнить
не в состоянии. В российских
муфтах (3Стп-10), в комплектах,
есть дополнительные пласти-
ны, которые должны заполнить
эти пустоты+манжета-регуля-
тор.
Рис. 8. Вот фото до срыва болтов
Рис. 9. Вот фото после срыва болтов

«КАБЕЛЬ-news», № 10, 2010
57
На связи с читателем
ÊÀÁÅËÜÍÛÉ ÔÎÐÓÌ
Думаю, проблема состоит как
раз в этом. Интересно услышать
Ваше мнение.
vadimTFK:
Реальный мон-
таж — пустот избежать не уда-
ется. Стыковать кабели на стен-
де (показательный монтаж) и в
траншее — две большие разницы
(рис. 11).
Zhitel:
Уважаемые профес-
сионалы! Поделитесь знаниями!
В теме упомянут тип эксплуата-
ции CBM (Condition Based Main-
tenance) — оценка состояния
линии, если необходимо — плано-
вый ремонт. Насколько я понял из
обсуждения, суть этого типа экс-
плуатации, применительно к КЛ,
в ПЕРИОДИЧЕСКОМ контроле
изоляции с помощью устройств
по выявлению ЧР. А существуют
ли системы непрерывного мони-
торинга состояния изоляции КЛ?
Да уж... Отечественные разра-
ботчики, судя по беглому поиску
материалов в Интернете, со вре-
мен написания моей дипломной
работы дальше теорий не продви-
нулись...
А Seba — молодцы!
Пардон за дубль-вопрос о си-
стемах мониторинга работающих
КЛ — Cherry уже спрашивал, а
Вадим отвечал. Понятно, что это
недешевое удовольствие, однако
интересно, внедрено ли где-либо
в России подобное, какого произ-
водителя применено оборудова-
ние, результаты применения и т.п.
vadimTFK:
Если мне память не
изменяет, в России на некоторых
высоковольтных КЛ использует-
ся термоконтроль, т.е. система
мониторинга, известная как DTS
(Distributive Temperature Sensor)
или FIMT (Fiber In Metal Tube) —
по-простому оптика в экране вы-
соковольтного кабеля. Поставля-
ет LIOS или Sensortran (Седатэк
занимается).
Встроенных датчиков ЧР нет...
По результатам применения,
к сожалению, информации нет.
Вещь довольно-таки капризная.
По системе термоконтроля есть
мануал, но опять-таки на «бур-
жуйском»...
Zhitel:
Нашел чуть-чуть инте-
ресных отечественных устройств,
информацию размещу ссылками,
надеюсь, администрация портала
будет терпима:
http://www.emzlvi.ru/item_64.html
http://www.reis205.narod.ru/
reis105r.htm
А вот для системы мониторин-
га устройство:
http://www.dimrus.ru/index.php/
production/cables/ovm3
Там же целая компания
устройств — от датчиков до си-
стем мониторинга! Так что я ма-
лость погорячился, сказав, что
наши разработчики буксуют 10
лет. Информации бы о практике
применения и внедрения...
vadimTFK:
Zhitel, по первой и
третьей ссылкам продукция не-
российского производства. По
второй — Рейс, да, есть такое,
но... молчу...
Я не говорю, что мы (позволю
себе обобщить) слабы в теории...
Мы слабы в практике (в данной
сфере)...
Рис. 10
Рис. 11

«КАБЕЛЬ-news», № 10, 2010
58
На связи с читателем
ÊÀÁÅËÜÍÛÉ ÔÎÐÓÌ
Под НИКом
vadimTFK
на
Кабельном форуме RusCable.Ru
выступает Вадим Голембовский,
сотрудник отдела высоковольтных
кабельных систем
ООО «ТФ Кабель»
(Киев, Украина).
По сабжу — сегодня ковырялся
(делал пробный монтаж) в транс-
позиционной соединительной
муфте на 10 кВ. Вот, собственно,
почему я против заплат и за лен-
точный намоточный материал.
На рис. 12: нереально добить-
ся стыка фазной изоляции и гиль-
зы. Пустота будет по-любому...
Как с этим боремся — лента-
регулятор (немцы называют —
лента-заполнитель или фьюллер-
банд) в полосках. Что это дает?
Собственно, вот (рис. 13, 14).
В конце концов получаем «ве-
ретено» без каких-либо острых
краев и пустот (рис. 15):
Zhitel:
vadimTFK, Вы гово-
рите: «Я не говорю, что мы (по-
зволю себе обобщить) слабы в
теории... мы слабы в практике
(в данной сфере)...». Так и есть.
12 лет назад в вузе, где я учился
(РГУПС — Ростовский универ-
ситет путей сообщения), разра-
ботали сотрудники энергофака
устройство по контролю состоя-
ния гирлянд изоляторов контакт-
ной подвески. Ультразвуковой
датчик устанавливается на кры-
ше вагон-лаборатории в ком-
плекте с оптическим счетчиком
опор, подключается к ноутбуку с
программой акустического ана-
лиза и в движении «слушает»
ультразвуковые колебания ЧР,
данные записываются. После
проезда вагона-лаборатории по
участку анализируются данные
и выявляются опоры с дефектив-
ными изоляторами в гирлянде.
Пара-тройка товарищей канди-
датские защитили, пяток студен-
тов — дипломы, а в практику так
и не пошло... Хотя результаты
хорошие были, реально выявля-
лись дефекты до возникновения
пробоя с последующим отключе-
нием участка и немалым ущер-
бом от простоя поездов.
Вроде до сих пор, наверное, с
«Филином» в потемках поверх-
ностные ЧР, нулевые изоляторы
в гирляндах, да трещины в опор-
ных изоляторах высматрива-
ют...
vadimTFK:
Zhitel, честно гово-
ря, не хочется комментировать,
иначе наш технический диалог
перерастет в политический, а по-
литику я не люблю.
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Под НИКом
V.Shabanov
на
Кабельном форуме RusCable.Ru
выступает Виталий Шабанов,
инженер-энергетик ЛВИ цеха
сетей и подстанций Уральского
электрохимического комбината
(Новоуральск, Россия).
Подробная информация о спе-
циалисте и его работе —
в рубрике «Персона» (с. 60).
У всех читателей есть возмож-
ность в любой момент подключить-
ся к беседе, оставив сообщение в
нужной теме на Кабельном форуме
RusCable.Ru
Оригинал статьи: Теория и практика — две большие разницы
Когда мы интересуемся, почему в Европе в отличие от России низкая дефектность кабельных линий , то должны понимать, что периодичность проверки кабельных линий в европейских странах позволяет своевременно выявлять дефекты и изменения. Нашим кабельным компаниям заниматься постоянной профилактикой кабельных линий пока не под силу. Как справляются с этой проблемой на практике специалисты, обслуживающие кабельные линии, Вы можете узнать из реального диалога.