56
СЕТИ
РОССИИ
к
а
ч
е
с
т
в
о
э
л
е
к
т
р
о
э
н
е
р
г
и
и
качество электроэнергии
С
ертификация
определя
-
ется
в
[1]
как
«
форма
осу
-
ществляемого
органом
по
сертификации
подтверж
-
дения
соответствия
объектов
тре
-
бованиям
технических
регламентов
,
положениям
стандартов
,
сводов
правил
или
условиям
договоров
».
Цели
сертификации
в
[1] (
Статья
18)
и
среди
них
:
•
защита
потребителя
от
недобро
-
совестности
изготовителя
(
про
-
давца
,
исполнителя
);
•
контроль
безопасности
продук
-
ции
(
услуги
,
работы
)
для
окружа
-
ющей
среды
,
жизни
,
здоровья
и
имущества
и
др
.
Система
нормативно
-
право
-
го
регулирования
сертификации
электроэнергии
(
ЭЭ
)
установлена
в
[1—5].
Согласно
[4]: «
обязательной
сер
-
тификации
подлежит
ЭЭ
,
предназна
-
ченная
для
приобретения
и
исполь
-
зования
гражданами
исключительно
для
личных
,
семейных
,
домашних
и
иных
нужд
,
не
связанных
с
осущест
-
влением
предпринимательской
дея
-
тельности
».
Постановлением
Росстандарта
число
подтверждаемых
показате
-
лей
качества
электрической
энергии
(
ПКЭ
)
уменьшено
до
2
из
11,
уста
-
новленных
[5].
ЭЭ
для
бытовых
потребителей
сертифицируется
по
показателям
[5]:
•
медленные
изменения
напряже
-
ния
(
отрицательное
и
положи
-
тельное
отклонения
напряжения
);
•
отклонение
частоты
.
Отклонение
частоты
является
системным
ПКЭ
и
поддерживается
Техническое
регулирование в
электроэнергетике
Обязательная
сертификация электрической энергии
В 1993 г. ФЗ «О защите прав потребителей» установил обяза-
тельность сертификации безопасности товаров народного по-
требления. В декабре 2002 г. был принят ФЗ «О техническом
регулировании» [1], который, отменив действие предыдущих
законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандар-
тизации», вывел понятие сертификации на качественно иной
уровень.
Валентина СУДНОВА, эксперт Росстандарта,
исполнительный директор АНО «ЭлектроСертификация»,
Всеволод Козлов, начальник Исследовательской лаборатории
электроэнергии АНО «ЭлектроСертификация»
57
№
6 (33) 2015
средствами
регулирования
частоты
и
мощности
на
электрических
станциях
и
в
настоящее
время
со
-
блюдается
в
Единой
энергетической
системе
даже
жёстче
,
чем
требования
стандарта
.
Таким
образом
,
сертификация
ЭЭ
на
практике
осуществляется
по
отклонениям
напряжения
δ
U
(-)
и
δ
U
(+)
)
в
точке
передачи
ЭЭ
(
ТПЭ
) [5].
Для
указанных
выше
показателей
качества
элек
-
троэнергии
установлены
следующие
нормы
:
δ
U
(+)
и
δ
U
(-)
в
ТПЭ
не
должны
превышать
10%
номинально
-
го
или
согласованного
значения
напряжения
в
тече
-
ние
100%
времени
интервала
в
одну
неделю
[5].
Обязательные
требования
к
ЭЭ
как
к
продукции
,
представляющей
потенциальную
опасность
,
пред
-
полагалось
установить
в
общем
проекте
техрегла
-
мента
«
Об
электромагнитной
совместимости
»,
но
он
был
отложен
и
в
соответствии
с
п
.7. [1],
обязатель
-
ные
требования
к
продукции
,
установленные
нор
-
мативными
правовыми
актами
РФ
и
нормативными
документами
(
НД
)
федеральных
органов
исполни
-
тельной
власти
(
в
нашем
случае
ГОСТ
32144-2013),
«
будут
действовать
впредь
до
принятия
соответ
-
ствующего
регламента
,
т
.
е
.
без
ограничения
срока
».
Ответственность
за
реализацию
ЭЭ
без
сертификатов
:
•
ФЗ
«
О
защите
прав
потребителей
»
в
п
. 5
ст
. 4
и
п
. 4
ст
. 7
прямо
запрещена
реализация
продук
-
ции
,
подлежащей
обязательной
сертификации
,
без
соответствующих
сертификатов
;
•
Кодексом
РФ
об
административных
правонару
-
шениях
в
статье
14.4
установлена
администра
-
тивная
ответственность
за
реализацию
продук
-
ции
,
подлежащей
обязательной
сертификации
без
соответствующих
сертификатов
.
В
соответствии
с
[2] «
субъекты
электроэнергети
-
ки
,
обеспечивающие
поставки
ЭЭ
потребителям
,
в
том
числе
энергосбытовые
организации
,
гарантиру
-
ющие
поставщики
(
ГП
)
и
территориальные
сетевые
организации
(
ТСО
,
в
пределах
своей
ответственно
-
сти
),
отвечают
перед
потребителями
за
надёжность
обеспечения
их
ЭЭ
и
её
качество
в
соответствии
с
техническими
регламентами
и
иными
обязательны
-
ми
требованиями
».
О
соблюдении
требований
стандарта
к
КЭ
в
ТПЭ
можно
судить
по
результатам
контроля
независи
-
мых
уполномоченных
органов
:
Межрегиональных
территориальных
управлений
Росстандарта
(
МТУ
Росстандарта
)
и
аккредитованных
органов
по
сер
-
тификации
ЭЭ
.
На
сайте
(http://www.gost.ru)
Федерального
агент
-
ства
по
техническому
регулированию
и
метрологии
в
разделе
«
Государственный
контроль
и
надзор
»
ежегодно
публикуются
сводные
доклады
о
резуль
-
татах
контроля
(
надзора
)
за
соблюдением
обяза
-
тельных
требований
к
продукции
.
Диаграммы
,
отражающие
результаты
государ
-
ственного
контроля
за
«
продукцией
—
электроэнер
-
гией
»
с
2011
по
2014
г
.,
представлены
на
рис
. 1
и
2.
В
докладе
за
2014
г
.
в
разделе
4.2.4. «
Государ
-
ственный
контроль
(
надзор
)
за
соблюдением
обяза
-
тельных
требований
к
электрической
энергии
»
от
-
мечается
,
что
«
за
отчётный
период
проведено
395
проверок
предприятий
,
осуществляющих
транспор
-
тировку
(
продажу
)
ЭЭ
.
По
составу
несоответствия
ПКЭ
«
основным
выявленным
нарушением
ПКЭ
являлись
:
несоот
-
ветствие
по
установившемуся
отклонению
напря
-
жения
»,
а
также
,
выборочно
,
по
остальным
норми
-
руемым
ПКЭ
.
О
соблюдении
требований
стандарта
к
диапазо
-
нам
отклонений
напряжения
в
ТПЭ
можно
судить
также
по
результатам
сертификационных
измере
-
ний
независимых
испытательных
лабораторий
(
ИЛ
)
по
КЭ
.
ИЛ
ЭЭ
АНО
«
ЭлектроСертификация
»
в
2014
г
.
выполнены
измерения
в
26
сетевых
организациях
(
ПАО
«
МРСК
Центра
»,
ПАО
«
МРСК
Северного
Кав
-
Рис
. 2.
Результаты
государственного
контроля
(
надзора
). «
Продукция
—
ЭЭ
»:
штрафные
санкции
Рис
. 1.
Результаты
государственного
контроля
(
надзора
). «
Продукция
—
ЭЭ
»:
проверки
предприятий
,
осуществляющих
транспортировку
(
продажу
)
ЭЭ
количество
нарушений
в
области
обязательного
подтверждения
соответствия
(
сертификации
)
количество
несоответствия
ПКЭ
количество
проверок
КЭ
за
год
сумма
штрафов
,
млн
рублей
количество
Постановлений
о
наложении
штрафов
2011
2012
2013
2014
251
382
378
395
46
49
68
56
83
96
106
72
400
300
200
100
0
2011
2012
2013
2014
59
71
95
118
1,1
4,97
7,6
6,3
150
100
50
0
58
СЕТИ РОССИИ
каза
»,
ОАО
«
Сетевая
компания
» (
Татарстан
),
Ир
-
кутская
сетевая
компания
и
др
.).
Общее
количество
пунктов
контроля
продолжительностью
7
суток
в
се
-
тях
0,4
кВ
и
6,10
кВ
— 1173.
Основным
выявленным
нарушением
КЭ
являет
-
ся
несоответствие
по
установившемуся
отклонению
напряжения
.
В
итоговом
докладе
Росстандарта
за
2014
г
.
также
отмечалось
нарушение
этого
показа
-
теля
как
наиболее
частого
.
Отклонение
напряжения
является
локальным
по
-
казателем
КЭ
,
и
регулирование
уровня
данного
ПКЭ
может
осуществляться
как
на
электрических
станци
-
ях
при
производстве
,
так
и
в
сетевой
организации
(
СО
)
при
транспортировке
и
распределении
ЭЭ
.
По
методике
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
выполнена
«
оцен
-
ка
соответствия
изменений
показателя
«
установив
-
шееся
отклонение
напряжения
»
в
пункте
контроля
встречному
закону
регулирования
напряжения
»
для
двух
ПС
110/6
кВ
(3
секции
шин
6
кВ
),
принадлежа
-
щих
ОАО
«
МРСК
Урала
».
Оценка
показала
,
что
п
. 6.3.12. [7]
не
выполняет
-
ся
,
что
не
позволяет
обеспечить
требуемый
диапа
-
зон
отклонений
напряжения
в
ТПЭ
.
Совершенно
очевидно
,
что
для
обеспечения
должного
КЭ
у
потребителей
,
особенно
в
сетях
низ
-
кого
напряжения
,
необходимо
соблюдение
в
част
-
ности
показателя
отклонения
напряжения
всеми
участниками
поставки
ЭЭ
потребителю
,
прежде
все
-
го
смежными
СО
.
В
[8, 9, 10]
весьма
подробно
описывается
про
-
блема
обеспечения
необходимых
уровней
напря
-
жения
в
ТПЭ
смежных
СО
.
Выполнен
анализ
до
-
говоров
смежных
ТСО
в
части
КЭ
,
представлены
расчёты
рекомендуемых
диапазонов
напряжения
в
ТПЭ
и
,
самое
главное
,
даны
конкретные
требования
к
отклонению
напряжения
,
вносимые
в
договор
на
услуги
по
передаче
ЭЭ
смежным
ТСО
.
Соответствие
диапазонов
δ
U
установленным
требованиям
является
необходимым
,
но
недоста
-
точным
условием
для
получения
сертификата
.
СО
также
должна
доказать
стабильность
показателя
КЭ
по
напряжению
:
•
разработать
и
внедрить
внутренние
методиче
-
ские
документы
и
инструкции
по
управлению
КЭ
;
•
создать
систему
контроля
КЭ
(
периодического
или
непрерывного
);
•
привести
техническое
состояние
эксплуатируе
-
мых
сетей
к
уровню
,
требуемому
ПТЭ
и
другим
нормативным
документам
.
В
России
насчитывается
около
3000
городов
(
включая
посёлки
городского
типа
),
в
которых
про
-
живает
порядка
110
млн
человек
.
Общая
протяжён
-
ность
сетей
0,4—6/10
кВ
,
обеспечивающих
электро
-
снабжение
коммунально
-
бытовых
потребителей
городов
,
ориентировочно
составляет
900
тыс
.
км
.
При
этом
существует
около
300
тыс
.
шт
.
трансфор
-
маторных
подстанций
6—10/0,4
кВ
с
установлен
-
ной
мощностью
трансформаторов
порядка
90
ГВА
.
В
настоящее
время
с
помощью
городских
сетей
рас
-
пределяется
около
50%
вырабатываемой
в
стране
электроэнергии
[6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Правовое
техническое
регулирование
позво
-
лило
создать
в
стране
систему
обязательной
серти
-
фикации
ЭЭ
и
государственного
контроля
(
надзора
)
за
её
качеством
.
2.
Созданная
система
подтверждения
качества
ЭЭ
,
в
первую
очередь
,
связана
с
неукоснительным
выполнением
сетевыми
организациями
своих
пря
-
мых
обязанностей
,
изложенных
в
[7, 8, 9].
3.
Созданная
в
стране
система
обязательной
сертификации
ЭЭ
и
государственного
контроля
(
надзора
)
потребовала
от
сетевых
организаций
по
-
всеместного
проведения
большого
количества
ис
-
пытаний
ЭЭ
,
что
способствовало
развитию
метро
-
логического
обеспечения
контроля
КЭ
и
накоплению
измерительной
информации
,
связанной
с
КЭ
в
сете
-
вых
организациях
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
ФЗ
РФ
от
27.12.2002
г
. 184-
ФЗ
«
О
техническом
регулировании
».
2.
ФЗ
РФ
от
26.03.2003
г
. 35-
ФЗ
«
Об
электроэнер
-
гетике
».
3.
Постановление
Правительства
РФ
от
4
мая
2012
г
.
№
442 «
О
функционировании
розничных
рынков
электрической
энергии
,
полном
и
(
или
)
частичном
ограничении
режима
потребления
электрической
энергии
».
4.
Правила
проведения
сертификации
электрообо
-
рудования
—
ПП
РФ
982
от
01.12.2009
г
.
Постанов
-
ление
Госстандарта
России
№
36
от
16.07.1999
г
.
(
в
редакции
Постановления
Госстандарта
Рос
-
сии
№
1
от
03.01.2001),
раздел
VIII «
Особенности
обязательной
сертификации
электрической
энергии
,
отпускаемой
потребителям
».
5.
ГОСТ
32144-2013 «
Электрическая
энергия
.
Со
-
вместимость
технических
средств
электро
-
магнитная
.
Нормы
качества
электрической
энергии
в
системах
электроснабжения
общего
назначения
».
6.
Файбисович
Д
.,
ОАО
Институт
«
Энергосеть
-
проект
»
Каким
быть
номинальному
напряжению
в
распределительных
сетях
? —
Новости
элек
-
тротехники
. — 2015
г
. —
№
1 (91).
7.
Правила
технической
эксплуатации
электриче
-
ских
станций
и
сетей
в
Российской
Федерации
/
Мин
-
во
топлива
и
энергетики
РФ
,
РАО
«
ЕЭС
России
»:
РД
34.20.501-95. — 15-
е
изд
.,
перераб
.
и
доп
. —
М
.:
СПО
ОРГРЭС
. — 1996.
8.
Суднова
В
.
В
.,
Карташев
И
.
И
.,
Тульский
В
.
Н
.,
Коз
-
лов
В
.
В
.
Допустимые
отклонения
напряжения
в
точках
передачи
электроэнергии
//
Новости
электротехники
. — 2013. —
№
4 (82).
9.
Суднова
В
.
В
.,
Карташев
И
.
И
.,
Тульский
В
.
Н
.,
Коз
-
лов
В
.
В
.
О
необходимости
дифференцирования
в
ГОСТ
32144-2013
диапазонов
отклонений
на
-
пряжения
в
точках
передачи
электроэнергии
//
Новости
электротехники
. — 2014. —
№
1 (83).
10.
Суднова
В
.
В
.
Договорные
условия
в
части
допу
-
стимых
уровней
напряжения
в
точках
передачи
ЭЭ
смежных
сетевых
организаций
. —
Энергоры
-
нок
. — 2014. —
№
10 (125).
Оригинал статьи: Техническое регулирование в электроэнергетике. Обязательная сертификация электрической энергии
В 1993 г. ФЗ «О защите прав потребителей» установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. В декабре 2002 г. был принят ФЗ «О техническом регулировании» [1], который, отменив действие предыдущих законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», вывел понятие сертификации на качественно иной уровень.