Техническое регулирование в электроэнергетике. Обязательная сертификация электрической энергии

Page 1
background image

Page 2
background image

56

СЕТИ

РОССИИ

к

а

ч

е

с

т

в

о

 э

л

е

к

т

р

о

э

н

е

р

г

и

и

качество электроэнергии

С

ертификация

 

определя

-

ется

 

в

 [1] 

как

  «

форма

 

осу

-

ществляемого

 

органом

 

по

 

сертификации

 

подтверж

-

дения

 

соответствия

 

объектов

 

тре

-

бованиям

 

технических

 

регламентов

положениям

 

стандартов

сводов

 

правил

 

или

 

условиям

 

договоров

».

Цели

 

сертификации

 

в

 [1] (

Статья

 

18) 

и

 

среди

 

них

:

• 

защита

 

потребителя

 

от

 

недобро

-

совестности

 

изготовителя

  (

про

-

давца

исполнителя

);

• 

контроль

 

безопасности

 

продук

-

ции

 (

услуги

работы

для

 

окружа

-

ющей

 

среды

жизни

здоровья

 

и

 

имущества

 

и

 

др

.

Система

 

нормативно

-

право

-

го

 

регулирования

 

сертификации

 

электроэнергии

  (

ЭЭ

установлена

 

в

 

[1—5].

Согласно

 [4]: «

обязательной

 

сер

-

тификации

 

подлежит

 

ЭЭ

предназна

-

ченная

 

для

 

приобретения

 

и

 

исполь

-

зования

 

гражданами

 

исключительно

 

для

 

личных

семейных

домашних

 

и

 

иных

 

нужд

не

 

связанных

 

с

 

осущест

-

влением

 

предпринимательской

 

дея

-

тельности

».

Постановлением

 

Росстандарта

 

число

 

подтверждаемых

 

показате

-

лей

 

качества

 

электрической

 

энергии

 

(

ПКЭ

уменьшено

 

до

 2 

из

 11, 

уста

-

новленных

 [5]. 

ЭЭ

 

для

 

бытовых

 

потребителей

 

сертифицируется

 

по

 

показателям

 [5]: 

• 

медленные

 

изменения

 

напряже

-

ния

  (

отрицательное

 

и

 

положи

-

тельное

 

отклонения

 

напряжения

);

• 

отклонение

 

частоты

Отклонение

 

частоты

 

является

 

системным

 

ПКЭ

 

и

 

поддерживается

 

Техническое 

регулирование в 

электроэнергетике

Обязательная 

сертификация электрической энергии

В 1993 г. ФЗ «О защите прав потребителей» установил обяза-
тельность сертификации безопасности товаров народного по-
требления. В декабре 2002 г. был принят ФЗ «О техническом 
регулировании» [1], который, отменив действие предыдущих 
законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандар-
тизации», вывел понятие сертификации на качественно иной 
уровень. 

Валентина СУДНОВА, эксперт Росстандарта,

 исполнительный директор АНО «ЭлектроСертификация»,

Всеволод Козлов, начальник Исследовательской лаборатории 

электроэнергии АНО «ЭлектроСертификация»


Page 3
background image

57

 6 (33) 2015

средствами

 

регулирования

 

частоты

 

и

 

мощности

 

на

 

электрических

 

станциях

 

и

 

в

 

настоящее

 

время

 

со

-

блюдается

 

в

 

Единой

 

энергетической

 

системе

 

даже

 

жёстче

чем

 

требования

 

стандарта

.

Таким

 

образом

сертификация

 

ЭЭ

 

на

 

практике

 

осуществляется

 

по

 

отклонениям

 

напряжения

 

δ

U

(-)

 

и

 

δ

U

(+)

в

 

точке

 

передачи

 

ЭЭ

 (

ТПЭ

) [5].

Для

 

указанных

 

выше

 

показателей

 

качества

 

элек

-

троэнергии

 

установлены

 

следующие

 

нормы

δ

U

(+)

 

и

 

δ

U

(-)

 

в

 

ТПЭ

 

не

 

должны

 

превышать

 10% 

номинально

-

го

 

или

 

согласованного

 

значения

 

напряжения

 

в

 

тече

-

ние

 100% 

времени

 

интервала

 

в

 

одну

 

неделю

 [5].

Обязательные

 

требования

 

к

 

ЭЭ

 

как

 

к

 

продукции

представляющей

 

потенциальную

 

опасность

пред

-

полагалось

 

установить

 

в

 

общем

 

проекте

 

техрегла

-

мента

 «

Об

 

электромагнитной

 

совместимости

», 

но

 

он

 

был

 

отложен

 

и

 

в

 

соответствии

 

с

 

п

.7. [1], 

обязатель

-

ные

 

требования

 

к

 

продукции

установленные

 

нор

-

мативными

 

правовыми

 

актами

 

РФ

 

и

 

нормативными

 

документами

  (

НД

федеральных

 

органов

 

исполни

-

тельной

 

власти

 (

в

 

нашем

 

случае

 

ГОСТ

 32144-2013), 

«

будут

 

действовать

 

впредь

 

до

 

принятия

 

соответ

-

ствующего

 

регламента

т

.

е

без

 

ограничения

 

срока

».

Ответственность

 

за

 

реализацию

 

ЭЭ

 

без

 

сертификатов

• 

ФЗ

 «

О

 

защите

 

прав

 

потребителей

» 

в

 

п

. 5 

ст

. 4 

и

 

п

. 4 

ст

. 7 

прямо

 

запрещена

 

реализация

 

продук

-

ции

подлежащей

 

обязательной

 

сертификации

без

 

соответствующих

 

сертификатов

• 

Кодексом

 

РФ

 

об

 

административных

 

правонару

-

шениях

 

в

 

статье

 14.4 

установлена

 

администра

-

тивная

 

ответственность

 

за

 

реализацию

 

продук

-

ции

подлежащей

 

обязательной

 

сертификации

 

без

 

соответствующих

 

сертификатов

.

В

 

соответствии

 

с

 [2] «

субъекты

 

электроэнергети

-

ки

обеспечивающие

 

поставки

 

ЭЭ

 

потребителям

в

 

том

 

числе

 

энергосбытовые

 

организации

гарантиру

-

ющие

 

поставщики

 (

ГП

и

 

территориальные

 

сетевые

 

организации

 (

ТСО

в

 

пределах

 

своей

 

ответственно

-

сти

), 

отвечают

 

перед

 

потребителями

 

за

 

надёжность

 

обеспечения

 

их

 

ЭЭ

 

и

 

её

 

качество

 

в

 

соответствии

 

с

 

техническими

 

регламентами

 

и

 

иными

 

обязательны

-

ми

 

требованиями

».

О

 

соблюдении

 

требований

 

стандарта

 

к

 

КЭ

 

в

 

ТПЭ

 

можно

 

судить

 

по

 

результатам

 

контроля

 

независи

-

мых

 

уполномоченных

 

органов

Межрегиональных

 

территориальных

 

управлений

 

Росстандарта

  (

МТУ

 

Росстандарта

и

 

аккредитованных

 

органов

 

по

 

сер

-

тификации

 

ЭЭ

.

На

 

сайте

 (http://www.gost.ru) 

Федерального

 

агент

-

ства

 

по

 

техническому

 

регулированию

 

и

 

метрологии

 

в

 

разделе

  «

Государственный

 

контроль

 

и

 

надзор

» 

ежегодно

 

публикуются

 

сводные

 

доклады

 

о

 

резуль

-

татах

 

контроля

  (

надзора

за

 

соблюдением

 

обяза

-

тельных

 

требований

 

к

 

продукции

.

Диаграммы

отражающие

 

результаты

 

государ

-

ственного

 

контроля

 

за

 «

продукцией

 — 

электроэнер

-

гией

» 

с

 2011 

по

 2014 

г

., 

представлены

 

на

 

рис

. 1 

и

 2.

В

 

докладе

 

за

 2014 

г

в

 

разделе

 4.2.4. «

Государ

-

ственный

 

контроль

 (

надзор

за

 

соблюдением

 

обяза

-

тельных

 

требований

 

к

 

электрической

 

энергии

» 

от

-

мечается

что

  «

за

 

отчётный

 

период

 

проведено

 395 

проверок

 

предприятий

осуществляющих

 

транспор

-

тировку

 (

продажу

ЭЭ

.

По

 

составу

 

несоответствия

 

ПКЭ

  «

основным

 

выявленным

 

нарушением

 

ПКЭ

 

являлись

несоот

-

ветствие

 

по

 

установившемуся

 

отклонению

 

напря

-

жения

», 

а

 

также

выборочно

по

 

остальным

 

норми

-

руемым

 

ПКЭ

.

О

 

соблюдении

 

требований

 

стандарта

 

к

 

диапазо

-

нам

 

отклонений

 

напряжения

 

в

 

ТПЭ

 

можно

 

судить

 

также

 

по

 

результатам

 

сертификационных

 

измере

-

ний

 

независимых

 

испытательных

 

лабораторий

 (

ИЛ

по

 

КЭ

.

ИЛ

 

ЭЭ

 

АНО

  «

ЭлектроСертификация

» 

в

 2014 

г

выполнены

 

измерения

 

в

 26 

сетевых

 

организациях

 

(

ПАО

 «

МРСК

 

Центра

», 

ПАО

 «

МРСК

 

Северного

 

Кав

-

Рис

. 2. 

Результаты

 

государственного

 

контроля

 (

надзора

). «

Продукция

 — 

ЭЭ

»: 

штрафные

 

санкции

Рис

. 1. 

Результаты

 

государственного

 

контроля

 (

надзора

). «

Продукция

 — 

ЭЭ

»: 

проверки

 

предприятий

осуществляющих

 

транспортировку

 (

продажу

ЭЭ

количество

 

нарушений

 

в

 

области

 

обязательного

 

подтверждения

 

соответствия

 (

сертификации

)

количество

 

несоответствия

 

ПКЭ

количество

 

проверок

 

КЭ

 

за

 

год

сумма

 

штрафов

млн

 

рублей

количество

 

Постановлений

 

о

 

наложении

 

штрафов

2011

2012

2013

2014

251

382

378

395

46

49

68

56

83

96

106

72

400

300

200

100

0

2011

2012

2013

2014

59

71

95

118

1,1

4,97

7,6

6,3

150

100

50

0


Page 4
background image

58

СЕТИ РОССИИ

каза

», 

ОАО

  «

Сетевая

 

компания

» (

Татарстан

), 

Ир

-

кутская

 

сетевая

 

компания

 

и

 

др

.). 

Общее

 

количество

 

пунктов

 

контроля

 

продолжительностью

 7 

суток

 

в

 

се

-

тях

 0,4 

кВ

 

и

 6,10 

кВ

 — 1173.

Основным

 

выявленным

 

нарушением

 

КЭ

 

являет

-

ся

 

несоответствие

 

по

 

установившемуся

 

отклонению

 

напряжения

В

 

итоговом

 

докладе

 

Росстандарта

 

за

 

2014 

г

также

 

отмечалось

 

нарушение

 

этого

 

показа

-

теля

 

как

 

наиболее

 

частого

Отклонение

 

напряжения

 

является

 

локальным

 

по

-

казателем

 

КЭ

и

 

регулирование

 

уровня

 

данного

 

ПКЭ

 

может

 

осуществляться

 

как

 

на

 

электрических

 

станци

-

ях

 

при

 

производстве

так

 

и

 

в

 

сетевой

 

организации

 

(

СО

при

 

транспортировке

 

и

 

распределении

 

ЭЭ

.

По

 

методике

 

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» 

выполнена

 «

оцен

-

ка

 

соответствия

 

изменений

 

показателя

 «

установив

-

шееся

 

отклонение

 

напряжения

» 

в

 

пункте

 

контроля

 

встречному

 

закону

 

регулирования

 

напряжения

» 

для

 

двух

 

ПС

 110/6 

кВ

 (3 

секции

 

шин

 6 

кВ

), 

принадлежа

-

щих

 

ОАО

 «

МРСК

 

Урала

».

Оценка

 

показала

что

 

п

. 6.3.12. [7] 

не

 

выполняет

-

ся

что

 

не

 

позволяет

 

обеспечить

 

требуемый

 

диапа

-

зон

 

отклонений

 

напряжения

 

в

 

ТПЭ

.

Совершенно

 

очевидно

что

 

для

 

обеспечения

 

должного

 

КЭ

 

у

 

потребителей

особенно

 

в

 

сетях

 

низ

-

кого

 

напряжения

необходимо

 

соблюдение

 

в

 

част

-

ности

 

показателя

 

отклонения

 

напряжения

 

всеми

 

участниками

 

поставки

 

ЭЭ

 

потребителю

прежде

 

все

-

го

 

смежными

 

СО

В

 [8, 9, 10] 

весьма

 

подробно

 

описывается

 

про

-

блема

 

обеспечения

 

необходимых

 

уровней

 

напря

-

жения

 

в

 

ТПЭ

 

смежных

 

СО

Выполнен

 

анализ

 

до

-

говоров

 

смежных

 

ТСО

 

в

 

части

 

КЭ

представлены

 

расчёты

 

рекомендуемых

 

диапазонов

 

напряжения

 

в

 

ТПЭ

 

и

самое

 

главное

даны

 

конкретные

 

требования

 

к

 

отклонению

 

напряжения

вносимые

 

в

 

договор

 

на

 

услуги

 

по

 

передаче

 

ЭЭ

 

смежным

 

ТСО

.

Соответствие

 

диапазонов

 

δ

установленным

 

требованиям

 

является

 

необходимым

но

 

недоста

-

точным

 

условием

 

для

 

получения

 

сертификата

СО

 

также

 

должна

 

доказать

 

стабильность

 

показателя

 

КЭ

 

по

 

напряжению

:

• 

разработать

 

и

 

внедрить

 

внутренние

 

методиче

-

ские

 

документы

 

и

 

инструкции

 

по

 

управлению

 

КЭ

;

• 

создать

 

систему

 

контроля

 

КЭ

  (

периодического

 

или

 

непрерывного

); 

• 

привести

 

техническое

 

состояние

 

эксплуатируе

-

мых

 

сетей

 

к

 

уровню

требуемому

 

ПТЭ

 

и

 

другим

 

нормативным

 

документам

.

В

 

России

 

насчитывается

 

около

 3000 

городов

 

(

включая

 

посёлки

 

городского

 

типа

), 

в

 

которых

 

про

-

живает

 

порядка

 110 

млн

 

человек

Общая

 

протяжён

-

ность

 

сетей

 0,4—6/10 

кВ

обеспечивающих

 

электро

-

снабжение

 

коммунально

-

бытовых

 

потребителей

 

городов

ориентировочно

 

составляет

 900 

тыс

км

При

 

этом

 

существует

 

около

 300 

тыс

шт

трансфор

-

маторных

 

подстанций

 6—10/0,4 

кВ

 

с

 

установлен

-

ной

 

мощностью

 

трансформаторов

 

порядка

 90 

ГВА

В

 

настоящее

 

время

 

с

 

помощью

 

городских

 

сетей

 

рас

-

пределяется

 

около

 50% 

вырабатываемой

 

в

 

стране

 

электроэнергии

 [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. 

Правовое

 

техническое

 

регулирование

 

позво

-

лило

 

создать

 

в

 

стране

 

систему

 

обязательной

 

серти

-

фикации

 

ЭЭ

 

и

 

государственного

 

контроля

 (

надзора

за

 

её

 

качеством

.

2. 

Созданная

 

система

 

подтверждения

 

качества

 

ЭЭ

в

 

первую

 

очередь

связана

 

с

 

неукоснительным

 

выполнением

 

сетевыми

 

организациями

 

своих

 

пря

-

мых

 

обязанностей

изложенных

 

в

 [7, 8, 9].

3. 

Созданная

 

в

 

стране

 

система

 

обязательной

 

сертификации

 

ЭЭ

 

и

 

государственного

 

контроля

 

(

надзора

потребовала

 

от

 

сетевых

 

организаций

 

по

-

всеместного

 

проведения

 

большого

 

количества

 

ис

-

пытаний

 

ЭЭ

что

 

способствовало

 

развитию

 

метро

-

логического

 

обеспечения

 

контроля

 

КЭ

 

и

 

накоплению

 

измерительной

 

информации

связанной

 

с

 

КЭ

 

в

 

сете

-

вых

 

организациях

.    

ЛИТЕРАТУРА

1. 

ФЗ

 

РФ

 

от

 27.12.2002 

г

. 184-

ФЗ

 «

О

 

техническом

 

регулировании

».

2. 

ФЗ

 

РФ

 

от

 26.03.2003 

г

. 35-

ФЗ

 «

Об

 

электроэнер

-

гетике

».

3. 

Постановление

 

Правительства

 

РФ

 

от

 4 

мая

 

2012 

г

 442 «

О

 

функционировании

 

розничных

 

рынков

 

электрической

 

энергии

полном

 

и

  (

или

частичном

 

ограничении

 

режима

 

потребления

 

электрической

 

энергии

».

4. 

Правила

 

проведения

 

сертификации

 

электрообо

-

рудования

 — 

ПП

 

РФ

 982 

от

 01.12.2009 

г

Постанов

-

ление

 

Госстандарта

 

России

 

 36 

от

 16.07.1999 

г

(

в

 

редакции

 

Постановления

 

Госстандарта

 

Рос

-

сии

 

 1 

от

 03.01.2001), 

раздел

 VIII «

Особенности

 

обязательной

 

сертификации

 

электрической

 

энергии

отпускаемой

 

потребителям

».

5. 

ГОСТ

 32144-2013 «

Электрическая

 

энергия

Со

-

вместимость

 

технических

 

средств

 

электро

-

магнитная

Нормы

 

качества

 

электрической

 

энергии

 

в

 

системах

 

электроснабжения

 

общего

 

назначения

».

6. 

Файбисович

 

Д

., 

ОАО

 

Институт

  «

Энергосеть

-

проект

» 

Каким

 

быть

 

номинальному

 

напряжению

 

в

 

распределительных

 

сетях

? — 

Новости

 

элек

-

тротехники

. — 2015 

г

. — 

 1 (91).

7. 

Правила

 

технической

 

эксплуатации

 

электриче

-

ских

 

станций

 

и

 

сетей

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

Мин

-

во

 

топлива

 

и

 

энергетики

 

РФ

РАО

  «

ЕЭС

 

России

»: 

РД

 34.20.501-95. — 15-

е

 

изд

., 

перераб

и

 

доп

. — 

М

.: 

СПО

 

ОРГРЭС

. — 1996.

8. 

Суднова

 

В

.

В

., 

Карташев

 

И

.

И

., 

Тульский

 

В

.

Н

., 

Коз

-

лов

 

В

.

В

Допустимые

 

отклонения

 

напряжения

 

в

 

точках

 

передачи

 

электроэнергии

 // 

Новости

 

электротехники

. — 2013. — 

 4 (82). 

9. 

Суднова

 

В

.

В

., 

Карташев

 

И

.

И

., 

Тульский

 

В

.

Н

., 

Коз

-

лов

 

В

.

В

О

 

необходимости

 

дифференцирования

 

в

 

ГОСТ

 32144-2013 

диапазонов

 

отклонений

 

на

-

пряжения

 

в

 

точках

 

передачи

 

электроэнергии

 // 

Новости

 

электротехники

. — 2014. — 

 1 (83). 

10. 

Суднова

 

В

.

В

Договорные

 

условия

 

в

 

части

 

допу

-

стимых

 

уровней

 

напряжения

 

в

 

точках

 

передачи

 

ЭЭ

 

смежных

 

сетевых

 

организаций

. — 

Энергоры

-

нок

. — 2014. — 

 10 (125).


Читать онлайн

В 1993 г. ФЗ «О защите прав потребителей» установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. В декабре 2002 г. был принят ФЗ «О техническом регулировании» [1], который, отменив действие предыдущих законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», вывел понятие сертификации на качественно иной уровень.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(75), ноябрь-декабрь 2022

Перспективы цифровизации подстанций: многоканальный измеритель электрической энергии МИРТЕК-134-РУ

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии Диагностика и мониторинг
ГК «МИРТЕК»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(75), ноябрь-декабрь 2022

Устройства силовой электроники для симметрирования режимов работы и компенсации реактивной мощности в трехфазных линиях электропередачи

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Асташев М.Г. Лунин К.А. Панфилов Д.И.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(74), сентябрь-октябрь 2022

Определение частных критериев задачи оптимизации производственной программы сетевой организации на основе оценки снижения негативных финансовых последствий

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Петросенко В.А. Тульский В.Н.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 4(73), июль-август 2022

Моделирование несинусоидальных и несимметричных режимов реальной электрической сети, питающей тяговых потребителей

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Силаев М.А. Бордадын П.А. Маринов Я.А. Шиш К.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»