СЕТИ
РОССИИ
78
э
н
е
р
г
о
б
е
з
о
п
а
с
н
о
с
т
ь
энергобезопасность
П
равительством
РФ
в
на
-
чале
2010
г
.
для
ускоре
-
ния
модернизации
и
тех
-
нологического
обновления
производственной
сферы
было
ре
-
шено
использовать
опыт
стран
Ев
-
росоюза
по
созданию
технологи
-
ческих
платформ
.
Это
механизм
,
обеспечивающий
на
основе
частно
-
государственного
партнерства
вы
-
работку
и
реализацию
стратегиче
-
ских
приоритетов
в
масштабах
от
-
дельных
секторов
экономики
.
Под
технологической
платформой
понимается
коммуникационный
ин
-
струмент
,
направленный
на
акти
-
визацию
усилий
по
созданию
пер
-
спективных
коммерческих
техноло
-
гий
,
новых
продуктов
(
услуг
),
привле
-
чение
дополнительных
ресурсов
для
проведения
исследований
и
разра
-
боток
при
участии
всех
заинтересо
-
ванных
сторон
—
бизнеса
,
науки
,
го
-
сударства
,
гражданского
общества
,
совершенствования
нормативно
-
правовой
базы
в
области
научно
-
технологического
и
инновационного
развития
.
Основу
технологических
плат
-
форм
должны
составить
масштаб
-
ные
задачи
,
которые
возможно
ре
-
шить
только
общими
усилиями
биз
-
неса
,
государства
,
науки
и
образова
-
ния
.
Согласно
приоритетным
направ
-
лениям
,
обозначенным
в
Концепции
долгосрочного
развития
России
до
2020
года
,
это
задачи
модернизации
в
сфере
I
Т
,
энергосбережения
,
меди
-
цины
,
космоса
,
атомной
энергетики
.
Формирование
и
реализация
тех
-
нологических
платформ
направлены
на
решение
следующих
задач
:
•
усиление
влияния
потребностей
бизнеса
и
общества
на
реали
-
зацию
важнейших
направлений
научно
-
технического
развития
;
В конце прошлого года состоялось собрание по учреж-
дению Технологической платформы «Комплексная
безопасность энергетики» в соответствии с решением
Правительственной комиссии по высоким технологи-
ям и инновациям (3 августа 2010 г.), которое было ини-
циировано РНЦ «Курчатовский институт» и Институ-
том проблем безопасного развития атомной энергети-
ки РАН (ИБРАЭ РАН).
Леонид БОЛЬШОВ
,
директор ИБРАЭ РАН, член-корр. РАН
Борис РЕУТОВ
, заместитель директора по инноваци-
онным технологиям РНЦ «Курчатовский институт»
Владимир ПОНОМАРЕВ
, заместитель директора
ИБРАЭ РАН по стратегическому развитию
и инновациям, профессор
Владимир КОНОНЕНКО
,
заместитель заведующего отделом ИБРАЭ РАН
Технологическая
безопасность
энергосистемы
79
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
•
выявление
новых
научно
-
техно
-
логических
возможностей
модер
-
низации
существующих
секторов
и
формирование
новых
секторов
российской
экономики
;
•
определение
принципиальных
направлений
совершенствова
-
ния
отраслевого
регулирования
для
быстрого
распространения
перспективных
технологий
;
•
стимулирование
инноваций
,
под
-
держка
научно
-
технической
дея
-
тельности
и
процессов
модер
-
низации
предприятий
с
учетом
специфики
и
вариантов
развития
отраслей
и
секторов
экономики
;
•
расширение
научно
-
производственной
коо
-
перации
и
формирова
-
ние
новых
партнерств
в
инновационной
сфере
;
•
совершенствование
нормативно
-
правового
регулирования
в
области
научного
,
научно
-
технического
и
инновационного
развития
.
Уже
с
самого
начала
формиро
-
вания
технологических
платформ
ак
-
цент
делается
на
эффективность
—
тщательный
анализ
рыночного
по
-
тенциала
технологий
с
привлечени
-
ем
экспертного
сообщества
,
общее
видение
заинтересованными
сторо
-
нами
рыночных
перспектив
проекта
,
привлечение
общественных
и
част
-
ных
источников
финансирования
,
в
том
числе
и
сопровождение
проекта
со
стороны
науки
и
бизнеса
на
всем
протяжении
цикла
разработки
,
про
-
изводства
и
реализации
инноваци
-
онной
продукции
.
В
современном
мире
энергети
-
ка
—
это
комплекс
,
включающий
в
себя
топливные
отрасли
и
электро
-
энергетику
.
Она
охватывает
дея
-
тельность
по
добыче
,
переработке
и
транспортировке
первичных
энер
-
горесурсов
,
выработке
и
передаче
электроэнергии
. «
Сегодня
энергети
-
ческий
сектор
обеспечивает
жизне
-
деятельность
всех
отраслей
народ
-
ного
хозяйства
страны
,
способству
-
ет
консолидации
субъектов
РФ
и
во
многом
определяет
формирование
основных
финансово
-
экономических
показателей
страны
.
Стабильная
ра
-
бота
ТЭК
,
эффективные
рыночные
отношения
в
энергетическом
секто
-
ре
задают
импульс
развитию
всей
российской
экономики
», —
отметил
Сергей
Шматко
,
министр
энергетики
РФ
,
на
форуме
«
ТЭК
России
—
курс
на
безопасность
?».
Единый
топливно
-
энергетический
комплекс
требует
разработки
страте
-
гии
безопасного
развития
энергети
-
ческой
инфраструктуры
.
Как
подчер
-
кнул
в
одном
из
своих
выступлений
Андрей
Шишкин
,
заместитель
мини
-
стра
энергетики
РФ
,
отраслевую
си
-
стему
необходимо
создавать
с
исполь
-
зованием
нормативно
-
технической
документации
,
с
учетом
внедрения
новых
технологий
,
привлечением
научно
-
исследовательских
и
проект
-
ных
институтов
для
организации
ра
-
бот
по
повышению
надежности
.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ
Для
России
,
при
ее
протяжен
-
ной
территории
,
многообразных
природно
-
климатических
условиях
,
принципиальное
значение
имеют
ре
-
гиональные
аспекты
безопасности
.
Несмотря
на
удовлетворительное
со
-
стояние
энергоснабжения
по
стране
в
целом
,
отдельные
регионы
по
ряду
объективных
причин
испытывают
дефицит
в
энергоресурсах
(
сетевой
мощности
).
Поэтому
сегодня
есть
не
-
обходимость
в
своевременном
вы
-
явлении
региональных
проблем
с
це
-
лью
формирования
рекомендаций
по
их
решению
или
по
крайней
мере
существенному
снижению
их
остро
-
ты
.
Комплексная
безопасность
энер
-
гетики
затрагивает
широкий
круг
взаимосвязанных
проблем
,
каса
-
ющихся
производственной
базы
энергетики
и
энергоснабжения
потре
-
бителей
с
учетом
факторов
экономи
-
ческого
,
социально
-
политического
,
внешнеэкономического
,
внешнепо
-
литического
,
техногенного
и
природ
-
ного
происхождения
,
а
так
-
же
управления
энергети
-
кой
.
Особое
значение
безо
-
пасность
энергетики
при
-
обретает
в
условиях
разде
-
ления
единого
технологи
-
ческого
и
единого
временного
про
-
цессов
генерации
,
передачи
и
потре
-
бления
энергии
и
появления
незави
-
симых
субъектов
рынка
.
Решением
данной
совокупно
-
сти
проблем
безопасности
энергети
-
ки
выступает
Технологическая
плат
-
форма
«
Комплексная
безопасность
энергетики
»,
под
меморандумом
об
учреждении
которой
поставили
под
-
писи
более
30
организаций
—
веду
-
щие
российские
научные
и
образо
-
вательные
институты
,
энергетиче
-
ские
компании
,
представители
част
-
ного
бизнеса
и
СМИ
.
Возникает
вопрос
:
почему
иници
-
аторами
Технологической
платфор
-
мы
выступают
ведущие
институты
атомной
отрасли
?
Ответ
на
этот
вопрос
очевиден
.
Вопросы
энергоэффективности
и
комплексной
безопасности
энерге
-
тики
относятся
к
числу
приоритетных
направлений
модернизации
россий
-
ской
экономики
,
определенных
Пре
-
зидентом
России
и
Правительством
РФ
.
Формирование
Технологической
Единый
топливно
-
энергетический
комплекс
требует
разработки
стратегии
безопасного
раз
-
вития
энергетической
инфраструктуры
.
платформа «Комплексная
энергетики» – будущее
России
80
СЕТИ РОССИИ
платформы
является
прямым
вы
-
полнением
поручения
руководства
России
о
переносе
опыта
по
обе
-
спечению
технологической
безопас
-
ности
атомной
отрасли
в
топливно
-
энергетический
комплекс
страны
.
Однако
решение
такого
сложного
вопроса
,
как
комплексная
безопас
-
ность
энергетики
,
невозможно
без
активного
участия
субъектов
ТЭК
,
а
также
МЧС
,
Ростехнадзора
и
других
ведомств
.
ЦЕЛЕВЫЕ
ПРОГРАММЫ
И
ПРОЕКТЫ
Приоритетным
направлением
Технологической
платформы
явля
-
ется
разработка
в
рамках
государ
-
ственной
политики
РФ
в
сфере
энер
-
гетики
целевых
программ
и
проек
-
тов
для
повышения
технологической
безопасности
функционирования
си
-
стем
энергоснабжения
в
стране
на
всех
уровнях
технологических
про
-
цессов
производства
,
передачи
и
по
-
требления
электрической
и
тепловой
энергии
,
для
устранения
угроз
жиз
-
ни
,
здоровью
населения
и
персона
-
лу
энергетических
объектов
,
окружа
-
ющей
среде
,
а
также
для
предотвра
-
щения
значительных
народнохозяй
-
ственных
ущербов
при
возникнове
-
нии
аварийных
ситуаций
.
Целью
Технологической
плат
-
формы
«
Комплексная
безопас
-
ность
энергетики
»
является
концен
-
трация
интеллектуальных
,
финансо
-
вых
и
административных
ресурсов
для
обеспечения
безопасности
про
-
цессов
производства
,
транспорти
-
ровки
,
распределения
и
потребле
-
ния
энергетических
ресурсов
,
раз
-
вития
систем
управления
риска
-
ми
субъектов
энергетики
и
энерго
-
потребителей
путем
комплексного
применения
нового
поколения
вы
-
сокоэффективных
средств
:
диаг
-
ностики
и
прогнозирования
техни
-
ческих
рисков
,
систем
мониторин
-
га
критически
важных
и
социально
значимых
энергетических
объектов
,
территориально
-
распределенных
энергопотребителей
(
ЖКХ
),
а
также
развития
малой
и
средней
энерге
-
тики
разного
типа
и
назначения
,
ре
-
зервных
источников
питания
,
гаран
-
тирующих
устойчивое
энергоснабже
-
ние
потребителей
при
технологиче
-
ских
нарушениях
,
авариях
и
чрезвы
-
чайных
ситуациях
.
Формирование
и
функциониро
-
вание
Технологической
платформы
направлены
на
решение
следующих
задач
в
области
комплексной
безо
-
пасности
энергетики
:
•
объединение
усилий
представите
-
лей
бизнеса
,
науки
,
государства
и
гражданского
общества
,
заин
-
тересованных
в
организации
совместной
деятельности
по
соз
-
данию
перспективных
коммерче
-
ских
технологий
,
новых
продуктов
и
услуг
;
•
усиление
влияния
потребностей
бизнеса
и
общества
на
опре
-
деление
и
реализацию
важ
-
нейших
направлений
научно
-
технологического
развития
;
•
выявление
новых
научно
-
тех
-
нологических
возможностей
мо
-
дернизации
;
•
определение
направлений
совер
-
шенствования
отраслевого
регу
-
лирования
для
быстрого
распро
-
странения
перспективных
техно
-
логий
;
•
стимулирование
инноваций
,
под
-
держка
научно
-
технической
дея
-
тельности
и
процессов
модерни
-
зации
предприятий
с
учетом
спе
-
цифики
и
вариантов
развития
;
•
расширение
научно
-
производст
-
венной
кооперации
и
формиро
-
вание
новых
партнерств
между
научными
,
прикладными
,
про
-
ектными
организациями
,
бизнес
-
сообществом
,
привлечение
госу
-
дарственных
и
частных
источни
-
ков
финансирования
;
•
совершенствование
нормативно
-
правового
регулирования
в
области
научного
,
научно
-
тех
-
нического
и
инновационного
раз
-
вития
.
Определяющим
в
обеспечении
безопасности
энергетики
является
диагностика
текущих
и
перспектив
-
ных
состояний
объектов
энергетики
—
мониторинг
и
индикативный
ана
-
лиз
.
Состав
и
структура
объектов
мо
-
ниторинга
,
а
также
конкретных
инди
-
каторов
энергетической
безопасно
-
сти
должны
давать
возможность
гиб
-
кого
и
взаимосогласованного
ана
-
лиза
и
оценки
ситуации
в
энергети
-
ке
на
различных
уровнях
отрасле
-
вой
,
территориальной
,
временной
и
управленческой
иерархий
.
Принци
-
пиально
важными
при
этом
являют
-
ся
определение
и
нормирование
по
-
роговых
значений
индикаторов
безо
-
пасности
,
что
позволяет
внести
коли
-
чественную
определенность
в
крите
-
рии
оценок
и
обоснования
решений
.
СТРАХОВАНИЕ
РИСКОВ
Новым
направлением
для
России
в
рамках
обеспечения
безопасно
-
сти
является
проблема
возмещения
ущерба
при
нарушениях
в
энергос
-
набжении
и
авариях
на
энергетиче
-
ских
объектах
.
Российский
страховой
рынок
данного
сегмента
находится
на
начальной
стадии
развития
.
Одна
-
ко
страхование
может
оказаться
дей
-
ственным
средством
для
обеспечения
без
-
опасности
энерге
-
тики
,
занимая
свою
нишу
наряду
со
струк
-
турными
,
резервиру
-
ющими
и
другими
ме
-
роприятиями
в
систе
-
мах
энергетики
,
вклю
-
чая
потребителей
.
Эта
ниша
в
основном
свя
-
зана
с
компенсацией
ущербов
от
достаточно
редких
и
уникальных
негативных
со
-
бытий
и
явлений
.
Базой
обеспечения
безопасно
-
сти
энергетики
является
система
го
-
сударственного
регулирования
этой
сферы
.
Она
включает
соответствую
-
щие
механизмы
и
инструменты
эко
-
номического
регулирования
,
стиму
-
т
т
Целью
Технологической
платформы
«
Ком
-
плексная
безопасность
энергетики
»
явля
-
ется
концентрация
интеллектуальных
,
фи
-
нансовых
и
административных
ресурсов
для
обеспечения
безопасности
процес
-
сов
производства
,
транспортировки
,
рас
-
пределения
и
потребления
энергетиче
-
ских
ресурсов
.
Комплексная
безопасность
энергетики
затрагивает
ши
-
рокий
круг
взаимосвязан
-
ных
проблем
,
касающих
-
ся
производственной
базы
энергетики
и
энергоснабже
-
ния
потребителей
с
учетом
факторов
экономического
,
социально
-
политического
,
внешнеэкономического
,
внешнеполитического
,
тех
-
ногенного
и
природного
про
-
исхождения
,
а
также
управ
-
ления
энергетикой
.
81
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
лирования
и
поддержки
принципи
-
альных
направлений
и
конкретных
мероприятий
по
обеспечению
без
-
опасности
.
Важную
роль
играют
при
этом
правовые
основы
(
свод
зако
-
нов
),
учитывающие
проблемы
на
разных
уровнях
.
При
оценке
эффективности
всех
возможных
направлений
и
мер
обе
-
спечения
безопасности
энергети
-
ки
ключевую
роль
играют
методиче
-
ские
основы
исследований
систем
и
объектов
энергетики
,
учитывающие
многоплановость
проблемы
,
требо
-
вания
к
представлению
объектов
ис
-
следований
,
возможные
подходы
к
обоснованию
мероприятий
с
учетом
этих
аспектов
.
Анализ
восприимчи
-
вости
систем
и
объектов
энергетики
к
угрозам
безопасности
,
возможно
-
стей
обеспечения
быстрого
и
эффек
-
тивного
восстановления
энергоснаб
-
жения
потребителей
связан
с
иссле
-
дованиями
надежности
и
особенно
живучести
систем
и
объектов
энерге
-
тики
.
В
основе
этих
исследований
ле
-
жит
имитационный
подход
.
С
учетом
уникальности
изучаемых
условий
и
их
последствий
основополагающим
в
проблеме
энергетической
безопас
-
ности
является
понятие
риска
,
кото
-
рый
выступает
в
качестве
одного
из
основных
критериев
оценки
ситуа
-
ций
и
обоснования
решений
.
При
этом
важную
роль
играет
обеспече
-
ние
общности
(
универсальности
)
ре
-
комендаций
по
повышению
уровня
безопасности
в
отношении
исследу
-
емых
сценариев
рассматриваемых
условий
и
возмущений
.
Сложность
и
многоплановость
задач
исследова
-
ний
энергетики
с
позиций
безопас
-
ности
предопределяют
целесообраз
-
ность
использования
современных
информационных
технологий
(
в
том
числе
Smart Grid
и
Smart Metering)
с
целью
разработки
систем
принятия
решений
в
этой
области
.
В
рамках
Технологической
плат
-
формы
предусматривается
взаимо
-
выгодная
кооперация
между
участву
-
ющими
в
ней
организациями
.
Множественность
потенциальных
участников
Технологической
плат
-
формы
и
косвенных
бенефициаров
от
реализации
Технологической
плат
-
формы
подразумевает
разработку
механизма
по
привлечению
к
рабо
-
там
по
развиваемым
платформой
направлениям
.
Поэтому
возника
-
ет
необходимость
представления
в
пределах
одной
структуры
различных
Меморандум
о
создании
Технологической
платформы
под
-
писали
:
РНЦ
«
Курчатовский
институт
»,
Институт
проблем
без
-
опасного
развития
атомной
энергетики
РАН
(
ИБРАЭ
РАН
),
Российская
национальная
технологическая
палата
,
Институт
энергетических
исследований
РАН
,
ЗАО
«
ЕФР
-
Телеком
»,
ЗАО
«
Синетик
»,
ЗАО
«
Агентство
энергоэффективности
и
ресурсо
-
сбережения
»
ВЭБ
,
ОАО
«
Энергетическая
Русская
Компания
»,
Московский
физико
-
технический
институт
,
Томский
политех
-
нический
университет
,
Фонд
«
Центр
стратегических
разрабо
-
ток
«
Северо
-
Запад
»,
Фонд
«
Центр
стратегических
разработок
«
Регион
»,
Центр
исследования
экстремальных
ситуаций
МЧС
России
,
журналы
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распреде
-
ление
»
и
«
Атомная
энергия
»,
СРО
НП
«
Межрегиональная
гиль
-
дия
энергоаудиторов
»
и
многие
другие
компании
и
организа
-
ции
—
всего
свыше
32
организаций
.
В
результате
деятельности
Технологической
платформы
пред
-
полагается
разработать
новое
поколение
технологий
мони
-
торинга
,
контроля
и
регулирования
производства
и
потребле
-
ния
энергии
(
электрической
и
тепловой
)
за
счет
использо
-
вания
инновационных
технологий
,
в
том
числе
интеллекту
-
альных
сетей
(Smart Grid)
и
измерительных
приборов
(Smart
Metering);
малых
традиционных
,
атомных
и
возобновляе
-
мых
источников
энергии
;
мониторинга
комплексной
безо
-
пасности
критически
важных
и
социально
значимых
энер
-
гетических
объектов
и
т
.
д
.
Это
позволит
не
только
ликвиди
-
ровать
отставание
России
в
данной
области
,
но
и
обеспечить
конкурентоспособность
,
а
в
ряде
случаев
и
технологическое
лидерство
на
мировом
рынке
.
На
собрании
были
выбраны
сопредседатели
платформы
—
директор
ИБРАЭ
РАН
Большов
Леонид
Александрович
и
ди
-
ректор
РНЦ
«
Курчатовский
институт
»
Ковальчук
Михаил
Ва
-
лентинович
,
а
координатором
платформы
—
Пономарев
Вла
-
димир
Николаевич
,
первый
заместитель
директора
ИБРАЭ
РАН
.
25
ноября
2010
г
.
текст
меморандума
был
передан
в
Мини
-
стерство
экономического
развития
РФ
.
82
СЕТИ РОССИИ
групп
интересов
со
стороны
бизнес
-
структур
,
научно
-
исследовательских
,
проектных
,
инжиниринговых
ком
-
паний
,
образовательных
учрежде
-
ний
,
институтов
развития
,
СМИ
и
др
.
Без
охвата
указанных
участников
в
рамках
единого
коммуникационно
-
го
пространства
невозможно
содер
-
жательное
и
представительное
об
-
суждение
перспектив
технологиче
-
ской
модернизации
и
форм
партнер
-
ства
бизнеса
,
науки
,
государства
для
развития
комплексной
безопасности
энергетики
.
ОСНОВНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Функционирование
платформы
будет
осуществляться
на
основе
сле
-
дующих
принципов
:
•
взаимоотношения
участников
платформы
с
разными
функция
-
ми
(
потребитель
,
участник
,
разра
-
ботчик
и
т
.
п
.)
осуществляются
на
базе
рыночных
механизмов
;
•
организация
платформы
обе
-
спечивает
не
только
управление
деятельностью
в
интересах
стра
-
тегических
направлений
разви
-
тия
,
но
и
с
целью
повышения
экономической
эффективности
и
расширения
рынков
сбыта
про
-
дукции
,
работ
и
услуг
платфор
-
мы
;
•
объединение
организаций
в
плат
-
форму
осуществляется
с
целью
создания
качественно
новой
научно
-
производственной
коо
-
перации
и
,
как
следствие
,
дости
-
жения
доминирующих
позиций
в
мировой
экономике
по
техно
-
логическим
направлениям
плат
-
формы
;
•
обеспечение
эффективного
ис
-
пользования
объединенного
на
-
учного
и
ресурсного
потенциа
-
ла
участников
платформы
при
выполнении
работ
по
всем
направлениям
деятельности
в
области
комплексной
безопасно
-
сти
энергетики
;
•
использование
высокого
потенци
-
ала
и
авторитета
платформы
при
инициировании
бизнес
-
проектов
по
созданию
и
п р о и з в о д с т в у
инновационной
высокотехноло
-
гичной
продук
-
ции
в
энергети
-
ке
,
включая
при
-
влечение
инве
-
стиций
.
Формирование
и
функционирование
Технологической
платформы
направ
-
лены
на
объединение
усилий
предста
-
вителей
бизнеса
,
науки
,
государства
и
гражданского
общества
,
заинтересо
-
ванных
в
организации
совместной
де
-
ятельности
по
созданию
перспектив
-
ных
коммерческих
технологий
,
новых
продуктов
и
услуг
.
Долгосрочным
результатом
реализации
платформы
будет
достижение
принципиаль
-
но
нового
уровня
комплексной
безопасно
-
сти
энергетики
,
обеспечивающего
конку
-
рентоспособность
,
а
в
ряде
случаев
и
лидер
-
ство
на
мировом
уровне
за
счет
разработки
и
реализации
инновационных
технологий
.
В
рамках
Технологической
плат
-
формы
«
Комплексная
безопасность
энергетики
»
в
РФ
будет
налажено
ин
-
новационное
единство
между
наукой
и
высокотехнологичным
бизнесом
.
Основные
результаты
деятельно
-
сти
платформы
:
•
стратегическая
концепция
раз
-
вития
в
России
научных
исследо
-
ваний
и
внедрения
результатов
в
области
комплексной
безопасно
-
сти
энергетики
,
а
также
«
дорож
-
ная
карта
»
их
реализации
;
•
результативные
механизмы
на
-
учно
-
производственной
коопера
-
ции
между
научными
,
приклад
-
ными
,
проектными
организация
-
ми
,
бизнес
-
сообществом
в
сфере
комплексной
безопасности
энер
-
гетики
,
обеспечивающие
привле
-
чение
государственных
и
частных
источников
финансирования
;
•
эффективные
модели
частно
-
государственного
партнерства
в
области
комплексной
безопас
-
ности
энергетики
с
учетом
точек
зрения
всех
заинтересованных
сторон
:
государства
,
промыш
-
ленности
,
научного
сообщества
,
контролирующих
органов
,
поль
-
зователей
и
потребителей
,
а
так
-
же
распространение
полученно
-
го
опыта
;
•
единый
инновационный
цикл
,
охватывающий
фундаментальную
и
прикладную
науку
,
конструктор
-
ские
,
научно
-
технические
и
про
-
изводственные
подразделения
предприятий
и
организаций
;
•
инфраструктура
для
разработ
-
ки
новых
технологий
в
области
комплексной
безопасно
-
сти
энергетики
.
В
результате
деятельно
-
сти
Технологической
плат
-
формы
реализуется
новое
поколение
технологий
мо
-
ниторинга
,
контроля
и
ре
-
гулирования
производ
-
ства
и
потребления
элек
-
троэнергии
на
энергопри
-
нимающих
устройствах
потребителей
;
мониторин
-
га
в
реальном
времени
комплекс
-
ной
безопасности
критически
важ
-
ных
и
социально
значимых
энергети
-
ческих
объектов
и
системы
в
целом
;
расчетно
-
аналитической
поддержки
управления
и
принятия
решения
в
чрезвычайных
ситуациях
,
работаю
-
щих
в
режиме
реального
и
квазире
-
ального
времени
,
а
также
позволяю
-
щих
реализовать
комплексные
мате
-
матические
модели
энергетической
системы
и
новые
алгоритмы
и
ме
-
тодики
комплексной
безопасности
энергетических
объектов
.
Умелое
и
взвешенное
примене
-
ние
кластерного
подхода
в
управле
-
нии
коммунальной
энергетикой
и
ЖКХ
региона
даст
целый
ряд
поло
-
жительных
синергетических
эффек
-
тов
вследствие
близости
потребите
-
лей
и
производителей
,
сетевых
вза
-
имодействий
,
распространения
новых
знаний
и
умений
.
Жилищно
-
коммунальное
хозяйство
обеспечи
-
вает
объекты
коммунальными
ресур
-
сами
и
соответствующими
услугами
объектов
недвижимости
.
Сегодня
лю
-
бая
недвижимость
не
может
исполь
-
зоваться
без
электроэнергии
,
теп
-
ла
,
водоснабжения
,
вентиляции
,
кон
-
диционирования
и
т
.
д
.,
а
также
без
услуг
по
их
предоставлению
.
Реализация
Технологической
платформы
существенно
повысит
на
-
дежность
и
безопасность
энергетиче
-
ской
инфраструктуры
,
в
том
числе
и
ЖКХ
,
что
,
бесспорно
,
является
одним
из
важнейших
вопросов
обслужива
-
ния
территорий
,
а
также
социально
-
экономического
развития
субъектов
Российской
Федерации
.
Долгосрочным
результатом
реа
-
лизации
платформы
будет
достиже
-
ние
принципиально
нового
уровня
комплексной
безопасности
энерге
-
тики
,
обеспечивающего
конкуренто
-
способность
,
а
в
ряде
случаев
и
ли
-
дерство
на
мировом
уровне
за
счет
разработки
и
реализации
инноваци
-
онных
технологий
.
Оригинал статьи: Технологическая платформа «Комплексная безопасность энергетики» — будущее энергосистемы России
В конце прошлого года состоялось собрание по учреждению Технологической платформы «Комплексная безопасность энергетики» в соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (3 августа 2010 г.), которое было инициировано РНЦ «Курчатовский институт» и Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики РАН (ИБРАЭ РАН).