38
воздушные линии
Н
а сегодняшний день про-
тяженность ВЛ 750 кВ,
эксплуатируемых ПАО
«ФСК ЕЭС», составля-
ет порядка 4000 км. Для выдачи
мощности Ленинградской атом-
ной станции АЭС-2 планируется
строительство нового участка ВЛ
750 кВ длиной 135 км. Капитало-
вложения в строительство подоб-
ных объектов довольно велики.
Затраты на опоры и фундаменты
составляют не менее 70% от сто-
имости материалов на строитель-
ство ВЛ, поэтому вопросы выбора
оптимальных конструктивных ре-
шений выходят на первый план.
Известно, что стоимость железо-
бетонных опор всегда меньше ме-
таллических, рассчитанных на те
же условия.
Еще в 1985 году при строи-
тельстве ВЛ 750 кВ Запорожская
АЭС — ПС «Запорожская» были
установлены портальные желе-
зобетонные опоры типа ПБ750
с внутренними связями, раз-
работанные
Северо-Западным
отделением
Энергосетьпроект
в НИЛКЭС (рисунок 1). Такое ре-
шение позволило добиться су-
щественной экономии денежных
средств по сравнению с вариан-
том использования металличе-
ских конструкций. Опоры на этой
линии успешно эксплуатируются
по сегодняшний день. Для обе-
спечения необходимой высоты
подвески проводов были исполь-
зованы цилиндрические центри-
фугированные стойки длиной по
20 м, установленные друг на дру-
га и объединенные при помощи
внешних фланцев. Диаметр сто-
ек — 800 мм. Закрепление опор
в грунте обеспечивалось за счет
установки стоек в пробуренный
котлован на глубину 4,5 м.
Для проектируемой в настоя-
щее время ВЛ 750 кВ Ленинград-
ская АЭС-2 — Ленинградская
предлагаются модифицированные
варианты этой железобетонной
конструкции, выполненные с уче-
том современных требований
и норм. Нижняя часть опор явля-
ется отдельно изготавливаемой
фундаментной секцией (см. схемы
в таблице 1). В первом случае ниж-
няя секция имеет длину 15 м, а во
втором — 20 м. Установка на фун-
дамент двух двадцатиметровых
стоек позволяет увеличить высоту
подвески проводов с 32 до 36 м.
В большинстве грунтов длина
фундаментной секции составля-
ет 5 м. При необходимости она
может быть увеличена до 6,7 м.
Возможность такого изменения по-
является за счет того, что в цилин-
дрической опалубке длиной 20 м
и диаметром 800 мм может быть
изготовлено 2, 3, 4 или 5 секций.
Трубчатый железобетонный фун-
дамент, снабженный закладным
элементом в виде внутреннего
фланца для соединения со стой-
кой опоры, устанавливается в про-
буренный котлован.
Свободностоящая железобетонная
опора для ВЛ 750 кВ Ленинградская
АЭС-2 — Ленинградская
Рис
. 1.
Опора
ПБ
750
на
ВЛ
750
кВ
Запорожская
АЭС
—
ПС
«
Запорожская
»
Качановская
Л
.
И
.,
к.т.н., заведующая
НИЛКЭС ООО «ПО
«Энерго железо бетон-
инвест»
Романов
П
.
И
.,
к.т.н., заместитель
заведующей НИЛКЭС
ООО «ПО «Энерго-
железо бетон инвест»
Касаткин
С
.
П
.,
начальник сектора
НИЛКЭС ООО «ПО
«Энерго железо бетон-
инвест»
Агапкин
К
.
А
.,
главный инженер
филиала ПАО «ФСК
ЕЭС» — МЭС Северо-
Запада
39
Для закрепления опор в слож-
ных геологических условиях мо-
гут быть использованы свайные
фундаменты с железобетонным
ростверком, имеющим аналогич-
ную закладную деталь фланцево-
го типа.
Инновационное
техническое
решение в виде внутреннего со-
единительного фланца, позволя-
ющее при изготовлении стойки
кольцевого сечения с напрягаемой
арматурой разделить ее на части,
а затем в процессе монтажа объ-
единить при помощи обычных бол-
тов, впервые позволило закрепить
центрифугированную стойку на
фундаменте. Возможность разде-
ления процессов устройства фун-
даментов и установки опор ускоря-
ет процесс монтажа опор на ВЛ.
Для удобства монтажа опо-
ры к металлическим элементам
в верхней части фундамента
и нижней части стойки опоры при-
варены специальные петли для
организации шарнира, используе-
мого при подъеме опоры методом
падающей стрелы.
прошли комплексные испыта-
ния на полигоне фирмы ОРГРЭС
в г. Хотьково. Разрушение стоек
кольцевого сечения происходило
при уровне нагрузок, в 1,6 раза
превышающих расчетные, что
соответствует требованиям к на-
дежности железобетонных кон-
струкций. Сами узлы соединения
элементов фланцевого типа пока-
зали существенно более высокие
уровни надежности [1].
Особое внимание при разра-
ботке опоры уделено вопросам
удобства эксплуатации конструк-
ции. В соответствии с современ-
ными требованиями по охране тру-
да [2] для безопасного подъема
на опору одна из стоек оснащает-
ся лестницей, имеющей анкерные
точки в виде открытых петель, по-
зволяющих организовать безопас-
ный подъем рабочих при помощи
гибкой анкерной линии. Для пере-
мещения по траверсе использует-
ся настил из просечно-вытяжного
листа. Вдоль всей траверсы уста-
навливаются поручни. Для про-
ведения работ по монтажу и за-
Табл. 1. Технико-экономическое сравнение стоимости опор и фундаментов на 1 км ВЛ 750 кВ
Тип опоры
Железобетонная
свободностоящая
Стальная
на оттяжках
Стальная
свободностоящая
Схема опоры
Марка опоры
2СПБ750-1Ф
2СПБ750-3Ф
ПП750-5
ПС750-3
Марка фундамента
СЦФ.50.80.1-1
СЦФ.50.80.1-1
2ФК2-07+2ПА2-1+4А3-1
8ФП6-4+8Р1-А
Площадь землеотвода, м
2
Кол-во опор на 1 км ВЛ
2,3
2,1
2,1
2,1
Масса на
1 опору, т
металла
5,14
5,14
13,316
21,439
железобетона
39,24
44,15
7,16
57,6
Стоимость,
тыс. руб.
1 опоры
1450
1650
2000
3215
фундаментов
200
200
300
840
Стоимость опор и фунда-
ментов на 1 км ВЛ, тыс. руб.
3800
3900
4800
8500
В % от 2СПБ750-1Ф
100
103
126
224
Повышенные требования к на-
дежности ВЛ, предусмотренные
7-й редакцией ПУЭ, приводят к не-
обходимости увеличения прочност-
ных характеристик всех элементов
опор, в том числе, железобетон-
ных стоек.
Для обеспечения необходимой
несущей способности и долго-
вечности в современных стойках
используется высокопрочная ар-
матура и бетон повышенной проч-
ности В60, модифицированный
современными органоминераль-
ными добавками, содержащими
эффективные высокомолекуляр-
ные соединения и гидронано-
дис персии SiO
2
·
n
H
2
O. При этом
обеспечивается повышение водо-
непроницаемости бетона с W8 до
W16 и морозостойкости с F
1
150 до
F
1
500. Такие показатели гаранти-
руют, что срок службы конструк-
ции составит не менее 70 лет.
Секционированные цилиндри-
ческие стойки диаметром 800 мм
и элементы внутренних фланцев,
используемые для соединения
стойки опоры с фундаментом,
428
428
210
210
87
87
87
87
№
6 (57) 2019
40
мене изоляторов траверсы опор
оснащены петлями для крепления
монтажных роликов и имеют спе-
циальные места установки струб-
цин для фиксации заземляющего
обору дования.
Монтаж опоры производится
методом падающей стрелы. Тех-
нология установки опоры на зара-
нее установленные фундаменты
в основном повторяет проверен-
ную при строительстве ВЛ 500 кВ
Донская АЭС — Старый Оскол-2
схему подъема железобетонной
портальной опоры 2СПБ500-3В из
конических стоек.
Элементы монтажного шарни-
ра в нижней части стойки, перво-
начально предназначенные для
установки опоры, будут в дальней-
шем использованы для крепле-
ния технологической оснастки при
подъеме на опору оборудования,
необходимого для работ по обслу-
живанию элементов ВЛ.
Для выполнения технико-эко-
номического сравнения предла-
гаемой железобетонной опоры
рассматриваются альтернатив-
ные варианты стальных порталь-
ных опор, которые могут быть
использованы для ВЛ 750 кВ:
ПП750 и ПС750. Эти опоры раз-
работаны отделением Дальних
передач института Энергосеть-
проект в 1983 году. Опоры на
оттяжках ПП750 в 1,6 раз легче
и, соответственно, дешевле, чем
свободностоящие ПС750. Однако
для них в 1,7 раза увеличивается
площадь землеотвода [3] и появ-
ляются дополнительные обязан-
ности по содержанию и эксплуа-
тации оттяжек. Преимуществом
свободностоящих железобетон-
ных опор перед металлическими
конструкциями на оттяжках или
портальными свободностоящи-
ми опорами на базе башенных
решетчатых стоек является ми-
нимизация материалоемкости,
землеотвода и объема земляных
работ для сооружения фунда-
ментов. Конструкции на базе цен-
трифугированных стоек вандало-
устойчивы.
В таблице 1 представлены ре-
зультаты технико-экономическо-
го сравнения стоимости 1 км ВЛ
750 кВ с различными типами кон-
струкций, предназначенных для
равных условий эксплуатации:
провод марки 5АС300/66, ветро-
вое давление
W
= 500 Па, толщина
стенки гололеда
b
= 15 мм.
Анализ показывает, что стои-
мость конструкций для 1 км ВЛ на
железобетонных опорах в 1,3 раза
меньше, чем при использова-
нии опор на оттяжках ПП750-5,
и в 2,2 раза ниже стоимости линии
при использовании свободностоя-
щих стальных опор типа ПС750-3.
Учитывая, что общая длина
проектируемой ВЛ 750 кВ 135 км,
а количество промежуточных опор
составит порядка 210–230 штук,
выгода от применения железо-
бетонных опор составит более
103 млн руб. и 470 млн руб. по
сравнению с опорами ПП750-5
и ПС750-3 соответственно.
Современные железобетонные
опоры для ВЛ 750 кВ обеспечат
надежность линии при без услов-
ном сокращении стоимости ее
строительства и эксплуатации.
Р
ЛИТЕРАТУРА
1. Качановская Л.И., Романов П.И., Касаткин С.П. Триум-
фальное возвращение железобетона в электросетевое
строительство // ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и рас-
пределение, 2015, № 3(30). С. 84–87.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28.03.2014 № 155Н «Об утверждении Правил по
охра не труда при работе на высоте». URL: https://base.
garant.ru/70736920/.
3. Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 № 486
«Об утверждении Правил определения размеров зе-
мельных участков для размещения воздушных линий
электропередачи и опор линий связи, обслуживаю-
щих электрические сети». URL: https://base.garant.
ru/12132072/.
В издательстве Инфра-Инженерия вышла в свет новая книга к.т.н. В. И. Гуревича
объемом свыше 500 страниц под интригующим названием
«
Электромагнитный
импульс
высотного
ядерного
взрыва
и
защита
электрооборудования
от
него
»
В этой необычной книге рассказывается об исто-
рии развития военных ядерных программ в СССР
и США, роли разведки в создании ядерного ору-
жия в СССР, обнаружении электромагнитного им-
пульса при ядерном взрыве (ЭМИ ЯВ), многочис-
ленных испытаниях ядерных боеприпасов.
В доступной для неспециалистов в области
ядерной физики форме описан процесс образо-
вания ЭМИ ЯВ при подрыве ядерного боеприпаса
на большой высоте, показано влияние многочис-
ленных факторов на интенсивность ЭМИ ЯВ и
его параметры. Рас смот ре но влияние ЭМИ ЯВ на
электронные компоненты и устройства, а также и
на силовое электрооборудование энергосистем.
Большую часть книги занимает описание
практических (а не теоретических, как в сотнях
отчетов на эту тему) средств и методов защиты
электронного и электротехнического оборудо-
вания от ЭМИ ЯВ, испытания этого оборудова-
ния на устойчивость к ЭМИ ЯВ, оценки эффек-
тивности средств защиты.
В книге использованы многочисленные доку-
менты и фотографии с грифами секретности, кото-
рые были рассекречены и стали общедоступными
лишь недавно. По широте охвата проб лемы, новиз-
не, глубине и практической значимости описанных
технических решений книга является фактически
энциклопедией ЭМИ ЯВ и не имеет аналогов на
книжном рынке.
Книга рассчитана на инженеров-электриков
и энергетиков разрабатывающих, проектирующих
и эксплуатирующих электронное и электротех-
ническое оборудование, а также будет полезна
преподавателям вузов и студентам. Много инте-
ресного найдут в ней также и любители истории
техники.
Заказать книгу можно на сайте издательства www.infra-e.ru или по электронной почте [email protected] и телефону 8 (8172) 75-15-54
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Оригинал статьи: Свободностоящая железобетонная опора для ВЛ 750 кВ Ленинградская АЭС-2 — Ленинградская
На сегодняшний день протяженность ВЛ 750 кВ, эксплуатируемых ПАО «ФСК ЕЭС», составляет порядка 4000 км. Для выдачи мощности Ленинградской атомной станции АЭС-2 планируется строительство нового участка ВЛ 750 кВ длиной 135 км. Капиталовложения в строительство подобных объектов довольно велики. Затраты на опоры и фундаменты составляют не менее 70% от стоимости материалов на строительство ВЛ, поэтому вопросы выбора оптимальных конструктивных решений выходят на первый план.