Сравнение грозозащитных тросов. Коррозионностойкий грозозащитный трос из стальных проволок, плакированных алюминием, (ГТК) и стальные оцинкованные тросы

background image

background image

44

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3 (22), 

сентябрь

 2021

На

 

сегодняшний

 

день

 

около

 90% 

воздушных

 

линий

  (

ВЛ

электропередачи

 

высокого

 

напряжения

 110 

кВ

 

и

 

выше

 

за

-

щищены

 

от

 

атмосферных

 

перенапряжений

 

канатами

 

ТК

 (

С

сечением

 50–70 

мм

2

 

в

 

качестве

 

грозозащитного

 

троса

В

 

ста

-

тье

 

авторы

 

сравнивают

 

стальной

 

оцинкованный

 

грозоза

-

щитный

 

трос

 

с

 

коррозионностойким

 

грозозащитным

 

тро

-

сом

 

из

 

стальных

 

проволок

плакированных

 

алюминием

Сравнение

грозозащитных

 

тросов

.

Коррозионностойкий

 

грозозащитный

 

трос

 

из

 

стальных

 

проволок

плакированных

 

алюминием

, (

ГТК

и

 

стальные

 

оцинкованные

 

тросы

Техсовет

Александр

 

ИВАНОВ

главный

 

эксперт

 

группы

 

ДИиЗП

 

Аппарата

 

управления

 

филиала

 

«

Россети

 

Урал

» — 

«

Свердловэнерго

»

Евгений

 

ЕФРЕМОВ

главный

 

эксперт

 

группы

 

ВЛ

-

КЛ

 35–220 

кВ

Аппарата

 

управле

-

ния

 

филиала

 

«

Россети

 

Урал

» — 

«

Свердловэнерго

»

С

огласно

 

статистическим

 

данным

приведенным

 

ПАО

 «

Россети

», 

видно

что

 

основной

 

причиной

 

по

-

вреждения

 

оцинкованных

 

грозозащитных

 

тросов

 

является

 

износ

 

и

 

коррозия

, — 

около

 40%. 

Повреж

-

дения

связанные

 

с

 

атмосферными

 

перенапряжениями

составляют

 21%, 

с

 

посторонним

 

вмешательством

 10,6% [1]. 

ВЛ

 

имеют

 

высокий

 

износ

опоры

 — 

с

 

длительным

 

сроком

 

эксплуатации

а

 

передаваемые

 

мощности

 

увеличились

с

 

ними

 

увеличились

 

и

 

величины

 

токов

 

короткого

 

замыкания

 

(

КЗ

), 

протекающих

 

по

 

грозозащитному

 

тросу

По

 

данным

 

филиала

 

ОАО

 «

МРСК

 

Урала

» — «

Свердлов

-

энерго

» 

из

-

за

 

старения

 

и

 

коррозии

 

сроки

 

надежной

 

эксплу

-

атации

 

канатов

 

ТК

 

составляют

 

не

 

более

 30 

лет

а

 

вблизи

 

промышленных

 

предприятий

 10–15 

лет

При

 

этом

 

в

 

узлах

 

с

 

высокими

 

значениями

 

токов

 

КЗ

 (15–45 

кА

), 

на

 

подходах

 

ВЛ

 

к

 

ОРУ

 110–220 

кВ

 

на

 

расстоянии

 

до

 2 

км

 

грозозащит

-

ные

 

тросы

 

из

 

канатов

 

марок

 

ТК

 

являются

 

термически

 

не

-

устойчивыми

Замена

 

поврежденных

 

или

 

изношенных

 

гро

-

зозащитных

 

тросов

 

тросами

 

тех

 

же

 

марок

 

представляется

 

нецелесообразной

Таким

 

образом

мы

 

можем

 

говорить

 

о

 

практической

 

непригодности

 

канатов

 

марок

 

ТК

 

к

 

приме

-

нению

 

в

 

качестве

 

грозозащитных

 

тросов

.

Для

 

решения

 

проблем

 

увеличения

 

срока

 

службы

 

и

 

тер

-

мической

 

стойкости

 

грозозащитного

 

троса

исключения

 

эксплуатационных

 

затрат

 

на

 

отбраковку

 

грозозащитных

 

тросов

 

по

 

коррозии

 

и

 

покрытие

 

антикоррозийной

 

защит

-

ной

 

смазкой

уменьшения

 

нагрузок

 

на

 

изношенные

 

опоры

 

и

 

продления

 

их

 

срока

 

службы

 

был

 

разработан

 

коррозион

-

ностойкий

 

грозозащитный

 

трос

 

марки

 

ГТК

.

Сейчас

 

в

 

России

 

при

 

реконструкции

 

и

 

новом

 

строи

-

тельстве

 

применяют

 

два

 

типа

 

грозозащитных

 

тросов

Их

 

отличает

 

способ

 

защиты

 

стальных

 

проволок

 

от

 

коррозии

оцинкование

 

или

 

плакирование

 

алюминием

.

В

 

мировой

 

практике

 

широкое

 

применение

 

имеют

 

грозо

-

защитные

 

тросы

 

на

 

основе

 

плакирования

 

алюминием

такой

 

тип

 

тросов

 

применяется

 

в

 

энергосистемах

 

США

 

и

 

Европы

 [2].


background image

45

КОНСТРУКЦИЯ

Грозозащитный

 

трос

 

представляет

 

собой

 

скрученные

 

между

 

собой

 

стальные

 

проволоки

Сталь

 

обладает

 

отлич

-

ными

 

механическими

 

характеристиками

которые

 

обеспе

-

чивают

 

требуемую

 

стойкость

 

к

 

растягивающим

 

усилиям

возникающим

 

в

 

пролетах

 

линии

Однако

 

для

 

долговре

-

менной

 

эксплуатации

 

сталь

 

необходимо

 

защитить

 

от

 

кор

-

розии

.

Под

 

коррозией

 

понимают

 

происходящее

 

на

 

поверх

-

ности

 

электрохимическое

 

или

 

химическое

 

разрушение

 

стали

При

 

коррозии

 

металл

 

окисляется

 

с

 

образованием

 

ионов

 

металла

которые

 

при

 

дальнейшем

 

процессе

 

дают

 

различные

 

продукты

 

коррозии

Одним

 

из

 

способов

 

защиты

 

стали

 

от

 

коррозии

 

явля

-

ется

 

покрытие

 

цинком

Этот

 

способ

 

распространен

 

ввиду

 

относительной

 

простоты

 

технологий

Цинк

 

можно

 

нанести

 

«

горячим

» 

способом

 — 

путем

 

окунания

 

в

 

расплавленный

 

цинк

Недостатком

 

такого

 

метода

 

является

 

повышенный

 

расход

 

цинка

Более

 

совершенным

 

и

 

распространенным

 

способом

 

считается

 

электролитический

К

 

преимуще

-

ствам

 

такого

 

способа

 

относится

 

высокая

 

производи

-

тельность

А

 

недостатком

 

являются

 

низкие

 

адгезионные

 

свойства

что

 

в

 

итоге

 

приводит

 

к

 

низкой

 

коррозионной

 

стойкости

 [3].

Еще

 

один

 

способ

 — 

покрытие

 

стали

 

слоем

 

алюми

-

ния

  (

плакирование

). 

Такой

 

метод

 

нанесения

 

исключает

 

вероятность

 

отслоения

 

или

 

осыпания

 

алюминия

что

 

существенно

 

увеличивает

 

надежность

 

ГТК

Алюминий

 

защищает

 

покрытую

 

сталь

 

от

 

коррозии

 

в

 

течение

 

всего

 

срока

 

службы

так

 

как

 

сам

 

обладает

 

высокой

 

коррозион

-

ной

 

стойкостью

на

 

воздухе

 

на

 

его

 

поверхности

 

мгновен

-

но

 

образуется

 

оксидная

 

пленка

 

толщиной

 

в

 

сотые

 

доли

 

микрометра

.

Рассмотрим

 

типовую

 

конструкцию

 

грозозащитного

 

троса

 

ГТК

 

на

 

основе

 

стальных

 

проволок

плакированных

 

алюминием

  (

рисунок

 1). 

ГТК

 

содержит

 

цен

-

тральный

 

силовой

 

элемент

 

из

 

стальной

 

про

-

волоки

плакированной

 

алюминием

Вокруг

 

центрального

 

силового

 

элемента

 

скручен

 

один

 

или

 

несколько

 

повивов

состоящих

 

из

 

стальной

 

проволоки

плакированной

 

алюми

-

нием

.

Типичная

 

возможная

 

маркировка

 — 

ГТК

20-0/50-9,1

мм

-18

кА

2

·с

-64

кН

где

 

ГТК

20 — 

грозозащитный

 

трос

 

сделан

 

из

 

стальной

 

проволоки

плакированной

 

алюминием

 

марки

 20SA (20% 

в

 

сечении

 

проволоки

 

занимает

 

алюминий

); 0 — 

площадь

 

сечения

 

проволок

 

из

 

алюминиевого

 

сплава

 (

в

 

данном

 

при

-

мере

 

проволоки

 

из

 

алюминиевого

 

сплава

 

отсутствуют

од

-

нако

 

могут

 

быть

 

добавлены

 

при

 

наличии

 

требований

 

по

 

обеспечению

 

повышенной

 

термической

 

стойкости

); 50 — 

площадь

 

сечения

 

стальных

 

проволок

плакированных

 

алюминием

; 9,1 

мм

 — 

номинальный

 

наружный

 

диаметр

 

ГТК

; 18 

кА

2

·с

 — 

термическая

 

стойкость

 

к

 

токам

 

короткого

 

замыкания

; 64 

кН

 — 

это

 

механическая

 

прочность

 

на

 

раз

-

рыв

 [2].

КОРРОЗИОННАЯ

 

СТОЙКОСТЬ

Важный

 

параметр

 

для

 

оборудования

применяющегося

 

на

 

объектах

 

электроэнергетики

 — 

соответствие

 

заявленным

 

характеристикам

 

в

 

течение

 

срока

 

службы

.

В

 

независимом

 

и

 

аккредитованном

 

испытательном

 

центре

  «

ОптикЭнерго

» 

были

 

проведены

 

сравнительные

 

испытания

 

грозозащитных

 

тросов

 

на

 

основе

 

плакирова

-

ния

 

алюминием

  (

ГТК

), 

оцинковки

  (

МЗ

и

 

каната

 

ТК

Ис

-

пытания

 

проводились

 

в

 

соответствии

 

с

 

международным

 

стандартом

 IEEE 1138-2009 – Standard for Testing and 

Performance for Optical Ground Wire (OPGW) for Use on 
Electric Utility Power Lines, 

п

.6.4.3.8 

на

 

воздействие

 

соля

-

ного

 

тумана

То

 

есть

 

проводилось

 

ресурсное

 

испытание

определяющее

 

способность

 

троса

 

обеспечивать

 

тре

-

буемую

 

стойкость

 

к

 

коррозии

 

в

 

течение

 

всего

 

срока

 

экс

-

плуатации

Образцы

 

выдерживались

 

в

 

камере

 

соляного

 

тумана

 

в

 

течение

 2000 

часов

После

 

испытаний

 

был

 

про

-

веден

 

разбор

 

и

 

осмотр

 

образцов

установлено

 

отсутствие

 

сквозного

 

разрушения

 

внешнего

 

слоя

 

для

 

проволок

пла

-

кированных

 

алюминием

и

 

сделан

 

вывод

 

о

 

соответствии

 

требованиям

 

нормативной

 

документации

 (

рисунок

 2). 

Мы

 

видим

что

 

трос

 

ГТК

 

абсолютно

 

не

 

подвержен

 

кор

-

розии

Образец

 

МЗ

 

на

 20% 

покрылся

 

белой

 

ржавчиной

на

 

Рис

. 1. 

Типовая

 

конструкция

 

грозоза

-

щитного

 

троса

 (

ГТК

на

 

основе

 

стальных

 

проволок

плакирован

-

ных

 

алюминием

Рис

. 2. 

Образцы

 

тросов

 

после

 

выдержки

 2000 

часов

 

в

 

соляной

 

камере

а

трос

 

ГТК

б

трос

 

М

3; 

в

трос

 

ТК

а)

в)

б)


background image

46

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3 (22), 

сентябрь

 2021

80% — 

красной

Образование

 

белого

 

налета

 

можно

 

считать

 

нормальным

 

явлением

так

 

как

 

при

 

этом

 

скорость

 

коррозии

 

цинка

 

очень

 

мала

 

и

 

может

 

проте

-

кать

 

десятки

 

лет

Но

 

очаговые

 

проявления

 

окислов

 

железа

или

 

красной

 

ржавчины

свидетельствуют

 

о

 

прямом

 

воздействии

 

агрессивной

 

среды

 

на

 

сталь

Цинковое

 

покрытие

 

на

 

тросе

 

МЗ

 

после

 3000 

часов

 

в

 

камере

 

соляного

 

тумана

 

можно

 

считать

 

разру

-

шенным

так

 

как

 

площадь

занимаемая

 

белой

 

ржав

-

чиной

составляет

 

уже

 

не

 

более

 20%. 

Что

 

касается

 

троса

 

ТК

то

 

он

 

полностью

 

покрылся

 

ржавчиной

 

красного

 

цвета

при

 

этом

 

белого

 

налета

 

не

 

наблю

-

дается

Это

 

свидетельствует

 

о

 

полном

 

разрушении

 

цинкового

 

покрытия

Кроме

 

этого

зафиксировано

 

снижение

 

механической

 

прочности

 

ТК

 

на

 30%, 

из

 

чего

 

можно

 

сделать

 

вывод

 

о

 

дальнейшей

 

непригод

-

ности

 

к

 

эксплуатации

 

данного

 

изделия

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ГРОЗОЗАЩИТНЫХ

 

ТРОСОВ

Масса

 

грозозащитного

 

троса

 

для

 

изношенных

 

и

 

старых

 

сетей

 

является

 

очень

 

важной

 

характеристикой

Чем

 

мень

-

ше

 

вес

тем

 

меньше

 

среднеэксплуатационные

 

нагрузки

 

на

 

опоры

что

 

продлевает

 

срок

 

их

 

службы

В

 

таблице

 1 

пред

-

ставлено

 

сравнение

 

массы

 

на

 1 

км

 

грозозащитного

 

троса

 

разных

 

способов

 

покрытия

на

 

основе

 

оцинковки

 

и

 

плаки

-

рования

 

алюминием

.

Стоит

 

отметить

что

 

механическая

 

прочность

 

на

 

раз

-

рыв

 

для

 

оцинкованных

 

грозотросов

 

представлена

 

из

 

расчета

 

суммы

 

разрывного

 

усилия

 

отдельных

 

проволок

что

 

несколько

 

завышает

 

фактические

 

показатели

 

стойко

-

сти

 

самого

 

троса

в

 

то

 

время

 

как

 

значения

 

механической

 

прочности

 

грозотроса

плакированного

 

алюминием

при

-

ведены

 

к

 

тросу

 

в

 

целом

.

Практически

 

во

 

всех

 

типовых

 

проектах

 

опор

 

в

 

каче

-

стве

 

грозозащитного

 

троса

 

принят

 

канат

 

ТК

все

 

нагруз

-

ки

 

и

 

стрелы

 

провеса

 

рассчитаны

 

с

 

учетом

 

его

 

характе

-

ристик

 [2]. 

Характеристики

 

тросов

 

ГТК

 

и

 

МЗ

 

отличаются

 

от

 

характеристик

 

троса

 

ТК

В

 

таблице

 1 

представлено

 

сравнение

 

их

 

параметров

 

на

 

примере

 

тросов

 

диаметром

 

9,1 

мм

которые

 

применяются

 

на

 

ВЛ

 110 

кВ

 

и

 

выше

.

Рассмотрим

 

фактически

 

возникающие

 

нагрузки

 

и

 

стрелы

 

провеса

 

при

 

эксплуатации

 

обоих

 

типов

 

грозо

-

тросов

  (

таб

 

лица

 2). 

Детальный

 

анализ

 

таблицы

 

показы

-

вает

 

неоспоримое

 

преимущество

 

грозотросов

 

на

 

основе

 

плакирования

 

алюминием

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

:

1. 

Стрелы

 

провеса

 [2] 

в

 

среднеэксплуатационном

 

режиме

 

у

 

ГТК

 

существенно

 

меньше

 — 

это

 

обеспечивает

 

увели

-

чение

 

габаритов

 

до

 

проводов

значительно

 

снижая

 

ве

-

роятность

 

схлестывания

 

в

 

режимах

 

пляски

 

и

 

вибрации

.

2. 

Максимальная

 

нагрузка

 [2] 

в

 

гололед

 

с

 

ветром

  (

со

-

гласно

 

ПУЭ

-7) 

у

 

ГТК

 

ниже

 

по

 

причине

 

меньшего

 

веса

 

самого

 

троса

 — 

таким

 

образом

 

сохраняется

 

необхо

-

димый

 

запас

 

до

 

разрывной

 

прочности

Этот

 

запас

 

для

 

ГТК

 

не

 

менее

чем

 

двукратный

 

и

 

достаточный

чтобы

 

обеспечить

 

полную

 

надежность

 

в

 

течение

 

всего

 

срока

 

службы

Очевидно

что

 

запас

 

прочности

 

у

 

оцинкован

-

ного

 

грозотроса

 

избыточный

При

 

этом

 

переход

 

оцин

-

Табл

. 1. 

Характеристики

 

грозозащитных

 

тросов

 

в

 

зависимости

от

 

способа

 

антикоррозионного

 

покрытия

 

при

 

диаметре

 9,1 

мм

 

Характеристика

 

троса

Способ

 

покрытия

 

Оцинковка Плакирование

 

алюминием

Масса

 1 

км

кг

490

328

Механическая

 

прочность

 

на

 

разрыв

кН

104

64

Модуль

 

упругости

кН

/

мм

2

174

156

Сопротивление

 

постоянному

 

току

Ом

/

км

 2,83

1,73

Термическая

 

стойкость

 

к

 

токам

 

коротко

-

го

 

замыкания

 

кА

2

·

с

13

18

Табл

. 2. 

Основные

 

параметры

 

грозозащитных

 

тросов

 

в

 III 

климатической

 

зоне

 

по

 

ветру

 (650 

Па

)

и

 

гололеду

 (20 

мм

при

 

равной

 

начальной

 (

монтажной

нагрузке

Марка

 

троса

Длина

 

пролета

м Начальная

 

стрела

провеса

м

Начальная

нагрузка

Н

Максимальная

 

нагрузка

Н

Максимальная

 

стрела

провеса

м

ГТК

20-0/50-9,1

мм

-18

кА

2

·с

-64

кН

100,00

0,37

11 000

16 797

1,73

МЗ

-9,2-

В

-

ОЖ

-

Н

-

Р

100,00

0,61

11 000

18 149

1,73

ГТК

20-0/50-9,1

мм

-18

кА

2

·с

-64

кН

200,00

1,15

14 000

24 195

4,71

МЗ

-9,2-

В

-

ОЖ

-

Н

-

Р

200,00

1,90

14 000

26 196

4,71

ГТК

20-0/50-9,1

мм

-18

кА

2

·с

-64

кН

300,00

2,26

16 000

30 178

8,44

МЗ

-9,2-

В

-

ОЖ

-

Н

-

Р

300,00

3,75

16 000

32 704

8,46

Техсовет


background image

47

кованного

 

грозотроса

 

на

 

меньший

 

номенклатурный

 

ряд

для

 

того

 

чтобы

 

максимально

 

использовать

 

меха

-

нический

 

потенциал

 

по

 

прочности

приведет

 

к

 

ухудше

-

нию

 

характеристик

 

по

 

стрелам

 

провеса

 

и

 

значительно

 

уменьшит

 

термическую

 

стойкость

.

3. 

Стрелы

 

провеса

 [2] 

в

 

максимальном

 

климатическом

 

режиме

 

оказываются

 

практически

 

идентичными

так

 

как

 

меньший

 

модуль

 

упругости

 

ГТК

 

компенсируется

 

меньшими

 

возникающими

 

нагрузками

 

при

 

воздей

-

ствии

 

гололеда

 

с

 

ветром

.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Очевидно

что

 

применение

 

плакированного

 

алюминия

 

зна

-

чительно

 

снижает

 

сопротивление

 

постоянному

 

току

 

и

 

его

 

пропускную

 

способность

 

перед

 

оцинкованной

 

сталью

  (

таб

-

лица

 1).

Короткое

 

замыкание

 

по

 

тем

 

или

 

иным

 

причинам

 — 

до

-

вольно

 

частое

 

явление

 

на

 

высоковольтных

 

линиях

Ток

 

при

 

коротком

 

замыкании

 

распространяется

в

 

том

 

числе

и

 

по

 

грозозащитному

 

тросу

вызывая

 

его

 

значительный

 

нагрев

Поэтому

чем

 

лучше

 

электрическая

 

проводимость

 

самого

 

грозозащитного

 

троса

 (

в

 

том

 

числе

 

за

 

счет

 

нали

-

чия

 

в

 

сечении

 

алюминия

), 

тем

 

лучшую

 

термическую

 

стой

-

кость

 

он

 

имеет

.

Согласно

 [4], 

в

 

ряде

 

случаев

 

на

 

подходах

 

к

 

большим

 

городам

 

и

 

вблизи

 

генерирующих

 

центров

 

значения

 

тер

-

мического

 

воздействия

 

токов

 

КЗ

 

составляют

 

до

 400 

кА

2

·

с

что

 

значительно

 

превышает

 

стойкость

 

тра

-

диционных

 

оцинкованных

 

тросов

Оцин

-

кованные

 

тросы

 

имеют

 

ограниченную

 

тер

-

мическую

 

стойкость

поэтому

 

при

 

высоких

 

токах

 

КЗ

 

термическое

 

воздействие

 

приво

-

дит

 

как

 

минимум

 

к

 

нагреву

 

стальных

 

тросов

 

выше

 

допустимой

 

для

 

них

 

температуры

что

 

вызывает

 

отслоение

 

цинкового

 

покры

-

тия

 

и

как

 

следствие

ускоренную

 

коррозию

 

стальной

 

проволоки

Таким

 

образом

увели

-

ченное

 

значение

 

термического

 

воздействия

 

в

 

ряде

 

случаев

 

необходимо

 

добирать

 

только

 

за

 

счет

 

сечения

 

стали

существенно

 

утяже

-

ляя

 

конструкцию

 

троса

.

Сравнение

 

термической

 

стойкости

 

к

 

то

-

кам

 

короткого

 

замыкания

 

также

 

представле

-

но

 

в

 

таблице

 1.

При

 

этом

 

конструкции

 

ГТК

 

на

 

основе

 

плакирования

 

могут

 

содержать

 

разное

 

ко

-

личество

 

алюминия

включая

 

присутствие

 

проволок

 

из

 

алюминиевого

 

сплава

 

в

 

повиве

Это

 

позволяет

 

изготавливать

 

трос

 

с

 

повы

-

шенной

 

термической

 

стойкостью

включая

 

400 

кА

2

·

с

.

Согласно

 

требованиям

 

СТО

 56947007-

29.060.50.015-2008 [5], 

при

 

протекании

 

токов

 

короткого

 

замыкания

 

оцинкованные

 

тросы

 

не

 

должны

 

на

-

греваться

 

свыше

 350°

С

а

 

тросы

плакированные

 

алюми

-

нием

не

 

более

 300°

С

Однако

 

заявленная

 

термическая

 

стойкость

 

отдельных

 

марок

 

оцинкованных

 

тросов

со

-

гласно

 

расчетам

приводит

 

к

 

нагреву

 

до

 600°

С

что

 

недо

-

пустимо

.

Реальные

 

сравнительные

 

испытания

 

на

 

стойкость

 

к

 

токам

 

короткого

 

замыкания

проведенные

 

в

 

НТЦ

 

ФСК

 

ЕЭС

 [6], 

показали

 

соответствие

 

практических

 

результатов

 

теоретическим

 

данным

Оцинкованный

 

трос

 

при

 

воздей

-

ствии

 

заявленного

 

максимального

 

тока

 

короткого

 

замы

-

кания

 

разогрелся

 

до

 580°

С

Следствием

 

такого

 

нагрева

 

стало

 

моментальное

 

воспламенение

 

смазки

 

на

 

поверх

-

ности

 

троса

  (

рисунок

 3). 

При

 

температурах

 

выше

 450°

С

 

цинк

 

на

 

поверхности

 

стали

 

становится

 

рыхлым

 

и

 

легко

 

спадает

что

 

приводит

 

к

 

вопросу

 

о

 

надежности

 

троса

 

при

 

дальнейшей

 

эксплуатации

При

 

протекании

 

тока

 

корот

-

кого

 

замыкания

 

в

 

тросе

плакированном

 

алюминием

его

 

нагрев

 

составил

 

менее

 230°

С

что

 

меньше

 

нормативных

 

максимальных

 

значений

 

и

 

полностью

 

безопасно

 

для

 

алю

-

миниевого

 

слоя

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее

 

оптимальным

 

грозозащитным

 

тросом

 

для

 

при

-

менения

 

на

 

ВЛ

 35 

кВ

 

и

 

выше

 

при

 

новом

 

строительстве

 

и

 

особенно

 

для

 

нужд

 

эксплуатации

 

является

 

трос

 

типа

 

ГТК

 

из

 

стальных

 

проволок

плакированных

 

алюминием

Рис

. 3. 

Воспламенение

 

антикоррозионной

 

смазки

 

троса

 

из

 

оцинкованной

 

стали

 

вследствие

 

протекания

 

тока

 

короткого

 

замыкания

 

большой

 

величины


background image

подписка – 2022

Обращаем

 

ваше

 

внимание

,

что

 

стоимость

 

подписки

на

 

журнал

 «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

.

Передача

 

и распределение

»

на

 2022 

год

 

осталась

без

 

изменений

год

 (

шесть

 

номеров

) —

11 250 

руб

.

полгода

 (

три

 

номера

) —

5 625 

руб

.

 

один

 

выпуск

 —

 

1 875 

руб

.

 

Цена

 

указафна

 

с

 

учетом

 

НДС

.

Форма

 

оплаты

 —

безналичный

 

расчет

.

Доставка

 

осуществляется

Почтой

 

России

 

простой

 

бандеролью

.

Стоимость

 

доставки

 

включена

в стоимость

 

подписки

Чтобы

 

подписаться

 

на

 

журнал

заполните

 

форму

 

заявки

на подписку

 

на

 

сайте

 

www.eepir.ru

 

или

 

направьте

 

заявку

по

 

электронной

 

почте

 

[email protected] 

Телефон

 

редакции

+7 (495) 645-12-41

48

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3 (22), 

сентябрь

 2021

Табл

. 3. 

Основные

 

параметры

 

ГТК

МЗ

 

и

 

ТК

 

Параметр

Марка

 

троса

ГТК

20-0/50-9,1

мм

-

18

кА

2

·

с

-64

кН

МЗ

-9,2-

В

-

ОЖ

-

Н

-

Р

ТК

-50

Диаметр

мм

9,1

9,2

9,1

Вес

кг

/

км

328

490

438,5

Полное

 

сечение

мм

2

50

59,1

50,45

Электрическое

 

сопротивле

-

ние

 

при

 +20°

С

Ом

/

км

1,73

2,83

2,86

Термическая

 

стойкость

 

при

 

начальной

 

температуре

 

+25°

С

кА

2

·

с

18

13

13

Прочность

 

на

 

разрыв

кН

64

104

63,65

Конечный

 

модуль

 

упруго

-

сти

ГПа

156,6

185

185

так

 

как

 

он

 

обладает

 

наилучшими

 

электрическими

 

и

 

антикоррози

-

онными

 

характеристиками

поз

-

воляет

 

уменьшить

 

количество

 

отключений

 

ВЛ

 

из

-

за

 

поврежде

-

ний

 

грозозащитных

 

тросов

сни

-

зить

 

эксплуатационные

 

затраты

 

на

 

обслуживание

 

ВЛ

среднеэкс

-

плуатационную

 

нагрузку

 

на

 

опо

-

ры

 

относительно

 

других

 

тросов

 

без

 

снижения

 

надежности

име

-

ет

 

наиболее

 

длительный

 

срок

 

службы

 — 50 

лет

аттестован

 

и

 

рекомендован

 

к

 

применению

 

на

 

объектах

 

ПАО

 «

Россети

». 

Для

 

удобства

 

приводим

 

основные

 

па

-

раметры

 

ГТК

МЗ

 

и

 

ТК

 

в

 

единой

 

таблице

 3.  

 

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Зотов

 

Д

.

Р

Надежность

 

и

 

ресурс

-

ные

 

возможности

 

грозозащит

-

ных

 

тросов

 

различных

 

типов

 // 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

, 2018, 

 3(48). 

С

. 82–83.

2. 

Гиберт

 

Д

Преимущества

 

исполь

-

зования

 

грозозащитного

 

троса

 

на

основе

 

стальных

 

проволок

пла

-

кированных

 

алюминием

. URL: 

ht tps://vols.exper t /useful - in for-
mation/.

3. 

Асталюхина

 

А

.

С

., 

Пикалов

 

Е

.

С

Характеристика

 

современных

 

ме

-

тодов

 

нанесения

 

защитных

 

цин

-

ковых

 

покрытий

 // 

Успехи

 

совре

-

менного

 

естествознания

, 2015, 

 11-1. 

С

. 11–14.

4. 

Механошин

 

Б

.

И

., 

Богданова

 

О

.

И

., 

Гилязов

 

М

.

З

., 

Матвеев

 

Д

.

А

Ком

-

плексный

 

подход

 

к

 

обеспечению

 

грозоупорности

 

ВЛ

 / 

Сборник

 

ма

-

териалов

 III 

Российской

 

конфе

-

ренции

 

по

 

молниезащите

СПб

., 

22

23 

мая

 2012. URL: http://www.

myshared.ru/slide/704492/.

5. 

СТО

 56947007- 29.060.50.015-

2008. 

Грозозащитные

 

тросы

 

для

 

воздушных

 

линий

 

электропере

-

дачи

 35–750 

кВ

Технические

 

тре

-

бования

. URL: https://docs.cntd.ru/

document/1200088702.

6. 

Зотов

 

Д

.

Р

Грозозащитные

 

тросы

 

на

 

ЛЭП

Сравнительные

 

испыта

-

ния

 

образцов

 // 

Новости

 

электро

-

техники

, 2017, 

 2(104)–3(150).

Техсовет


Оригинал статьи: Сравнение грозозащитных тросов. Коррозионностойкий грозозащитный трос из стальных проволок, плакированных алюминием, (ГТК) и стальные оцинкованные тросы

Читать онлайн

На сегодняшний день около 90% воздушных линий (ВЛ) электропередачи высокого напряжения 110 кВ и выше защищены от атмосферных перенапряжений канатами ТК (С) сечением 50–70 мм2 в качестве грозозащитного троса. В статье авторы сравнивают стальной оцинкованный грозозащитный трос с коррозионностойким грозозащитным тросом из стальных проволок, плакированных алюминием.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Молниезащита оборудования ПС 110–220 кВ с помощью ОПН от набегающих волн перенапряжений с линий электропередачи при демонтаже грозозащитного троса на подходе к подстанциям

Воздушные линии
АО «Полимер-Аппарат»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»