ПУТЕ-
ШЕСТВИЕ В
ПРОШЛОЕ
124
как это было
В
2011
г
.
исполняется
70
лет
с
того
дня
,
как
отечественный
центр
релестроения
переме
-
стился
из
Харькова
в
Чебок
-
сары
.
Здесь
,
к
счастью
,
и
остался
.
Ре
-
лестроение
—
лаконичное
название
релейной
защиты
и
автоматизации
(
РЗА
)
электроэнергетических
систем
—
область
науки
и
техники
,
лежащая
на
стыке
электроэнергетики
и
электротех
-
ники
.
В
истории
релеграда
были
свои
знаковые
события
и
свои
действую
-
щие
лица
—
если
угодно
,
герои
.
Вспом
-
ним
исторические
вехи
,
придержива
-
ясь
хронологической
последователь
-
ности
и
не
забывая
об
активных
участ
-
никах
тех
событий
.
Ноябрь
1941
года
.
Прибытие
в
Чебоксары
эшелонов
с
работника
-
ми
и
оборудованием
ХЭМЗ
—
Харь
-
ковского
электромеханического
за
-
вода
.
Размещение
производства
на
территории
Чебоксарского
педагоги
-
ческого
института
.
Создание
Чебок
-
сарского
электроаппаратного
завода
(
ЧЭАЗ
),
работающего
как
на
оборо
-
ну
,
так
и
на
энергетику
страны
.
В
чис
-
ле
прибывших
в
Чебоксары
специали
-
стов
находились
два
релейщика
высо
-
чайшего
класса
—
к
.
т
.
н
.
А
.
М
.
Бреслер
и
Г
.
Ф
.
Эдельштейн
.
Первый
чебоксар
-
ский
релейщик
с
ученой
степенью
,
выдающийся
изобретатель
А
.
М
.
Брес
-
лер
по
праву
считается
основополож
-
ником
чебоксарской
школы
релейной
защиты
.
1944
год
.
Изобретение
А
.
М
.
Брес
-
лером
знаменитого
реле
сопротивле
-
ния
,
вошедшего
в
учебники
под
назва
-
нием
«
реле
Бреслера
», —
родоначаль
-
ника
класса
многофазных
реле
.
Здесь
впервые
прозвучала
идея
концентра
-
ции
в
одном
аппарате
и
в
одном
алго
-
ритме
всей
имеющейся
информации
о
состоянии
защищаемого
объекта
.
1946—1959
гг
.
Установление
проч
-
ных
связей
между
ЧЭАЗ
и
научно
-
исследовательскими
центрами
стра
-
ны
,
действующими
в
области
электро
-
энергетики
:
головным
проектным
ин
-
ститутом
и
«
Теплоэлектропроект
»,
Все
-
союзным
НИИ
электроэнергетики
,
пу
-
сконаладочной
организацией
ОР
-
ГРЭС
,
вузами
—
Новочеркасским
поли
-
техническим
институтом
(
НПИ
)
и
Мо
-
сковским
энергетическим
институтом
(
МЭИ
).
В
эти
годы
коллектив
ЧЭАЗ
по
-
полнили
молодые
специалисты
,
вы
-
пускники
различных
вузов
,
быстро
за
-
воевавшие
авторитет
в
релейной
за
-
щите
:
В
.
И
.
Гринштейн
(
НПИ
),
впослед
-
Становление
релеграда
в Чебоксарах:
события и люди
Раскрываются основные события, произошедшие в
одной из ключевых отраслей промышленности Чува-
шии за 70 лет её развития. Упоминаются наиболее ак-
тивные участники тех событий, в особенности те, кто
способствовал развитию научных исследований.
Юрий ЛЯМЕЦ, председатель НТС Исследовательского
центра «Бреслер», профессор, д.т.н.,
Года НУДЕЛЬМАН, председатель совета директоров
ОАО «ВНИИР», действительный член АЭН РФ, к.т.н.
125
№ 4 (7), июль-август, 2011
ствии
главный
инженер
ЧЭАЗ
,
В
.
А
.
Бо
-
рисов
(
МЭИ
),
ставший
вторым
чебок
-
сарским
релейщиком
—
кандидатом
наук
,
С
.
Б
.
Евстропов
(
МАИ
),
Б
.
И
.
Пан
-
филов
(
МЭИ
)
и
В
.
А
.
Сушко
—
выпускник
Киевского
политехнического
институ
-
та
,
третий
кандидат
наук
.
На
заводе
функционировало
мощное
специали
-
зированное
конструкторское
бюро
по
релейной
защите
и
автоматике
(
СКБ
РЗА
),
разрабатывавшее
новую
техни
-
ку
.
Мало
того
,
велись
научные
исследо
-
вания
,
в
основном
силами
релейной
лаборатории
,
где
был
сосредоточен
цвет
творческой
молодёжи
.
Возглав
-
лял
лабораторию
незаурядный
специ
-
алист
и
воспитатель
кадров
В
.
С
.
Алек
-
сеев
.
В
1960
г
.
произошло
событие
ис
-
ключительной
важности
,
предопре
-
делившее
дальнейшее
развитие
ре
-
леграда
.
На
ЧЭАЗ
состоялись
Всесо
-
юзное
совещание
и
конференция
по
релейной
защите
,
в
работе
ко
-
торых
принял
активное
участие
тог
-
дашний
глава
Чувашии
С
.
М
.
Ислю
-
ков
.
Совещание
обратилось
к
руко
-
водству
страны
с
обоснованным
хо
-
датайством
об
открытии
в
Чебокса
-
рах
электротехнического
НИИ
и
выс
-
шего
учебного
заведения
электроэ
-
нергетического
и
электротехническо
-
го
профиля
.
С
.
М
.
Ислюков
воспринял
обращение
релейщиков
как
руковод
-
ство
к
действию
и
добился
претворе
-
ния
его
в
жизнь
.
В
1961
г
.
в
Чебок
-
сарах
были
открыты
Чувашский
элек
-
тротехнический
НИИ
(
ЧЭТНИИ
),
впо
-
следствии
Всесоюзный
НИИ
реле
-
строения
(
ВНИИР
),
и
Волжский
фили
-
ал
Московского
энергетического
ин
-
ститута
(
ВФ
МЭИ
),
ставший
прароди
-
телем
Чувашского
государственного
университета
(
ЧГУ
).
В
структуре
ЧЭТ
-
НИИ
сразу
же
был
предусмотрен
ре
-
лейный
отдел
.
Его
коллектив
состави
-
ли
из
сотрудников
ЧЭАЗ
.
Возглавил
отдел
опытный
конструктор
З
.
Д
.
Кац
,
работавший
до
войны
ещё
на
ХЭМЗ
.
Отдел
состоял
их
трех
бюро
,
которые
возглавили
С
.
Б
.
Евстропов
,
В
.
А
.
Бори
-
сов
и
В
.
И
.
Гринштейн
.
Филиалу
МЭИ
в
плане
релейной
защиты
повез
-
ло
меньше
.
Как
это
ни
удивительно
,
но
в
его
структуру
соответствующая
специальность
заложена
не
была
.
В
1967
г
.,
когда
создавался
ЧГУ
,
по
-
ложение
можно
было
исправить
,
но
первый
ректор
профессор
С
.
Ф
.
Сай
-
кин
,
механик
-
теоретик
по
образова
-
нию
,
о
Чебоксарах
как
о
релеграде
ничего
не
знал
.
В
дальнейшем
гово
-
рил
об
этом
с
сожалением
.
В
1960, 1961
и
1962
гг
.
ЧЭТНИИ
и
ЧЭАЗ
получили
мощную
кадровую
поддержку
из
разных
вузов
страны
.
Релейщики
приезжали
преимуще
-
ственно
из
НПИ
и
Уральского
политех
-
нического
института
(
УПИ
).
В
1960
г
.
из
Новочеркасска
прибыл
специаль
-
но
отобранный
десант
из
десяти
вы
-
пускников
.
Некоторые
стали
извест
-
ными
специалистами
:
Ю
.
Н
.
Алимов
,
в
будущем
третий
по
счёту
начальник
релейного
отдела
ВНИИР
,
Ф
.
М
.
Розен
-
блюм
,
создавший
и
возглавивший
в
релейном
отделе
лабораторию
про
-
тивоаварийной
автоматики
,
Р
.
З
.
Ро
-
зенблюм
,
ставшая
главным
конструк
-
тором
ЧЭАЗ
по
РЗА
,
Г
.
Т
.
Глухенький
,
в
будущем
заместитель
главного
инже
-
нера
ЧЭАЗ
.
Прибывшие
из
Новочер
-
касска
в
1961
г
.
выдвинули
из
сво
-
их
рядов
заведующего
лаборатори
-
ей
высокочастотных
защит
ВНИИР
Л
.
А
.
Наделя
,
заведующего
кафедрой
ТОЭ
ЧГУ
В
.
М
.
Шевцова
,
руководителя
конструкторского
сектора
релейного
отдела
ВНИИР
И
.
С
.
Рутман
.
Из
груп
-
пы
уральцев
того
года
выдвинулся
В
.
Н
.
Бочкарёв
,
пятый
по
счёту
гене
-
ральный
директор
ВНИИР
.
Ещё
семь
молодых
специалистов
прибыли
из
Новочеркасска
в
1962
г
.
Среди
них
А
.
М
.
Дмитренко
,
ныне
доктор
техни
-
ческих
наук
,
В
.
И
.
Васинеж
,
ставший
начальником
отдела
морских
реле
ВНИИР
,
Б
.
И
.
Стребуляев
,
будущий
главный
энергетик
завода
промыш
-
ленных
тракторов
,
А
.
Я
.
Романенко
,
главный
инженер
Энергосбыта
Чу
-
вашэнерго
.
В
1963
г
.
прибыли
по
-
сланцы
УПИ
и
Ивановского
энерге
-
тического
института
.
Среди
первых
—
Г
.
П
.
Варганов
,
занимавший
все
клю
-
чевые
для
релейной
защиты
должно
-
сти
на
ЧЭАЗ
:
заведующий
релейной
лабораторией
,
главный
конструктор
по
РЗА
,
а
ныне
—
заместитель
глав
-
ного
инженера
.
Среди
ивановцев
—
Э
.
М
.
Шнеерсон
,
ставший
в
1985
г
.
первым
в
Чебоксарах
доктором
тех
-
нических
наук
по
релейной
защите
,
возглавлявший
лабораторию
дистан
-
ционных
защит
ВНИИР
,
кафедру
элек
-
трических
аппаратов
ЧГУ
,
а
с
1991
г
.
работавший
в
Германии
в
компании
Сименс
.
В
последующие
годы
кадровый
состав
ЧЭАЗ
и
ВНИИР
определялся
Волжским
филиалом
МЭИ
(
ЧГУ
),
тем
не
менее
НПИ
и
ИЭИ
не
оставили
ре
-
леград
без
своей
поддержки
.
Опреде
-
лённую
лепту
внёс
Самарский
поли
-
технический
институт
(
СПИ
).
В
насто
-
ящее
время
видную
роль
в
релегра
-
де
играют
приехавшие
в
Чебоксары
в
конце
60-
х
и
в
70-
х
годах
Н
.
А
.
Дони
и
А
.
А
.
Шурупов
(
оба
из
НПИ
),
В
.
С
.
Ше
-
велев
(
ИЭИ
),
В
.
С
.
Фурашов
и
М
.
Г
.
Линт
(
оба
из
СПИ
).
Из
числа
выпускников
ЧГУ
70-
х
и
80-
х
годов
особо
следует
от
-
Арон
Менделевич
Бреслер
(20.03.1898—10.09.1951)
Владимир
Алексеевич
Борисов
(19.04.1931—14.09.1994)
Эдуард
Менделевич
Шнеерсон
(18.10.1941—24.12.2009)
126
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
метить
кандидатов
наук
А
.
М
.
Наумова
,
В
.
Н
.
Козлова
,
Н
.
С
.
Ефимова
,
В
.
А
.
Еф
-
ремова
,
В
.
А
.
Ильина
,
А
.
П
.
Арсентье
-
ва
,
В
.
Г
.
Степанова
,
В
.
А
.
Лаврененко
,
В
.
А
.
Матисона
,
А
.
А
.
Никитина
,
В
.
А
.
Ко
-
стерина
,
Л
.
Ф
.
Борисова
,
докторов
наук
Г
.
М
.
Михеева
и
В
.
С
.
Генина
.
В
годы
перестройки
на
долю
ЧЭАЗ
и
ВНИИР
выпали
суровые
испытания
.
В
конце
80-
х
и
начале
90-
х
годов
ми
-
ровые
концерны
АББ
,
Сименс
,
Швей
-
цер
,
Арева
начали
переводить
своё
релестроение
на
микропроцессорную
технику
.
Чебоксарские
релейщики
по
объективным
причинам
запаздывали
.
Отсутствовала
передовая
электрон
-
ная
база
,
не
доставало
квалифика
-
ции
.
Оживились
конкуренты
,
в
первую
очередь
зарубежные
,
но
зародились
и
внутренние
,
в
известных
научных
и
промышленных
центрах
:
Петербур
-
ге
,
Зеленограде
,
Черноголовке
.
Статус
Чебоксар
как
релеграда
оказался
под
угрозой
.
Но
чебоксарские
релейщи
-
ки
не
собирались
сдавать
завоёван
-
ные
позиции
.
Инициатива
забила
клю
-
чом
.
Стали
интенсивно
создаваться
научно
-
производственные
предпри
-
ятия
(
НПП
).
Первое
—
НПП
«
Динами
-
ка
» —
было
создано
сотрудниками
ка
-
федры
электрических
аппаратов
ЧГУ
,
выходцами
из
ВНИИР
,
в
1990
г
.
Вто
-
рое
—
НПП
«
Экра
» —
учредили
в
1991
г
.
работники
релейного
отдела
ВНИИР
,
участники
ликвидации
аварии
на
Чер
-
нобыльской
АЭС
.
Третье
—
НПП
«
Брес
-
лер
» —
создано
в
1992
году
сотруд
-
никами
кафедры
ТОЭ
ЧГУ
совмест
-
но
с
двумя
специалистами
релейно
-
го
отдела
ВНИИР
.
Название
отразило
всю
меру
уважения
к
нашему
видно
-
му
коллеге
и
земляку
.
Все
три
новых
предприятия
незамедлительно
присту
-
пили
к
разработке
микропроцессор
-
ных
устройств
релейной
защиты
и
ав
-
томатики
,
средств
их
отладки
,
цифро
-
вых
регистраторов
аварийных
собы
-
тий
.
В
те
годы
активно
дискутировал
-
ся
острый
вопрос
:
смогут
ли
существу
-
ющие
предприятия
извлечь
пользу
из
появления
в
стране
новых
предприя
-
тий
,
создаваемых
совместно
с
миро
-
выми
концернами
.
Большинство
че
-
боксарских
специалистов
склонялось
к
мысли
,
что
без
сотрудничества
с
крупнейшими
мировыми
производи
-
телями
релейной
защиты
не
обойтись
,
а
сказавши
«
а
»,
следует
говорить
«
б
»
и
способствовать
созданию
совместно
-
го
предприятия
в
Чебоксарах
.
Осенью
1992
г
.
делегация
релейщиков
ВНИИР
и
ЧГУ
выезжала
в
Москву
на
перего
-
воры
с
полномочной
группой
менед
-
жеров
компании
АББ
,
приехавших
из
Швейцарии
и
Швеции
.
Зарубежные
коллеги
в
ту
пору
подыскивали
место
для
предприятия
в
окрестностях
Мо
-
сквы
или
Петербурга
,
руководствуясь
двумя
критериями
—
наличием
спе
-
циалистов
и
близостью
к
международ
-
ному
аэропорту
.
В
ходе
переговоров
удалось
убедить
их
в
том
,
что
по
пер
-
вому
критерию
Чебоксары
облада
-
ют
бесспорным
преимуществом
.
Со
вторым
критерием
дело
обстояло
на
-
много
сложнее
,
и
всё
же
окончатель
-
ное
решение
было
принято
в
пользу
Чебоксар
.
ООО
«
АББ
Реле
-
Чебоксары
»
открылось
в
1994
г
. (
ныне
«
АББ
Си
-
ловые
и
Автоматизированные
Систе
-
мы
»).
С
этого
времени
начался
про
-
цесс
перехода
релейной
защиты
и
автоматики
российских
энергопред
-
приятий
на
микропроцессорную
тех
-
нику
.
Чебоксарские
релейщики
про
-
ходили
стажировку
на
предприятиях
концерна
АББ
в
Швеции
,
Финляндии
и
Швейцарии
.
Иностранные
специа
-
листы
знакомились
с
Чебоксарами
.
С
интересом
узнали
о
серьёзном
за
-
деле
в
области
теории
микропроцес
-
сорных
защит
и
цифровой
обработки
сигналов
,
накопленном
в
Чебоксарах
.
В
1995
г
.
в
шведской
компании
АББ
(
г
.
Вастерас
)
чебоксарцы
провели
на
-
учный
семинар
и
получили
приглаше
-
ние
к
проведению
совместных
науч
-
ных
работ
.
Второй
семинар
,
прошед
-
ший
там
же
в
1999
г
.,
продемонстри
-
127
№ 4 (7), июль-август, 2011
ровал
ещё
раз
большие
возможности
чебоксарской
школы
релейной
защи
-
ты
.
Сотрудничество
с
Вестерасом
при
-
вело
к
созданию
в
Чебоксарах
силь
-
ной
исследовательской
группы
,
учре
-
дившей
в
2001
г
.
новое
предприя
-
тие
—
исследовательский
центр
(
ИЦ
)
«
Бреслер
»,
который
приступил
к
се
-
рийному
производству
собственных
разработок
.
Однако
мы
забежали
вперёд
.
Не
-
обходимо
вернуться
на
десятилетие
и
сказать
о
проявившейся
в
то
время
серьёзной
кадровой
проблеме
.
Вы
-
пускники
вузов
с
профильной
подго
-
товкой
по
релейной
защите
в
Чебок
-
сары
более
не
приезжали
,
а
своих
релейщиков
ЧГУ
,
как
уже
говорилось
,
не
готовил
.
Ненормальное
положение
удалось
исправить
только
в
1995
г
.
Первый
набор
на
специальность
«
ре
-
лейная
защита
и
автоматизация
элек
-
троэнергетических
систем
»
состоялся
в
1996
г
.,
но
к
тому
времени
благода
-
ря
поддержке
директора
техническо
-
го
института
ЧГУ
профессора
В
.
А
.
Ще
-
дрина
удалось
сформировать
из
сту
-
дентов
других
специальностей
груп
-
пы
2-
го
, 3-
го
и
4-
го
курсов
.
Выпуск
специалистов
был
поручен
наиболее
подготовленной
для
этого
по
профи
-
лю
научной
работы
кафедре
ТОЭ
,
ко
-
торая
стала
называться
ТОЭ
и
РЗА
.
Её
возглавил
директор
Чебоксарской
ГЭС
,
выпускник
кафедры
РЗА
МЭИ
Г
.
А
.
Дробиков
,
много
сделавший
для
материального
оснащения
кафедры
и
благополучия
её
студентов
.
Первый
выпуск
инженеров
-
релейщиков
со
-
стоялся
в
1998
г
.,
первый
выпуск
ма
-
гистров
по
программе
«
автоматика
энергосистем
» —
в
2001
г
.
К
2011
г
.
десять
выпускников
специально
-
сти
стали
кандидатами
технических
наук
.
Самый
молодой
—
в
24
года
.
Наконец
-
то
,
впервые
за
70
лет
,
учё
-
ную
степень
получила
чебоксарская
релейщица
.
Оба
достижения
принад
-
лежат
нашим
выпускникам
супругам
Андрею
и
Ирине
Подшивалиным
.
Быстрой
профессионализации
сту
-
дентов
-
релейщиков
в
Чебоксарах
спо
-
собствует
их
непрерывная
стажиров
-
ка
на
предприятиях
,
которая
начина
-
ется
обычно
на
втором
-
третьем
кур
-
сах
,
но
иной
раз
уже
и
на
первом
.
Очень
полезными
оказались
стажи
-
ровки
студентов
в
Швеции
,
в
компа
-
нии
АББ
.
Неоценим
как
приобретён
-
ный
там
технический
опыт
,
так
и
прак
-
тика
общения
на
английском
языке
.
В
90-
х
годах
в
Чебоксарах
пред
-
принимались
попытки
объединить
релейщиков
для
совместного
про
-
движения
в
наиболее
трудных
на
-
правлениях
.
В
январе
1991
г
.
была
проведена
всесоюзная
конферен
-
ция
«
Современная
релейная
за
-
щита
»,
собравшая
представителей
всех
союзных
республик
.
В
1996
г
.
было
создано
некоммерческое
пар
-
тнерство
«
Чебоксарский
центр
РЗА
»,
объединившее
ЧЭАЗ
,
ВНИИР
,
АББ
Реле
-
Автоматику
,
ЭКРУ
,
Бреслер
,
Ди
-
намику
,
Реон
-
Техно
.
Директором
стал
Г
.
П
.
Варганов
,
сопредседателя
-
ми
научно
-
методического
совета
—
Н
.
А
.
Дони
,
Ю
.
Я
.
Лямец
и
Г
.
С
.
Нудель
-
ман
.
В
1997
г
.
партнерство
прове
-
ло
в
Чебоксарах
представительную
международную
конференцию
,
со
-
бравшую
более
200
участников
,
в
том
числе
из
ряда
зарубежных
стран
.
К
сожалению
,
внутренняя
конкурен
-
ция
породила
центробежные
силы
,
разрушившие
наметившуюся
было
тенденцию
к
сплочению
.
Стремление
к
сотрудничеству
разработчиков
ре
-
лейной
защиты
между
тем
осталось
,
но
теперь
оно
осуществляется
в
рам
-
ках
СИГРЭ
—
международного
альян
-
са
по
большой
энергетике
со
штаб
-
квартирой
в
Париже
,
где
и
проходят
по
чётным
годам
всемирные
энер
-
гетические
конгрессы
.
По
нечётным
годам
собираются
коллоквиумы
и
конференции
отраслевых
комитетов
СИГРЭ
.
Комитет
Б
5
ведёт
релейную
защиту
.
От
России
в
его
состав
входит
наш
выпускник
,
уже
упоминавший
-
ся
А
.
Подшивалин
.
Начиная
с
1999
г
.,
чебоксарцы
выступали
с
докладами
на
всех
коллоквиумах
комитета
Б
5:
во
Флоренции
,
в
Сибиу
(
Румыния
),
Сиднее
,
Калгари
(
Канада
),
Мадриде
,
Чеджу
(
Южная
Корея
).
В
России
функционирует
нацио
-
нальный
комитет
СИГРЭ
.
Под
эгидой
комитета
издаётся
журнал
«
Релей
-
щик
»
и
проводятся
международные
конференции
по
релейной
защите
.
Первая
такая
конференция
прошла
в
Чебоксарах
в
2007
г
.,
вторая
—
в
Москве
в
2009
г
.
Третья
состоя
-
лась
в
конце
мая
2011
г
.
в
Санкт
-
Петербурге
.
Будущее
чебоксарского
релегра
-
да
выглядит
оптимистичным
.
Его
го
-
довой
оборот
исчисляется
многими
миллиардами
рублей
.
Но
это
не
по
-
вод
для
самоуспокоенности
и
благо
-
душия
.
Скорее
повод
задуматься
над
тем
,
как
удержать
в
Чебоксарах
са
-
мых
талантливых
выпускников
школ
,
привлечь
их
в
отрасль
,
ставшую
че
-
боксарским
брендом
,
и
пробудить
в
них
профессиональный
энтузиазм
,
которым
всегда
были
преисполнены
релейщики
старших
поколений
.
Оригинал статьи: Становление релеграда в Чебоксарах: события и люди
Раскрываются основные события, произошедшие в одной из ключевых отраслей промышленности Чувашии за 70 лет её развития. Упоминаются наиболее активные участники тех событий, в особенности те, кто способствовал развитию научных исследований.