60
СЕТИ
РОССИИ
Техобслуживание
и ремонт — залог
стабильной работы
электростанций и сетей
Выполнение федеральным органом исполнительной влас
ти,
осуществляющим выработку государственной политики в энер-
гетике, функций отраслевого контроля и реализация мер нор-
мативно-правового регулирования в отрасли призваны обе-
спечивать условия для качественного и надежного снабжения
электрической энергией и теплом потребителей.
Михаил СМИРНОВ,
заместитель главного инспектора по аналитической
и методологической работе АО «Техническая инспекция ЕЭС»
т
е
х
о
б
с
л
у
ж
и
в
а
н
и
е
и
р
е
м
о
н
т
техобслуживание и ремонт
В
настоящее
время
в
отечест
-
венной
электроэнергетике
во
многом
не
определен
статус
обширного
массива
отрас
-
левых
нормативно
-
технических
до
-
кументов
,
доставшихся
в
наследие
от
ОАО
РАО
«
ЕЭС
России
»,
а
также
принятых
на
уровне
ведомственных
нормативных
актов
в
период
до
всту
-
пления
в
силу
Федерального
зако
-
на
«
О
техническом
регулировании
»
(01.07.2003).
Отсутствие
нормативно
закре
-
пленных
единых
общеотраслевых
подходов
в
определении
техническо
-
го
состояния
,
критериев
обоснован
-
ности
и
достаточности
объемов
пла
-
нирования
ремонтов
оборудования
,
зданий
и
сооружений
электрических
станций
и
сетей
зачастую
приводит
к
ситуациям
,
когда
в
условиях
рыноч
-
ных
отношений
и
жесткой
экономии
финансовых
ресурсов
собственники
энергообъектов
,
каждый
по
-
своему
,
устанавливают
методы
оценки
фак
-
тического
технического
состояния
оборудования
и
определяют
критерии
необходимости
и
достаточности
тех
-
нических
воздействий
на
эксплуати
-
руемое
оборудование
.
Следствием
данной
ситуации
яв
-
ляется
отсутствие
на
отраслевом
уровне
полной
информации
о
доста
-
точности
планируемых
и
фактически
проведенных
ремонтов
и
других
тех
-
нических
воздействий
на
оборудо
-
вание
,
что
снижает
понимание
тех
-
нического
состояния
и
надежности
электрических
станций
и
сетей
.
В
частности
,
кроме
разработки
на
-
учно
обоснованных
принципов
оцен
-
ки
технического
состояния
основного
оборудования
и
линий
электропере
-
дачи
представляется
целесообраз
-
ным
определение
оптимального
вида
,
состава
и
стоимости
технологического
воздействия
на
оборудование
и
при
-
нятие
решения
о
целесообразности
осуществления
такого
воздействия
в
зависимости
от
уровня
технического
состояния
оборудования
.
Таким
образом
,
анализ
сущест
-
ву
ющего
состояния
планирования
и
проведения
ремонтов
показывает
,
что
в
основе
функционирования
пол
-
ноценной
и
прогнозируемой
системы
обеспечения
надлежащего
техниче
-
ского
состояния
оборудования
долж
-
на
находиться
современная
норма
-
тивно
-
правовая
база
и
механизмы
ее
постоянной
актуализации
,
что
являет
-
ся
необходимым
условием
реализа
-
ции
курса
на
модернизацию
и
иннова
-
ционное
развитие
электроэнергетики
.
61
Из
перечня
разрабатываемых
в
настоящее
время
проектов
нормативных
документов
можно
выделить
проект
новой
редакции
Правил
организации
техниче
-
ского
обслуживания
и
ремонта
оборудования
,
зданий
и
сооружений
электрических
станций
и
сетей
(
Прави
-
ла
ТОиР
),
подготовленный
в
2015
году
АО
«
Техниче
-
ская
инспекция
ЕЭС
»
по
заданию
Минэнерго
России
.
Правила
ТОиР
содержат
единые
обязательные
для
субъектов
электроэнергетики
требования
к
ор
-
ганизации
,
планированию
,
подготовке
и
выполнению
технического
обслуживания
и
ремонта
(
ТОиР
)
обору
-
дования
электрических
станций
и
сетей
,
приемке
его
из
ремонта
,
оценке
качества
отремонтированных
объ
-
ектов
и
качества
выполненных
ремонтных
работ
.
Подготовке
новой
редакции
Правил
ТОиР
пред
-
шест
вовал
многолетний
опыт
разработки
и
внедрения
ряда
аналогичных
отраслевых
нормативных
докумен
-
тов
,
которые
содержали
на
каждом
этапе
развития
электроэнергетики
обязательные
требования
в
отно
-
шении
порядка
организации
и
проведения
ТОиР
.
Отличительной
особенностью
проекта
новой
ре
-
дакции
Правил
ТОиР
является
развитие
опыта
совер
-
шенствования
внутренних
систем
ТОиР
,
накоплен
-
ного
субъектами
электроэнергетики
в
период
после
прекращения
деятельности
ОАО
«
РАО
ЕЭС
России
».
В
сочетании
с
возможностями
применения
совре
-
менных
средств
диагностики
и
систем
мониторинга
технического
состояния
стало
возможным
кроме
ре
-
монтов
по
традиционной
планово
-
предупредительной
системе
заложить
основы
для
широкого
внедрения
в
электроэнергетической
отрасли
системы
ремонта
по
техническому
состоянию
.
Действие
Правил
ТОиР
предполагается
распро
-
странить
на
:
•
электрические
станции
(
основное
,
вспомогатель
-
ное
и
общестанционное
оборудование
электро
-
станций
:
тепловых
электростанций
и
гидро
-
электростанций
;
гидротехнические
сооружения
гидроэлектростанций
;
подсистемы
автоматизиро
-
ванных
систем
управления
технологическими
про
-
цессами
и
средства
тепловой
автоматики
и
изме
-
рений
,
здания
и
сооружения
,
устройства
релейной
защиты
и
автоматики
,
средства
технологического
и
диспетчерского
управления
);
•
электрические
сети
(
основное
,
вспомогательное
оборудование
и
основные
сооружения
электри
-
ческих
сетей
:
сетевые
трансформаторные
под
-
станции
,
секционирующие
и
распределительные
пункты
,
воздушные
и
кабельные
линии
электропе
-
редачи
,
здания
и
сооружения
,
устройства
релей
-
ной
защиты
и
автоматики
,
средства
технологиче
-
ского
и
диспетчерского
управления
);
•
тепловые
сети
(
основное
,
вспомогательное
обору
-
дование
и
основные
сооружения
тепловых
сетей
:
трубопроводы
(
теплопроводы
),
оборудование
на
-
сосных
станций
и
центральных
тепловых
пунктов
и
иные
виды
оборудования
тепловых
сетей
,
пред
-
назначенные
для
обеспечения
тепловых
связей
и
передачи
тепловой
энергии
;
Правила
ТОиР
содержат
описание
общих
и
специ
-
альных
требований
к
ТОиР
всех
видов
оборудования
,
зданий
и
сооружений
электрических
станций
и
сетей
и
включают
следующие
основные
позиции
:
–
принципы
организации
ТОиР
;
–
требования
к
планово
-
предупредительному
ре
-
монту
;
–
требования
к
ремонту
по
техническому
состоянию
;
–
требования
к
документации
по
ТОиР
;
–
требования
к
персоналу
для
ТОиР
;
–
требования
к
технологическому
оснащению
ТОиР
;
–
требования
к
метрологическому
обеспечению
ТОиР
;
–
требования
к
материально
-
техническому
обеспе
-
чению
ТОиР
;
–
требования
к
охране
труда
и
безопасности
произ
-
водства
работ
при
ТОиР
;
–
требования
к
выбору
подрядных
организаций
для
производства
ТОиР
;
–
особенности
ТОиР
иностранного
и
инновационно
-
го
оборудования
;
–
требования
к
контролю
ТОиР
со
стороны
субъек
-
тов
электроэнергетики
;
–
требования
к
контролю
ТОиР
со
стороны
упол
-
номоченных
органов
ведомственного
контроля
и
надзора
.
Впервые
сформированы
требования
к
переходу
на
систему
организации
ремонта
по
техническому
со
-
стоянию
,
уточнены
специальные
требования
к
ТОиР
отдельных
видов
оборудования
,
зданий
и
сооружений
электрических
станций
и
сетей
,
в
том
числе
по
соз
-
данию
,
внедрению
и
обеспечению
функционирования
систем
управления
ТОиР
,
контроля
технического
со
-
стояния
и
диагностики
,
а
также
по
внедрению
новых
методов
диагностирования
и
оценки
технического
со
-
стояния
.
В
частности
,
выбранный
вид
ремонта
должен
иметь
долгосрочный
характер
применения
,
в
связи
с
чем
предполагается
установить
его
продолжитель
-
ность
не
менее
10–12
лет
.
Кроме
того
,
для
эффективного
осуществления
ме
-
роприятий
ТОиР
выдвигается
(
в
условиях
импорто
-
замещения
)
необходимость
формирования
условий
,
обеспечивающих
техническое
и
ремонтное
обслужи
-
вание
отечественными
сервисными
организациями
оборудования
иностранной
разработки
и
/
или
произ
-
водства
.
Дополнительно
субъектам
электроэнергетики
ре
-
комендуется
,
при
необходимости
,
обеспечить
раз
-
работку
(
или
актуализацию
ранее
разработанных
)
и
внедрение
собственных
внутренних
нормативных
документов
по
ТОиР
—
применительно
к
фактическо
-
му
составу
оборудования
,
зданий
и
сооружений
элек
-
трических
станций
и
сетей
.
Внедрение
и
реализация
субъектами
электроэнер
-
гетики
требований
ТОиР
позволит
упорядочить
дея
-
тельность
по
организации
энергоремонтов
,
что
будет
способствовать
надежному
и
безопасному
функцио
-
нированию
объектов
электроэнергетики
.
Правила
ТОиР
планируется
принять
в
качестве
отраслевого
нормативно
-
технического
докумен
-
та
,
обязательного
к
исполнению
всеми
субъектами
электроэнергетики
при
проведении
технического
обслуживания
и
осуществлении
ремонтной
деятель
-
ности
,
они
имеют
базовое
значение
для
сохранения
технического
единства
отрасли
и
ее
дальнейшего
раз
вития
.
№
5 (38) 2016
Оригинал статьи: Техобслуживание и ремонт — залог стабильной работы электростанций и сетей
Выполнение федеральным органом исполнительной влас ти, осуществляющим выработку государственной политики в энергетике, функций отраслевого контроля и реализация мер нормативно-правового регулирования в отрасли призваны обеспечивать условия для качественного и надежного снабжения электрической энергией и теплом потребителей.