Судовые кабели нового поколения

Page 1
background image

КАБЕЛЬ−news / № 5 / май  2009

28

Производство

В последние годы «Севкабель-Холдинг» актив-

но  развивает  производство  импортозамещаю-
щих судовых кабелей. Специалистами компании 
ведутся  работы  по  усовершенствованию  и  соз-
данию нового поколения этого вида продукции.  
О  разработках  НИИ  «Севкабель»  журналу 
«КАБЕЛЬ-news»  рассказал  директор  института 
Алексей Куликов.

Одной из важных областей применения изделий 

кабельной  промышленности  являются  объекты 
водного  базирования  как  гражданского,  так  и  во-
енного  характера.  Это  весьма  обширная  катего-
рия,  в  которую  входят,  прежде  всего,  корабли  и 
подводные лодки ВМФ, отдельные виды вооруже-
ния,  гражданские  суда  —  пассажирские  и  транс-
портные, используемые в море, на реках и озерах, 
паромы,  причалы,  нефтедобывающие  платформы 
и  т.д.  Кабели,  которые  используются  на  подобных 
объектах,  относятся  к  общей  категории  —  «судо-
вые кабели».

Выделение  судовых  кабелей  в  отдельную  кате-

горию  связано  со  спецификой  их  применения,  из 

которой  вытекают  жесткие  технические  требова-
ния, предъявляемые к ним. Они касаются массога-
баритных  параметров  кабелей,  их  устойчивости  к 
воздействию влаги (в морских условиях — это со-
леная вода), различных химических веществ, к не-
распространению  огня,  к  максимизации  времени 
работоспособности  в  условиях  пожара.  Сюда  же 
относятся  пониженное  дымовыделение  и  отсут-
ствие  выделения  галогенов,  невосприимчивость 
к  электромагнитным  помехам,  обеспечение  тре-
бований  электромагнитной  совместимости,  повы-
шенная  продольная  и  поперечная  механическая 
прочность и т. п.

Выполнение  отдельных  параметров  является 

непростой  задачей,  а  создание    судовых  кабелей, 
соответствующих  всему  комплексу  современных 
и  перспективных  требований,  —  крайне  сложная 
и  трудоемкая  научно-техническая  проблема,  ко-
торая успешно может быть решена только силами 
специализированной научно-проектной организа-
ции.

В Советском Союзе при плановой экономике зада-

чи разработки судовых кабелей решались на основе 
кооперации различных научно-исследовательских 
институтов,  разрабатывавших    всю  номенклатуру 
требуемых  для  производства  кабелей  материа-
лов,  и  непосредственно  самих  производителей. 
Кабели  производились  на  нескольких  заводах  в 
соответствии с их специализацией, причем эти за-
воды были расположены в различных республиках  
страны.

После перехода экономики на новые рельсы весь 

установленный  порядок  нарушился.  В  настоящее 
время  основным  поставщиком  судовых  кабелей  в 
Россию является кабельный завод на Украине, со-
хранивший свою специализацию.

Сейчас  в  нашей  стране,  несмотря  на  очевидную 

потребность  в  судовых  кабелях,  отсутствует  госу-
дарственная  техническая  политика,  которая  соот-
ветствовала  бы  интересам  ВМФ  и  гражданского 
судостроения.  В  сложившейся  экономической 
ситуации  потребители  отказываются  финанси-
ровать  проведение  научно-исследовательских  и 
опытно-конструкторских  работ,  без  выполнения 

Судовые кабели 
нового поколения

А.В. Куликов — директор  
НИИ «Севкабель»


Page 2
background image

КАБЕЛЬ−news / № 5 / май  2009

29

Производство

которых  невозможно  ни  создавать  новые  мате-
риалы  для  кабельной  индустрии,  ни  разрабаты-
вать  в  положенном  порядке  новую  кабельную  
продукцию  в  соответствии  с  жесткими  техниче-
скими  требованиями  и  международными  стан- 
дартами,  ни  доводить  ее  до  серийного  производ-
ства.

В  настоящее  время  перспективные  материалы 

для  судовых  кабелей  введены  в  отдельные  части 
публикаций МЭК 92-351 и 92-359. В качестве изоля-
ционных  материалов  предусмотрены  композиции 
на  основе  этиленпропиленовых  каучуков  (дли-
тельная работа при +85°С) и кремнийорганических 
резин  (при  +95°С).  Для  шланговых  маслостойких  
не  поддерживающих  горение  оболочек  предна-
значаются  резины  на  основе  полихлоропреново-
го, хлорсульфированного, этиленвинилацетатного 
каучуков или хлорированного полиэтилена, а так-
же безгалогенные композиции на основе полиоле-
финов.

Многообразие  материалов,  используемых  для 

достижения  высоких  технических  характеристик 
судовых кабелей, приводит и к разнообразию тех-
процессов  и  составов  технологического  оборудо-
вания для производства такой продукции.

В  настоящее  время  ОАО  «Севкабель»  обладает 

новейшим  оборудованием  для  производства  ре-
зиновых  смесей  на  основе  этиленпропиленовых, 
кремнийорганических  и  других    видов  каучуков, 
а  также  для  переработки  сшитых  полиэтиленов  и 
безгалогенных  композиций.  На  заводе  возобнов-
лено производство судовых кабелей по действую-
щей нормативно-технической документации, в том 
числе и герметизированных. 

В свою очередь НИИ «Севкабель» завершает раз-

работки судовых кабелей нового поколения в соот-
ветствии с техническим заданием,  согласованным 
такими  ведущими  центральными  конструктор-
скими  бюро,  как  «Рубин»,  «Алмаз»,  ЦНИИ  Судовой 
электротехники  и  технологии,  а  также  представи-
телями Министерства обороны РФ.

В конце декабря 2008 года состоялось заседание 

Государственной комиссии, которая рекомендова-
ла к утверждению ТУ 3586-247-71378736-2009 и ТУ 
3586-252-71378736-2009  на  кабели  силовые,  кон-
трольные,  сигнализации  и  управления  для  нужд 
ВМФ  как  полностью  соответствующие  требовани-
ям МЭК.

На  заводе  «Севкабель»  уже  начат  выпуск  кабе-

лей,  имеющих  изоляцию  из  сшитого  полиэтилена, 
а оболочку из ПВХ пластиката с пониженным дымо-
выделением или безгалогенного компаунда.

Новый кабель имеет ряд преимуществ перед ста-

рыми разработками:

-  рабочая  температура  +85ºС  на  токопроводя-

щей  жиле  позволяет  использовать  кабель  мень-
шего  сечения  с  сохранением  величины  токовой  
нагрузки;

- улучшенная стойкость к воздействию внешних 

дестабилизирующих факторов;

- применение экранов из разных материалов по-

вышает помехозащищенность;

-  возможность  кратковременно  выдерживать 

токи аварийного режима позволяет сохранять ра-
ботоспособность  кабельной  линии  после  снятия 
аварийных нагрузок;

-  минимальная  наработка  кабеля  составляет  не 

менее 120000 часов;

-  повышенная  пожаробезопасность  по  сравне-

нию с традиционными кабелями.

Кабели  в  огнестойком  исполнении  сохраняют 

работоспособность  в  течение  180  минут  при  воз-
действии на него пламени.

Учитывая  потенциал  научно-технического  ин-

ститута  «Севкабель»  и  производственных  мощ-
ностей  санкт-петербургского  завода,  а  также 
нахождение  на  территории  Северо-западного  фе-
дерального округа большого количества судостро-
ительных  заводов  и  проектных  учреждений,    для 
«Севкабель-Холдинга» складывается хорошая пер-
спектива стать одним из основных производителей 
и  поставщиков  судовых  кабелей  для  Российского  
флота.

Цех по производству судовых кабелей 
на заводе «Севкабель»


Читать онлайн

В последние годы «Севкабель-Холдинг» активно развивает производство импортозамещающих судовых кабелей. Специалистами компании ведутся работы по усовершенствованию и созданию нового поколения этого вида продукции. О разработках НИИ «Севкабель» журналу «Кабель -news» рассказал директор института Алексей Куликов.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»