«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
40
Тема номера
Вводный комментарий
Желание заглянуть в будущее,
каким бы отдаленным оно не пред-
ставлялось, всегда отличало пере-
довые умы человечества. К числу
таких людей в простейшем случае
относятся обычные «фантазеры»,
строящие свои заключения порой
на абсолютно беспочвенных осно-
ваниях. Более серьезны предвиде-
ния «научных фантастов» — писа-
телей, достаточно эрудированных
как в технических, так и гуманитар-
ных областях. Наконец, «футуроло-
ги» — специалисты по прогнозиро-
ванию динамики развития той или
иной сферы человеческой деятель-
ности на основании исследования
трендов соответствующих эволюци-
онных процессов. От правильности
сделанных ими прогнозов потребно-
стей общества в тех или иных инно-
вациях во многом зависит выработ-
ка
стратегии развития
соответству-
ющей области науки и техники.
В настоящей статье будет идти
речь о стратегии развития Единой
национальной электрической сети
(ЕНЭС) в той ее части, которая свя-
зана с вопросами передачи электри-
ческой энергии (ЭЭ). В разработан-
ных Федеральной сетевой компани-
ей Единой энергетической системы
России (ФСК ЕЭС) «Основных поло-
жениях» этой стратегии [1] справед-
ливо отмечается, что сегодня суще-
ствует
ряд проблем
, как доставших-
ся в наследство от предшествующе-
го периода, так и возникших в свя-
зи с решением задач реформиро-
вания электроэнергетики и измене-
нием экономических условий в Рос-
сии. Естественно, все эти проблемы
требуют адекватного решения.
Любая из этих проблем, исполь-
зуя терминологию теории «иссле-
дования операций» [2], представля-
ет собой
проблему выбора
. Имеет-
ся в виду обоснованный с позиций
совокупности
показателей эффек-
тивности
выбор лучшего из числа
альтернативных вариантов реше-
ния той или иной поставленной за-
дачи, принадлежащей к определен-
ному направлению развития. При
этом, очевидно, в составе этих за-
дач существует иерархия, постро-
енная по степени их общности и
приоритетности. Макроуровень в
этой иерархии соответствует стра-
тегическим задачам развития ЕНЭС
как технологического звена ЕЭС
России, а нижний уровень отвеча-
ет, например, сооружению конкрет-
ной линии электропередачи в той
или иной энергосистеме или же ли-
нии межсистемной связи.
На любом из этих уровней в той
или иной (большей или меньшей)
степени
лицу
,
принимающему ре-
шение
(ЛПР), или соответствующе-
му руководящему органу неизбеж-
но приходится учитывать три аспек-
та проблемы выбора —
концепту-
альный, технологический и методо-
логический
, которые и рассматри-
ваются ниже в разрезе тех пред-
Техника передачи
электроэнергии:
проблемы развития
Аналитический обзор
Э.Н. Зуев,
профессор кафедры
«Электроэнергетические системы» МЭИ (ТУ),
кандидат технических наук
Рассматриваются три взаимосвязанных аспекта проблемы выбора
оптимальных технических решений в сфере передачи электрической энергии
(концептуальный, технологический и методологический) применительно к
стратегии перспективного развития Единой национальной электрической сети
Российской Федерации.
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
41
Тема номера
ложений, которые фигурируют в
«Стратегии развития ЕНЭС» при-
менительно к
сфере передачи элек-
троэнергии
. Несмотря на безус-
ловную ценность попытки сфор-
мулировать стратегические цели и
конкретные задачи перспективно-
го развития ЕНЭС, представляется,
что ряд положений рассматривае-
мой стратегии нуждается в крити-
ческом анализе и, возможно, в не-
которых дополнениях или уточнени-
ях. Данная статья имеет целью об-
ратить внимание читателей на ряд
моментов, которые, по мнению ав-
тора, нуждаются, по крайней мере,
в дальнейшем обсуждении и, может
быть, даже и в переосмыслении.
Концептуальный аспект
Оговоримся сразу, что да-
лее не рассматриваются пробле-
мы правового и организационно-
го характера, связанные с рефор-
мированием электроэнергетики.
Речь пойдет лишь о технических и
технико-экономических вопросах,
касающихся перспективного раз-
вития ЕНЭС.
Когда рассматривается такая ги-
гантская по масштабам иерархи-
ческая (многоуровневая) структу-
ра, как ЕНЭС, у любого, критиче-
ски мыслящего специалиста возни-
кает вопрос: оптимальна ли эта ие-
рархическая лестница, состоящая
из множества ступеней трансфор-
мации напряжения? Как отмечает-
ся в [3], последствия принятого в
начале второй половины прошло-
го века решения о введении в быв-
шем СССР второй, «параллельной»
системы напряжений (110–330–750
кВ) наряду с основной (110–220–
500–1150 кВ), оказались скорее
негативными, нежели позитивны-
ми. По состоянию на начало 2007 г.
сети этой системы напряжений обе-
спечивали передачу и распреде-
ление всего лишь около 11% всей
мощности электростанций страны
[4, 5]. Конечно, те элементы сети,
что уже функционируют в рамках
второй системы напряжений (линии
электропередачи, системные и се-
тевые подстанции) должны отрабо-
тать свой срок. А что же дальше? К
сожалению, этот вопрос не затра-
гивается в [1].
Необходимость обеспечения по-
крытия электропотребления, ко-
торое по благоприятному («макси-
мальному») сценарию развития эко-
номики возрастет к 2020 году при-
мерно в 1,75 раза по сравнению с
2006 годом и достигнет 1710 млрд
кВт·ч [4], вероятнее всего потребует
сооружения во втором десятилетии
XXI века новых, достаточно мощных
источников электроэнергии. Воз-
можно, это будут ГЭС, АЭС или КЭС
мощностью 8—10 млн кВт.
Где они будут сооружаться, в ка-
ких направлениях и какими сред-
ствами должна быть организова-
на выдача их мощности? Ответы на
эти вопросы частично даны в «Ге-
Э.Н. Зуев, профессор кафедры
«Электроэнергетические
системы» МЭИ (ТУ),
кандидат технических наук
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
42
Тема номера
неральной схеме размещения объ-
ектов электроэнергетики до 2020
года» [6] (далее «Генеральная схе-
ма»). Так, например, в [4, 6] гово-
рится о строительстве Эвенкийской
ГЭС на севере Красноярского края
мощностью 6 — 8 ГВт для электро-
снабжения остродефицитной Тю-
менской энергосистемы. Упомина-
ется и о сооружении новых АЭС
(Нижегородской, Южноуральской,
Северской).
К числу концептуальных следу-
ет отнести вопрос и
о выборе рода
тока
(трехфазный переменный или
постоянный) для передачи боль-
ших мощностей по линиям сверх-
высокого напряжения, имея в виду
усугубление проблем обеспечения
устойчивости параллельной рабо-
ты звеньев ЕЭС России и надеж-
ности электроснабжения крупных
агломераций потребителей, среди
которых на первом месте стоит та-
кой мегаполис, как Москва [7]. Ава-
рийная ситуация, возникшая здесь
в мае 2005 года, является тревож-
ным симптомом и требует разработ-
ки серии проектных решений по по-
вышению уровня надежности элек-
троснабжения.
Представляется, что в «Гене-
ральной схеме» принята однознач-
ная ориентация на расширенное со-
оружение мощных (2–3 ГВт на цепь)
электропередач постоянного тока
(ППТ), поскольку в [4] рекоменду-
ется сооружение трех таких пере-
дач напряжением ±500 кВ из Сиби-
ри в западном направлении, а также
ППТ ±750 кВ Урал — Средняя Вол-
га — Центр пропускной способно-
стью 3000 МВт и протяженностью
1850 км. На аналогичные параме-
тры предполагается соорудить и две
ППТ для экспорта ЭЭ из Объединен-
ной энергосистемы (ОЭС) Сибири
в КНР. Вместе с тем, по справедли-
вому мнению авторитетных специа-
листов Научно-исследовательского
института постоянного тока (НИИПТ)
«передачи постоянного тока, зало-
женные в “Генеральной схеме”, нуж-
даются в технико-экономическом
обосновании»
. Дело в том, что се-
годня в связи с нестабильностью
экономической ситуации отсутству-
ет представление о современных
границах
областей целесообразного
применения
электропередач пере-
менного и постоянного тока, постро-
енных в координатах передаваемой
активной мощности и протяженно-
сти линии.
Выше шла речь о достаточно
длинных ППТ, сооружаемых с ис-
пользованием
воздушных линий
(ВЛ). Вместе с тем, в мировой прак-
тике немало примеров сооружения
кабельных линий
(КЛ) постоянно-
го тока прежде всего для пересече-
ния протяженных водных преград,
где сооружение подводных линий
переменного тока ограничено по
длине из-за их большой зарядной
мощности. Применительно к Рос-
сии, где нет опыта сооружения под-
водных КЛ, рассматривалась идея
усиления электроснабжения Со-
чинского энергоузла путем строи-
тельства подводной КЛ постоянно-
го тока «Джубга — Псоу» [8, 9] дли-
ной около 200 км.
Ввод в эксплуатацию новых ге-
нерирующих мощностей неизбежно
повлечет за собой и изменение пе-
ретоков по уже существующим меж-
системным связям. Каков прогноз
динамики роста необходимой про-
пускной способности сечений си-
стемообразующей сети прежде все-
го между ОЭС? В [1] перечислены
межсистемные связи, требующие
усиления в ближайшей перспективе
(до 2013 г.), однако, представляется,
что оно будет осуществляться пре-
жде всего
путем наращивания чис-
ла параллельных цепей
наиболее
высокого в связываемых ОЭС на-
пряжения и прежде всего 500 кВ [3].
Вместе с тем, хорошо извест-
но, что простое увеличение чис-
ла однотипных элементов (объек-
тов) представляет собой «
экстен-
сивный
» путь развития, который не
является экономически эффектив-
ным, так как удельные затраты на
сооружение и эксплуатацию таких
объектов не снижаются, остаются
прежними. «
Интенсивный
» же путь
развития, напротив, предполага-
ет сооружение таких новых объек-
тов, которые обладают более высо-
кими качественными характеристи-
ками. Какими же должны быть эти
вновь сооружаемые линии элек-
тропередачи (ЛЭП)? К этому вопро-
су мы вернемся при рассмотрении
технологического и методологиче-
ского аспектов.
А сейчас вспомним о том, что
в общей протяженности ВЛ 35–
1150 кВ в России на рубеже XXI века
около 90% приходилось на долю ли-
ний 35–220 кВ [5]. И хотя к компе-
тенции ФСК ЕЭС и, следовательно,
к ЕНЭС из них отнесены только ВЛ
220 кВ, протяженность которых со-
ставляет 15% от суммарной, пред-
ставляется, что обойти молчанием
электрические сети, выполняющие
распределительные функции, нель-
зя. И здесь опять возникает вопрос
о соотношении масштабов разви-
тия сетей 110 и 220 кВ, поскольку
напряжение 35 кВ уже более 20 лет
назад было признано малоперспек-
тивным даже для сельских электри-
ческих сетей [10].
В работе, выполненной в Энерге-
тическом институте им. Г.М. Кржи-
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
43
Тема номера
жановского, утверждается, что в
перспективе следует ориентиро-
ваться на
преимущественное раз-
витие сетей 220 кВ
, причем авто-
ры [11] аргументируют это положе-
ние целесообразностью уменьше-
ния числа трансформаций напря-
жения, с чем априори нельзя не со-
гласиться. Однако неясно, вытекает
ли этот вывод из соображений улуч-
шения балансов реактивной мощ-
ности и снижения потерь электроэ-
нергии или же он имеет и экономи-
ческое обоснование.
Как показали исследования,
проведенные на кафедре «Элек-
троэнергетические системы» МЭИ,
положение границы, разделяющей
области экономически целесоо-
бразного применения
ВЛ 110 и 220
кВ, в новых экономических услови-
ях достаточно сильно изменилось
по сравнению с тем, которое было
определено более 30 лет назад и
фигурирует в [10]. Будучи постро-
ена в соответствии с условием ра-
венства
дисконтированных затрат
на сооружение и эксплуатацию та-
ких ВЛ (с учетом концевых подстан-
ций) при современных и ожидае-
мых в будущем значениях экономи-
ческих показателей и, в том числе,
стоимости потерь электроэнергии,
эта граница
значительно сокраща-
ет
область целесообразного при-
менения ВЛ 110 кВ [12].
С этим положением нельзя
не считаться при проектирова-
нии схем развития новых сетей
распределительного назначения
и при решении вопросов рекон-
струкции и технического перево-
оружения уже существующих [13].
Можно предположить, что анало-
гичная картина будет наблюдать-
ся и при сопоставлении вариантов
КЛ 10 и 20 кВ в системах электро-
снабжения городов и промышлен-
ных зон. Короче говоря, представ-
ляется, что в перспективе устояв-
шиеся в течение предшествующих
десятилетий каноны в проектиро-
вании электрических сетей долж-
ны претерпеть существенные из-
менения.
Технологический аспект
Принятые на макроуровне
«стратегические» решения по от-
дельным направлениям развития
ЕНЭС, в том числе и в области пе-
редачи ЭЭ, требуют дальнейшей
проработки с доведением до кон-
кретных оптимальных технических
решений и их внедрения в практи-
ку электросетевого строительства.
На рис. 1 сделана попытка пред-
ставить в виде некоторой структур-
ной схемы совокупность участников
этого процесса, начиная с генера-
ции идей и кончая их реализацией
на объектах ЕНЭС.
Следуя известному принципу,
что «новое — это хорошо забытое
старое», поиск технических реше-
ний, адекватных поставленной за-
даче, следует начинать с тщатель-
ного анализа патентной информа-
ции, которая, как правило, весьма
многообразна. Для выбора из чис-
ла разработанных решений тех, ко-
торые в наибольшей степени соот-
ветствуют решаемой задаче, долж-
на быть сформирована
совокуп-
ность показателей эффективно-
сти
и критерии их оценки, о чем бу-
дет идти речь далее при рассмо-
трении методологического аспек-
та. Здесь же следует подчеркнуть,
что огромный опыт, уже накоплен-
ный в отечественных и зарубежных
научных подразделениях техниче-
ских университетов, в отраслевых
Отраслевые
научно-
исследовательские
институты
Высшая школа
(Технические
Университеты)
ГЕНЕРАЦИЯ
ИДЕЙ
(ТЕОРИЯ)
Банк
патентов
РАЗРАБОТКА
ВАРИАНТОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
И ВЫБОР
ОПТИМАЛЬНЫХ
ПРОИЗВОДСТВО
ИЗДЕЛИЙ И
ОКАЗАНИЕ
УСЛУГ
Строительно-
монтажные,
наладочные и
ремонтные
организации
Отраслевые
проектные
институты
ТРАДИЦИОННЫЕ
РЕШЕНИЯ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ
РЕШЕНИЯ
Предприятия
электротехнической
промышленности и
стройиндустрии
Рис.1. Схема взаимодействия участников разработки, выбора и внедрения
технических решений
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
44
Тема номера
НИИ и проектных организациях,
сам по себе еще не является гаран-
тией успеха в выборе оптимальных
решений на сравнительно отдален-
ную перспективу, имея в виду опре-
деленную «зашоренность» их спе-
циалистов, их приверженность к
устоявшимся канонам и принципам,
их внутреннее «сопротивление», а
подчас и неприятие новых реалий и
инноваций.
Как следует из рис.1, все техни-
ческие решения разделены нами на
две категории, к первой из которых
отнесены решения, условно назван-
ные «
традиционными
» (или «стары-
ми»), а ко второй — «
нетрадицион-
ные
» («новые»). Обратим внимание
на условность термина «традицион-
ные», поскольку, как будет ясно из
дальнейшего, в одних странах не-
которые технические решения дей-
ствительно применяются уже много
лет и для них являются «старыми»,
тогда как для других они представ-
ляются относительно новыми.
Говоря о первой категории,
нельзя не поддержать высказанную
в [1] мысль об ориентации на пере-
довые технологии и лучшие образ-
цы техники, уже апробированные в
мировом масштабе. Однако, будучи
продекларированной, эта мысль, на
наш взгляд, недостаточно конкрети-
зирована авторами СР ЕНЭС в ча-
сти передачи ЭЭ.
Скажем, во многих зарубежных
странах в линейном строительстве
уже давно не применяются стале-
алюминиевые провода. Их замени-
ли
провода из алюминиевых спла-
вов
, по механической прочности не
уступающие сталеалюминиевым.
Или взять линейную изоляцию, где
более дешевые и легкие
полимер-
ные стержневые изоляторы
успеш-
но конкурируют с подвесными гир-
ляндами из стеклянных и фарфоро-
вых изоляторов. Не лишне вспом-
нить и о том, что в таких странах,
как США и Канада
кабели с изоля-
цией из сшитого полиэтилена
за-
нимают 80-85% на рынке силовых
кабелей 10 — 220 кВ. В Германии
и Дании эта цифра возрастает до
95%, а во Франции, Финляндии и
Швеции — до 100%, тогда как нам
пока что очень далеко до этих пока-
зателей. Применение
самонесущих
изолированных проводов
(СИП) на
ВЛ 0,4 и 10 кВ у нас началось отно-
сительно недавно [14], хотя в скан-
динавских странах опыт их исполь-
зования насчитывает уже полстоле-
тия.
Представляется закономерным,
что широко обсуждавшаяся с на-
чала 80-х годов прошлого века, но
так и не реализованная идея вне-
дрения так называемой «
сокращен-
ной номенклатуры
» сечений прово-
дов ВЛ 110 кВ и более сегодня об-
ретает второе дыхание [15]. Не об-
суждая здесь преимуществ унифи-
кации сечений, которая, кстати, ши-
роко используется за рубежом, от-
метим только, что, по нашему мне-
нию, в СР ЕНЭС следовало бы кос-
нуться этого вопроса.
Необходимость решения задач
реконструкции участков электри-
ческих сетей с целью повышения
их пропускной способности при-
вела к разработке ряда новых кон-
струкций проводов для ВЛ, отлича-
ющихся более высокой по сравне-
нию с обычными сталеалюминиевы-
ми проводами допустимой темпера-
турой нагрева [16], а следователь-
но, и большей допустимой переда-
ваемой мощностью.
Одной из таких конструкций
является провод марки GTACSR
(«Gapped» TAL alloy Aluminium
Conductor Steel Reinforced) [17]. В та-
ком проводе имеется зазор («gap»)
между стальным сердечником и
внешними проводящими повивами
из алюминиевого сплава. Этот за-
зор заполнен тугоплавкой смазкой.
Такая конструкция обеспечивает
скольжение алюминиевых слоев от-
носительно стального сердечника,
что позволяет осуществлять фикса-
цию последнего в специальных за-
жимах и исключить при этом натя-
жение алюминиевого слоя.
Это, в свою очередь, гарантиру-
ет малое увеличение стрелы про-
веса провода с ростом темпера-
туры, которая может быть доведе-
на до 150°С вместо 70°С для про-
водов марки АС. При этом допусти-
мая по условиям нагрева мощность
может быть увеличена примерно в
2 раза без замены опор, которая
обычно требуется при реконструк-
ции с применением проводов боль-
шего сечения или при повышении
номинального напряжения ВЛ. Пи-
лотные проекты ВЛ с такими про-
водами реализованы в Испании и
Италии. Этот опыт, вероятно, был
бы полезным и в российских усло-
виях, хотя, как отмечается в [17],
технико-экономического сопостав-
ления этого решения с упомянуты-
ми выше традиционными решения-
ми в России пока не проводилось.
Аналогичными свойствами об-
ладает и
алюминиевый композит-
ный усиленный провод
(ACCR) [18],
имеющий не стальной, а «композит-
ный» сердечник, каждая проволока
которого изготовлена из алюминия
высокой чистоты, в который вне-
дрены более 25 000 микрометровых
непрерывных волокон оксида алю-
миния (Al
2
O
3
). Они придают мате-
риалу высокую прочность, сравни-
мую с прочностью стали, хотя мас-
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
45
Тема номера
са такого сердечника в 2 раза мень-
ше стального. Проволоки внешних
повивов состоят из температуро-
устойчивого сплава «алюминий —
цирконий» (Al–Zr), который в отли-
чие от чистого алюминия сохраня-
ет прочность вплоть до 210°С. К со-
жалению, в [18] отсутствует инфор-
мация о стоимостных характеристи-
ках такого провода по сравнению с
традиционной конструкцией, хотя и
утверждается, что с его помощью
можно успешно решать задачу уве-
личения пропускной способности
ВЛ при их реконструкции.
Если говорить о материале опор
ВЛ, то в регионах, богатых длинно-
мерным лесом (сосна, лиственни-
ца), сам Бог велел ориентировать-
ся на применение более дешевых
по сравнению с железобетонными
и тем более со стальными
деревян-
ных опор
и не только на ВЛ 220 кВ
и менее, но, возможно, и на линиях
330 кВ (например, в ОЭС Северо-
Запада). Ведь построена же в
США ВЛ 345 кВ на опорах из кле-
еной древесины. Что касается сро-
ка службы таких опор, то их пропит-
ка современными водорастворимы-
ми антисептиками позволяет увели-
чить его с 30 до 40 лет. Кстати, шаг в
этом направлении уже сделан в Мо-
сковской объединенной электросе-
тевой компании (МОЭСК), где при-
менение деревянных опор на ВЛ 0,4
и 10 кВ считают разумной альтерна-
тивой сооружению таких ВЛ на же-
лезобетонных опорах [19].
Не определена сегодня и об-
ласть применения
многогран-
ных металлических опор
(ММО)
по отношению к железобетонным
(ЖБО) и металлическим решет-
чатым (МРО) конструкциям. В ми-
ровой практике опыт применения
ММО насчитывает около 40 лет. Их
интегральные преимущества по 10
показателям выявлены при исполь-
зовании метода экспертных оценок
[20], а в [21] на конкретном приме-
ре сооружения ВЛ 220 кВ с исполь-
зованием упомянутых выше трех
видов опор показана экономиче-
ская эффективность ВЛ на ММО
как по критерию минимума инве-
стиций (капиталовложений), так и
по критерию минимума дисконти-
рованных затрат.
Размышляя об оптимальном
ко-
личестве трехфазных цепей
на опо-
ре применительно к ВЛ, проходя-
щим через густонаселенные райо-
ны, где стоимость отчуждаемой под
трассу линии территории достаточ-
но высока, стоит проанализировать
опыт зарубежных стран и, прежде
всего, западноевропейских. Если
ориентироваться только на обыч-
ные для нас конструкции опор с
подвеской не более двух трехфаз-
ных цепей (N
ц
≤
2) одного номиналь-
ного напряжения, то при необхо-
димости передачи по данной трас-
се увеличенной мощности не оста-
ется ничего иного кроме сооруже-
ния параллельно идущей по этой
трассе дополнительной линии того
же или более высокого номиналь-
ного напряжения. При этом полоса
отчуждения увеличивается в 2 и бо-
лее раза. Отечественные двухцеп-
ные опоры, как известно, исполь-
зуются для сооружения ВЛ с но-
минальным напряжением не более
330 кВ, хотя в Японии, например,
практически все опоры ВЛ 500 кВ
имеют двухцепное исполнение, а в
Южной Корее введена в эксплуата-
цию первая в мире двухцепная ВЛ
765 кВ [5].
Вместе с тем, уже с 70-х годов
прошлого века в Западной Евро-
пе с целью экономии отчуждаемой
территории нашли применение так
называемые «
комбинированные
ВЛ
», когда на одной опоре распо-
ложены цепи с различными номи-
нальными напряжениями. Харак-
терным примером такой ВЛ являет-
ся шестицепная германская линия,
где на двух верхних траверсах опо-
ры расположены две цепи 380 кВ, а
на двух нижних — по две цепи 220 и
110 кВ соответственно. Эта доста-
точно громоздкая по нашим меркам
опора (рис. 2) с высотой 63,4 м име-
ет горизонтальный габарит 33,8 м
[22]. При этом полоса отчуждения с
учетом охранной зоны оказывается
на порядок меньше по сравнению с
размещением цепей каждого номи-
нального напряжения на отдельных
двухцепных опорах. Совсем недав-
но такого типа линии стали соору-
жаться и в России, но отечествен-
ная практика пока ограничивается
Рис. 2. Опора многоцепной комбинированной
ВЛ 380 — 220 — 110 кВ
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
46
Тема номера
применением комбинированных че-
тырехцепных ВЛ 220 — 110 кВ на
ММО (по 2 цепи каждого напряже-
ния) [23].
Еще один момент связан с
опти-
мальным количеством проводов в
расщепленной фазе
, которое при
прочих равных условиях определя-
ет погонные значения реактивных
параметров ВЛ, а следовательно,
и ее натуральную мощность. За ру-
бежом, например, немало линий
220 кВ сооружены с расщеплени-
ем фазы на два провода, тогда как
в России таких линий нет. А евро-
пейские ВЛ 380 — 400 кВ, как пра-
вило, имеют фазы, расщеплен-
ные на 4 провода, тогда как у нас
на ВЛ 330 кВ два провода в фазе,
а на ВЛ 500 кВ — три. Эти приня-
тые относительно давно и ставшие
«традиционными» решения в со-
временных условиях нуждаются в
переосмыслении и, возможно, в
корректировке.
Говоря об оптимальном количе-
стве проводов (
N
пр
) в расщеплен-
ной фазе ВЛ ультравысокого на-
пряжения (свыше 1000 кВ), нель-
зя не вспомнить и об идее «
глубо-
кого расщепления
» [24], когда при
N
пр
= 12 — 20 и при расположении
проводов по окружности геометри-
ческая форма фазы приближает-
ся к цилиндрической. Вполне воз-
можно, что в новых экономических
условиях это решение окажется
конкурентоспособным по отноше-
нию к другим конструктивным ме-
роприятиям, преследующим анало-
гичные цели.
Все эти примеры свидетель-
ствуют о том, что и в сфере приме-
нения «традиционных» технологий
передачи ЭЭ по ВЛ и КЛ пробле-
ма выбора оптимального решения
не снята с повестки дня. Тем более
это относится к нетрадиционным
решениям.
Наиболее общая классифика-
ция относительно новых, «нетра-
диционных» направлений в сфе-
ре передачи ЭЭ с использовани-
ем
переменного тока
представле-
на на рис. 3. Среди линий «
откры-
того типа
», токоведущие элементы
которых расположены на открытом
воздухе, следует выделить две от-
носительно крупных категории. К
первой относятся ВЛ, изменение
реактивных параметров которых
достигается прежде всего за счет
изменения геометрического распо-
ложения фаз в целом и их состав-
ляющих. В этом случае можно го-
ворить о
статической
оптимизации
режимных свойств линии. Ее ре-
зультатом является
повышение на-
туральной мощности
и снижение
напряженности электрического
поля под линией, то есть
уменьше-
ние отрицательного экологическо-
го воздействия
. Не останавлива-
ясь здесь на разнообразных запа-
тентованных вариантах ВЛ данной
категории, отметим только, что они
подробно рассмотрены в [25, 26].
Характерным представителем этой
категории выступают ВЛ со сбли-
женными расщепленными фазами,
иначе называемые «
компактными
»
[27]. Они сооружаются на
опорах
охватывающего типа
, где фазы не
разделены стойками конструкции.
Характерной особенностью дру-
гой крупной категории является из-
менение режимных свойств линии
за счет управления балансом ре-
активной мощности в ней (то есть
соотношением ее потерь и гене-
рации) посредством регулируемых
устройств продольной и попереч-
ной компенсации или фазосдвига-
ПЕРЕДАЧА ЭЭ
НА ПЕРЕМЕННОМ
ТОКЕ
ЛИНИИ
ОТКРЫТОГО ТИПА
(ВОЗДУШНЫЕ)
С ПОВЫШЕННОЙ
НАТУРАЛЬНОЙ МОЩНОСТЬЮ
И С ПОНИЖЕННЫМ
ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ВЛИЯНИЕМ
С УПРАВЛЯЕМОЙ
КОМПЕНСАЦИЕЙ ПАРАМЕТРОВ
И РЕГУЛИРУЕМЫМ БАЛАНСОМ
РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ
ЛИНИИ
ЗАКРЫТОГО ТИПА
(КАБЕЛЬНЫЕ)
С ФОРСИРОВАННЫМ
ОХЛАЖДЕНИЕМ
С ИЗОЛЯЦИЕЙ
СЖАТЫМ ГАЗОМ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЯВЛЕНИЯ
СВЕРХПРОВОДИМОСТИ
Рис. 3. Основные категории нетрадиционных линий электропередачи
переменного тока
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
47
Тема номера
ющих устройств. В последнем слу-
чае используется термин «
управля-
емые самокомпенсирующиеся воз-
душные линии
» (УСВЛ) [28].
К числу устройств компенсации
относятся автоматически
управ-
ляемые шунтирующие реакторы
(УШР), потребление реактивной
мощности которыми регулируется
в зависимости от уровня напряже-
ния в точке их подключения. Здесь
конкурентоспособными варианта-
ми выступают управляющие шунти-
рующие реакторы трансформатор-
ного типа (УШРТ) [29] и реакторы,
управляемые подмагничиванием
(УШРП) [30]. Очевидно, и здесь в
перспективе предстоит решать за-
дачу выбора, поскольку однознач-
ные рекомендации относительно
областей их рационального приме-
нения в СР ЕНЭС отсутствуют.
В отличие от УШР, которые спо-
собны лишь поглощать избыт-
ки реактивной мощности,
стати-
ческие тиристорные компенсато-
ры
(СТК) могут работать как в ре-
жиме потребления, так и в режи-
ме генерации реактивной мощно-
сти. Развитие преобразователь-
ной техники привело к созданию
нового поколения СТК типа СТАТ-
КОН (STATCON) [31] и к появлению
в зарубежной литературе аббре-
виатуры FACTS (Flexible Alternating
Current Transmission Systems), в пе-
реводе означающей «
гибкие элек-
тропередачи переменного тока
».
Применение всех этих
устройств позволяет характеризо-
вать эту категорию ВЛ, как имею-
щую способность к
динамической
оптимизации
режимных свойств
линии. В СР ЕНЭС сделана безо-
говорочная ориентация на преиму-
щественное внедрение в ЕЭС Рос-
сии линий именно этой категории
(типа FACTS). Однако, создание та-
ких систем связано со значитель-
ным удорожанием по сравнению
с ВЛ первой категории, осущест-
вляющими статическую оптимиза-
цию свойств линии. Представля-
ется, что эти две категории следу-
ет рассматривать по крайней мере
как конкурирующие. И перед нами
опять встает проблема выбора.
Что касается кабельных линий,
новые типы которых детально рас-
смотрены в [32], то для трех основ-
ных конкурирующих категорий,
представленных на рис. 3, сегодня
еще не определены
области эко-
номически целесообразного при-
менения
в координатах передавае-
мой мощности и длины линии. В [1],
к сожалению, упоминается лишь
одна из этих категорий, а именно
линии, базирующиеся на исполь-
зовании явления «высокотемпера-
турной» (ВТСП) и «низкотемпера-
турной» (НТСП) сверхпроводимо-
сти. Вместе с тем, в зарубежных
системах электроснабжения рабо-
тают относительно короткие высо-
ковольтные кабельные линии имен-
но двух других категорий, то есть
КЛ с косвенным и непосредствен-
ным внешним (поверхностным) во-
дяным принудительным («форси-
рованным») охлаждением, а так-
же газоизолированные линии
, где
в качестве изолирующей среды ис-
пользуется преимущественно чи-
стый элегаз под давлением, либо
его смесь с азотом.
В России пока нет таких линий,
находящихся в промышленной экс-
плуатации, равно как и сверхпро-
водящих. И это объясняется тем,
что потребности в увеличении про-
пускной способности единичной
кабельной линии, предназначен-
ной, как правило, для глубоких вво-
дов ЭЭ на территории крупных го-
родов и промышленных зон, пока
не достигли у нас того уровня, при
котором традиционные решения
были бы уже экономически нео-
правданны. Тем не менее, в отда-
ленной перспективе этот уровень
может быть достигнут и тогда-то и
возникнет вновь проблема выбо-
ра. А сегодня категорическая ори-
ентация на единственное направ-
ление — использование явления
сверхпроводимости — представля-
ется по меньшей мере
преждевре-
менной
.
Чтобы аргументировать этот те-
зис, придется обратиться к относи-
тельно недавней истории. Вспом-
ним, что еще в конце 70-х годов
во всем мире были прекраще-
ны исследования кабельных ли-
ний с низкотемпературными сверх-
проводниками, поскольку выясни-
лось, что они смогут конкуриро-
вать с другими решениями лишь
при очень больших передаваемых
мощностях — 3 ГВт и более.
Тем не менее, надежда на воз-
рождение сверхпроводящих ка-
белей (СПК) и на улучшение их
технико-экономических показате-
лей появилась после открытия в
1986 году ВТСП-материалов, кри-
тические температуры которых
значительно превышают анало-
гичный показатель для металлов,
сплавов и соединений, относящих-
ся к категории «низкотемператур-
ных» сверхпроводников. С точки
зрения создания СПК это означа-
ет потенциальную возможность от-
каза от гелиевого контура в систе-
ме охлаждения и перехода на уро-
вень температур жидкого азота
(77К), что, в свою очередь, приво-
дит к существенному удешевлению
этой системы [33].
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
48
Тема номера
Однако, использование
ВТСП-
материалов первого поколения
(на основе висмута) для созда-
ния СПК ограничивается их отно-
сительно небольшой токонесу-
щей способностью при 77К. Вто-
рым отрицательным моментом яв-
ляется относительно высокая сто-
имость этих материалов. Открытие
ВТСП-материалов второго поколе-
ния
на основе иттрия с более вы-
сокой токонесущей способностью
и сравнимых по стоимости с медью
вызвало новый всплеск работ по
применению сверхпроводников для
передачи ЭЭ. На сегодня можно го-
ворить по крайней мере о 16 про-
ектных разработках, часть из кото-
рых уже реализована в течение по-
следнего десятилетия [34]. Их ана-
лиз свидетельствует о том, что пока
речь идет о передаче ЭЭ на отно-
сительно небольшие расстояния
(до 600 м) при номинальных напря-
жениях не выше 225 кВ и мощно-
сти не более 1000 МВА. Это, в свою
очередь, означает, что говорить о
«революции» в этой сфере пока не
приходится и следует рассматри-
вать такие сверхпроводящие ка-
бельные линии не более, чем в ка-
честве конкурентов другим нетра-
диционным видам передачи ЭЭ. Та-
ким образом, и здесь задача выбо-
ра не снимается с повестки дня.
В заключение отметим, что в
2009 году в России успешно про-
ведены испытания трехфазной
ВТСПКЛ 20 кВ длиной 200 метров
(рис. 4), рассчитанной на номи-
нальную передаваемую мощность
50 МВА (номинальный ток 1500 А)
[35]. Эта линия будет установле-
на на московской подстанции «Ди-
намо» для опытной эксплуатации в
2011 — 2012 годах.
Методологический аспект
Из рассмотрения технологиче-
ского аспекта следует, что в об-
щем случае для решения той или
иной задачи в области передачи
ЭЭ могут быть предложены спо-
собы, методы и конструкции, фор-
мирующие набор вариантов, под-
лежащих сопоставлению и выбо-
ру из них наилучшего. Как следу-
ет из рис. 5, где сделана попытка
схематически отобразить алгоритм
получения решения задачи, выбор
оптимального варианта осущест-
вляется на основе той или иной
совокупности
показателей эф-
фективности
(ПЭ) и соответству-
ющей им
технико-экономической
модели
(ТЭМ) при обязательном
соблюдении
условий сопостави-
мости
рассматриваемых вариан-
тов и с учетом всех
технических
ограничений.
Рис. 4. Фрагмент экспе-
риментальной трехфаз-
ной сверхпроводящей ка-
бельной линии 20 кВ (коор-
динатор проекта — ЭНИН
им. Кржижановского, от-
ветственный за выполне-
ние кабельной части проек-
та — ОАО «ВНИИКП», ис-
пытания проводились в ОАО
«НТЦ электроэнергетики»
при участии специалистов
ОАО «ВНИИКП» и МАИ)
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
49
Тема номера
Любой из ПЭ в общем случае
зависит от ряда влияющих техни-
ческих и экономических факторов,
часть которых является
неопреде-
ленной
. Это обстоятельство при-
водит к необходимости выявления
границ
области неопределенности
решения
по каждому из показате-
лей или их свертке (аддитивной или
мультипликативной). Внутри этой
области и выявляется оптимальное
решение, исходя из представлений
ЛПР о наиболее вероятном сочета-
нии неопределенных факторов.
Всей этой процедуре предше-
ствует формулировка (постановка)
задачи выбора. На рис. 5 представ-
лены три категории возможной по-
становки задачи:
• по отношению к оптими-
зируемой совокупности элементов
(«упрощенная» или «комплексная»);
•
по отношению к учету фак-
тора времени («статическая» или
«динамическая»);
•
по отношению к числу ПЭ
и соответствующих им критериев
(одно- или многокритериальная)*.
Шесть указанных здесь поста-
новок группируются по три шестью
возможными способами. Выбор
одного из способов группировки
является весьма серьезной само-
стоятельной задачей, ибо в конеч-
ном счете от него зависит степень
сложности математической фор-
мулировки задачи, то есть технико-
экономической модели, возмож-
ность или невозможность ее ана-
литического решения, выбор адек-
ватного математического аппарата
и трудоемкость решения.
Так в
наиболее простой
поста-
новке задача может быть сформу-
лирована как
упрощенная
(то есть
применительно к единственному
элементу без учета смежных),
ста-
тическая
(то есть без учета факто-
ра времени, например, роста на-
грузки линии) и
однокритериальная
(то есть с единственным показате-
лем эффективности, в качестве ко-
торого выступают, например, за-
траты на сооружение и эксплуата-
цию объекта, а в качестве соответ-
ствующего критерия — их мини-
мум). Эта группировка на рис. 5 на-
ходится в левой позиции. При такой
постановке в ряде случаев удается
представить ТЭМ в виде непрерыв-
ной дифференцируемой функции
и получить аналитическое выраже-
ние для определения оптимальных
параметров, соответствующих экс-
тремуму целевой функции оптими-
зации.
Другому крайнему, то есть
наи-
более сложному
варианту фор-
мулировки задачи, соответству-
УПРОЩЕННАЯ
СТАТИЧЕСКАЯ
ОДНО-
КРИТЕРИАЛЬНАЯ
УЧЕТ
ТЕХНИЧЕСКИХ
ОГРАНИЧЕНИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ
ТЕХНИКО-
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ
УСЛОВИЯ СОПО-
СТАВИМОСТИ
ВАРИАНТОВ
КОМПЛЕКСНАЯ
ДИНАМИЧЕСКАЯ
МНОГО-
КРИТЕРИАЛЬНАЯ
ПОСТАНОВКА
ЗАДАЧИ
ВЫБОРА
СОВОКУПНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ОБЛАСТИ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РЕШЕНИЯ
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО
ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ
Рис. 5. Алгоритмическая схема решения задачи выбора оптимального варианта
* Не следует отождествлять, как это
иногда делается, понятия «показатель эф-
фективности» и «критерий эффективно-
сти». Под последним понимается условие,
определяющее значение ПЭ (максималь-
ное, минимальное), к которому он должен
стремиться при вариации оптимизируемых
параметров.
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
50
Тема номера
ет группировка, находящаяся на
рис. 5 в правой позиции. При этом
задача ставится как
комплексная
(например, одновременный вы-
бор оптимальных сечений прово-
дов или жил кабелей, мощностей
трансформаторов и батарей кон-
денсаторов в распределительной
сети),
динамическая
(то есть с уче-
том роста нагрузок и изменения
ценности капитала во времени) и
многокритериальная
(то есть при
рассмотрении нескольких пока-
зателей эффективности). Для ре-
шения задачи в такой постанов-
ке, как правило, приходится ис-
пользовать методы динамическо-
го программирования и многокри-
териального анализа [36, 37]. Та-
кие задачи почти всегда характе-
ризуются большой размерностью
и, соответственно, трудоемкостью
вычислительного процесса. Реше-
ние осложняется и тем, что оптими-
зируемые параметры реально яв-
ляются
дискретными величинами
.
При этом получение аналитических
выражений для их определения не
представляется возможным.
Эти, хорошо известные специ-
алистам по решению оптимизаци-
онных задач сведения приводятся
здесь в связи с тем, что в «Основ-
ных положениях СР ЕНЭС» ста-
вится вопрос «правильной оценки
эффективности всего комплекса
мер, реализуемых в рамках Стра-
тегии» [1]. Для такой оценки пред-
лагается использовать «
Обобщен-
ный критерий оценки эффектив-
ности функционирования и раз-
вития ЕНЭС
» (ОКОР). Авторам [1]
«ОКОР представляется
(подчер-
кнуто мной)
отношением набора
показателей, характеризующих по-
требительские свойства сети, к по-
казателям, определяющим затра-
ты, необходимые для поддержания
или улучшения указанных потреби-
тельских свойств».
Постановку вопроса оценки эф-
фективности, равно как и исполь-
зование для этого некоторой
си-
стемы
(или комплекса)
показате-
лей
, в число которых входят и за-
траты, как показатель экономиче-
ской эффективности, нельзя не
признать актуальной и своевре-
менной, особенно учитывая то об-
стоятельство, что в современных
условиях методологическая база
оценки эффективности инвестици-
онных проектов существенно отли-
чается от существовавшей в эпо-
ху плановой экономики [38]. Об-
ратившись вновь к рис. 5, нетруд-
но установить что в данном случае
речь идет о постановке задачи как
комплексной, динамической и мно-
гокритериальной
, то есть о наибо-
лее сложном ее варианте.
Судя по процитированной выше
формулировке, обобщенный кри-
терий можно интерпретировать
как отношение некоторого
инте-
грального эффекта
к дисконтиро-
ванным затратам на его получе-
ние, что формально (по определе-
нию) можно трактовать как своего
рода
индекс доходности
[39], ко-
торый, естественно, должен мак-
симизироваться. Однако, отсут-
ствие в [1] конкретной информа-
ции о том, какие именно показа-
тели характеризуют потребитель-
ские свойства сети (и причем сети
в целом
, то есть ЕНЭС), не позво-
ляет дать какую-либо конкретную
оценку этому предложению.
Исходя из самых общих сооб-
ражений, можно предположить,
что к потребительским свойствам
сети следует отнести степень на-
дежности электроснабжения и ка-
чество электроэнергии у потреби-
телей. Однако, объекты ЕНЭС от-
делены от конкретных потребите-
лей сетями 110 кВ и менее, и имен-
но последние в силу своей гро-
мадной по сравнению с ЕНЭС об-
щей протяженностью линий элек-
тропередачи вносят основную леп-
ту как в уровень надежности, так
и в степень снижения напряжения
у потребителей (особенно в сель-
ских сетях). В связи с этим, а не из
праздного любопытства, хотелось
бы знать, каково конкретное со-
держание ОКОР и его аналитиче-
ское представление.
Но вернемся от сети в целом к
тем ее объектам, что осуществляют
транспорт ЭЭ, то есть к воздушным
линиям электропередачи, которые
и составляют основу ЕНЭС. Сфор-
мулированные в [1] основные стра-
тегические цели развития ЕНЭС
охватывают четыре аспекта —
тех-
нический, экономический, эколо-
гический и политический
. Очевид-
но, критерии выбора варианта лю-
бого из ее объектов (и ЛЭП в част-
ности) должны отражать по край-
ней мере первые три аспекта, по-
скольку последний не поддается
аналитическому представлению и
касается сети в целом, а не ее от-
дельных составляющих. Рассмо-
трим эти три аспекта применитель-
но к единичной ЛЭП с номиналь-
ным напряжением 220 кВ и выше,
имея в виду, что такие линии пре-
имущественно являются элемен-
тами системообразующей сети,
то есть связывают участки ЕНЭС,
имеющие собственные источники
питания.
В отличие от электрических ма-
шин и трансформаторов для ВЛ от-
сутствует такой параметр, как но-
минальная мощность, который по
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
51
Тема номера
существу и является
показателем
технической эффективности
объ-
екта. Применительно к рассматри-
ваемой линии показателем техни-
ческой эффективности очевид-
но следует считать ее пропускную
способность по условиям статиче-
ской устойчивости (
P
пр
), которая,
как известно, является функцией
номинального напряжения (
U
ном
),
волнового сопротивления (
Z
в
) и
протяженности линии (
L
) и пропор-
циональна
натуральной мощности
P
нат
U
2
ном
/
Z
в
:
P
пр
=
P
нат
/ sin
β
L
, (1)
где
β
— коэффициент изменения фазы,
равный для ВЛ примерно 0,06 эл. гр./км.
Поскольку в основе одной из
категорий нетрадиционных ЛЭП
(см. рис. 3) лежит идея повышения
натуральной мощности, а следо-
вательно, и пропускной способно-
сти линии, то ее
максимизация
мо-
жет трактоваться, как одна из це-
лей оптимизации.
Что касается второго аспекта,
то традиционно
показателем эко-
номической эффективности
высту-
пают затраты на сооружение и экс-
плуатацию 1 км линии З
0
. В совре-
менных условиях в соответствии с
[5] З
0
представляет собой дискон-
тированные затраты за определен-
ный инвестором расчетный пери-
од (
Т
р
) при норме дисконта
Е
и с
учетом удельной стоимости потерь
ЭЭ (ц
э
).
Минимизация
этих затрат
представляет собой еще одну цель
оптимизации.
Наконец, третий (экологиче-
ский) аспект применительно к ВЛ
выливается в
минимизацию шири-
ны полосы отчуждения под трас-
су
(
В
тр
), имея в виду уменьшение
ущерба землепользованию. Как
известно [5], стоимость отчужда-
емых земельных участков (посто-
янного отвода земель) для ЛЭП на
сегодняшний день все еще оцени-
вается по стоимости освоения но-
вых земель взамен изымаемых
сельскохозяйственных угодий, то
есть не отражает реальной ценно-
сти земли. В этих условиях в целе-
вую функцию оптимизации целесо-
образно ввести не стоимостной, а
натуральный показатель, которо-
му пропорциональна общая стои-
мость отчуждаемой территории, то
есть ширину трассы с учетом уста-
новленной охранной зоны.
Таким образом, задача выбора
оптимального варианта вновь со-
оружаемой ВЛ может быть сфор-
мулирована как
трехкритериаль-
ная
[40]. При мультипликативной
свертке трех частных критериев в
общий (комплексный) получим
з
уд
= З
0
·
В
тр
/
P
нат
min
(2)
Если
В
тр
выражено в км, то еди-
ницей измерения обобщенного по-
казателя (з
уд
) будет [руб./МВт], то
есть з
уд
есть ни что иное, как
удель-
ные затраты на 1 МВт натуральной
мощности
.
Предлагаемый комплексный
критерий не претендует на возмож-
ность использования в любых ситу-
ациях. Он удобен при сопоставле-
нии вариантов ВЛ, выполняющих
упомянутую выше задачу статиче-
ской оптимизации режимных па-
раметров, например при сравне-
нии традиционных и компактных
линий. Вместе с тем, заложенная в
нем идеология может оказаться по-
лезной и при выработке критерия
для сравнения линий, обеспечива-
ющих динамическую оптимизацию
режимных параметров (например,
FACTS) с другими возможными ва-
риантами, решающими задачу по-
вышения пропускной способности
прежде всего межсистемных свя-
зей в ЕНЭС.
Выводы
1. При принятии стратегиче-
ских решений по развитию ЕНЭС
на значительный перспективный
период следует учитывать три
аспекта проблемы выбора —
кон-
цептуальный, технологический и
методологический
.
2. В
рамках
концептуально-
го аспекта
необходимо решить во-
прос о целесообразности сосуще-
ствования в перспективе двух си-
стем номинальных напряжений и
уточнить границы областей эконо-
мически целесообразного их при-
менения в электрических сетях
ЕЭС России. Аналогичные области
следует определить и для электро-
передачи постоянного и перемен-
ного тока.
3. В
рамках
технологического
аспекта
в качестве конкурирующих
следует рассматривать варианты
технических решений, обеспечи-
вающих как динамическую, так и
статическую оптимизацию режим-
ных параметров электропередачи.
Ориентация на преимущественное
использование гибкой электропе-
редачи должна иметь тщательное
экономическое обоснование.
4. В рамках
методологиче-
ского аспекта
следует уточнить со-
держание «Обобщенного крите-
рия оценки эффективности функ-
ционирования и развития ЕНЭС»
(ОКОР) и разработать систе-
му частных критериев для выбо-
ра вариантов отдельных объектов
ЕНЭС.
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
52
Тема номера
1. Основные положения Стратегии
развития Единой национальной электри-
ческой сети на десятилетний период (ан-
нотированный материал). Москва, 2004.
www.fsk-ees.ru.
2. Вентцель Е.С. Исследование опера-
ций: задачи, принципы, методология. — М.:
Наука, 1980.
3. Волькенау И.М. О выборе напря-
жения системообразующей электрической
сети ЕЭС России до 2020 года // Энергетик,
2004, №2, с. 4—6.
4. Бобылева Н.В., Уварова Т.А., Че-
моданов В.И. Направления перспектив-
ного развития энергосистем Россий-
ской Федерации на период до 2020 года //
Электроэнергетика России: современ-
ное состояние, проблемы и перспекти-
вы: Сб. научн. тр. — М. Энергоатомиздат,
2008.
5. Справочник по проектированию
электрических сетей. — 3-е изд./Под ред.
Д.Л. Файбисовича. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС,
2009.
6. Кощеев Л.А., Мазуров М.И., Шлайф-
штейн В.А. Перспективы использования пе-
редачи постоянного тока в России. // ЭЛЕК-
ТРО, 2008, №5, с. 18—22.
7. Вариводов В.Н., Брянцев А.М. Осо-
бенности технической политики в электри-
ческих сетях мегаполисов // Энергоэксперт,
2007, №1, с. 18—25.
8. Адамоков Р.К. Целевая схема элек-
троснабжения Сочинского энергорайона
на перспективу до 2020 г. // ЭЛЕКТРО, 2009,
№2, с. 47—51.
9. Зуев Э.Н. К вопросу о сооружении
подводной кабельной линии для усиления
электроснабжения энергорайона г. Сочи
// Новое в российской электроэнергетике,
2007, №12, с. 17—25.
10.
Справочник по проектированию
электроэнергетических систем / Под ред.
С.С. Рокотяна и И.М. Шапиро. — 3-е изд. —
М.: Энергоатомиздат, 1985.
11. Волков Э.П., Баринов В.А., Мане-
вич А.С. Проблемы и перспективы развития
электроэнергетики России. — М. Энерго-
атомиздат, 2001.
12. Ефентьев С.Н., Зуев Э.Н. О совре-
менной границе областей экономически
целесообразного применения электропе-
редачи 110 и 220 кВ // Новое в российской
электроэнергетике, 2005, №8, с. 15—26.
13. Боков Г.С. Три главные задачи рас-
пределительного электросетевого комплек-
са // Энергоэксперт, 2007, №4-5, с. 24–25.
14. СИПам альтернативы нет // Энерго-
эксперт, 2007, №4-5, с. 86—89.
15. Файбисович Д.Л. Предложения по
унификации сечений проводов воздушных
линий напряжением 110–750 кВ // Энерге-
тик, 2003, №3, с. 21—22.
16. Алексеев Б.А. Повышение пропуск-
ной способности воздушных линий и при-
менение проводов новых марок // ЭЛЕК-
ТРО, 2009, №3, с. 45—50.
17.
Соколов С. Провод конструкции
GTACSR повышает пропускную способ-
ность ВЛ // Новости электротехники, 2005,
№5, с. 80—81.
18. Алюминиевый композитный усилен-
ный провод — новое изобретение для вы-
соковольтных воздушных ЛЭП // Энергоэк-
сперт, 2007, №3, с. 60—62.
19. Они возвращаются // Новости элек-
тротехники, 2006, №3, с. 8.
20. Вариводов В.Н., Казаков С.Е., Кулик
В.В., Ударов В.Н. Стальные многогранные
опоры для распределительных электриче-
ских сетей: возможности и перспективы //
ЭЛЕКТРО, 2005, №2, с. 37—42.
21. Абакумов П.Г., Казаков С.Е. Много-
гранные металлические опоры для распре-
делительных электрических сетей: опыт и
перспективы применения // ЭЛЕКТРО, 2006,
№4, с. 21—26.
22. Основы современной энергетики.
Том 2: Современная электроэнергетика. —
4-е изд. — М. Издательский дом МЭИ, 2008.
23. Опереться на будущее // Единая
сеть, №13 (50), январь 2008, с.2.
24. Тиходеев Н.Н. Передача электриче-
ской энергии. — 2-е изд. — Л.: Энергоато-
миздат. Ленингр. отд-ние, 1984.
25. Зуев Э.Н., Федин В.Т. О классифи-
кации и терминологии в области воздуш-
ных линий электропередачи новых типов //
Электричество, 1991, №10, с. 29—38.
26. Поспелов Г.Е., Федин В.Т. Передача
энергии и электропередачи. — Минск.: Аду-
кацыя i выхаванне, 2003.
27. Александров Г.Н. Передача электри-
ческой энергии переменным током. — Л.:
Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1990.
28. Управляемые линии электропере-
дачи / Под ред. В.А. Веникова. — Кишинев:
Штиинца, 1984.
29. Александров Г.Н. Повышение на-
дежности работы электроэнергетических
систем России // Академия энергетики,
2006, №5, с. 14—17.
30. Брянцев М.А., Базылев Б.И., Лурье
А.И., Спиридонов Д.Ю. Результаты внедре-
ния управляемых подмагничиванием шунти-
рующих реакторов в сетях 110 — 500 кВ //
ЭЛЕКТРО, 2006, №3, с. 25—31.
31. Ивакин В.Н., Ковалев В.Д. Перспек-
тивы применения преобразовательной тех-
ники в электроэнергетике // Электричество,
2001, №9, с. 30-37.
32. Зуев Э.Н. Основы техники подзем-
ной передачи электроэнергии. — М.: Энер-
гоатомиздат, 1999.
33.
Дорофеев В.В. Сверхпроводи-
мость — одно из направлений будущих тех-
нологий российской электроэнергетики //
Энергоэксперт, 2007, №3, с. 64—67.
34. Елагин П.В., Щербаков В.И. Сверх-
проводниковые кабели: от лабораторных
макетов к полупромышленным образцам //
КАБЕЛЬ-news, 2008, №12, с. 70—80.
35. Успешные испытания сверхпрово-
дящей кабельной системы // КАБЕЛЬ-news,
2009, №12, с. 4.
36. Арион В.Д., Журавлев В.Г. Приме-
нение динамического программирования к
задачам электроэнергетики. — Кишинев:
Штиинца, 1981.
37. Федин В.Т. Принятие решений при
проектировании развития электроэнер-
гетических систем. — Минск.: УП «Техно-
принт», 2000.
38.
Практические рекомендации по
оценке эффективности и разработке ин-
вестиционных проектов и бизнес-планов в
электроэнергетике (с типовыми примера-
ми). Официальное издание. Книга 1. Мето-
дические особенности оценки эффектив-
ности проектов в электроэнергетике. — М.:
Научный центр прикладных исследований
(НЦПИ), 1999.
39. Разработка нормативно-методичес-
ких материалов по выполнению «Ежегод-
ного анализа и прогноза развития ЕЭС
и ОЭС России на десятилетний пери-
од». — М.: Институт «Энергосетьпроект»,
2002.
40. Зуев Э.Н. Выбор типа воздушной
линии электропередачи по комплексно-
му критерию // Электричество, 1991, №11,
с. 9—15.
Литература
Î ÑÒÐÀÒÅÃÈÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÅÍÝÑ
Оригинал статьи: Техника передачи электроэнергии: проблемы развития (Аналитический обзор)
Рассматриваются три взаимосвязанных аспекта проблемы выбора оптимальных технических решений в сфере передачи электрической энергии (концептуальный, технологический и методологический) применительно к стратегии перспективного развития Единой национальной электрической сети Российской Федерации.