Свободностоящая железобетонная опора для ВЛ 750 кВ Ленинградская АЭС-2 — Ленинградская

Page 1
background image

Page 2
background image

38

воздушные линии

Н

а сегодняшний день про-

тяженность  ВЛ  750  кВ, 

эксплуатируемых  ПАО 

«ФСК  ЕЭС»,  составля-

ет  порядка  4000  км.  Для  выдачи 

мощности  Ленинградской  атом-

ной  станции  АЭС-2  планируется 

строительство  нового  участка  ВЛ 

750 кВ длиной 135 км. Капитало-

вложения в строительство подоб-

ных  объектов  довольно  велики. 

Затраты на опоры и фундаменты 

составляют не менее 70% от сто-

имости материалов на строитель-

ство ВЛ, поэтому вопросы выбора 

оптимальных  конструктивных  ре-

шений  выходят  на  первый  план. 

Известно,  что  стоимость  железо-

бетонных опор всегда меньше ме-

таллических,  рассчитанных  на  те 

же условия.

Еще  в  1985  году  при  строи-

тельстве  ВЛ  750  кВ  Запорожская 

АЭС  —  ПС  «Запорожская»  были 

установлены  портальные  желе-

зобетонные  опоры  типа  ПБ750 

с  внутренними  связями,  раз-

работанные 

Северо-Западным 

отделением 

Энергосетьпроект 

в НИЛКЭС (рисунок 1). Такое ре-

шение  позволило  добиться  су-

щественной  экономии  денежных 

средств  по  сравнению  с  вариан-

том  использования  металличе-

ских  конструкций.  Опоры  на  этой 

линии  успешно  эксплуатируются 

по  сегодняшний  день.  Для  обе-

спечения  необходимой  высоты 

подвески  проводов  были  исполь-

зованы  цилиндрические  центри-

фугированные  стойки  длиной  по 

20 м, установленные друг на дру-

га  и  объединенные  при  помощи 

внешних  фланцев.  Диаметр  сто-

ек  —  800  мм.  Закрепление  опор 

в  грунте  обеспечивалось  за  счет 

установки  стоек  в  пробуренный 

котлован на глубину 4,5 м.

Для  проектируемой  в  настоя-

щее время ВЛ 750 кВ Ленинград-

ская  АЭС-2  —  Ленинградская 

предлагаются модифицированные 

варианты  этой  железобетонной 

конструкции,  выполненные  с  уче-

том  современных  требований 

и  норм.  Нижняя  часть  опор  явля-

ется  отдельно  изготавливаемой 

фундаментной секцией (см. схемы 

в таблице 1). В первом случае ниж-

няя секция имеет длину 15 м, а во 

втором — 20 м. Установка на фун-

дамент  двух  двадцатиметровых 

стоек позволяет увеличить высоту 

подвески проводов с 32 до 36 м.

В  большинстве  грунтов  длина 

фундаментной  секции  составля-

ет  5  м.  При  необходимости  она 

может  быть  увеличена  до  6,7  м. 

Возможность такого изменения по-

является за счет того, что в цилин-

дрической  опалубке  длиной  20  м 

и  диаметром  800  мм  может  быть 

изготовлено  2,  3,  4  или  5  секций. 

Трубчатый  железобетонный  фун-

дамент,  снабженный  закладным 

элементом  в  виде  внутреннего 

фланца  для  соединения  со  стой-

кой опоры, устанавливается в про-

буренный котлован. 

Свободностоящая железобетонная 
опора для ВЛ 750 кВ Ленинградская 
АЭС-2 — Ленинградская

Рис

. 1. 

Опора

 

ПБ

750 

на

 

ВЛ

 750 

кВ

 

Запорожская

 

АЭС

 —

ПС

 «

Запорожская

»

Качановская

 

Л

.

И

.,

к.т.н., заведующая 

НИЛКЭС ООО «ПО 

«Энерго железо бетон-

инвест»

Романов

 

П

.

И

.,

к.т.н., заместитель 

заведующей НИЛКЭС 

ООО «ПО «Энерго-

железо бетон инвест»

Касаткин

 

С

.

П

.,

начальник сектора 

НИЛКЭС ООО «ПО 

«Энерго железо бетон-

инвест»

Агапкин

 

К

.

А

.,

главный инженер 

филиала ПАО «ФСК 

ЕЭС» — МЭС Северо-

Запада 


Page 3
background image

39

Для закрепления опор в слож-

ных  геологических  условиях  мо-

гут  быть  использованы  свайные 

фундаменты  с  железобетонным 

ростверком,  имеющим  аналогич-

ную закладную деталь фланцево-

го типа. 

Инновационное 

техническое 

решение  в  виде  внутреннего  со-

единительного  фланца,  позволя-

ющее  при  изготовлении  стойки 

кольцевого сечения с напрягаемой 

арматурой разделить ее на части, 

а затем в процессе монтажа объ-

единить при помощи обычных бол-

тов, впервые позволило закрепить 

центрифугированную  стойку  на 

фундаменте.  Возможность  разде-

ления процессов устройства фун-

даментов и установки опор ускоря-

ет процесс монтажа опор на ВЛ.

Для  удобства  монтажа  опо-

ры  к  металлическим  элементам 

в  верхней  части  фундамента 

и нижней части стойки опоры при-

варены  специальные  петли  для 

организации шарнира, используе-

мого при подъеме опоры методом 

падающей стрелы.

прошли  комплексные  испыта-

ния  на  полигоне  фирмы  ОРГРЭС 

в  г.  Хотьково.  Разрушение  стоек 

кольцевого  сечения  происходило 

при  уровне  нагрузок,  в  1,6  раза 

превышающих  расчетные,  что 

соответствует  требованиям  к  на-

дежности  железобетонных  кон-

струкций.  Сами  узлы  соединения 

элементов фланцевого типа пока-

зали  существенно  более  высокие 

уровни надежности [1]. 

Особое  внимание  при  разра-

ботке  опоры  уделено  вопросам 

удобства  эксплуатации  конструк-

ции.  В  соответствии  с  современ-

ными требованиями по охране тру-

да  [2]  для  безопасного  подъема 

на опору одна из стоек оснащает-

ся лестницей, имеющей анкерные 

точки в виде открытых петель, по-

зволяющих организовать безопас-

ный  подъем  рабочих  при  помощи 

гибкой анкерной линии. Для пере-

мещения по траверсе использует-

ся  настил  из  просечно-вытяжного 

листа. Вдоль всей траверсы уста-

навливаются  поручни.  Для  про-

ведения  работ  по  монтажу  и  за-

Табл. 1. Технико-экономическое сравнение стоимости опор и фундаментов на 1 км ВЛ 750 кВ

Тип опоры

Железобетонная

свободностоящая

Стальная

на оттяжках

Стальная

свободностоящая

Схема опоры

Марка опоры

2СПБ750-1Ф

2СПБ750-3Ф

ПП750-5

ПС750-3

Марка фундамента

СЦФ.50.80.1-1

СЦФ.50.80.1-1

2ФК2-07+2ПА2-1+4А3-1

8ФП6-4+8Р1-А

Площадь землеотвода, м

2

Кол-во опор на 1 км ВЛ

2,3

2,1

2,1

2,1

Масса на 

1 опору, т

металла

5,14

5,14

13,316

21,439

железобетона

39,24

44,15

7,16

57,6

Стоимость, 

тыс. руб.

1 опоры

1450

1650

2000

3215

фундаментов

200

200

300

840

Стоимость опор и фунда-

ментов на 1 км ВЛ, тыс. руб.

3800

3900

4800

8500

В % от 2СПБ750-1Ф

100

103

126

224

Повышенные требования к на-

дежности  ВЛ,  предусмотренные

7-й редакцией ПУЭ, приводят к не-

обходимости увеличения прочност-

ных характеристик всех элементов 

опор,  в  том  числе,  железобетон-

ных стоек.

Для обеспечения необходимой 

несущей  способности  и  долго-

вечности  в  современных  стойках 

используется  высокопрочная  ар-

матура и бетон повышенной проч-

ности  В60,  модифицированный 

современными  органоминераль-

ными  добавками,  содержащими 

эффективные  высокомолекуляр-

ные  соединения  и  гидронано-

дис персии  SiO

· 

n

H

2

O.  При  этом 

обеспечивается повышение водо-

непроницаемости бетона с W8 до 

W16 и морозостойкости с F

1

150 до 

F

1

500.  Такие  показатели  гаранти-

руют,  что  срок  службы  конструк-

ции составит не менее 70 лет. 

Секционированные  цилиндри-

ческие  стойки  диаметром  800  мм 

и  элементы  внутренних  фланцев, 

используемые  для  соединения 

стойки  опоры  с  фундаментом, 

428

428

210

210

87

87

87

87

 6 (57) 2019


Page 4
background image

40

мене  изоляторов  траверсы  опор 

оснащены петлями для крепления 

монтажных  роликов  и  имеют  спе-

циальные  места  установки  струб-

цин  для  фиксации  заземляющего 

обору дования. 

Монтаж  опоры  производится 

методом  падающей  стрелы.  Тех-

нология установки опоры на зара-

нее  установленные  фундаменты 

в  основном  повторяет  проверен-

ную при строительстве ВЛ 500 кВ 

Донская  АЭС  —  Старый  Оскол-2 

схему  подъема  железобетонной 

портальной опоры 2СПБ500-3В из 

конических стоек. 

Элементы  монтажного  шарни-

ра  в  нижней  части  стойки,  перво-

начально  предназначенные  для 

установки опоры, будут в дальней-

шем  использованы  для  крепле-

ния технологической оснастки при 

подъеме  на  опору  оборудования, 

необходимого для работ по обслу-

живанию элементов ВЛ.

Для  выполнения  технико-эко-

номического  сравнения  предла-

гаемой  железобетонной  опоры 

рассматриваются  альтернатив-

ные варианты стальных порталь-

ных  опор,  которые  могут  быть 

использованы  для  ВЛ  750  кВ: 

ПП750  и  ПС750.  Эти  опоры  раз-

работаны  отделением  Дальних 

передач  института  Энергосеть-

проект  в  1983  году.  Опоры  на 

оттяжках  ПП750  в  1,6  раз  легче 

и, соответственно, дешевле, чем 

свободностоящие ПС750. Однако 

для них в 1,7 раза увеличивается 

площадь землеотвода [3] и появ-

ляются дополнительные обязан-

ности по содержанию и эксплуа-

тации  оттяжек.  Преимуществом 

свободностоящих  железобетон-

ных опор перед металлическими 

конструкциями  на  оттяжках  или 

портальными  свободностоящи-

ми  опорами  на  базе  башенных 

решетчатых  стоек  является  ми-

нимизация  материалоемкости, 

землеотвода и объема земляных 

работ  для  сооружения  фунда-

ментов. Конструкции на базе цен-

трифугированных стоек вандало-

устойчивы. 

В  таблице  1  представлены  ре-

зультаты  технико-экономическо-

го  сравнения  стоимости  1  км  ВЛ 

750 кВ с различными типами кон-

струкций,  предназначенных  для 

равных  условий  эксплуатации: 

провод  марки  5АС300/66,  ветро-

вое давление 

W

 = 500 Па, толщина 

стенки гололеда 

b

 = 15 мм.

Анализ  показывает,  что  стои-

мость конструкций для 1 км ВЛ на 

железобетонных опорах в 1,3 раза 

меньше,  чем  при  использова-

нии  опор  на  оттяжках  ПП750-5, 

и в 2,2 раза ниже стоимости линии 

при использовании свободностоя-

щих стальных опор типа ПС750-3. 

Учитывая,  что  общая  длина 

проектируемой ВЛ 750 кВ 135 км, 

а количество промежуточных опор 

составит  порядка  210–230  штук, 

выгода  от  применения  железо-

бетонных  опор  составит  более 

103  млн  руб.  и  470  млн  руб.  по 

сравнению  с  опорами  ПП750-5 

и ПС750-3 соответственно.

Современные  железобетонные 

опоры  для  ВЛ  750  кВ  обеспечат 

надежность  линии  при  без услов-

ном  сокращении  стоимости  ее 

строительства и эксплуатации.  

Р

ЛИТЕРАТУРА
1.  Качановская  Л.И.,  Романов  П.И.,  Касаткин  С.П.  Триум-

фальное возвращение железобетона в электросетевое 

строительство  //  ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ.  Передача  и  рас-

пределение, 2015, № 3(30). С. 84–87.

2.  Приказ  Министерства  труда  и  социальной  защиты  РФ 

от  28.03.2014  №  155Н  «Об  утверждении  Правил  по 

охра не труда при работе на высоте». URL: https://base.

garant.ru/70736920/.

3.  Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 № 486 

«Об  утверждении  Правил  определения  размеров  зе-

мельных  участков  для  размещения  воздушных  линий 

электропередачи  и  опор  линий  связи,  обслуживаю-

щих  электрические  сети».  URL:  https://base.garant.

ru/12132072/.

В издательстве Инфра-Инженерия вышла в свет новая книга к.т.н. В. И. Гуревича

 объемом свыше 500 страниц под интригующим названием

«

Электромагнитный

 

импульс

 

высотного

 

ядерного

взрыва

 

и

 

защита

 

электрооборудования

 

от

 

него

»

В этой необычной книге рассказывается об исто-

рии развития военных ядерных программ в СССР 

и  США,  роли  разведки  в  создании  ядерного  ору-

жия в СССР, обнаружении электромагнитного им-

пульса при ядерном взрыве (ЭМИ ЯВ), многочис-

ленных испытаниях ядерных боеприпасов.

В  доступной  для  неспециалистов  в  области 

ядерной  физики  форме  описан  процесс  образо-

вания ЭМИ ЯВ при подрыве ядерного боеприпаса 

на большой высоте, показано влияние многочис-

ленных  факторов  на  интенсивность  ЭМИ  ЯВ  и 

его параметры. Рас смот ре но влияние ЭМИ ЯВ на 

электронные компоненты и устройства, а также и 

на силовое электрооборудование энергосистем.

Большую  часть  книги  занимает  описание 

практических (а не теоретических, как в сотнях 

отчетов на эту тему) средств и методов защиты 

электронного  и  электротехнического  оборудо-

вания от ЭМИ ЯВ, испытания этого оборудова-

ния на устойчивость к ЭМИ ЯВ, оценки эффек-

тивности средств защиты. 

В  книге  использованы  многочисленные  доку-

менты и фотографии с грифами секретности, кото-

рые были рассекречены и стали общедоступными 

лишь недавно. По широте охвата проб лемы, новиз-

не, глубине и практической значимости описанных 

технических  решений  книга  является  фактически 

энциклопедией  ЭМИ  ЯВ  и  не  имеет  аналогов  на 

книжном рынке. 

Книга  рассчитана  на  инженеров-электриков 

и энергетиков разрабатывающих, проектирующих 

и  эксплуатирующих  электронное  и  электротех-

ническое  оборудование,  а  также  будет  полезна 

преподавателям  вузов  и  студентам.  Много  инте-

ресного  найдут  в  ней  также  и  любители  истории 

техники.

Заказать книгу можно на сайте издательства www.infra-e.ru или по электронной почте infra-e@yandex.ru и телефону 8 (8172) 75-15-54

ВОЗДУШНЫЕ

ЛИНИИ


Читать онлайн

На сегодняшний день протяженность ВЛ 750 кВ, эксплуатируемых ПАО «ФСК ЕЭС», составляет порядка 4000 км. Для выдачи мощности Ленинградской атомной станции АЭС-2 планируется строительство нового участка ВЛ 750 кВ длиной 135 км. Капиталовложения в строительство подобных объектов довольно велики. Затраты на опоры и фундаменты составляют не менее 70% от стоимости материалов на строительство ВЛ, поэтому вопросы выбора оптимальных конструктивных решений выходят на первый план.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»