Современный взгляд на содержание дисциплины «Кабельные линии высокого напряжения» (часть I)

Page 1
background image

Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2014, www.kabel-news.ru

54

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ

Современный взгляд на 
содержание дисциплины 
«Кабельные линии 
высокого напряжения» 

ЧАСТЬ I

Не нужно доказывать, что система высшего технического образования в 

области электроэнергетики должна адекватно реагировать на вызовы вре-
мени, идти в ногу с научно-техническим прогрессом, строить процесс подго-
товки специалистов с учётом передовых достижений в соответствующей сфе-
ре. В настоящей статье анализируется современное состояние преподавания 
дисциплины «Кабельные линии высокого напряжения» для студентов специ-
альностей «Электроэнергетические системы и сети» и «Электроснабжение» и 
предлагаются пути его модернизации в соответствии с инновационным раз-
витием кабельной техники и её перспективным использованием в системах 
электроснабжения мегаполисов и крупных промышленных предприятий. 

Эдуард ЗУЕВ,

 профессор кафедры «Электроэнергетические системы» НИУ «МЭИ», к.т.н.

ПРЕДЫСТОРИЯ 

Какие бы кризисы ни сотрясали экономики про-

мышленно развитых и развивающихся стран, гло-
бальные тенденции развития техники не только 
сохраняются, но и обогащаются новыми, нетрадици-
онными направлениями. Такая ситуация характерна 
как для мировой электроэнергетики в целом, так, в 
частности, и для российской. Рассмотренные в [1] 
сценарии развития мировой энергетики на период 
до 2050 года (инерционный, стагнационный и инно-
вационный) в любом случае, а в особенности в по-
следнем, демонстрируют необходимость прогресса 
как в сфере генерации электроэнергии, так и в сфе-
ре её передачи и распределения.

Техника передачи электрической энергии на 

расстояние, 125-летний юбилей которой будет от-
мечаться в 2016 году, весь этот период развивает-
ся параллельно по двум направлениям — созда-
ние линий 

открытого типа

 (воздушных) и линий 

закрытого типа

 (кабельных). Во второй половине 

ХХ века повышенная интенсивность развития ка-
бельной техники была обусловлена ускорением 
процессов урбанизации и, как следствие этого, ро-
стом плотности электрической нагрузки на терри-
ториях густонаселённых районов, и прежде всего в 
крупных городах [2].

Обеспечение интенсивного роста электропотре-

бления на таких территориях потребовало не только 
расширения распределительных сетей 0,38—20 кВ, 
но и сооружения так называемых 

глубоких вводов

 

электроэнергии при напряжениях 110—220 кВ, а в 
ряде европейских стран и при 380–400 кВ. Дефи-
цит территории для прокладки воздушных линий в 
густонаселённых районах европейских стран, США 
и Японии всё чаще приводил к выбору кабельных 
линий как средства передачи требуемой мощности, 
а также к решениям по замене существующих воз-
душных линий на кабельные (рис. 1).


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2014, www.kabel-news.ru

55

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ

Основной тенденцией развития для обоих на-

правлений является поиск путей и способов увели-
чения пропускной способности (рис. 1). Одним из 
очевидных способов в этих случаях является 

уве-

личение номинального напряжения

 линии. В 70-х 

годах прошлого века была доказана техническая 
возможность передачи электроэнергии как по воз-
душным, так и по кабельным линиям при напряже-
ниях класса 1000 кВ [3]. Однако на-
ряду с этим начиная с 60-х годов ХХ 
века в области кабельной техники 
проводились исследования новых, 
нетрадиционных видов подземной 
передачи электроэнергии, таких, 
как линии с форсированным охлаж-
дением (КЛ с ФО), газоизолирован-
ные (ГИЛ) и криогенные линии — 
криопроводящие (КПКЛ) и сверх-
проводящие (СПКЛ) [4].

Важная роль кабельных линий 

в формировании систем электро-
снабжения крупных городов и про-
мышленных зон объясняет то вни-
мание, которое уделяется им при 
подготовке инженеров-электриков 
по специальностям 

«Электроэнер-

гетические системы и сети»

 и 

«Электроснабжение».

 Дисциплина 

«Кабельные линии высокого на-
пряжения»

 появилась в учебных 

планах этих специальностей в нача-
ле 70-х годов прошлого века. Пер-

вым лектором соответствующего курса в МЭИ была 
доцент кафедры «Электроэнергетические системы» 
(ЭЭС) к.т.н. Л.А.Солдаткина. С 1976 по 2007 год этот 
курс читал автор этих строк. Его перу принадлежит 
учебное пособие 

«Основы техники подземной пе-

редачи электроэнергии»

 (рис. 2), изданное в «Энер-

гоатомиздате» в 1999 году, которое предназначено 
для студентов указанных специальностей [5].

В 1973—1990 гг. короткий лекци-

онный курс, посвящённый упомяну-
тым выше нетрадиционным типам 
кабельных линий, читался автором 
для преподавателей, проходивших 
обучение в МЭИ на факультете 
повышения квалификации препо-
давателей. С 2000 года по настоя-
щее время упрощённый курс для 
сотрудников энергетических компа-
ний, не имеющих электроэнергети-
ческого образования, стал читаться 
в соответствии с программами по-
вышения квалификации в Центре 
подготовки и переподготовки по 
электроэнергетике (ЦППЭ), Цен-
тре подготовки и переподготовки 
по экологии энергетики (ЦППЭЭ) и 
позднее в Корпоративном энергети-
ческом университете (КЭУ).

В последние 30 лет мы явля-

емся свидетелями значительных 
изменений в области примене-
ния кабельных линий в системах 

Рис. 1. Пути увеличения пропускной способности и направления развития техники подземной 

передачи электроэнергии

Рис. 2. Обложка учебного 

пособия по курсу 

«Кабельные линии ВН»


Page 4
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2014, www.kabel-news.ru

56

электроснабжения крупных городов, таких, как Мо-
сква, Санкт-Петербург и др. Так, появились сети 
20 кВ, рассматриваются варианты кабельных глубо-
ких вводов напряжением 500 и 330 кВ. Закончилась 
эпоха маслонаполненных кабельных линий 110—
220 кВ [6]. Им на смену пришли линии, выполнен-
ные кабелями с изоляцией из сшитого полиэтилена 
(СПЭ). Всё шире применяются такого типа кабели с 
крупными сечениями (2000—2500 мм

2

) с сегменти-

рованными жилами. Стал применяться мониторинг 
теплового состояния кабелей с использованием 
оптоволоконных проводников, встроенных в прово-
лочные экраны кабелей с изоляцией из сшитого по-
лиэтилена. Начала применяться транспозиция таких 
экранов, что позволяет повысить нагрузочную спо-
собность линии. Эти новшества потребовали соот-
ветствующего изменения конструкций концевых и 
соединительных муфт. При сооружении кабельных 
линий всё чаще стал применяться метод горизон-
тально направленного бурения (ГНБ).

Это далеко не полный перечень нетрадиционных 

технических решений в области подземной переда-
чи электроэнергии. Обычно они обсуждаются на на-
учно-технических форумах, таких, как 

UpGrid

 (Элек-

тросетевой комплекс. Инновации. Развитие) [7], 
на семинарах и конференциях в рамках  выставок 

«Электрические сети России»

 и 

Cabex.

 Важную 

роль в информационной поддержке этих меропри-
ятий играют технические журналы, среди которых, 
конечно, в первую очередь надо отметить такие, как 
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» и 
«КАБЕЛЬ-news».

Информация обо всех упомянутых выше иннова-

циях, естественно, должна отражаться в материалах 
лекционного курса и ещё в большей степени в учеб-
ных пособиях по рассматриваемой дисциплине. Чте-
ние лекций в настоящее время, в свою очередь, так-

же претерпело значительную трансформацию. Ушла 
в прошлое чёрная доска, на которой мелом препо-
даватель изображал необходимые объекты, схемы и 
писал формулы. Сегодня выступление лектора со-
провождается показом слайдов и видеофрагментов, 
на которых представлена требуемая графическая и 
текстовая информация, с использованием проекто-
ра, сопряжённого с компьютером (рис. 3).

Методическая задача

 лектора состоит в отбо-

ре и структуризации материала применительно к 
категориям обучаемых и отведённому в программе 
обучения количеству академических часов на изло-
жение предмета. Что же касается упомянутого выше 
учебного пособия [5], писавшегося почти 20 лет на-
зад, то очевидно, что оно устарело и требует суще-
ственной переработки с учётом отмеченных выше 
новых моментов и современных подходов к препо-
даванию специальных дисциплин.

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Эта часть статьи предназначена тем, кто имеет 

недостаточное представление о современной си-
стеме подготовки кадров в высших учебных заве-
дениях. Для тех, кто получал высшее техническое 
образование в советское время, сегодня не просто 
понять и принять те перемены, которые произошли в 
этой сфере с момента распада СССР. Многие годы в 
технических вузах выпускнику вручали диплом, где 
было написано, что ему «присвоена квалификация 

инженера

-…». Далее шло название области техни-

ки («…

-электрика»

«электромеханика»

 и т.п.), а 

вслед за этим «по 

специальности

 …» (например, 

«Электрические станции», «Электроснабжение и 
т.п.»). Сегодня слово «инженер» заменено на «

спе-

циалист

», а слово «специальность» — на «

образо-

вательная программа

» или «

профиль

».

Эта трансформация связана со стремлением 

России идти в ногу с европейским движением в на-
правлении унификации систем высшего профессио-
нального образования (ВПО). Несколько общих слов 
об этом движении, которое в последние 15 лет при-
нято называть 

Болонским процессом

 (рис. 4) [8, 9].

Болонский процесс — это процесс сближения и 

гармонизации систем образования стран Европы с 
целью создания единого европейского пространства 
высшего образования. Его начало можно отнести к 
середине 1970-х годов, когда Советом министров 
Европейского Союза была принята Резолюция о 
первой программе сотрудничества в сфере обра-
зования. Официальной датой начала процесса при-
нято считать 19 июня 1999 года, когда в итальян-
ском городе Болонья на специальной конференции 
министры образования 29 европейских государств 
приняли декларацию «Зона европейского высшего 
образования», или 

Болонскую декларацию

. При 

этом Болонский процесс открыт для присоединения 

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ

Рис. 3. Перед началом чтения лекций 

по курсу КЛВН


Page 5
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2014, www.kabel-news.ru

57

других стран и в настоящее время объ-
единяет 47 стран. Россия присоединилась 
к Болонскому процессу в сентябре 2003 
года на берлинской встрече министров 
образования европейских стран. 

Болонская декларация содержит 

семь 

ключевых положений

.

1. Содействие европейскому сотрудни-

честву в 

обеспечении качества

 и гаран-

тий качества образования.

2. Внедрение внутривузовских систем

 

контроля качества образования

 и при-

влечение к внешней независимой оценке 
деятельности вузов всех заинтересован-
ных сторон: представителей академического со-
общества, государства, студентов и работодателей.

3. Принятие 

системы сопоставимых степеней

в том числе через внедрение приложения к дипло-
му для обеспечения возможности трудоустройства 
европейских граждан и повышения международной 
конкурентоспособности европейской системы выс-
шего образования.

4. Введение 

двухуровневого обучения

: бака-

лавриат и магистратура.

5. Внедрение европейской системы перезачёта 

за-

чётных единиц трудоёмкости

 для поддержки круп-

номасштабной студенческой мобильности (система 
«

кредитов

»). Она также обеспечивает право выбо-

ра студентом изучаемых дисциплин. За основу была 
принята ECTS (European Credit Transfer System) — 
накопительная система оценок для достижения це-
лей концепции «

обучение в течение всей жизни

».

6. 

Развитие мобильности

 учащихся, профес-

сорско-преподавательского состава (ППС) и других 
категорий работников сферы образования путём за-
чёта периода времени, затраченного ими на рабо-
ту в европейском регионе. Разработка и внедрение 

стандартов транснационального образования

.

7. Поддержание и развитие традиционного 

ев-

ропейского подхода к реализации высшего об-
разования

, особенно в области развития учебных 

планов, межинституционального сотрудничества, 
схем мобильности и совместных программ обуче-
ния, практической подготовки и проведения научных 
исследований.

Понятно, что реализация всех этих положений по-

тенциально должна способствовать расширению об-
разовательных возможностей населения, повыше-
нию качества обучения и унификации его уровней в 
европейских странах.

Обратите внимание на четвёртое положение — 

вот по какому вопросу разгорелась у нас дискус-
сия между «консерваторами» и «инноваторами», 
которые ратовали за внедрение у нас европейской 
двухуровневой системы и отказ от подготовки «ин-
женеров». В итоге здравый смысл возобладал и был 

достигнут компромисс, согласно которому 
в России законодательно была закрепле-
на 

трёхуровневая

 система [10]:

• «

бакалавриат

», то есть ВПО, под-

тверждаемое присвоением лицу, успешно 
прошедшему итоговую аттестацию, ква-
лификации (степени) «

бакалавр

» (срок 

обучения по очной форме — четыре года);
• «

подготовка специалиста

», то есть 

ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, 
успешно прошедшему итоговую аттеста-
цию, квалификации (степени) «

специ-

алист

» (срок обучения по очной форме — 

не менее пяти лет);

• «

магистратура

», то есть ВПО, подтверждаемое 

присвоением лицу, успешно прошедшему итого-
вую аттестацию, квалификации (степени) «

ма-

гистр

» (срок обучения — два года после получе-

ния степени бакалавра).
После присоединения России к Болонскому про-

цессу приказом Министерства образования и на-
уки РФ в 2005 году был введён в действие «План 
мероприятий по реализации положений Болонской 
декларации в РФ». Координатором действий ответ-
ственных за выполнение заданий этого плана орга-
низаций был назначен Национальный фонд подго-
товки кадров (НФПК).

В Московском энергетическом институте под-

готовка бакалавров началась в уже далёком 1992 
году, и спустя четыре года, в июне 1996 года, впер-
вые выпускникам вручались 

дипломы бакалавров

В то время представители электроэнергетических 
предприятий с непониманием и определённым сар-
казмом отнеслись к появлению на рынке труда ба-
калавров. Их реакция была примерно следующей: 
«

Бакалавр — это недоученный инженер?

». Спра-

ведливости ради стоит отметить, что количество 
выпускников, закончивших своё обучение в вузе 
после получения диплома бакалавра, оказалось 
мизерным. Большинство студентов считали более 
престижным получить второй диплом — 

диплом 

специалиста

. Что же касается магистратуры, то на 

обучение по соответствующей программе, заверша-
ющейся защитой 

магистерской диссертации

, шли 

только наиболее талантливые и склонные к научно-
исследовательской работе студенты, число которых 
по каждому направлению весьма незначительно.

Обучение студентов при любом уровне подготов-

ки сегодня осуществляется в соответствии с Феде-
ральными государственными образовательными 
стандартами (ФГОС). Это стандарты третьего по-
коления, разработанные с учётом положений Болон-
ской декларации, в частности, основанных на так на-
зываемом 

компетентностном подходе

.

В качестве примера рассмотрим ФГОС ВПО при-

менительно к подготовке бакалавров по направ-

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ

Рис. 4. Логотип 

Болонского 

процесса


Page 6
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2014, www.kabel-news.ru

58

лению 140400 «

Электроэнергетика и электро-

техника

», утверждённый приказом Министерства 

образования и науки РФ № 710 от 08.12.2009 [11]. 
В разделе IV даётся характеристика профессио-
нальной деятельности выпускников, перечислены 
объекты и возможные 

виды

 их будущей 

деятель-

ности

. К числу последних отнесены проектно-кон-

структорская, производственно-технологическая, 
организационно-управленческая, научно-исследо-
вательская, монтажно-наладочная и сервисно-экс-
плуатационная.

А в разделе V, посвящённом требованиям к ре-

зультатам освоения основных образовательных про-
грамм бакалавриата, перечислены 

компетенции

которыми должен обладать выпускник. Все компе-
тенции разделены на две категории: общекультур-
ные (ОК) и профессиональные (ПК). Последние, в 
свою очередь, содержат общие профессиональные 
компетенции и компетенции, соответствующие каж-
дому из перечисленных выше видов деятельности. 
Всего профессиональная категория насчитывает 
51 компетенцию.

Хотя перечень компетенций по видам деятель-

ности в основном отражает современные потреб-
ности в образовательном уровне специалиста, но 
при его составлении, видимо, ещё не учитывалось 
то обстоятельство, что вместо традиционной ранее 
схемы организации сооружения объекта в рамках 
взаимоотношений «генподрядчик — субподряд-
чики» сейчас всё чаще практикуется сооружение 
объектов «под ключ», которое берут на свои пле-
чи 

инжиниринговые компании, 

выступающие в 

роли

 EPC-подрядчиков.

 Аббревиатура 

ЕРС

 

со-

ответствует начальным буквам трёх английских 
слов: 

еngineering

 (проектирование), 

procurement

 

(поставка оборудования), 

constraction

 

(строитель-

ство) [12]. В качестве примеров компаний, успешно 
функционируюших как такие подрядчики, можно 
назвать ОАО «Энергостройинвест-Холдинг», ОАО 
«Группа Е4» и др. Видимо, имеет смысл выяснить у 
руководства таких организаций, не стоит ли допол-
нить перечень профессиональных компетенций та-
кими, которые отражают специфику деятельности 
их сотрудников.

В разделе VI стандарта содержатся требования 

к структуре основных образовательных программ 
(ООП) бакалавриата. ООП состоит из следующих 

учебных циклов

:

•  гуманитарный, социальный и экономический;
•  математический и естественно-научный;
• профессиональный.

Каждый учебный цикл имеет 

базовую

 (обя-

зательную) часть и 

вариативную

 (профильную), 

устанавливаемую вузом. Вариативная часть даёт 
возможность расширения и углубления знаний, 
умений и навыков, необходимых для успешной 

профессиональной деятельности или для продол-
жения профессионального образования в маги-
стратуре.

В образовательном стандарте подготовки бака-

лавров по направлению 140400 [11] в таком разделе 
основной образовательной программы, как «Про-
фессиональный цикл» для модуля «Электроэнер-
гетика», указано, что обучающийся должен знать 

конструктивное выполнение воздушных и ка-
бельных линий электропередачи.

На основе образовательной программы раз-

рабатывается 

учебный план

 подготовки специ-

алиста соответствующего уровня. Это перечень 
дисциплин, распределённых по годам и семестрам 
обучения с указанием часов, отведённых на каж-
дый из видов занятий (лекции, лабораторные и 
практические занятия, самостоятельная работа). 
Так, например, в действующем учебном плане 
подготовки бакалавров, обучающихся по профи-
лям «Электроэнергетические системы и сети» и 
«Электроснабжение», на дисциплину «

Воздуш-

ные и кабельные линии

» (ВКЛ) отведено всего 

30 лекционных часов в весеннем семестре тре-
тьего года обучения, из которых на кабельные 
линии приходится ровно половина, то есть знания 
о кабельных линиях даются студентам в весьма 
ограниченном объёме с изложением лишь мини-
мального количества информации общего харак-
тера.

Пользуясь возможностью, замечу, что при оче-

редной корректировке ФГОС представляется целе-
сообразным рассмотреть вопрос о замене в ООП 
дисциплины ВКЛ на дисциплину под названием 
«

Технические средства передачи электроэнер-

гии

», как это уже принято при повышении квалифи-

кации и получении второго высшего образования в 
ЦППЭ НИУ «МЭИ» [13].

Несколько лучшее положение имеют студенты, 

которые после получения степени бакалавра про-
должают обучение по программам подготовки специ-
алистов или магистров. Так, в программе подготов-
ки «Оптимизация структур, параметров и режимов 
систем электроснабжения и повышение эффектив-
ности их функционирования» в вариативную часть 
профессионального цикла включена дисциплина 
«

Кабельные линии систем

 

электроснабжения

» 

(КЛ СЭС), которая преподаётся в 10-м семестре, 
имеющем длительность 18 недель. В соответствую-
щем учебном плане на неё отводится 3 аудиторных 
часа в неделю, то есть в сумме 54 академических 
часа за семестр.

Информация о том, как в пределах общего ко-

личества выделенных в учебном плане на данную 
дисциплину часов они распределяются между за-
планированными видами учебных занятий, служит 
лектору курса основой для составления 

рабочей 

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ


Page 7
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2014, www.kabel-news.ru

59

программы

, в которой сформулированы темы каж-

дой лекции и каждого практического и лаборатор-
ного занятия. Вот тут-то, именно на этом этапе и 
возникают «творческие муки» у того преподавателя, 
которому приходится этим заниматься. Но об этом в 
следующей части статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. 

 Бушуев  В.В.

 Инновационная электроэнергетика 

— 21. Технологические тенденции развития энер-
гетики // ЭЛЕКТРО, 2011, № 3, с. 2—8. 

2.

 Зуев Э.Н.

 Подземные электропередачи — про-

шлое, настоящее и будущее // Энерго-info, 2008, 
№ 9, с. 36—43. 

3. 

Справочник

 по проектированию электрических 

сетей. — 4-е изд. Под ред. Д.Л. Файбисовича. — 
М.: ЭНАС, 2012. 

4. 

Ларина Э.Т.

 Силовые кабели и высоковольтные 

кабельные линии. — 2-е изд. — М.: Энергоатом-
издат, 1996.

5. 

Зуев Э.Н.

 Основы техники подземной передачи 

электроэнергии. — М.: Энергоатомиздат, 1999.

6. 

Архипов С.

 Единая техническая политика элек-

тросетевого комплекса России // ЭЛЕКТРОЭНЕР-
ГИЯ. Передача и распределение, 2013, № 6 (21), 
с. 30—33.

7. 

Бердников Р.Н.

 Новый форум UpGrid 2012. // 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение, 
2012, № 5 (14), с. 24—25.

8. 

Сайт

 Агентства по контролю качества обра-

зования и развитию карьеры (АККОРК) — 
www.akkork.ru/r/bolognese.

9. 

Сайт

 «Болонский процесс в России» Нацио-

нального фонда подготовки кадров (НФПК) — 
www.bologna.ntf.ru.

10. 

Федеральный закон Российской Федерации

 

от 24 октября 2007 г. № 232—ФЗ «О внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации (в части установления уров-
ней высшего профессионального образования)».

11. 

Федеральный государственный образова-
тельный стандарт

 высшего профессионального 

образования по направлению подготовки 140400 
Электроэнергетика и электротехника (квалифи-
кация (степень) «бакалавр»). www.fgosvo.ru/up-
loadfiles/fgos.

12. 

Аношин А.О.

 Под «золотой» ключ // Энергоэк-

сперт, 2008, № 5, с. 22—27.

13. 

Основы

 современной энергетики. Том 2. Совре-

менная электроэнергетика. Учебник для вузов. 
4-е изд. — М.: Изд. дом МЭИ, 2008 (глава 10. Тех-
нические средства передачи электроэнергии).

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ

9


Оригинал статьи: Современный взгляд на содержание дисциплины «Кабельные линии высокого напряжения» (часть I)

Читать онлайн

В первой части данной статьи анализируется современное состояние преподавания дисциплины «Кабельные линии высокого напряжения» для студентов специальностей «Электроэнергетические системы и сети» и «Электроснабжение» и предлагаются пути его модернизации в соответствии с инновационным развитием кабельной техники и её перспективным использованием в системах электроснабжения мегаполисов и крупных промышленных предприятий. Продолжение статьи в следующем номере.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Кадровая политика компании «Россети» — инвестиции в будущий успех

Интервью Подготовка кадров
Интервью с заместителем Генерального директора — руководителем Аппарата ПАО «Россети» Владимиром Харитоновым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»