8
АКЦЕНТ
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
и
н
т
е
р
в
ь
ю
актуа
льное интервью
—
Виктор
Васильевич
,
Стратегия
развития
электросетевого
хозяй
-
ства
является
составной
частью
общей
Энергетической
стратегии
России
.
Как
Вы
оцениваете
этот
документ
?
Насколько
верно
в
нём
определены
цели
и
задачи
?
И
на
-
сколько
он
выполним
?
—
Практика
показывает
:
у
нас
обычно
появляются
стратегии
раз
-
вития
,
которые
практически
никогда
не
выполняются
.
Стратегия
развития
электросетевого
комплекса
также
ма
-
ловыполнима
,
поскольку
здесь
отсут
-
ствует
«
точка
опоры
»,
от
которой
эта
стратегия
должна
отталкиваться
.
Что
-
бы
чётко
понимать
,
куда
идти
,
прежде
нужно
ответить
на
вопрос
:
дееспосо
-
бен
электросетевой
комплекс
в
том
виде
,
в
котором
существует
,
или
нет
?
Насколько
оптимальна
его
структура
,
на
основе
которой
и
должны
решать
-
ся
ключевые
задачи
электроснаб
-
жения
потребителей
?
Будет
ли
эта
структура
способствовать
социально
-
экономическому
росту
страны
или
станет
непреодолимой
преградой
на
его
пути
?
Есть
и
другие
моменты
,
которые
не
отражены
в
Стратегии
,
но
без
внятного
ответа
на
них
нельзя
рас
-
считывать
на
успех
.
—
Давайте
подробнее
поговорим
о
структуре
,
которая
имеет
ключе
-
вое
значение
для
эффективной
ра
-
боты
отрасли
.
—
Тогда
оттолкнёмся
от
историче
-
ского
опыта
.
Напомню
:
электросете
-
вой
комплекс
России
развивался
по
единому
плану
.
В
основу
отнесения
сетевых
объектов
к
федеральным
и
распределительным
сетям
заклады
-
вался
функциональный
принцип
.
Это
обосновывалось
тем
,
что
решающее
влияние
на
надёжность
региональ
-
ных
энергосистем
оказывает
согла
-
сование
мощности
электростанций
с
пропускной
способностью
прини
-
мающей
сети
.
А
надёжность
Объеди
-
нённых
энергосистем
определяется
реализуемым
без
ограничений
ре
-
зервом
активной
и
реактивной
мощ
-
ности
и
пропускной
способностью
по
критическим
сечениям
.
В
стране
была
создана
эффектив
-
ная
дееспособная
система
,
где
были
чётко
распределены
полномочия
и
обязанности
между
субъектами
.
Структурой
,
отвечающей
за
энер
-
госнабжение
потребителей
,
являлся
(
и
,
кстати
,
является
)
региональный
электросетевой
комплекс
,
который
несёт
в
себе
все
признаки
энергос
-
набжающей
организации
.
В
доре
-
Структурный
передел
3 апреля с.г. правительство
РФ утвердило Стратегию
развития электросетевого
комплекса страны до 2030
года. О перспективах реали-
зации поставленных задач
мы беседуем с Заслуженным
энергетиком России, чле-
ном совета директоров ОАО
«Россети», доктором техни-
ческих наук, профессором
Виктором КУДРЯВЫМ.
9
№ 3 (18), май–июнь, 2013
форменный
период
функции
этой
организации
были
возложены
на
вертикально
интегрированные
ком
-
пании
(
ВИК
-
энерго
),
в
состав
кото
-
рых
входили
и
электростанции
,
и
транспорт
электроэнергии
,
и
сбыт
.
Несмотря
на
то
,
что
далеко
не
все
регионы
имели
сильную
энергети
-
ку
,
вертикально
интегрированные
структуры
обязаны
были
осущест
-
влять
энергоснабжение
на
должном
уровне
повсеместно
.
В
частности
,
в
состав
«
Мосэнерго
»
входили
пять
прилегающих
к
Москве
областей
,
очень
разных
по
своей
энергети
-
ческой
насыщенности
.
В
Калуж
-
ской
области
,
например
,
не
было
ни
одной
электростанции
—
только
сети
.
В
управлении
крупных
ВИК
-
энерго
обычно
находились
как
распределительные
,
так
и
линии
для
транспорта
электроэнергии
в
другие
регионы
(
находящиеся
на
территории
обслуживания
ВИК
),
по
которым
от
крупных
ГРЭС
и
ТЭЦ
электроэнергия
передавалась
на
электроподстанции
обслуживаемых
регионов
и
там
распределялась
по
потребителям
.
Такая
схема
действо
-
вала
в
«
Мосэнерго
», «
Тюменьэнер
-
го
»
и
других
крупных
региональных
энергосистемах
страны
.
Электрические
сети
общего
-
сударственного
значения
разра
-
батывались
по
другому
принципу
.
Были
созданы
устойчивые
к
внеш
-
ним
воздействиям
двухцепные
ли
-
нии
электропередач
330—750
кВ
от
крупнейших
центров
генера
-
ции
(
Волжско
-
Камский
и
Ангаро
-
Енисейский
каскады
ГЭС
,
АЭС
в
европейской
части
страны
,
ТЭС
мощностью
более
2000
МВт
)
к
центрам
потребления
(
мегаполи
-
сы
,
энергоёмкие
промышленные
комплексы
).
Таким
образом
,
был
создан
основной
энергетический
ствол
,
от
которого
могли
ответвлять
-
ся
воздушные
линии
напряжением
500
кВ
в
зону
соседних
ОДУ
и
респу
-
бликанских
энергосистем
. 80%
этих
энергосистем
предусматривали
возможность
подключения
подстан
-
ций
с
секциями
110—220
кВ
.
Недостаток
резервных
связей
в
региональных
сетях
компенси
-
ровался
управлением
режимами
работы
электростанций
и
сетей
из
единого
центра
(
ЦДУ
ЕЭС
)
и
проти
-
воаварийной
автоматикой
.
Оптими
-
зационная
сеть
России
отличалась
высокой
отраслевой
эффектив
-
ностью
:
обеспечивала
необходи
-
мые
темпы
развития
экономики
,
высокую
надёжность
,
позволяла
значительно
сократить
затраты
на
капитальное
строительство
и
техни
-
ческое
обслуживание
.
—
Сетевой
комплекс
страны
работал
достаточно
чётко
и
сла
-
женно
.
Но
случилось
реформиро
-
вание
электроэнергетики
—
дело
прошлое
.
—
А
ошибки
не
исправлены
до
сих
пор
.
В
процессе
реформирова
-
ния
отрасли
волевым
решением
электрические
сети
были
разделе
-
ны
на
магистральные
и
распредели
-
тельные
.
К
магистральным
отошли
все
линии
напряжением
от
220
кВ
и
выше
.
Ими
стала
заведовать
«
Фе
-
деральная
сетевая
компания
».
Все
,
что
ниже
220
кВ
,
было
отнесено
к
распределительному
сектору
и
пе
-
редано
в
управление
ОАО
«
Холдинг
МРСК
».
Таким
образом
,
региональ
-
ные
электрические
сети
,
имевшие
резервирование
110
и
220
кВ
,
ока
-
зались
на
балансе
разных
собствен
-
ников
.
Вся
сеть
500
кВ
в
крупных
энер
-
госистемах
,
выполнявшая
роль
транспорта
и
распределения
элек
-
троэнергии
от
электростанций
ре
-
гиона
до
подстанций
и
потребителей
внутри
одного
региона
,
тоже
пере
-
шла
в
ФСК
ЕЭС
.
Это
привело
к
поте
-
ре
потребителей
у
распредкомпании
и
увеличению
затрат
на
отпущенный
киловатт
/
час
.
Такая
же
ситуация
сло
-
жилась
и
по
подстанциям
500
кВ
,
об
-
ладавшим
автотрансформаторами
и
соответствующими
секциями
110
и
220
кВ
.
В
результате
мы
получили
мас
-
су
проблем
(
в
том
числе
проблему
«
последней
мили
»,
ведь
в
дальних
передачах
никогда
не
было
конеч
-
10
АКЦЕНТ
ного
потребителя
,
а
также
взрыв
-
ное
увеличение
количества
ТСО
,
рост
трансакционных
издержек
и
затрат
),
а
сам
комплекс
перестал
отвечать
за
полноценное
энергос
-
набжение
потребителей
.
Разметав
энергокомплекс
на
множество
частей
,
мы
существенно
снизили
поле
для
маневренности
и
для
качественного
решения
пер
-
спективных
и
текущих
задач
.
Как
следствие
—
условия
для
повыше
-
ния
надёжности
энергоснабжения
потребителей
ухудшились
,
а
сетевой
тариф
многократно
вырос
.
Большой
ошибкой
также
считаю
отделение
сбытов
от
сетевых
рас
-
пределительных
компаний
.
Кроме
дополнительной
тарифной
нагрузки
на
потребителя
и
убытков
сетевым
компаниям
такое
разделение
ниче
-
го
не
дало
.
Тем
не
менее
необходи
-
мость
объединения
электросетевого
и
сбытового
бизнеса
в
регионах
не
нашло
своего
отражения
в
Стра
-
тегии
развития
.
А
ведь
ещё
не
так
давно
именно
согласованная
рабо
-
та
электрических
сетей
и
сбытов
в
составе
энергосистем
приводила
к
образованию
аппаратного
ресурса
,
способного
решать
проблемы
непла
-
тежей
и
воровства
электроэнергии
.
Это
позволяло
свести
задолженность
за
электроэнергию
до
4—7
дней
,
что
сегодня
кажется
непостижимым
уровнем
.
Кроме
того
,
сбыты
играли
важ
-
ную
роль
в
знании
режимов
работы
крупнейших
потребителей
региона
.
Трёхсменная
работа
диспетчерской
части
энергосбытов
была
составной
частью
противоаварийной
готовно
-
сти
энергосистем
,
позволявшей
как
предотвращать
,
так
и
с
наименьши
-
ми
затратами
ликвидировать
самые
серьёзные
аварии
.
К
сожалению
,
в
современной
Стратегии
развития
сам
фактор
целесообразности
дробления
и
не
-
возможности
восстановления
ВИК
-
энерго
не
отражён
.
Тем
временем
на
практике
идёт
консолидация
энергоактивов
.
Этим
сегодня
занимаются
крупные
энер
-
гетические
корпорации
,
такие
как
«
Газпром
энергохолдинг
»
и
«
ИНТЕР
РАО
»,
объединяющие
генерацию
.
Правда
,
этот
процесс
идёт
хаотично
,
без
должной
системности
.
Так
на
-
зываемые
либеральные
реформы
электроэнергетики
законодательно
ввели
запреты
на
создание
верти
-
кально
интегрированных
компаний
.
Это
не
позволяет
«
Газпром
энерго
-
холдингу
»
и
«
ИНТЕР
РАО
»
в
полной
мере
использовать
основной
про
-
тивозатратный
метод
минимизации
трансакционных
издержек
.
—
Вы
всегда
выступали
против
дробления
вертикально
интегри
-
рованных
компаний
.
Но
весь
мир
идёт
по
этому
пути
.
Евросоюз
года
два
назад
принял
такое
же
реше
-
ние
,
чтобы
снизить
влияние
моно
-
полий
.
—
Не
стоит
выходить
за
пределы
здравого
смысла
.
Опыт
функциони
-
рования
советской
энергосистемы
не
случайно
взят
на
вооружение
мировыми
энергетическими
хол
-
дингами
.
И
единство
вертикали
,
несмотря
ни
на
какие
бюрократи
-
ческие
решения
,
там
настойчиво
сохраняют
,
поскольку
она
за
мно
-
го
лет
доказала
свою
состоятель
-
ность
.
Посмотрите
,
как
ведут
себя
немецкая
Е
.
О
N
или
итальянская
«Enel»:
невзирая
на
требования
Евросоюза
разделить
деятельность
по
видам
бизнеса
,
эти
компании
ограничились
разделением
учёта
,
а
технологические
связи
рушить
не
стали
.
Причём
это
было
сделано
не
по
собственной
воле
,
а
по
требова
-
нию
потребителей
,
которые
высту
-
пили
против
дробления
компаний
,
поняв
,
что
это
грозит
заметным
по
-
вышением
тарифов
.
Кстати
,
в
при
-
ватизации
российской
электроэнер
-
гетики
нашли
финансовые
ресурсы
для
участия
только
вертикально
ин
-
тегрированные
компании
:
государ
-
ственные
Enel
и
Фортум
и
частная
компания
Е
.
О
N.
В
США
лет
пять
назад
появился
любопытный
документ
«
Сети
XXI
века
»,
в
котором
приводятся
новые
структурные
решения
,
позволяю
-
щие
на
технологическом
и
управ
-
ленческом
уровне
объединить
элек
-
тросети
и
энергосистемы
не
только
внутри
страны
,
но
и
с
сопредельны
-
ми
государствами
—
Канадой
,
Мек
-
сикой
.
И
я
уверен
,
что
со
временем
они
к
этому
придут
.
Мы
же
,
к
сожалению
,
пока
не
де
-
лаем
шагов
к
технологической
инте
-
грации
компаний
,
что
не
позволяет
сдвинуть
с
«
мёртвой
точки
»
противо
-
затратную
деятельность
.
—
Как
отразилось
разрушение
ВИК
-
энерго
на
взаимоотношени
-
ях
поставщиков
и
потребителей
электроэнергии
?
—
Когда
в
процессе
реформиро
-
вания
отрасли
была
нарушена
вер
-
тикально
интегрированная
структу
-
ра
,
отношения
энергокомпаний
с
потребителями
сразу
же
прекрати
-
лись
(
сегодня
потребитель
общает
-
ся
только
с
неким
гарантирующим
поставщиком
,
но
не
с
субъектами
энергорынка
).
Как
следствие
,
сразу
же
упал
авторитет
электроэнергети
-
ков
перед
людьми
,
для
которых
они
,
в
сущности
,
и
работают
.
Потеря
до
-
верия
потребителей
представляет
большую
опасность
для
электро
-
энергетических
компаний
,
особен
-
но
для
распределительного
ком
-
плекса
.
Негативные
последствия
видны
уже
сейчас
.
—
В
чём
они
выражаются
?
—
Во
-
первых
,
в
желании
круп
-
ных
потребителей
уйти
на
авто
-
номное
электроснабжение
.
Только
за
счёт
жёсткого
государственно
-
11
№ 3 (18), май–июнь, 2013
административного
давления
этот
уход
не
стал
массовым
.
Во
-
вторых
,
в
борьбе
с
высокими
сетевыми
тарифами
потребители
предпринимают
ответные
меры
через
технологическое
присоеди
-
нение
.
Например
,
на
законода
-
тельном
уровне
пролоббировано
решение
о
подключении
потре
-
бителей
до
15
кВ
включительно
за
смешную
цену
.
И
новые
потре
-
бители
идут
на
любые
хитрости
,
чтобы
подключиться
почти
зада
-
ром
.
Крупные
землевладельцы
при
строительстве
коттеджных
по
-
сёлков
за
счёт
дробления
общей
заявки
закупают
за
бесценок
мощности
впрок
и
не
пользуются
ими
,
нанося
серьёзный
ущерб
сетевым
организациям
.
Можно
и
дальше
перечислять
контрудары
,
только
у
нас
другая
тема
.
—
Хорошо
.
В
Стратегии
большое
внимание
уделяется
во
-
просам
расчёта
показателей
ка
-
чества
работы
электросетевых
компаний
,
качества
и
надёжно
-
сти
электроснабжения
и
т
.
д
.
Это
всё
нужно
?
—
Конечно
,
нужно
!
Вопросы
коэффициентов
эффективности
,
снижения
потерь
,
привлечения
ин
-
вестиций
поставлены
совершенно
верно
.
Но
почему
мы
их
ставим
?
Да
потому
что
нынешняя
структура
электроэнергетики
не
способна
их
решить
.
Эти
задачи
всегда
реша
-
лись
непросто
,
но
энергокомпании
были
ответственны
перед
потреби
-
телем
и
не
снимали
эти
вопросы
с
повестки
дня
.
Но
сейчас
этого
нет
.
Поэтому
мы
должны
ясно
опреде
-
лить
:
а
какую
структуру
мы
должны
иметь
,
чтобы
все
эти
вопросы
ре
-
шить
?
В
Стратегии
я
такой
поста
-
новки
вопроса
не
вижу
.
Для
меня
очевидно
,
что
нацио
-
нальная
электрическая
сеть
должна
быть
построена
по
функционально
-
му
принципу
.
1.
Нужно
выделить
в
отдельную
структуру
сетевой
комплекс
для
обеспечения
межсистемного
,
межрегионального
,
экспортно
-
импортного
транспорта
электро
-
энергии
с
включением
в
него
опорных
подстанций
системной
надёжности
,
отделив
от
него
сети
220
кВ
,
выполняющие
распре
-
делительные
функции
в
регио
-
нах
.
2.
Используя
корпоративные
воз
-
можности
единой
энергокомпа
-
нии
ОАО
«
Россети
»,
необходимо
восстановить
региональные
рас
-
пределительные
электросетевые
комплексы
до
220
кВ
включи
-
тельно
.
Тогда
за
транспорт
,
рас
-
пределение
электроэнергии
внутри
регионов
(
а
то
и
двух
,
трёх
,
как
это
в
Москве
,
Тюмени
,
Хабаровске
и
др
.)
отвечает
один
хозяин
.
—
Стратегия
предусматривает
сохранение
существующих
зон
ответственности
между
ФСК
ЕЭС
,
ОАО
«
Россети
»
и
ТСО
.
Какую
струк
-
туру
предложили
бы
Вы
?
—
Считаю
,
что
нужно
передать
дочерним
предприятиям
ОАО
«
Рос
-
сети
»
электрические
сети
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
до
220
кВ
включительно
,
кото
-
рые
выполняют
распределительные
функции
при
транспорте
электроэ
-
нергии
(
мощности
)
от
электростан
-
ций
до
потребителей
,
находящихся
в
регионе
.
Нужно
также
провести
корпоративные
процедуры
в
дочер
-
них
и
зависимых
обществах
(
ДЗО
)
«
Россетей
»
для
их
укрупнения
,
что
-
бы
совместить
зоны
функциониро
-
вания
этих
ДЗО
с
границами
ответ
-
ственности
,
соответствующими
ОДУ
ОАО
«
СО
ЕЭС
».
—
Нужно
ли
при
этом
сохранить
Федеральную
сетевую
компа
-
нию
?
—
Думаю
,
нужно
.
Я
повторюсь
,
но
сети
220
кВ
,
выполняющие
распре
-
делительные
функции
в
регионах
,
целесообразно
передать
в
управле
-
ние
(
обслуживание
,
аренду
или
даже
в
собственность
)
соответствующих
дочерних
компаний
ОАО
«
Россети
».
Региональный
сетевой
комплекс
—
это
такое
же
основное
звено
,
как
дивизия
в
армии
.
Без
его
усиления
и
передачи
ему
функции
энергоснаб
-
жающей
организации
эффективное
электроснабжение
потребителей
организовать
невозможно
.
Но
часть
филиалов
ФСК
ЕЭС
вместе
с
сетями
должна
перейти
в
управление
ОАО
«
Россети
».
—
Каким
Вы
видите
электросе
-
тевой
комплекс
в
2030
году
?
—
Основой
национальной
энер
-
гетики
,
если
мы
поставим
цель
соз
-
дать
новую
надёжную
энергетику
,
должны
стать
вертикально
интегри
-
рованные
компании
.
И
движение
в
эту
сторону
нужно
начинать
уже
сейчас
.
В
качестве
пилотного
про
-
екта
можно
рассмотреть
создание
вертикально
интегрированного
хол
-
динга
на
базе
ОЭС
Урала
,
которая
находится
в
операционной
зоне
ОДУ
Урала
.
Это
один
из
самых
мощных
эко
-
номических
районов
страны
,
поэто
-
му
эффект
от
реализации
проекта
здесь
будет
наиболее
очевидным
.
Однако
наличие
иностранных
и
част
-
ных
компаний
в
генерирующем
ком
-
плексе
не
позволяет
решить
вопрос
простыми
корпоративными
проце
-
дурами
.
Требуется
проработка
и
дру
-
гих
вариантов
решений
,
в
том
числе
и
создание
энергопулов
на
взаимно
согласованных
условиях
субъектами
уральского
рынка
.
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
Оригинал статьи: Структурный передел
3 апреля с.г. правительство РФ утвердило Стратегию развития электросетевого комплекса страны до 2030 года. О перспективах реализации поставленных задач мы беседуем с Заслуженным энергетиком России, членом совета директоров ОАО «Россети», доктором технических наук, профессором Виктором КУДРЯВЫМ.