ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ
6
и
н
н
о
в
а
ц
и
и
инновации
ПОНЯТИЕ
«
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ПЛАТФОРМЫ
»
Разработка
и
применение
новых
инструментов
инновационного
раз
-
вития
были
начаты
в
2010
году
в
со
-
ответствии
с
рядом
поручений
Прези
-
дента
и
Правительства
РФ
.
Уже
в
ав
-
густе
2010
года
состоялось
заседание
Правительственной
комиссии
по
вы
-
соким
технологиям
и
инновациям
,
по
-
священное
разработке
программ
ин
-
новационного
развития
,
а
также
ши
-
рокому
применению
нового
инстру
-
мента
этого
развития
—
технологиче
-
ских
платформ
.
В
целях
формирования
про
-
грамм
научно
-
технического
разви
-
тия
как
на
государственном
уров
-
не
,
так
и
на
уровне
компаний
,
в
том
числе
и
с
государственным
участи
-
ем
,
осуществляется
определение
наиболее
перспективных
направле
-
ний
долгосрочного
развития
,
иссле
-
дований
и
разработок
,
планирование
научно
-
исследовательских
и
опытно
-
конструкторских
работ
.
При
этом
не
-
обходимо
подчеркнуть
особую
роль
технологических
платформ
в
процес
-
се
формирования
и
реализации
ука
-
занных
программ
.
Технологические
платформы как
эффективный
инструмент
инновационного
развития
Научно-техническое и инновационное развитие
страны невозможно без использования комплек-
са мер, в том числе организационных, методических,
нормативно-правовых, стимулирующего характера, а
также административного воздействия со стороны го-
сударства. Причем наилучший результат может быть
обеспечен только при условии сбалансированного ис-
пользования как экономических, так и администра-
тивных инструментов развития с акцентом на первые.
Александр МИТРЕЙКИН,
начальник отдела Департамента государственной
энергетической политики и энергоэффективности
Министерства энергетики РФ, к.э.н.
7
№ 2 (5), март-апрель, 2011
Исходя
из
определения
Евроко
-
миссии
,
технологические
платформы
(
далее
—
ТП
) —
это
механизм
частно
-
государственного
партнерства
,
на
-
правленный
на
быстрое
развитие
ис
-
следований
и
разработок
в
пределах
отдельных
секторов
экономики
путем
создания
основы
для
взаимодействия
участников
,
концентрации
финансиро
-
вания
исследований
и
разработок
на
наиболее
значимых
для
развития
эко
-
номики
отраслях
,
формирования
от
-
ветов
на
стратегические
технологиче
-
ские
вызовы
.
В
настоящее
время
в
Европейском
Союзе
ведется
работа
по
нескольким
десяткам
технологиче
-
ских
платформ
.
В
целях
формирования
перечня
ТП
Минэкономразвития
России
был
разра
-
ботан
«
Порядок
формирования
переч
-
ня
технологических
платформ
»,
утверж
-
денный
решением
Правительствен
-
ной
комиссии
по
высоким
технологи
-
ям
и
инновациям
от
3
августа
2010
г
.
(
протокол
№
4).
Согласно
указанно
-
му
порядку
технологическая
платфор
-
ма
—
это
«
коммуникационный
инстру
-
мент
,
направленный
на
активизацию
усилий
по
созданию
перспективных
коммерческих
технологий
,
новых
про
-
дуктов
(
услуг
),
на
привлечение
допол
-
нительных
ресурсов
для
проведения
исследований
и
разработок
на
основе
участия
всех
заинтересованных
сторон
(
бизнеса
,
науки
,
государства
,
граждан
-
ского
общества
),
совершенствование
нормативно
-
правовой
базы
в
области
научно
-
технологического
,
инновацион
-
ного
развития
».
Технологические
платформы
—
это
принципиально
новый
для
России
ин
-
струмент
.
При
этом
необходимо
под
-
черкнуть
практическую
направлен
-
ность
рассматриваемого
нового
ин
-
струмента
,
возможность
с
его
помо
-
щью
получать
технику
и
технологии
не
только
в
виде
опытных
образцов
,
но
и
внедренных
на
предприятиях
различ
-
ных
отраслей
экономики
Российской
Федерации
.
ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ
РАЗРАБОТКИ
И
РАЗВИТИЯ
ТП
НА
ПРИМЕРЕ
SMART GRIDS
Топливно
-
энергетический
ком
-
плекс
является
системообразующей
отраслью
российской
экономики
,
обеспечивая
более
40%
поступлений
в
доходную
часть
бюджета
Россий
-
ской
Федерации
.
Доля
отраслей
ТЭК
в
объеме
внутреннего
валового
продук
-
та
составляет
почти
30%.
При
этом
электроэнергетическая
отрасль
играет
особую
роль
для
эко
-
номики
страны
и
ее
всестороннее
развитие
и
оптимизация
функциони
-
рования
являются
приоритетными
направлениями
деятельности
Россий
-
ской
Федерации
.
Энергетические
стратегии
Соеди
-
ненных
Штатов
Америки
,
стран
За
-
падной
Европы
,
Китайской
Народной
Республики
,
а
также
многих
других
стран
предусматривают
разработку
и
внедрение
концепции
интеллектуаль
-
ных
сетей
(Smart grids)
как
пути
реше
-
ния
задач
по
обеспечению
растущего
электропотребления
.
Структура
концепции
интеллекту
-
альных
сетей
представляет
собой
со
-
вокупность
принципов
,
ключевых
ценностей
и
характеристик
энергети
-
ческой
системы
будущего
и
основных
элементов
базиса
для
их
реализации
.
В
основу
этой
концепции
были
поло
-
жены
следующие
основные
позиции
:
•
электроэнергетика
является
ин
-
фраструктурной
базой
развития
экономики
,
в
которой
заинтере
-
сованы
государство
,
бизнес
,
на
-
ука
,
население
страны
,
при
этом
товары
и
услуги
,
производимые
в
отрасли
,
имеют
высокий
уро
-
вень
общественной
значимо
-
сти
и
не
имеют
товаров
(
услуг
)-
заменителей
;
•
необходимость
оптимизации
ка
-
чества
и
эффективности
исполь
-
зования
всех
видов
ресурсов
и
активов
;
•
энергия
рассматривается
как
средство
,
обеспечивающее
по
-
8
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
лучение
человеком
и
обществом
определенных
потребительских
ценностей
,
жизненных
благ
,
уров
-
ня
комфорта
и
т
.
п
.;
•
потребитель
не
должен
встречать
ограничения
со
стороны
электро
-
энергетики
,
осуществляя
свою
деятельность
;
•
воздействие
электроэнергетики
на
окружающую
среду
должно
не
-
уклонно
снижаться
.
В
рамках
развиваемой
концеп
-
ции
интеллектуальных
сетей
выделе
-
ны
ключевые
требования
электро
-
энергетической
отрасли
будущего
,
сформулированные
как
доступность
,
надежность
,
экономичность
,
эффек
-
тивность
,
органичность
во
взаимо
-
действии
с
окружающей
средой
,
без
-
опасность
,
технологическое
единство
.
Концепция
интеллектуальных
се
-
тей
включает
в
себя
не
только
раз
-
витие
непосредственно
самих
сетей
,
но
и
постепенное
развитие
распреде
-
ленной
генерации
электроэнергии
и
тепла
,
при
этом
управляемость
самих
сетей
будет
значительно
улучшена
по
-
средством
использования
современ
-
ных
информационных
технологий
.
Прогнозирование
спроса
на
элек
-
троэнергию
будет
с
течением
време
-
ни
заменено
на
концепцию
активно
-
го
потребителя
,
который
сам
с
учетом
собственных
потребностей
и
цены
на
электроэнергию
будет
управлять
сво
-
им
использованием
электрической
энергии
.
Кроме
того
,
реализация
концеп
-
ции
интеллектуальных
сетей
повле
-
чет
за
собой
следующие
технологиче
-
ские
изменения
в
электроэнергетике
по
сравнению
с
традиционной
энер
-
госистемой
:
•
переход
от
жесткого
диспетчер
-
ского
регулирования
(
управле
-
ния
)
к
координации
работы
всех
субъектов
сети
;
•
внедрение
интеллектуальных
тех
-
нологий
контроля
,
учета
и
диагно
-
стики
активов
,
позволяющих
обе
-
спечить
процесс
самовосстанов
-
ления
и
самолечения
активов
,
а
также
их
эффективное
функцио
-
нирование
и
эксплуатацию
;
•
создание
высокопроизводитель
-
ной
информационно
-
вычисли
-
тельной
инфраструктуры
как
основного
элемента
энергетиче
-
ской
системы
;
•
разработка
предпосылок
для
ши
-
рокого
внедрения
нового
техно
-
логического
оборудования
,
по
-
вышающего
маневренность
и
управляемость
,
гибких
связей
,
передач
и
вставок
постоянного
тока
,
накопителей
энергии
,
сверх
-
проводимости
и
т
.
п
.;
•
переход
к
распределенным
ин
-
теллектуальным
системам
управ
-
ления
и
аналитическим
инстру
-
ментам
для
поддержки
выработ
-
ки
и
реализации
решений
,
рабо
-
тающих
в
режиме
реального
вре
-
мени
;
•
создание
операционных
прило
-
жений
нового
поколения
,
позво
-
ляющих
реализовать
новые
ал
-
горитмы
и
методы
управления
энергосистемой
,
включая
и
ее
но
-
вые
активные
элементы
.
Анализ
рассмотренных
положений
и
принципов
концепции
интеллекту
-
альных
сетей
показывает
,
что
уровень
поставленных
вопросов
и
решаемых
задач
затрагивает
различные
сферы
развития
не
только
электроэнерге
-
тики
,
но
и
топливно
-
энергетического
комплекса
в
целом
,
поэтому
требу
-
ет
как
проведения
серьезных
науч
-
ных
исследований
,
так
и
разработ
-
ки
соответствующих
инновационных
технологий
и
оборудования
,
причем
не
только
в
сфере
энергетики
,
но
и
в
областях
,
связанных
с
развитием
ин
-
формационных
технологий
.
РОССИЙСКИЙ
ОПЫТ
СОЗДАНИЯ
ТП
Процесс
создания
технологиче
-
ских
платформ
в
Российской
Феде
-
рации
был
запущен
в
начале
2010
года
,
когда
во
исполнение
поручения
Президента
РФ
от
4
января
2010
г
.
(
Пр
-22,
пункт
5,
подпункт
«
б
»)
и
прото
-
кола
заседания
Правительственной
комиссии
по
высоким
технологиям
и
инновациям
от
3
августа
2010
г
.
№
4
субъектам
естественных
монополий
и
крупным
государственным
компани
-
ям
было
поручено
разработать
про
-
граммы
инновационного
развития
и
технологической
модернизации
.
В
соответствии
с
указанными
до
-
кументами
Министерство
энергети
-
ки
РФ
провело
работу
по
формиро
-
ванию
технологических
платформ
в
топливно
-
энергетическом
комплексе
России
.
В
результате
к
концу
ноября
2010
г
.
в
Минэкономразвития
России
были
направлены
материалы
по
семи
технологическим
платформам
,
в
том
числе
в
электроэнергетике
России
—
четыре
платформы
(
Перспективные
технологии
возобновляемой
энерге
-
тики
;
Экологически
чистая
тепловая
энергетика
высокой
эффективности
;
Интеллектуальная
энергетическая
си
-
стема
России
;
Малая
распределен
-
ная
энергетика
),
в
нефтегазовом
ком
-
плексе
— 3
платформы
(
Попутный
не
-
фтяной
газ
;
Скважинные
технологии
нефтедобычи
;
Глубокая
переработка
углеводородных
ресурсов
).
Большинство
заявок
на
создание
технологических
платформ
,
представ
-
ленных
Минэнерго
России
,
было
вы
-
соко
оценено
экспертами
рабочей
группы
по
частно
-
государственному
партнерству
в
инновационной
сфере
при
Правительственной
комиссии
по
высоким
технологиям
и
инновациям
.
Кроме
того
,
независимо
от
Мин
-
энерго
России
было
подготовлено
еще
несколько
заявок
на
создание
технологических
платформ
в
сфере
энергетики
.
По
инициативе
министер
-
ства
были
проведены
переговоры
по
консолидации
технологических
плат
-
9
№ 2 (5), март-апрель, 2011
форм
,
завершившиеся
созданием
объединенных
платформ
.
В
итоге
,
с
учетом
прошедшей
кон
-
солидации
,
Минэнерго
России
оказа
-
ло
поддержку
семи
технологическим
платформам
.
При
принятии
решения
учитывались
следующие
характери
-
стики
технологических
платформ
:
•
практическая
направленность
на
технологическую
модернизацию
ТЭК
;
•
способствование
значительному
повышению
эффективности
тех
-
нологий
существующего
уклада
;
•
формирование
технологической
базы
для
перехода
к
новому
энер
-
гетическому
укладу
.
Формирование
и
функционирова
-
ние
технологических
платформ
в
энер
-
гетике
создадут
условия
не
только
для
модернизации
энергетики
на
новой
организационной
,
информационной
и
технологической
основе
,
но
и
станут
мощным
стимулом
для
инновационно
-
го
развития
смежных
отраслей
(
энер
-
гомашиностроения
,
строительства
,
транспорта
и
связи
,
сервисных
пред
-
приятий
по
ремонту
,
наладке
и
проек
-
тированию
),
явятся
основой
для
им
-
портозамещения
и
развития
отече
-
ственной
производственной
базы
.
Деятельность
технологических
платформ
обеспечит
формирование
долгосрочного
вектора
развития
,
увя
-
зывающего
научные
исследования
и
разработки
,
бизнес
-
проекты
,
обще
-
ственные
и
государственные
интере
-
сы
на
основе
преемственности
раз
-
вития
энергетики
с
учетом
имеющего
-
ся
организационно
-
экономического
,
технологического
и
ресурсного
потен
-
циала
,
создаст
условия
для
развития
энергетической
науки
и
профессио
-
нального
совершенствования
кадро
-
вого
потенциала
энергетики
.
Прак
-
тически
все
платформы
в
качестве
одного
из
приоритетов
указывают
им
-
портозамещение
и
развитие
отече
-
ственной
производственной
базы
.
В
процессе
подготовки
проек
-
тов
технологических
платформ
Мини
-
стерство
энергетики
РФ
столкнулось
с
рядом
пробелов
в
нормативно
-
правовом
,
организационном
и
мето
-
дическом
обеспечении
формирова
-
ния
и
организации
деятельности
тех
-
нологических
платформ
,
в
том
числе
с
отсутствием
нормативно
-
правовой
базы
,
отражающей
роль
технологи
-
ческих
платформ
для
развития
эконо
-
мики
и
энергетики
России
,
механизм
их
функционирования
,
возможность
использования
прямых
и
косвенных
мер
государственной
поддержки
при
разработке
и
реализации
проектов
в
рамках
технологических
платформ
.
По
мнению
Министерства
энер
-
гетики
РФ
,
в
целях
получения
макси
-
мального
эффекта
от
использования
технологических
платформ
в
эконо
-
мике
и
энергетике
России
необходи
-
ма
системная
работа
по
устранению
перечисленных
и
иных
пробелов
в
нормативно
-
правовом
,
организаци
-
онном
и
методическом
обеспечении
формирования
и
организации
дея
-
тельности
технологических
платформ
.
Как
мы
видим
,
они
направлены
на
решение
серьезнейших
задач
в
от
-
расли
.
Более
того
,
участвуя
в
процес
-
сах
создания
и
консолидации
плат
-
форм
,
мы
отмечаем
небывалую
ак
-
тивность
бизнеса
,
науки
,
вузов
,
что
указывает
на
поддержку
инициативы
создания
ТП
и
ожидание
высокой
эф
-
фективности
их
работы
.
Технологические
платформы
яв
-
ляются
ключевым
элементом
инно
-
вационной
инфраструктуры
,
который
обеспечит
согласование
и
координа
-
цию
стратегических
целей
,
задач
и
приоритетов
,
изложенных
в
Энерге
-
тической
стратегии
России
на
период
до
2030
г
.,
Концепции
долгосрочного
социально
-
экономического
развития
России
на
период
до
2020
г
.,
Генераль
-
ной
схеме
размещения
объектов
элек
-
троэнергетики
до
2020
г
.,
Програм
-
мах
модернизации
2020
и
2030
гг
.,
и
их
трансформацию
в
программы
инновационного
развития
энерго
-
компаний
при
активном
участии
на
-
уки
и
производителей
.
Чтобы
техно
-
логические
платформы
действитель
-
но
заработали
и
принесли
плоды
,
не
-
обходимо
сделать
их
реальным
ме
-
ханизмом
консолидации
усилий
госу
-
дарства
,
бизнеса
и
науки
.
Оригинал статьи: Технологические платформы как эффективный инструмент инновационного развития
Научно-техническое и инновационное развитие страны невозможно без использования комплекса мер, в том числе организационных, методических, нормативно-правовых, стимулирующего характера, а также административного воздействия со стороны государства. Причем наилучший результат может быть обеспечен только при условии сбалансированного использования как экономических, так и административных инструментов развития с акцентом на первые.